Глава 4. Твердость Камня Веры от свидетельств Боговещанных Святых Отцов

 

Святого Отца нашего Иоанна Златоустого Слово на поклонение Честному и Животворящему Кресту в Крестопоклонную неделю поста. Перевод с Греко‑Римского на Славянский от 13 сентября 1713 года.

«Приходит к нам каждый год всечестная и светоносная средняя седмица святых постов, приносящая Всеблаженный и Животворящий Спасителя нашего Иисуса Христа Крест и предлагающая его для поклонения поклоняющимся ему чистым сердцем и непорочными устами, освящающая их и готовя особенно усердных и стойких к дальнейшему ходу Святого поста. Сегодня установлен день поклонения Честному Кресту. И придите, о други, со страхом и любовью обнимем его, ибо восстание Христовой зари, испускающее свет, всех освещает и освящает своей благодатью. Поэтому целуем его, веселясь душой. Сегодня радость на небе и на земле, оттого, что является миру Христов светоносный и животворящий Крест, от которого убегают демоны, отгоняются недуги, прогоняется сумрак тьмы и просвещаются все концы земли. Сегодня Христова Церковь показывает нам рай, посреди поста предлагая нам всесвятое древо Честного Креста, и предпосылая Крестные страдания Христа, и предвосхищая Его воскресение.

Сегодня исполняется пророческое слово, гласящее: поклонимся месту, где стояли стопы Его (Пс. 131:7). Радуйся же и веселись, Христова Церковь, и приводи своих чад к воздержанию от страстей, очищению постом и блистанию богосиянными добродетелями. И ликуй ликованием неизреченным, как в древности ужаленные в пустыне, увидев медного змея, избегали смерти (Чис. 21). Так и сегодня, пройдя середину поста, прикасаясь к Кресту, видим мысленно мертвого змея и сами становимся бессмертными, и, своим воздержанием, становимся сообщниками страданий Христовых, и ожидаем Его воскресения. И не только в этом, но и в остальном, мужественно идя к своей цели, приносим Богу победные песни. Ибо Господень Крест – победоносное и побеждающее орудие, непреоборимое царское оружие, церковный рог, врагов истребление и верных спасение. И блаженны воистину и треблаженны те, кто непорочными и чистыми устами удостаиваются прикасаться к нему. Они поистине делом исполняют сказанное Господом слово: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми Крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16:24). Видите, что слово это не принуждает, ибо Господь не говорит: «Хотите или нет, а должно вам пострадать» но говорит: «Кто хочет за Мной идти, не понуждаю, не заставляю, но делаю каждого господином своего произволения». Поэтому Он и говорит: Если кто хочет идти за Мною. Зову на добро, не на зло, не в тяготу, не на мучение и казнь. Ибо и сам естественный ход вещей должен привлечь. Если кто хочет за Мной идти, или муж, или жена, или начальник, или подчиненный, и хочет спастись, пускай идет по этому пути. Здесь говорится о трех вещах: отвергаться себя, взять Крест и следовать. Но вначале посмотрим, что означает отвергнутые себя. Надо понять, что значит отвергнутые другого, тогда узнаем, что значит отвергнутые себя. Что же значит отвергнутые другого? Отказаться от другого, или как от брата, или как от друга, или как от соседа, или от кого иного. Если, видя, что кого‑то ранят, или связывают, или если он страдает еще от чего‑либо другого, вы не поддерживаете его, не помогаете, не соболезнуете, не сострадаете ему ни в чем, то это значит, что вы от него отрекаетесь. Бог хочет, чтобы мы так же пренебрегали своим телом, чтобы мы его не щадили, если кто‑либо нас ранит, или мучит, или изгоняет, или что‑либо иное причиняет. Это и значит отречься, то есть полагать себя за ничто, но предать себя самого бедам, подвигам и каким‑либо иным страданиям, и пребывать в них. Христос не говорит «да поотречется от себя», но да отречется, и в этом небольшом изменении большой смысл. В словах да возьмет Крест свой видите, как вооружил Царь Небесный следующего за Ним воина. Не щит дал, не шлем, не лук, не броню, не сбрую и не что‑либо подобное, но то, что крепче всего этого, Крестную силу, знамение победы над демонами. Вот и нож, и щит, и броня, и шлем, и сбруя (или сапоги), и надежное хранилище, и пристанище, и прибежище, и венец, и почесть, и всех благ сокровище, и нынешних, и иногда будущих. Как если кто берет надежное оружие и раздает своим воинам, так поступает и Христос. Посмотрите: Он говорит, что если кто совершит Его Крест, получит такое же оружие, и сотворит столько же, если захочет. Иногда же Он обещает и более того, говоря: Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит (Ин. 14:12). Что же это значит: и возьми Крест свой, и следуй за Мною? Вряд ли каждый должен взять в руки древо, вовсе нет. В чем тут добродетель. Но будьте всегда готовы к бедствиям, от которых стынет кровь в душе, к жертве и смерти. Так поступая, все время умирая, и не заметите, как достигнете вечера жизни. Об этом говорит и Апостол Павел: Я каждый день умираю (1 Кор. 15:31). Разве одна тебе дается смерть, по естеству? Ты можешь, если захочешь, множество раз умереть за своего Владыку. За такую самоотверженность и нищенство дается благодать и немалое богатство, как любезный дар Владыки, предназначающего венцы не только за то, что будет происходить в действительности, но и за саму готовность подвизаться. Что будете брать, то и возьмете. Если кто проявит усердие в готовности принести жертву и распяться, (говорит) как Тот, Кто держит Крест на Своих плечах, и не страшится смерти, то такого будут страшиться другие. Ибо не мы не так боимся тысяч, мужественных и вооруженных оружием человеческим, как этих в своей свободе. Ничто так не поможет избежать смерти, как презрение к смерти. И пускай никто не подумает, что он готов к смерти (потому что все разбойники, и чародеи, и отцеубийцы). Подумайте хорошо, и согласитесь со мною. Не столько мужественного ищу (говорит Христос), не боящегося кончины жизни, но кроткого, и целомудренного и умеренного, и исполненного всяких добродетелей. Видели, что может Крест, не только по отношению к одному Владыке, но и по отношению к Его рабам? Так, Петра он сделал верховным апостолом, и Павла также. Поэтому и говорим: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или нагота, или опасность, или меч? (Рим. 8:35). Все это делает мужественными постящихся не только в пище, но и в страстях. Оградим себя, возлюбленные, Крестной силой и, вооружившись на предстоящее, усерднее обратимся к посту, и все житейские утехи презрим. Ибо богатство, и слава, и могущество, и похоть, и все, тому подобное, кажется сладким, когда любодушествуем и слишком привязаны к земной жизни, презренной по сути, о которой скажем дальше. Текущая жизнь кажется добром и сладостью, ибо это дар Божий. Но перед лицом жизни будущей житейские блага становятся презренными. И да не посрамим честных знаков нашего спасения, ни истинное добро (благодаря которому и живем), предав себя сластолюбию, и пьянству, и чревобесию, но, как венец, да понесем Крест Христов, то есть умерщвление страстей, ибо все в нас совершается через него. Когда требуется возрождение, присутствует Крест, если предстоит напитаться таинственной пищею, или хиротонисаться, или сделать что‑либо иное, всюду нам предстоит Крестное знамение. Поэтому мы тщательно изображаем его и на домах, и на стенах, и на оконах, и на челах, и на уме. Ибо это знамение нашего общего спасения и свободы, и Владычественной благости. Потому он называется печатью, что если принимаем заветы Божии, то запечатлеваем им это принятие, как некоей Царской печатью и перстнем, и тогда не может подступить ничто лукавое. Если поручаем кому‑то настоятельство или возводим в священническое достоинство, после бесчисленных молитв и призывания Духа пришедшей благодати, запечатлеваем им, как бы заключая в прочное хранилище данный дар, участвующий и в священнодействиях, ибо Крест Христов есть меч и древо, на котором закланный богоубийцами Иудеями Христос разрушил дела диавольские и самого диавола низложил, пригвоздив на нем наши грехи. Поэтому Крест в священнодействиях является неким оружием и царским бичом, казнящим и прогоняющим всякое демонское наитие и сатанинское нападение. Поэтому Божественные священнотаинники, как некие оруженосцы, замыслившие Царскую казнь, отгоняют им всякое вражеское и неприятельское полчище, отдавая Божественные и царственные дары тайноводителям и вместе с ними почитая Царя Христа (знаменуясь Крестным знамением), напечатлевая на себя Крест, думай о событиях, связанных с Крестом, и, угасив гнев и всего себя знаменуя, наполни чело многим дерзновением, грудь, глаза и всякий член предоставь в благоугодную жертву Богу (Рим. 12:1). Это словесная Латрия (служба). Такое знамение и при наших прародителях отверзло запертые врата, погасило смертоносные яды, разрушило отравляющую силу, исцелило от укусов ядовитых животных. Если же оно открыло адские врата и расширило небесные круги, и возобновило райский вход, и пресекло диавольские жилы, неудивительно, что победит и вредоносные яды. Начертай это в своих мыслях и думай о возможности спасения наших душ. Ведь этот Крест вселенную спасает, прелесть прогоняет, к истине приводит, землю в небо превращает, людей Ангелами делает. Поэтому с Крестом демоны не страшны, а презираемы: не смерть, смерть, а сон и бодрствование. Поэтому и увядают осаждающие нас телесные страсти у постящихся. Если еще спросит кто‑нибудь из Иудеев, поклоняешься ли Распятому гласом, скажи, что поклоняюсь светлым и вселенским гласом, и веселым лицом (истинно), ей, и не престану поклоняться. Если же он рассмеется, ты прослезись, что он беснуется и не смыслит, что говорит. И возблагодари Владыку Христа зато, что Он так облагодетельствовал нас, о чем не может никто понять без Высшего Откровения. Поэтому Иудей и смеется, как душевный человек, не приемлющий духовное. Но что говорит безумный и неблагодарный и непокорный Иудеянин? Он говорит, что если Бог есть Христос, как мы утверждаем, и Божий Сын, и пришел для спасения рода человеческого, то почему Он был распят такой безобразной смертью? Ответим ему, ссылаясь на пророков, что Христу должно было стать распятым. О пребеззаконный и неблагодарный Иудей, ведь и Закон, и пророки проповедовали, что человечество будет спасено благодаря Христу. Ибо Моисей первый сказал: жизнь твоя будет висеть пред тобою (...), и не будешь уверен в жизни твоей (Втор. 28:66), и Исаия: как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен (Ис. 53:7). И Иеремия говорит: положим ядовитое дерево в пищу его (Иер. 11:19). И определили цену его на землю горшечника, как завещал Господь (Мф. 27:7). И если Бог есть распятый Христос, послушай Ездру, который говорит: Благословен Господь, Бог отцов наших, вложивший в сердце царяукрасить дом Господень, который в Иерусалиме (1 Ездр. 7:27). И когда змеи убивали людей, Моисей по Божию велению повесил змия на дереве, говоря: Смотрите на него и не умрете (Чис. 21). И снова говорит Иеремия говорит, как бы от лица распинавших: и отторгнем его от земли живых (Иер. 11:19). И снова Христос говорит через того же Пророка: А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал (Иер. 11:19). И снова говорит Давид, как бы от лица Христа: пронзили пуки мои и ноги мои (...) Разделили ризы мои меж собой и об одежде моей метали жребий (Пс. 21:19). И снова: Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям (Ис. 65:2). Пророки учат и тому, что Христов Крест и его Образ достойны почитания и поклонения, так, Давид говорит: Но послал знамение боящимся Тебя, да избегнут они стрел (Пс. 59:6). И снова: Сотвори знамение мне во благо; и да увидят ненавистники мои и постыдятся (Пс. 85:17). И Бог через пророка Иезекииля говорит: на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак (...) идите за ним по городу и поражайте; (...) и не щадите; старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак (Иез. 9:4). И Соломон говорит: Благословенно дерево, чрез которое бывает правда! (Прем. 14, 7), и Исаия говорит о том, откуда возникнет Крест и из какого дерева он будет: Слава Ливана придет к тебе. Кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего (Ис. 60:13). И Моисей, вложив кусок дерева в меру и усладив горькие воды, создал образ Креста Христова, усладившего мир от демонской горести (Исх. 15:23). И жезл Моисея, разбивший камень, стал образом Креста Христова, разбившего сердца человеческие и вложившего в них благость Святого Духа (Чис. 20). И это истинный Путь Жизни, и все, придерживающиеся его, живы будут, те же, кто оставят его, примут смерть и бесконечную муку, ибо Закон и пророки проповедуют Святую Троицу. И воистину Тот, которого проповедали Закон и пророки, это Он, пришедший во имя Господне, Иисус Христос, Господь, и нет иного, кроме родившегося в Иудейском Вифлееме от Девы и Богородицы Марии, при кесаре Августе. И тот, кто Его не принимает и не верит в Него, есть Божий отступник, и анафема ему. Поэтому и Исаия сокрушается о вас, заблудших, говоря: а на дела Господа они не взирают (...) За то народ мой пойдет в плен непредвиденно (Ис. 5:12‑13). С тех пор, как пришел Христос, разрушилась сила воинства вашего Иудейского, и погибло священство, и рассеялись вы среди римлян. Говорит же Исаия о распявших Христа: и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать (Ис. 59:2). Если бы не был Он Христом, родившимся от Марии, избранником Божиим и Сыном Его истинным, проповеданным Законом и Пророками, тогда прославился бы ваш народ Иудейский, и вознесся, воцарился, как убивший врага Божия и льстеца. Но с тех пор, как воссиял Крест и распят был на нем вашими отцами Христос, вы доныне в погибели и в бесчестии. И горше прогневался на вас Бог во время Вавилонского пленения. Тогда после шестидесяти лет Бог помиловал вас и снова воззвал к вам, теперь же окончательно отринул. И исполнились пророчества отца вашего, и Пророка и Патриарх Иакова, и все, что у вас было, разрушилось, и были вы изъяты из земли вашей Иудейской и рассеялись по разным местам, во уничижение и в поругание, по всей вселенной, от Востока и до края земли. Наши же христианские (дела) с каждым днем расцветают, и растут, и укрепляются, и распространяются во всю вселенскую проповедь нашей благочестивой веры, и Христос царствует в нас, и Честному и животворящему Его Кресту поклоняемся и как сокровище многоценное почитаем. Ибо воистину светлее и честнее Господень Крест всякого царского венца. И что говорю, царского венца, блистательнее самих солнечных лучей. В древние времена суровой жизни и растления существовала казнь. Ныне же мы получили дар Божия знамения, признак духовного благородства, сокровище нетленное, неотъемлемый дар, основу освящения. Его мы носим на одре и на трапезе, и везде, где только находимся. Подобно тому, как многие воины без оружия не едят, не спят, так и ныне, вместо меча над одром повесим, вместо запоров на двери напишем, вместо стены жилище всякое обложим, и все, внутреннее и внешнее, им оградим. Ибо Он смерть разрушил, небеса отверз, землю очистил, породу нашу возвел на Царский престол, сокруши мучительство диавола. Крест имеет двоякие признаки. По веществу он может быть сделанным из золота или жемчуга, или драгоценных камней, и часто бывает предметом кражи разбойниками или ворами. Но есть и невещественный признак. Ибо не из вещества его ипостась, но существо его от веры, от залога, творящего и вещество. Он спящих хранит, бдящих укрепляет, бедствующих спасает, им вражье войско разрушается и мир заключается. Восхваляю и прочее Твое долготерпение и незлопамятность по отношению ко мне, Господи, поклоняюсь Честному и Животворящему Твоему Кресту. Владыко, объемлю страдания, целую гвозди и раны на Твоем Теле лобызаю, трость же, и копие, и губу почитаю, как царскую диадему, терновый возлагаю венец и, как сияющими камнями, плевками украшаюсь, как пресветлым украшением, заушениями прославляюсь, и Тебя исповедую, истинного Бога, единую святую Троицу, Иисуса Христа, принявшего за меня страдания, обвитого плащаницей и поруганного беззаконными Иудеями, напоследок погребенного и воскресшего в третий день, ради будущего суда живых и мертвых. Твоя же есть слава и держава, вместе с Отцом и Всесвятым и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь».

Этот же святой Златоуст в Беседах на Евангелие от Матфея (нравоучение 54) говорит: «Как венец, обносим Крест Христов, ибо им совершается все, что с нами происходит. Когда человек рождается, приходит Крест, если надо напитаться таинственной трапезой, если рукоположиться, если и что иное сделать, везде, чтобы одолеть врага, необходимо изображение Креста.

Поэтому и на церквях, и на стенах, и на дверях, и на челе, и в мыслях начертаем его со многим тщанием». И ниже: «Не просто перстом должно его начертать, но прежде всего с произволением, с большой верой. И если ты изобразишь его так, никто из нечистых духов не сможет стать возле тебя, видя меч, который нанесет раны, меч, который принесет беду. Так и мы ужасаемся, когда видим места, где убивают осужденных. Подумай о том, как пострадают диавол и бесы, увидя оружие, которым разрушил Христос их силу и отсек главу дракону (змею)».

В других местах есть много и других свидетельств Златоуста о Честном Кресте Господнем. Но перейдем к другим святым Отцам.

Святой Ипполит об антихристе и о тех, кто в него верит, говорит: «Даст им знамение на правой руке и на челе, чтобы никто из них не смог сотворить Честной Крест своей правой рукой на лбу. Но связана будет его рука, и с тех пор у него не будет власти осенять Крестным знамением свое тело». Мы же послушаем, как говорит святой Ипполит о Крестном знамении: «Замечательно, что в его время существовал христианский обычай знаменовать себя Крестным знамением, и он будет до скончания века, и существует сейчас у Православных».

Святой Ефрем в Слове 103 говорит: «Знамение Животворящего Креста полагайте на дверях, на челе, на груди, и на устах, и по всему нашему телу, им знаменуйтесь и им вооружайтесь. Ибо это оружие христиан и победа смерти, упование верных, свет в конце, открыватель рая, истребление еретичества, великое утверждение в вере, защита и похвала христианам. Его христиане непрестанно носят на всяком месте во всякий день и всякую ночь, и во все времена. Без него ничего не начинай и не заканчивай, но и во сне и в бодрствовании, и в делах, и в путешествии, и плывя по морю, и переплывая реку, все члены своего тела укрепи Животворящим Крестом, и не приступит к тебе зло. Видя это, вражья сила, затаившись, отступит».

Василий Великий в Послании к Епископу Амфилохию о Святом Духе, глава 27, правило 90 говорит: «Церковь получает много важного из изустного Предания. Во‑первых, о том, чтобы крестообразно знаменовать свое лицо. Во‑вторых, чтобы молиться, обращаясь к Востоку, и произносить молитву над пищей, и благословлять чашу благословения, воду крещения и масло помазания, и самого крещаемого, и еще многое другое, суть которого тайна. И не подобает обличать Писанием Предания за их якобы невежество. Ибо одно дело повеление, другое же проповедь. Одно чтится молчанием, другое же проповедуется». Смотри Кормчую книгу, лист 244.

Святой Афанасий в Слове к Антиоху говорит так: «Преклоняй колени имени Иисуса и преклоняй колени Кресту, оба знаменуют и почитают искупление. Крест это орудие спасения, Иисус же нарицание имени спасения. Имя Иисус являет Спасителя, древо или знамение Креста также являет Спасителя и возвещает совершившееся спасение». И ниже: «Мы поклоняемся Кресту, составленному и собранному в воспоминание Распятого на нем, но не разделенному и утратившем вид Креста, ибо дереву мы не поклоняемся».

Дионисий Ареопагит в книге «О Церковной иерархии» говорит: «Первенствующая Церковь против чародейства, мечтаний и демонических страшилищ, яда и ядовитых животных и прочих бед употребляет Крест как оружие, которое вместе с молитвой и верой прогоняет всякий страх и трепет».

Амвросий в Слове на преставление царя Феодосия Великого Крест называет Божественным знамением и тайной спасения.

Ефрем в Слове о покаянии говорит: «Крест – непобедимое оружие христиан, и без Креста не совершается никакое Таинство».

Василий Великий в Слове о Гордии говорит: «Мученики Первой Церкви, ведомые на смерть, прибегали к Кресту как к оружию».

Амвросий в Книге третьей, в Слове 57, уподобляет Крест корабельному столпу, на который натянуты паруса, и говорит: «Как корабль не может быть без парусного столпа, так и Святая Церковь без Креста».

Святой Леонтий Неапольский, Епископ Кипрский, говорит в Слове к Иудеям: «Если укоряешь меня, о Иудей, что кланяюсь Крестному древу, почему не укоряешь Иакова, поклонившегося концу жезла Иосифа? Но ясно, что Иаков воздавал честь не жезлу Иосифа, как и мы, кланяясь Кресту, не древо, но Самого Христа почитаем».

Он же, там же: «Если части дерева складываются так, что образуют Крест, то я кланяюсь такому изображению ради Христа, Который был на нем распят, но если они разобщены, то отметаю их и сжигаю».

Он же, там же: «Если кто‑либо принимает запечатанную царскую грамоту и целует ее, то этим он не печать, не хартию, но самого царя почитает. Так и мы, христиане, кланяющиеся образу Креста, почитаем не естество древа, но знамение и перстень, и образ Самого Христа, глядя на Крест, поклоняемся Распятому на Кресте».

Но не стану досаждать читателям множеством свидетельств святых Отцов о Кресте Господнем и окончу эту главу словами святого Дамаскина, который в Книге четвертой «Точного изложения Православной веры» в главе 12 говорит так: «Слово Крестное погибающим есть безумие, нам же, спасающимся, есть Божия сила, духовный человек рассуждает обо всем, душевный же не приемлет духовное; безумие для тех, кто веры не приемлет и не понимает благости и всемогущества Божия, но человеческими и естественными помыслами Божественное испытующих. Ибо все Божественное выше естества, и слова, и разума». И ниже: «Всякое деяние и чудотворение Христово величайшее, и Божественное, и чудесное, однако чудеснее всего Его Честной Крест. Ибо не чем иным смерть упразднилась, праотеческий грех разрешился, ад пленился, восстание даровалось. Сила, которой нам присуще пренебрегать, и самую смерть одолела, к древнему блаженству Восход направила, двери райские отверзла, естество наше расположила у десницы Божией, сделала нас чадами и наследниками Божиими, разве не Крестом Господа нашего Иисуса Христа. Все это произошло благодаря Кресту. Если мы крестимся во Христа, говорит Апостол, в смерть Его крестимся. Если же во Христа крестимся, во Христа облекаемся. Христос же есть Божия сила и Божия мудрость. Смерть Христова, то есть Крест, облекает нас в ипостасную Божию мудрость и силу. Сила же Божия есть Слово Крестное, или яко могущество Божие, то есть победа над смертью. Подобно тому, как ты нам являешься, то есть, как четыре конца Креста удерживаются и стягиваются посередине неким центром, и тем самым Божией силой, то есть высотой и глубиной, длиной и шириной, всякое видимое и невидимое здание поддерживается. Это знамение, наносимое нам на чело, можно сравнить с обрезанием, которое было принято в Израиле. Благодаря ему верные отличаются от неверных. Это щит и оружие для одоления диавола. Это печать для того, чтобы, как говорится в Писании, нас не коснулось всегубительство. Это лежащих восстание, стоящих крепость, немощных посох, пасуемых жезл, обращающихся руководительство, преуспевающих совершение, души спасение и тела, от всех зол избавление, всех благ ходатайство, греха разорение, сад восстания, древо вечной жизни. Самому же Честному Древу, как Истинному и Честному, на котором Себя в жертву за нас принес Христос, как освятившемуся касанием святого Тела и Крови, благоговейно поклоняемся, как и гвоздям, копию, одежде и священным Его местам, таким как ясли, пещера, Голгофа, Крест, животворящий гроб, Сион церквей, вертоград, и подобные им, как говорит Богоотец Давид: Войдем в обители Его, поклонимся месту, где стояли стопы Его (Пс. 131:7). Какое это имеет отношение ко Кресту, ясно из последующих слов: Восстань, Господи, и пребудь в покое Твоем. За Крестом следует восстание. Если человеку вообще свойственно заботиться о доме, постели и одежде, то как же он дорожит ими, если они принадлежат Богу, как Крест, которым и спасаемся. Кланяемся же и образу Честного и Животворящего Креста, если он будет и невещественным, но образом, как символ Христа. Он же сказал своим учеником, оставляя завет: Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе (Мф. 24:30), говоря о Кресте. Было сказано и женам после восстания Христа: Иисуса ищете Назарянина, распятого (Мк. 16:6‑7). И Апостол говорит: а мы проповедуем Христа распятого (1 Кор. 1:23), много есть христов и иисусов, но распят Один. Апостол не говорит пронзенного, но распятого. Должно почитать Крестное знамение, поскольку где будет знамение, там будет и Он Сам. Веществу же, из которого сделан образ Креста, или золоту, или драгоценным камням, которые по случаю используются для создания образа, не поклоняются. Мы поклоняемся всему, воздающему честь Богу. Этот Честной Крест прообразило древо жизни, в раю Богом насажденное: поскольку от древа произошла смерть, должно, чтобы от древа даровалась жизнь и восстание. Иаков поклонился краю жезла, благословив сыновей Иосифа скрещенными руками и явно свидетельствует о знамении Креста. Жезл Моисея, Крестообразно рассекший море и спасший тем Израиля, потопил фараона. Также Крест прообразовали руки, Крестообразно простираемые и побеждающие Амалика, древо, услаждающее горькие воды и камень разбивающее, и источающее воду. Жезл Аарона бывает знаком достоинства священноначалия. Мертвый змей, выставленный на древе, спасает вместе с ним от врагов верующих, которые на него смотрят, подобно тому, как Христос во плоти, греха не ведающий и пригвожденный к древу. Также смотрите у великого Моисея: жизнь твоя будет висеть пред тобою (Втор. 28:66). У Пророка Исаии: Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному (Ис. 65:2). Поклоняясь ему, мы получим частицу распятого Христа, аминь».

Заканчиваю эту главу словами святого Апостола Андрея, который, когда его вели мучители на Крестную смерть, увидев издалека уготованный ему Крест, громко воскликнул: «Радуйся, Крест, Плотью Христовой освященный, и Ею, как бы жемчугом, украшенный. Прежде, пока не был распят на тебе Господь, ты страшен был для людей. Ныне же ты любим и принимаем с желанием, ибо знают верные, какое при этом внутри веселье и какое воздаяние уготовано за это. Иду же к тебе с дерзновением и радостью, ты же с весельем прими меня, ведь я ученик Того, Кто был на тебе распят. Прими меня, потому что я всегда любил тебя и желал обнять тебя. О добрый Крест, красоту и благолепие от Тела Господнего стяжавший, издавна вожделенный, горячо любимый, которого искал непрестанно и наконец обрел тебя, приготовленного для меня уже по желанию сердца моего. Возьми же меня от людей, и отдай меня Учителю моему, да благодаря тебе примет меня, искупленного тобой».

Так что посмотрите, окаянные крестоборцы, в какой цене святой Крест у Апостолов и у мужей Апостольских. Для вас же эта святыня, как драгоценный бисер, метаемый перед свиньями.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: