Глава 4. Твердость камня веры от благочестивого учения боговещанных святых отцов. Об использовании святых икон и об их почитании в давние времена

 

Знайте, что свидетельства упомянутых здесь святых Отцов заимствованы из трудов святого Дамаскина, из трех его Бесед, в которых он богомудро написал по‑гречески о почитании святых икон.

Святой Дионисий, Епископ Афинский, современник Апостолов, в послании к Иоанну Богослову говорит: «Видимое поистине суть явления невидимых образов».

Также святой Дионисий пишет в послании к Титу: «Поэтому должно и нам отложить суетное мнение об иконах и отнестись к ним так, как подобает святыне, и считать иконы знамениями святых, а не презирать начертания Божественных видов и образы, превосходящие тайны естества».

Также святой Дионисий пишет в книге «О церковном чиноначалии»: «Чины, нас превосходящие, о которых мы вспоминаем, не имеют плоти: и блаженное чиноначалие, им принадлежащее, познается одним умом, мир преимущим, поскольку нам же предлежит».

Видим то, что можем вместить, познавая видимые знамения, от которых таинственным образом возводимся к соединению с Божеством, по мере, доступной нам, и тем самым Бог и Божественная сила познаются, насколько возможно, нашим умом.

Мы же, глядя на изображения и образы, направляющие чувства к Божественному Боговидению, насколько можем, возносимся к ним умом.

Василий Великий в похвальном Слове Святому мученику Варлааму, рука которого сгорела в огне, говорит следующее: «Как же расскажу о тебе, о, мужественный воин Христов, столпом ли тебя наименую? Но каким‑либо образом выражу восхищение твоим особенным долготерпением, ибо огонь, охвативший столп, сжигает его десницу, но не может заставить его бросить фимиам на огонь идоложертвенника». И далее пишет: «Но что детским лепетом победоносца умаляю? Дадим место прочим благолепнейшим похвалам, призовем ради его прославления трубы доброгласнейших учителей. Воссоздайте лучше, чем я, о, преславные изобразители его страданий, несовершенный образ этого вождя, украсьте своим художеством данное мною тусклое изображение венценосного страдальца и, по вашей мудрости, яркими красками его осветите (Минея, 19 ноября).

Пуская я буду побежден вашим живописным образом подвигов и побед мученика. И да возрадуюсь, покоренный ныне вашей победой благодаря вашему смиренномудрию, да увижу борьбу этой руки с огнем, изображенную вами лучше, чем мною, да увижу добродетельнейшего защитника, ярче показанного вами. Пускай плачут бесы, уже и из‑за нас устрашенные победами мученика. Да будет показана снова горящая и побеждающая рука. Да будет изображен на этой же доске и Сам совершивший подвиг Христос, Ему же да будет слава во веки веков! Аминь».

Также Василий Великий в «Сто главе» пишет в главе 10 к Амфилохию о Святом Духе следующее: «Так как и образ царя именуется царем, речь идет об одном и том же царе, и ни власть его, ни воздаваемая ему слава не разделяется. Поскольку начальство одно и власть, нами повелевающая, одна, то и слава, которую мы воздаем, одна, а не многие, так как слава, образу являемая, восходит к первообразу. Поэтому если мы обращаемся к образу Христа, то за ним по естеству стоит Сын Божий. И как в предметах, созданных художеством, в самом виде есть подобие, так в несложном естестве, в обществе Божества есть соединение».

Также Василий Великий в похвальном Слове святому мученику Гордию говорит: «Люди радуются духовной радостью от одного воспоминания о славных делах мужей праведных и, когда слышат о ни стремятся им подражать. Ибо это повествование о людях, просиявших в добродетельной жизни, которые излучают свет, освещая путь тем, кто им последует». И далее: «Как мы, взирая на солнце, всякий раз удивляемся ему, так и о муже этом имеем незабвенную память, взирая и на слова, сказанные о нем, и на его изображения».

Также Василий Великий в похвальном Слове сорока мученикам говорит: «Усердно похвали пострадавших, тогда и ты произволением будешь мученик, и кроме гонения, кроме огня и ран, получишь вместе с ними эту похвалу». И далее: «Приведем как пример тех, о ком ныне память совершается. Принесем много пользы тем, кто слушает о них и их славных делах, если изобразим их на доске, чтобы все могли смотреть на них». И далее: «Как в битвах проявляется мужество, так в речах и словах проявляется похвала, украшающая доблестных мужей, но также и их изображения многих побуждают к добродетелям. Как повествование для ушей, так изображение для глаз».

Святой Златоуст говорит в толковании притчи о сеятеле: «Если высокомерно портишь одежду царя, не самому ли царю творишь бесчестие творишь; разве не знаешь, что если насмехаешься над царевым образом, то самого царя уничижаешь; раз одежда может считаться образом царя, то в случае ее порчи она несет на себе и царское бесчестие».

Святой Амвросий, Епископ Медиоланский, в своем Послании в Италию говорит: «Мне на третью ночь, когда я уже изнемог от поста, не во сне, но в оцепенении, явилось некое лицо, напоминающее блаженного Павла, подобно тому, как бы явился его образ, начертанный на доске».

Святой Епископ Григорий Нисский в Слове о Божестве Сына и Святого Духа высказывает одобрение Аврааму, говоря: «Он не пощадил сына своего, но, связанного, возложил на жертвенник. Когда взираю на это зрелище, достойное плача, иконописным художеством изображенное, не могу удержать слез».

Святой Епископ Леонтий из Неаполя, который находится в Кипре, в Слове к Иудеям говорит: «Если вы, о, Иудеи, укоряете меня за то, что я кланяюсь Крестному древу, почему не укоряете Иакова, поклонившегося верху жезла. Но явно, что Иаков воздает честь не жезлу Иосифову, как и мы, кланяясь Кресту, почитаем не дерево, но самого Христа. Если же кланяемся подобию Креста, которое может состоять из разных веществ, то почему не можем кланяться образу Распятого?» И далее: «Имели же вы, о, Иудеи, многие и различные образы и знамения, которые побуждали к воспоминанию Бога, прежде чем лишились их за неблагодарность вашу. Имели вы жезл Моисея, скрижали, начертанные перстом Божиим, горящую купину, камень, источающий воду, ковчег, в котором была сокровенная манна, жертвенник, исполненный Божественного света, доску, содержащую имя Божие, ефуд, показанный Богом, скинию, образующую Божество. Если же вы, о, Иудеи, всем этим предметам поклонялись днем и ночью, говоря: «Слава Тебе, Единому всемогущему Богу, всем этим чудеса в Израиле творящему» и так с древности, в соответствии с тем, что установлено Законом, смиренно поклонялись Богу, почему не понимаете поклонения Богу, совершаемого перед иконами». И ниже снова: «Если тот, кто от усердия своего поистине любит царя, увидит сына его или жезл его или скипетр или венец или дом или раба его, то с радостью обнимет и облобызает, и тем самым царю, своему благодетелю, воздаст честь. Не во много ли раз более должны мы почитать Бога».

И еще, также: «Если же вы, о, Иудеи, имея образы Моисея и Пророков, всегда поклонялись их Богу, то подобным образом воспринимайте и христиан, когда увидите их поклоняющимися Кресту, и знайте, что честь и поклонение они воздают самому Христу, на Кресте распятому, а не дереву. Ибо если бы они почитали естество дерева, то кланялись бы лесам и дубравам, как и вы поступали в Израиле в древности, когда, кланяясь дереву и камню, говорили: ты мой отец (...) ты родил меня (Иер. 2:27). И еще: увидев тельца, Иудеи говорили: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской (Исх. 32:4). Мы же не обращаемся так ко Кресту или к иконам святых: они не боги наши, но книги, раскрытые в память Бога и честь Его, которым, явственно прославленным, кланяемся в Церквях. Почитающий мученика почитает Бога, ради которого он пострадал. И почитающий Божию Матерь почитает Родившегося от Нее».

Севириан, Епископ Гавалов, на освящении Церкви: «Моисей вознес змея на знамя и повелел смотреть на него ужаленным (Чис. 21:8‑9)». Почему он повелел смотреть не на небо и не на скинию, но, минуя их, на прообраз Креста? Зачем это сделал Моисей, он, поучавший людей: Не делай себе кумира, ни всякого подобия, ни на небе вверху, ни на зелие внизу. Но что я неблагодарным говорю это. Скажи мне, молю тебя, верный слуга Божий, почему то, что другим запрещаешь, сам это же и делаешь, и что рассеять повелеваешь, то сам же и назидаешь. Ты не велел делать кумира и уничтожил расплавленного тельца, а сам выставляешь медную змею, причем не тайно, а явно, для всеобщего обозрения. Моисей потому тогда наложил запрет, что желал заградить путь нечестия и избавить людей от идолослужения. Ныне же он вознес медную змею, желая прообразовать саму истину, и, сотворив Скинию и все херувимы в ней как знамения невидимой Святости, тем самым предсоздал образы и тень будущего (Кол. 2, 17). Так и змею он сделал для спасение людей, чтобы, обретая опыт, они навыкли предузнавать образ Креста, Спасителя и Избавителя, на нем висящего. Это истинно так, что вы. друзья, можете понять из слов Господа, говорящего: И как Моисей вознес змия в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:14‑15) «.

Святой Анастасий, Архиепископ Феопольский, пишущий о субботе Епископу Симеону, говорит следующее «Если царь не присутствует, вместо него почитается его образ. Если же он присутствует, то, если и кажется излишним, оставя первообразное, почитать образ, однако из‑за того, что он присутствует, образ уничижать не подобает». И ниже: «Подобно тому, как тот, кто царский образ бесчестит, несет соответствующее наказание, как если бы самого царя обесчестил, хотя этот образ не что иное, как дерево, раскрашенное красками, так и тот, кто чей‑либо образ презирает и уничижает, тому самому, кого образ являет, творит бесчестие и поношение».

Святой Афанасий в «Стоглаве» ко князю Антиоху, в главе 28: «Да не будет так, как поступают Еллины, что якобы мы, христиане, вместо богов почитаем образы. Мы только выказываем усердие и любовь к лицу, чей образ начертан. Поэтому неоднократно дерево, на котором был образ, но сейчас его не видно, сжигается как негодное». И ниже: «Как Иаков, умирая, концу жезла Иосифова поклонился, не жезл почитая, но его самого, так и мы, христиане, не с иным намерением почитаем образы».

Святой Златоуст на третий псалом о Давиде и Авессаломе говорит: «Вождям и победителям цари ставят за их мужество образы изваянные, другим же столпы в знамение победы воздвигают и стихами, похвалу содержащими, их украшают. Другие же в книгах победителей восхваляют и их изображения почитают. Малодушному и покинувшему поле битвы образа никто не поставит».

Святой Епископ Леонтий из Неаполя на Кипре говорит в Книге Пятой к Иудеям: «Ругают нас, что почитаем святой Крест и Божественные иконы; нечестивые люди называют нас почитателями идолов и деревянных богов. Если бога (как лжесловят нечестивые) деревянного или многих богов почитаем, то почему не клянемся многими богами, подобно тому как вы, увидел одного тельца, сказали: Это бози твои, Израиль (Исх. 32:4). Такой клятвы из уст христиан вы никогда не слышали. Но у прелюбодеев синагоги есть обыкновение Непорочную Невесту Христову называть прелюбодейкой».

И ниже: «Ни виды, ни образы, ни знамения не почитаются у нас, как боги: если бы деревянный образ почитали как Бога, то такую же честь воздавали бы и прочим деревьям, а также (что нередко на деле бывает), икону со стершимся образом не сжигали бы в огне».

И еще: «Если дрова сложены в виде Креста, поклоняюсь таковому изображению ради Христа, Который был на нем распят. Если же они лежат раздельно, откладываю их и сжигаю». И еще: «Как тот, кто, принимая запечатанную царскую грамоту и целуя ее, не печать, не свиток, но самого Царя почитает, так и мы, христиане, являющиеся образом Христа, не дерева естество почитаем, а знамению, персту и образу самого Христа, смотрящего на Крест, распятого Крестом, поклоняемся». И еще также: «И поэтому мы изображаем Христа и Христовы страдания в Церквях, в домах, на улице, на досках, на плащаницах, на завесах, чтобы, всегда глядя на них, помнить и не забывать о них так, как вы сильно забыли Господа Бога. И как вы, почитая книгу Закона, почитаете не естество кожи, не чернила, которыми написаны буквы, но Слова Божии, которые являются ее содержанием, так и мы в образе Христа кланяемся не дереву, не краскам (да не будет так), но, бездушному внешнему виду Христову кланяясь, тем самым, самого Христа, как мы думаем, обнимаем и целуем». И еще: «И как Иаков видя окровавленную ризу сына своего Иосифа, преданного братьями, взял ее, целуя со слезами и прилагая к плачущим очам, рыдал не о ризе, но представляя, что обнимал самого Иосифа и касался его руками, так и мы, христиане, образ Христа или Апостола или мученика целующие, у себя в уме считаем, что целовали самого Христа или Апостола или мученика». И еще: «Как дерзаете называть идолослужителями христиан, которые повсюду разорили идольские капища, храмы же мучеников воздвигли. Если бы они кланялись идолам, то не почитали бы мучеников, истребителей идолов. И если бы они дерево, как вы говорите, ублажали, то как бы они восхваляли этих святых мужей, которые сожгли деревянные капища демонов. И если бы они камню честь воздавали, то как величали бы Апостолов, которые сокрушили каменных идолов. И как бы они почитали наружность лживых богов, как бы торжественно праздновали память троих отроков, отказавшихся поклониться золотому идолу.

Велико поистине упорство нечестивых, велика слепота, велики, о Иудеи, ваши бесстыдство и нечестие, когда наносите обиду самой истине. Суди меня. Боже, и рассуди тяжбу мою; от народа нечестивого, от человека неправедного и лукавого избавь меня! (Пс. 42:1)». И также: «Если же, как уже многократно говорилось, дерево и камень почитали бы, то к дереву и к камню и обращались бы, как и вы говорили в древности: ты мой отец (...) ты родил меня (Иер. 2:27). Если же святых почитаю наружность, особенно если им кланяюсь и величаю подвиги непобедимых страдальцев, как вы, безумные, можете называть их идолами, которые являют образы и подобия ложных богов, прелюбодеев, убийц и сластолюбцев, а не Апостолов и Пророков.

Но, вкратце уяснив, какая разница между христианскими и языческими образами, послушайте. У Халдеев были в Вавилоне разные мусикийские орудия, с помощью которых они устраивали торжества демонам. Евреи также имели псаломские орудия, принесенные из Иерусалима, и органы, которые они повесили на вербах. И те, и другие были итогом мусикийского художества, псаломские сосуды, гусли, трубы, рога, органы, но вторые во славу Божию, а первые и еще им подобные употреблялись ради торжества демонов.

Именно таковы различия между христианскими и языческими образами: последние в честь и славу демонам, первые же в честь и славу Христу Богу нашему, чтобы стать Его другом же и угодником».

Святой Афанасий, Архиепископ Александрийский, в Слове третьем против ариан говорит: «Знайте, что Сын и Отец едины, знайте, что Сын в Отце и Отец в Сыне. Ибо Сыновнее Божество в Отце, а Отчее есть в Сыне. И тот, кто это понял, тот знает, что, видя Сына, он видит Отца, потому что в Сыне видится Божество Отца.

Это можно понять на примере царского образа. Поскольку в образе вид царя и в царе вид образа, и в образе является царское подобие, да всякий, кто видит образ, в нем увидит и царя». И еще: «Всякий, кто видит царя, понимает, что он тот, кто является в этом образе. И потому не отличается подобие: тот, кто увидел образ, если захотел видеть образ царя, как бы говорит: я и царь едины, я в нем, и он во мне, и то, что во мне видишь, и в нем видишь, и то, что в нем видел, видишь и во мне. Тот, кто кланяется образу, кланяется царю, которого наружность и вид являет образ».

Святой Кирилл, Патриарх Иерусалимский, в Катехизисе, глава 21, говорит: «Все, что сотворил Бог, очень хорошо, но нет другого образа Божия, кроме человека. Солнце возникло по Единому повелению, человек же создан руками Божиими. Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1:26).      

Если образ царя почитается, то тем более словесный образ Божий».

Святой Григорий Назианзин говорит о святом крещении: «Если после крещения восстанет на тебя враг, не испугайся подвига, но, вооружившись знамением, говори: «Образ есть Божий, не как ты низвергнут из славы небесной, в Христа облекся, в Христа крещением изменился"".

Святой Златоуст в толковании на Книги Маккавеев говорит: «Созданные образы царских лиц не от золота только и серебра и иного многоценного вещества светлеют, но и от меди имеют такой же вид. И хотя вещества различаются, ничто не вредит чести образа оттого, что какое‑то из веществ имеет меньшую цену, от этого честь образа не умаляется. Всякое вещество в равной мере создает царский вид, достоинство получает не образ от вещества, но вещество от образа, который составляет».

Святой Анастасий Синаит в неделю об Апостоле Фоме говорит: «Тот, кто думает, что видел Христа во плоти, мнит, что он Пророк. Мы же, Его не видев, с детства привыкли исповедовать Бога истинного. Господа Вседержителя, всех веков Творца и Сияние славы Отчей. Так мы Его Евангелие с верою слышим, как вы слышали самого живого Христа. И на икону его Божественную так взираем, как будто Самого, с небес на нас глядящего, видели: поэтому, припадая к земле, поклоняемся Пречистому Его изображению. Огромна поистине ныне христианская вера».

     До сих пор выписаны свидетельства святых отцов из бесед Дамаскина.      

Авва Дорофей в поучении 21 на святую Пасху говорит так: «Кто хочет написать царский образ, может взять для образа гнилые краски и обесчестить царя, и стать мучеником, но все же использует все краски светлые и достойные царского образа. Бывает же, что и золотые петалы прилагают к царскому образу, и все подробности царской одежды стараются, насколько возможно, воплотить в образе, чтобы тот, кто видел образ, охватывающий все Царское изображение, считал, что именно этого самого царя видит, именно само первообразное».

Содержание и других многочисленных свидетельств Боговещанных отцов о почитании святых икон, которые, ради краткости этой Книги, чтобы она не разрослась безмерно, оставляя, под конец привожу великого почитателя и защитника святых икон святого Иоанна Дамаскина Догмат Православной веры о почитании святых икон, который он запечатлел своей кровью.

Он не испугался рычащего Льва и пострадал за святые иконы отсечением руки. Молясь же перед иконой Владычицы Богоматери, он получил исцеление и исцелившейся чудесным образом рукой написал в защиту святых икон пространные и богомудрые беседы, в которых цветут, как в насаженном Богом вертограде, некие малые цветы, в нашем славянском переводе, суть которых излагается ниже (Книга 4 «О вере» глава 17):

«Потому народ Моисея кружно поклонялся скинии, являвшей икону и образ Небесный, что сказал Бог Моисею: Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе (Исх. 25:40), и херувимы, осеняющие милостивницу (алтарь), не дела ли рук человеческих. Что же, в Иерусалиме не рукотворен ли знаменитый храм и не человеческим ли художеством он создан?» И ниже: «Жертвовали Еллины, жертвовали и Иудеи, но Еллины демонам, Иудеи же Богу, и отвергнута жертва Еллинов, жертва же праведных Богу приятна. Изваяния Еллинов, поскольку были изображения демонов, отвергнуты. Но это не относится к образам Моисея, которые были изображениями Небесного». И ниже: «Невидимому, бестелесному, неописуемому и невообразимому Богу кто может сотворить подражание. Но поскольку Бог по Своему милосердию и любви истинно был Человеком ради нашего спасения, то и видится, как Человек. Напишем Его изображение в воспоминание наше и для обучения тех, кто при этом не присутствовал». И ниже: «Поскольку не все грамотны, не все умеют читать, по свидетельству святых отцов, иконы пишутся в сокращенное воспоминание. Мы не всегда думаем о страданиях Господних, но, увидев образ Христова распятия, вспоминаем о Его спасительных страданиях, и, падая, поклоняемся не вещи, но образуемому, как и не вещи Евангелия, не вещи Креста поклоняемся, но изображению, потому что честь образа переходит к первообразу».

Святой Дамаскин заканчивает свое слово и говорит: «Есть и многое другое, что Апостолы передавали, не записывая. Поэтому Апостол, учитель язычников, вещает: братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим (2 Фес. 2:15). И еще: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам (1 Кор. 11:2)». Смотрите об этом 4‑ю Книгу Святого Дамаскина о вере Православной, глава 17, а также его три беседы о святых иконах.

Первый вывод      

Достоинство образа восходит к первообразному, и почитающий образ почитает образуемого. Как учат богоносные Отцы, слова которых здесь приводим: «Веруете ли этому, противники, или не веруете? Если веруете, то вместе с нами почитайте святые иконы и в них кланяйтесь первообразному. Если же не имеете веры и от боговещанного учения святых Отцов, как аспиды глухие, затыкаете свои уши, то, по крайней мере, научитесь мудрости, как бесчестие образа восходит к первообразному, от вашего начальника Копронима».

Здесь уместно сослаться на святого Стефана, игумена Авксентийской Горы, за иконы пострадавшего от нечестивого царя Копронима, который, видя его бесстрашие и многократно со злобой угрожая ему и позоря его, назвал его идолопоклонником. Святой же, подражая своему тезоименному первомученику Стефану, отвечал, что не может противостоять их же премудрости и духу. Взяв пенязь (монету), на которой был изображен царский образ, он спросил окружающих: «Чей это образ?». Говорят: «Царя». Тогда святой, плюнув на образ царя Копронима и повергнув его на землю, начал попирать его ногами. Всем же негодующим и самому царю, разгневавшемуся за дерзость, преподобный из глубины сердца воздохнул: «О, сколько слепоты и безумия! Гневаетесь на меня за то, что я попрал образ царя земного, смертного, тленного. Вы же, поправшие образ Царя Небесного, Христа, Сына Божия, и Матери Его Пренепорочной, как избежите гнева Божия и огня геенского? Ведь вы понимаете, Копронимовы единомышленники, что бесчестие образа восходит к первообразному? Если же это относится к бесчестию, то и честь образа на переходит образуемого».

Второй вывод      

Кому больше должно подражать в вере, ответьте мне, противники: Отцов ли Богоносных, чествующих святые иконы и чествовать научающих, или вас, иконоборцев? Рассмотрим обе стороны. На одной иконочтители, оные Отцы, благочестием и житием святым равноапостольным сияющие: святой Дионисий, Сильвестр, Василий, Григорий, Златоустый, Афанасий, Кирилл, Амвросий и прочие, им подобные. На другой же стороне иконоборцы: Лев Исавр, Константин Гноеименитый, Лев Армянин и их единомышленники: Мартин Лютер, Иван Кальвин, Федор Беза и прочие, им подобные.

Теперь внимательно рассмотрим, какая из сторон лучше, чья вера достойнее подражания. Одни шествуют тесным и прискорбным путем и живут не по плоти, а по духу, умертвив все плотские страсти, став жилищами Святого Духа. Еще будучи во плоти, они прославлены Богом бесчисленными чудесами, а после кончины их мощи украшены нетлением и таковыми пребывают и доныне. Другие идут широким и пространным путем и живут по плоти, а не по духу, будучи весьма чуждыми богодухновенной жизни. Решайте, и тьму от света, плевелы от пшеницы, болото от золота усердно отделяйте. Но да не будем сами себе судьями в своих распрях. Возьмем праведного судью, святого Апостола Павла. Суди, Избранный Сосуд, и рассуди наш спор. Скажи нам, какая сторона лучше, чья вера душеспасительна? Святой Павел отвечает: Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (...) Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь (Евр. 13:7‑9). Благодарим, святой Павел, за праведное рассуждение и распри утоление. Вы же, противники, слушайте, что говорит Павел: Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие. Видите, как много важного не только написали, но и рассказали нам наши наставники. Почему же вы везде искажаете Писание, почему отвергаете Предание? Еще же и прочее слушайте: взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.      

Слышите ли, чьей вере велит подражать Апостол? Во‑первых, он повелевает взирать на житие и кончину жизни и не слушать тотчас тех, кто думает, что произносит слово Божие, ибо и сатана некогда произносил слово Божие, обращаясь ко Христу. Написано: Ибо Ангелам Своим заповедает Он о тебе, охранять тебя на всех путях твоих (Пс. 90:11). Но велит взирать на житие непорочное, неоскверненное, чистое, святое, богоугодное и на кончину жизни, то есть, смерть, достойную перед Господом.

Далее Апостол велит подражать вере достойных жизнью и кончиной перед Богом и всеми людьми: и таковые праведники есть среди тех, кто на нашей стороне.

Какова же жизнь и кончина тех, кто на Вашей стороне, известно всему миру, я же промолчу. А вы усвойте и последние слова изречения Павла: Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь. Но что означает чуждость учений? Она означает новизну учения по отношению к уже утвержденному в вере Церкви Христовой, например, возникшего как ересь иконоборства, которую в восьмом столетии засеял враг как плевелы между пшеницей. В чем состоят различия между учениями? Очевидно, в том, что они не согласуются между собой, и такова суть учения иконоборцев. Иные из них вовсе не приемлют иконы, таковы кальвинисты. Иные же приемлют всякие иконы, но учат не поклоняться им. Иные же приемлют только некоторые иконы, такие как иконы Распятия Христова и Тайной Вечери. Вот что такое чуждые и различные учения. И таковыми Апостол не велит увлекаться: Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь.      

Третий вывод      

Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои, – вещает Святой Дух (Притч. 22:28).      

Зачем же вы, противники, передвигаете межу святых Отцов? Морю и волнующимся рекам поставлены пределы, которые не следует переходить. Вы же хуже бессловесных тварей, перескакиваете берега, установленные святыми Отцами. Но вы, наверное, скажете, что святые Отцы, которые сами почитают Божественные иконы и учат их почитать, заблудились, не познали, ниже уразумели они истины, во тьме ходят (Пс. 81:5), а Лютер и Кальвин исправили их заблуждения. О, пустословие, достойное смеха! Враны ночные увидели солнце, которое не смогли увидеть орлы. Но об этом далее не распространяюсь и оставляю на всякое правое и не помраченное тьмой ненависти размышление.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: