Глава 6. Твердость камня Веры от доказательств, основанных на Священном Писании

 

Доказательство первое      

Стыдитесь ли вы, крестоборцы, позорной смерти Христа на Кресте или не стыдитесь? Если стыдитесь, то и вас постыдится Христос, который говорит: Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей (Лк. 9:26). Если же не стыдитесь позорной смерти Христа на Кресте, то почему стыдитесь Креста Христова? Как это может быть: стыдиться Креста, но не стыдиться Распятого на нем? Может ли быть Распятый, поскольку он распятый на Кресте, без Креста? Если же не стыдитесь Распятого, не стыдитесь, други, и Креста: оба они для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (1 Кор. 1:23), для нас же, христиан Божия сила и Божия премудрость.

Утверждение      

Истинным христианам Христос дорог настолько, насколько уничижен. И подобно тому, как истинный друг больше всего познается в бедствиях, скорбях и печалях, так истинный христианин из того больше всего познается, если у него Христос, дорогой и в позоре, тем более, принятом ради него же, в чести и благодарении. Но Крест Христов является именно таким позором, принятым Христом ради нас. Зачем же стыдиться Креста Христова? Кто же дерзнет назваться истинным христианином, если поношение Христово, ради него же принятое, отметает и смотреть на него не хочет? Послушаем внимательно Апостола Павла, который хвалит Онисифора, не постыдившегося своих вериг: Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих (2 Тим. 1:16). Такие же слова может сказать и Христос: «Да даст Отец мой Небесный обрести милость истинному Моему христианину, который Креста Моего не устыдится». Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей (Лк. 9:26).

Не стыдитесь же, противники, Креста Христова, если вы христиане. Следуйте за нами, Православными, ибо мы не стыдимся позорной смерти Христа и позор Его, то есть Крест, на себе носим, слушая святого Павла: Иисус, – говорит, – дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание (Евр. 13:12‑13).

Доказательство второе      

Каждый, кто любит знаменуемый предмет, любит и его знамение. Кто не любит знамения, не любит и знаменуемый предмет. Например, любящий и почитающий царя любит и почитает царскую печать, царский скипетр, царский престол. Если же он их не любит и глаза свои от них отводит, то и самого царя не любит. Ответьте же мне, противники, почему меч, или копье Давида, которым он победил Голиафа, Израильтяне настолько почитали, что хранили его в церкви на святом месте завернутым в одежду (1 Цар. 21). Нет иной причины, как только та, что израильтяне, дорожившие победой над своим врагом, дорожили и знамением этой победы, то есть мечом, или копьем. Скажите мне еще, почему, ища Царя, родившегося Христа, увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою (Мф. 2:10). Нет иной причины, кроме той, что, любя новорожденного Царя и разыскивая Его, они любили и Его знамение, то есть путеводную звезду. В Священном Писании есть еще много подобных примеров. Отсюда явно следует вывод, что всякий любящий знаменуемый предмет, любит и ее знамение.

Но Крест есть знамение Христа распятого. Так называет его и Сам Христос: Тогда (...), ‑ говорит, – увидят Сына Человеческого (Мф. 24:30). Крест есть знамение победы над нашим врагом диаволом. Так говорит и Павел: истребив (Христос) учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко Кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою (Кол. 2:14‑15).

Если любите, противники, знаменуемый предмет, любите и его знамение. Если любите Сына Человеческого, то есть Христа, возлюбите и Его знамение, Крест Честный. Если любите победу над диаволом, совершившуюся Крестным оружием, возлюбите и само Крестное оружие. Большую ли честь имеет копье, которым Давид победил Голиафа, чем Крест Христов? Если же это копье, оскверненное кровью Голиафа, хранилось в Церкви с почетом, то насколько в большей мере и всячески должны почитать Крест, обагренный Кровью Христовой и освященный прикосновением Его Пречистой Плоти.

Доказательство третье      

Если называется святой земля, на которой стоял Ангел (Нав. 5), если называется святым место, на котором стоял Моисей (Исх. 3), то насколько более должно называть Святым Крест, на котором был распят Христос. Поэтому Псалмопевец говорит: Превозносите Господа Бога нашего и поклоняйтесь подножию ног Его, ибо свято оно (Пс. 98:5). И снова: поклонимся месту, где стояли стопы Его! (Пс. 131:7). Снова, если платки и опоясания Павла почитались за прикосновение плоти Павла, если ризой Христовой исцелились жена кровоточивая и прочие благодаря прикосновению к Пречистой Плоти Христовой, то почему не может иметь равной и тем более большей силы и чести Крест Христов, орошенный Его честною Кровью. Снова, если вы, противники, почитаете Божественые Таинства как орудия Божией благодати, то почему не почитаете Крест Господень, который есть орудие искупления и спасения? Снова, если скиния называлась Святое Святых, как некое Божественное явление, и потому была в большом почете, если Библия называется Святым Писанием, поскольку возвещает Небесное и поэтому почитается, то и всякий Крест Свят и чести достоин, потому что является образом Христа распятого, то есть совершающего наше спасение. И разве можно подумать о чем‑либо еще более Святом?

Доказательство четвертое      

Ненавидеть Крест – обычное дело диавола. Пораженные Крестом, демоны ненавидят его и убегают от него, как собака убегает, увидев палку, которой ее побили. А тому, что демоны потерпели поражение от Креста, свидетель Апостол Павел: истребив (Христос) учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко Кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою (Кол. 2:14‑15). Об этом же свидетельствует и чудесная сила святого Креста, прогоняющая демонов, что мы видели выше в главе пятой. Об этом же свидетельствует святой Григорий Назианзин в Слове на Иулиана отступника, который хотел совещаться с демонами, и когда они ему вскоре явились, тотчас затрепетал, знаменовался знамением Креста, как он привык, будучи христианином, и он исчезли. Вы же, крестоборцы, ненавидящие Крест, или демоны, или их такие же други, подлинно, враги Креста Христова. Их конец – погибель, их богчрево (Флп. 3:19), по слову святого Павла. Отсюда следует такой вывод. Все, ненавидящие Крест Господень, являются врагами Креста Господня, или демонами, или порабощенными демонами. Но вы, ненавидящие Крест Господень, вы враги Креста Христова. Так что вы или демоны, или порабощены ими.

Доказательство пятое      

Предмету, которым прославился Христос, не должно пребывать в бесчестии. Прославление и бесчестие противоположны по отношению друг к другу, и вместе не могут существовать. Но Крестом Христос прославился. Так что Кресту не должно пребывать в бесчестии. А то, что Христос прославился Крестом, ясно, ибо, идя на Крестную смерть, Он сказал: Ныне прославился Сын Человеческий (Ин. 13:31). Подобным же образом и Крестную смерть Апостола Петра, которую предвозвестил Христос, Евангелист Иоанн называет прославлением: другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это (Христос Петру), давая разуметь, какою смертью прославит Бога (Ин. 21:18‑19). Видите ли, окаянные Крестоборцы, что Крестная смерть есть прославление и Христа, и Апостола Петра. Как же вы можете прославление называть бесчестием? Как можете драгоценный бисер называть мусором, и, как песьи мухи, сладчайший мед превращать в сильнейший яд?

Утверждение      

Если Бог прославлен, то вам не должно бесчестно поступать. И то, что Бог освятил, вам не должно осквернять, а Христос прославил Свой Крест, как сказано Им в Книге Пророка Исаии: прославлю подножие ног Моих (Ис. 60:13). Эти Пророческие слова Святая Церковь читает в паремиях на Воздвижение Честного Креста. Святые Отцы также говорят о Кресте Господнем, и в самом жизненном опыте мы видим, как прославляется Святой Крест на царских диадемах и скипетрах, на архиерейских главах, как его возносят на церковные столпы и вершины, и как ему поклоняются благочестивые.

Но вы, люди плотские, не мыслите духовно и в помрачении не видите, что Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых (1 Кор. 1:27). И разве есть большее безумие мира сего, чем Крест, на котором казнили преступников? Но что Бог сотворил: в качестве немудрого избрал Он не только Апостолов, но и Крест, чтобы посрамить премудрых. Однако вы, погрязшие в житейских сладостях, не ощущаете сладостей небесных в Кресте и рассуждаете не по‑Божески, а по‑человечески. Так, давно, когда Христос предвозвестил Апостолам Свое страдание и смерть, Петр сказал Ему: Будь милостив к Себе, Господи! (Мф. 16:22). Но что отвечает Христос: Отойди, ‑ говорит, – от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф. 16:23). Отсюда ясно, что Крестная смерть Христа – это дело Божие, происходящее по Его воле, а не человеческое.

Поэтому и вы, рассуждающие не по‑Божески, а по‑человечески, есть сатаны, по слову Христа.

Доказательство шестое      

Всегда помнить о страданиях Христа и всегда держать в уме Распятого – дело благочестия или нечестия? Ответьте, крестоборцы. Если скажете, что нечестия, то у вас неизлечимый недуг. Если же держать в уме Распятого – это дело благочестия, то тогда и иметь этого Распятого перед глазами, изображенного на Кресте, есть дело благочестия. Скажите же мне, в чем различие между первым и вторым. Почему иметь в уме внутренний образ распятого Христа дело благочестия, а внешнее и видимое изображение распятого Христа – дело нечестия? Не от видимого ли ум скорее приходит к правильным выводам? Разве не радует глаз то, что услаждает ум и сердце? Поистине удивительная вещь и своей противоречивостью не вмещающаяся в ум – иметь кого‑либо в уме и в сердце своем, а его изображение ненавидеть, и воображаемый образ любимого предмета принимать, а явный образ того же любимого предмета отвергать, кого‑либо любить, а изображение его ненавидеть. Как может эта химера прийти кому‑нибудь в голову? Если вы, противники, любите Христа распятого в естестве Христа, то должно Его любить и в изображении. Если же возлюбите Христа распятого в изображении, то и Крест Его возлюбите. Ибо распятый Христос, поскольку распят, без Креста быть не может. Но если и отвергаете изображение распятого Христа и только в уме воображаете Его распятие, то все равно не сможете обойтись без Креста. Ибо Распятый на Кресте, поскольку Он распят, без Креста быть не может.

Утверждение      

Суть относительности раскрывается в познании, как учит философия. Например, Отец и Сын, господин и слуга суть предметы относительные, и когда познается один из них, то познается и другой. Когда познается, например, Отец, то всегда познается и Сын. Отец, поскольку Он Отец, не может быть без Сына. Не имеющий Сына не будет и Отцом. Но Крест и распятый относительны, и Распятый, поскольку Он Распятый, не может быть без Креста и о Нем нельзя подумать, не подумав о Кресте.

Когда вы воображаете в уме Распятого, то тем самым воображаете и Крест Христа. Если же Крест вы изгоняете из вашего ума, то не сможете иметь в уме и Распятого. О несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? (Гал. 3:1).     

Доказательство седьмое      

Славный чин замечательных воинов, называемых Мальтийскими кавалерами, хвалится знамением Святого Креста, как своей кавалерской печатью.

Также и в нашем Российском государстве, по новому благочестивому повелению нашего великого Всероссийского монарха, Петра Первого, славный кавалерский чин избранных и освидетельствованных воинов украшается Крестом святого Первозванного Апостола Андрея, нашего Российского Апостола, и им. как щитом веры, на вооружается на противников. Вспоминается и первый христианский кавалер, великий царь Константин, одержавший столь славные победы Крестной силой, и не будет здесь всуе это воспоминание о нашем благочестивейшем Крестоносном Христоподражательном Всероссийском монархе, который, воюя под этим знамением, взял в плен многие и укрепленные города, и прославился столь многими победами, известными всему миру.

Если святой Крест столько помогает в видимой брани с супостатами, то насколько больше он оказывает помощи подвизающимся против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6:11‑12). Каждый христианин есть воин, вооруженный святым Крестом, как щитом веры, которым может угасить силой Распятого на Кресте все разжженные стрелы лукавого.     

Мы же, как воины Христовы, хвалимся этим знамением Сына Человеческого. Под этим знамением мы ведем духовную брань. В качестве Царя у нас есть Христос, и мы с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел Крест, пренебрегши посрамлением (Евр. 12:1‑2). В качестве вождя у нас есть святой Павел, подвизающийся под тем же Крестным знамением: А я, – говорит, – не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 6:14).     

Мы держимся за этих чиноначальников, следуем за ними в духовной брани, и мы непобедимы благодаря нашему Крестному оружию.

Почему же вы, окаянные крестоборцы, отвергнув знамение Сына Человеческаго, Крест Христов, в помрачении диавольской злобы принимаете магометанское знамение, то есть месяц, видимый в новолуние, и, отринув рог спасения, месяц (турецкое знамение) с рогами ставите на воротах, на столпах, на забралах, на верхушках высоких зданий и ваших молельных храмов, и, разгораясь ненавистью на Крест Христов, предпочитаете лучше с магометанами, чем с христианами иметь согласие и единомыслие в знамении лунном, а не Крестном. О, жесточайшее безумие! О, безумие, неоплаканное морем слез! Как, называя себя мудрыми, вы так поглупели, как так заблудились, отойдя от пути истинного, и, пребывая во тьме и сени смертной, не хотите видеть свет правды! Отойдите, стыдливые, возвратитесь, кающиеся, и прославьте с нами вместе Святой Крест, знамение Сына Человеческого.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: