Глава 5. Твердость камня веры от Святых Вселенских и Поместных Соборов

 

Правило 13 Святого Великого Вселенского Первого Никейского Собора гласит: «Умирающие да причастятся (пребывающие в запрещении). Если же кто из таковых избежит смерти и возвратится к жизни, да будет вместе с участвующими в молитве».

Толкование:      

Всякий верный, пребывая в епитимии и будучи отлученным от святого причащения, находясь в последнем издыхании, да удостоится благих проводов и причастится Пресвятого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Если же после этого избежит смерти и останется жив, пускай участвует в молитвах вместе с приобщающимися. Пускай не причащается Божественной Святыни, но, проведя время в стоянии на Божественной службе, да удостоится Божественной благодати.

Смотри Кормчую книгу, лист 37, на обороте.

Правилам этого Святого Вселенского Первого Никейского Собора следуют все соборы, и Вселенские, и Поместные, и утверждаются на нем, как на непоколебимом основании веры. На всех Соборах святые Отцы, сходясь, прежде всего исповедовали веру этого Святого Вселенского Первого Собора (и других Соборов, предшествовавших этому), а также устанавливали свои правила. Поэтому сошедшиеся на Собор святые Отцы и высказались единодушно: «Благочестиво исповедуем Святую Соборную Апостольскую Веру, в соответствии с правилами, утвержденными на Никейском соборе (и на других, предшествовавших ему), и мы исповедуем и утверждаем установления так, как было исповедано и установлено на этих соборах, и отвергаем и проклинаем так, как на этих соборах отвергалось и проклиналось, и извергаем, запрещаем, и отлучаем так, как извергалось, запрещалось или отлучалось на этих Соборах».

Правило 23 Святого Вселенского Шестого Собора гласит: «Если кто приобщает людей Пречистым Таинствам, то есть Пресвятому Телу и Пречистой Крови Господа нашего Иисуса Христа, и если попросит денег или чего‑то другого от причащающегося, да будет извергнут».

Смотри Кормчую книгу, лист 184, на обороте.

Правило 58 того же Вселенского Шестого Собора: «Мирской человек да не причащает сам себя. Если же сделает это, да будет отлучен семь дней».

Толкование:      

Не должно мирскому человеку самого себя причащать Божественных Таинств, Пречистому Телу и Пречистой Крови Господа нашего Иисуса Христа, это полагается епископу, пресвитеру или диакону. Если же кто так поступит, этот Святой Собор повелевает отлучить такового на одну неделю, чтобы наказать его, чтобы не мудрствовал более, чем должно. Смотри Кормчую книгу, лист 195, на обороте.

Правило 21 Святого Поместного Собора, состоявшегося в Лаодикии, гласит: «Да не прикоснется слуга к священным сосудам».

Толкование:      

Да не прикасаются руками слуги к Господним церковным сосудам. Под слугами здесь подразумеваются иподиаконы, которым правило не повелевает прикасаться к священным сосудам, но это разрешается пресвитеру или диакону, который приносит сосуд к Святой Трапезе. Смотри Кормчую книгу, лист 77.

Поскольку этот Святой Собор запрещает слугам прикасаться к святым сосудам, ясно. Что в этих сосудах присутствует истинно тело Христово и истинная Кровь Христова, а не только образ Тела и Крови Христовых. К образу же Христа не возбраняется прикасаться с подобающими почестями всякому среди верных.

Правило 14 того же Лаодикийского Собора гласит: «Не должно посылать святыню в иные пределы».

Толкование:      

Если кто хочет причаститься Божественных Святынь, то есть, Пречистого Тела и Пречистой Крови Господа нашего Иисуса Христа, да придет в Церковь и да примет святое причастие от служителя, как повелевает Василий Великий. А посылать Святые Дары в иные пределы или в города, или в села, на благословение кому‑либо, не полагается. Смотри Кормчую книгу, лист 75.

Есть и во многих других местах Вселенских и Поместных Соборов о причастии Божественных Таинств, Тела и Крови Христа Бога нашего, а также о запрещении для некоторых, или отлучении, по той или иной причине от этой Божественной Трапезы.

Следует знать о том, что во времена всех семи Святых Вселенских Соборов, а также Поместных, происходивших между ними, не было ни споров, ни сомнений об этом непостижимом Таинстве. Ибо все, и на Востоке, и на Западе, веровали тогда едиными устами и сердцем Апостольским исповеданием, согласно которому под видом хлеба и вина в этом Божественном Таинстве находится истинное и существенное Тело и истинная и существенная Кровь Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Когда же исполнилась тысяча лет от Рождества Христова, тогда (как уже сказано ранее) сатана, бывший связанным тысячу лет, освободился, по Апокалипсическому извещению, глава 20. И вошел он в свой сосуд, то есть в некоего Беренгария, в западных странах, и он первым начал засеивать эти бесовские плевелы между Римлянами. Они же, для искоренения этой ереси, устраивали различные соборы, такие как Веркеллийский, Туронский, Латеранский и другие, однако не полностью искоренившие бесовское насаждение. Ибо от Беренгария ересь перешла к Ивану Виклефу, потом к Ивану Гусу, а также к Звинглию, после этого к Ивану Кальвину с товарищами. Вся же эта пагуба возникла на Западе, откуда тьма и обычно и являлась. От Восточной же Святой Церкви, как от света, она находилась намного дальше, чем отстоит Восток от Запада.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: