Глава 8. Твердость камня веры от доказательства, основанного на Священном Писании

 

Не завидуем вам, противники, вашей образной трапезе, но сердцем христианским соболезнуем вашей слепоте, тому, что вы обманываетесь и обманываете. Ибо вы говорите, что причащаетесь истинного Тела Христова и истинной Крови Христовой. Но как? Одной только верой. Что это означает? Не явный ли это обман, брать или давать кому‑либо хлеб и говорить: «Приими, сие есть Тело Христово», но истинное ли? Нет, как образ, или как знамение, или постигаемое одной только верой. Сие есть ваше причастие Тела Христова, исполненное обмана и лукавства. Ибо образ какой‑либо вещи не есть сама истинная вещь. Образ царя не есть истинный царь. Тень Тела не Тело, и знамение не знаменуемая вещь. Поэтому говорить, давая хлеб: «Приими истинное Тело Христово» есть явный обман. Ибо в этих образах и знамениях, по вашему лжеучению, нет истинного Тела Христова, но, как вы учите, Тело Христово есть в одном только месте, то есть одесную Бога Отца на Небесах, и туда причащающимся должно взлетать, там его искать, а на земле и в причастии его не найти. Так ваша синагога вас, сынов своих, питает. Так угощает образной пищей. Наша же Православная Кафолическая Апостольская Церковь не обманывает нас, сынов своих, и кормит не образной пищей, но истинным Телом Христовым, Который хотя и сидит одесную Бога Отца естественным и видимым присутствием, однако присутствием сверхъестественным, невидимым и разумом не постигаемым, есть истинное и существенное Тело Христово, скрытое под видом хлеба. Это же всякий ясно может понять и из последующих доказательств.

Доказательство первое      

Все основание нашей веры, вся твердыня и недвижимый камень духовного здания есть неложное Слово Бога, не обманывающееся и не обманывающее. Таковому Слову Божию мы должны так верить и так на нем утверждаться, что все, ему противоречащее, происходящее или от нашего мнения, или от внешних чувств, или от человеческой суетной мудрости, должны всячески отметать и считать неким помешательством. К самому же неложному Слову Божию мы должны присоединяться так, что не только нашим помыслам, мнящим нечто противоположное, нашим чувствам, человеческим словам, суемудрию софистов мира сего, но и угрозам, и пыткам, и после самой смерти невозможно нас разлучить и отвратить от этой веры, основанной на неложном Слове Божием. Приведем в качестве примера земного царя, говорящего истину. Когда он говорит что‑либо о нешуточных вещах, мы верим ему, зная его как правдолюбца, который не станет обманывать и лгать, сохраняя свое царское достоинство. Если же бы кто‑нибудь слышал царские слова, а потом от кого‑нибудь ложь, противоречащую царским словам, и поверил бы ей больше, чем самому царю, подумай, какого бы наказания был достоин такой человек, который презрел неложные царские слова и больше поверил детскому лепету или лжи и предпочел безумца царю. У твердой веры есть твердое основание, то есть неложное Слово Божие.

Об этот камень разбиваются все неверия, все сомнения, все еретические суемудрия. Например, в нашей Православной вере есть четыре члена, которые особенно трудно постичь нашему скудному уму: 1. Святая Троица в различных трех лицах, но в одном существе, в Которую мы верим и Которой поклоняемся. 2. Воплощение Сына Божия. 3. Таинство Святейшей Евхаристии. 4. Воскресение мертвых. Все это непостижимо для нашего ума, но является предметом твердой веры в Слово Божие, о котором сказано, что оно не знает лжи, не обманывается и не обманывает. Начну с последнего: воскресение мертвых настолько непостижимо для человеческого ума, что древние философы, постигнувшие движение звезд и различные тайны сокровенного естества, не смогли постигнуть воскресения мертвых, и оно у них считалось неким смехотворным пустословием. Поэтому те, кто слушали святого Павла, благовествующего о Христе в Афинах на Ареопаге, и услышали о воскресении мертвых, тотчас соблазнились, и одни насмехались: что хочет сказать этот суеслов (Деян. 17:18), а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время (Деян. 17:32). Но почему так произошло? Потому, что эти эпикурейцы и стоические философы основывались на своем суемудрии и придерживались того, что показывают человеческие чувства и ум, а то, что превосходит ум, отвергали, как некое пустословие. Это для веры жесточайшая пагуба. Это ров и страшная пропасть, в которую все неверующие, все еретики, все, колеблющиеся в Православной вере, впадали и впадают.

Нам же, Православным, следует основываться не на своем суемудрии о членах веры, по на истинных и неложных Словах Божиих, если они и превосходят наш ум. Поэтому когда Бог говорит: мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (Ин. 5, 25); и снова: в воскресении ни женятся, ни выходят замуж: но пребывают, как Ангелы Божии, на небесах (Мф. 22:30); и снова: Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22:32), этим и другим, сказанным в другом месте о воскресении, Словам Божиим так твердо веруем, что отвергаем все противоречащие им помыслы, все мнения, все суемудрие и любопытство и скорее решаем принять смерть, чем отступить от веры в неложные Слова Божии. И за веру нашу надеемся получить великую награду в день праведного воздаяния, за то, что предпочли Слова Бога, превосходящие наш ум, собственным помыслам, собственным чувствам и суетному человеческому мудрствованию.

Как и по отношению к воскресению мертвых, с такими же трудностями, и даже с еще большими, встречаемся в непостижимой Тайне Святой Единосущной Троицы. Ариане, македониане, несториане, евхаристиане, диоскориане и прочие ересиархи произросли потому, что покорились своему суемудрию, а не неложному Слову Божию. И там, где им следовало пленить разум в послушание веры, они пребывали в гордости и упорстве, предпочтя Богу свой суетный ум. Это же можно сказать и о воплощении Сына Божия, что было так соблазнительно и невероятно для неких еретиков, что они говорили, будто бы Сын Божий имел воображаемое и призрачное Тело, а не истинное, Человеческое.

Так же и нынешние еретики лжесловят о Святейшей Евхаристии, в которой, говорят они, только образ Тела Христова, а не истинное Тело Христово, и считают несмышленышами и косномыслящими тех, кто верует так, как учили Пророки и Сам Господь Пророков.

Уйдем из этого Вавилона, сыны Православной Церкви, убежим от содомского, суемудрием зажигаемого, пламени, к горе Сигор, то есть прибегнем к неложным Словам Божиим и в членах веры не на человеческом суемудрии, не на чувствах, не на упорстве и гордости, но на одних неложных Словах Божиих утвердимся: пленяем всякое помышление и послушание Христу, по словам Павла (2 Кор. 10:5).      

Именно таким должно быть наше рассуждение о Христе, как по отношению к другим членам веры, так и к непостижимому Таинству Евхаристии.

Истинны Слова Божии, которые Он произносит. Он ведь Сам говорит: небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мф. 24:35). И Апостол Петр о нем говорит: не было лести в устах Его (1 Пет. 2:22). И снова: свидетельство Господне верно, умудряет младенцы (Пс. 18:8). И снова: вовеки верен свидетель на Небесах (Пс. 88:38). И снова: Верен Господь в словах Своих и Свят в деяниях Своих (Пс. 144:13). И снова: истина Господня пребывает вовеки (Пс. 116:2).      

А поскольку Он сказал: Сие есть Тело Мое, а не сказал: «Сие есть знамение Моего Тела» или «Сие есть образ Тела Моего», не сказал: «Сей святой хлеб ядите, а Меня вспоминайте», не сказал также: «Сия знамения ядите, а в Небо к Моему Телу воздыхайте», но сказал: Сей хлеб есть Тело Мое, а поскольку там уже нет существа хлеба, сказал: Сие есть Тело Мое. Здесь спрашиваю: истина ли то, что сказал Господь, или нет? Если истина, почему вы, противники, не верите Богу? Если не истина, зачем создаете ложного Бога? Отойдем от человеческого толкования, и ни вы, ни мы не станем толкователями. Послушаем Господа без толкователей. Послушаем Самого Бога без людей. Он говорит: Сие есть Тело Мое. Если требуешь толкования и спрашиваешь: «Господи, какое Тело даешь нам, воображаемое или истинное?» Он отвечает тебе: «То, которое за вас отдается, и Кровь Мою, за вас изливаемую». Что скажете на это, противники? Разве не истинное за нас было отдано Тело? Разве не истинная за нас была излияна Кровь? На эти вопросы имеете ответы Самого Господа.

Подтверждение и объяснение      

Когда, например, услышим имя Иоанн, можем засомневаться, о каком Иоанне идет речь, о Крестителе или о Евангелисте. Когда же услышим явственно с добавлением: «Иоанн, который крестил Господа», то уже отпадают все сомнения, и ясно, что говорится не об Евангелисте, а о Крестителе.

Так надо рассуждать и здесь. Когда Господь говорит: Сие есть Тело Мое, еще может кто‑нибудь из мудрецов мира сего засомневаться, о каком Теле говорит Господь: об истинном или как о знамении, и образе. Когда же Господь говорит с добавлением: Сие есть Тело Мое, которое Я отдаю за вас, Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Сие есть Кровь Моя, за вас изливаемая, тот, кто это слышит и не верит, что в Евхаристии истинное Тело Христово и истинная Кровь Христова, может быть только проклятым манихеем, лжесловящим, что во Христе, Боге нашем, не истинное Человеческое Тело, а лишь призрачное, как образ. Если за нас было предано истинное Тело Христово и за нас была излияна истинная Кровь Христова, то, по неложному Слову Христа, и в Евхаристии это же Тело и эта же Кровь.

Беги же во ад, к своему отцу диаволу, кальвинская прелесть со своим извращенным толкованием. Будем держаться истинных и ясных Слов Божиих и отвергать еретические толкования. Будем лучше повиноваться Богу, который не солжет и не обманет, а не людям, подверженным лжи и обману. Если же и не видим там Тела Господня, однако поверим Словам Божиим: Слово Божие более истинно и надежно, чем все наши чувства. Наши глаза могут нас обмануть. Слово Божие – никогда. Это подробное доказательство даю в сокращенном виде.

Словам Божиим должно всячески верить. Но эти Слова: Сие есть Тело Мое. Сие есть Кровь Моя – Слова Божии. Поэтому им должно всячески верить.

Если скажете: Словам Божиим должно верить, но принимая их с толкованием,

ОТВЕЧАЮ: Какое толкование правильнее, Христа или Кальвина?

Кальвин толкует Слова Сие есть Тело Мое, говоря, что Тело здесь должно понимать как образ, или знамение.

Христос же говорит, что это именно то Тело, которое было предано за нас: хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин. 6:51). А о Крови Своей Он говорит у всех Евангелистов: сие есть Кровь Моя, за вас и за многих изливаемая.      

Кого же больше должно слушать, вашего ли Кальвина или Сына Божия? Того, чье слово бывает ложно, или Этого, с Которым не совместима ложь?

Доказательство второе      

В первом доказательстве мы видели утверждение этого Святого Таинства на неложном Слове Божием. Здесь снова говорим об утверждении этого же сверхъестественного Таинства, на желании Божием, и говорим следующее: Бог, если пожелает, побеждает чин естества, но Христос Бог наш, как чадолюбивый Отец и премилосердная Мать, пожелал нам, любимым Своим чадам, оставить в пищу и питие Тело и Кровь Свою.

Если Он этого пожелал, то что препятствует исполнению Его желания?

Если скажешь, откуда тебе знать, что Христос Бог пожелал оставить нам в пищу Тело Свое,

ОТВЕЧАЮ: Истинно пожелал, ибо Сам пообещал, говоря: хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин. 6:51) Обещание же происходит от желания.

Пожелал, ибо очень хотел этого: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания (Лк. 22:15).      

Пожелал, ибо горячо любил Своих, как говорит святой Иоанн: Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их (Ин. 13:1), то есть, сильно возлюбил, и особенно при отшествии Своем. А когда кого‑то сильно любят, обычно говорят: «и крови своей не пощадил бы ради него». И кто так нас любит, как Он? Его любовь к нам больше, чем любовь матери, которая возлюбленных своих чад не отдает кормилице, а сама питает их своей кровью. Больше этой любви не имеет никто, если только не дает самого себя своему другу и хочет его кормить своей плотью и кровью. Но человеку это невозможно сделать без повреждений со стороны любящего, но у Христа Бога нашего все возможно. Истинная любовь дает то, что у нее самое дорогое и честнейшее: Божие Тело имеет большую цену, чем Небо. Поэтому Он не только Небо дает нам, но и Свое Тело. Где великая любовь, там и великое благодеяние. Высшая любовь дает бесценный дар, какой только может.

Христос, Бог наш, пожелал нам дать Тело Свое, ибо пожелал исполнить то, что издавна обещано в ветхозаветных образах.

Пожелал, ибо знал, что Его Тело необходимо для нас, чтобы иметь жизнь от Его животворящего Тела. Как и Он Сам говорит: идущий Меня жить будет Мною (Ин. 6:57).      

Пожелал, ибо повелел есть: если не будете есть Плоти Сына Человеческого, (...) то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6:53).      

Пожелал, ибо Его желание выражено в Его же Словах: Примите, ядите, сие есть Тело Мое. Если же пожелал, то и сотворил. Более сильную веру в желание Христа имел прокаженный в Евангелии от Марка, чем вы, противники, ибо он сказал Христу: если хочешь, можешь меня очистить. Иисус (...) сказал ему: хочу, очистись. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и стал он чист (Мк. 1:40‑42).   

Доказательство третье      

Поскольку в предыдущих доказательствах говорилось об истинности Слова Христа и о Его совершенном желании, здесь предстоит показать Его Божественное могущество, то есть, может ли Христос дать нам и оставить на земле в Таинстве Пречистое Тело Свое, сидя одесную Отца. Люди часто говорят истину и хотят сделать своему другу что‑то хорошее, однако не могут. Если же кто и в слове истинен, и в желании горяч, и легко может сделать то, что хочет, тот все, что говорит, выполняет на деле. И если это бывает у людей, то тем более это относится к Богу. Посмотрим же, может ли Христос сотворить то, что хочет, и о чем говорит: Бог может все, что хочет, и на Небе и на земле. Так же говорит и Псалмопевец: Бог наш на небесах и на земле все, что восхотел, сотворил (Пс. 113:11).      

Это основание нашей веры, посланное Ангелом, мы получили от Самого Бога, когда Преблагословенная Богородица Дева Мария спросила Ангела: «Как могу Сына Божия родить без мужа и, рождая, оставаться Девой»? Это неудобство Ангел разрешил такими словами: у Бога не останется бессильным никакое слово (Лк. 1:37), то есть, для Бога нет ничего невозможного. И такими словами Ангелы научили всех нас преодолевать всякие неудобства в Таинствах веры и ее постижении: для Бога нет ничего невозможного. Подобным же образом и в Ветхом Завете Ангел разъяснил пожилой бесплодной Саре необычность предстоящих родов: Есть ли что трудное для Господа? (Быт. 18:14). Апостол говорит, что Авраам, муж ее, поверил в это, когда Господь Бог пообещал ему сына, а также когда этого же сына повелел принести в жертву, будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное (Рим. 4:21). Так и Израильтянам, тревожащимся о мясной пище и сомневающимся, что Бог сможет дать им пищу в пустыне, было сказано: Разве рука Господня не сделает это? (Чис. 11). Сам Христос обличает саддукеев, не верящих в воскресение, не знающих всемогущества Божия и силы Его: Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией (Мф. 22:29). И что может быть более неудобным, чем пройти верблюду сквозь игольные уши. Однако Спаситель говорит: Богу возможно то, что человекам невозможно (Мф. 19; Мк. 10; Лк. 51). Эти же неудобства казались трудными для веры и жителям Капернаума, слушавшим Христа, Который хотел дать им есть Свою Плоть: как Он может дать нам есть Плоть Свою? (Ин. 6:52). Но святой Петр извлек меч всемогущества Божия и рассек им цепи мнимого неудобства, говоря: мы уверовали и познали, что Ты Христос Сын Бога живого (Ин. 6:69). Он как бы говорил: «Если они не верят, что Ты Тело Свое и Кровь Свою можешь дать нам есть без ущерба для Тебя, то они Тебя, Сына Божия, Бога истинного от Бога истинного, всесильного и всемогущего, не знают и не верят в Тебя».

Усвоим это из всех трех доказательств, сыны Православной Церкви, и решительно напишем на скрижалях наших сердец, что эти три доказательства, неложное Слово Божие, истинное желание, необъятное всемогущество, погашают все раскаленные стрелы лукавого, нацеленные на нашу Православную веру, и рассекают цепи всяких мнимых неудобств, как обоюдоострый меч.

Поэтому, когда говорит тебе кальвинист языком, наполненным ядом: «Не видим в тайнах Тело Христово», ты ему отвечай: «Когда Бог говорит, что истинная вера не нуждается в зрении, а слепо верит, только знать бы, кому, это значит, Тому, Кто истинен во всех Своих Словах».

Если снова скажут тебе: «Нехорошо Христу иметь Тело в виде земных предметов и вмещать его в человеческие чрева», ты ему отвечай: «Хорошо все, чего Он хочет, ибо для Бога нелепо и лежать в женском чреве, и умирать на Кресте позорной смертью. Однако так должно было произойти, чтобы этим показать Его огромную любовь к нам. И кто посмеет Его в этом упрекнуть? И кто дерзнет измерить Его непостижимую премудрость?» Не лучше ли поблагодарить за такое снисхождение, нежели безумным любопытством пытаться постигнуть пути Господни.

Если снова скажут тебе: «Невозможно, чтобы Христос Кровь Свою, которая была в Его Теле, дал Своим ученикам в Чаше. Невозможно, чтобы Тело Христово, сидящее одесную Отца, было и на земле на многих жертвенниках», ты отвечай: «Человеку это невозможно, Богу же возможно все».

Меч же слова, желания и всемогущества Божия рассекает все затруднения в вере. Поэтому, когда вера Христова повелевает верить, что Бог был Человеком, что Дева родила без мужа, что Христос воскрес из мертвых, что Он вознесся на небо и сидит одесную Отца, однако оставил свое Тело нам на земле для пищи, это и прочее, предивное и непостижимое, превосходящее человеческую силу и ум, когда тебя обеспокоит твой ум или чей‑нибудь лжесловящий язык, ты, рассекая мечом неложного Слова Божия, желания и всемогущества всякие узы человеческой мнительности, сомнения и суемудрия, говори: Верен Господь в словах Своих (Пс. 144:13). Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мф. 24:35). Все возможно Богу (Мк. 10:27). Бог наш на небесах и на земле все, что восхотел, сотворил (Пс. 11 З, 11). Велик Господь наш, велика сила Его, и разуму Его нет предела (Пс. 146:5). Не стыдись, Православниче, исповедать в вере свое невежество, ибо вера от знания отстоит далеко, и одно верить, а другое знать. Пророк Исаия верил в рождение Сына Божия, но не знал, как это будет. Поэтому и сказал: род Его кто изъяснит (Ис. 53:8)? И ты, когда услышишь возгласы лжесловящих противников и вопрошающих: «Как одно и то же Тело есть на небе и на земле, где дается столь многим людям?» отвечай, не обинуясь: «Верю, но не знаю. Верю, что Тело Христово есть и на небе, и на земле, где многим преподается, как же это происходит, не знаю».

Когда Бог что‑либо творит, как и каким образом творит, оставляю это Его неисповедимой премудрости. Иудейское это слово, виновное в вечной погибели, – «как»: Как это может быть (Ин. 3:9)? Как Он может дать нам есть Плоть Свою (Ин. 6:52)? Я же верю, что дает, но как дает, не знаю. Мне не велено верить в то, как дает, но велено съесть, когда говорит Бог Мой: Примите, ядите, сие есть Тело Мое (но это будет яснее из второй части).

Доказательство четвертое      

Ветхий Завет был тенью Новой Благодати, и происходившее в Ветхом Завете было образом будущего в Новой Благодати, как говорит Апостол (Евр. 10; Колос. 2). И святой Иоанн говорит: закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли от Иисуса Христа (Ин. 1:16). Поэтому и Таинства Ветхого Завета, а особенно манна и агнец, были образами этого нашего таинства, то есть Пречистой Евхаристии. Это же показывает и Сам Христос, сравнивающий манну с Евхаристическим хлебом: Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий от него не умрет (Ин. 6:49‑50). Если же в нашем Таинстве нет присущего Тела Христова, то еще не исполнились и не упразднились образы Ветхого Завета. Как там манна и агнец были образами Тела Христова, так и здесь Евхаристический хлеб есть образ Тела Христова, и поэтому Ветхий Завет будет равен Новой Благодати. Скажу и более: если наше Таинство не имеет присущего Тела Христова, то манна Моисеева была наибольшим чудом и совершенством, ибо она возникла не на земле, а на Небе, и питала она всякого, кто хотел есть, и была подобна снегу, тающему от солнца, однако питала человеческое тело и называлась Ангельским хлебом. Если в нашем Таинстве нет присущего Тела Божия, но один только простой хлеб и вино, то у Моисея таинства были лучше, чем у Христа. Раб угощает пищей лучшей, чем его Господин. Моисей был большим чудотворцем, чем Христос. Раба Агарь имела больше достоинств, чем свободная жена Сара, то есть, еврейская синагога больше, чем Христова Церковь.

Не упразднился еще Ветхий Закон, и не исполнились Слова Христа: Не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам хлеб истинный с небес (Ин. 6:32). Насколько все это ложно и нелепо, может понять и ребенок.

Что же сказать о ветхозаконном агнце, насколько реализовался этот образ? Если нет в нашем Таинстве истинного Тела, Агнца непорочного, берущего на Себя грех мира (Ин. 1), Христа, упраздняющего ветхие образы и ветхозаконную Пасху, то есть Агнца, которого ели по обычаю на последней вечери, тотчас совершает исполнение и упразднение этой пасхи и иного, лучшего Агнца, то есть. Тело Свое и Кровь подает под видом хлеба и вина, как истинный Мелхиседек, говоря: «Сие есть Тело Мое, сия есть Кровь Моя. Моисей дал мясо агнчее, которое не может очищать от греха. Я же даю вам Тело Мое и Кровь, изливаемую во оставление грехов всего мира». Если же в нашем Таинстве есть только хлеб и вино, то не исполнился и не упразднился этот образ, но были даны знамения вместо знамений, образы вместо образов, тщетные и пустые, вместо тщетных же и пустых образов. Напрасно мы оставили Ветхий Закон, прельстившись изменениями, если восприняли только образы и знамения, а не истину. Скажу более того: если вместо агнца, из которого истекала кровь и ею мазали двери, был взят простой хлеб, то агнец Иудейский яснее предвозвещал смерть Христа, чем простой хлеб, в котором не может быть такого явственного знамения смерти и Крови. Но поскольку этот образ уже упразднился и нам было дано лучшее вместо худшего, Апостол Павел свидетельствует об этом, говоря: Пасха наша, Христос (1 Кор. 5:7). И тут же, к ядению Тела Его призывая, говорит: Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою злобы и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1 Кор. 5:8).      

Доказательство пятое      

Всякому завету достойно быть высказанным ясно и правдиво, а не образно и с некоторым сомнением, ибо завещание являет последнюю волю умирающего. Поэтому завещающий внимательно смотрит на то, чтобы в его завете не были слова, вызывающие сомнение, из‑за чего наследники вместо добра получили бы ссоры и вражду. Подумай, насколько коварен и безумен был бы завещающий, если бы написал следующее: «Этим моим заветом оставляю моим сынам пять тысяч златиц», а после его смерти оказалось бы, что все его сокровище составляют пять пустых ковчежцев. Такое безумие, коварство и обман приписывают кальвинисты Христу, Спасителю нашему. Он же, идя на добровольную и приснопамятную смерть, дает Свой Новый Завет этими ясными, а не образными словами: Сие есть Тело Мое, Сия есть Кровь Моя Нового Завета. Они же говорят, что этими словами Христос нам оставил только знамения и образы Своего Тела и Крови. Так ли должно Отцу обманывать Своих сынов, и не наследство, но ссоры оставлять Своим чадам и сеять между ними вражду, чтобы они обвиняли друг друга в краже завещанного сокровища? Тем самым мы говорим правду о воровстве противников, пытающихся украсть у нас из Евхаристии бесценное сокровище, которое нам оставил в последнем Завете Самый щедрый и богатый милостью Отец.

Подкрепление первое      

Завет примирения с Богом люди Ветхого Завета осуществляли кровью животных. Поэтому Моисей, окропляя этой кровью людей, говорил: Вот кровь Завета, который Господь заключил с вами (Исх. 24:8). Завету же примирения в Новой Благодати должно было быть запечатленным уже не кровью животных, как говорит Апостол, но Кровью Сына Божия, что Христос и сделал прежде на вечери, а потом на Кресте, используя чуть ли не те же слова, которые произносил Моисей, говоря: Это Кровь Завета (Евр. 9:20). «Моя, говорит, Кровь, а не животных». Подобно тому, как Ветхий Завет осуществлялся истинной, а не образной кровью, так и Новый Завет осуществлялся истинной Кровью, а не образной. Разница только в том, что там кровь животных, а здесь Кровь Христова; там образ, здесь же истина.

Подкрепление второе      

Таинство Святейшей Евхаристии есть величайший дар, который Христос обещал дать нам, говоря: хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин. 6:51). Подумай же, противниче, что бы было, если бы тебе некий царь обещал дать город, а потом послал тебе изображение этого города на доске, говоря: «Это город, который я обещал тебе дать». Скажи же мне, разве такая щедрость приличествовала бы честному человеку, особенно царю. Давайте не будем говорить о Христе, Боге нашем, столь щедром и богатом Господе, так, как если бы он над нами шутил и насмехался, и вместо Пречистого Тела Своего, которое обещал нам дать, оставил только его образ.

Подкрепление третье      

В Таинстве Святейшей Евхаристии обретается закон, установление и наставление учеников в этих словах: Сие творите (...) в Мое воспоминание (1 Кор. 11:25). Словам же закона, установлению же и наставлению, должно быть ясным и четкими, а не прикровенными и образными, несущими в себе некое сомнение. Иначе выявляется неразумность законодателя, и те, кто подлежит закону, не чувствуют вины в преступлении, потому что могут сказать: «Если законодатель хочет нас охранять своим законом, пускай говорит с нами ясно и четко, а не туманно и сомневаясь».

Не видишь ли, что и учителя, наставляющие своих учеников, всячески стараются говорить четко и ясными словами, так, чтобы это было воспринято слушателями, а не словами прикровенными, сомневающимися и образными. И как ученики Христовы, иные могут наставлять и учить об этом Святейшем Таинстве, пребывая в сомнении от прикровенных слов Христа. Поверим же твердо, что эти слова Христа: Сие есть Тело Мое, Сия есть Кровь Моя слова истинные, ясные, четкие, а не игривые, прикровенные и образные, только обманывающие образом, а не подающие нам истину.

Доказательство шестое      

Христос, Бог наш, всячески угождает Нашим потребностям, необходимым для нашего спасения, и если ради нашего спасения Он сошел и воплотился, значит, оставь рассуждения, это было важно для нашего спасения. Среди других душеспасительных потребностей была и эта, в соединении нашем со Христом, как членов тела с Его головой, не только в духовном соединении, что бывает при согласии нашей воли с Его волей, но и в естественном соединении нашей плоти с Его Пречистой Плотью, что происходит при причастии истинных Его Плоти и Крови. Поэтому Апостол говорит: Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы (1 Кор. 6:15)? И снова: потому что мы члены Тела Его, от Плоти Его и от Костей Его (Еф. 5:30). Каким будет наше соединение со Христом, если Тело Его ядим только образно? Каково ядение, таково и соединение. И если кто причащается образного тела Христова, то и его соединение со Христом образно. Таково соединение со Христом наших противников, лишь образное, а не истинное.

Наши же тела и наши души, истинному Телу Христову причащающиеся, соединяются со Христом истинным и естественным соединением. И тем самым становимся, по слову Павла, одним телом со Христом (Еф. 4).

Или (как говорит в другом месте) члены Тела Его, от Плоти Его и от Костей Его. Святой Кирилл Иерусалимский называет таковых единотелесными и единокровными Христу. Послушаем, что об этом говорит и святой Златоуст в беседе 46 на Евангелие от Иоанна, на листе 340: «Одно тело, сказано, мы бываем, и члены Тела Его и от костей Его. Да внимают этим словам посвященные! Итак, чтобы не любовью только, но и самым делом быть нам членами Плоти Христовой, будем причащаться этой Плоти. А это бывает чрез пищу, которую Христос даровал, чтобы выразить Свою великую любовь к нам. Для того Он смешал самого Себя с нами и растворил Тело Свое в нас, чтобы мы составили нечто единое, как тело, соединенное с головою».

О, несказанные почет, польза и радость причащающихся истинного Тела Христова! О, убытки и слезы тех, кто лишены этого, тех, кто ядит воображаемое Тело Христово и до сих пор пребывает в мире Иудейских образов.

Доказательство седьмое      

Сам Христос говорит: Я с вами во все дни да скончания века (Мф. 28:20). Этими словами Христос любимую Невесту Свою, Церковь Святую, утешал при своем отшествии. Поскольку Он лишал ее Своего видимого присутствия, то благоизволил для утоления ее печали оставить ей невидимое, но истинное присущие Своего Тела, утаенное под Евхаристическими видами. Христу недостаточно пребывать с ней только духовно, по Божеству Своему. Ибо так было с Агарью, рабой, то есть с Иудейской синагогой. Но истинная Невеста Христова требовала личного присутствия и любви, то есть пребывания с Ней и Телом Своим, невидимо присутствующим в Евхаристии. Для любящего недостаточно соединяться с любимым только одним усердием, мыслью и желанием, но истинную любовь утоляет присутствие. Об этом смотри во второй части данного Догмата.

Доказательство восьмое      

Истинно Слово Божие, все, что Он говорит, сбывается, по слову псалма: Он сказал, и возникло все; Он повелел, и создалось (Пс. 148:5). И сказал Бог: да будет свет И стал свет (Быт 1:3). И сказал Бог: да будет твердь (...) И стало так (Быт. 1:6). И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной (...) И стало так (Быт. 1:14‑15). И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живых, и птицы да полетят над землею(...) (И стало так) (Быт 1:20). И сказал Бог: да произрастит земля зелень (Быт. 1:12), зверей земных по роду их (Быт. 1:25). И стало так. Такой же всемогущей силой обладало Слово Христово и на Тайной Вечери, когда Христос благодарил, благословил и освятил хлеб и чашу, как повествует Евангелие, затем, являя и извещая ученикам своим пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Свою, сказал: Сие есть Тело Мое, сия есть Кровь Моя. Благодарение, благословление, и освящение Христово, происходившее над хлебом и Чашей, вряд ли были напрасными и не имеющими претворяющей хлеб и вино силы.     

ГОВОРИТЕ: Изменения хлеба и вина на Тайной Вечери заключаются всего лишь в том, что хлеб, прежде обыкновенный, стал знамением и образом Тела Христова.

ОТВЕЧАЮ: Такое изменение, или преложение, всякий может сотворить, и земледелец, взяв камень и положив в межу своей нивы, такое изменение, или преложение творит, ибо тем самым камень, праздно лежавший раньше, становится знамением земного предела. И какое же это чудо? Но превратить камни в хлебы и естество камня превратить в естество хлеба – это действительно чудо, превосходящее человеческие возможности. Такая сила приличествует Богу и Его всесильным Словам, которую вы, противники, отнимаете у Христа.

Лучший и более достойный помысел о Сыне Божием имел даже диавол, нежели вы, лишенники. Искушая Христа, он сказал: Если ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами (Мф. 4:3). Вы же похищаете у Христа, Сына Божия, эту силу преложения Евхаристическаго хлеба. Учитесь хотя бы у этого Капернаумскаго сотника, говорившего Христу: Скажи только слово, и выздоровеет слуга мой (Мф. 8:8). Учитесь у этого царственного мужа, который, услышав от Христа: Пойди, сын твой здоров (Ин. 4:50), тотчас поверил Его Словам о внезапно происшедших переменах. Учитесь у жены Хананейской, которая, услышав Слова Христа: пойди; бес вышел из твоей дочери (Мк. 7:29), тотчас поверила и действительно обрела эту перемену, по неложному Слову Христову. Что скажете на эти Слова Христовы: Лазарь! иди вон (Ин. 11:43). Разве не произошло это на самом деле? Это относится и к Слову Христа, обращенному к слепому: Прозри (Лк. 18:43)! И к девице мертвой, и к юноше: Встань (Лк. 7:14)! И снова к расслабленному: Встань, возьми постель твою (Ин. 5:8). Разве не произошли действительные изменения от этих и других, им подобных, Слов Христа? О, неверие ваше окаянное! Снова скажу вместе со святым Павлом: О, исполненный всякого коварства и злодейства, сын диавола, враг всякой правды! Перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних (Деян. 13:10)? Вы, лицемеры, называете Христа истинным Богом и Его Слова называете истинными, а всемогущую силу Его Слов отвергаете.

Доказательство девятое      

Когда Господь Бог благословлял что‑либо кому‑либо, то происходили великие изменения, и Слово Господне никогда не было сказано всуе. Благословил Господь Бог Авраама и Сару, и посмотри, какие изменения произошли от этого – из престарелых они превратились в молодых, способных к рождению. Благословил Господь Бог Адама и Еву: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 9:1), и посмотри, какие произошли изменения – от одного Слова наполнился весь мир. Благословил Господь Бог землю сухую и неукрашенную, и посмотри, какие изменения, какая красота полей.

Но никому не перечесть в Священном Писании удивительные изменения, последовавшие за Божиим благословением. Поэтому блаженный Амвросий сказал: «Благословение Божие сильнее естества. Благословением Божием изменяется и само естество».

Смотри выше, в главе 6.

Благословил Христос Бог хлеб, или хлебы, и из пяти хлебов стала тысяча, или пять тысяч хлебов, и великое множество народа насытилось. Благословил две рыбы, и великое множество насытилось. Также благословение Господне было и на Тайной Вечери над Евхаристическим хлебом. Ибо Евангелист Матфей пишет: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: Примите, ядите: сие есть Тело Мое (Мф. 26:26). Это же слово в слово говорит и Евангелист Марк. Разве могло быть всуе благословение Христово над этим хлебом и разве могло не произвести в нем никакого изменения, как говорят те, кто не знает Христа, истинного Бога, и пустословят о бессилии Его благословения.

Доказательство десятое      

Наш истинный Православный Догмат опирается на слова самого Апостола Павла, выявляющие ваши, противники, ложь и бесчестие. Послушайте, что говорит Апостол: Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей. Ибо, кто есть и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 11:27‑29). Как вы, супостаты, дерзаете противиться этим Апостольским словам? Апостол здесь ясно говорит, что злые, то есть недостойные, недостойно и нерассудно, без душевного исправления, приемлющие Тело Господне, сильно виновны и получают наказание, не только временное, телом, что знаменуют эти слова: Оттого многие из вас немощны и больны, но и вечное, душой, что знаменуют эти слова: ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.      

Но не удивляюсь тому, что вы пренебрегаете столь ясным Апостольским свидетельством, пренебрегая Самим Господом, когда говорите, что в Евхаристии едят обычный хлеб. Апостол же говорит о тех, кто недостойно принимает Тело Господне, не обсуждая вопрос о том, кому должно больше верить. Едва ли кто‑нибудь недостоин есть обычный хлеб. И в чем грех есть обычный хлеб? В чем здесь недостоинство? Едва ли кто за недостойное ядение простого хлеба подлежит суду, то есть вечному осуждению. Едва ли за столь малую вину Господь Бог поражает столь великим и неравным вине наказанием. Чтобы Праведный Судия за недостойное съедение простого хлеба наказывал кого‑нибудь вечным осуждением! Кто этому поверит? И если бы наказание было только временным и относилось только к телу, как в Ветхом Завете. Но за недостойное съедение Преблаженного Своего Тела он угрожает вечным осуждением тем, кто, не задумываясь об этом, приступает к предивной Ангельской пище, как к простому хлебу.

Вы говорите, что недостойно причащающиеся не приемлют спасения потому, что едят простой хлеб. Если бы они ели истинное и сущее Тело Христово, то получили бы не осуждение, но спасение, вкусили бы не смерти, а вечной жизни. Ибо говорит Христос: ядущий Меня жить будет Мною (Ин. 6:57). И снова: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (Ин. 6:54). Поскольку недостойно причащающиеся не пребывают во Христе, то и не жизнь себе ядят, но осуждение. Ясно, что они не Тело истинное Христово ядят, но простой хлеб, и только образ Тела Христова, а не Тело Христово истинное.

ОТВЕЧАЮ: Не потому недостойно причащающиеся не принимают спасения, что ядят в Евхаристии простой хлеб, а не истинное Тело Христово, но потому, что недостойно принимают истинное Тело Христово. Это же истинное Тело Христово благим и достойно причащающимся бывает в жизнь вечную, а лукавым, недостойно причащающимся – во осуждение вечное. Так, например, в горниле золото светлеет, а дерево сгорает. Солнечные лучи топкое болото делают тверже, а густой воск мягче, лоскут убеляют, а человеческое лицо очерняют, глаза одних от солнца прозревают, а других повреждаются. Едва ли солнечные лучи причина почернения лица или затвердения болота; сами ли эти предметы имеют различные свойства и различное предуготовление. Это же можно видеть и по лекарствам, которые одному даруют здоровье, а другому смерть. Едва ли лекарство по своему естеству виновно в смерти; не в самом ли больном кроется причина, которому, обессилевшему, не имеющему необходимой готовности, мало предуготовленному, не помогает лекарство.

Подобно этому следует говорить и в данном случае. Истинное Тело Христово приемлют и благие, и лукавые. Поскольку лукавые не жизнь принимают, но смерть, одно и то же причастие Петру было во спасение, а Иуде в погибель. Это происходит не потому, что лукавые употребляют не истинное Тело Христово, а простой хлеб, а потому, что, принимая это драгоценное лекарство, не имеют соответствующего предуготовления и готовности к душевному исцелению, и должного содействия врачебной силе.

Об этом же извещает Апостол, который говорит, что Христос для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь (2 Кор. 2:16). Но и Симеон Богоносец говорит: се, лежит Сей на падение и на восстание многих (Лк. 2:34). Едва ли Христос виноват в падении тех, кто помрачен своевольной слепотой и пребывая во тьме, не взирает на свет Небесный и не ищет вождей, и добровольно претыкается об этот камень.

Подобно тому, как Симеон говорит о Христе, что этот камень лежит одним на паление, а другим на восстание, так и в Таинстве Евхаристии невидимо присущий Христос одним дается в жизнь вечную, другим же в осуждение вечное. Слушающие Слово Божие все слышат одинаково, но не все в равной мере используют, принимающие одно и то же лекарство все принимают его в равной мере, но не все в равной мере исцеляются, что происходит по вине не принимаемого, но принимающего. Так должно благочестиво рассуждать и о Таинстве Святейшей Евхаристии.

Доказательство одиннадцатое      

В начале этой главы была доказана истинность присущия истинного Тела Христова, опираясь на неложное Слово Божие, на истинное желание и на безграничное всемогущество.

Здесь рассмотрим этот же вопрос, опираясь на премудрость Божию.

Поистине велика и неизреченна премудрость Божия, чудесным образом устраивающая наше спасение в Евхаристии, подающая нам вместо смертоносной пищи эту пищу, дающую жизнь, и как от той мы умираем, то от этой так оживем, и как о той пище мы слышим: прах ты и в прах возвратишься (Быт 3:19), так услышим об этой Божественной пище: ядущий хлеб сей жить будет вовек (Ин. 6:58).      

Об этом предивном свойстве Божия премудрости, врачующей противоположное противоположным, если подумаем и прилежно рассудим, что представляет собой такая сугубая пища, то отгоним от Евхаристии всякие ложные образы и мнимые знамения. Их ядением нас в давние времена прельстил змий и сейчас снова всячески тщится прельстить, желая эту целительную пищу, противоположную своему яду, обесценить и уничижить до зыбкого образа, чтобы человек небрежно отнесся к ней, как к некой тени, и воспринимал ее только как образ.

Тогда отец лжи своею ложью приписал этой смертоносной пище некую Божественную силу и обещал от ее ядения нашим прародителям божественную силу, и требовал поверить в большей мере своему слову, чем органам чувств, ничего Божественного не видящим в этой пище. Ныне же в этой нашей поистине Божественной пище (желая и ее нам повредить, чтобы мы ее отвергли) он хочет, чтобы мы больше, чем неложному Слову Божию, поверили нашим чувствам, не видящим и не ощущающим на вкус в Евхаристии Плоти Христовой. Однако наша Православная вера, непрестанно творящая брань с этим змием, повелевает всем своим верным желать вечного спасения. Наши прародители погибли, поверив диаволу, который говорил, что в райской пище сверхъестественная и Боготворящая сила. Мы же поверим Христу Богу нашему, говорящему, что в Евхаристическом хлебе естество превосходящее, превыше всех чувств и ума, и, веруя, получим спасение и жизнь вечную. И как тогда наши прародители больше поверили своим ощущениям, чем мыслям, и в конечном счете ложному совету сатаны, так сейчас мы, глядя иными очами, чувства и ум наш превосходящими, в истинное и неложное Слово Христа Бога нашего, который не лжет, не обманывает и не может обмануть, твердо да уверуем. Да не станем большую честь воздавать давнему коварному отцу лжи и врагу спасения нашего, нас убивающему, нежели Христу, глаголющему истину, оживляющему нас и всячески ищущему нашего спасения.

Зачем же вы, противники, стараетесь омрачить таковую премудрость Божию в деле нашего спасения своими образами и знамениями, и больше склоняетесь к позиции змия, чем Христа, приписывая Божественной пище противоположные ей свойства. Разве больше хитрость сатаны, умертвившего нас пищей, нежели премудрость Христа Бога нашего, пищей нас оживляющего?

Если ваше учение истинно, то сатана может похвалиться тем, что человек больше верит его словам, ведущим к гибели, чем Словам Христа, ведущим к исцелению. Тогда человек поверил сатане, лгущему, что в той пище была Божественная сила. Сейчас же человек не верит Богу, говорящему истину, что под видом хлеба и вина Тело Христово.

Скажите мне, противники, когда сатана предложил райскую пищу и спровоцировал человеческое желание, верно ли, что это желание не могло быть утолено? Не есть ли это явное уничижение Божией премудрости и попрание Его всемогущества? Разве вы не слышите Златоуста, который говорит: «Чрез это Тело я уже не земля и пепел, уже не пленник, а свободный. Чрез него я надеюсь достигнуть Небес и уготованных там благ – бессмертной жизни, жребия ангелов, соединения со Христом». Смотри выше в шестой главе Беседу 24 Златоуста на Первое Послание к Коринфянам.

Что же скажете? Не должно ли и в Церковном раю насадиться этому древу жизни, то есть Святейшей Евхаристии, и стать супротив того смертельного древа, или древа познания добра и зла, вкушая от которого, слышим, что умрем. Так и, вкушая от этого древа, слышим: ядущий хлеб сей будет жить вовек (Ин. 6:51). И как посредством пищи, вкусив плода от того древа, мы лишились бессмертия и всех благ, так ядением этой Божественной пищи станем причастниками и наследниками нетления и всех небесных благ.

Доказательство двенадцатое      

Если вас, о, противники, не убеждают в присущии Христа в этом непостижимом Таинстве ни неложное Слово Божие, ни Его истинное желание, ни Его безграничное могущество, то да привлечет вас к познанию истины неизреченная Его к нам благость и человеколюбие, проявившиеся в том, что для нас Он истощил Сам Себя.

Разве не прекрасно, что Христос, по своему благосердию, пожелал утешить нас в этой юдоли плачевной Своим присущием, хотя и невидимым, однако истинным и существенным. Велико было ублажение и преизящество Апостолов, которые жили с Ним, ели с Ним и пили, и сами написали об этой великой радости (Деян. 10). И это присущие Христово было видимым. Разве не тот же Господь и для нас? И не нас ли ради Он благоизволил воплотиться и претерпеть позорную смерть? И не нам ли дал Он милость быть Божиими чадами, верующими во Имя Его? И не нам ли Он обещал спасение и жизнь вечную? И если он позволил Апостолам видеть Свое видимое присущие, то нам оставил, по Божию человеколюбию, невидимое Свое присущие, на утешение скорбящим и утоление вожделения наших сердец.

Послушаем возгласы любящих в Песне Песней, с каким вожделением Невеста Небесная желает присухция своего Жениха: О, если бы ты был мне брат, сосавший груди матери моей! Тогда я. Встретив тебя на улице, целовала бы тебя, и меня не осуждали бы. Повела бы я тебя, привела бы тебя в дом матери моей (Песн. 8:1‑2). Об этих возгласах любящих рассуждает святой Златоуст, богомыслием горе возлетевший, и подает сердцу желаемое утешение: «Как многие ныне говорят: желал бы я видеть лицо Христа, образ, одежду, обувь! Вот, ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он дает тебе Самого Себя, и не только видеть, но и касаться, и вкушать, и принимать внутрь» (Из Беседы 82 на Евангелие от Матфея). Смотри выше в главе 6. Видите, как утоляет Златоуст желание любящего сердца, не образно и знаменательно, как это делаете вы, но истинным и существенным Телом Христовым, истинным и существенным, хотя и невидимым Его присущием, под видом хлеба и вина, потому утаенным, чтобы мы, не видя, веровали.

Ибо вера относится не к видимому, а к невидимому. И какое воздаяние мы бы имели за нашу веру, если бы побеждали наши чувства, препятствующие вере, если бы пленяли разум в послушание неложному Слову Божию.

Он говорит: се, Я с вами во вся дни до скончания века (Мф. 28:20). Ты же говоришь, что Он с нами по Своему Божеству, а не по Своему Телу. Так ли это? Если это так, то мы ничем не отличаемся от неверных, и даже от зверей и скота, ибо и им по Божеству Своему присущ Христос, Который есть везде и все исполняет.

Снова Он говорит: Сие есть Тело Мое. Сия есть Кровь Моя. Ты же эти слова Христа, столь ясные, помрачаешь твоими образами и знамениями, говоря, что в Таинстве Евхаристии только образы, а не истинное Тело и Кровь Христовы. Если это так, то в чем отличие Церкви Христовой от Иудейской синагоги; не и там ли Христос также был в образах и знамениях? И не они ли считали присущие Христа только постигаемым верой? Но Жених Небесный имел к Невесте Своей любимой. Церкви Своей Святой, более сильную любовь и оставил ей изящнейшее присущие. Зная, что нет ничего тяжелее для любящего сердца, чем отсутствие любимого, Он оставил ей такое Свое присущие, Которое только мог оставить и утолить ее желание любви, то есть истинное и существенное Тело Свое, истинное и существенное, хотя и невидимое, присущие в Евхаристии. Для человека это невозможно, Богу же все возможно. Люди, уходя далеко, оставляют своим любимым или образы своих лиц, или некие дары на незабвенную память.

Присущия же своего люди не оставляют, ибо не могут. Если же бы могли, то, поистине, оставили бы и его. Ибо истинная любовь любит настолько, насколько может. Но не так должно мудрствовать о неизреченном человеколюбии Христовом, Который и возлюбил нас сильнейшей Своей любовью, и может, будучи всемогущим, оставить нам Свое истинное присущие. Послушаем, что говорит Евангелист Иоанн: Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего ко Отцу. Явил делом, что, возлюбив своих сущих в мире, до конца возлюбил их (Ин. 13:1). Он явил Свое отшествие и сильнейшую любовь отходящего. Если же усомнишься, что Он оставил нам истинное присущие, читай дальше в Евангелии: Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит (Ин. 13:3). Из этих слов разве не ясно видно всемогущество Христа Бога нашего и полномочная власть Его от Отца, благодаря которой Он показал такую любовь, какую мог и хотел явить своим возлюбленным.

Но поскольку Он мог, будучи всемогущим, и ко Отцу прийти, и здесь нам присущие Свое истинное, хотя и невидимое, под Евхаристическими видами сокровенное, оставить, к тому же и желая этого, ибо до конца возлюбил нас, и обещая – хлеб же, – говорит, – который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин. 6:51) и в Словах Своих будучи истинным и неложным. Который и может, и хочет, и обещает, и верен во всех Словах Своих, то кто не поверит, что он сотворит все, что захочет; кто не поверит в истинное Его сокровенное присущие в Евхаристии? Разве тот, кто не верит во всемогущего Бога и не знает любви Его, истощившего нам Себя.

В дополнение к сказанному: любовь к нам Христа безмерно превосходит всякую любовь, которая только бывает в созданиях Божиих. Если бы Он не питал нас Своей истинной Кровью и истинной Плотью, то Его любовь к нам была бы ниже любви земных матерей, которые своей кровью (то есть молоком, которое есть кровь) питают своих чад. Поэтому святой Златоуст говорит: Кто сможет поведать о могуществе Господа, возгласить хвалу Ему? (Пс. 105:2)? Какой пастырь питает овец собственными членами? Но что я говорю – пастырь? Часто бывают такие матери, которые новорожденных младенцев отдают другим кормилицам. Но Христос не потерпел этого, но Сам питает нас Собственной Кровью, и через все соединяет нас с Собою». И ниже: «С каждым верующим Он соединяется посредством Таинств, и Сам питает тех, которых родил, а не поручает кому‑либо другому». И ниже: «Действия этого Таинства совершаются не человеческою силою. Тот, Кто совершил их тогда, на той вечери, и ныне совершает их». Смотри Беседу 82 на Евангелие от Матфея, а также выше в главе 6.

Отступите же от нас все, произносящие хулу на Бога нашего. Да отступят кальвиновы неблагодарность и неверие, отъемлющие у Христа всемогущество и истинность Его желания и Слов, хулящие Христа Бога нашего и завидующие нам за все превосходящую любовь Христа.

Доказательство тринадцатое      

В начале этого Догмата показано, что проклятая ересь о преобразующем и знаменуемом Теле Христовом в Евхаристии берет начало от некоего Беренгария, на Западе, после того, как прошла тысяча лет от Рождества Христова. После смерти Беренгария хотя и угасла эта ересь, но искры затаились в пепле. Ибо через триста лет снова возобновил эту ересь Иван Виклеф, после него Иван Гус, а также Звинглий, а после них Иван Кальвин со своими единомышленниками.

Тогда я спрошу: прежде появления Беренгария существовала ли истинная Церковь Христова или нет? Если нет, но пала, то как исполнится о ней неложное Слово Христово: на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18)? Если же была прежде Беренгария истинная Церковь Христова, исповедующая истинное Тело Христово в Евхаристии, то она и ныне непоколебима в своей вере, которую не одолеют врата адовы, то есть, устами еретические. И такова наша мать, Православная Апостольская Кафолическая Церковь.

Вы ГОВОРИТЕ: И прежде Беренгария была ваша Церковь, исповедующая ваш нечестивый догмат, но была сокрыта и неявственна.

ОТВЕЧАЮ: Если это так, то скажите мне, где она была сокрыта, в каком месте, в какой стране, в каком народе. И если она была сокрыта, то это уже не была Церковь Христова. Ибо Церковь Христова всегда ясно видима, как город, который стоит наверху горы, как горящая лампада на подсвечнике, и как всенародное судилище, к которому повелел прибегать Христос, говоря: Если же не послушает их, скажи Церкви (Мф. 18:17).      

Но и Псалмопевец говорит: Солнце соделал Бог обителью в небесах (Пс. 18:5). Если святые Отцы в своих толкованиях солнцем называют Церковь Христову, то как же тогда ваша церковь, противники, тысячу лет, до самого явления Беренгария, могла быть сокрыта? Как же могла она быть названа Церковью Христовой, если столько временем она была под спудом, а не на подсвечнике?

Смотри Догмат о святых иконах, главу 6, доказательство первое, и то, что там сказано, уместно и здесь.

Подкрепление      

Должно говорить одно из двух. Или святые Отцы, эти древние учители (о них упомянуто выше, в главе 6), Церковные столпы и светила мира, житием равноангельским, чудесами и прежде смерти, и после смерти просиявшими, богомудрием и Священного Писания толкованием преславные, заблуждаются в этом члене веры, когда пишут и учат, что под видом хлеба и вина истинное Тело Христово и истинная Кровь Христова. Или ваши архираввины, столь от этих Отцев святых отстоящие, как отстоит земля от небес, заблуждались и заблуждаются в своем противоречащем мудрствовании. Если дерзнете сказать первое, окажетесь безумными и несмыслящими. Поэтому поистине должно говорить второе. Так что смотрите, противники, каких вождей имеете и от какого корня произрастаете.

Доказательство четырнадцатое      

Если в Евхаристии простой хлеб и простое вино, то почему святые Отцы приступали к этому Таинству с таким предуготовлением и перед причастием совершали посты, умерщвление плоти, утоление всякой вражды, исповедание совести, очищение грехов, и сами это творили, и нам творить завещали? Откуда же молитвы, горящие верой и усердием ко Христу, присущему в Евхаристии, которыми молились и сами угодники Божии, и нам оставили в подражание, такие как молитвы к причащению, написанные Василием Великим, Иоанном Златоустом, Дамаскином и прочими святыми?

Но и в самой Литургии Василия и Златоуста много молитв о достойном тайнодействии, о причастии не в осуждение, и всегда в Литургиях вспоминается истинное Тело Христово. И еще: если в Евхаристии простые хлеб и вино, то почему святые Отцы постановили так почитать Святую Евхаристию, что непосвященному всячески запрещается и прикоснуться к такой святыне? Более того, закоренелых грешников, не кающихся и не исправляющихся, они повелели отлучать от этой Божественной пищи.

Если же случайно упадет на землю частица Евхаристии или прольется хотя бы капля из чаши, они постановили суровое наказание нерадивому священнику и повелели то место, где произошло падение, тщательно отскрести и сжечь огнем останки. Эти и тому подобные постановления и правила святых Отцов были бы напрасны, если бы в Евхаристии были простой хлеб и простое вино.

ВЫ ГОВОРИТЕ: Поскольку вы почитаете рукотворные образы, то неудивительно, что и образу Тела Христова в Евхаристии воздаете такую честь.

ОТВЕЧАЮ, во‑первых, таким возражением: Поскольку и вы образ Христа почитаете в Евхаристии, то удивительно, что рукотворный образ Христа отметаете и называете его идолом, тогда как он таковым не является.

ОТВЕЧАЮ, во‑вторых: Мы почитаем рукотворные образы святых, но и их, и даже икону Христа, не с такой честью, как Святейшую Евхаристию, как причастие Тела и Крови Христовых. Ибо одно почитать образ, иное же почитать прообраз, или первообраз. Мы почитаем образ царя, но не так, как самого царя. Поэтому мы и рукотворную икону Христа Бога нашего почитаем, но намного больше сам Первообраз, то есть Самого Христа Бога нашего, Который, твердо веруем, истинно и существенно присущ в Евхаристии, а не только Его образ, как вы лжесловите.

Доказательство пятнадцатое и вывод к первой части      

Когда спор не может разрешиться в меньших судах, обычно обращаются к главному суду, где принимается окончательное решение по делу, в котором много противоречий.

Бог Судья и нам, и вам, противники. Придет время, когда станем перед Ним давать ответ о содеянном нами и об этом нашем споре тоже. Когда же спросит нас страшный и праведный Судья: «Почему вы верили, что в Евхаристии было Тело Мое?» мы с дерзновением скажем: «Господи, мы верили, потому что Ты так сказал и так учил, и к Своим Словам не приложил толкования об образности Тела, поэтому и мы не дерзнули толковать сказанное Тобой как образы и знамения. Если же мы заблуждаемся в нашей вере, то в нашем заблуждении виновен Ты, ибо мы, в Твои слова твердо веруя, отвергаем все противоречия и не уклоняем наших сердец в слова лукавства. К тому же Церковь Твоя, которую Ты создал Своей честной Кровью и которую повелел слушать, так нам веровать завещала. И угодники Твои, учители и наставники наши, которых Ты поставил пастырями стаду Своему и которым Апостол Твой Павел повелел покоряться, так нас научили и в этой вере утвердили».

Вы же, противники, когда вас спросит этот страшный и нелицеприятный Судия: «Почему вы Мои Слова, в которых истина, превратили в образы и знамения?», что ответите: «Беренгарий, Виклеф, Гус, Звинглий, Кальвин так нас научили?» Он скажет вам: «Разве вы не слышали Моего Апостола моего, который сказал: Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они (1 Ин. 4:1). И снова: Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам, да будет анафема (Гал. 1:8)».      

Что вы на это ответите? Неужели скажете: «Потому приняли решение об образах и знамениях, что не смогли умом постигнуть, как одно и то же тело может быть одновременно и на Небе, и на земле?» Но Он скажет: «Кому больше должно верить, вашему ли человеческому уму, немощному и бедному, или Моему Слову, всесильному и истинному?»

Язычники, слушающие свой ум, считают безумием веровать в Бога воплотившегося, родившегося, страдавшего и умершего на Кресте позорной смертью. Однако вы не отказывайтесь так веровать, хотя бы потому только, что об этом свидетельствует Писание. Почему же вы усомнились в этом члене Евхаристии, о котором столь ясно сказано? «Почему не верите Моим ясным словам, пропуская их через ваши истязующие умы и меряя их мерилом суетного вашего мудрования, почему помрачаете истину, утверждая об образах. Почему, презрев Церковь Мою и вселенских учителей, вы захотели быть мудрее всех?»

Слыша этот гром, как вы поведете себя, противники? Вы можете сказать, что вас обманули ваши чувства: «Мы ничего иного не ощущаем в Евхаристии нашим зрением, вкусом, осязанием, обонянием, кроме хлеба и вина». Но Он скажет вам: «На чувствах ли вера утверждается или на Словах Божиих? Какое неразумие веровать чувствам, которые могут обманывать, больше, чем Моим неложным Словам. Разве не читали в Писании, как обманули старого Исаака чувства, когда он, вкушая пищу, принесенную не тем сыном, которого он позвал, ощущая запах от одежды его, узнал только голос Иакова и благодаря слуху раскрыл обман (Быт. 27). Разве не обманули чувства и Товия, когда он Ангела принял за человека? Не это ли случилось также с Лукой и Клеопой, видевшими Меня после Воскресения и посчитавшими, что встретили путника, пришедшего в Иерусалим? Вы знаете все это и то, что чувства могут обманывать. Почему же тогда в Таинстве Евхаристии верите больше своим чувствам, нежели Моим Словам?»

Подумайте внимательно об этом, противники, и, отложив всякую гордость и легко возникающий грех неверия, покоритесь неложному Слову Божию, пленяющему разум в послушание веры. Посмотрите, куда идете этим превратным путем. Посмотрите, кому вы следуете, какие у вас путеводители, слепые вожди, помраченные просторным житием, гордостью и тщеславием суетной мудрости мира сего. Если от них не отвернетесь и не пребудете в корабле Церкви нашей Православной, несомненно, вас ждет страшный потоп, по неложному Слову Сидящего на Престоле и Говорящего, что неверным участь в озере, горящем огнем и серою (Откр. 21:8).      

Хоть вы и враги наши, но мы не желаем вам такой страшной погибели (да не будет этого), но, напротив, будучи христианами, мы всячески стараемся, чтобы вы пришли в чувства и поверили неложным Словам Христовым, хотя и с трудом постигаемым человеческим разумом, но всемогущим, истинным и действительным, и, пленяя разум в послушание вере, благочестиво рассуждали вместе с Кафолической Восточной Церковью и стали вместе с нами причастниками Тела Христова, здесь невидимого, сокровенного покрывалом Евхаристических видов, на Небе же видимого, видя Его лицом к лицу и наслаждаясь Его неизреченной славой во веки бесконечные, аминь.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: