Глава V. Твердость камня веры от чудес, происходящих от Креста Господня

 

Во‑первых, самое сокрытие Креста Господня есть чудо, ведь Иудеи, враги Креста Христова, могли или огнем сожечь Крест Господень, или в море потопить, или каким‑либо иным образом истребить вещество Креста Господня и уничтожить память о нем у тех, кто живет на земле. Но дивным промыслом Божиим он остался невредимым и, как некое дражайшее сокровище, закопанным в землю, до тех пор, пока это было угодно Богу.

Во‑вторых, Царица Елена не сама по себе, но по мановению Божию и движимая увещанием свыше, ревностно отправилась на поиски Креста Господня, уподобившись евангельскому купцу, ищущему доброго бисера. Об этом пишут Евсевий, древний летописец, Амвросий, Руфен, Павлин и другие.

В‑третьих, когда были найдены три креста, возникло сомнение, который из них Крест Господень. Случился же тогда умерший. Когда на него возложили разбойничий крест, он не ожил, но когда же на него возложили Крест Господень, он ожил тотчас. Об этом пишут Руфин в Книге 10, в главе 8, Сократ Книге 1, в главе 13, Феодорит в Книге 1, в главе 18, Созомен в Книге 2, в главе 1, Никифор в Книге 8, в главе 19.

В‑четвертых, царю Константину явилось пресветлое знамение Креста в воздухе, с этими словами: «С ним побеждай». Об этом пишет Евсевий в Книге первой, в житии Константина, Созомен в Книге 1, в главе третьей.

Смотри в Прологе, от 14 сентября. Получив такое Небесное извещение, Константин повелел изобразить Крест Христов на воинских знаменах, и его войска побеждали. Победив Максентия, Константин поставил Крест в Ветхом Риме с такими словами: «Это знамение спасения». Об этом пишет Евсевий в Книге первой, о житии Константина. Благочестию Константина подражали другие благочестивые цари, такие как Феодосий, Аркадий и прочие. Когда же Божиим попущением Честный Крест Господень был взят в плен нечестивыми Персами, тогда благочестивый царь Ираклий, движимый ревностью по Кресту Господню, вооружился на Персов и во многих битвах победил их чудесной силой Святого Креста, и Животворящий Крест Христов избавил от плена.

Об этом пишут диакон Павел, Зонар, Кедрин в житии Ираклия, а также Бароний на 626 год. Там же Бароний упоминает о том, что царь Ираклий, желая поставить Крест Христов в Иерусалиме там, где он был взят, поднял его на свои плечи и не мог ступить шагу, удивляясь происходящему. Тогда сказал ему Израильский Патриарх Захария: «Царь, ты своим богатейшим царским одеянием не следуешь Христову убожеству и потому не можешь носить Крест Господень». Когда царь услышал это, он тотчас снял царскую багряницу и надел на себя убогое рубище и легко понес Крест Господень, о чем и написал Бароний на 626 год от Рождества Христова.

В‑пятых, Крест Господень явился, сияя ярче солнца, на всем протяжении от горы Голгофы, вплоть до горы Елеонской. По этому поводу в благочестивой Церкви установлено празднование 7 мая, смотри Пролог

Были и другие явления Святого Креста в разное время, как, например, при Иулиане отступнике. Об этом повествует святой Григорий Назианзин в Слове первом о Иулиане. Явление Креста происходило и при Аркадии, благочестивом царе, намеревавшемся выйти на битву против персов, гонителей христианских. Об этом пишет Проспер в Книге о Божиих обетованиях, в третьей части, в главе 34. Также явление Креста было при иконоборце Льве, когда явились Крестные знамения на человеческих ризах, о чем выше говорилось в Догмате о святых иконах.

Но не подумайте, что почитание Креста Господня началось со времен Константина Великого. Следует знать, что это благочестие берет начало с Апостольских времен, с тех пор, как Христос вознесся на Небо и, подняв руки Свои, благословил учеников Своих. С того времени Апостолы, следуя за своим Учителем, взяли обычай прочих верных благословлять Крестным знамением.

В житии святого Евангелиста Иоанна Богослова написано, что некогда святой Иоанн обнаружил у дороги лежащего больного и исцелил его Крестным знамением. А написал житие Иоанна Прохор, ученик его. Смотри в Минеях от 26 сентября.

В том же житии написано и следующее. Был некий христианин, который дошел до такой нищеты, что ему было нечем отдать заимодавцу свои долги, и от сильной скорби он замыслил убить себя и умолил некоего волхва жидовина дать ему выпить смертельный яд. Тот же, как враг христиан, а друг бесов, согласился и дал ему смертельный напиток. Взяв смертельную отраву, христианин, выйдя от него, пошел домой в раздумьях и страхе, не зная, как поступить. И напоследок перед тем, как выпить чашу, он знаменовал ее Крестом, и, выпив, не получил ни малейшего вреда, ибо Крестное знамение уничтожило в чаше весь яд. Он сильно удивлялся, что здоров и не получил ни малейшего вреда. Снова, не выдержав скорби, нанесенной заимодавцами, он пошел к жидовину, чтобы тот дал ему более сильный яд. Жидовин же удивился, что этот человек жив, и дал ему более сильную отраву, которую тот взял, пошел домой и много думал, и перед тем, как выпить яд, снова сотворил знамение святого Креста на этой чаше, и выпил ее. но совсем не пострадал. И снова он пошел к жидовину и показал ему, что здоров, и обругал жидовина в том, что он неискусен в своей хитрости. Жидовин, затрепетав, спросил его, что он делал, когда пил яд. И тот человек ответил: «Ничего, только знаменовал чашу святым Крестом». Жидовин же понял, что сила Святого Креста прогоняет смерть, и. желая узнать истину, дал этот яд собаке, и тотчас собака, попробовав в его присутствии яд. издохла. Увидев это, жидовин пошел вместе с христианином к Апостолу, рассказывая, что с ним случилось. Святой же научил жидовина веровать во Христа и крестил его. А этому бедному христианину Апостол повелел принести охапку сена, которое он Крестным знамением и молитвой превратил в золото и повелел ему отдать этим золотом свои долги заимодавцам, а остатком прокормить свою семью. Смотри житие святого Иоанна Богослова, 26 сентября.

В житии святого Евангелиста Матфея написано следующее. Князь, желая взять Апостола под стражу, внезапно ослеп и искал проводника. Он начал молить Апостола, чтобы тот простил ему грех и просветил его ослепленные глаза. Апостол же, сотворив Крестное знамение на глазах князя, даровал ему прозрение. Смотри 16 ноября.

В житии святого Апостола Филиппа, из числа двенадцати Апостолов, написано следующее. Апостол повелел некоему мужу по имени Ир, просвещенному Святым Крещением. начертать своей рукой Крестный образ на заболевшем Аристархе, знаменуя его поврежденные члены. И как только Ир сделал это, тотчас исцелилась усохшая рука Аристарха, и глаза прозрели, и уши услышали, и весь он стал здоровым. Смотри 14 ноября.

В житии святого Дионисия Ареопагита написано следующее. Когда святой Апостол Павел выходил из города Афинского, некий слепец, которого знали все, незрячий с рождения, молил Апостола, чтобы тот дал ему прозрение. Он же, сотворив Крестное знамение на его глазах, сказал: «Господь мой и Учитель Иисус Христос, Который сделал брение, помазал им глаза слепорожденному и дал ему прозреть, да просветит и тебя силою Своею». И тотчас слепорожденный прозрел. Смотри 3 октября.

Святая первомученица Фекла, когда было собрано много дров и хвороста для ее сожжения, взошла на все это, сотворив знамение Креста, и стала наверху, огонь же к ней не прикоснулся. Смотри 24 сентября.

Святая мученица Василисса Никомидийская, знаменовав себя Крестным знамением, вошла посреди пламени в раскаленную печь и, стоя много часов в горящем огне, не получила никакого вреда. Смотри 3 сентября.

Когда святые мученики Авдон и Сеннис, персидские князья, Декием, царем Римским, были приведены в Рим и за Христа отданы зверям в пищу, они оградили себя Крестным знамением, и звери к ним не прикоснулись. Смотри 30 июля.

Святые мученики Зинон Александр и Феодор с прочими, которые упоминаются в страдании святого мученика Терентия, принявшие мучения от игемона Фортунатиана, близ идольского храма, сотворили на своих челах Христово Крестное знамение и дунули против капища, и тотчас с большим грохотом в нем упали идолы и рассыпались в прах. Смотри 10 апреля.

Святой великомученик Прокопий, получивший за Христа много жестоких ран, был брошен в темницу, когда в полуночи явились ему два пресветлых Ангела, в подобии прекрасных юношей, и сказали ему: «Посмотри на нас и увидь». Он же, подняв голову, спросил их: «Кто вы?» Они отвечали: «Мы Ангелы, посланные к тебе Господом». Тогда сказал им мученик: «Если вы Ангелы Господни, то поклонитесь Господу здесь, передо мною, и оградите себя Крестным знамением, чтобы я вам поверил». Ангелы же тотчас это сделали и сказали: «Ныне же уверуй, что нас послал к тебе Господь». Смотри 8 июля.

Святому Григорию, Епископу Неокесарийскому, идущему из пустыни к своему престолу, попался на пути некий идольский храм. А был вечер, и лил сильный дождь, поэтому святой и его попутчики были вынуждены войти в этот идольский храм и заночевать в нем. Там же было много идолов, в которых жили бесы и открыто являлись своему жрецу, и беседовали с ним. Во время ночевки святой Григорий совершил свои обычные вечерние и утренние пения и молитвы, и знаменовал Крестным знамением воздух, оскверненный бесовскими жертвами. Бесы же устрашились Крестного знамения и святых молитв Григория, оставили свой храм и идолов, и убежали. Смотри 17 ноября.

В житии святых мучеников Киприана и Иустины написано следующее. Один из бесовских князей был послан волхвом Киприаном к девице Иустине. Он преобразился в женский образ, пришел к ней и прельщал многими речами к браку с нечестивым и блудолюбивым юношей Аглаидом, приводя из Божественного Писания Апостольские слова: Брак у всех да будет честен и ложе непорочно (Евр. 13:4). Услышав такие слова, Иустина узнала хитрейшего прелестника диавола и одержала над ним победу более успешно, чем Ева, не входя с ним в большие разговоры, поскорее обратилась ко пристанищу Креста Христова и положила знамение честное на челе своем, и сердце свое воздвигла к Богу, Жениху своему, и тотчас исчез диавол. Возвратился этот гордый бесовский князь к Киприану смущенным, и когда Киприан узнал, что тот не преуспел, сказал диаволу: «Если уж ты не смог победить эту девицу, могущественный князь и искуснейший более иных в таковом деле, то кто из вас сможет что‑либо сделать этому непобедимому девическому сердцу? Скажи мне, какое оружие побеждает вас и делает вас из сильных немощными?» Диавол же был вынужден силой Божией ответить и помимо своей воли исповедать: «Не можем смотреть на Крестное знамение, но бежим от него, которое, как огонь, опаляет нас и далеко прогоняет». Киприан ясно увидал, что Крестное знамение и имя Христово ничто не может одолеть, пришел в себя и сказал диаволу: «Губитель и всех прелестник, сокровище всякой нечистоты и порока, ныне я узнал твою слабость. Если ты боишься сени Крестной и трепещешь от имени Христа, то что будешь делать, когда Сам Христос придет к тебе? Если ты не можешь победить знаменующихся Крестом, то кого тогда возьмешь из самих рук Христа? Отступи же от меня, проклятый, отступи, должно мне молить христиан, дабы помиловали меня». Услышав это, диавол устремился на Киприана, чтобы его убить, и, напав на него, начал наносить побои и душить. Киприан не имел ни от кого поддержки и не знал, как помочь себе. Вспомнив знамение святого Креста, которым Иустина сопротивлялась всей бесовской силе, он воззвал, говоря: «Боже Иустинин, помоги мне». Подняв руку, он перекрестился, и тотчас диавол, как напряженная стрела, отскочил от него. Он же, отдохнув, обрел дерзновение и, призывая имя Христово, знаменовался Крестным знамением и стойко сопротивлялся бесу, кляня его и укоряя. Бес же стоял далеко от него и, не смея приблизиться к нему из‑за Крестного знамения и имени Христа, гневно ему угрожал, говоря: «Не подойдет к тебе Христос из‑за моей преграждающей руки», и сильно разъярился на него, но порычал, как лев, и отошел. Смотри 2 октября.

В житии Преподобных Отцов Варлаама и Иоасафа Индийских написано следующее. Бесы, посланные волхвом Февдой, чтобы разжечь похотью юношу царевича Иосафа на плотский грех, не преуспели и возвратились без результата. Февда укорял их, говоря: «Как же вы так немощны, окаянные, что одного отрока не победили? Они же были вынуждены силой Божией, и не желая того, исповедать истину, говоря: «Не можем терпеть силы Христовой и смотреть на Крестное знамение, которым отрок себя ограждает». Смотри 19 ноября.

В житии преподобного Иллариона Великого написано следующее: Прибыл полк бесов и возопил такими голосами, что святой, устрашенный одними их голосами, должен был бы оставить пустыню. Но Илларион, встретив бесовские страшилища, знаменовался Крестным знамением и вооружился щитом веры, упал на колени, прилежнее молясь Богу, чтобы получить от Бога помощь свыше, и, лежа на молитве, победил стоящего над ним врага. Смотри 21 октября.

Там же, в житии того же святого Иллариона, написано следующее. В то время было большое землетрясение, от которого море вскипело бурными волнами и вышло из своих берегов, поднимаясь так, что морские волны накрывали высокие горы и заливало водой корабли, стоящие на высоких местах. Видя это, люди града Епидавра, расположенного у моря, решили, что наступает второй потоп, и сильно страшась, что провалится вся земля, и, видя перед глазами смерть, безутешно рыдали. Вспомнив Иллариона Великого, потекли к нему все, большие и малые, и женщины, и дети с плачем молили его, чтобы он помолился о них Богу, дабы Он отвратил Свой праведный гнев. Святой же, поднявшись, пошел с ними в их город, и, придя, встал между морем и городом. Море же поднялось в воздух очень высоко над городом, казалось, что оно достигает облаков и уже хочет затопить город. Святой же начертал на песке три Креста и поднял руки к небу, горячо молясь Человеколюбцу Богу, чтобы Он помиловал Свое создание. И так, по молитвам святого, было явлено Божие человеколюбие: шумящее море повелением Господним начало утихать, и так, понемногу, все стало на свои места, и землетрясение прекратилось, и ветры улеглись. Об этой великой силе Господней и силе молитвы преподобного Иллариона в граде Епидавре отцы рассказывали детям из рода в род.

Преподобный Антоний Великий, ведя брань с бесами, на него нападающими, говорил: «Если вы что‑то можете, по попущению Господню, вот я перед вами, попробуйте меня взять. Если же не можете, то зачем вы вообще трудитесь, ибо Крестное знамение и вера в Бога – это непреоборимая стена». Смотри 17 января.

Этот же преподобный Антоний, поучая братию, говорил: «Когда в помыслах наших бесы ничего не могут сделать, тогда они мечтами искушают и устрашают нас, принимая иногда женский облик, иногда подобие скорпиона, и, становясь огромных размеров, даже до верха храма вытягивают шею, и бесчисленные образы, и воинственные полчища, которые все исчезают при первом знамении Креста».

Этот же преподобный Антоний, идя в пустыне к преподобному Павлу Фивейскому, увидел человека, подобного коню, которого стихотворцы называют иппокентавроном. Увидев его, он вооружился спасительным знамением Креста и дерзостно спросил: «Слышал ли ты, в каком месте раб Божий обитает?» Зверь же преклонился о слова святого и не мог говорить, и рукой показал сторону, в которую должно идти к рабу Божию. Смотри 15 января.

Святого Епифания Кипрского в детстве, еще бывшего некрещенным, сбросил с себя свирепый осел, и упал отрок с осла, и разбился, и лежал, плача, и не мог встать, потому что болело бедро, которым он ударился о землю. В то время случился там некий христианин, именем Клеовий, который подошел, ощупал его бедро и, трижды знаменуя его Крестным знамением, сделал его здоровым. Смотри 12 мая.

Тот же святой Епифаний, будучи в Египте, поспорил о книге с неким Еллинским философом Евдемоном. Он увидел, что у сына философа слепой глаз, и трижды знаменовал его глаз Крестным знамением, и тотчас открылся глаз, и отрок стал ясно видеть. Там же.

Преподобная Макрина, сестра святого Василия Великого, жестоко страдая от болезни груди и не желая показываться врачам, чтобы получить исцеление, попросила свою мать положить свою руку на грудь, прикоснуться к больному месту, перекрестив его. Силой Божией она исцелилась, и болезнь отошла, только осталось небольшое знамение этой болезни в память происшедшего чуда. Смотри 19 июля.

Преподобный Зосима, увидев в пустыне святую Марию Египетскую, вначале ужаснулся, думая, что это бесовское привидение, и будучи в трепете, знаменовался Крестным знамением и избавился от страха. Смотри 1 апреля.

Там же, когда преподобный Зосима увидел святую Марию, молящуюся Богу, в воздухе, стоящей на локоть над землей, и мысленно смутился, думая, что это привидение, святая Мария, показывая, что она человек, имеющий тело, а не дух, не привидение, знаменовала Крестным знамением свое чело, и глаза, и уста, и грудь.

Там же та же святая Мария, Крестным знамением знаменуя Иордан, взошла на воду, и пойдя по воде, перешла реку.

В Лимонаре Святейшего Софрония, Патриарха Иерусалимского, пишется о некоем иноке пресвитере Кононе, в монастыре Иоанна Предтечи, называемом Пентуклы. Этому Конону было поручено переходящим от Еллинов к святой вере крестить мужчин и женщин. Он же, крестя женщин, соблазнялся мыслью, ощущая в себе похотливую страсть, и, боясь этого соблазна, хотел уйти оттуда. В один из дней пришла креститься персидская девица, которая была очень красивой. Пресвитер же Конон, чтобы не видеть при крещении и миропомазании наготы этой девицы, взял свою ризу и ушел оттуда, говоря, что никому нельзя находиться на этом месте. И когда он уходил оттуда, поднялся на гору, и там его встретил святой Иоанн Креститель, и тихо сказал ему: «Возвратись в твой монастырь, и облегчу тебе брань твою плотскую». Авва же Конон отвечал ему во гневе: «Поверь мне, не возвращусь, много раз обещал мне это сделать, и не сделал». Иоанн же святой поднял его, посадил и, открыв его ризы, перекрестил трижды Крестным знамением под пупом, и сказал ему: «Поверь мне, пресвитер Конон, хотелось, чтобы ты получил награду за эту брань. Но раз ты не хочешь этого, уже снял я с тебя брань, зато лишен ты будешь награды». И возвратился в монастырь пресвитер, и крестил он утром эту девицу, и миром ее помазал, и никакой похоти он в себе не ощутил оттого, что видел ее наготу, как будто и не женщину окрестил. Смотри Лимонарий, или Лимонис, главу 3.

В том же Лимонарии пишется о некоем святом Иулиане, Епископе Бострском, которого возненавидели некоторые знатные и богатые граждане, и замыслили его отравить ядом, и подговорили отрока, который ему служил, пообещав одарить его, и дали отроку смертное зелье, чтобы, подавая Епископу чашу, он всыпал в нее смертельный яд. И отрок сделал так, как его научили. Божественный же Иулиан, по Божественному Откровению уразумев их замысел, взял чашу, поставил пред собой и, ничего не сказав отроку, послал позвать всех начальников города, среди которых были и те, кто участвовал в преступном замысле. Святой Епископ, не желая обличать их, кротко обратился ко всем: «Если вы думали, что отравите ядом смиренного Иулиана, то я перед всеми вами выпью этот приготовленный для меня яд». И, трижды знаменуя десницей чашу, сотворив над ней Крестное знамение, он сказал: «Во имя Отца, и Она, и Святого Духа испиваю эту чашу перед всеми вами» и, выпив ее всю, не получил никакого вреда. Те же, кто приготовил яд, затрепетали и, припав к его ногам, исповедали свой грех и попросили прощения. Смотри Лимонарий, главу 94.

Подобный случай произошел и с преподобным игуменом Венедиктом, которого возненавидели некоторые из братии и дали ему во время обеда смертоносный яд, смешанный с напитком в стакане. Когда же он сотворил на стакане Крестное знамение, тотчас этот стеклянный сосуд рассеялся и сокрушился от действия святого Креста, как от удара камня. Смотри 12 марта.

В житии преподобного Симеона Столпника написано следующее. Завидуя добру, диавол притворился светлым ангелом и показался святому близ столпа с огненной колесницей и огненными лошадьми, будто бы сходя с небес, и сказал: «Послушай, Симеон, Бог неба и земли послал меня к тебе, как видишь, с колесницей и лошадьми, чтобы я взял тебя, как Илию, на небо, ибо ты достоин такой чести за святость твоей жизни. Пришел уже час твой, собирай плоды твоих трудов, и примешь венец доброты от руки Господней. Иди же не медля, раб Господень, и увидишь Творца своего, и поклонишься Ему, Который создал тебя по Своему образу, и увидят же и тебя Ангелы и Архангелы с Пророками и Апостолами, и мучениками, которые желают тебя видеть». Это и тому подобное говорил бес, святой же, не узнав вражьего прельщения, ответил: «Господи, хочешь меня, грешника, взять на небо», поднял правую ногу, чтобы ступить на огненную колесницу, однако при этом протянул и правую руку, знаменуясь Крестным знамением, и тотчас исчезли диавол с колесницей и лошадьми, как прах, развеваемый ветром. И, познав бесовскую прелесть, Симеон покаялся. Смотри 1 сентября.

Это лишь часть свидетельств о Крестном знамении и о чудесной силе Крестного знамения, и бесчисленные свидетельства об этом можно найти повсюду, в священных книгах и в рассказах, которых всех невозможно собрать в малую книжицу, да едва ли их можно собрать и в большую книгу.

Заключение      

Но что пользы неверным от множества свидетельств? Что пользы от полива дереву, не имеющему корня? Что принесет пользу иссохшему члену и зачем ему лечение, не оживляющее дух? Разве недоставало свидетельств, раскрывающих глаза, древним еретикам, однако они пребывали в неверии. Как при офтальмии, болезни глаз, больше всего вреден сам свет, так обычно и еретики помрачаются светом, которым просвещаются Православные. И это происходит так, как говорит Христос, Бог наш: Слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите (Мф. 13:14). А также Ис. 6, Мф. 13, Мк. 4, Лк. 8.

Было много свидетелей Воскресения Христова, но показались им слова их пустыми, и не поверили им (Лк. 24:11). Поэтому Сам Христос по Воскресении Своем явился явно, постыдив неверие и жестокосердие тех, кто видел Его восставшим из мертвых, но не уверовал.

Какого же поношения достойно ваше неверие, крестоборцы, если не имеете веры тем, кто видел и описал чудеса Святого Креста! И тогда свидетельствовали о воскресшем Иисусе жены мироносицы, немощные сосуды, свидетельство которых не всегда надежно. Здесь же о чудесах Креста Господня свидетельствуют мужи, святые Отцы, писатели житий святых, просиявшие мудростью и святостью. Если было предано поношению неверие свидетельствам женщин о Воскресении Христовом, то не подвергнетесь ли, противники, в свое время за неверие свидетельству святых Отцов поношению, стыду и вечному позору. Не скажет ли вам тогда Христос, как прежде говорил неверным Иудеям: Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн (это же относи и к другим святым Отцам, равночестных Иоанну по своему учению) путем праведности, и вы не поверили ему (Мф. 21:31‑32). Лютеру и Кальвину, сынам лжи, верите, а святым Отцам, произносящим слово вечной жизни, веры не имеете. На трости сокрушенной утверждаетесь, а столпами Церковными пренебрегаете.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: