Забывание и изживание

Забыв вину или обиду мы теряем связь с этой ментальной реальностью и вместе с тем лишаемся возможности разрешить проблему, которая вызвала эмоцию. Поэтому при повторении подобных ситуаций мы снова переживаем эти эмоции, а иногда даже сильнее, чем раньше. Забывание, таким образом, дает нам только временное преграду к информации о неприятном. Но тем самым забывание блокирует возможность духовного роста, изживанию проблемы, связанной с данной эмоцией.

В результате саногенного изживания эмоции мы приобретаем способность управлять ее переживанием, контролировать эмоцию. Это уже нечто большее, чем простое забывание. Если я изжил определенный виды обиды, скажем, мой друг не обоснованно считает меня скупердяем или жена склонна, например, мою осмотрительность рассматривать как слабость и трусость, что обижало меня, то эти вещи постепенно, по мере развития саногенного мышления, перестают меня трогать.

Чтобы работать над эмоциями, я не должен забывать их, а, наоборот, вспоминать более детально и обдумывать их правильно, саногенно. Если я их забуду, то не смогу проделать нужную духовную работу. Обычно говорят: "Забудь все это и ты обретешь покой!" Этим самым прекращается духовный рост. Забывание как раз вредно, а не полезно.

Чтобы не забывать, я должен запоминать эти эмоции. А лучшего средства для этого нет, кроме ведения дневника. Возвращаясь к старым записям в дневнике я могу подробно восстановить определенную эмоцию, которую я пережил ранее, и тщательно обдумать ее. Таким образом, дневник способствует духовному росту, так как позволяет не забывать, а изживать эмоции.

 

Целительное письмо

Ведение дневника и его чтение способствует самовоспитанию, При этом происходит управление собственной памятью, снятие эмоционального стресса, нейтрализация влияния эмоциогенных образов, приобретение навыков и привычек к интроспекции. Но наиболее существенное достижение при этом состоит в умении и привычке вести дневник.

 

Управление памятью

Мы ошибаемся, думая, что если мы что-то забыли, то оно переслало для нас существовать. Наша память так устроена, что с каждым новым опытом происходит перекодирование информации так, что данный материал помещается в некотором отдаленном и редко используемом регистре памяти. "Забытое" это то, что даже при желании не вспоминается. Однако могут быть ситуации, когда эти неприятные переживания память непроизвольно извлекает из глубин бессознательного и выставляет в сознание в самый неподходящий момент. Забыв плохое переживание, невозможно от него избавиться. Другое дело, если вы можете сами преднамеренно вспоминать или не вспоминать некоторое событие.

Преднамеренность усиливает вашу способность управлять своим умом и памятью. А это важно для приобретения внутренней свободы. Лучше кое-что вспомнить самому, чем оно само о себе напомнит, да еще в неподходящий момент! Ведение дневника облегчает управление памятью.

 

Снятие стресса

Когда вы описываете событие, вызвавшее эмоциональный стресс, возникает два следствия. С одной стороны вы фиксируете свои мысли и чувства, а с другой получаете облегчение от переживаний, связанных с данной ситуацией. Это снимает эмоциональный стресс, делает его коротким, а не хроническим. Происходит нейтрализация образов и освобождении энергии чувств, связанных в этих образах и у гашение навыка переживания.

 

Нейтрализация влияния образов

Эмоциональный стресс поддерживается тем, что вы находитесь во власти образов той ситуации, в которой возникли ваши обиды, оскорбления или вина. Эти образы рестимулируют и поддерживают чувства. Они становятся пусковыми стимулами эмоции.

Что же происходит при написании дневника? Казалось бы, с момента, как вы начинаете описывать в дневнике эту ситуацию, чувства должны усиливаться и способствовать подъему эмоционального стресса. Но все происходит наоборот. А вот почему.

Процесс письма, если рассматривать его как сложное умственное, аффективное и физическое поведение, нисколько не похож на процесс описываемого переживания. Это два разные поведения.

При письме вы вынуждены свои переживания перекодировать в слова, которые намерены написать, соблюдая грамматические правила. Это поведение вербальное. А когда вы, например, обижаетесь, то имеет место другое поведение, не похожее на письмо. Одно дело – обижаться. Здесь действует ментальный механизм обиды, а.другое – описывать свою обиду. При этом действуют совсем другие правила поведения. Чем в момент описания обиды занят ваш ум? Ему приходится вспоминать не только слова, обозначающие переживания, но и правила их написания, активизировать умение пользоваться карандашом или ручкой, правильно держать их и т.п. А эти действия сами по себе не имеют никакого отношения к переживанию обиды.

Работа письма отделяет ваше Я от образов, стимулирующих переживание. Начав описывать обиду, примерно через пять-десять минут, ваше переживание будет полностью перекодировано и приобретет совершенно другой облик, нужный для письма. Переживанию не останется места в вашем умственном пространстве. Вы это легко обнаружите, ведя дневник, поскольку вам начнет казаться, что обижался или страдал от чувства обиды или вины некто другой, чувства которого вы и описываете. Теперь понятно, что происходит при письме? Но это еще не все.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: