Глава 1. Твердость камня веры от Священного Писания

 

В Книге Чисел, глава 21: И помолился Моисей (Господу) о народе. И сказал Господь Моисею: Сделай себе (медного) змея и выставь его на знамя, и (если ужалит змей какого‑либо человека), ужаленный, взглянув на него, останется жив (Чис. 21:7‑8). Эта змея, исцеляющая ужаленных, была образом Самого Христа, распятого на Кресте, ранами Которого все исцелились, о чем Он Сам говорит: и как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:14‑15).      

В Книге Исхода, глава 25, Господь Бог повелевает Моисею сделать из золота двух херувимов чеканной работы, которыми должно обложить ковчег.

Об этом говорит и святой Апостол Павел: обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, (...) а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище (Евр. 9:4‑5). Но и сама скиния была образом, по Божию велению: Смотри, сделай их по тому образцу, какой показал тебе на горе (Исx. 25, 40).      

В этой же Книге Исхода, глава 28: И сделай полированную дощечку из чистого золота, и вырежь на ней, как вырезывают на печати: «Святыня Господня» (Исх. 28:36).      

В этой же Книге Исхода, глава 26, по переводу семидесяти: Господь Бог повелевает сделать на покрывалах много херувимов искусной работы.

В Третьей Книге Царств, глава 6. Уже по исшествии сынов Израилевых из Египта, в четыреста восьмидесятом году, в четвертый год царствования, Соломон стал строить храм Господу и сделал кедровый жертвенник, и обложил золотом, и изготовил двух херувимов из масличного дерева. В том же храме Господнем Соломон сделал и медное море, которое держали двенадцать медных волов, смотрящих в разные стороны. Это стало, по общему толкованию святых Отцов, образом Святого Крещения, которое совершали по всей земле двенадцать Апостолов. Такое дело образотворения не отринул Господь Бог, более того, похвалил за это Соломона. В этой же Книге, глава 9: И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил меня: (сделал все по молитве твоей). Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни (3 Цар. 9:3).      

В Книге Исхода, главы 31 и 35. Для устроения и украшение скинии и ковчега Господня Господь Бог избрал Веселеила и наполнил его Духом Божиим и премудростью, и способностью к ручной вышивке и резному художеству. Если бы создание ручных вышитых и резных образов для украшения скинии и ковчега было лукавым делом пред Господом, то Господь Бог не исполнил бы Веселеила Духом премудрости ради такого дела. Ибо Бог в лукавых и скверных делах не виновен: Дух премудрости не дается на скверные дела.

Хотите еще примеры образов? Лев Иуда, о котором вещает Иаков, говоря, что сын его Иуда, молодой лев, лег и уснул, как лев и как львица (Быт. 49:9). Не образ ли это Христа? Смотри Апокалипсис, глава 5, где написано о Христе: победил Лев от колена Иудина (Откр. 5:5).      

Книга Исхода, глава 17. Камень, источающий воду. Не Христа ли это образ? Смотри 1 Кор. 10:4: Камень же был Христос.      

Книга Исхода, глава 12. Агнец пасхальный непорочный, заколотый, на огне испеченный, в костях своих несокрушенный. Не был ли он образом Христа, Агнца непорочного, о котором говорит Иоанн Креститель: вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира (Ин. 1:29). Как Овца, веден был Он на заклание, и как агнец перед стригущим его безгласен (Ис. 53:7). И костей Ее не сокрушайте (Исх. 12:10).      

Книга Исхода, глава 3. Купина, огнем горящая, несгораемая. Не была ли она образом Богородицы Девы, по общему толкованию святых Отцов, которая, приняв во чрево огонь Божества, осталась непорочной в Своем Девстве.

Книга Судей Израилевых, глава 6. Руно Гедеоново орошенное. Не было ли оно образом Богородицы? На Нее, как дождь на руно, сошел Сын Божий, словами псалма: Низойдет Он, как дождь на руно, словно капли, падающие на землю (Пс. 71:6).      

Книга Пророка Иезекииля, глава 1. Четверо животных. Не образы ли это четырех Евангелистов, по общему толкованию всей Святой Церкви? Некоторые святые Отцы богомудрствуют, что эти животные – образы Самого Христа. Поистине, лицо человека – образ Воплощения и Рождества Христова, лицо тельца – страдания Христова, лицо льва – Воскресения, лицо орла есть образ Вознесения Господня.

Книга Пророка Даниила, глава 2. Камень, от горы отсеченный нерукотворно. Не образ ли это Христа, от Девы рожденного, как толкует и сам Даниил Пророк в этой же главе?

И что еще расскажу? Сам Господь Бог есть начало образа, так как Он родил Сына, Который есть образ Бога невидимого (Кол. 1:15). И человека Он сотворил по образу Своему и по подобию (Быт. 1:26). И виден был в образе Старца, ветхого днями, и одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Егокак чистая волна (Лан. 7, 9), И еще: Адаму явился Бог, как человек, ходящий 8 раю во время прохлады дня (Быт. 3:8). Ходить в раю, беседовать с Адамом и Евой, делать кожаные одежды и одевать в них Адама и Еву – все это знаменует, по толкованию святых Отцов, образ человека, а не невидимого духа. И еще: Иаков видел во сне лестницу, на которой стоит Господь (Быт. 28:10‑17). И еще: Господь говорит Моисею: ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо (тебе) (Исх. 33:23). И снова: Исаия видел Господа, сидящего на Престоле (Ис. 6, 1). Также и Пророк Михей видел Господа сидящим на престоле. И еще: видение Святого Духа, сходящего, как голубь (3 Цар. 22; Мф. 3:16). Все это образы самого Бога Создателя.

Это же можно сказать и об Ангелах, которые, хотя и бестелесны по существу, являлись в телесном образе Аврааму, Товии, Исаии, Даниилу, мироносицам при гробе Господнем и прочим при Вознесении Христовом.

Если и бесплотные и невидимые духи являлись в человеческом образе, то что возбраняет изобразить их в таком же виде?

Первый вывод      

Что вы на это скажете, противники святых икон? Или отвергните все образы и вознегодуйте на Того, Кто повелел их создать, или примите всякий образ по рассуждению и приличному рассмотрению.

ГОВОРИТЕ: Но ты советуешь принять нам кумиров?

ОТВЕЧАЮ: Я говорю об образах, а не о кумирах. Одно дело образ, другое же кумир. Кумир, или идол, по слову Павла, есть ничто: Мы знаем, что идол в мире ничто (1 Кор. 8:4), поскольку образует бога, который Богом не является. Икона же образует нечто истинное, как, например, икона Христа образует Христа, истинного Бога нашего. Икона Богородицы образует истинную Богородицу, и так далее. Но об этом увидите ниже.

Второй вывод      

Не может быть грехом то, что повелевает делать Господь Бог. В Писании сказано: Ибо Тебе, Боже, неугодно беззаконие (Пс. 6:5). И еще: возненавидел Ты всех, делающих беззаконие (Пс. 6:6), так как создавать образ повелевает Сам Бог, о чем свидетельствуют приведенные выше тексты из Священного Писания о херувимах, о медном змее и о скинии.

Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе (Исх. 25:40). И сам Бог являлся в человеческом образе. Поэтому создание образа не является грехом. Почему же вы, иконоборцы, клевещете на нас за создание святых икон как на Законопреступников? Если можно было Израильтянам иметь образ херувимов, почему нам нельзя иметь образ Христа, сидящего на херувимах? Меньшую ли власть имеет свобода Новой Благодати, нежели иго Ветхозаконных дел?

Третий вывод      

Знали ли Израильтяне, создавшие скинию, ковчег, херувимы и другие образы, о заповеди Господней не создавать кумира или не знали? Не можете сказать, что не знали, ибо заповеди Господни хранились на скрижалях в ковчеге. Если же знали, то почему создали херувимы и другие образы?

СПРАШИВАЕТЕ: Создали по повелению Божию. Вам же кто повелел создавать ваши иконы?

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ПЕРВЫХ: Если им было велено, то кто запретил нам? Если вы приведете какие‑либо запреты из Писания, то они относятся к идолам и на них направлены.

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ВТОРЫХ: Многие образы появлялись в Ветхом Завете и без повеления Божия, что вы обнаружите во второй части. Если они появляются во славу Божию, то на это не всегда требуется повеление: достаточно повеления в общем, если что‑то делается во славу.

ОТВЕЧАЮ, В‑ТРЕТЬИХ: Если хотите знать, кто нам повелел создавать иконы, то это Христос, Апостолы и вся Святая Кафолическая Церковь: Христос – изображением лица Своего на убрусе. Апостолы – и Преданием, и изображением икон Богородицы, как Апостол Лука. Вся же Церковь Святая – Соборным утверждением. Если же кто Церковь Соборную не слушает, тот язычник и мытарь, по Слову Христа.

ОТВЕЧАЮ, В‑ЧЕТВЕРТЫХ: Ветхозаветное повеление Божие создавать образы во славу Его перешло и к нам. Надо знать, что в Ветхом Завете были тройственные заповеди: духовные, плотские и гражданские, или, точнее, Божественные, чиновные, гражданские. Божественные Заповеди как основа учат знанию Бога, вере в Него и почитанию Его. Чиновные заповеди учат о жертвах и о прочих чиноправлениях, как приносить жертвы и какие жертвы, как омываться, как окропляться козлиной и телячьей кровью, обрезываться, кому стричься и в какое время, субботствовать, и проч. Гражданские же заповеди учат поступать по справедливости, чтобы не обидеть, не лжесвидетельствовать, не пожелать вещи ближнего, не украсть, не убить, творить правосудие, око за око, зуб за зуб, кровь за кровь.

Из этих тройственных заповедей Ветхого Завета в Новой Благодати отвергаются только средние (чиновные) заповеди. Все же, что относится к Ветхозаветным плотским обрядам и чиноправлениям, было прообразованием и иносказанием пришествия Христа во Плоти и Его Священства, Его Жертвы и существующих ныне в Новой Благодати Церковных Таинств. Когда пришел Христос и все прообразования и иносказания исполнил на деле, эти прообразования и иносказания упразднились. Когда прорастает плод, – отпадает цвет, когда воссияет лицо, меркнут звезды, и когда приходит Новая Благодать, перестает действовать Сень Закона. Впрочем, заповеди, которые подобают вере, Боговедению и Богопочитанию, а также заповеди, которые учат поступать по справедливости и гражданскому правосудию, должны хранить и мы, христиане. Поскольку Ветхозаветная заповедь о создании образов во славу Божию относится к заповедям о вере, Боговедении и Богопочитании, то она и нас, христиан, касается и обязывает. Так, и Христос называет Церковь со множеством изображений, в соответствии с Пророческими словами, Дом Мой дом молитвы наречется (Мф. 21:13), обращенными ко всем язычникам. И Апостолы, наученные Самим Христом и полностью перешедшие из иудейства в христианство, по Вознесении Христовом ходили на молитву в Церковь, в которой было много образов. А если и было в Ветхом Завете запрещение не создавать кумиров и всякого подобия, в поклонение и почитание чужих богов, то есть демонов, то и мы этого запрещения всячески придерживаемся и ему повинуемся (Деян. 3).

Здесь раздаются возгласы иконоборцев. Они говорят, что можно иметь иконы, но почитать их и кланяться им весьма не подобает. Так ли вы, противники, говорите? А если так, почему нет согласия между вами и вашими учениями, строящими козни? Так, кальвинисты отнюдь не приемлют святых икон.

Некий кальвинист, учитель Федос Беза, в Момпелгарской Беседе дерзнул сказать, что смотреть на икону Христову доставляет только омерзение.

Лютеране приемлют некоторые иконы, такие как икону Распятия Христова и икону Тайной Вечери Христовой. Но они учат, что не должно эти иконы почитать и поклоняться им.

Итак, лютеране почитают кальвинистов за еретиков, а кальвинисты лютеран. И те, и другие достойны осмеяния, подобно тому, как горшок котлу досаждает, тогда как оба они почернели.

Но это и неудивительно, ибо во лжи единогласия не обрести, как это было в древности во лжи судей, клевещущих на Сусанну: ложь постоянства не знает и единогласию не причастна, а Истина Господня пребывает вовек.

Мы же, Православные, пренебрегаем их обманом и еретическими кознями и не боимся их злоумышления, а благочестиво исповедуем КАМЕНЬ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ: Не только иметь и бережно хранить, но и благоговейно почитать икону Христа, икону Богородицы и иконы прочих святых подобает, и им должно поклоняться не как Богу, но как изображению Христа, Бога нашего, и его святых друзей.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: