Глава 3. Претыкание новых раскольников, претыкающихся о камень непокорности Святой Церкви

 

К Иудеям и еретикам, Крест Христов хулящим, присоединились и раскольники, недавно от нас ушедшие и находящиеся не с нами. Поистине тяжело и нестерпимо бывает терпеть болезнь от своих. И как сказано в притче, не так орлу, стрелой пораженному, больно бывает смотреть на железо и дерево разящей стрелы, как на орлиное перо, присоединенное к стреле. Но и в страданиях Христовых тяжелее предательство Своего ученика, чем распятие чужими. Поэтому и от вас, други (если так можно вас назвать). Церкви Христовой тяжелее перенести раны, как от своих, недавно ставших чужими, чем от еретиков, с Церковью Христовой сообщества не имеющих.

Но скажите нам, каковы причины вашего отчуждения и гибельного оставления? Не нахожу иной причины, кроме вашей гордости, упрямства и общей для всех еретиков непокорности. Здесь не место говорить нам с вами о других ваших расколах, в которых вы удалились от пути истины. О них довольно писали другие, сочувствуя вашему заблуждению и наводя вас на стези правые.

Мне же только (поскольку здесь должно говорить о Кресте Господнем) предстоит беседа с вами о Кресте. Кто прельстил вас не покоряться истине, о, несмысленные Галаты, пребывающие во тьме заблуждения, о камень претыкания и соблазна претыкаясь и жестоко погибая?

Претыкание первое      

Мы, – говорят раскольники, – с Иудеями и еретиками не единодушны, ведь они Крест вовсе не приемлют. Мы же Крест Христов приемлем и почитаем, но восьмиконечный, а не четвероконечный.

Исправление претыкающимся      

Прежде, чем дать должный ответ, предлагаю некоторые положения как основания Православной веры.

Положение первое  

Всякий образ, вещь святую образующий, должно почитать не просто, но того ради, что во образе будет воздаваться честь первообразному. Исходя из этого, таким непоколебимым словом утверждаются Вселенские Соборы. Честь образа восходит к первообразному.

Поэтому всякий, благочестиво поклоняющийся образу, не завершает свое поклонение образом, но, поклоняясь образу телом, восходит далее умом к самому первообразному, то есть к тому, кого являет образ. Поэтому и о Кресте говорю, что он есть образ и знамение распятого Христа, и тот, кто поклоняется Кресту, не в Кресте полагает предел своего поклонения, но восходит далее умом к Самому на нем распятому Иисусу. Таково благочестивое поклонение святым иконам и Честному Кресту, которому нас единодушно учат Вселенские Соборы и святые Отцы.

Положение второе      

Каждый, кто во образе ищет ветхости или переводов, или богатого устроения, или художественного начертания, или количества, или качества, и на этом завершает свое поклонение, не возводя далее своего ума к первообразному, то есть, к тому, кого образует икона, такой поклонник нечестив, ибо кланяется делу рук человеческих и целью своего поклонения полагает вещество, или количество, или качество. Эти предметы, которым он поклоняется, сами по себе не святы и по естеству своему не подлежат поклонению, но они святы и достойны поклонения относительно, то есть поскольку являются образами святых, как икона Христова Христа, Богородичная икона – Богородицу, и так далее.

Так же всячески богомудрствуй и о Кресте. Если же кто в Кресте ищет восьмиконечия или шестиконечия или четвероконечия, и этими Крестными рогами завершает свое поклонение, не возводя далее своего ума к распятому Христу, Которого Крест имеет всю свою силу и святость, такой поклонник нечестив, как было сказано выше. Так богомудрствуют Вселенские Соборы, так святые Отцы и нас учат.

Святой Дамаскин в Слове на неделю Православия говорит о поклонении иконе Христовой: «Не доску почитаю и не стену, не стоимость красок, но изображение Тела (Христа) и взгляд Господень». Смотрите в большом печатном «Соборнике», лист 325, на обороте.

Так же он говорит и об иконах угодников Божиих, выше в том же Слове он говорит: «Честные их иконы почитаю и лобызаю, не как богов, но для того, чтобы можно было по Писанию и житиям вспомнить о страданиях, которые они претерпели». Смотрите лист 324, на обороте.

Так же учит о Кресте и святой Дамаскин, что мы и увидим ниже.

Положение третье      

Всякая вещь, сложная, или составная, имеет свои части, или составы, или части сугубые, некоторые из них настолько важны, что без них они не могут существовать.

Например, человек есть вещь сложная и составная, ибо слагается и составляется из многих слогов, составов и частей. Есть в человеке душа, есть тело. Тело снова имеет свои составные части, одни более важные, такие, как глаза, уши, зубы, грудь, и прочее, другие только для украшения, как, например, волосы. Есть столь много составных частей в человеке, но не все они существенны по отношению к человеческому бытию. К естеству и существу относятся только две составные части, душа и тело, без которых бытие совершенно невозможно. Но оно возможно без некоторых составных частей, которые не столь существенны, таких, как волосы, грудь, зубы, иногда же и рука, нога и прочее.

Это же можно увидеть рассуждающему и в других сложных вещах.

Это же говорю и о Кресте. Раскольники выделяют в нем четыре составные части. Первая часть располагается в длину древа. Вторая часть – в поперечное древо. Третья часть – титло Христа выше поперечного древа. Четвертое – малое косое древо, ниже поперечного древа. И такой восьмиконечный Крест они называют истинным Крестом Христовым. Поклоняюсь и этому Кресту, и лобызаю его с любовью, обращая внимание не на вещество, из которого он состоит, не на восьмиконечие, но на содержание образа, поскольку Крест образует распятого Христа, о чем говорилось выше.

Однако скажу, что не все четыре части существенны для Креста. Во‑первых, титло выше поперечного древа вовсе не относится к существу Креста. Ибо когда Христос, Спас наш, нес Крест на гору Голгофу, в то время Крест был поистине Крестом, хотя и был без этого титла. Послушайте, что говорит Евангелист Иоанн в главе 19: И взяли Иисуса и повели. И, неся Крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное (Ин. 19:16‑17). И немного ниже: Пилат же надписал и надпись, и поставил на Кресте (Ин. 19:19). Из этого сделай вывод: если Пилат надписал титло и поставил его на Кресте, то Крест и прежде титла был Крестом.

Из этого следует истина яснее солнца, ибо из Святого Евангелия яснее видно, что титло – не существенная часть Креста и к частям, необходимым для Крестного бытия, отнюдь не принадлежит. Итак, по свидетельству Евангельскому, Крест в существе своем не восьмиконечен.

Перейдем дальше к короткому древу, ниже поперечного древа, которое иконописцы (а им Закон не писан) изображают и называют подножием. Было ли на Кресте это малое древце, называемое подножием, ясно не сказано нигде, кроме как у святого Дамаскина, который в октоихе Пророка Исаии во многих местах вспоминает: на кипарисе, на певке и кедре повешен был Спас. Поэтому не возражаем против включения в состав Креста и подножия. Мы только говорим, что это малое древце не было существенным и естественным слагаемым и составной частью Креста, определяющим его бытие. Слагаемое же, или составная часть, существенная и естественная, всякой слагаемой вещи такова, что без нее невозможно существование слагаемой вещи (Смотрите выше о составных частях человека). Но без этого малого древца существо и естество Креста невозможно. Существо и естество Креста в том, чтобы вместить распинаемого человека, и с этой, а не какой‑либо иной целью, Крест и был изобретен, и было установлено распинать на нем осужденных. Но четвероконечный Крест и без этого подножного древца может уместить распинаемого человека, поскольку человек с распростертыми руками четвероконечен, поэтому и Кресту, вмещающему распинаемого человека, уместно быть существенно и естественно четвероконечным. Отсюда ясно, что это малое древко, называемое подножием (если оно все‑таки было на Кресте), не относится к существенным и естественным частям Креста, дающим бытие Кресту. В любом случае, было оно или не было, к чему столько ради него распрей и мятежей, которые устраивают раскольники. Все это беря за основу, отвечаю на первое претыкание.      

Напрасно вы, раскольники, называете Христов Крест восьмиконечным, поскольку титло к существу и естеству Креста отнюдь не принадлежит, как выше показано из Евангелия. И так, без титла, Крест будет шестиконечным.

Напрасно же и о шестиконечном Кресте творите такие распри и мятежи, поскольку это подножное древко не является естественным и существенным Креста слагаемым и составной частью, что и было показано выше.

Исходя из всего этого, напрасно вы называете себя благочестивыми поклонниками святого Креста, поскольку прилепляетесь к Крестному веществу и заканчиваете поклонение восьмиконечием, не возводя далее ум к распятому на Кресте Христу, от Которого Крест имеет всю свою силу, всю святость, всю честь и всю свою цену.

Мы же, не желая соблазнить вас, но снова всячески надеясь на ваше обращение, явно исповедуем нашу веру, равно как поклоняемся и этому восьмиконечному Кресту и почитаем Честной Крест Господень, или, точнее, подобие того Креста, на котором был распят Христос. Тот самый же Крест, на котором был распят Христос, сейчас существует не целиком, а в раздробленном виде, и разнесен верными по всей вселенной как благословение и во исцеление. Ныне же только делается или изображается подобие этого Креста, однако мы его почитаем, как если бы это был тот самый Крест, но не боготворим его, не считая его Богом, но понимая, что это древо и казнь преступников.

Почитаем же Крест не за количество его концов, но за память о страданиях Господних. Мы не смотрим на его восьмиконечие или четвероконечие, ибо поклоняемся не веществу, из которого сделан Крест, не дереву, не четырем только концам, но Христу Господу нашему, в память Его распятия на Кресте. Ибо не Крест, но Христос, распятый на Кресте, спас нас, и не Крест нам Бог, но Христос Бог наш. Поэтому мы веруем не в концы Креста, а в Самого Христа Бога. А святой Крест, или четвероконечный, или шестиконечный, или восьмиконечный, или имеющий и больше концов, почитаем в равной мере. Почитаем же Крест не ради Креста, но ради Самого распятого на Кресте Христа. И возлагаем надежду спасения нашего не в вещественном Кресте, но в распятом на Кресте Христе. Послушаем же святого учителя Иоанна Дамаскина, который говорит в Книге четвертой «Точного изложения Православной веры», в главе двенадцатой: «Поклоняемся образу Честного и Животворящего Креста, если он будет сделан и из другого вещества, не веществу, но образу, как символу Христа, Который говорил Своим ученикам, завещая им: тогда явится знамение Сына Человеческого на небе (Мф. 24:30), говоря о Кресте».

А теперь внимай всему, что говорит этот учитель. Поклоняемся, – говорит он, – образу Креста, не веществу, то есть, почитая не вещество, но образ Креста, как символ распятия Христова.

Этот же святой учитель в той же Книге говорит (глава 17): «Видя образ Христова распятия, вспоминая спасительные страдания Христа, пав ниц, поклоняемся не вещи, но образу, в ней заключенному, так же, как и не веществу Евангелия или Креста поклоняемся, но изображению».

Здесь каждый внимай этому славословию: не вещи, но образу, то есть, не веществу, из которого сделан Крест, но образу распятия Христа.

Такова наша вера Православная, в согласии с решениями Вселенских Соборов и текстами святых Отцов, тогда как ваша раскольничья вера в Крестное восьмиконечие и поклонение веществу, как Богу, прокляты Вселенскими Соборами.

Претыкание второе      

Крест четвероконечный есть печать антихриста, о которой говорится в Апокалипсисе: положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его (Откр. 13:16‑17).

           

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ и я из Апокалипсиса: И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам (Откр. 16:13). Вот если бы и из раскольничьих лжепророков, как из звериных (между зверями скитающихся) уст вышли нечистые духи! Но горе им, что не выходят, но гнездятся в них хулы, точь‑в‑точь, как мерзкие жабы выходят из их уст. Но неудивительно, ведь Сам Христос говорит о таковых: Порождения ехиднины! Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста (Мф. 12:34). А добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек от злого сокровища сердца своего выносит злое (Лк. 6:45).

Но послушайте, треокаянные крестохульники, если четвероконечный Крест есть антихристова печать, то вы, ограждающие себя четвероконечным знамением, есть рабы антихриста. Или перестаньте налагать на себя Крестное знамение, раз это печать антихриста, или, если принимаете один только восьмиконечный Крест, то ограждайте себя этим одним и, двигая от чела руку, полагайте ее на пупе, в знамение длины Крестного древа, потом от уха до уха в знамение титла Христа, после этого от плеча до плеча, в знамение поперечного Крестного древа. Также на животе изобразите рукой косое древо, в знамение косого подножия. И кто не посмеется такому юродству с вашей стороны!

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ВТОРЫХ: Это знамение антихриста будет таким, что без него никто не сможет купить или продать. Об этом ясно извещает Апокалипсис в главе 13: положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его (Откр. 13:16‑17).     

Но многие ныне продают и покупают, не имея знамения четвероконечного Креста, более того, ненавидя его, то есть, Язычники, Магометане, Иудеи, Лютеране, Кальвинисты и вы сами. Поэтому ясно, что знамение антихриста это не четвероконечный Крест. Но вы, предтечи антихриста, отвергая знамение Христово, порабощены знамением антихриста.

ОТВЕЧАЮ, В‑ТРЕТЬИХ: Зубы свои скорее сломите, всезлейшие псы, нежели сгрызете четвероконечный Крест Христов. Он имеет такую твердость от достоверных свидетельств, что не боится ваших псиных челюстей. Смотрите Минеи, от 14 сентября, на утрене по Великом Славословии, в стихирах на поклонение Кресту, как поет Православная Церковь: «Четвероконечный мир сегодня освящается Четверочастным воздвигаемым Твоим Крестом, Христе Боже».

В Московском Каноннике есть канон Честному Кресту, творение святого Григория Синаита. В этом каноне, в песне четвертой, пишется так: «Твоя высота, Живоносный Крест, бьет воздушного князя, и глубина всей бездны заколяет змея, и широту предполагает, низлагая мирского князя крепостью твоей».

Также в том же Каноне в песне восьмой читается: «Воздвиг Ты, жизненосче, наше падшее естество Христом распятым и совосставил, высота Божественная, глубина неизреченная, ты знамение Христа, пребогатый Крест, и широта безмерная, и Троицы непостижимое знамение».

Так, в Кресте Христа прославляется четвероконечие, а не восьмиконечие: высота, глубина и широта. И поэтому Крест называется трехсоставным, трелюбезным, треблаженным, образом триипостасной Троицы. Высотою он знаменует Отца, в вышних живущего, глубиной Сына, нисшедшего даже до ада, широтой вместе с долготой знаменует Святого Духа, вездесущего и все исполняющего. Поэтому, знаменуясь Крестным знаменем, говорим: Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Святой Афанасий Великий в вопросе 41 говорит: «Крестному образу, из двух деревянных частей составляемому и делящемуся на четыре, поклоняемся». Смотрите книгу «Жезл», лист 66.

Святой Иоанн Дамаскин в Книге 4 «Точного изложения Православной веры» пишет так: «Как четыре конца Креста держатся и соединяются средним центром, так держится Божией силой высота и глубина, долгота и широта» (глава 12).

В книге под названием «Воскресное учительное Евангелие», изданной в Москве, в Слове на Воздвижение Честного Креста, лист 347, на обороте, пишется так: «Крестный образ, на четыре части разделяющийся, поперечными частями показывает, что все держится Божественной силой, вышнее держится верхним концом, нижнее же нижним, поперечная часть держится двумя сторонами, то есть двумя концами поперечного Крестного древа». И снова там же и блаженный Павел, знаменуя, говорит Ефесянам: чтобы вы (...) могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота (Еф. 3:18), знаменуя высотой небеса, глубиной преисподнюю, широтой и долготой концы поперечной части, соединенные всесильной державой.

Давая толкование этих слов Павла, Златоуст говорит: «Он называет широту и долготу, и глубину и высоту, для того, чтобы познать величие любви Божией, которая распространяется повсюду».

Другие свидетельства о четвероконечном Кресте смотрите в уже упомянутой книге «Жезл» и в книге, называемой «Увет».

Но и видимый мир создан Богом наподобие четвероконечного Креста. Бог создал мир, состоящий из четырех частей: Востока, Запада, Юга, Севера. И человека создал Бог по подобию Крестного четвероконечия. В самом деле, когда человек распростирает руки, он напоминает четвероконечный Крест.

И что здесь можно больше сказать, не Крестом ли все христиане знаменуются, не восьмиконечие, но Крестное четвероконечие на себе изображая, поскольку и Христос, Господь наш, не восьмичастно, но четверочастно был распят. Не четвероконечным ли Крестным знамением благословляются и освящаются все Церковные таинства, не Крестом ли четвероконечным, как знамением Христовым и печатью дара Святого Духа, мы знаменуемся при крещении в миропомазании.

Но вы, окаянные, и миропомазание святое хулящие, четвероконечного Креста знамение не печатью Святого Духа, а печатью антихриста называете.

Этой ереси положил начало некий немец по имени Буллингер, еретик лютеранин. И не ведаем, как эта богомерзкая хула вошла в русских раскольников. Но это неудивительно: тот же злой дух, действовавший в иноземных еретиках, действует и в русских еретиках.

Это показали свидетельства о четвероконечном Кресте Христа. Вы же, Крестохулители, покажите нам хоть одно свидетельство, либо из Священного Писания, или из святых Отцов (не из своих нововымышленных и хулительных писем, но от древних церковных), которое бы хулило четвероконечный Крест и повелевало почитать один только восьмиконечный. Честен восьмиконечный Крест, но и четвероконечный не бесчестен, им мы ограждаемся, им совершаются церковные таинства, и он имеет о себе много свидетельств, о чем сказано выше.

Лжете на свою голову, раскольники, называя четвероконечный Крест антихристовой печатью. Ибо во времена антихриста у народов будет две веры: одни будут верить во Христа, другие в антихриста. Народы обеих вер на своих челах будут иметь печати: верующие во Христа будут иметь печать Христа, верующие же во антихриста – печать антихриста.

О народах, верующих во Христа, пишется в Апокалипсисе: И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога Живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего (Откр. 7:2‑3). О народах же, верующих в антихриста, пишется в Апокалипсисе так: положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его (Откр. 13:16‑17).     

Возьмите, злословящие, толкование на Апокалипсис святого Андрея, Архиепископа Кессарии Каппадокийской, и научитесь у него, что есть печать Христа и что есть печать антихриста, и заградите уста свои, говорящие неправду.

Претыкание третье      

Не из двух деревянных частей был сделан Крест Христов, но из трех, то есть из кипариса и певка и кедра. Так пишется в Октоихе (глас 2, в среду, песнь 9, и глас 3, в среду и в пятницу, седален). Если Крест был сложен из трех частей, то как он может быть четвероконечным?

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ПЕРВЫХ: Уже было сказано в первом исправлении, что среди составляющих, или частей всякой сложной вещи есть существенные, без которых эта сложная вещь не может быть. Есть и составляющие несущественные, без них вещь может существовать. Посмотри, как там написано.

Поэтому и Крест Христов, по своей сущности, был поистине Крестом и без титла, которое Пилат написал, когда Христос уже висел на Кресте, но подножие Креста не относится к его существу, ибо когда Христос нес Крест на гору Голгофу, в то время не было подножия, поскольку Христос еще не был вознесен на Крест, и воины не знали, до какого места достанут ноги Христа и не сделали подножия, осуществив это уже на Голгофе. Крест же, который Христос нес на плечах, был не восьмиконечным, а четвероконечным.

ГОВОРИТЕ: Таким был и Римский крыж.

ОТВЕЧАЮ: В наших славянских Евангелиях говорится не о крыже, а о Кресте. Неся Крест свой, Иисус вышел. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести Крест Его (Мф. 27:32). Смотри также Ин. 19.

Так что святые Евангелисты в переводе на русский язык четвероконечный Крест Христа, который Христос нес на плечах называют Крестом, а не крыжем. Вы же, молвотворцы, не хотите послушать, как кто‑то называет такой Крест Крестом, а называете его крыжем. И кто лучше, святые Евангелисты, умудренные Святым Духом или вы, простые мужики, безумные, невежественные? И кому лучше верить, Евангелию ли Святому или вашему безумию?

А это слово, «Крыж», не Римское, а Польское. И что у нас Крест, то у Поляков Крыж, у Римлян Крукс, у Греков Ставрос, у Евреев Гете.

Вы же, пребезумные, хотите, чтобы все народы заговорили по‑русски, но этого не будет. Ибо разным народам при столпотворении были даны Богом разные языки, как поет Церковь Божественная: «Когда снизошли огненные языки слиянно. Вышний языки разделил».

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ВТОРЫХ; Если Крест Христов был сделан из трех деревянных частей, как вы ссылаетесь на октоих, то он не восьмиконечен, но шестиконечен. Ибо Крест, состоящий из трех частей, не может быть восьмиконечным.

Если же скажете, что титло, которое Пилат возложил на Крест, создало Крестное восьмиконечие, отвечаю, как говорил с самого начала, что титло вовсе не относится к сущности Креста. К тому же я спрошу вас, скажите мне, на чем это титло было написано, на хартии ли, как это мы видим в изображениях, сделанных иконописцами, или на жести, или на меди, или на дереве? Как же тогда исполнится сказанное в октоихе о трех только деревьях, о кипарисе, и певке, и кедре. Вы же и прикладываете и четвертое.

Если же скажете, что на хартии или на меди, или на жести было написано титло, то при шести концах троедревесного Креста не могло быть двух концов, чтобы исполниться Крестному восьмиконечию.

Отвечайте же мне, как примирить троедревесие с восьмиконечием, ибо, если говорите, что Крест Христов состоял из трех частей, то он не был восьмиконечным. Если же скажете, что восьмиконечие в Кресте благодаря титлу, то тогда Крест Христов не троедревесен. Отсюда ясно, что ваша вера и в троедревесие, и в восьмиконечие Крестное, как в Бога, не имеет своего прочного основания.

Мы же говорим, что много и излишне думать об этом скорее любопытство, чем благочестие. Особенно если из этого устраивать раздоры в Церкви Христовой и отрывать простой народ от соединения Церковного, это нечестие и пресекание Самого Тела Христова, которое есть Церковь Его.

Не в количестве частей Креста и не в количестве Крестных концов состоится наша вера и спасение, но в Самом едином Господе нашем Христе, нашем, распятом на Кресте. Должно веровать и исповедовать, что на Кресте наш Господь был распят за нас. Возложение веры и надежды спасения на количество Крестных частей или концов не будет ли противоречить Самому Христу, судите сами. Разве Крестные части или концы нас искупили? Не Христос ли нас искупил, пролив Кровь Свою за нас на Кресте? И не за количество частей и не по количество концов Крест Христов достоин почитания, но за Самого Христа, Пресвятой Кровью Которого он обагрился. И творя чудеса и проявляя силу, какой‑либо Крест действует не сам по себе, но силой распятого на нем Христа и призыванием пречистого имени Его.

Честен Крест восьмиконечный, честен и четвероконечный, оба равночестны, оба равны по силе. Каждый, наделяемый этой силой, есть Животворящий Крест Христов. Однако они для нас не боги, чтобы в них веровать, но знамения страдания Христа Бога нашего, в Которого одного веруем, и Его же ради почитаем какой‑либо Крест. Есть ли нужда раскалываться Церкви из‑за четвероконечного Креста? Разве Крестное четвероконечие есть ересь и богопротивно? Также едва ли Крестное восьмиконечие есть Догмат веры. Скажите, раскольники, в каком месте Писания отвергается четвероконечный Крест Христов, кто не принимает его из Апостолов или учителей Вселенских? Никто. Одни только вы своим безумным умствованием совершаете этот раскол, больше веруя в Крестное восьмиконечие, нежели в Самого Христа, и в Крестном восьмиконечии полагая весь труд своего мудрствования и всю веру.

Претыкание четвертое      

Четвероконечный Крест есть мерзость запустения, стоящая на святом месте. О ней Христос говорит: Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через Пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы (Мф. 24:15‑16). Смотрите так же Дан. 9.

Исправление претыкающимся      

Будем избегать уст, испускающих смрад. Особенно должно избегать уст раскольников! Ибо гроб отверстый гортань их, языком своим лукавствуют. Суди их. Боже! Да отпадут от замыслов своих! (Пс. 5:10‑11). Образумьтесь же безумные люди, несмысленные, умудритесь! (Пс. 93:8). Зачем вы своими бесовскими кривотолками растлеваете Святое Писание? Почему не покоряетесь истинному толкованию учителей Вселенских? Посмотрите толкование Златоуста и Феофилакта, согласуется ли оно с вашим паучьим мнением.

Христос Спаситель наш, предвозвещая ученикам Своим кончину Иерусалима (а не мира), дает им такое знамение, говоря, что на святом месте, то есть, в Церкви Иерусалимской, появится мерзость запустения. Но какая мерзость? Крест ли это четвероконечный, как вы лжесловите? Умолкните, безумцы, и послушайте святого Златоустого, который мерзостью запустения называет идола Римского кесаря, который Римляне, взявшие в плен город Иерусалим, внесли в Церковь и поставили на святом месте. Такое толкование дает Златоуст в Беседе 75 на Евангелие от Матфея (лист 311 и 312). Мерзость, вошедшая в город, взятый в плен, опустошила город, когда ее поставили внутри храма. Поэтому и называется город запустением.

В соответствии с вышесказанным говорит и святой Феофилакт (лист 153, на обороте): «Те, кто взяли Иерусалим, поставили своего идола в невходном храма. О запустении же говорится постольку, поскольку город был разорен; о мерзости же – поскольку идолы и человеческие образы Иудеи называли мерзостями».

Отсюда ясно, насколько коварные сети вы, мятежники, сплетаете, и ими ловите простой народ. И какой ответ дадите на страшном судилище Божием, если не хотите взирать на свет истины, самовольно отправляясь в погибельный путь, и других, ослепленных вашими прельщениями, в ту же пропасть, в которую сами идете, влечете. Из‑за плачевного ослепления наши бедные русаки верят лжи раскольников, как самой истине! Саму же святую истину, проповедуемую Православными учителями, считают ложью.

Таковы и другие злоречия раскольников о четвероконечном Кресте, которых я ради краткости не привожу. Упомяну здесь только о том, что они четвероконечный Крест называют кумиром антихриста. Поистине огромно такое дерзновение, но и это безумие, достойное смеха. О кумире, или образе антихриста, рассказывает Апокалипсис (гл. 13). Разве может говорить, как живой человек, четвероконечный Крест, который мятежники называют кумиром антихриста, разве он имеет голос и речь, как человек? Говорит ли что кому‑нибудь Крест? Не только не говорит, но и не имеет уст. Как же он может быть кумиром или образом антихриста? И как только те, кто говорит это, не стыдятся своего безумия!

О, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! Перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? (Деян. 13:10).     

До сих пор шла речь о Кресте вещественном. Но поскольку наши противники (лютеране и кальвинисты), хуля вещественный Крест, предпочитают поклоняться невещественному и говорят, что не христианину не вещественный Крест должно носить, а невещественный, духовный, поэтому этот Догмат о Кресте оканчиваю духовным Крестоношением, чтобы противники не возомнили, что мы или гнушаемся, или не знаем духовного Крестоношения.

Крестоношение духовное есть доброхотное терпение в трудах, в бедствиях, в скорбях, в печалях, в напастях, в обстоятельствах, которые происходят за Христа и со Христом. К такому Крестоношению нас призывает Сам Христос, говоря: Если кто хочет идти за Мною, отвергнис себя, и возьми Крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16:24). Смотрите также Мк. 8, Лк. 9.

И не подумайте, что эти слова Христа обращены только к Апостолам и их преемникам, духовным лицам. По этому поводу святой Лука ясно говорит, что Христос обращался ко всем. И святой Марк также: И подозвав народ с учениками Своими, сказал им: (Ибо для всех нас важны эти слова Христа) Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми Крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8:34). Но возьмем за мерило рассуждения каждое слово Христа, как драгоценнейший жемчуг, в тысячи раз дороже золота и серебра.

Во‑первых, Христос говорит: Кто хочет. Он как бы говорит: «Среди множества людей есть ли кто‑нибудь?» В этих словах Христос являет малочисленность следующих за Ним.

Ибо многие последуют зову мира и плоти, призывающих к сластолюбию и удобствам, и приводящих на пространный пагубный путь. Но мало кто последует зову Христа к жестокому спасительному пути, ко Кресту, как к столпу огнеоблачному, ведущему на небеса в землю обетованную.

Весь Израиль доброхотно следует за Авессаломом, ведущим войну со своим отцом и Богом, но мало кто из Израильтян последует за Давидом, скорбящим и обиженным, поднимающимся на гору Елеонскую. Иные же последуют за Христом даже до преломления хлеба, но мало следующих за Ним до пития прегорькой чаши страдания. Многие хотят разделить с Ним трапезу в Кане Галилейской, но немногие последуют в вертоград, где предстоят мучения. Многие хотят быть с Ним на Фаворе в славе, немногие на Голгофе в бесчестии. Много любителей Его царствия, но очень малочисленны любители Его Креста. Однако нет иного пути, ведущего в небо, кроме Крестного царского пути, по слову Павла: наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться (Рим. 8:17).

Еще же этими словами Кто хочет знаменует Христос, что последовать Христу в нашей власти. В нашем произволении наше спасение, если мы захотим Божией помощи, всегда готовой нам содействовать, но которой мы можем пренебречь и отвергнуть ее. Временное богатство мира сего и власть мы часто не можем получить, если и хотим этого. Они улетают от нас на крыльях, когда нам кажется, будто мы их можем удержать. Но мы получаем небесное некрадомое богатство, если хотим этого и прилагаем старание.

Еще Христос показывает этими словами Кто хочет, что не вынужденно влечет за Собой, не понуждает, хотя и может понудить, поскольку Господь всесилен и всемогущ. Однако желая добродетелей и заслуг человека, происходящих по его свободной воле, л не желая разрушить человеческого самопроизволения, сладким Своим провидением снисходит к нашему естеству. И как в давние времена царь Ииуй говорил Ионадаву: Расположено ли твое сердце так, как мое сердце к твоему сердцу? (...) Если так, то дай руку твою (...) приподнял он его к себе в колесницу (4 Цар. 10:15), так и Христос обращается к каждому: Расположено ли твое сердце так, как Мое сердце к твоему сердцу? То есть, так же ли ты мыслишь, как и Я? Того ли желаешь, что и Я? Я желаю твоего спасения, и если ты тоже желаешь этого, то дай мне руку, и приподниму тебя, и взойдешь со Мной в Крестную колесницу и так получишь спасение.

Во‑вторых, Христос говорит: идти за Мною, чем показывает отличие слов Ветхого Завета от слов Новой Благодати. Ведь прежде Бог не принимал нашего естества. Ветхозаветные отцы ходили пред Господом. Так, царь Езекия говорит: О, Господи! Вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно ( 4 Цар. 20:3). Так и к Ною обращается Господь: тебя увидел Я праведным предо Мною (Быт. 7:1). Так и священнику Илии говорит Бог: И поставлю Себе (вместо сынов твоих) священника верного (...) и он будет ходить помазанником Моим во все дни (1 Цар. 2:35). Когда же Он изволил воплотиться, то стал звать последовать за Ним: Кто (говорит) хочет идти за Мною. Так что Ветхозаветные отцы трудились и терпели, не имея перед собой образа трудов и терпения. Ныне же Христос пострадал за нас и оставил нам Свой образ, чтобы мы последовали стопам Его. Явное проображение этого мы видим том, как несли виноградную ветвь с кистью ягод, что написано в Книге Чисел. Двое понесли эту ветвь на шесте, предваряющий и последующий. Предваряющий не видел кисть и не мог вкусить ягод. Последующий же наслаждался и тем, и другим, он и видел, и наслаждался (Числ. 13). Так и древний Иудейский род Христа грозди Небесной не видел и не вкусил, то есть, не видел во Плоти и не вкусил в Божественных Таинствах. Но народ христианский, следующий за Христом, всегда имел Его перед глазами, всегда видя образ деяний и страданий Христа. Насколько же велик стыд и срам нам, христианам, когда в давние времена, когда люди не знали Христа, были такие святость и добродетели. Мы же, имея Христа, образ всех добродетелей, к нам пришедший, пребываем в унынии и небрежении.

В‑третьих, Христос говорит: отвергнись себя. И что значит отвергнуться себя, как не отказаться от ветхого человека со своими страстями и похотями, или себя самого, и укротить бессловесные вожделения, пресечь их и удалиться от них, чтобы отвергнуться себя самого, то есть внутреннему от внешнего, отъемля у него сластолюбие, злонравие и похоть вредную. Отречься себя есть только не что иное, как не быть тем человеком, которым был прежде. Если прежде был бесстыден, гневлив, мстителен, горд, лихоимец, обидчив, ленив, то когда удаляется от этих и тому подобных злодеяний, отрекается от себя.

В‑четвертых, Христос говорит: возьми Крест свой. Что есть носить свой Крест, если не доблестно претерпевать всякие тяжести, неудобства и неприятности во имя Христа. Носить Крест свой, говорит Василий Великий, значит быть готовым к смерти за Христа, значит умертвить свои земные члены, значит во всех бедствиях, принимаемых во имя Христа, быть непоколебимым и не слишком привязываться к этой привременной жизни.

Христос говорит: Крест свой. Ибо каждый по мере и силе своей имеет свой Крест. Всякий чин имеет свои тягости и трудности, свойственные именно ему.

Тяжек Крест царей, их царский скипетр, даже если и очень желанный. Кто может сказать, сколько набирается тягот царской власти? Иметь непрестанное и неусыпное попечение о своем царстве, всех подданных охранять от вражеского нападения, всех выслушивать, всем творить правосудие, всех защищать от обидчиков. Еще и выслушивать злобные роптания от неблагодарных.

Тяжек Крест пастырей, их пастырский жезл. Они должны поучать свое словесное стадо, посещать и оберегать. Носить немощи немощных, утешать скорбящих, укреплять малодушных, исправлять заблуждающихся, лечить недугующих, подавать руку помощи просящим и быть для всех образцом добрых дел и напутствовать в жизнь вечную.

Тяжек Крест иноков, непрестанная брань с плотью, отвержение своей воли, безропотное послушание, посты, молитва, бдения, умерщвление плоти, самопроизвольная нищета и нестяжание.

Тяжек Крест священников, которые должны быть достойными и не уклоняющимися в соблазн служителями Божественных Таин, и питать ими врученное им стадо, тщательно беречь, чтобы не похитили его волки.

Тяжек Крест супругов, неразлучное иметь сожительство с женой, сварливой и злонравной, домашних питать, пребывать в изнурении от непрестанного попечения о сыновьях и дочерях.

Тяжек Крест земледельцев, которые должны непрестанно работать, пахать, сеять, жать, собирать и в поте лица своего есть хлеб свой.

Таковы и другие Кресты, о которых ныне не будем говорить подробно. Однако каждого из них с доблестью, ради Христа, без роптания, принимают и несут, а не тащат, с надеждой на награду. И каждый, кто трудится или благочестиво терпит зло, есть сообщник Христу, носящему Крест.

В‑пятых, Христос говорит: и следуй за Мною. Многие обременяют себя Крестами, но при этом не следуя за Христом. Печаль имеет ростовщик ради сребролюбия и неправедного стяжания. Скорбь имеет властолюбец ради славы. Бедствие претерпевает угождающий плоти, ради необузданного стремления тела. Тяжелы эти Кресты, однако их несут те, кто следует не за Христом, а за демонами. Поэтому они мученики, но не Христовы, а демонические.

Отсюда видим, что представляет собой ношение не вещественного, а духовного Креста. К нему нас призывает Христос, говоря: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми Крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8:34). Как мы поступим, услышав это? Будем подражать Симону Киринеянину, который понес Крест нашего Спасителя, помогая по силе нашей, благодарно принимая всякие беды, скорби и печали Христа ради и веруя в праведный суд Божий.

Авимелех (как говорится в Писании) нарубил сучьев древесных, и положил на плечи свои. И сказал народу, бывшему с ним: вы видели, что я делал; скорее делайте и вы то же, что и я (Суд. 9:48). Также и Христос говорит нам, прежде словом, ныне же делом: Смотрите, как я делаю, и вы так поступайте. Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми Крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8:34). Последуем же, Христовы воины, Крестоносному Царю нашему, выйдем к Нему, ‑ по слову Апостольскому, – за стан, нося Его поругание (Евр. 13:13). Станем шествовать путем, обагренным Кровью Христа, последуем за Головой своими телесными членами. Если же наша Голова увенчана тернием и обременена Крестом, не должно при такой Главе нам, членам этого же тела, быть сластолюбивыми.

И если Он пострадал до Крови, подвизаясь ради нас против греха, должны и мы встать против греха даже до крови.

Поэтому, отложив все заботы и привычные грехи, с терпением пойдем на предстоящий нам подвиг, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса, и Ему со Отцом и Святым Духом слава во веки. Аминь.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: