Глава 7. Твердость камня веры от чудес, происходящих в этом страшном таинстве

 

Здесь предстоит узнать о давнем обычае Первенствующей Церкви, согласно которому Божественное причастие под видом хлеба первым христианам и непосвященным не возбранялось брать руками и осторожно и бережно уносить из Церкви домой или отправляясь в путешествие или плавание. Святая Кровь подавалась в Чаше под видом вина. Об этом пишет Никифор, известный и достоверный историк, в книге 13, в главе 7. Особенно это было распространено во времена жестокого гонения на христиан, о чем свидетельствует и святой Киприан в книге «О падших», то есть отказавшихся от Христа в жестоких муках. Позже святые Отцы запретили непосвященным брать руками и выносить из Церкви Тело Христово, и особенно это запрещал святой Златоуст, по следующей причине. Во время его Патриаршества в Цареграде некая знатная женщина, взяв в Церкви частицу Пречистого Тела Христова, унесла ее домой и смешала с неким ядом для колдовства. Об этом узнал святой Златоуст, после чего и заповедал, чтобы с того времени во всех Церквях частицы Тела Христова не давались в руки, а подавались лжицей в уста верных вместе с Божественной, под видом вина, Кровью. До этого в Церкви не пользовались лжицей. Брать руками Святые Таинства и переносить их было позволено только посвященным, а непосвященным было велено не касаться их руками, чтобы не наносить этим бесчестия Святому Таинству.

Смотри Минею в конце жития преподобной Феоктисты, 9 ноября. Быстро его просмотрев, вспоминаю о некоторых чудесах.

В житии святого Василия Великого написано следующее. Однажды, когда он совершал Божественную службу, некий еврей, желая узнать, в чем состоят Святые Тайны, присоединился к прочим верующим, как будто христианин, и, войдя в Церковь, увидел, что святой Василий держит в своих руках младенца и раздробляет его на части. Когда верующие стали причащаться из рук святого, подошел и еврей, и святитель подал ему, как и прочим христианам, частицу Святых Даров. Приняв их в руки, еврей увидел, что это была действительно Плоть, а когда приступил к Чаше, то увидел, что в ней действительно была Кровь. Он спрятал остаток от святого причастия и, придя домой, показал его своей жене и рассказал ей обо всем, что видел своими глазами. Уверовав, что христианское Таинство есть действительно страшное и славное, он пошел на утро к блаженному Василию и умолял удостоить его Святого Крещения. Василий же, воздав благодарение Богу, немедленно окрестил еврея со всем его семейством. Смотри Минею, 1 января.

Там же в житии святого Василия написано: когда некий богоугодный пресвитер Анастасий совершал Литургию, то во время освящения Святых Таин святой Василий и прочие, кто был достоин, увидели Пресвятого Духа, сошедшего в виде огня и окружившего Анастасия и святой жертвенник.

Историк Созомен в книге 8, в главе 5, пишет: «К литургисающему святому Златоусту и Святые Тайны верным раздающему подошла некая жена, помраченная Македониевою ересью, и когда приняла в неверии Божественное причастие, тотчас его частица превратилась в ее устах в камень. Ужаснулась жена этому славному чуду и перед всеми исповедала происшедшее с ней, показав этот камень, и пришла от своего неверия к благочестию».

Святой Киприан в Слове 5, о падших, пишет, как во времена гонений на христиан некто из верных скрыл святое причастие в ковчежце. Когда же некая нечестивая жена тайно подошла к этому ковчегу, захотев увидеть сокровенное, внезапно из ковчега вышел огонь, поразил нечестивую душу и прогнал от святыни.

В Лимонарии, в главе 74, пишется, как в Селевкии правоверный раб некоего купца‑еретика, взяв святое причастие, хранил его в ковчежце. И спустя некоторое время, когда его хозяин узнал об этом и решил сжечь Святые Тайны, все частицы пречистого Тела Христова, хранившиеся в этом ковчежце под видом хлеба, проросли в колосья.

Мать святого Григория Назианзина, страдавшая от жестоких болезней, тотчас исцелилась, приняв Божественное причастие из сыновних рук. Смотри в Слове святого Григория на погребение его отца.

Во времена Мины, Цареградскаго Патриарха, отрок, сын некоего еврея, смешавшись с христианскими отроками, принял вместе с ними святое причастие и, придя домой, рассказал об этом своему отцу. Его отец был стеклодувом и, услышав рассказ сына, разгневался и, тотчас схватив его, бросил в печь, в которой разжижалось стекло. Мать же, не зная об этом, долго искала сына и не находила. На третий день, плача и рыдая, она пришла в стеклокузницу к своему мужу и услышала голос сына из огненной печи. Испугавшись и одновременно обрадовавшись, подойдя к печи, она увидела отрока посреди раскаленных углей, но не пострадавшего от огня, и спросила его, как ему удалось не сгореть в печи. Он же отвечал: «Какая‑то женщина в светлой одежде часто приходила ко мне, подавая воду, чтобы загасить горящие уголья и, когда я хотел, давала мне есть». Эти слова пронеслись по всему городу и дошли до слуха самого царя Иустиниана, которому тогда принадлежал скипетр, и он повелел крестить сына и мать, а отца, не хотевшего креститься, бросить в эту печь. Это чудо известно всему миру, о нем пишет Евагрий в книге 4, в главе 24, Евсевий в книге 4, в главе 36, Никифор в книге 17, в главе 25, Бароний в Летописи событий от Рождества Христова, под номером 552.

В нашем Московском прологе от 30 сентября приводится Слово святого Ефрема о некоем брате, соблазнившемся и утратившем веру в истинность пресуществления в Божественных Тайнах. Желающий может там прочесть, как этот недуг неверия был излечен; как все братия молились прилежным молением о том, чтобы соблазнившийся пришел к вере; и как он во время литургисания видел младенца, раздробляемого на жертвеннике. Здесь же ради краткости и из‑за недостатка места подробно об этом говорить не будем.

Таковы и многие другие истории, повествующие о чудесах этого сверхъестественного Таинства: как излечились больные, как были изгнаны нечистые духи, как погасла огненная сила, как утопающие избавились от смерти, как еретики донатиане, повергнув псам Святые Тайны, этими же псами были растерзаны. Это и другое, тому подобное, находим в житиях. Но что говорить здесь о чудесах? Сама Евхаристия – чудо из чудес, как некое собрание преславных дел Божиих и зерцало всемогущества Господня. Не чудо ли Агнцу Божию всегда быть ядомому, но никогда не съедаемому? Быть раздробляемому, но всегда целому? Не чудо ли Телу Христову быть на Небесах и в то же время на земле на многих жертвенниках, иметь возраст зрелого мужа и помещаться под видом малой частицы хлеба? Это чудеса, ум человеческий превосходящие! Поэтому Пророк Давид, духом провидя эту чудесную пищу, называет ее Памятью чудес Божиих, говоря: Памятными соделал чудеса Свои. Милостив и Щедр Господь. Пищу даровал боящимся Его (Пс. 110, 4–5).      

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: