Глава6. Твердость камня веры от неложных свидетельств боговещанных Святых Отцов

 

Дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово, говорит Господь (Мф. 18:16). Смотри также Втор. 19:15. Мы же приведем здесь мнения не двух и не трех, но многих свидетелей, на утверждение нашего Кафолического истинного Догмата, на посрамление же вашего, противники, лжесловия. Святой Иоанн Златоуст, труба, вдохновленная Духом Святым, и гремящая во всеуслышание во все концы вселенной, на Первое Послание Павла к Коринфянам, на главу 8, в Беседе 24 «гремит» так: «Знаем это и мы, возлюбленные, и, заботясь о братии, присоединимся к ним. К этому нас побуждает жертва, страшная и ужасная, повелевая нам приступать к ней, прежде всего, в единодушии и пламенной любви и, подобно орлам, лететь отсюда на само небо: “Ибо где, – говорит Господь, – труп, там и орлы», трупом называя Тело после смерти. – Если бы Он не умер, мы бы не воскресли». И ниже: «Если непросто принять царя, что говорю, “царя”, если непросто коснуться нечистыми руками царской ризы», и ниже: «если ли же к человеческой ризе непросто решиться прикоснуться, то как Тело Бога, Который превыше всех, непорочное, чистое, Божественного естества, благодаря Которому мы и живем, благодаря Которому были сломлены врата смерти и отверзлись Небесные круги, мы принимаем с такой небрежностью! Нет, молю, не заколем сами себя бесстыдством, но с трепетом и всяческой чистотой к нему приступим. И когда увидишь его предлежащим, говори в себе: «Благодаря этому Телу я не земля и пепел, не пленник, но свободный"". И ниже: «Это Тело, которое прибивали гвоздями, которому наносили раны, не стерпела смерть. Это тело, от которого солнце, видя его распинаемым, отвратило свои лучи. Потому тогда и завеса раздралась, и камни распались, и вся земля сотрясалась, когда это Тело, окровавленное, копьем пронзенное, и источило Кровь из спасительного источника, и дало воду для всей вселенной. Хочешь ли узнать его силу? Спроси жену кровоточивую, коснувшуюся даже не Его Самого, но Его одежды, даже не всей одежды, а ее края. Спроси у моря, носившего Его на своей волне. Спроси и самого диавола, и скажи: “Откуда у тебя неисцелимая рана? Отчего ты уже не имеешь силы? Чем ты был пойман? Чем был удержан, когда убегал? Ведь не чем иным, как Телом, – говорит, – распятым"". И ниже: «Это Тело было дано нам, чтобы мы имели Его и ели Его, и, пребывая в Его постоянной любви, любили Его постоянно и многократно вкушали». И ниже: «Это Тело, когда еще оно лежало в яслях, почтили волхвы, и мужи нечестивые, и варвары, оставившие отечество и дом и далекий путь совершившие, и, придя, с большим страхом и трепетом Ему поклонились. Давайте будем им подражать, хотя они варвары, а мы небесные граждане: они видели Его в яслях и в кущах, и, не видя Его так, как видишь ныне ты, подходили с большим трепетом. Ты же видишь Его не в яслях, но на жертвеннике, видишь не жену держащую, а священника предстоящего». И ниже: «Это трапеза нашей души, союз мысли, источник дерзновения, упование, спасение, свет, жизнь. С этой ушедшей туда жертвой со многом дерзновении взойдем на священное преддверие, как бы оградившись отовсюду некоей золотой броней. И что говорю о будущей жизни? И здесь это Таинство творит из земли Небо. Открой же Небесные врата и всмотрись, в особенности не в небеса, но в Небеса небес, и тогда увидишь сказанное: то, что там честнее всего, покажу тебе лежащим на земле. Как в царских чертогах важнее всего не стены, не золотая крыша, а царское тело, сидящее на престоле, так и на Небесах это Царское Тело, которое ты, тем не менее, можешь видеть на земле. Не Ангелов и не Архангелов, не небо и Небеса небес покажу тебе, но Самого их Владыку. Видишь ли ты то, что на земле важнее всего, и не только видишь, но и прикасаешься, и не только прикасаешься, но и вкушаешь и, вкусив, уходишь домой? Очисти мысли к принятию этих Таинств. Если бы тебе поручено было держать на руках царского сына во всем великолепии порфиры и диадемы, то ты без сомнения отверг бы все прочее земное. Ныне же, принимая не сына царя человеческого, но Самого Единородного Божия Сына, как не трепещешь, скажи мне, как не отгоняешь заботу обо всем житейском вместо того, чтобы восхищаться одной этой драгоценностью?»

Этот же святой Златоуст в Беседе 24 на то же Первое Послание Павла к Коринфянам, на главу 10, говорит: «Чаша благословения, которой благословляем, не есть ли приобщение к Крови Христовой? Очень верно и страшно, – говорит, – что содержимое чаши это то, что истекло из ребра Господа, и того мы причащаемся. Чаша благословения названа так потому, что мы воспеваем Христа, держа ее в руках, изумляемся и удивляемся неизреченному дару, благословляя и саму чашу, за то, что Христос пролил Свою Кровь для избавления нас от заблуждения, и не только пролил. Но и преподал всем нам. Поэтому, если желаешь крови, – говорит, – окропи не идольское капище убийством бессловесных, но Мой жертвенник Моей Кровью». И ниже: «И в Ветхом Завете, когда люди были менее совершенны, Он такую же кровь, которую приносили идолам, благоволил и сам принимать, чтобы отвратить от идолов, и это происходило от Его неизреченной любви. Теперь же Он преподал священнодействие намного страшнее и великолепнее и изменил саму жертву, и вместо заклания бессловесных повелел принести в жертву Его Самого». И ниже: «Преломление хлеба не есть ли приобщение Тела Христова? Приобщаясь, мы соединяемся со Христом. Это делается в Евхаристии; а на Кресте этого не было, но было даже противоположное. Кость Его да не сокрушится (Ин. 19:36). Чего Он не претерпел на Кресте, то претерпевает в приношении для тебя, и дает преломлять Себя, чтобы исполнить всех.

Снова в Беседе 27 на то же Первое Послание Павла к Коринфянам, на 11 главу, святой Златоуст говорит: «Что же означает, когда Он говорит, что эта чаша Нового Завета? Была ведь и чаша Ветхого Завета, чаша излияния крови бессловесных. Для жертвоприношения наполняли чашу и фиал кровью и после жертвоприношения совершали возлияние. Предложив вместо крови бессловесных Свою Кровь, (Господь) напомнил о древнем жертвоприношении, чтобы, слыша это, кто‑нибудь не смутился». И ниже: «“Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней». Почему? Потому, что проливает кровь и производит заклание, а не жертву приносит. Как тогда пронзившие (Господа) пронзали не для того, чтобы пить, но чтобы пролить (кровь Его), так поступает и тот, кто приобщается недостойно, и не получает никакой пользы».

Там же в Беседе 27 он говорит: «А ты, приняв хлеб жизни, совершаешь дела смерти, и не трепещешь? Все это делаешь ты после того, как причастился трапезы Христовой, в тот самый день, в который удостоился прикоснуться языком своим и к Плоти Его. Потому, чтобы этого не было, пусть каждый соблюдает в чистоте свою десницу, язык и уста, которые послужили преддверием при вшествии Христа».

Также святой Златоуст в Беседе 15 на 1 Послание к Тимофею, на главу 5, так говорит от лица Христа: «Для тебя Я подвергся о плеванию, заушению, истощил славу, оставил Отца и пришел к тебе, ненавидящему Меня, отвращающемуся от Меня и не желающему даже слышать Мое имя. Я шел вслед за тобою и догонял, чтобы удержать тебя; Я соединил и сочетал тебя с Собою; “ешь Меня», – сказал Я, – “и пей Меня» И горе держу тебя, и долу соединяюсь с тобою. Разве не довольно для тебя того, что начаток твой я держу горе? Разве это не удовлетворяет твоей любви? И опять Я сошел на землю, – не просто смешиваюсь с тобою, а соединяюсь, снедаюсь, раздробляюсь на малые части, чтобы произошло великое растворение и смешение и соединение, – потому что соединяемое пребывает в своих пределах, а Я воедино слился с тобою. Я не хочу, чтобы уже было что‑то среднее; хочу, чтобы мы оба были одно». Златоуст также в Беседе 3 на послание Павла к Ефесянам, на главу первую, говорит следующее: «И так как мы говорим о теле Его, то приобщающиеся тела и пьющие кровь Его – помните, что мы приобщаемся (в причастии) Тела нисколько не различного от того Тела, которое восседит горе, которому покланяются ангелы, которое находится близ нетленной Силы, – это именно (Тело) мы вкушаем. О, сколько открыто нам путей ко спасению! Он сделал нас Своим Телом, дал нам Свое Тело, – и все это не отвлекает нас от зла. О, омрачение! О, великое унижение!» И снова в Беседе 33 на Послание Павла к Евреям, на главу 12, Златоуст говорит, связывая жертву Христа с первообразом: «Так как тела животных, которых кровь для (очищения) греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, – то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Здесь ясно виден прообраз. Христос, принесший Себя за грехи наши по своей воле, пострадал за вратами. Отсюда видно, что жертва Ветхого Завета была не сама по себе, а образом, и не ради смерти, а ради вознесения на небо. Разве не понимаете, что, причащаясь Крови как святыни, мы, принимая ее, причащаемся Истины».

Это и многое другое говорит святой Златоуст. Но перейдем дальше к иным Церковным столпам, боговещанным святым Отцам.

Святой Кирилл Александрийский в Книге 4 толкований на Евангелие от Иоанна в главе 13 говорит так: «Душа, помраченная злобой, не может постигнуть истину, отвергая с гордостью то, что кажется ей помешательством и ложью, никому не покоряясь, считая, что нет ничего выше ее. Таковыми были Иудеи, ибо когда должно было им, видевшим Божественную силу Христа, Спасителя нашего, и власть, знамениями утверждаемую, слова Его воспринять с любовью и, если это трудно понять разумом, то принять, стали делать противоположное этому, говоря: «Как может Он дать нам вкушать Свою Плоть?» Это нечестивые слова по отношению к Богу тех, кто забывает, что Богу все возможно. Душевный же человек, по словам Павла, не может понимать духовное (1 Кор. 2) и великое Таинство считает безумием. Мы же, о, возлюбленные, устранимся подальше от чуждых нам нечестия и беззакония и, имея твердую веру в Таинства, никогда такого о непостижимом не подумаем и не скажем. Это Иудейские слова, и они виновны в последних мучениях Христа. Поэтому когда Никодим спросил: «Как это может быть?», заслуженно услышал в ответ: Тыучитель Израилев, и этого ли не знаешь? (Ин. 3:10). Исправимся и мы в своих падениях и не станем взыскивать дела Божии, но Его неисследимому пути и премудрости дадим соизволение. Чтобы мы были такими, того хочет Сам Господь, говоря в Книге Пророка Исаии: Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши путипути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше мыслей ваших (Ис. 55:8‑9). Если же Он так превосходит нас своей силой и премудростью, то как не превзойдет чудесными делами, которые не вмещает человеческий ум. Разве не видишь, что многое из сделанного мастерами иногда кажется нам невероятным, однако видя уже раньше подобное, верим и в остальное. Разве не заслуживают наказания те, кто Бога, Создателя всей твари, так уничижают и в делах Его дерзают испытывать, зная, что Он дает всякую премудрость, и зная из Писания, что Он всемогущ. Если же ты из Иудеев и ныне задаешь вопросы, подобные их вопросам, то и я следую твоему невежеству и спрашиваю: “Как вышли Израильтяне из Египта? Как жезл Моисея превратился в змея? Как прокаженные мгновенно исцелились от прикосновения руки? Как вода в реке превратилась в кровь? Как отцы перешли море, как по суше? Как горькие воды стали сладкими от куска дерева? Как из камня истекла вода? Как Иордан обратился вспять? Как Иерихон пал от одного вопля?» Бесчисленны события, о которых написано в священном Писании и которые вы бы хотели взыскать своим ограниченным разумом. Неужели вы хотите отвергнуть Моисея и Пророков или постигнуть всемогущего Бога, Который творит все, что хочет? Поэтому лучше верьте Христу и, если чего не понимаете, со смирением вопрошайте Его, чем, будто безумные и пьяные, говорить: «Как может Он дать нам вкушать Свою Плоть?» Не говори таких слов, а смиренно моли о вразумлении, чтобы твой разум покорился Его словам».

Слышите ли, противники, этого святого вселенского учителя? Не к вам ли относится его обличение? Не вы ли в этом непостижимом Таинстве, подобно Иудеям, часто говорившим об этом, дерзаете мерить неизмеримую бездну Божиих Таинств человеческим скудоумием и то, что превосходит ваш ум, называете безумием? И как не трепещете перед страшным судом Божиим, камни, а не люди? Но посмотрим, что еще было сказано об этом предлежащем подвиге.

Святой Иоанн Дамаскин, в книге четвертой «Точного изложения Православной веры», в главе 13, после слов о благости Божией приступает к этому предивному Таинству и говорит следующее: «Он дал нам второе рождение для того, чтобы мы подобно тому, как родившись от Адама, уподобились ему, унаследовавши проклятие и тление, так и родившись от Него, уподобились Ему и унаследовали и нетление, благословение и славу Его. Но так как этот Адам – духовен, то надлежало, чтобы и рождение было духовно, равно как и пища. А так как мы (по естеству) двойственны и сложны, то должно, чтобы и рождение было двояким, равно и пища – сложною. Поэтому то нам дано рождение водою и Духом; – я говорю о святом крещении, а пища – Сам хлеб жизни (Ин. 6:35). Господь наш Иисус Христос, сшедший с небес. Ибо Он, готовясь принять за нас добровольную смерть, в ту ночь, в которую предавал Себя, завешал Новый Завет святым Своим ученикам и Апостолам, а через них и всем верующим в Него. В горнице святого и славного Сиона, вкусивши со своими учениками Ветхозаветную пасху и исполнив Ветхий Завет, Он умыл ноги ученикам, показывая (этим) символ святого крещения и потом, преломив хлеб, дал им, говоря: приимите, ядите: сие есть Тело Мое (Мф. 26:26). Подобным же образом, взявши и чашу с вином и водою, передал им, говоря: Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26:27‑28). Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете нашу сию, смерть Сына Человеческого возвещаете и воскресение Его исповедуете, доколе Он придет (1 Кор. 11:25‑26).      

Итак, если Слово Божие – живо и действенно (Евр. 4:11) и все, что хотел Господь, сотворил (Пс. 134:6) если Он сказал: да будет свет, и стал свет (Быт. 1:3), да будет твердь, (...) и стало так (Быт. 1:6); если Словом Господним небеса утвердились, и Духом уст Его вся сила их (Пс. 32:6); если небо и земля, огонь и воздух и все украшение их совершены словом Господним, а также и это благороднейшее живое существо – человек; если Сам Бог Слово, восхотев, сделался человеком и из чистых и непорочных кровей Святой Приснодевы бессеменно составил Себе Плоть, то ужели Он не может сделать хлеб Своим Телом, а вино и воду – Своею Кровью? Он сказал в начале; да произрастит земля зелень (Быт. 1:11), и даже доныне она, по орошении дождем, производит свои прозябения, возбуждаемая и укрепляемая божественным повелением. (Так и здесь) Бог сказал: сие есть Тело Мое; и сие есть Кровь Моя; и сие творите в Мое воспоминание; и по Его всесильному повелению бывает так (и будет), пока Он придет, ибо так сказано: доколе Он придет (1 Кор. 11:26) к через призывание является дождь для этого нового земледелия, – осеняющая сила Святого Духа. Ибо, как Бог все, что Он сотворил, сотворил действием Святого Духа, так и ныне действие Духа совершает то, что превышает естество и чего не может вместить ничто, кроме одной только веры. Как будет это, говорит Святая Дева, когда я мужа не знаю (Лк. 1:34). Архангел Гавриил отвечает: Дух Святый найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя (Лк. 1:35). И ты теперь спрашиваешь, каким образом хлеб делается Телом Христовым, а вино и вода – Кровью Христовою? Говорю тебе и я: Дух Святой нисходит и совершает это, что превыше разума и мысли.

Хлеб же и вино берутся потому, что Бог знает человеческую немощь, которая с неудовольствием отвращается от многою, что совершается несогласно с обычаем. Поэтому, по обычному Своему снисхождению к нам, Он через обычное по естеству совершает то, что выше естества. И подобно тому как при крещении, – так как у людей обыкновенно принято мыться водою и намазываться елеем, – Бог с елеем и водою сочетал благодать Духа и сделал крещение банею пакибытия, так и здесь, так как люди обыкновенно употребляют в пищу хлеб, а пьют воду и вино, – Он сочетал с этими веществами свое Божество и сделал их Своими Телом и Кровью для того, чтобы мы через обыкновенное и естественное приобщились тому, что выше естества.

Тело воистину объединяется с Божеством, Тело, (родившееся) от святой Девы, но (объединяется) не (так), что вознесшееся Кровь Божию. Если же ты доискиваешься способа, как именно) это делается, то тебе достаточно, услышать, что – с помощью Святого Духа, подобно тому, как Господь, при содействии Святого Духа составил Себе и в Себе, Плоть от Святой Богородицы. Более мы ничего не знаем, кроме того, что Слово Божие истинно, действенно и всемогуще, а способ (преложения) неисследим. Можно сказать еще и так, что подобно тому, как хлеб через ядение и вино, и вода через питье естественным образом прелагаются в тело и кровь ядущего и пьющего и не делаются другим телом, по сравнению с прежним его телом, так и хлеб предложения, вино и вода через призывание и наитие Святого Духа сверхъестественно претворяются в Тело Христово и Кровь, и суть не два, но единое и то же самое».

И ниже: «Хлеб и вино суть не образ Тела и Крови Христовой (да не будет!), но само обожествленное Тело Господа, так как Сам Господь сказал: сие есть не образ Тела, но Тело Мое, и не образ Крови, но Кровь Моя. И прежде этого Он говорил Иудеям: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (...) Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие (Ин. 6:53‑55). И еще: ядущий Меня жить будет Мною (Ин. 6:57)».      

И ниже: «Угль (пылающий) видел Исаия (Ис. 6); но угль – не простое дерево, а соединенное с огнем, так и хлеб общения не обычный хлеб, но соединенный с Божеством; Тело же, соединенное с Божеством, есть не одно естество; но одно – естество Тела, другое – естество соединенного с ним Божества; так что то и другое вместе не одно естество, но два».

Так говорит святой Дамаскин.

Святой Феофилакт, архиепископ Болгарский, также богомудрствует по этому поводу в толковом Евангелии в разных местах. В толковании на Евангелие от Матфея на главу 26 о словах И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил высказывается следующим образом: «Говоря Сие есть Тело Мое, Христос показывает что хлеб, освящаемый на жертвеннике, есть самое Тело Христово, а не образ его, ибо Он не сказал: “сие есть образ», но Сие есть Тело Мое. Хлеб неизъяснимым действием прелагается, хотя и кажется нам хлебом. Так как мы слабы и не решились бы есть сырое мясо и человеческую плоть, то нами преподается хлеб, хотя на самом деле это плоть».

Еще святой Феофилакт в толковании на Евангелие от Марка, на главу 14, на эти слова Христа Ибо нищих всегда имеете с собою (...) а Меня не всегда имеете говорит следующее: «Да постыдятся же те, кто предпочитают нищих Христу! Ибо я слышал золотых дел мастеров, которые говорят, что если разбить церковный сосуд на части и отдать нищим, – не будет греха. Пусть же слышат они, как Христос ценит служение Ему выше служения нищим. А на золотом дискосе и бывает истинное Тело Христово, а в чаше – Кровь Христова. Поэтому, кто уносит из Церкви драгоценный дискос и заставляет полагать Тело Христово на плохом дискосе, ссылаясь на нищих, тот пусть знает, что он соучастник Иуды Искариотского».

Там же, перевернув и пропустив один лист, на эти слова: И когда они ели. Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое (Мф. 26:26), говорит следующее: «Хлеб – это не образ Тела Господня, а само прелагаемое Тело. И Господь говорит: хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя (Ин. 6:51); не сказал: “образ Моей Плоти» но Плоть Моя. И еще: если не будете есть Плоти Сына Человеческого (Ин. 6:53). Но как это может быть, скажет кто‑нибудь: ведь Плоти тут не видно? Это ради нашей немощи, человек! Поскольку хлеб и вино суть обыкновенные для нас вещи, а видеть предложенную нам Плоть и Кровь было бы нестерпимо для нас, и мы бы отвратились от них, то Человеколюбец Бог, по снисхождению к нам, сохраняет вид хлеба и вина, но они прелагаются в силу Плоти и Крови. Кровь Свою назвал Кровью Нового Завета, в отличие от Ветхого Завета, ибо и Ветхий Завет имел кровь, которой окроплялись и народ, и книги Закона».

Еще в толковании Евангелия от Иоанна, на главу 6, на эти слова Христа: хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин. 6:51), святой Феофилакт говорит следующее: «Заметь, что хлеб, вкушаемый нами в Таинстве, не есть образ Тела Господня, но есть самая Плоть Господа. Ибо не сказал Он, что «хлеб, который Я дам, есть образ Плоти Моей”, но есть Плоть Моя. Ибо хлеб сей неизреченными словами, чрез таинственное благословение и наитие Святого Духа, претворяется в Плоть Господа. Никто да не страшится веровать, что хлеб становится Плотью. Ибо когда Господь ходил во Плоти и принимал пищу из хлеба, то хлеб сей, вкушаемый, претворялся в Его Тело и уподоблялся Святой Его Плоти, и, по обычаю естества человеческого, служил к возрастанию и укреплению. И ныне хлеб сей претворяется в Плоть Господа. Как же, скажут нам, является не Плоть, а хлеб? Затем, что нам приятно употреблять его в пищу. Это для того, чтобы у нас не было отвращения к яству. Ибо если бы нам показывалась Плоть, мы испытывали бы неприязнь к Причастию. А теперь, когда Господь снисходит нашей слабости, таинственная Пища нам является такою, какая у нас бывает обыкновенно. – Он отдал Плоть Свою на смерть за жизнь мира».

Еще в толковании на Евангелие от Иоанна, на главу 19, о разделе одежды Христа, и о хитоне не сшитом, а тканом сверху, который не разодрали воины, святой Феофилакт говорит следующее: «И здесь является Таинство, ибо Тело Господа соткано свыше, Дух Святой пришел и сила Всевышнего осенила Деву (Лк. 1:35). Ибо, хотя Он принял долу сущее и падшее естество человеческое, но Плоть Божественная образована и соткана свышнею благодатию Святого Духа. Итак, святое Тело Христово неразделимо и нераздаваемо, ибо, будучи уделяем каждому поодиночке и каждого освящая Своим Телом, Единородный Своею Плотию всецело и нераздельно обитает во всех. Ибо, будучи везде, Он никак не разделен.

Там же, в толковании на главу 19, перевернув и пропустив два листа, на эти слова: и тотчас истекла кровь и вода (Ин. 19:34), святой Феофилакт говорит следующее: «Неспроста это случилось, но потому, что жизнь в Церкви начинается и продолжается посредством сих двух вещей: водою мы рождаемся, а Кровью и Телом питаемся. Итак, когда приступаешь к чаше общения Крови Христовой, так располагай себя, как бы ты пил из самого ребра».

Таковы свидетельства святого Феофилакта. Послушаем далее, что говорит немеркнущее светило вселенной Василий Великий.

Василий Великий, наставляя пресвитеров в Божественной службе, говорит следующее: «Постарайся, о пресвитере, стать делателем непостыдным, правящим слово истины, и никогда не становись в Церкви, имея на кого‑либо вражду, чтобы не отогнать от себя Утешителя». И ниже: «Помни, кому предстоишь, и как служишь, и кому даешь причащение. Не забывай Владычные заповеди и Его святых Апостолов, которые говорили о том, чтобы не давать святыни псам и не метать бисера перед свиньями: будьте внимательны к псам и остальным. Смотри, не побойся людей во грех себе, не давай Сына Божия в руки недостойных, чтобы никогда не было стыдно перед прославленными на земле и Самим Тем, Кто понес венец», смотри Кормчую книгу на лист 252, на обороте.

Тот же Василий Великий в Послании к Епископам, о том, что не должно ни с кого брать платы, говорит так: «Если то, что тебе дано бесплатно, ты продаешь, как бы продаваясь сатане, то будет отнято у тебя дарование за то, что вносишь торгашество в духовные вещи и в Церковь, где пребывают Тело и Кровь Христовы».

Смотри далее в Кормчей книге, лист 276, на обороте.

Слова того же Василия Великого о запрещениях: «Запрещение уместно в четырех случаях: для плачущего, слушающегося, припадающего, стоящего с верными. И ниже: «Что есть стояние с верными? Ответ: Это значит стоять с верными внутри Церкви и до окончания Божественной Службы. Стоящий с верными не причащается Святых Даров, пока не пройдет положенное время, и по совершении стояния с верными сподобится приобщения Святых Таинств; Пресвятого Тела и Пречистой Крови Господа нашего Иисуса Христа». Смотри Кормчую книгу, лист 252.

Тот же Василий Великий в Правиле 82 говорит следующее: «Если кто кроме некой нужды преступит клятву, два года да плачет, и два да послушает Божественных Писаний, пять лет да пребудет с припадающими, и два года будет принят с верными, и молитв с ними приобщится, и тогда, через одиннадцать лет, да сподобится Тела и Крови Христовых».

Святой Кирилл Иерусалимский в Мистагогии 4 говорит: «Когда Сам Христос говорит о хлебе: Сие есть Тело Мое, кто дерзнет в этом усомниться. Также когда говорит: Сия есть Кровь Моя, кто дерзнет прекословить. Разве не достоин веры Тот, Кто некогда преложил воду в вино в Кане Галилейской, одним только пожеланием, так же, как потом вино в Кровь».

Святой Амросий, Епископ Медиоланский, в труде «О Таинствах», в главе 4, говорит следующее: «Ты, сомневаясь, говоришь, что по‑другому думаешь, чем я тебе рассказываю, о причащении Тела Христова. Мне предстоит ясно показать, что дело не в изменении естества как таковом, но в освящении и благословении. ОТВЕЧУ тебе так: Есть много образов, большая сила которых от благословения, а не от естества, которое и само изменяется благословением. Жезл, который держал Моисей, когда был брошен на землю, стал змеем, и когда был взят за хвост, стал жезлом. Видишь, как Пророческой благодатью естество дважды изменилось, и жезла и змея. Текли Египетские реки чистой водой, и внезапно из водных источников начала истекать кровь. Оскудели реки водой, но снова, по молитве Пророческой, кровь преложилась в воду. Израильтяне находились в трудных обстоятельствах, были гонимы Египтянами, и море препятствовало им. Моисей ударил жезлом, воды расступились и встали наподобие стен, и между водами появился сухой путь. Иордан повернулся вспять, против естества, к началу своего источника. Разве не явственно преложение в естестве морских вод и речных стремлений? Возжаждал народ Израильский, поразил Моисей камень, и потекли воды: разве и в этом случае не более естества совершила благодать, чтобы камень источил воду, что не свойственно его естеству? Если столько может человеческое благословение, благодаря которому изменяется естество, что тогда говорить о Божественном освящении, истинная суть которого слова Спасителя нашего. И если слово Илии имело такую силу, что низвело огонь с неба, то не гораздо ли большую силу изменять стихии имеет слово Христово? Читал ли ты когда‑нибудь о создании всего мира? Он сказал, и возникли; Он повелел, и создались (Пс. 32:9). Слово Христово может сотворить из не сущих сущее. Может ли тогда оно и сущее изменить в сущее? Не все равно ли Богу, Он может творить и новое естество, и сущее изменять в сущее». До этого места слова святого Амвросия.

Обрати здесь внимание, читатель, о каком слове Христа говорит святой Амвросий: он говорит о слове, благословляющем и освящающем, как повествует Евангелие: Иисус взял хлеб и, благословив (Мф. 26:26). И ниже: И, взяв чашу и благодарив (Мф. 26:27). Об этом же смотрите Мк. 14 и Лк. 22. Именно об этом слове Христа, благословляющем, благодарящем и освящающем, говорит святой Амвросий, а не об этих словах: Сие есть Тело Мое. Сия есть Кровь Моя. Этими словами происходит пресуществление, и тогда не происходило, но явление и извещение уже пресуществленных Даров.

Святой Григорий Нисский в Катехистическом Слове о Евхаристии говорит следующее: «Если после принятия яда, разрушающего тело, принять лекарство, яд изменится силой лекарства. Но что представляет собой лекарство? Не больше, чем то, что победило смерть и стало причиной нашего спасения. Подобно тому как квас квасит всю смесь и делает ее себе подобной, так и это Тело, созданное Богом бессмертным, входя в наши тела, в себе их изменяет и прелагает Тот, кто ядит Меня (говорит), тот будет жив ради Меня. Подобно тому, как яд, смешанный с хорошей пищей, превращает ее полезность во вред, так и это бессмертное Тело принимающих его делает бессмертными. В тело же ничто не может войти, если не с пищей и питьем».

Ириней, учитель древних, живший от Рождества Христова около 180 года, в Книге 4 в главе 34 пишет: «Как говорят некоторые, наши тела приходят в истление и становятся нежизнеспособными, но они могут писаться телом и Кровью Христовыми». И ниже: «Как хлеб, происходящий из земли, Божественным призыванием уже не обычный хлеб, но евхаристический, соединяющий в себе земное и небесное, так и наши тела, принимающие Евхаристию, уже не тленны, но имеют надежду на воскресение».

Иероним, славный толкователь Писания, в толковании на Евангелие от Матфея пишет следующее: «Как Иисус с Апостолами совершили Ветхозаветное ядение агнца, прообраз Пасхи, так же следует принимать хлеб, укрепляющий сердце человека, и переходить к таинству истинной Пасхи. И как в прообразе Его священник Бога Вышнего Мелхиседек вынес хлеб и вино, так и Он явит истину своих Тела и Крови».

Кирилл Александрийский в Послании к Колосирию пишет: «Не усомнись в истине, когда Он (Христос) ясно говорит: Сие есть Тело Мое, но, более того, прими слова Спасителя с верою, поскольку это истина, и не смущайся». И ниже: «Положено Ему было соединиться с нашими телами пречистой Своей Плотью и честною Кровью, которые примем животворящим благословением в хлебе и вине, чтобы не возгнушаться Плоти и Крови, предлежащих на жертвеннике. Снисходя к нашим немощам, Бог вливает в предлежащие Дары силу жизни, прелагая их в истину Своего Тела, чтобы мы обрели Тело жизни, как некое животворящее семя».

Феофил Александрийский в толковании на Евангелие от Марка, главу 14, написал: «Примите, – говорит, – сие есть Тело Мое, то есть которое ныне даю и которое ныне ядите. Хлеб не просто образ Тела, но он прелагается в истинное Тело Христово. Ибо говорит Господь: хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин. 6:51). Однако Плоть Христову мы не видим по немощи нашей. Ибо хлеб и вино обычны для нас. Если бы мы видели Плоть и Кровь, мы не смогли бы их ясти. Поэтому Господь, снисходя к нашей немощи, вид хлеба и вина оставляет неизменным, но прелагает хлеб и вино в существо Своих Тела и Крови».

Таковы и другие многочисленные свидетельства святых Отцов об этом сверхъестественном Таинстве Тела и Крови Христовых, которые, краткости ради оставляя, заканчиваю эту главу словами святого Златоуста, с которого я и начал.

Святой Златоуст в толковании на Евангелие от Матфея в беседе 82, лист 390, говорит следующее: «Да повинуемся же везде Богу, и не станем говорить что‑либо вопреки, если и кажется нашим мыслям и зрению нечто противоположное сказанному, но да будет Его Слово тверже и мыслей, и зрения. Это относится и к Таинствам, которые мы совершаем, не только посмотрим на предлежащие Дары, подумаем и о Его Главе, ибо Слово Его без заблуждений, чувства же наши легко заблуждаются. Его Слово никогда не изменяется, а наше легко соблазняется. Поскольку же Его Слово гласит: Сие есть Тело Мое, то повинуемся и будем верить и будем смотреть на это мысленными очами».

Тот же святой Златоуст в толковании на Евангелие от Матфея в Беседе 50, лист 47, говорит следующее: «Итак, прикоснемся и мы к краю одежды Христовой, вернее же сказать, – если хотим, мы можем иметь всего Христа. Нам предложено ныне и Тело Его, – не только одежда, но самое Тело, чтобы мы не только прикасались, но и ели и насытились. Приступим же с верой, приступим все немощные. Если прикасающиеся к краю одежды Его привлекали на себя чудодейственную силу, то не гораздо ли в большей мере привлекут ее приемлющие в себя всего Христа? Приступить же с верой значит не только принять предложенное, но прикоснуться к нему с чистым сердцем, с таким расположением, как бы приступали к Самому Христу. Что в том, что ты не слышишь гласа Его? За то ты видишь Его, тебе предлагаемого; или, лучше сказать, и голос Его слышишь, потому что Он говорит через Евангелистов. Итак, веруйте, что и ныне совершается та же Вечеря, на которой Сам Он возлежал. Одна от другой ничем не отличается. Нельзя сказать, что эту совершает человек, а ту совершал Христос; напротив, ту и другую совершал и совершает Сам Он. Когда видишь, что священник преподает тебе Дары, представляй, что не священник делает это, но Христос простирает к тебе руку». И ниже: «Итак, послушаем, иереи и миряне, чего мы удостоились, послушаем и ужаснемся! Христос дал нам в пищу святую Плоть Свою, Самого Себя предложил в жертву: какое же будем иметь оправдание, когда, принимая такую пищу, так грешим? Вкушая Агнца, делаемся волками! Съедая овцу, бываем хищны как львы! Таинство это требует, чтобы мы были совершенно чисты, не только от хищения, но и от малой вражды. Это Таинство мира».

Снова святой Златоуст в Беседе 82 на Евангелие от Матфея, лист 384, говорит: «О, как велико ослепление предателя! Приобщаясь тайн, он оставался таким же, и наслаждаясь страшною Трапезою, не изменялся. Это показывает святой Иоанн, когда говорит, что после этого вошел в него сатана (Ин. 13:27), не потому, что пренебрегал Телом Господним, но издеваясь над бесстыдством предателя. И ниже: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил (Мф. 26:26). Для чего Христос совершил это Таинство во время Пасхи? Для того, чтобы ты из всего познавал, что Он есть Законодатель Ветхого Завета, и что написанное в этом Завете служит прообразованием новозаветных событий. Поэтому‑то Христос вместе с образом полагает и самую истину». И ниже: «И как Ветхий Завет имел овнов и тельцов, так и Новый имеет Кровь Господню».

Снова в толковании на Евангелие от Матфея, в Беседе 82, лист 391: «Как многие ныне говорят: желал бы я видеть лицо Христа, образ, одежду, обувь! Вот, ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он дает тебе Самого Себя, и не только видеть, но и касаться, и вкушать, и принимать внутрь».

И ниже: «Подумай, как ты негодуешь на предателя и на тех, которые распяли Христа. Итак, берегись, чтоб и тебе не сделаться виновным против Тела и Крови Христовой. Они умертвили Всесвятое Тело; и ты принимаешь его нечистою душою после столь великих благодеяний. В самом деле, Он не удовольствовался лишь тем, что сделался человеком, был заушен и умерщвлен; но Он еще сообщает Себя нам, и не только верою, но и самым делом делает нас Своим Телом. Насколько же чист должен быть тот, кто наслаждается этою Жертвою? Насколько чище лучей солнечных должны быть – рука, раздробляющая эту Плоть, уста, наполняемые духовным огнем, язык, обагряемый страшною Кровью? Помысли, какой чести ты удостоен, какою наслаждаешься трапезою! При виде чего трепещут Ангелы и на что не смеют взглянуть без страха, по причине сияния, отсюда исходящего. Кто сможет поведать о могуществе Господа, возгласить хвалу Ему? (Пс. 105:2)? Какой пастырь питает овец собственными членами? Но что я говорю – пастырь? Часто бывают такие матери, которые новорожденных младенцев отдают другим кормилицам. Но Христос не потерпел этого, но Сам питает нас Собственною Кровью, и через все соединяет нас с Собою». И ниже: «С каждым верующим Он соединяется посредством Таинств, и Сам питает тех, которых родил, а не поручает кому‑либо другому». И ниже: «Действия этого Таинства совершаются не человеческою силою. Тот, Кто совершил их тогда, на той вечери, и ныне совершает их. Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет Дары Сам Христос. Да не будет здесь ни одного Иуды, ни одного сребролюбца. Если кто не ученик Христов, то пусть удалится; Трапеза не допускает тех, которые не таковы. Совершу пасху, – говорит Христос, – с учениками Моими (Мф. 26:18). Это та же самая Трапеза, которую предлагал Христос, и ничем не менее той. Нельзя сказать, что ту совершает Христос, а эту человек; ту и другую совершает Сам Христос». И ниже: «Это говорю вам, которые приобщаетесь, и вам, которые служите. Нужно побеседовать и с вами, чтобы вы со многим тщанием разделяли эти Дары. Не малое наказание ожидает вас, если вы, признавши кого‑либо нечестивым, позволите причаститься этой трапезы. Кровь Его взыщется от рук ваших. Хотя бы кто был полководец, хотя бы высший начальник, хотя бы сам царь, носящий диадему, но если приступает недостойно, то запрети ему: ты имеешь больше власти, нежели он». И ниже: «Если ты сам не смеешь, то приведи ко мне: я не позволю этой дерзости. Скорее предам душу свою, нежели причащу Крови Господней недостойного; скорее пролью собственную кровь, нежели причащу столь страшной Крови того, кого не должно».

И снова говорит Златоуст в толковании Евангелия от Матфея, в Беседе 7, лист 79: «Так и ты, оставив Иудейский народ, возмущенный город, кровожадного мучителя, светскую пышность, спеши к Вифлеему, где находится дом хлеба духовного. Пастырь ли ты? Теки туда, и ты в вертепе узришь Младенца». И ниже: «Смотри, не будь Иродом, и подобно ему, сказав: чтобы и мне пойти поклониться Ему (Мф. 2:8), не замышляй, когда придешь, убить Младенца; ему уподобляются те, кто недостойно приобщается святых Таинств. Такой, по слову Апостола, виновен будет против Тела и Крови Господней (1 Кор. 11:27)». И ниже: «Но, при всем том, Он не отходит, а стоит и у нас просит пить, но не воды, а святыни, так как и Сам только святым дарует святое. Не воду подает Он нам из этого источника, а Кровь живую».

Снова говорит Златоуст в толковании на Евангелие от Матфея, в Беседе 32, лист 403, на обороте: «Мы имели общение в духовной трапезе; будем иметь общение и в духовной любви. Если разбойники, сидя за общим столом, забывают свои злые нравы, то какое будем иметь оправдание мы, которые, всегда приобщаясь Тела Господня, не подражаем даже и им в кротости»?

Снова говорит святой Златоуст в толковании на евангелие от Иоанна, в Беседе 46, лист 340: «Одно Тело, сказано, мы бываем и члены Тела Его, от Плоти Его и от костей Его (Еф. 4:4; 5, 30). Да внимают этим словам посвященные!

Итак, чтобы не любовью только, но и самым делом быть нам членами Плоти Христовой, будем причащаться этой Плоти. А это бывает чрез пищу, которую Христос даровал, чтобы выразить Свою великую любовь к нам. Для того Он смешал Самого Себя с нами и растворил Тело Свое в нас, чтобы мы составили нечто единое, как Тело, соединенное с головою. И это знак самой сильной любви. На это указывал и Иов, когда говорил о своих

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: