Глава 2. Твердость камня веры от Священного Писания

 

В Книге Бытия, глава 18. Явился Господь Аврааму. Он возвел очи свои и взглянул. И вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им (...) и поклонился до земли (Быт. 18:2). Эти три мужа были образом триипостасного Бога нашего, по общему разумению и толкованию всех святых Отцов, и об этом же говорится в дальнейшем в этой же главе Священного Писания, а также в начале этой главы, где написано: И явился ему Господь (Быт. 18:1).      

Исходя из этого, СПРАШИВАЮ: Естество ли Божие Само по Себе видел Авраам, или он видел Бога в ином образе? Не можете утверждать первое, потому что невидимого, непостижимого и неописуемого Бога никто не видел. Поистине, он в ином образе видел триипостасного Бога, то есть в образе троих мужей. Если же он этому образу поклонился до земли, то кто нам запретит поклоняться образу Христа Бога нашего и прочих святых другое Божиих?

СПРАШИВАЕТЕ: Действительно ли познал Авраам в этом образе троих мужей триипостасное Божество? Но как же не познал, если видел он троих, а обращался к Одному: Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего (Быт. 18:3). Не говорит: «Владыки», но Владыка, и не говорит: «Не пройдите мимо», но не пройди мимо.      

Вспомним же здесь и столб облачный, о котором так пишется: Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столб облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой (Исх. 33:9‑10).      

Если же эти люди поклонялись Богу в столбе облачном, то что возбраняет нам этому же Богу поклоняться в иконе; не явственнее ли образ Христов образует Христа, нежели облако Бога? Если же скажете, что Бог в виде облака проступает более явственно, то на это отвечу: Бог вездесущ, Он явен везде и все исполняет. Существо Божие неизобразимо, и в это веровали Израильтяне, поэтому они и поклонялись облачному столбу. И какой ответ услышим от вас об облачном столбе, такой и дадим вам об иконе Христа.

В Книге Иисуса Навина, глава 5, явился Ангел Иисусу Навину, говоря: Я вождь воинства Господня (Нав. 5, 14). Иисус же пал ниц на землю, поклонившись ему. Отсюда также можете видеть, что Ангельскому невидимому естеству воздается поклонение во образе видимом.

Так же поступил по отношению к Ангелу и Пророк Даниил (Дан. 10).

ГОВОРИТЕ: И мы таковым явлениям поклонимся, если они будут, но мы не поклоняемся тому, что сделано человеческими руками.

ОТВЕЧАЮ: Если вы поклоняетесь таким явлениям, следует поклоняться и явлениям изображенным, т. к. поклоняясь живым явлениям, вы поклоняетесь не явлению как таковому, а явлению восходительному и предпоказательному, поскольку данное видимое явление образует невидимое. Так и поклоняющиеся явлению, изображенному с помощью рук человеческих, поклоняются не самому изображению как таковому, но поклоняются изображению восходительному и предпоказательному, поскольку этот видимый образ являет то, что невидимо.

УТВЕРЖДЕНИЕ. Возьмем для наглядного примера образы царя: один из них рукописный, а другой – живой посланник или наместник царя. В обоих является царь образно и относительно. Если же почитают посланника или наместника царя, то не ради него самого, но ради царя, посланником или наместником которого он является. Так и рукописный образ царя почитают не за то, что это рукописное художество, но ради того, чьим образом он является. Поскольку угодники Божии Авраам, Иисус Навин, Пророк Даниил поклонялись Богу невидимому в образе видимом и Ангелам невидимым в образе видимом, то почему бы и нам Христа, по Человечеству видимого, в образе видимом не почитать и не поклоняться Ему. Почему бы не почитать и образы друзей Божиих, не как Бога, так не поступайте, но как образы Божиих угодников и другое, о которых говорит Псалмопевец: А я высоко чту друзей Твоих, Боже, утвердилось владычество их (Пс. 138:17).      

Если же откроем Священное Писание Нового Завета, то и там найдем подтверждение нашим словам. В Апокалипсисе в главе 5 пишется так: И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих. Посланных во всю землю. И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем (Откр.    5, 6–8). В этих Апокалипсических словах не явственно ли видим поклонение образу Христову? Что есть Агнец, который стоит, как бы закланный, и которому кланяются старцы: не Христов ли это образ? Слышим еще, что там же (ст. 9) поют эти старцы: Достоин ты взять книгу и снять с нее печати. Ибо ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас (Откр. 5:9). Поскольку этот Агнец был образом Христа, которому поклонялись граждане небесные, не явственно ли отсюда следует, что и нам, земнородным, должно поклоняться образу Христа.

Но обратимся снова к Ветхому Завету и воззрим на памятник, который поставил Иаков и назвал его Домом Божиим, и сказал: если (Господь) Бог будет со мною (Быт. 28:20), и молился там. Разве не знал Иаков, что Бог не в рукотворенных храмах живет? Как же он памятник, который сам и поставил, называет Домом Божиим? Еще: разве не знал Иаков, что Бог вездесущ и всемогущ? Зачем же он соотносит бытие Бога с определенным местом, говоря, что Господь именно в этом месте? Еще: разве не знал Иаков, что Богу можно молиться везде? Зачем он молится на том месте, где поставил памятник, и называет его Домом Божиим? О том, что он молился в другом месте, не написано. Поистине, знал Иаков обо всем этом и веровал благочестиво. Однако он называет памятник Домом Божиим и говорит, что на этом месте Бог, имея в виду не буквальное пребывание Бога, но Его благодатное присутствие. Потому что Бог есть везде по естеству и всемогуществу, но не везде по благодати. Например, душа хотя и одушевляет все тело, но не все тело видит, не все тело слышит. Иаков же говорил, что в этом месте присутствует Господь, имея в виду особенное благодатное призрение. Потому он и назвал этот камень Домом Божиим и молился у него Богу, как присутствующему в Своем Доме Своей благодатью. Памятник же не означал Бога, но молящийся смотрел на этот памятник, как на видимое знамение невидимого присутствия Божия и как на Дом Божий: не пространственного расположения Бога, но его благодатного посещения. Раз Иаков молился перед памятником или памятнику как дому Божию, то он и поклонялся ему.

Единодушен с Иаковом Давид, который говорит: войду в дом Твой, поклонюсь храму святому Твоему (Пс. 5:8). И еще: Услыши, Господи, моление мое, когда молюсь я к Тебе, когда воздеваю руки мои ко храму святому Твоему (Пс. 27:2)! Так и Церковь наша Православная богомудрствует о святых иконах и такому богословию и нас, чад своих, научает.

Скажем еще и о скинии, называемой Святое Святых. О ней вспоминает и святой Павел. Само название Святое‑Святых (Евр. 9:3) ясно показывает, как чтили Израильтяне свою скинию, величая ее таким преизящным именем. Напрасно же великое имя без почитания, напрасна святость без ублажения. Особенно если это Святость Святостей, или Святое Святых. Подобно тому как солнце, прочие светила блистанием превосходящее, имеет следующую за ним тень, так и Святое Святых имеет следующую за ней славу и величание. Слушайте, что говорит Писание: И пошел Моисей и Аарон от народа ко входу скинии собрания, и пали на лица свои (Чис. 20:6). Смотрите, какой почет оказывается скинии.

Скажем еще и о ковчеге Господнем, который сам Бог прославил чудесами: иссушением Иордана при перенесении ковчега (Нав. 4), падением стен Иерихонских, после обнесения их ковчегом (Нав. 6), падением идола Дагона, подле которого был поставлен ковчег Господень (1 Цар. 5).

Если же этот ковчег Сам Бог почтил чудесами, то тем более как почитали его Израильтяне. Обратитесь к Священному Писанию, и вы найдете там то, о чем я говорю.

ПЕРВОЕ чествование ковчега: как целое колено Левитов было выделено для службы ковчегу Господню, о чем говорится в Писании: В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоят пред Господем, служите Ему (и молиться) и благословлять именем Его (Втор. 10:8).      

ВТОРОЕ чествование: как запретил Иисус Навин всему народу Израильскому приближаться к ковчегу, ради чего? Ради святости и величия этого ковчега (Нав. 3).

ТРЕТЬЕ чествование: как священник Оза пал внезапной смертью за одно лишь недостойное прикосновение к ковчегу Господню (2 Цар. 6). Что же будет отвергающим святые иконы!

ЧЕТВЕРТОЕ чествование: как наказывал Господь мужей Азотских за непочитание ковчега (1 Цар. 5). Какая же будет мука вам, иконоборцы!

ПЯТОЕ чествование: Как за недостойное разглядывание ковчега убил Господь множество мужей Вефсамисских (1 Цар. 6). Что же будет тем, кто бесчестит святые иконы?

ШЕСТОЕ чествование: как благословил Господь весь дом Аведдара за то, что он принял к себе ковчег Господень (2 Цар. 6). Мы также надеемся на благословение за почитание святых икон.

СЕДЬМОЕ чествование: как преславный царь Давид скакал перед ковчегом Господним в ознаменование славы Господней и духовного веселья. Когда же жена его Мелхола укорила его за то, что он плясал, он ответил: «Я играю и пляшу пред Господом». За упрек же Мелхола была неплодна до самой своей смерти (2 Цар. 6). И вы страдаете бесчадием духовным за то, что укоряете нас.

Прочие же чествования ковчегу, которые оказывались ему, смотрите в Первой Книге Паралипоменон, главы 13, 15, 16.

Но не только ковчегу Господню, но и другим неодушевленным предметам, по Священному Писанию, оказывались честь, поклонение и почитание и подчеркивалась их святость, которая является началом и корнем поклонения. Поэтому Псалмопевец говорит: Превозносите Господа Бога нашего и поклоняйтеся подножию ног Его, ибо свято оно! (Пс. 98:5). И еще: поклонимся месту, где стояли стопы Его (Пс. 131:7). И еще: войду в дом Твой, поклонюсь храму святому Твоему в страхе пред Тобою (Пс. 5:8). Еще слышим, что и сам Бог к Моисею обращается: не подходи сюда: сними обувь твою с ног твоих. Ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая (Исх. 3:5).      

Гора Синайская, если рассудим по веществу, что имеет более иных гор? Да ничего. Однако за особенное на ней присущие Божие она стяжает такую святость и обретает такое преимущество, что к ней было запрещено прикасаться. И велено было даже зверей или скот, прикоснувшийся к горе, поразить стрелою. Смотрите об этом Исход: 19, а также Послание к Евреям, 12. Если же гора таким величием была почтена из‑за присущия Божия, не равной ли, более того, не лучшей ли чести достойна икона Христова, Самого Христа являющая и к Первообразному мысль возводящая? Следовательно, если даже зверей и бессловесный скот убивали за касание этой горы, подумайте, какой вы достойны муки, когда, будучи разумными существами, таким бесчестием попираете святые иконы. Ведь если бы вы царскому образу сотворили бесчестие, то разве бы не получили за такую дерзость достойное возмездие?

Укоряете нас, что мы молимся, обращаясь к святым иконам. Но разве не помните, что сделал Соломон, который не только сам творил усердную и длительную молитву перед лицом алтаря Господня, но и для прочих молящихся, чтобы быть помилованным всем, кто даже на далеком расстоянии помолится Храму, его же и создал; и не только Храму, но и Граду, который избрал Господь (то есть Иерусалиму). Смотрите 3 Книгу Царств, главу 8. И не напрасно молился Соломон, ибо сказал ему Господь: Я услышал молитву твою, (...) (сделал все по молитве твоей) (3 Цар. 9:2).      

Поэтому и Пророк Даниил, пребывая в Вавилонском плену и имея в своей горнице оконца, открытые напротив Иерусалима, трижды в день преклонял колени и молился ко граду Иерусалиму (Дан. 6:10). Если же угодники Божии ко храму Божию и, более того, ко граду Божию молятся, что возбраняет нам молиться иконе Христовой.

Иаков, умирая, поклонился на конец жезла Иосифова (Быт. 47:31). Об этом говорит и Апостол Павел: Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова, и поклонился на верх жезла своего (Евр. 11:21).      

ГОВОРИТЕ: Иаков поклонился самому Иосифу, а не жезлу.

ОТВЕЧАЮ: Это‑то и удивительно, что Иаков, кланяясь Иосифу, касается жезла: разве нельзя поклониться, не прикасаясь к жезлу? Конечно, можно. Однако он почему‑то кланяется Иосифу, касаясь верха жезла. Здесь нет другой причины, кроме той, что жезл есть знамение власти, данной от Бога. Поэтому Иаков, почитая власть, данную Иосифу от Бога, а также провидя высочайшую царскую власть, которая произойдет от Иосифова колена, обоим воздает честь – и знамению, и знаменуемой вещи. Это же делаем и мы, когда знамению, то есть иконе, и знаменуемой вещи, то есть, первообразному, поклоняемся, и знамение не знамения ради почитаем, но относительно, то есть, ради знаменуемой вещи.

ГОВОРИТЕ: Когда поклоняемся Богу и касаемся лбом земли, в этот момент кланяемся не земле, но одному только Богу. Так же было в момент поклона Иакова: когда он поклонился на конец жезла Иосифова, то он кланялся не жезлу, а одному только Иосифу.

ОТВЕЧАЮ: Это очень разные вещи. Земля не является образом и знамением какой‑либо вещи, достойной поклонения. Жезл же есть образ и знамение власти, Богом данной. Поэтому когда мы кланяемся Богу, касаясь лбом земли, то мы не земле кланяемся, но одному только Богу. Иначе же рассуждай о жезле, который является образом и знамением власти, Богом данной.

К этому можно добавить следующее. Земля тоже может быть образом и знамением некоей Святыни. Например, гора Елеонская, две Стопы Христовы, водруженные на камне. Гроб Христов, Гора Фаворская и другие места, освященные Стопами Христовыми. Поклоняемся и земле, но не ради земли, но ради Христа, освятившего землю прикосновением Пречистой Плоти Своей, и в знамении видимом невидимое почитаем (об этом будет сказано во второй части).

Но вы, окаянные, суемудрием своим растлеваете Писание Святое и, не покоряясь правильному толкованию святых Отцов и не пленяя разум в послушание вере, везде в Писании ищете лазейки. Тем самым своею гибельной непокорной мудростью или, точнее, безумием, впадаете в глубокую пропасть бесчисленных ересей и прочих неискусных ловите этими же диавольскими хитросплетенными сетями.

Первый вывод      

В Священном Писании воздается честь и поклонение неодушевленным предметам постольку, поскольку они имеют отношение к Самому Богу. Не веществу скинии, не веществу древа, из которого сделан ковчег, не веществу золота, которым был окован ковчег, не веществу жезла Аарона, манны и скрижалей Моисея, хранившихся в ковчеге, поклонялись Израильтяне. Все эти предметы не достойны поклонения и почитания по своему вещественному составу. Но этим предметам поклоняются и почитают их за их таинственное восхождение и отношение (как говорилось) к Самому Богу и изображение Божественных Тайн.

Так, например, царского посланника, даже если он и худороден, убог и невежда, тем не менее, почитают, не ради него самого, но постольку, поскольку он, как царский посланник, имеет отношение к самому царю. Поэтому мы кланяемся ему не за его лицо, существо и естество, но взирая на царя, которым он послан.

Так же следует понимать и богомудрствовать о святых иконах, в соответствии с единодушным мнением святых Отцов и решениями Вселенских Соборов, а также учением всей Православной Церкви. Если не были идолопоклонниками Израильтяне, кланявшиеся скинии, ковчегу и херувимам, осенявшим ковчег; если не был идолопоклонником Авраам, кланявшийся Пресвятой Троице в образе троих мужей; если не были идолопоклонниками старцы из Апокалипсиса, кланявшиеся агнцу семиглазому и семирожному (Откр. 5); если не были идолопоклонниками те, кто кланялись Богу, явившемуся в столбе облачном (Исх. 33); если не были идолопоклонниками Иисус Навин и Пророк Даниил, кланявшиеся невидимым ангелам в видимом образе; если не был идолопоклонником Иаков, кланявшийся Богу, давшему царскую власть Иосифу и его племени, от Манассии происшедшему, во образе жезла Иосифова, то никто и нас не может назвать идолопоклонниками, кланяющимися Богу и святым Его в их изображениях, разве только кто безумен и беснуется от ненависти.

Второй вывод      

Давид, скакавший перед ковчегом Господним, говорил, что он скачет перед Самим Господом (2 Цар. 6). Что это значит: разве не знал Давид, что ковчег Господень это не Господь? Знал, и очень хорошо, но радость и торжество, творимое ковчегу Господню, он воссылает Самому Господу, потому что достоинство Ковчега восходит к самому Господу. И Давид, скакавший перед ковчегом, скакал, как он сам сказал, перед Самим Богом.

Подобным же образом мы относимся и ко святым иконам, в которых достоинство образа восходит к первообразу. И тот, кто почитает образ, почитает того, кого этот образ являет. Поэтому Мелхола, укорявшая Давида, была наказана Господом бесплодием. Так и вы, противники, укоряющие нас, не имеете душеспасительных плодов, но подобны иссохшей смоковнице.

Третий вывод      

Почему скиния называлась Святое Святых, какую святость она в себе имела? Вещество скинии само по себе не было свято, как не были святы вещество ковчега, золото, украшающее ковчег, вещество содержимого ковчега. Почему же такое название? Не по какой‑либо иной причине, а только потому, что Ветхозаветная скиния была образом истинной Скинии, которую сотворил Бог, а не человек. Об этом сказал Апостол Павел в Послании к Евреям в главе 8, говоря о Ветхозаветных священниках, служащих скинии, которые, как говорит Апостол Павел, служат образу и тени небесного (Евр. 8. 5).      

Но и по отношению к самому Священному Писанию возникает такой же вопрос. Почему Апостол Павел говорит именно так. Он обращается к своему ученику Тимофею: ты (...) знаешь Священные Писания (2 Тим. 3:15). И вы сами, будучи противниками, называете Библию Святым Писанием. Но, скажите мне, почему вы это делаете: листов ли ради, имеющихся в этой книге, или букв и слов, определяющих слог Священного Писания? Знаю, как вы ответите: причина не в этом, а в том, что тексты Писания являют и описывают святые вещи и изображают Божии Таинства. Это же мы говорим о святых иконах и по этой же причине называем иконы святыми. И точно так же, как вы почитаете Божественные Писания не ради листов, не ради букваря, ни по какой‑либо другой причине, а только потому, что они являются знамением Божиих Таинств и извещением о святых невидимых вещах, так и мы почитаем святые иконы не ради их вещества, не ради изящного художества, не по какой другой причине, но потому что они являются знамением воспоминания о священных предметах. А более всего потому, что для простых людей, не читающих книг, большая польза смотреть на изображение, например, страданий Христа. Как ученые умудряются от чтения, так неученые от изображения. А еще потому, что увиденное более убедительно, чем услышанное. Человек иногда может получить гораздо большую пользу, с умилением взирая на икону распятого Иисуса, чем слушать об этом от неискусного проповедника.

Яркий пример вышесказанному мы имеем в обращении к Православной вере святого равноапостольного Князя Владимира, который, увидев на златотканной завесе искусным шитьем изображенный страшный суд и праведников, ведомых в жизнь вечную, грешников же в огонь неугасающий, и получив толкование от философа Кирилла, пришел в такое умиление от этого иконописного созерцания, что после этого расположился к Православной вере, которую и принял, смотри в Минеи, 15 июля.

Видите, противники, каковы величие и сила икон? Видите, откуда святые иконы берут начало – от Самого Бога, который Моисею повелел сотворить вышитые и изваянные херувимы и другие образы, то есть, скинию, ковчег, трапезу, и прочее. Видите, кто были первыми почитателями святых икон, – Моисей и Аарон, святые мужи и истинные рабы Бога Живого, и все Израильтяне, именовавшиеся людьми Божиими, входившие в храм свидения и окружавшие его, поклонявшиеся Небесному Богу перед ковчегом Завета и перед херувимами, над ковчегом устроенными и на завесах изображенными, почитавшими их, как святые иконы, о чем упоминает и святой Апостол Павел, говоря: служат образу и тени небесного (то есть херувимским изображениям), как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано (Богом) сделай все по образу, показанному тебе на горе (Евр. 8:5). Их служение и поклонение Господу Богу перед ковчегом завета и херувимскими изображениями не только не вменялось в нечестие, почитание дела рук человеческих, но и считалось большим благочестием, и слава Божия озаряла их сиянием, и Бог через Ангелов своих отвечал им из скинии, называемой Святое Святых, которая была за второй завесой (Евр. 9:3). Почитал эти же иконы и херувимские подобия и святой Давид, говоря: войду в дом Твой, поклонюсь храму святому Твоему (Пс. 5:8).      

Отсюда всякий сделает правильный вывод: не херувимским ли иконам поклонялся Давид, входя в храм Господень поклониться Богу?

И не перед херувимскими ли изображениями молился Соломон, создавший храм Богу и украсивший его золотыми херувимами, когда встал перед лицом алтаря Господня и воздвиг свои руки к Небу (3 Цар. 8)? Но и Пречистая Дева Богородица, в детстве своем воспитывавшаяся, по сути, в Святое Святых, днем и в ночью молившаяся ко второй завесе, не почитала ли бывших там херувимских изображений? Поистине, Она не презирала их, ставя в ничто, но почитала, как образы святых предстателей Божиих. Когда Она молилась Богу перед алтарем, кланяясь до земли, перед Ее лицом был ковчег Завета и херувимы славы, осеняющие алтарь. Она кланялась не алтарному веществу, а также не ковчежному и не херувимскому, но возводя Свой ум от видимых предметов к невидимому Богу, Она почитала их, как Божию Святыню. Так ныне и мы, молясь перед святыми иконами, поклоняемся не иконному зримому веществу, а взираем умом на невидимое невещественное, святые иконы почитая, как изображения святых.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: