Глава 5. Твердость камня веры от церковной истории и от чудес, происходящих у Святых Икон

 

Авгарь, князь Едесский, страдал от жестокой болезни и так сильно желал видеть Христа и получить от Него исцеление, что Целитель душевных и телесных язв Христос Бог наш, исполняя его желание и молитву, вид Пречистого Лица Своего изобразил на плащанице и послал Авгарю. С какой же радостью он ее принял, целуя и кланяясь Пречистому Образу Христову, и исцелился, и какие впоследствии чудеса происходили от этого богочеловеческого изображения, читайте об этом в Прологе от 17 августа. Отсюда ясно, что начало святых икон исходит от Самого Христа.

Там же, в тот же день, повествование о том, как сарацинский старейшина Селим не смог войти во врата Царствующего Града из‑за Богородичной иконы на верху ворот.

О святом Евангелисте Луке написали многие историки – о том, как он первым собственноручно живописал образ Пречистой Богородицы, носящей Предвечного младенца, Господа нашего Иисуса Христа, а также написал еще две другие Богородичные иконы, принес их к Матери Господней, спросить, угодны ли они Ей. Она же, увидев эти свои образы, промолвила своими Пречистыми устами: «Благодать Рожденного Мною да пребудет с этими иконами». По образцу этих икон другими иконописцами были написаны подобные им, а также иные. Смотрите об этом в его житии, от Метафраста и прочих, 18 октября, и узнаете, откуда берет начало изображение святых икон. Кто‑то из безумных скажет: «Я в это не верю, ибо святой Лука был врачом, а не иконописцем». Это слова безумца, как если бы кто говорил, что Павел был Апостолом, а не скинотворцем, или что Петр был Апостолом, а не рыболовом. Да разве не может, о пребезумный, один и тот же человек быть искусным во многих делах! Но речи безумного подобны праху, развеваемому ветром.

Как царь Константин Великий прежде святого крещения жестоко страдал от проказы, и как врачи хотели ради его исцеления сделать купальню, наполненную кровью младенцев и грудных детей. Как во сне явились ему святые Апостолы Петр и Павел, повелевающие ему устроить ради исцеления иную купальню, не только для тела, но и для души, и для этого повелели найти Епископа Сильвестра, скрывающегося в горе, называемой Сорактес. Как был найден Епископ, и как ему был задан вопрос о богах Петре и Павле, а Епископ отвечал, что то были не боги, но рабы Бога Вышнего. Как их икону Епископ показал Церкви, и Константин признал явившихся ему во сне, и оглашен был, и Крестился, и исцелился. Читайте об этом в житии святого Сильвестра, Папы Римского от 2 января. И оттуда узнаете, сколь древним является употребление святых икон.

Как святой Иоанн Златоуст имел в своей келье икону святого Апостола Павла, и как блаженному Проклу явился некий достойный старец, подобный изображенному на иконе святому Павлу, встав сзади Златоуста и тихо ему говоря в ухо. Читайте об этом в житии Златоуста, от 13 ноября, и в житии Святого Прокла, от 13 ноября.

Вспомнив о Златоусте, не должно умолчать и о его Божественной Литургии, в которой он повелевает литургисающим кланяться и целовать икону Христову и икону Богородицы. Смотрите в Служебнике, в Литургии святого Златоуста.

Как Мария Египетская за свое недостоинство не могла войти в Церковь Иерусалимскую для поклонения животворящему древу и как, увидев в притворе икону Богородицы, со слезами к ней молясь и называя Пресвятую Богородицу Споручницей своего спасения, услышав от нее глас: «Если перейдешь Иордан, обретешь блаженный покой». Читайте об этом в житии Марии Египетской, от 20 апреля. И узнайте, что может горячая молитва к иконе Богородицы.

Как святой великомученик Евстафий Плакида во время охоты увидел посреди рогов оленя блистающий Крест и на нем распятого Иисуса, и как таким образом сам ловец был уловлен в душеспасительную сеть, смотрите в житии святого Евстафия, от 20 сентября. И узнайте силу Божественных образов и святого Креста.

Как во граде Вирите Иудеи нанесли удары иконе Христа, Бога нашего, и как она истекала кровью, которой исцелялись многие больные, и из‑за этого чуда как Иудеи, уверовав во Христа, Бога нашего, крестились. Смотрите об этом в Прологе, от 17 октября.

Некий пустынножитель, затворник горы Елеонской, имел в своей хижине икону Пресвятой Богородицы и каждый день непрестанно воссылал Ей моление и поклонение. Позавидовал этому сатана и стал сильно досаждать старцу плотскими страстями. Он предстал перед старцем в видимом обличье: «Поклянись, старче, что никому не раскроешь то, что я тебе скажу, и тогда перестанут искушать тебя лукавые помыслы». Затворник поклялся. Диавол же сказал: «Не кланяйся этой иконе и не молись на нее, и ощутишь в своем теле свободу от страстей». Сказав это, он стал невидимым. Наутро затворник пришел к Феодору Сикеоту и рассказал обо всем, что с ним было. Тот ответил: «Как же ты осквернился тем, что поклялся бесу, только и добра, что исповедал это. Но лучше бы тебе не пропустить ни одной блудницы в городе, чем отречься от поклонения иконе Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери». И так, долго беседуя, он утвердил его в вере и отпустил восвояси. Смотрите об этом в Прологе, от 22 августа, а также в Лимонаре Софрония, Святого Патриарха Иерусалимскаго. Знайте, что и бесы, и иконоборцы единомышленники, утверждая, что не следует кланяться иконам.

Там же, в Прологе, в тот же день, 22 августа: Повесть об иконе Пречистой Богородицы, называемой Грузинской, у которой премногие чудеса совершались и доныне совершаются.

При Ираклии Самодержце Греческом Хоздрой, царь Персидский, задался целью покорить все восточные страны и отдал соответствующий приказ военачальнику вельможе Сарвару. Принял участие в этом деле и скифский военачальник Хаган. И так, идя, Савар с Востока, а Хаган с Запада, они захватили и сожгли многие города. Они достигли морем и сушей Константинополя и устремились к нему. Патриарх же Сергий, взяв нерукотворную икону Христову и иконы Пречистой Богоматери, всем клиром и со всеми людьми обходил городские стены, утешая людей не сдаваться и не расслабляться. Какую же победу даровал Господь Бог по вере их и по воздаваемой чести святым иконам, читайте об в Постной Триоди, Синаксарь в похвальную субботу.

Там же в том же Синаксаре есть повествование и о другой победе, при царстве Константина Погоната. Там же еще и повесть о третьей победе, при Льве Исавре, когда агаряне окружили Царьград тысячей восьмьюстами кораблей, желая разорить его. Жители, обычные граждане и священство, обнося честное древо животворящего Креста и честную икону Богоматери Одигитрии, обошли стены города, со слезами умоляя Бога. Какую же славную и чудесную победу, молитвами Пречистой Богоматери, Господь сил даровал над агарянами, читайте там же в Постной Триоди. Так установилось благодарственное пение об этих славных победах, называемое акафист, или неседальное.

Если кому‑нибудь придет помысел неверия в эти и прочие бесчисленные чудеса от святых икон, происходящие в различном времени и месте, вспомните Моисейский жезл, творящий чудеса (Исх. 4), купину, огнем горящую, но несгораемую (Исх. 3), медного змея, исцеляющего ужаленных (Чис. 1). Вспомните и тень святого Петра, одним осенением исцеление приносящую (Деян. 5), и платки, и опоясания святого Павла, прогоняющие всякий недуг (Деян. 19). Над всем же этим вспомните и ризу Самого Христа (Мф. 5), одним только прикосновением к которой исцелилась женщина, истекающая кровью (Лк. 8). Бог всемогущ, потому для Него нет невозможного, и если Он дает бездушным творениям чудесную целительную силу, то почему бы Своим явно святым иконам и изображениям другов Своих не может дать силы для подобного чудотворения.

Умалчиваю о прочих чудотворениях от святых икон, как и не покушаюсь мерить небо пядями или море в заключать в горсть. Ибо легче сосчитать звезды неба, листву деревьев, траву всей земли, песок вдоль моря, чем перечислить чудеса от икон – Христовой, Богородичной, святителя Николая и прочих угодников Божиих, конца бы не было моему писанию в таковом деле. Одни только чудеса от святых икон в нашем Православном Российском государстве столь многочисленны, что если бы подробно о них писал, правду говоря, написал бы книгу, которую и поднять невозможно. Конец когда‑нибудь придет моему писанию и жизни нашей, конца же чудесам от сияющих святых икон не будет.

Написав обо всем этом столь кратко, завершу свой рассказ словами святого Иоанна: «Многое сотворил Иисус (при иконе Своей, а также иконах Матери Своей и Своих угодников), о чем и писали многие, поэтому все это невозможно уместить в одну книгу, аминь».

Первый вывод      

Бывают ли чудеса во свидетельство ложной веры или нет? Богословы обращаются к этому вопросу и говорят, что это совершенно невозможно. Могут быть и в ложных верах демонские грезы и призраки, ведь летал же по воздуху Симон Волхв или сотворил же змея Египетский чародей. Есть и другие, подобные этим, бесовские нечестивые действия для обмана смотрящих, что и будет от антихриста при кончине века, по Слову Христову: Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24:24). Надо обращать внимание на то, каково намерение и цель лживых чудес, диавольских грез и призраков. А намерение и цель не иные, как только кощунствовать, прельстить, погубить, и противоречить мудрости Святого Писания. Но чудеса истинные, от Бога, не могут быть на прельщение и погибель, а всегда на пользу человеку, чтобы глухой услышал, слепой увидел, немой заговорил, болящий исцелился, прокаженный очистился, мертвый восстал. Эти и тому подобные чудеса не могут быть истинными от демона, его чудеса – только грезы и призраки; истинными же чудеса бывают только от Самого Бога, который творит чудеса или непосредственно, или же через угодников своих, или иным неким орудием, от естества или от искусства, каковы святые иконы. Поскольку такие премногие чудеса бывают у святых икон, о чем и было сказано выше, очевидно, что Догмат Православной веры, который учит почитать святые иконы, не может быть ложным, иначе бы Сам Бог был бы свидетелем и утвердителем лжи, что и подумать о Боге страшно.

Второй вывод      

Может ли земной царь к ложной грамоте, написанной ради обмана, приложить свою руку и утвердить ее своей царской печатью? Не может, если это царь, любящий правду. Но чудеса от Бога согласуются со Святым Писанием, как с подписью и печатью Божией, ради укрепления верующих. Так неверующих приводили к вере Апостолы, которые всюду проповедовали, помогая Господу, и подтверждали сказанное последующими знамениями. Очевидно, что чудеса ради утверждения ложной веры не могут быть сотворены Богом. Ибо праведен Господь и правду возлюбил; правоту видят они Его (Пс. 10:7). А поскольку Бог творит славные чудеса при святых иконах, то Догмат о святых иконах не может быть ложным.

Третий вывод      

Дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово, – говорится в Священном Писании (Мф. 18:16), а также Втор. 19:15. Почему же вы, противники, не двоим или троим, но многим свидетелям, свидетельствующим о чудотворении при Иконах, не верите, как и Церковной истории. Поистине странно! Языческим историям, написанным Тацитом, Ливием, Светонием и прочими, верите, как и деяниям, ими описанным, не усомнившись в том, что древняя Троя была славным градом, что Ганнибал, вождь Карфагенский, победил римлян, Кесарь Галлию, Август Клеопатру. В этом и подобном из языческой истории вы не сомневаетесь. Почему же не верите истинным Церковным историям и христианским достоверным писателям? Или всю историю отвергните и зачеркните, или, если уж прислушиваетесь к одним историкам, то и других не отвергайте.

Из‑за вас, противники, я теряю терпение. Знаете, что я скажу вам, вы уж простите. Усомнюсь‑ка я в том, что вы сыновья честного супружеского ложа. Ибо, скажите, откуда мне знать, что вы Законные сыновья? Кому открыта эта тайна? Кто наверняка знает о вашем зачатии, кроме Бога и ваших матерей? Я же постольку называю вас Законными сыновьями, поскольку так говорят о вас люди. Но поскольку вы не верите людям, которые повествуют о чудотворении при святых иконах, то и я не поверю, что вы законные сыновья. Видите сами, как своим неверием вы губите любую веру, в том числе и веру людей в ваше законное рождение.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: