Глава 3. Твердость камня веры от Вселенских Соборов

 

Обычно Вселенские Соборы проходили в Божественных храмах, украшенных святыми иконами. Первый состоялся в Никее, в просторной Церкви святой Софии, находящейся в этом городе. Второй состоялся в Константинополе, в Церкви святой Ирины, Третий в Ефесе, в Церкви святого Богослова, Четвертый в Халкидоне, в Соборной Церкви святой мученицы Евфимии, Пятый и Шестой снова в Константинополе, или в Церкви святой Софии, или же в палатном храме, называемом трулла.

Проходя, таким образом, в Святых Церквях, где совершается Богослужение, в Церквях, украшенных иконным писанием, ни один Собор не отринет святые иконы и не дерзнет обнажить Дом Божий, благолепием более Неба сияющий. Напротив, со всяким благолепием оные святые Отцы, светила Церковного Неба, почитали красоту Дома Божия, говоря словами псалма: Господи, возлюбил я благолепие дома Твоего и место святое, где обитает слава Твоя. Да не погубишь с нечестивыми душу мою (Пс. 25:8‑9).      

На Шестом Вселенском Соборе был рассмотрен вопрос: можно ли Христа Бога нашего изображать на иконах в виде агнца, на Которого указывает перст Крестителя, поскольку некоторые засомневались, не будет ли изображение животного как бы неким бесчестием, причиненным Первообразному. После долгих обсуждений Святой Вселенский Собор общим соизволением запретил так изображать Христа, заявляя, что оный агнец Ветхозаветный был типом и образом Агнца непорочного Христа, о Котором Иоанн Креститель, указывая на Него перстом, говорил: вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира (Ин. 1:29).      

Когда воссияло солнце, упразднилась Законная сень, и когда пришел Христос, это означало, что пришел Ветхозаветный Агнец, бывший Его прообразом. Повелел же Святой Вселенский Собор Христа Бога нашего изображать красками и для этого установил 82 правило, согласно которому следует изображать не агнца, как образ Христа, а Его Самого. Толкование: Агнец предан во образ истинного Христа Бога нашего, и не подобает образ почитать больше истины и агнца, на которого указывает перст Предтечи, на честных иконах изображать, но должно, напротив, Самого Христа Бога нашего написать красками в человеческом образе. Смотрите Кормчую книгу, лист 202.

Отсюда следует, что Шестой Святой Вселенский Собор одобрил иконное изображение в красках и благочестиво утвердил.

Такому благочестию и святому благочинию, столь сияющему, позавидовал сатана и вызвал бурю из преисподнего ада.

В 726 году от Рождества Христова звероподобный царь Лев Исавр начал, как лев, рычать на святые иконы, называть их идолами и изгонять повсюду суровым повелением. И нельзя было без слез смотреть на Невесту Христову, ризами позолоченными одетую и украшенную, из‑за этого лютого зверя бесстыдно обнаженную, и на одеяние ее, терзаемое львиными зубами, всем плачущим и рыдающим о таким разорении святого благочестия и о гонении на Православных.

После этого Льва рыкающего пришел Львенок, то есть сын его Константин Гноеименитый, именуемый Копронимом, такого же племени беснования, как и его отец, святых икон ярый разоритель и святого благочестия демоноподобный гонитель. Этот правитель либо угрозами и запугиванием, либо же подарками и обещаниями, собрал посвященное святым иконам нечестивое сборище единомышленников в Царьграде, во Влахернском храме Пречистой Девы Богоматери. Храм же этот он святотатски обнажил, лишив благолепия и изъяв богатейшую церковную утварь, подобно второму Навуходоносору, и удалил из него святые иконы, вместо которых повелел написать деревья, зверей, змей, птиц и прочие неистовые изображения. И можно было видеть мерзость запустения на святом месте, и Дом Божий, превратившийся в разбойничий вертеп: в нем собрались эти разбойники (Святилища Божия) и назвали свое сборище Седьмым Вселенским Собором, хотя на нем не было никого из Патриархов и из Ветхого Рима, не только в своем лице, но и в лице своих посланников. Поистине блажен муж, который не пошел на совет нечестивых, и на путь грешных не вступил, и не сидел в сборище губителей (Пс. 1:1).      

О, сборище беззаконное! О, нечестивое собрание, Иудейскому сборищу против Христа равнонравное! Там князья собрались вместе, чтобы выступить против Господа и Христа Его, Который есть Образ Бога невидимого. Здесь подобным образом ополчились на образ Христов или, точнее, на самого Христа во образе Своем славном.

Кто же может поведать о шатаниях беснующихся! Невесту Твою, Христе Боже наш, как Царицу, Боготканные порфиры и виссон обнажили. Народ Твой, Господи, унизили они, достоянию Твоему причинили зло (Пс. 93:5). Алтари Твои разорили, Пророков Твоих избили, мужа, сильного делом и словом пред Богом и всеми людьми, Святейшего Патриарха Германа, жестко обличавшего их нечестие, озлобившись, с Престола изгнали. Единомышленников же своих, Анастасия и после него Константина, лжепатриархов, возвели на этот Святой Престол, как волков на паству овец Христовых. И можно было видеть разоренный оплот винограда Христова, и вепрей из дубравы, снедающих и попирающих плод, кровью Христовой орошенный и возвращенный. Рычали звери дубравные, кричали, шумели и извергали хулу, анафему на святое благочестие, намереваясь достичь Неба Святой Церкви стрелами своего лжеучения.

Но точно слабыми детскими стрелами, наносили они раны (Пс. 63:8)! Ибо цела Церковь Божия, защитником своим имеет Христа и выше еретических шатаний. Если же некоторые ее члены превращались в нечестивых и превращаются ныне, то это плевелы, развеваемые демоническим ветром, пшеница же в житнице Христовой пребывает невредимой. Пламя сожгло тех, кто находился вне печи Вавилонской (Дан. 3), а те, кто прошли огонь, остались невредимы: и золото, искушенное в горниле, ярчайше сияет ныне в Диадеме Небесной. Так и Христос говорит; ибо надобно придти соблазнам (Мф. 18:7). Поистине, не имела бы Церковь Христова столько прекрасных лилий, если бы не вырос терновник, и такое множество звезд не воссияло бы на Церковных Небесах, если бы не ночи жестокого гонения. Но возвратимся к прежде сказанному.

Праведен во всех делах Своих Господь, Который, если и посещает жезлом Своим беззакония наши, но и милости Своей нас не лишает, ибо после этой жестокой бури еще воссияло Церкви своей Святой желаннейшее затишье благодаря принявшим Скипетры Царствия благочестивым Царям Константину и матери его Ирине. Божиим действием Седьмой Вселенский Собор, против нечестивых иконоборцев, был собран в Никее повторно, в 787 году от Рождества Христова. На Соборе собравшимися тремястами шестьюдесятью семью Епископами руководил правящий Святейший Патриарх Константинопольский Гарасий, в присутствии папы Ветхого Рима Адриана и полномочных посланников от Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского Патриархов, а также посланников от благочестивых царей, Константина и Ирины, отправленных ради этого святого дела величественными правителями.

На Соборе явно отверзлись двери богомудрому умствованию святых Отцов, поскольку, благодаря Святому Духу, нашедшему на них, они единогласно провозвестили все, что полезно Святой Церкви. Погрузившись во глубину Святых Писаний, они испытующе, осторожно и с усердием исследовали все по порядку, опираясь на свидетельства и толкования прежде благочестиво просиявших святых Отцов, таких как Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Афанасий, Кирилл, Амвросий и прочие умудренные Церковные светила, которые в свое время устанавливали и утверждали Догматы Православной веры.

Не возбраняется же, но и весьма одобряется возражать святым Отцам, высказывая свое сомнение, выдвигая противоположное мнение и предлагая его всему Святому Собору, ради того принятия более обоснованного решения, чтобы ложь при истине явилась во обличение.

Потому и постановления оного Влахернского нечестивого сборища святые Отцы взяли на мерило богомудрого рассуждения и, сверив все с правым разумом и истинным толкованием Святых Писаний, обнаружили в их нечестивом учении сокровенные сети и показали, что еретический яд услажден медом Божественных Писаний. Все, что говорится о языческих идолах в Святом Писании, это сборище нечестивых, злобой и прелестями вражьими помраченное, обратило на святые иконы. И тем самым свет был назван тьмой, а тьма светом. Об этом вы увидите во второй части Догмата.

Этот же Святой Седьмой Вселенский Собор, будучи вторым в Никее, после многих богомудрых рассуждений и тщательной проверки мнений обеих сторон Священным Писанием и свидетельствами боговещанных Отцов, полностью убедился в существовании чудес и знамений, происходящих от святых икон, настолько твердо и непоколебимо, что принял Догмат Православной веры о почитании святых икон, который не веществу, присутствующему в иконах, то есть не дереву, не меди, не серебру, не золоту, не ручной работе учит воздавать честь, но Самому во образе Первообразному, то есть Тому, Кого являет икона, глядя на которую, ум возводим к Божественному. На Святом Вселенском Соборе было сказано, что Святая Соборная Церковь, всяческими способами своих чад устремляющая вверх, все их чувства влечет к познанию хвалы Божией, поэтому не только слухом, но и зрением на путь спасительный Она наставляет, чтобы исполнились слова псалмов: И слышали мы, и видели это (Пс. 47:9). И еще: покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой (Песн. 2:14).      

Все же прочее суть еретические лжеучения и клевета на Православных, которые якобы иконой заменяют Бога, на икону уповают, от иконы помощи просят и спасения от иконы ожидают. Все эти и им подобные беснования и поклепы на верных на Святом Вселенском Соборе, как демонские плевелы, Духом Святым развеялись и испепелились, как хворост, и выставились, как паутина, вовсе не имеющая силы. Утвердив же Догмат Православной веры о почитании святых икон, все святые Отцы единогласно заявили: «Все так веруем, все так исповедуем, все подтверждаем и подписываем. Это вера Апостольская, это вера святых Отцов, это вера Православных. Инакомыслящие да будут прокляты и, как сгнившие члены, от тела Церковного отсечены. Всем еретикам – анафема. Приводящим в доказательство своих лжеучений о святых иконах тексты Священного Писания, где говорится об идолах, – анафема. Говорящим о том, что святые иконы это идолы, – анафема. Клевещущим на христиан, что они якобы иконы вместо Бога почитают, – анафема. Евангельские деяния, иконописно изображенные, не приемлющим, – анафема. Святые иконы боготворящим – анафема».

Слышите, противники, эти раскаты грома, убивающие душу: воспряньте ото сна и, отвергнув свое бесчувствие, придите в познание истины и обратитесь к Святой Церкви, которая, как своих детей, примет ранее заблуждавшихся.

Первый вывод      

Вселенские Соборы и святых Отцов, которые на них присутствовали, должно обязательно послушать, поскольку Христос говорит: Слушающий вас Меня слушает (Лк. 10:16). И еще: Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе (Мф. 18:18). И еще, Апостол говорит: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны (Евр. 13:17). И еще: Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам Слово Божие (Евр. 13:7) И еще: Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреде их (Мф. 18:20). И еще: Дух истины, то наставит вас на всякую истину (Ин. 16:13). Но Второй Никейский Собор есть Собор Вселенский, т. к. на нем были посланники от всех Патриарших Престолов и от Ветхого Рима, и святые Отцы, пастыри словесного стада Христова, собрались на этот Собор по всем правилам. Так что Второй Никейский Собор и святых Отцов, которые собрались на него по всем правилам, весьма подобает слушать. А поскольку на этом Соборе было установлено благочестивое почитание святых икон, то кто же дерзнет противиться Соборному постановлению святых.

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ: Противники, вы подчиняетесь Первому Никейскому Собору, поэтому должны подчиняться и Второму. Если же вы им пренебрегаете, то пренебрегаете и Первым, и тем самым придерживаетесь арианского нечестия.

Второй вывод      

Соборной Церкви Христовой должно обязательно повиноваться и слушать ее, потому что Христос говорит: а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18:17). И еще: на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18). И еще: Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15), – говорит Павел.     

Но Вселенские Соборы, в частности, Второй Никейский Собор, Седьмой Вселенский и святые Отцы, вселенские пастыри, собиравшиеся на Соборы по всем правилам, образуют и представляют Соборную Церковь Христову. Соборная же Церковь Христова есть не что иное как собрание правоверных, а особенно пастырей стада Христова, заботящихся о благосостоянии Святой Церкви и верно понимающих Слово Божией истины. Поэтому им должно обязательно повиноваться и всячески следовать их постановлениям.

Третий вывод      

Первый Апостольский Собор гласит: угодно Святому Духу и нам (Деян. 15:28) Этого же правила придерживались и прочие Вселенские Соборы, глася: угодно Святому Духу и нам. А поскольку мы прислушиваемся к Первому Апостольскому Собору, то и прочие Соборы, а особенно Вселенские, должны слушать, как наставляемые Святым Духом.

ЗДЕСЬ ПРОТИВНИКИ ВОЗРАЖАЮТ: они говорят, что их Собор, который был собран Гноеименитым Копронимом в Церкви Влахернской, и есть Святой Седьмой Вселенский Собор, поскольку именно так его назвали иконоборцы. Поэтому подобает придерживаться решений этого собора, отвергающего иконы.

ОТВЕЧАЮ: Не все то золото, что блестит, не всякое сборище является Собором, а особенно Собором истинным и праведным, Святым Вселенским. Вы же знаете, что и у тех, кто распинал Христа, также был Собор, где шла речь о Христе. Восстали цари земные, и князья собрались вместе на Господа на Помазанника Его (Пс. 2:2). У нечестивейших ариан были разные течения о единосущии Христа: и в Антиохии, и в Аримене; подобные течения были и у диаскоряне, и у евтихиан в Ефесе. К этим же еретическим течениям причисляется и Копронимово сборище по поводу святых икон во Влахернском храме. Все эти нечестивые собрания не могут считаться истинными и праведными Соборами, Святыми и Вселенскими. Как же собор может называться Вселенским, если он не имеет соизволения от всех высочайших Престолов? Как может называться святым то, что не за Христа, но против Христа? По подобию этого Иудейского сборища организовывались еретические арианские собрания о единосущии Сына Божия. Собрания же диоскорян и евтихиан подвергали поруганию Христа как единого Лица, а на Копронимовом сборище икону Христа, за которой стоит Сам в Своем образе Христос. И это ли святость таких соборов? Не так будет с нечестивыми, не так! (Пс. 1:4). Но тот Собор Свят, где Сам Христос, а там Христос, где собираются во имя Его: Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их (Мф. 18:20). А где собравшиеся хулят Христа и попирают Его Святое изображение, такое собрание бывает не во имя Христа, но во имя антихриста.

Не можете, следовательно, вы, иконоборцы, называть ваш Копронимов собор святым, поскольку на нем вы попираете святыню и превращаете Церкви Святые в разбойничий вертеп. Не можете вы именовать его и Вселенским, так как на нем не было никого из Патриархов, ни лично, ни в лице посланника. К тому же ваш собор не седьмой по счету. Если бы он был седьмым, то ему надо было следовать предшествующему Шестому Собору, который одобрил святые иконы и проходил в Святой Церкви, украшенной иконным благолепием. Но поскольку ваш собор не следует предыдущему Шестому, отвергая святые иконы, то явно не может называться Седьмым. Его можно назвать первым, который отвергает предания прежних шести соборов. Читайте об этом в житии святого Стефана, мученика за иконы, от 28 ноября.

Но и помимо этого проявляется ваша ложь: если вы так почитаете этот ваш собор и называете его и святым, и вселенским, то почему ему не следуете? Почему утверждаете то, что противоречит его постановлениям? Читайте об этом вашем соборе, состоявшемся в восьмом столетии, в изложении ваших же Магдебургских исследователей, Матфея Иллирика, Ивана Увиганда и судьи Матфея, изданном в Базеле, начиная с листа 551 и далее. Вы ясно увидите разногласия этого вашего собора и нынешнего вашего мудрствования.

ПЕРВОЕ: Этот Собор воздает должную честь Пречистой Деве Богоматери и гласит, что этот великий Вселенский Собор собрался в Царьграде, в храме Пренепорочной Святой Приснодевы Богородицы Марии». И ниже, в определении пятнадцатом, на листе 563: «Если кто не исповедует, что Святая Приснодева Мария истинная Богородица, всякой твари видимой и невидимой славнейшая и высшая, и не молится Ей с теплою верою о ходатайстве Ее к Рожденному Ею, да будет тому анафема». И еще, на листе 558, о том, что Преславную Божию Матерь, Которая исполнила осенение Божества и Которой нам воссиял свет неприступный, Матерь, говорю, Высшую Самих Небес и Святейшую Херувим, должно отважиться изобразить иконным художеством. Видите, как Собор ваш, подобно Валаамовой ослице, хотя и вынужденно, глаголет истину. Вы же сейчас как мудрствуете – не считаете ли за равную Богоматерь Христову прочим женам? Не ходатайство ли Ее к Сыну Своему презираете и оскорбляете? Не Копроним ли, начальник вашего нечестия, привычно вещает: «сума без золота, Мария без Христа»? То есть, до тех пор, пока Мария носила Христа во утробе, Она была, как сума, полна золота и достойна славы. Когда же Она родила Христа, то якобы стала ничем не превосходить прочих жен. О, безумие! Разве Мать престает быть Матерью после рождении Сына!

ВТОРОЕ: Этот ваш собор в определении семнадцатом исповедует призывание святых, лист 564. Вы же призывание святых отвергаете.

ТРЕТЬЕ: Этот ваш собор принимает Предания святых Отцов в определении первом и шестом, а также семнадцатом. Вы же считаете Предания баснями. О, бедняги! Не ведаете, какого вы духа, – своего собора не придерживаетесь, наш отвергаете, и, таким образом, ни холодны, ни горячи, и достойны порицания.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: