Глава 6. Твердость камня веры от доказательств, основанных на Священном Писании

 

Доказательство первое      

Ту Церковь должно слушать и повиноваться ей во всем, которая есть истинная Церковь Христова и Апостольская. О таковой Церкви говорит Христос: если (...) Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18:17). Но ваша церковь, противники, не есть истинная Христова и Апостольская Церковь. Поэтому вашу церковь слушать не подобает. Значит, и догматы вашей церкви о низвержении святых икон, о бесполезности Евхаристии Тела Христова и призывания святых, а также прочие, следует всячески отвергать и избегать их, как душевредного нечестия, по слову псалма: Возненавидел я сборище лукавых (Пс. 25:5).      

А то, что ваша церковь, противники, не есть истинная Христова и Апостольская Церковь, хочу показать, используя следующие доказательства.

1). Истинная Христова и Апостольская Церковь есть Церковь старая, ветхая и древняя. Уже прошло тысяча семьсот лет с тех пор, как она была основана, и так укрепилась в прежние времена, что и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18), по Слову Христову. Но ваша церковь нова и возникла недавно. Лютеранская церковь появилась через пятнадцать столетий после прихода Христа, в 1517 году. Кальвинская церковь появилась еще позже. От этих церквей произрастает множество сечений веры. Как же ваша новая по сути церковь может называться истинной Христовой и Апостольской? Разве только хитростью и лукавством, как это делали древние Гаваониты, приписав себе ветхость с помощью ухищрений и таким образом прельстив Израильтян (Нав. 9).

ВЫ ГОВОРИТЕ, что ваша церковь была во времена Христа и Апостолов.

ОТВЕЧАЮ: Если она была во времена Христа и Апостолов, то или пребывала вплоть до Лютера невредимой и неизменной, или изменилась. Если изменилась, то это уже не Церковь Христова, которая создана на Камне и поэтому имеет такую крепость, что и вратам адовым не одолеть ее (Мф. 16). И по слову Апостола, она есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15). Если же она пребывает невредимой и неизменной, то напрасно вы считаете себя обновленцами «падшей» Церкви.

ГОВОРИТЕ, что ваша церковь была всегда, но пребывала скрытой пятнадцать столетий, вплоть до Лютера.

ОТВЕЧАЮ: Прежде Лютера ваша церковь или была, или не была. Если была, как вы говорите, скрыта, то скажите нам: где именно вы нашли укрытие. И если она была сокрыта, то уже не была Церковью Христовой. Церковь же Христова всегда ясно видна, как Град, стоящий на верху горы, как светильник на свещнице, и как всенародное судилище, к которому повелел прибегать Христос: Если же не послушает их, скажи Церкви (Мф. 18:16). Но и Псалмопевец говорит: Солнце соделал Бог обителью в небесах (Пс. 18:5). Согласно толкованиям святых Отцов, Солнцем называют Церковь Христову, не тайную, но явную, как солнце. Если до Лютера вашей церкви не было, то это новая церковь, берущая начало от Лютера, а не Церковь Христова, которая является древней церковью. Потому что новое не может быть ветхим, как и ветхое новым.

2). Истинная Церковь Христова и Апостольская может ли окончиться и оскудеть или не может? Если не может, то это наша Церковь, которую и сами одобряете, и говорите: прежде была истинная Церковь Христова, и поныне она таковой остается. Если же может иметь конец истинная Церковь Христова, то и ваша церковь лютерская и кальвинская, которую вы называете истинной Церковью Христовой, может прийти к концу: и таким образом, по вашему лжеучению, никакая Церковь Христова в подсолнечном мире неизменно существовать может; то есть, всякая церковь, по вашему мнению, может иметь конец. Но тогда отсюда следует, что ложны слова Христовы: на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18). Ложны и Апостольские слова: есть Церкви Бога живого, столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15).  Но Слова Христовы и Апостольские не могут быть ложными. Небо и земля прейдут, словеса же Моя не мимоидут (Мф. 24:35). Так что ложно ваше учение, научающее о кончине Церкви. Вы говорите, что в первое пятисотлетие Церковь была поистине Христова, имела истинную веру, а потом стала заблуждаться и пребывала в заблуждении вплоть до прихода Лютера. Лютер, вместе с Кальвином, эту Церковь, якобы пришедшую в упадок, восстановил и обновил.

3). Подлежит ли заблуждениям Истинная Церковь Христова и Апостольская или не подлежит? Если не подлежит, то наша Церковь, которая вначале, согласно вашим же словам, не имела заблуждений, не имеет их и поныне. Если же подлежит, то подлежит заблуждениям и ваша церковь, которой вы следуете, и нас к тому принуждаете.

ГОВОРИТЕ: что Церковь не подлежит заблуждению, если следует одному только Святому Писанию. Но поскольку наша Церковь не одному только Святому Писанию следует, но и на Преданиях утверждается, то она заблуждается, причем уже с древних времен.

ОТВЕЧАЮ: Как равную крепость имеют слово царское написанное и слово царское изреченное, так равную силу имеют Писание Святое и Предание Апостольское. В первом Слово Божие записанное, во втором переданное. Оба же они вдохновлены от Бога. И как о Писаниях говорит Христос: Исследуйте Писания (Ин. 5:39), так о Преданиях говорит Апостол: стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес. 2:15). И еще: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам (1 Кор. 11:2). Поскольку Апостольские Предания имеют силу, равную силе Священного Писания (смотрите об этом в специальном Догмате о Преданиях), то если вы свою церковь считаете не заблуждающейся, поскольку она следует одному Писанию, то тем более наша Церковь чужда заблуждений, поскольку следует и Святому Писанию, и Преданиям Апостольским. Если вы говорите, что крепок дом на одном камне, то он еще крепче, если стоит на двух и многих камнях. Если же вы эту Церковь называете падшей, то тем более ваша заслуживает такого наименования.

4). Церковь лютеранская и кальвинистская, если была в мире прежде Лютера, была или видима, или невидима. Если скажете, что видима, то скажите, молю вас: кто когда ее видел, кто о ней слышал или кто писал о ней или вспомнил когда? Если же скажете, что она невидима, то так говорят и магометане о своем сборище, так считают и другие ереси. И как церковь, существующая на земле, может быть невидимой? В ней Епископы и пастыри видимо осуществляют свое управление и пасут свое стадо, совершаются Таинства, согрешающие исправляются, не кающиеся отлучаются, и прочее. Как Церковь может быть невидимой, если в ней бывают Соборы, устанавливаются правила, утоляются распри – все это обычно для Церкви Христовой. И Соборы были не только в Апостольские времена, о которых читаем в Деяниях, в главе 15, но и после Апостолов, как, например, Вселенские Соборы Никейский, Константинополский, Ефесский, Халкидонский, которые и вы, противники, как и четверых Евангелистов почитаете. Все они видимы. Так что Церковь Христова не может быть невидимой.

ГОВОРИТЕ: В Символе веры читаем: «В одну Святую Соборную и Апостольскую Церковь» (то есть, Верую). Но вера относится к предметам невидимым. Значит, и Церковь Христова, в которую веруем, невидима.

ОТВЕЧАЮ: Всякий предмет веры, поскольку он является таковым, невидим, но по иному рассмотрению все же видим. Так, Апостолы во Христе видели Человечество, веровали же в Божество. Так, в крещении видим воду и омовение, веруем же в невидимую силу Святого Духа, ко очищению от первородного греха. Так, в книге Библии видим Писание, начертанное на хартиях, веруем же, что ее содержимое – Слово Божие. Так и в Церкви Христовой верим в одно, видим другое. Веруем в происходящее, видим же собрание людей, тайнодействие и прочее.

ЕЩЕ ГОВОРИТЕ: Во времена Пророка Илии Церковь была невидимой. Когда Илия обращался к Богу: Господи! Пророков Твоих убили, (...) остался я один (Рим. 11:3), отвечал Господь: Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом (Рим. 11:4), а также 3 Цар. 19.

Отсюда вы делаете вывод, что семь тысяч этих мужей были скрыты, так что и сам Пророк Илия о них не знал: поэтому Церковь может быть невидимой.

ОТВЕЧАЮ: По поводу уединенных и утаенных, нет сомнения, что они могут быть не всем видимы и известны, что и ныне бывает, когда между неверными тайно находятся многие верные рабы Божии. Но отсюда не следует, что Церковь Божия невидима. Она явлена в главных своих представителях, то есть в пастырях и учителях Церковных, которые называются со времен Христа светом миру. Как на солнце, обращаются взоры на них, блистающих лучами правого учения и непорочной жизни, так что им невозможно пребывать скрыто и втайне. Поэтому Церковь, просвещаемая этим учением, утаенной и невидимой быть не может.

5). Христос, Бог наш на песке ли создал Дом Свой, Церковь Святую, или на камне? Если на камне, то уподобился мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что был основан на камне (Мф. 7:24‑25). Если же Дом Божий, то есть. Церковь Христова, пала, как вы, противники, лжесловите, то вы уподобите Христа человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое (Мф. 7:26‑27). Так что же вы говорите: пала ли Церковь Христова или не пала? Если пала, то зачем вы научаете падшую через пятьсот лет, ведь она основана на песке, и основавший ее уподобился человеку безрассудному. Но мы учим, что не пала Соборная Христова Церковь (о Соборной ведь здесь говорим, а не о поместной и когда? Если же скажете, что она невидима, то так говорят и магометане о своем сборище, так считают и другие ереси. И как церковь, существующая на земле, может быть невидимой? В ней Епископы и пастыри видимо осуществляют свое управление и пасут свое стадо, совершаются Таинства, согрешающие исправляются, не кающиеся отлучаются, и прочее. Как Церковь может быть невидимой, если в ней бывают Соборы, устанавливаются правила, утоляются распри – все это обычно для Церкви Христовой. И Соборы были не только в Апостольские времена, о которых читаем в Деяниях, в главе 15, но и после Апостолов, как, например, Вселенские Соборы Никейский, Константинополский, Ефесский, Халкидонский, которые и вы, противники, как и четверых Евангелистов почитаете. Все они видимы. Так что Церковь Христова не может быть невидимой.

ГОВОРИТЕ: В Символе веры читаем: «В одну Святую Соборную и Апостольскую Церковь» (то есть, Верую). Но вера относится к предметам невидимым. Значит, и Церковь Христова, в которую веруем, невидима.

ОТВЕЧАЮ: Всякий предмет веры, поскольку он является таковым, невидим, но по иному рассмотрению все же видим. Так, Апостолы во Христе видели Человечество, веровали же в Божество. Так, в крещении видим воду и омовение, веруем же в невидимую силу Святого Духа, ко очищению от первородного греха. Так, в книге Библии видим Писание, начертанное на хартиях, веруем же, что ее содержимое – Слово Божие. Так и в Церкви Христовой верим в одно, видим другое. Веруем в происходящее, видим же собрание людей, тайнодействие и прочее.

ЕЩЕ ГОВОРИТЕ: Во времена Пророка Илии Церковь была невидимой. Когда Илия обращался к Богу: Господи! Пророков Твоих убили, (...) остался я один (Рим. 11:3), отвечал Господь: Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом (Рим. 11:4), а также 3 Цар. 19.

Отсюда вы делаете вывод, что семь тысяч этих мужей были скрыты, так что и сам Пророк Илия о них не знал: поэтому Церковь может быть невидимой.

ОТВЕЧАЮ: По поводу уединенных и утаенных, нет сомнения, что они могут быть не всем видимы и известны, что и ныне бывает, когда между неверными тайно находятся многие верные рабы Божии. Но отсюда не следует, что Церковь Божия невидима. Она явлена в главных своих представителях, то есть в пастырях и учителях Церковных, которые называются со времен Христа светом миру. Как на солнце, обращаются взоры на них, блистающих лучами правого учения и непорочной жизни, так что им невозможно пребывать скрыто и втайне. Поэтому Церковь, просвещаемая этим учением, утаенной и невидимой быть не может.

6). Христос, Бог наш на песке ли создал Дом Свой, Церковь Святую, или на камне? Если на камне, то уподобился мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что был основан на камне (Мф. 7:24‑25). Если же Дом Божий, то есть. Церковь Христова, пала, как вы, противники, лжесловите, то вы уподобите Христа человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое (Мф. 7:26‑27). Так что же вы говорите: пала ли Церковь Христова или не пала? Если пала, то зачем вы научаете падшую через пятьсот лет, ведь она основана на песке, и основавший ее уподобился человеку безрассудному. Но мы учим, что не пала Соборная Христова Церковь (о Соборной ведь здесь говорим, а не о поместной и частной), потому что она основана на Камне, и Тот, Кто ее основал, уподобился мужу благоразумному. Если же Церковь Христова, которая была вначале, не пала, но и доныне пребывает целой и невредимой, то ваша церковь, противники, которую вы называете обновленной, не является Церковью Христовой, и вы напрасно похваляетесь, что стали обновителями «падшей» Церкви Христовой.

УКРЕПЛЕНИЕ: Столп и утверждение истины пребывает вовеки, как и сама истина Господня пребывает вовеки (Пс. 116:2). Но Церковь Христова есть Столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15). Поэтому Церковь Христова пребывает вовеки, особенно имея неложное обетование Христово: Не оставлю вас сиротами (Ин. 14:18). И еще: и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:20).      

ЗДЕСЬ КРИЧАТ ПРОТИВНИКИ: Иудейская синагога многократно отпадала от веры.

ВО‑ПЕРВЫХ: Во времена Моисея, когда Аарон со всем народом поклонился тельцу (Исх. 32).

ВО‑ВТОРЫХ: Во времена Илии, который говорил: остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее (3 Цар. 19:10).      

В‑ТРЕТЬИХ: Во время Исаии и Иеремии, когда все отступили от Бога. Исаия говорит: Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает (Меня), народ Мой не разумеет (Ис. 1:3). И Иеремия говорит: Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды (Иер. 2:13). И в Книге Паралипоменон пишется: Многие дни Израиль будет без Бога истинного, и без священника учащего, и без Закона (2 Пар. 15:3).      

В‑ЧЕТВЕРТЫХ: Во времена Христа, когда изменилась вся синагога, со всеми своими порядками и чиноправлениями. Если же Иудейская синагога отпадала от веры, то и Церковь Христова может отпасть, и отпадет. Мы же ее обновили.

ОТВЕЧАЮ: Между синагогой и Церковью огромные различия.

ВО‑ПЕРВЫХ: Если за крепостью синагоги нет обещания Божия, то Церковь имеет обещание Христово: на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18).      

ВО‑ВТОРЫХ: Если Церковь свободна, то синагога раба. Церковь знаменовала Сарра, жена Авраама, синагогу же знаменовала Агарь, раба. Но именно Агарь была отпущена и изгнана, а не Сарра. Так и синагоге подобает быть отпущенной и изгнанной, а не Церкви.

Здесь надо рассмотреть вопрос об отпадении синагоги.

ВО‑ПЕРВЫХ: Не все поклонились тельцу: ни Моисей, ни левиты, ни священники этого не сделали (Исх. 32). Так что не все отпадали от веры.

ВО‑ВТОРЫХ: Пророк Илия обратился ко Господу со словами остался я один (Рим. 11:3). Послушайте, каков был Божественный ответ: Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом (Рим. 11:4). К тому же следует знать, что во время Илии и Иеремии Царство уже разделилось, и одно называлось Иудейским, другое Израильским (3 Цар. 12). Царство Израильское во время царствования Иеровоама вскоре отпало от истинной веры и поклонилось идолам. И в том идолослужении оно пребывало вплоть до Вавилонского пленения, о котором мы и читаем в 4 Книге Царств, в главе 17, где написано: И поступали сыны Израилевы по всем грехам Иеровоама, какие он делал, не отставали от них, доколе не отверг Господь Израиля от лица Своего (4 Цар. 17:22‑23). Иначе же было в царстве Иудейском, в которой некоторые цари были благоверными, такие как Аса. Иосафат, Иоафан, Езекия, Иосия и другие. Некоторые же были нечестивыми: Ахаз, Манассия, Амон. Однако в Соломоновом храме всегда приносилась жертва, по Закону Моисея, вплоть до Вавилонского плена, о чем можно прочесть из Второй Книги Маккавеев (в главе 1).

Когда отцы наши отведены были в Персию, тогда благочестивые священники, взяв огня с жертвенника тайно, скрыли его во глубине колодезя, имевшего безводное дно (2 Мак. 1:19). Здесь Писание говорит об огне, посылаемом свыше, который священники употребляли в ежедневных жертвах. Этот огонь хранился в Соломоновом храме вплоть до Вавилонского плена.

А если говорите, что синагога во времена Христова изменится, то это верно. Ибо прежде она была благоверной, веруя в будущего Мессию, то есть во Христа. Когда же Он пришел, то она не захотела в Него веровать и поэтому со своими жертвами и чиноправлением была отвергнута, вместо нее и пришла Церковь Христова. Прообразом первой была раба Агарь, второй же свободная Сара. Если синагога была отвергнута, то Невеста Христова пребывает доселе, Христом, Женихом своим, любима, по слову Павла: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь (Еф. 5:25). И еще: оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф. 5:31‑32). Сюда же относится синагога, имеющая тень будущего: Церковь же содержит свет, который есть Христос (Евр. 10; Ин. 1). Но тень уходит, когда приходит свет. Так и синагоге довелось уйти со своими Моисеевыми жертвами, уступив место пришедшей Церкви со Христом. Впоследствии синагога существовала ради рабов, Церковь же ради сынов. Но рабы принимают временное воздаяние от своих господ и отпускаются, сыновья же получат вечное наследие, о чем говорит Апостол: Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной (Гал. 4:30).      

НО ГОВОРЯТ еще противники: Тем не менее, во времена антихриста прекратится Церковь Христова, ибо Апостол Павел говорит: доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели (2 Фес. 2:3).      

ОТВЕЧАЮ, что эти Апостольские слова, доколе не придет отступление прежде, подразумевают отступление не от веры, но от монаршества, иначе говоря, Римского единовластия, о чем немало написано в книге об антихристе: желающие могут там об этом прочесть. Но если бы и о вере эти слова были, то

ОТВЕЧАЮ, что во время антихриста многие отступят от веры, но не все. И это не удивительно, поскольку, начиная с Апостольских времен, во все века были отступники, как, например, николаиты, маркиониты, наватиане, ариане, донатисты, силагиане, севериане, иконоборцы и прочие.

СПРАШИВАЕТЕ: Почему Пророк Даниил в главе 9 говорит: прекратится жертва и приношение (Дан. 9:27)?      

ОТВЕЧАЮ: Это святые Отцы говорят о требах, или жертвах Моисеевых, которые перестали приноситься, когда вознеслась непорочная жертва, то есть Христос Бог наш, на Крестный алтарь. Поэтому и завеса раздралась, и было сказано: свершилось.

ЕЩЕ НЕ ПЕРЕСТАЮТ ПРОТИВНИКИ: Церковь, говорят, Христова уподобляется в Писании луне: Престол Его, как луна существующая (Пс. 88:38). Но луна оскудевает, значит, и Церковь оскудевает.

ОТВЕЧАЮ: Почему, коварные, не полностью приводите Святое Писание, ведь там написано: Престол Его предо мною, как солнце, и как луна, существующая вечно (Пс. 88:37‑38).      

ПОСМОТРИТЕ, сыны Православной Церкви, каковы хитросплетенные сети противников, и поймете, какая у них правда.

По сказанному из уст ваших сужу вас, рабы лукавые: поскольку Престол Христов, то есть Церковь, подобен солнцу, то очевидно, что он никогда не оскудевает, но, как солнце, всегда пребывает в действии и в свете. Но поскольку Престол Христов, то есть Церковь Христова, уподобляется также и луне, то следует знать, что уподобление луне состоит не в оскудении, но в этих трех свойствах.

ВО‑ПЕРВЫХ: Как луна во время новолуния бывает мала, а потом растет и совершает свой круг, так и Церковь Христова в начале рождения своего малую часть земли занимает, а потом так же возрастает, охватывая весь земной круг.

ВО‑ВТОРЫХ: Как луна весь свой свет берет от солнца, так и Церковь весь свет веры и святыни принимает от Христа.

В‑ТРЕТЬИХ: Как луна подлежит изменениям, так и Церковь: ибо иногда в мире, иногда же в гонении бывает – однако никогда не оскудевает.

Удивляюсь же противникам, как они только это одно подобие луне употребляют на уничижение Церкви, минуя столь многие титулы, служащие ее похвале: ибо Церковь Христова аллегорически называется в Святом Писании не только Луной, но и Солнцем, и Вертоградом Заключенным, и Источником Запечатленным, Раем, Столпом, Голубицей Красной, Градом Божиим, Ковчегом Ноевым, Землей живых. Женой, в солнце облаченной, Царицей в ризах позлащенных и т. д. Минуя все эти хвалебные титулы, досаждают ей луной. Но не удивительно: изверги они Церкви Христовой, а не ее сыны.

Из этого длительного доказательства следует, что истинная Церковь Христова не оскудевает и не может оскудеть, и она всегда одна и та же, от Христовых и Апостольских времен и доныне. Так что напрасно и ложно противники называют себя обновителями «падшей» Церкви Христовой. Напрасно и ложно их обновление, напрасна и ложна их догматика, которая учит отвергать святые иконы, не призывать святых и т. д.

7). Истинная Церковь Христова есть Невеста Христова, о которой Господь сказал Пророку Осии в главе 2: И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости, и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа (Ос. 2:19‑20). И Апостол Павел в Послании к Ефесянам, в главе 5, говорит: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь (Еф. 5, 25). И ниже: Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь (Еф. 5, 28–29). И ниже: Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф. 5, 31–32).      

Он также обращается к Коринфской Церкви он: обручил вас Единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор. 11:2). Из этих слов следует, что истинная Церковь Христова есть Невеста Христова.

Но обновленная ваша церковь, противники, не является Невестой Христовой. Желая это показать, привожу ваше учение. Вы учите, что наша Церковь в первые пятьсот лет была истинной Невестой Христовой и Девой, хранящей непорочную веру.

Затем же, через пятьсот лет, она начала растлеваться и дошла до такого растления, что во времена Лютера и Кальвина превратилась в прелюбодейку и Вавилонскую блудницу – до такой степени она отвергла Христа. Вместо нее пришла церковь, обновленная Лютером и Кальвином. Таково ваше учение. Смотрите, как неистовства следуют из этого вашего учения:

ВО‑ПЕРВЫХ: Если ваше учение истинно, то лгут Пророки и Апостолы, которые говорят о вечном и нераздельном совокуплении Церкви Христовой со Христом, Женихом своим.

ВО‑ВТОРЫХ: Если ваше учение истинно, то Церковь ничем не отличается от Иудейской синагоги, ибо обе за прелюбодеяние отвергнуты от Христа.

В‑ТРЕТЬИХ: Если ваше учение истинно, то тысячу лет у Христа не было Невесты, но была прелюбодейка. Ведь вы учите, что Церковь стала заблуждаться после первых пятисот лет и пребывала в заблуждении вплоть до Лютера, начавшего обновлять Церковь в 1517 году от Рождества Христова.

В‑ЧЕТВЕРТЫХ: Если ваше учение истинно, то сами обновители Лютер и Кальвин родились от этой прелюбодейки.

В‑ПЯТЫХ: Если ваше учение истинно, то обновленная церковь не мать их, но мачеха.

В‑ШЕСТЫХ: Если ваше учение истинно, то поскольку тысячу лет не существовало истинной Церкви Христовой, никто не спасся, и все, умершие в течение этого длительного времени, погибли, и сами родители, деды, прадеды и прапрадеды ваши, и все родственники ваши.

Понимаете ли, какие неистовства и нелепости вытекают из вашего учения?

Или принимайте эти неистовства и нелепости, или придерживайтесь вместе с нами истины, что Церковь Христова никогда не была блудницей и прелюбодейкой, но всегда Невестой Христовой, чистой Девой, хранением непорочной веры Христу, Жениху своему, от начала и до сего времени, по слову Апостола: обручил вас Единому мужу, чтобы представить Христу чистою Девою (2 Кор. 11:2). И еще: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь (...), чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова (Еф. 5:25‑26), чтобы представить ее славной Церковью, не имеющей скверны или порока, или чего‑либо подобного, но Святой и Непорочной.

Отсюда можно видеть, что Церковь в самом деле может уподобиться Самой Пречистой Богородице Деве Марии. Поскольку она была и Матерью, и Девой, то и Церковь Христова есть и Мать, и Дева: Мать, имеющая столь много сынов, которых родила по Духу и рождает. Дева, хранящая нерастленную веру ко Христу, Жениху Своему. И как прежде лгали еретики, что Мария не всегда была Девой, так лгут они и сегодня, что Церковь Христова не всегда была Девой, но впала в прелюбодеяние и в заблуждение.

8). Не может быть истинной «Церковь Христова и Апостольская», если она учит и содержит ереси, проклятые Святой Соборной Первенствующей Церковью. Но ваша, противники, церковь именно такова.

ВО‑ПЕРВЫХ: Она отвергает Предания и принимает одно только Писание. Этот ваш догмат проклят Первенствующей Церковью в лице Ария, Несгория, Евтихия, Диоскора. Об этом пишет Августин в Книге 1, против Максимина, глава 3. См. также материалы Седьмого Собора, действие первое.

ВО‑ВТОРЫХ: Она учит, что в Евхаристии отсутствует истинное тело Христово или присутствует только в ядении. Этот нечестивый догмат проклят в Беренгарии. См. Барония, в одиннадцатом столетии, в различных местах.

В‑ТРЕТЬИХ: Она отвергает Тайну покаяния и миропомазания. Этот ваш догмат проклят в лице новатиан. См. книгу 4 Киприана, послание 2.

В‑ЧЕТВЕРТЫХ: Она учит, что Церковь в древности была видима, потом стала невидимой, пребывая в некоем собрании. Этот ваш догмат проклят Первенствующей Церковью, в лице донатистов. См. Августина, в книге «О единстве Церкви», глава 12.

В‑ПЯТЫХ: Чествование иконы Христовой и прочих святых икон, Креста Господня, святых мощей вы называете идолопоклонством. Этот ваш догмат проклят на Седьмом Вселенском Соборе, а также на прочих.

В‑ШЕСТЫХ: Учите не молиться за умерших, не соблюдать постов, даже самой Четыредесятницы. Этот ваш догмат проклят с древних времен, в лице аетиан. См. Епифания и Августина, в книге «О ересях», а также в Кормчей книге, лист 59, правило 18.

Так и прочие ваши догматы были прокляты на различных Соборах в разное время. Отсюда следует, что ваша церковь – всего лишь стечение проклятых ересей и поистине прелюбодейка вавилонская, плотоугодию и сластям вашим служащая, широким же и пространным путем вас в пагубу вводящая.

Берегитесь, Православные христиане, этой блудницы Вавилонской. Изыдите от среды их, и отлучитеся, глаголет Господь: к нечистоте не прикасайтеся (2 Кор. 6, 17). Услышьте глас с небес, который призывает: выйди от нее, народ Мой (если не телесным исшествием, то хотя бы устранением духа), чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее (Откр. 18:4).      

Противники ГОВОРЯТ, что вышеназванные ереси таковыми не являются, разве только кажутся, тогда как в действительности это Православные Догматы.

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ПЕРВЫХ: Так говорят и ариане о своих ересях, а также македониане, несториане, евтихиане, диоскориане и прочие. И ваши ереси – тоже только кажущееся истинным учение.

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ВТОРЫХ: Вы называете Первенствующую Церковь истинной Церковью Христовой. Но Первенствующая Церковь многие нынешние догматы вашей церкви давно уже предала проклятию. Поэтому нынешняя ваша церковь содержит многие догматы, которые были прокляты.

ОТВЕЧАЮ, В‑ТРЕТЬИХ: Скажите нам, противники, какая ересь кажущаяся, а какая действительная. Возьмем для примера такие ереси: Христос имеет двойственную природу и по естеству, и по ипостаси; Мария – Христородица, а не Богородица; Мария после Рождества уже не Дева. Эти ереси действительно ереси или кажутся таковыми?

ГОВОРИТЕ: это действительно ереси. Но как вы это докажете, если отвергаете Соборы, если уничтожаете Апостольские Предания и свидетельства Святых Отцов, если считаете, что Церковь может заблуждаться и уповаете на одно только Писание? Но скажите мне, где в Писании сказано, что Христос сугуб естеством, а не ипостасью? Где в Писании сказано, что Мария – истинная Богородица и Дева после Рождества? У нас на это есть быстрый ответ, потому что мы кроме Святого Писания придерживаемся Апостольского Предания и Святых Отцов, повинуемся Соборным правилам, церковные постановления о вере считаем прочным основанием нашей веры и веруем, что Церковь не может заблуждаться. Поэтому мы считаем, что ваши ереси действительно таковы, поскольку Святая Церковь их предала на Соборах проклятию. И о ваших еретических догматах мы то же утверждаем. Поскольку ваша церковь имеет догматы, преданные проклятию, то как она может быть истинной Христовой и Апостольской Церковью?

9). Истинная Христова и Апостольская Церковь является непоколебимым следствием и преемственно происходит от Самого Христа и от Апостолов. Мы видим это и в семьях, то есть в родах человеческих, которые, если происходят от одного и того же корня, как непоколебимое следствие, имеют определенную фамилию. Так, все мы называемся сыновьями Адама, что всегда признается и в благородных домах, а они тщательно следят за своей родословной.

Но лютеранская и кальвинистская церкви (также имеем в виду и иные сечения веры, проистекающие из вашей) не может доказать такого преемственного непоколебимого происхождения от Христа и от Апостолов. Как же церковь, которая не может похвалиться неизменным от Христа и от Апостолов наследием, которая возникла в недавние времена и похитила имя истинной Церкви, как такая церковь докажет, что ее власть происходит от Христа, если не может доказать убедительную длительность собственного существования за прошедшие тысячу и пятьсот лет от Рождества Христова показать не может?

Поскольку лютеранское и кальвинистское сборища этого доказать не могут, то и их служители не имеют власти, от Христа исходящей, для необходимого управлению Церковью Христовой, то есть не получили от Христа ни освящения Тайнодействий, ни послания на проповедь, которого требует Апостол: И как проповедывать, если не будут посланы (Рим. 10:15)?      

Никто из участников этих сборищ не может объяснить, какой властью, или каким образом был послан Лютер или Кальвин на проповедь учения, противоречащего древним Догматам Святой Церкви. Да пускай сами скажут, Господи, когда и от кого получили эту власть! Если же СКАЖУТ: Получили власть от Бога на обновление растленной и на созидание новой церкви,

ОТВЕЧАЮ: Так говорили и те, кто стоял во главе древних ересей, однако они и тогда были еретиками, и ныне остаются ими, проклятыми Церковью. Так лжесловят и магометане о своем Магомете.

Если же нынешние обновители хотят уверить, что они посланы Богом, им подобает чудотворением показать явное свидетельство своего посланничества от Бога на обновление Церкви. Ибо ни Пророки, ни Апостолы не добились бы веры людей в то, что они посланы Богом, если бы открыто не показали свидетельства знамений и чудес, которыми они всему миру явили себя Божиими посланниками. Поскольку же такого свидетельства не показали до сих пор и не показывают обновители, а точнее, нынешние растлители, то как их обновленная церковь может называться истинной Церковью Христовой и Апостольской? Как их церковь, не имеющая преемственности и бесспорного происхождения от Христа и от Апостолов, может прикрываться именем Христовым и Апостольским? Как, например, простолюдин дерзнет назвать себя единокровным царю, если не может доказать бесспорного происхождения от царя?

Отсюда ясно: стыд и срам нынешним кальвинистским архиепископам и епископам, которые, не имея священства, преемственно и бесспорно происходящего от Христа и от Апостолов, дерзают называться архиепископами и епископами, достойными осмеяния, по подобию тех, кто в комедиях, имея скипетр в руках и диадему на голове, выставляют себя царями, тогда как в действительности являются царскими рабами.

И этим ли смехотворным обновителям поверить и, оставя свою истинную Церковь Христову и Апостольскую, от самого Христа и от Апостолов бесспорно и преемственно происходящую, пойти за обновителями, которые не от Христа посланы, что видно совершенно ясно. Как душу свою, Кровью Христовой искупленную, предам слепым вождям, которые возлюбили просторный путь, сами идут в пропасть адову и влекут туда прочих нерадивых?

Доказательство второе      

Кто отвергает Предания Апостолов и святых Отцов, Соборные правила и Церковные уставы, тех вера напрасна, ложна и душепагубна.

Но ваша обновленная вера, противники, именно такова – то есть напрасна, ложна и душепагубна. Возьмем, например, отношение к святым иконам.

Мы принимаем святые иконы, вы же отвергаете и ссылаетесь на Писание: Не делай себе кумира и никакого изображения (Исх. 20:4).      

МЫ ОТВЕЧАЕМ, что в этом месте говорится о языческих идолах, а не об иконах, и в доказательство приводим Соборные правила, уставы, Предания Апостолов и святых Отцов и их богодухновенные толкования. Вы же все это отвергаете и придерживаетесь одного только Писания. Покажите нам в Писании, где написано, что эти слова (Не делай себе кумира и никакого изображения) имеют отношение к иконам. Где написано, что должно следовать вашему толкованию и учению и придерживаться его, как неложного, а святоотеческое толкование отвергать? Не показали вы этого по сей день и не можете показать. Но посмотрим немного глубже:

Существуют разные переводы Священного Писания, то есть, Библии Ветхого и Нового Завета: есть перевод греческий семидесяти переводчиков, есть перевод Иеронима, его придерживаются Римляне, есть перевод Лютеранский, есть Кальвинистский.

СПРАШИВАЮ вас: какого перевода Священного Писания вы придерживаетесь; каким переводом хотите нас обличать, а свою веру утверждать?

Если ОТВЕТИТЕ, что придерживаетесь кальвинистского английского перевода, то я спрошу вас: где в Библии написано, что английский перевод лучше всех переводов? Где написано, что в английском переводе содержится самое чистое и нерастленное Слово Божие?

Если ОТВЕТИТЕ, что так об этом свидетельствует и так утверждает парламент, то есть английское судилище, то еще спрошу: где в Библии написано, что именно тот перевод истинен, который определяется таковым английским судилищем? В Святом Писании этого вы не найдете. Отсюда ясно, что вы не можете, опираясь исключительно на Писание, обличать нас в заблуждениях и утверждать свою веру. Если же не можете, то тогда ваша церковь, которая учит этому и отвергает Предания, заблуждается.

Но снисходительно отнесусь к вашему упорству:

Пускай будет ваш английский кальвинистский перевод действительным, истинным, нерастленным и беспорочным. Тогда вам предстоит, опираясь на него, показать заблуждения нашей веры и правоту вашей. Возьмем для примера слова Христа: Сие есть Тело Мое. Мы веруем, что в Евхаристии, в соответствии с этими неложными словами Христа, есть истинное Тело Христово. Вы же говорите и веруете, что есть только знамение и образ Тела Христова, да еще и хотите привлечь нас к своему мудрствованию. Покажите нам в Писании в вашем английском переводе, где написано в вашей библии, что должно следовать вашему толкованию и учению и придерживаться его, как неложного. Но вы не можете показать в своей библии, что ваше и вашей церкви толкование не ложно, а нашей Церкви – ложно. Отсюда должно быть вам, противники, ясно, что, опираясь на одно только Священное Писание, вы не можете подтвердить свою веру, не принимая Вселенских Соборов, толкований боговещанных Отцов и Соборных установлений Святой Церкви.

И об этом говорит Христос: а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18:17). И еще: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе (Мф. 18:18) И Апостол Павел говорит: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны (Евр. 13:17) И снова: Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13:7).      

СПРАШИВАЕТЕ: Как же верить Соборам и Отцам, если всяк человек ложь (Пс. 115:2)?      

ОТВЕЧАЮ: Человек есть человек, и в делах человеческих может быть ложь. Но человек, если это правитель Церкви Христовой и Учитель, имеющий истинную власть и наставляемый Святым Духом, по обещанию Христову: Дух истины (...) наставит вас на всякую истину (Ин. 16:13), такой человек не может быть ложью. Иначе не верили бы ни Апостолам, ни Пророкам, и сам Давид, который говорит эти слова о том, что всяк человек ложь, находится во лжи и, называя других лживыми, он сам бы явился ложью. К вашим же лжеучителям подходят эти слова Давида, потому что они не имеют ни истинной власти, ни истинного послания на проповедь, они лгут и плевельные учения всевают посреди пшеницы.

Доказательство третье      

От корня худого дерева худые ветви худой плод, по Слову Христа: Не может (...) дерево худое приносить плоды добрые (Мф. 7:18) И еще: ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не собирают винограда с кустарника (Лк. 6:44). И Апостол Павел говорит: Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви (Рим. 11:16). Можно утверждать и обратное: если начаток худ, то и целое, и если корень худ, то и ветви. Каков же корень ветвей вашей веры, противники? Какого дерева ваш плод? Не от Мартина ли Лютера все вы происходите? Отречься не можете, т. к. вы, лютеране, кальвинисты, новокрещенцы, протестанты, пуритане и прочие многочисленные нововерцы, все от одного и того же корня, то есть от Мартина Лютера, происходите и иного сказать не можете, потому что в нем действительно начало вашей веры. Он первый (вашими же словами) обновитель, растлевающий Церковь. Этот ваш обновитель или сильно был возлюблен Богом, если был избран на исправление и обновление Его Церкви, или вы сильно обманываетесь тем, что он был послан на это обновление Церкви, которое вы все ему приписываете. Пускай, как вы утверждаете, Церковь Христова пребывала в заблуждении тысячу лет и столь долго весь мир был погружен во тьму неведения, не видя Евангельского света, а потом Господь благоизволил просветить Своих людей светом Евангелия. Кого же Он избрал на это дело? Здесь требую ваших рассуждений, особенно же всеобщего рассуждения: можно ли на это столь великое дело быть кому иному избранному, кроме такого человека, который бы был силен словом и делом пред Богом и всеми людьми, и величием своего призвания и чудесами превосходил бы не только Илию, но и Моисея, второго после Христа? Моисей передал Закон предписаний, данный Богом, одному только роду. Илия же был избран ради удержания верных Божиих от идолослужения Иезавели. Представим, что Закон Благодати, установленный Христом и за тысячу лет растлившийся, ставший презренным и отверженным, стало необходимо возвратить в мир. Кем же был такой человек, величием равный Илии и Моисею и даже превосходящий их величием, ибо на него было возложено восстановление павшего Закона Христова, имеющий такой сан и такие преимущества, которых и прежде Христа и после Христа никто не имел?

Неужели таким человеком, по вашему мнению, является Лютер, который в определенное время первым начал это, как он называет, обновление?

Посмотрим же, какие чудеса сотворил или какими добродетелями известен этот обновитель.

О чудесах его никто не слышал и мы и сейчас не слышим, разве только считать чудом то, что он прельстил так много людей. Такие чудеса совершали и Арий, и Евтихий, и Диоскор, и прочие славные ересиархи, и еще много более славнейший Магомет.

Как же можно считать его посланным от Бога, особенно на такое великое и необычное дело; разве если только ему была дана большая вера, чем нашим пастырям, чем Вселенским Соборам, в вере, в нравах, в писании, которые будто бы Церковь свою возымели как блудницу, которая прежде была как Невеста Христова, как достояние Божие. как Мать верных Божиих была в великой чести.

Этот обновитель не имел чиновной и обычной власти, будучи монахом Римского монастыря, человеком, живущим уединенно, связанным монашескими обетами и подчиняющимся соответствующим правилам.

НО ВЫ ГОВОРИТЕ, что он имел власть не обычную, а свыше, данную не человеком.

ОТВЕЧАЮ, что вы не можете этого доказать, разве только чудесами, которыми такая власть и послание подтверждается и становится предметом доверия. По этой причине Господь Бог дал Моисею силу творения чудес: Это для того, чтобы поверили (тебе), что явился тебе Господь, Бог отцов их (Исх. 4:5). И сам Христос, желая показать, что Он Христос, творил чудеса. Поэтому на вопрос ученика Иоанна: Ты ли тот. Который должен придти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают (Мф. 11:3‑5). И в другом месте говорит: дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне (Ин. 10:25) Это же можно сказать о Апостолах, которые, следуя за Христом, были сильны и словом проповедания. и делом чудотворения. по слову Евангелиста Марка: проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями (Мк. 16:20).      

Каковы же чудеса ваших апостолов Лютера или Кальвина? Где эти чудеса «апостолов». лютеранских, кальвинистских, новокрещенских и прочих последователей, происшедших от Лютера? Никто их не видел и никогда в ваших сечениях веры видеть не сможет. Вещь, поистине рассуждения и удивления достойная! Закон Моисеев вошел в мир таким множеством чудес, и Закон Христов в своем начале столь многими чудесами просиял. Сколь славен был Илия чудесами в те времена, когда люди хромали на обе ноги и не ведали, кто Бог, Господь ли или Ваал (3 Цар. 18:21). Сколь великие чудеса сотворил Павел, перестав идти против рожна (Деян. 9:5). Лютер же и Кальвин, помимо каких‑либо чудес, хотят у нас своему новому евангелию веру сотворить и показать себя миру обновителями «падшего» Закона Христова.

Если СКАЖЕТЕ, что чудо уже то, что без чудес это учение привлекло к себе так много людей, то уже говорилось, что этим похваляются и ариане, и мусульмане.

Хотите ли знать, как это происходит? Не чудом, но обманом, и уводом с узкого пути Христова на путь просторный. Если бы Лютер не отверг тайную исповедь и сорокадневный пост, если бы не растерзал уз воздержания, если бы не насмеялся над благими делами, необходимыми для спасения, если бы грешникам, погруженным в нечистоты и прочие беззакония, одной только верой известия о спасении не сотворил, то он не имел бы столь многих последователей. Но, отвергнув все эти суровости христианской жизни, стало удобным привлечь к своему учению тех, кто не крепок в вере, и перевести человека, склонного ко злу по естеству, с узкого пути на просторный. Вот каковы его чудеса – развращать, а не обращать, ходить по плоти, а не по духу, и не узким путем Христовым, но просторным антихристовым, и самому по нему шествовать, и иных увлекать во адову пропасть.

Поскольку Лютер не сотворил никаких чудес, то вместо этого посмотрим, какой была его жизнь. Сама истина возвещает о ней. Он был Римским священником, к тому же монахом, и был связан обычными монашескими обетами, то есть, обетами добровольной нищеты, самопроизвольной чистоты и безропотного послушания. После длительного пребывания в Римском монастыре он сбежал оттуда, начав обновлять Церковь, и в помощь обновления взял себе в жены монахиню, святотатски похищенную им из монастыря, по имени Катарина Деборе. Растерзав узы монашеского обета, забыв страх Божий, этот обновитель, вместо того, чтобы взойти на высоту добродетельного совершенства, что подобает обновителю Церкви и новому Апостолу, погряз в тине прелюбодеяния и назвал супружеством блудодеяние с этой монахиней. Не произнесу ни слова, но виселицы мало для наказания такого беззакония.

Лютер, этот Денница «нововоссиявшего евангелия», жил с монахиней в прелюбодеянии а не в супружестве. Разве не монахом он был? Разве не отвергает супружество тот, кто принимает монашеский чин? А есть ли у вас, нововерцы, место словам святого Василия, который в предисловии монашеского устава говорит: «Монах, желая быть свободным от житейских попечений сего мира, пускай бережется супружества, как неких сетей, и, устранившись от них, посвящает свою жизнь Господу Богу, обещает соблюдать чистоту и не возвращаться в супружество».

ГОВОРИТЕ ВЫ: Лучше жениться, нежели разжигаться, по слову Павла.

ОТВЕЧАЮ: Поистине это так и есть, но прежде монашества. Если же кто прежде монашества ощущает в себе разжжение плоти, видит, что он нетверд в воздержании и имеет необузданную плоть, лучше такому жениться, нежели разжигаться, и никто такового к монашеству не понуждает (Мф. 19). Но если кто, по Слову Христову, скопит себя по своей воле Царствия ради Божия и захочет последовать Христу в чистоте, в убожестве и в послушании, примет монашество по своей воле и сотворит обещание чистоты, как дерзнет он разрушить данное Богу слово? Не Господь ли говорит: Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя. И на тебе будет грех; если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха. Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй (Втор. 23:21‑23).      

Послушайте, что и Апостол Петр говорит Анании: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? (Деян. 5, 3–4) Вникните в эти слова и поймите, что человеку дается власть прежде обещания, а не после него.

ГОВОРИТЕ: Не Апостол ли говорит: во избежание блуда, каждый имей свою жену (1 Кор. 7:2).      

ОТВЕЧАЮ: Это говорит Павел о мирских лицах, а не о монахах, но и монах свободен жениться, только прежде монашества, но не в монашестве. Если вы вспоминаете Апостола Павла, то почему замалчиваете его слова, подтверждающие нашу правоту? Разве не там же Павел говорит: хорошо человеку не касаться женщины (1 Кор. 7:1). И еще, там же: Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я (1 Кор. 7:8). И еще: Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я(1 Кор. 7:7).      

ГОВОРИТЕ: Павел хочет, чтобы все были женаты, как и он, поскольку говорит: Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы (1 Кор. 9:5).      

ОТВЕЧАЮ: Это говорит Апостол не о женах Апостолов, но о неких благочестивых женах, которые имением своим (Лк. 8:3) служили Апостолам, как и Самому Христу следовали некие жены с тем же намерением. Так толкуют Златоуст, Феофилакт, Феодорит, Амвросий и прочие. Наименование сестра жена подобно тому, как в Деяниях, 1 встречается выражение мужи братия. Не найти вам в святом Павле заступника Лютерова прелюбодеяния, ведь он ясно говорит: Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены (1 Кор. 7:27).      

Но ваш апостол Лютер сделал и то, и другое: и отрекся от супружества, приняв по своей воле монашество, и женившись, сбежав из монастыря. Сколько вреда принесло это Лютерово прелюбодеяние, было ясно видно раньше и сейчас: многие насельники мужских и женских монастырей, соблазнившись вредным примером Лютера, убегают и, впадая в отступничество, женятся и посягают, и тем самым не вере, а плоти угождают, и к вам приходят, расторгнув узы монашеского обетования, и иго Христово, которое приняли по своей воле, отвергнув и поправ.

Велико поистине такое беззаконие, но иногда и смеха достойно. Некоторые, движимые плотской похотью, убегают из монастырей и, приняв Лютерову веру, женятся и посягают. Затем, насытив вволю свое бесстыдное вожделение и насмеявшись над своей новой братией, снова возвращаются в монастырь на покаяние. Так что ваше сборище напоминает прелюбодейный дом, в котором своевольники утоляют невоздержанное стремление плоти.

И это называется новой церковью, чистой, непорочной, одетой в белую одежду и обновленной свой верой, посвященной Богу. Таковы Лютеровы чудеса. Такова святыня этого «апостола».

И как он бесстыдно жил, так бесстыдно и писал. Ибо в книге о супружестве он написал, что плотское смешение необходимо всем людям, как необходимы пища, питье и сон. И еще, в Слове о супружестве: «Если не хочет жена, да придет рабыня».

Вот каков человек, которому Церковь, заблуждающаяся тысячу лет, была якобы передана свыше для исправления!

Если же от Лютера перейдем к иным ересиархам, к Кальвину, Звинглию и остальным, придем в ужас от такого количества новых вер. Сколько голов, столько вер. Все потоки беззакония, от одного источника, от Лютера, проистекшие, все они восприняли от него соблазн. Если уж он сочинил новую веру, почему бы этого не сделать и другим.

Поразительно, что многие еретики, происшедшие от Лютера, не придерживаются веры Лютера, который говорит, что послан Богом на обновление Церкви, и не следуют его учению. Если же Лютер во исправление Церкви дан свыше, то в это можно истинно верить или не верить.

Если не верить, то как можно обновить Церковь и исправить ее «заблуждения»? Если же истинно верить, то почему тогда ему не следовать? И поскольку вы рассуждаете, ему противореча, то или он еретик, а вы истинноверцы, или он истинноверец, а вы еретики.

ВЫ ГОВОРИТЕ: Лютер начал обновлять, Кальвин же совершил. И Лютерово обновление было, как воссиявшая десница, Кальвиново же совершение в вере было, как блистающее солнце.

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ПЕРВЫХ: Это вы, кальвинисты, так говорите, лютеране же говорят иное, и именно своего Лютера называют воссиявшим солнцем, Кальвина же вашего и вас называют темным облаком, солнечный свет помрачающим.

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ВТОРЫХ: Вера едина, по слову Павла: один Господь, одна вера, одно крещение (Еф. 4:5). Поскольку же вера едина и нераздельна, то или Лютер имел истинную веру, а вы, ему противоречащие, истинной веры не имеете, ли, наоборот, вы имеете истинную веру, он же, противореча вам, не имеет истинной веры.

ГОВОРИТЕ, что не во всем противоречите.

ОТВЕЧАЮ: И Арий, и Несторий, и прочие еретики не во всем противоречили Православной Церкви, но, тем не менее, они еретики, и вы их так и называете. Поэтому если вы и не во всем противоречите, однако одна из сторон всяко будет еретической, если на другой стороне истинная вера.

ОТВЕЧАЮ, В‑ТРЕТЬИХ: Свет солнца не противоречит свету Денницы, природа их едина, и свет больший меньшего света не изгоняет, но совершенствует и умножает. Но Лютер и Кальвин противоречат друг другу, и один изгоняет веру другого. Так, Лютер говорит, что в Евхаристии истинное Тело Христово. Кальвин же говорит, что там нет истинного Тела Христова. Разве эти два света не противоречат друг другу? Какой же свет вы выбираете себе в руководство: если меньший свет тьма, другой же свет истинный, то те, кто выбирают первый свет, заблуждаются, и этот первый свет, посланный Богом для просвещения, не может просветить Церковь. Если же это истинный свет, то второй свет, противоположный первому, есть тьма, и те, кто его выбирает, ходят во тьме. Короче говоря, или лютеране еретики, если кальвинистская вера истинна, или кальвинисты еретики, если истинна лютеранская вера.

Окаянные лишенники, сыны погибели, кто не удивится вашим лжесловиям! Как же вы заблудились, отойдя от пути истинного, и свет правды не осветил вас! Беззакония исполнитесь в стезях погибели, и пойдете дорогами непроходимыми, путь же Господень не увидите.

Вы же, Православной Церкви сыны, стойте твердо в вере, которую преемственно принимаете от Христа и от Апостолов, и этим прелестникам, которые противоречат сами себе и друг друга называют еретиками, не верьте. Ибо как может быть истинным учение тех, кто друг друга называет лжецами? Слышите, каковы они на самом деле, исполненные жительством нечистот и беззакония? Как могут злые говорить доброе? Ведь уста глаголют от избытка сердца: благой человек от благого сокровища сердца своего выносит благое, лукавый же человек от лукавого сокровища сердца своего выносит лукавое.

И этим ли лжеучителям поверите, когда услышите их лжесловия об отвержении икон, о непризывании святых, о ненужности Евхаристии Тела Христова, и прочее! Разве не знаете, что и в гражданском суде не принимают свидетельства порочных лиц? Как же в деле душ наших. Кровью Христовой искупленных, будем нерадивыми и примем веру тех, о беззаконной прелюбодейной жизни которых знает весь мир!

Кто будет настолько безумен, что, минув столпы непоколебимые, захочет укрепляться на трости, ветром колеблемой?

Подобен им будет и тот, кто, минуя святых Отцов, просиявших святым равноангельским житием, и презрев боговещанные их свидетельства, поверит мерзким, погруженным в сластолюбие, эпикурейцам.

Доказательство четвертое      

Принимаете ли вы, противники, или отвергаете знамения бывших, настоящих или будущих вещей? Отвергать не можете, ибо о них явственно говорится в Святом Писании: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением (вечного) завета между Мною и между землею (Быт. 9:13). И еще: обрезание было знамением завета (Быт. 17:11) и веры. Субботствование было знамением седьмого дня, в который Бог почил (...) от всех дел Своих (Быт. 2:2). И еще: И покажу чудеса на небе вверху и на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма (Деян. 2:19). И еще: Но послал знамение боящимся Тебя, да избегнут они стрел (Пс. 59:6). И еще: Сотвори знамение мне во благо (Пс. 85:17). Есть и другие многочисленные знамения, о которых говорится в Писании. Но и сама видимая тварь есть знамение невидимого Творца своего, по слову Павла: Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы (Рим. 1:20). И вы сами по знамениям небесным познаете дождь или ведро. Глядя на заходящее солнце, говорите: «ведро, потому что небо на западе багрово». Лицемеры, о знамениях небес умеете рассуждать, по солнцу, по луне, по звездам умеете узнать, что будет ведро. По звериным следам вы умеете найти зверя, скрывающегося в чаще. Как же по знамению, то есть по образу Христову, не хотите узнать Христа? Как, видя Иону, китом извергнутого, на изображении, не хотите узнать в нем воскресшего Христа? Или же все знамения отвергайте, или же, если какие‑либо из них принимаете, почему отвергаете святые иконы, знамения небесных ликов? Глядя на радугу, вы вспоминаете Завет Господень или предсказываете будущее ведро, почему же не хотите смотреть на изображение распятого Христа, как на радугу, багряным цветом и синью украшенную, и отсюда познавать Завет мира и душеспасительное ведро?

Доказательство пятое      

Не подобает отвергать то, что имеет действительную некую силу, побуждающую к добру, иначе и Святое Писание будет отвергнуто. Но и святые иконы имеют действительную некую силу, к побуждающую к добру. Если не верите этому, вспомните Марию Египетскую, которая, глядя с усердием на икону Богородицы, приняла начало своего спасения; вспомните Евстафия Планиду, который просветился благодаря явлению иконы.

Вспомните также и равноапостольного Владимира Всероссийского, который, увидев страшный суд, изображенный на завесе, вздохнул, умилился и, вдохновленный увиденным. Крестился. Если же и этому не верите, поверьте Божественному Писанию. Иаков, желая иметь пестрых овец, положил в корыта пестрые прутья, чтобы овцы, глядя на пестрые прутья, зачинали пестрый плод и во чреве своем, и было так: И зачинал скот пред прутьями, и рождался скот пестрый (Быт. 30:37). Если же пестрые прутья имели такую силу, что, глядя на них, овцы изнутри восприняли пестроту, то почему бы тому, кто глядит с усердием на икону распятого Иисуса, как на жезл, от корня Давидова прозябший, Кровью же Своей пестрообразный, не зачать во внутренностях душевных плод душеспасительный, подобный виденному? И если так было с овцами бессловесными, то почему не может так быть с человеком, который, гладя на распятие Христа, познает свое искупление? На собственном опыте можно узнать, как сильно действует зрение, когда человек смотрит на то, на что смотреть не следует. Поэтому Давид, помня, что в его падении было виновно зрение, молит Бога: Отврати очи мои, дабы не узреть мне суеты (Пс. 118:37). Если столь велика роль зрения в запретном деле, то такова она и в деле душеспасительном, когда человек глядит на икону распятого Иисуса и говорит: милость твоя перед очами моими (Пс. 25:3).      

Но вы, противники, поступаете наоборот: вместо обнаженного на Кресте Иисуса изображаете на иконах обнаженных людей, как, например, нагую Вирсавию, моющуюся в Вертограде, нагую Сусанну и других обнаженных из стихов Овидия, таких как Венеру, Купидона, Юнону, Евридику, Ниобу и прочие мерзости, на которые чистым и честным глазам стыдно смотреть. О, развращенный ум! Адриан, кесарь Римский, желая изгладить память о Гробе Христа, повелел засыпать его пеплом и камнями. На горе же той, где был распят Христос, он создал храм своей распутной богине Венере и поставил ей идола (читайте в Прологе, от 13 сентября). Следуете и вы этому беззаконному человеку, когда, желая изгладить из памяти Страдания Христовы, на святой иконе изображенные, вместо икон, вспоминающих Страсти Христовы, показываете мерзости нагих лиц, услаждая этим видом свои сердца и похоти плотской врата отверзая, скажу еще более, возбуждая ее и бесящуюся плоть таким бесстыдным обнажением и зрением распаляя, других людей соблазняете. Плотские люди, соблазнители неповинных сердец, какой ответ дадите на Страшном Суде Божием! Мило вам смотреть на образ обнаженных Сусанны, Вирсавии, Венеры, почему отворачиваете свое лицо от обнаженного на Кресте Иисуса, которого вам перед глазами являет икона? Пламень плотский разжигаете зрением бесстыдным лиц, изображенных нагими. Почему пламень Любви Божией не разжигаете, глядя на икону висящего на Кресте Иисуса? Почему, считая себя мудрыми, так оглупляетесь и свет тьмой, тьму же светом называете?

Если изображения ваших родителей, родственников, друзей, учителей и благодетелей, умерших или еще живущих, вы ставите в домах ваших, тогда носите их и на груди.

Как‑то пришлось видеть в Чешской земле, где был сожжен Ян Гус, что его изображение многие носили на груди.

А в Геневе носили образ Яна Кальвина, в Аксонии же Виклефа. Тем, кто спросит, что же это значит, почему иконы носят на груди, отвечу: потому, что хотят иметь при себе незабвенную память тех, чьи изображения видим на досках, поскольку это наши учителя, указывающие нам путь спасения, ревнители веры и наши благодетели. Поэтому, в воспоминание и подражание им, вполне разумно иметь при себе их изображения.

По вашим же устам сужу вас, лукавые! Если вы почитаете родителей, учителей, благодетелей ваших, иконописным художеством изображенных, то почему не поступаете так по отношению к иконе Христа, Бога нашего, Родителя, Учителя и Благодетеля своего, жизнь, дыхание и все благое вам дарующего? Почему вы нас, благочестиво так поступающих, осуждаете и насмехаетесь над нами?

Доказательство шестое      

Кальвинисты говорят и веруют, что в Святой Евхаристии под видом хлеба и вина нет истинного Тела и Крови Христовой, но они говорят и веруют, что предложенные Дары являются только образом Тела и Крови Христовой. Если же они так веруют и так учат, что Евхаристия есть только образ Тела и Крови Христовой, то явно, что их приемля и почитая, тем самым Образ Христов приемлют и почитают.

Те, кто отвергает рукописные образы, приемлют мнимые образы и тем самым сам себе противоречат, ложь вменяют за истину, над истиной же кощунствуют и не заслуживают, чтобы о них и говорили.

Доказательство седьмое      

Можно сделать так, чтобы внутреннее слово, пребывающее в уме, услышали все. Точно так же можно сделать, чтобы и образ внутренний, пребывающий в уме, увидели все. И если может быть первое, то что препятствует и второму? Для полного понимания этого доказательства должно знать, что представляет собой слово и как различаются слово внутреннее и слово внешнее. Внутреннее слово бывает в уме, когда человек мыслит, пребывая сам в себе. Внешним слово бывает тогда, когда внутреннее слово выражается в речи или письменно. По отношению к образу можно сказать то же, что и по отношению к слову: образ также бывает и внутренний, и внешний. Внутренний образ бывает или в уме, или в памяти. Образ бывает в уме, когда, например хочу построить дом и образ этого дома имею прежде всего в уме, то есть каким дом должен быть: где общее помещение, где отдельное, где спальня, где кладовая, и так далее. Образ бывает в памяти, когда бывшие прежде поступки или места, в которых давно был или которые видел, имею в своей памяти. Например, кто‑то был в Иерусалиме и имеет в своей памяти Иерусалим, помнит, где располагается гора Елеон, на которой Голгофа, где Гроб Господень, где Гефсимания, и прочее. Это образ внутренний. Внешним образ становится тогда, когда явственно, чтобы все могли видеть, изображается некое начертание, и то, что имеется в уме или в памяти, является видимо перед глазами. Отсюда снова повторяю вышепроизнесенное доказательство: когда внутреннее слово, находящееся в уме, становится слышно всем, то оно приносит большую пользу, чем только скрытое в уме. Если это так, то и образ, имеющийся в уме, можно сделать видимым для всех, ибо образ, видимый явно, приносит больше пользы, чем скрытый в уме. Например, если образ Страдания Христова есть только в уме, то это приносит пользу только одному человеку, если же он видим, то может принес


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: