Глава 4. Твердость камня веры от слов святого апостола Павла

 

«Уста Христа – это уста Павла, уста Павла – это уста Христа», – говорит святой Златоуст. Но и противники очень гордятся тем, что якобы бережно хранят сказанное Павлом в его Посланиях, однако только на словах, а не на деле и истинно. Приступим же к этому избранному сосуду, чтобы насладиться истинной, а не воображаемой пищей. Послушаем же, что говорит великий Апостол об этом великом таинстве.

Первое:      

В Послании Первом к Коринфянам в главе десятой: Чаша, ‑ говорит, – благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? (1 Кор. 10:16). Этими словами Апостол ясно извещает, что для этого Таинства необходимо благословение или освящение. Если же происходящее в Таинстве было бы лишь образом Тела и Крови Христовых, то благословение и освящение не были бы необходимы. Разве над манной, или над агнцем пасхальным, или над водой, истекающей из камня, которые были образами Тела и Крови Христовых, проводилось какое‑либо освящение? Нет. Если же эти образы Тела и Крови Христовых не нужно было благословлять и освящать, то это не нужно делать и по отношению к Евхаристическим хлебу и вину, поскольку, по вашему лжеучению, и те, и другие только образы образами Тела и Крови Христовых, что явно противоречит тому, что говорит святой Павел.

Второе:      

Апостол называет эту чашу благословения приобщением Крови Христовой, и хлеб – приобщением Тела Христова. Но каким образом? Вы говорите, что это приобщение происходит только одной верой, то есть, когда едим обычный хлеб, верой достигаем Тела Христа, пребывающего на Небесах. И когда пьем обычное вино, верой же прикасаемся к Крови Христа. И это ваше приобщение, или причастие.

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ПЕРВЫХ: Мы веру не отрицаем, более того, говорим, что в этом Таинстве особенно необходимы вера и любовь, поскольку речь идет о приобщении к Телу Христа в единое с ним Тело. Однако мы твердо веруем и исповедуем, что кроме веры и любви в причастии этого Святейшего Таинства мы под видом хлеба приобщаемся к истинному и существенному, а не образному Телу Христа, и становимся сообщниками истинной и существенной, а не образной Крови Христовой. Эта же вера наша непоколебимо утверждается на неложных словах Христа: Сие есть Тело Мое, сия есть Кровь Моя. И сие есть приобщение, или причастие, Тела и Крови Христа, Апостольское, Отеческое, Православное, Христианское. Ваше же приобщение, или причастие, Иудейское, ибо и Иудеи, которые ели манну, ели образ Тела Христа, и которые пили воду, истекающую из камня, пили образ Крови Христа и одной только верой достигали Христа, веруя в хотящего прийти Мессию, Христа Бога нашего.

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ВТОРЫХ: Приобщение ко Христу только по вере может быть и без чаши благословения. Зачем же вы в ваших сонмищах устраиваете как бы Господню вечерю, если и на ней, и без нее причастие со Христом у вас бывает только по одной вере.

ОТВЕЧАЮ, В‑ТРЕТЬИХ: По вашему лжеучению, Христос всуе установил это Таинство. Если причащаться Телу и Крови Христовой есть веровать во Христа, то в Него верили и до установления этого Таинства, веруем в Него и после установления Таинства, веруем всегда, но не всегда причащаемся.

ОТВЕЧАЮ, В‑ЧЕТВЕРТЫХ: Если бы кто‑нибудь звал вас на вечерю, обещая вам некую вкусную пищу и особенное питье, а когда бы вы пришли, только показал бы вам пищу и напиток в их рукописном изображении, а не истинными, что бы вы сказали познавшему вас? Не обманщиком ли вы назвали бы такого, негодуя? Таким обманщиком вы выставляете Христа, якобы призывающего вас на вечерю и питающего вас образом Своего Тела и образом Своей Крови.

Третье:      

В том же Первом Послании в главе 11 Апостол Павел говорит: Ибо Я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: пришлите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое (1 Кор. 11:23). Об этом говорит Кальвин: все эти слова, то есть: взял, возблагодарив, благословив, преломил, дал, относятся к хлебу. Поэтому когда Христос взял, возблагодарил, благословил обычный хлеб, то преломил и дал также обычный хлеб.

ОТВЕЧАЮ: Если кто скажет, что Ирод взял святого, посадил в темницу, убил, похоронил или разрешил похоронить, то вряд ли святой Иоанн был погребен таким, каким посажен в темницу. Нет. Но в темницу был посажен человек, погребен же труп. Так рассуждай и об этих словах: взял, возблагодарив, благословив, преломил, дал. Взял обычный хлеб, дал же Тело Свое, говоря: сие есть Тело Мое. И чтобы не подумали, что это Тело только как образ, тотчас добавляет: которое за вас предается (Лк. 22:19).      

О Крови же Своей Он очень ясно говорит у всех Евангелистов: за вас изливаемая. Ядите же, противники, в своих сонмищах, образ Тела Христова и пейте образ Крови Христовой. Мы же с верою и любовью ядим Тело Христово, за нас преданное, и пьем Кровь Христову, за нас излиянную, поскольку не образ Тела Христова за нас предан был на смерть, но истинное Тело Христово, и не образ Крови Христовой излиян был за нас, но истинная Кровь Христова. Так и мы не образы Тела и Крове Христовых ядим и пием, но истинное Тело и Кровь Христову. О, гордость проклятая, словам Христа и Церкви Его Святой не покоряющаяся! С такой верой идите, непокорные, в Иудейскую синагогу. Там были образы, здесь же истина. Разве не слышите Павла, который говорит: Все это происходило с ними, как образы (1 Кор. 10:11). Скажу более того: у Иудеев есть более яркий образ агнца закланного как страдающего Христа, чем обычный хлеб на ваших тайных вечерях являющийся у вас образом Христа. Это же можно сказать и о Ветхозаветной манне, о чем уже говорилось выше.

ГОВОРИТЕ: Мы не обычный хлеб даем и ядим, но образ и знамение Тела Христова.

ОТВЕЧАЮ: Когда мастер сделает деревянный посох, и этот посох дается Епископу, тогда этот посох становится образом и знамением пастырской власти. Но возникают ли какие‑либо изменения в посохе? Сам по себе он остается таким же обычным, каким и был прежде, изменилось только мнение о нем со стороны людей.

Так и лежащее дерево, когда его возьмет плотник и поставит у дороги, в знамение предела версты, то это дерево, знаменующее версту, остается тем же то же деревом, что было и прежде, изменяется не дерево, а только человеческое мнение. Так и ваша евхаристия, противники, только кажущаяся, а не истинная.

Четвертое:      

В том же Послании, в той же главе, Апостол Павел говорит: Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней (1 Кор. 11:27). И ниже: Ибо, кто есть и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор. 11:29).      

Здесь спрашиваю вас, противники: кому столь страшными громами грозит Апостол? Ясно, что он угрожает недостойно причащающимся этой бессмертной трапезы. Кто будет есть, – говорит, – или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней То есть (по толкованию Златоуста и Феофилакта) недостойно причащающийся снова распинает Тело Христово, снова изливает Кровь Христову. И ниже: Ибо, кто есть и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем, то есть притягивает к себе осуждение. Это поистине страшные слова, сильнее меча пронзающие душу.

Но за что грозит Апостол: за образ ли Тела Христова, недостойно приемлемый, или за само существенное Тело Христово? Если за образ Христов, то как вы, противники, избежите этих страшных стрел мстящего гнева Божия, если вы образ Христа уничтожите, обесчестите, запятнаете и будете считать Его идолом? Если же за самое существенное Тело Христово, то восторжествуем мы, как победители, и, верой и любовью поклоняясь в Евхаристии существенному и истинному Телу Христову, вами, лжесловящими противниками, пренебрежем и посмеемся над вашим безумием.

И поистине эти угрозы Апостола (по толкованию святых Отцов) относятся к недостойно причащающимся истинному Телу Христову, а не образу Тела Христова. Ибо и у нас многие грешники прикасаются лобзанием к рукотворному образу Тела Христова, и для такого прикосновения не требуется предварительных постов, молитв, исповедания грехов, покаяния, очищения и тщательной подготовки. Все это требуется, когда в Евхаристии готовятся прикасаться и причащаться истинного Тела Христова и истинной Крови Христовой.

Подкрепление первое      

Если некоторые согрешают, недостойно принимая Евхаристию, поскольку она являет Христа и побуждает думать о Нем. то не должно грешному человеку и слушать Слово Божие, ибо и побуждает думать о Христе, когда говорится о Христе.

Подкрепление второе      

Манну, образ Тела Христова, и воду, из камня текущую, образ Крови Христовой, едят и пьют все, добрые и злые, достойные и недостойные. Однако никто из них не считается виновным против Тела и Крови Христовой и не отвергается, как едящий и пьющий осуждение себе. Если же Евхаристия только образ Тела и Крови Христовой, как манна и вода из камня, то никто из недостойно причащающихся Тела и Крови Христовой не будет виновен против Тела и Крови Господней, и не едят и не пьют осуждение себе за недостойное причащение.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: