Глава 1. Претыкания о камень Священного Писания

 

Претыкание и кальвино‑иудейское КАК первое:      

Как может Христос нам дать Плоть Свою ясти, если Плоть Его не присутствует на земле, но пребывает на Небесах и сидит одесную Бога Отца? Разве не слышите, что Сам Христос извещает Свое неприсущие на земле: Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете (Мф. 26:11). И снова: Я иду приготовить место вам (Ин. 14:2) И снова: Я к Отцу Моему иду (Ин. 14:12). И снова: иду к Пославшему Меня (Ин. 16:5). И снова: Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (Ин. 16:7). И снова: вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу (Ин. 16:16). И снова: Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду ко Отцу (Ин. 16:28). И снова: Я к Тебе иду. Отче Святый (Ин. 17:11)! И снова в Деяниях: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1:11). И снова: он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их (Деян. 1:9). Так же говорит и Апостол Павел: водворяясь в теле, мы устранены от Господа (2 Кор. 5:6). И снова: имею желание разрешиться и быть со Христом (Фил. 1:23). И снова: если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога (Кол. 3:1). О том же говорит и Псалмопевец: Сказал Господь Господеви моему: «Сиди справа от Меня, доколе не повергну врагов Твоих к подножию ног Твоих!» (Пс. 109:1). О том же и читаем каждый день в Символе веры: Верую в одного Бога. И ниже: И в одного Господа Иисуса Христа, Сына Божия. И ниже: Воскресшего в третий день по Писанию и восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца.      

Всем этим ясно дается понять, что Тело Христово на Небесах, а не на земле, не в Евхаристии, и съедаемо бывает не устами, но одной только верой. А устам телесным дается Евхаристический хлеб, Сам же Христос дается только помыслом, возлегающий горе верой души. Так говорят и учат противники.

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ ВОЗРАЖЕНИЕМ: Христос о Себе говорит: се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:20). Там же говорит: иду к Пославшему Меня (Ин. 16:5). Здесь же говорит: се, Я с вами во все дни (Мф. 28:20). Едва ли Христос противоречит Самому Себе; да не будет. Но присущие Христово может быть разным, следует это твердо знать и веровать в это, то есть, присущие видимое и невидимое. Об этом говорилось в начале первой части, в положении пятом. Поэтому Писания, которые собрали противники, чтобы нас опровергнуть, приветствуем с любовью, но говорим, что они нисколько нам не противоречат, говоря истину о присущии Христовом, видимом на Небесах.

Мы же веруем и исповедуем, что в Евхаристии присущие Христово невидимо, что одно и то же Тело Христово, видимое на Небесах и невидимое на земле в Евхаристии. И если кажется, что в этом есть противоречие, то оно снимается различием мест пребывания.

Претыкание и кальвиноиудейское КАК второе:      

Как может Он нам дать ясти Свою Плоть в Евхаристии? При всей Своей силе и всем Своем всемогуществе Он не может сделать так, чтобы одно и то же Тело Его было одновременно и на Небесах, и на земле. Так лжесловит бесослов, а не богослов, Феодор Беза, со своими единомышленниками в Момпелгартской Беседе, на листе 33.

Исправление претыкающимся      

От таких богохульных лжесловий должно затыкать уши и бежать, как от жестокой и душевредной погибели, и больше палкой, чем словами отвечать таковым. Говорит ведь Дух Святой коню у Приточника: Бич для коня, узда для осла, а палка для глупых. Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему (Притч. 26:3‑4).      

Однако да не возомнят противники, что посрамили нас своими безумными речами, и отвечаем, и в твердости дела нашего суда всего мира требуем: «Кому больше должно верить – Христу ли, Который есть истина, Ангелу, открывающему Тайны Божии по Господню велению, или вам, людям, подверженным всякому невежеству, обману и помрачению?». Ангел благовестил Деве зачатие Христово, что является непостижимым таинством – зачаться Богу в Девичьем чреве и Деве родить без мужа и без повреждения девства. Эти неудобства Ангел разрешает, ясно говоря: у Бога не останется бессильным никакое слово (Лк. 1:37). То есть: Богу же все возможно (Мф. 19:26). Христос также говорит: Невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18:27; также Мк. 10:27). Так говорят Христос и Его Служитель Ангел. Вы же, богохульники, лжесловите противоположное этому. Кому же больше должно верить, вам ли, обманщикам, или неложным Словам Христовым и Ангельским?

Смотри об этом в первой части, в главе 8, доказательство третье.

Да заградятся уста говорящих неправду, да будут немы льстивые уста, пытающиеся обвинить тех, кто говорит правду (Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (1 Пет. 2:22)) в беззаконии, гордыне и уничижении. Мы же, Православные, Восточной Кафолической Церкви сыны, твердо веруем и ясно исповедуем, что в Евхаристии по освящении предложенных Даров истинное, естественное и существенное Христа Бога нашего Тело, хотя невидимо, вне места, неописуемо, но сверхъестественно, неизреченно и свойственно этому непостижимому Таинству, в которой не какое‑либо другое тело, а именно Тело Христа, родившегося от Девы, пострадавшего за нас и погребенного, и сидящего одесную Бога, и находящегося одновременно и на Небесах, естественно и видимо, и в Евхаристии, сверхъестественно и невидимо, не схождением с Небес и изменением места нахождения, но пресуществлением, или предложением существа хлеба в существо Тела Христова, целого и невредимого, под видом хлеба и вина, и все причащающиеся это же Тело Христово ядят целиком, хотя и в малой частице Евхаристии, безо всякого разделения, Тело, которое, по словам Златоуста в Литургии, раздробляемо, но неразделяемо, всегда ядомо и никогда не съедаемо.

Так мы, со всем Православием, со всеми Соборами, Вселенскими и Поместными, со всеми учителями вселенскими, Отцами боговещанными, начиная с Апостольских времен и доселе так верующими и учащими, непостыдно и безбоязненно исповедуем. И, веруя так, мы готовы (если бы в этом была необходимость) за Тело Христово, в Евхаристии, свое тело всяким временным мукам предать и за Кровь Христову, в Евхаристии, пролить свою кровь.

Для утверждения нашей веры нет иного более непоколебимого основания, чем неложное Слово Бога, Который говорит: Сие есть Тело Мое, Его желание и Божественное всемогущество. Веруем, если даже чувства наши свидетельствуют о противном, если всего естества уставы, законы и пределы разрушаются и падают, если выше естества, выше ума, выше разума же и того, что мы можем вместить. Однако все так, как говорит Он, истинный и всемогущий, Который праведен в приговорах Своих и победит, когда будет судить (Пс. 50:6), особенно тех, кто отнимает у Бога истинность Слов и всемогущество и предпочитает законы естества законам Творца, и не веруют этим Евангельским словам: у Бога не останется бессильным никакое слово (Лк. 1:37). И снова: невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18:27).      

ГОВОРИШЬ: Бог не может согрешать, не может лгать, не может обманывать, значит, не все Бог может.

Безумец, мы здесь говорим о всемогуществе Божием, ты же говоришь о том, что присуще немощи и лукавству. Поскольку согрешение, ложь, обман и прочее, тому подобное, происходит от немощи или от злобы, а не от всемогущества.

Но, говоря о всемогуществе Божием, послушай, что говорит святой Кирилл Александрийский (на Евангелие от Иоанна, в книге 4, глава 13): «Тот, Кто сотворил место, Тот сотворил и тело, и место в теле, и в месте тело, и Который сотворил, чтобы было одно тело на одном месте, сотворил, ибо так захотел. И если бы захотел сотворить иное, то смог бы, ибо когда Он хочет иное сотворить, то происходит все так, как Он хочет. Но поскольку Он сотворил так, что одно тело находится на одном месте, что ты и видел, то ты удивляешься, когда бывает по‑другому, или слышишь другое, чем привык видеть и слышать. Поэтому, когда начинаешь удивляться, и говорит тебе твой помысел: «Как это может быть?”, вспомни, что есть Помысл Творящего, и тогда перестанешь удивляться тому, что выходит за рамки обычного. И если не перестанет это быть для тебя удивительным, то хотя бы не будет невероятным, ибо творит все, что хочет, Тот, Которому все возможно».

Вам же, противники, предстоит ответить, веруете ли, что и тела наши, когда славу воскресения получат, обретут всем телом тонкость, скорость, легкость, и проницаемость, свойственные духу. Не об этом ли говорит Апостол: Сеется тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор. 15:44). Что же говорить о тех, кто ныне пребывает в обычном естестве? Не едина ли человеческая душа, которая одна и та же во всем теле, и одна и та же, целиком, во всех членах тела? Ибо душа не имеет частей, дух неразделен.

Но и с другими предметами разве не так же происходит? Разве вы не видели, как в зеркале, сделанном из многих частей, отражается одно и то же человеческое лицо, во всех частях зеркала. Разве человеческое лицо в при этом разделяется или умаляется оттого, что его видно в разных частях зеркала?

И разве не один и тот же голос пребывает целиком и в том, кто говорит, и, проходя через воздух и через многие уши, в тех, кто слушает? Он воспринимается по‑разному, более или менее, но это всегда один и тот же голос, и он неразделен и целостен и в том, кто говорит, и в ушах многих слушателей также неразделен и целостен.

Это же можно сказать и о печати, которая также всегда одна и та же, и она сообщает свои образы разным предметам, оставаясь сама собою, и после взаимодействия со многими предметами она не умаляется, не оскудевает, не превращается в предметы, на которых отображается, хоть их бывает и много.

Если так происходит естественно, то тем более сверхъестественно. И если тварь может быть во многих местах, как показано выше, то тем более это возможно Богочеловеческому Телу Творца твари и Господа. Если Церковные Истории свидетельствуют о пребывании неких святых одновременно в различных местах (как о святителе Николае и о других), то тем более это свойство относится к Святейшему святых. Рабу недолжно быть более своего Господа.

Разве не может Тело Христово от Самого Божества, с которым нераздельно соединилось, воспринять это достоинство и свойство, пребывать на различных жертвенниках по подобию духа, независимо от места?

Что же скажете, противники, о чудесном явлении Христа Бога нашего святому Павлу, когда явился ему Господь на пути, возглашая: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня (Деян. 9:4)? Не в двух ли местах одновременно пребывало Тело Христово? Первое – на Небесах, где пребывает до Страшнаго Суда, по слову свята го Апостола Петра, сказавшего: Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времен совершения (Деян. 3:20‑21). Второе было на воздухе, так близко от земли, что с Ним Павел беседовал, как с присутствующим, видел Его, как присутствующего, и слышал Его голос.

Не говорите на это, что с Павлом разговаривал Ангел, а не Христос. Христос, как Человек, не использует Ангела в проявлении человеческого естества, поскольку его человеческое естество есть не везде. Поэтому Ангел не мог бы сказать, так, как это присуще Человеку Христу: Что Меня гонишь? Иначе следует говорить о Боге, Который везде и все исполняет.

Не только Апостолу Павлу, но и многим иным Своим угодникам Христос, пребывая на Небесах, являлся на земле, как свидетельствуют Церковные Истории, которые вы отвергаете, больше уповая на свою сомнительную мудрость и больше повинуясь законам естества, чем Божественному Писанию.

Но скажите мне, прилипшие к пределу естества, кратко и ясно: возможно ли сверхъестественно быть одному телу на многих местах или невозможно? Если возможно, то с вы рассуждаете благочестиво вместе с нами. Если же невозможно быть одному телу во многих местах, то и многим телам невозможно быть в одном месте. Однако это ложное утверждение. Ибо когда Христос вошел к Своим ученикам, находившимся за запертыми дверями, и Тело Христово проникло сквозь затворенные двери и твердыню стен, то этим было ясно показано, что Богу возможно, чтобы многие тела были в одном месте. Также и при исхождении из гроба, запечатанного камнем, тело Христово и тело камня во время проникновения находились в одном месте. Если же два тела Бог может положить в одном месте, изменив закон естества, то почему не может одно тело положить во многих местах, раз Он, как Владыка твари, всесилен разрушить законы естества.

Это доказательство вашим архираввинам так тягостно слышать, ибо они не хотят покориться истине, заблуждаясь в различных лжеучениях. Одни говорят, что Христос вошел к ученикам в открытые двери. И это противоречит Евангелию. Другие же говорят, что он залез через окно. Третьи, что прошел сквозь дымоход. Четвертые, что в расщелины дверей. Так что вам лучше сплетать эти смехотворные неистовства, чем, отвергнув неверие, покориться истине.

Что же еще скажете, мудрецы, придерживающиеся законов естества, об исходе Младенца Христа из Девичьего чрева? Эта чудесная проницающая сила, побеждающая всякое естество, не показывает ли также ясно, что два тела могут находиться в одном месте. Если же Богу возможно два или более тел сверхъестественным образом вместить в одном месте, то почему невозможно Творцу естества изменить уставы естества и одно тело положить в разных местах. Оба случая в равной мере превосходят возможности человеческого разума, оба сверхъестественны. Поэтому если может Бог сотворить первое, то может сотворить и второе.

Послушаем об этом некоего из учителей, богомудро говорящего: «Если наши тела одухотворенны, ибо дух соединен с телом, то что говорить о Теле Христовом, разве то, что оно Божественно, ибо соединено с Богом. Плоть же Христову Божественную мы не называем Божеством. Но поскольку Апостол говорит: Ему все покорено, (...) кроме того, Который покорил Ему все (1 Кор. 15:27), и Сам Сын Божий говорит о Себе, что дана Ему власть на небе и на земле, Плоть Его Божественная истинно соединена с Богом, веруем, что если Бог имеет Божественную силу по Своему естеству, то Плоть Его имеет ее по благодати. Мы же по воскресении нашем обретем свойство, которым ныне обладают Ангелы, преодолевающие без затруднений с огромной скоростью самое дальнее расстояние. Ангелы не обладают этим свойством, пребывая там, куда прибыли. Этим преимуществом почтена и возвеличена только одна Плоть Христова, всю тварь и всякое естество превосходящая, которая всемогуществом и властью, на небесах и на земли данной, если захочет, не переменой места, то есть, не переходя с места на место, но там, где пребывает, и в другом месте, где захочет появиться, может пребывать вся, и целостная, и существенная, и на Небе, и на земле».

Такова вера наша и вера святых Отцов. Не будем говорить, что Тело Христа везде, как Его Божество, ибо это заблуждение Лютера, который учил, что Тело Христово имеет равное Божеству вездесущие: об этом скажем позже. Не будем говорить и то, что Плоть Христа привязана только к одному месту, и находится только там, а не во многих других различных местах, где только захочет быть, особенно же под видом хлеба и вина в Евхаристии.

Об этом ясно свидетельствует святой Златоуст в Беседе 17 на Послание к Евреям: «Мы постоянно приносим одного и того же (Христа), а не одного сегодня, другого завтра, но всегда одного и того же. Таким образом, эта жертва одна. Хотя она приносится во многих местах, но разве много Христов? Нет, один Христос везде, и здесь полный, и там полный, одно Тело Его. И как приносимый во многих местах Он – Одно Тело, а не много тел, так и жертва одна». Об этом Златоуст говорит и в другом месте, показывая отличие Христа от Илии: «Илия, восходя на небо, оставил ученику свой плащ, Христос же, восходя в Плоти на небо, Плоть Свою одесную Отца посадил, но эту же Плоть благословил и Своим ученикам в пищу в Таинстве».

Также и в своей Литургии Златоуст в молитве перед причастием говорит: «Внемли, Господи Иисусе Христе Боже наш, от Святого жилища Твоего и от Престола Славы Царствия Твоего, и приди, чтобы освятить нас, сидя на небесах с Отцом и здесь с нами невидимо пребывая. И удостой державной Твоей рукой преподать нам Пречистое Тело Твое и Честную Кровь, нам и всем людям».

Из всего вышесказанного ясно, что Тело Христово одно и то же, и на Небесах видимое, и на земле в Таинстве Евхаристии, невидимое. И если кажется, что есть противоречие в том, что может Тело Христово и видимо, и невидимо, то здесь речь не о существе Тела Христова, но о различии мест, как говорилось прежде.

Но вы иудействуете и говорите: «Как это может быть, если одно Тело может быть только на одном месте, а не во многих местах?»

Но вы уже слышали, что говорилось ранее. И как вы можете чин естества сравнивать с чином сверхъестественным, в котором побеждаются уставы естества и свойства естеств изнемогают. Не обладает ли огонь свойством жечь и пылать? Однако в печи Вавилонской огонь не опалил отроков (Дан. 3). Не обладает ли железо свойством тонуть в воде? Однако во времена Пророка Елисея железный топор плавал по воде (4 Цар. 6). Свойственно ли человеческому телу ходить по водам? Однако мы читаем об этом о Телах Христа и Петра (Мф. 14). Свойственно ли человеческому телу пребывать живым три дня во чреве кита, в глубинах морских, без возможности дышать? Однако так было с Ионой (Иона, 1). Если же Телу Христову по естеству и свойственно одно место, как свойственно каждому человеку по закону естества, однако то же Тело Христово, сверхъестественно присущее в Евхаристии, побеждает, разрушает, превосходит все эти уставы естества, законы и пределы всех свойств.

Претыкание и кальвиноиудейское КАК третье:      

Как может Сей нам дать Плоть Свою ясти в Евхаристии, поскольку там Плоть Его не видим и не осязаем? Не Сам ли Христос повелевает узнавать Себя Апостолам осязанием и видением? Усомнившимся же в Нем, в истинном Его присущии после Воскресения Он говорит: осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня (Лк. 24:39). Отсюда ясно, что осязание и зрение свидетели присутствия предмета осязаемого и видимого. Но поскольку в Евхаристии мы не осязаем и не видим Тела Христова, а только хлеб, то в Евхаристии нет Тела Христова, а есть только хлеб.

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ: Превосходных имеете свидетелей, противники, которым верите в деле вечного спасения. О, последнее безумие, верить осязанию и зрению больше, чем неложному Слову Божию! Посмотрите, благочестивые читатели, какова вера этих людей: «Не видим, – говорят, – в Евхаристии Тела Христова и не осязаем, ибо Его там нет». Так ли это? Если это так, то есть если то, что невидимо и неосязаемо, не существует, то, скажут эти безумцы, не существует ни Бога, ни Ангела, ни человеческой души. Ибо ни Бога не видят и не осязают, ни Ангела, ни души. И так, следуя своим чувствам, а не Божиим Словам, впадают в губительную яму безбожия.

Нам же пускай будет о чувствах такое наставление. Можно сделать двоякий вывод из той информации, которую дают органы чувств: первый утвердительный, второй отрицательный. И можно придерживаться первого, а не второго. Например, можно говорить так: «Вижу и осязаю, если существует предмет, который вижу и осязаю». Но нельзя говорить так: «Не вижу и не осязаю, значит, не существует предмет, который не вижу и не осязаю». Мы многое не видим и не осязаем, но при этом существуют Бог, Ангел, душа, воздух и прочее. Должно же знать, что и первый вывод часто бывает ложным и обманывающим, нас часто обманывают зрение, осязание, вкус и обоняние. Товий, хотя и святой муж, однако не узнал Ангела Рафаила, немалое время жившего с ним в человеческом образе, и думал, что это обычный человек (Тов. 12). Это же произошло и с Исааком, ветхозаветным Патриархом, которого обманули все ощущения, кроме одного слуха (Быт. 27). Ни зрением, ни осязанием косматых рук, ни вкушением поданной пищи, ниже обонянием одежды не узнал святой старец своего сына Иакова. Один только слух не обманул его: Голос, голос Иакова (Быт. 27:22).      

Поэтому и нам голосу нашего Иакова, Христа Спасителя, должно всячески внимать, и когда Он говорит: Сие есть Тело Мое, то твердо веровать Его неложному Слову, а не нашим чувствам, подверженным обману, и не говорить вместе с противниками: «Не вижу, не осязаю, не вкушаю в Евхаристии Тела Христова, ибо нет Его там». Да избежим безумия говорить так. Ибо Тело Христово имеет и такое чудесное свойство – являть себя видимо, если захочет. Если же захочет, то, хотя и существует, уклоняется от человеческого зрения. Иудеи хотели низринуть Христа с горы вниз, Он же тотчас уклонился от их зрения и стал для них невидимым (Лк. 4). И снова они хотели побить Его камнями, Он же вышел из Церкви, пошел посреди их и так прошел мимо (Ин. 8:59). Это же сотворил Иисус, когда, встретив на дороге Своих учеников Луку и Клеопу, был принят за одного из пришедших в Иерусалим. И когда в Эммаусе Он внезапно стал невидимым для них, хотя и присутствовал там (Лк. 24). Видите, противники, коль суетно ваше мудрствование, когда говорите: «Не видим и не осязаем Тела Христова в Евхаристии, ибо нет Его там». Вот камень вашей веры – чувства, подверженные обману, а каково основание, таково и здание.

Это видно не только из Священного Писания, но и из самого опыта. Так, многие видят медь, а думают, что это золото. Другие же видят малый солнечный круг и считают, что он таков и есть, не зная, что он больше всей земли. Многие осязают шерсть, а думают, что это шелк. Вкушая в пище сахар, думают, что это мед. Видят радугу в облаках и думают, что в ней истинные краски и цвета. Видят палку, торчащую в текущей воде, и думают, что она сломана. Видят издалека движущегося человека и думают, что это животное. Таковы и другие частые обманы человеческих чувств.

Если не всегда можно верить опыту в делах, не относящихся ко спасению, то тем более это относится к вере, без которой невозможно спастись. Этих ложных свидетелей лучше отвергнуть, утверждаясь на одном только неложном Слове Божием. Поэтому святой Златоуст, уводя нас от чувств и утверждая нашу веру на одних Божиих Словах, говорит: «Да повинуемся же везде Богу и ничего не скажем вопреки, если и кажется это противоречащим тому, что говорит наш помысел и зрение. Но да будет и помысла, и зрения крепче Его Слово. Так сделаем и по отношению к Таинствам, не только смотрим на то, как они лежат, но слушаем, что о них сказано, ибо Слово Его не обманывает, чувство же наше легко подвергается обману. Слово никогда не изменяется, чувство же часто соблазняется. Поскольку же Слово гласит: Сие есть Тело Мое, да повинуемся, веруем и мысленными смотрим на это очами». Так пишет Златоуст в Беседе 52 на Евангелие от Матфея, лист 390, на обороте.

Но если от святого Златоуста, как аспиды глухие, затыкаете ваши уши, противники, послушайте по крайней мере святого Павла, который говорит в Послании к Евреям в главе 1, что вера основывается не на том, что видимо, а есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11:1). И это ясно видно из всей главы, где показана сила веры древних святых Праотцев. Там сказано и о Моисее, который уповал на невидимое, как на видимое.

Поэтому каждого, кто в Таинствах стремится испытывать веру органами чувств, дерзновенно назовем неверующим. Как же они достигнут блаженства, которое получат не видевшие, но веровавшие в обещанное: Блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин. 20:29).      

За одно только это наши святые Праотцы получили великую благодать от Бога, как говорит Апостол, веруя сказанному Богом и обещанному Им, хоть и не присущему и далеко находящемуся от восприятия чувствами, и превосходящему все уставы естества.

Поэтому хвала вере нашего отца Авраама, когда ему, столетнему, и его девяностолетней жене Сарре Бог пообещал сына. Послушаем, что говорит Апостол: Поверил, – говорит, – Авраам Богу, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее. Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так многочисленно будет семя твое». И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл твердо в вере, воздав славу Бог и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное. Потому и вменилось ему в праведность. А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим (Рим. 4:17‑24).      

Мы же должны подумать, достойны ли мы называться сынами такого отца нашего в вере, если и Христу, Который говорит: Сие есть Тело Мое, вопреки всем нашим чувствам, не поверили. Как же мы воздаем Ему хвалу, если думаем, что Он не может сделать того, о чем говорит. Какую правду и какую заслугу имела бы вера наша, если бы мы веровали в то, что ясно видно и ощущаемо нашими чувствами.

Он снизошел к немощи нашего естества, чтобы мы причащались не видимого Тела Христова, а под покровом обычной для нас пищи, то есть хлеба и вина, и благоизволил нам дать Плоть Свою, сокрытую от наших чувств, наподобие премудрого врача, который дает ребенку лекарство под видом молока или сахара.

Наконец, и само естество требует этого Таинства, ибо одно дело видеть, другое же верить. Если бы все было открыто зрению, Таинство не было бы Таинством. Поэтому святой Златоуст говорит: «Тайна так называется не потому, что мы видя верим, но потому, что верим не в то, что видим». И ниже: «Видящий крещение думает, что это обычная вода. Я же вижу не просто видимое, но очищение души духом. Он думает, что омыто тело. Я же верю, что очищается и освящается и душа». И ниже: «Ибо не зрением постигаю являемое, но мысленными очами». И ниже: «Или это душевные люди и не понимают духовных явлений, или это люди, сердце которых покрыто покрывалом, и потому не видят. Ибо это Таинство, всюду проповедуемое, не познается неправым разумом, и открывается не от премудрости, но от Святого Духа, насколько мы можем его принять».

Вы же, противники, слыша это, отставьте чувства, если хотите иметь веру. Доверьтесь только слуху, чтобы воспринять неложные Слова Христа: Сие есть Тело Мое. Другим же чувствам по отношению к Святым Таинствам не верьте.

Но что за любопытство к непостижимому движет вами? Разве не слышите, что Святой Дух в Книге Премудрости Иисуса Сираха говорит: Выше себя не ищи и крепче себя не испытывай (Сир. 4). Как тебе велят, так и понимай, не пытаясь проанализировать Таинство, не любопытствуя, ибо это выше человеческого разума.

Претыкание и кальвиноиудейское КАК четвертое:      

Как может Сей нам дать Плоть Свою ясти в Евхаристии, поскольку это Евхаристическое ядение совершается не устами, но одной только верой во Христа. Ибо Сам Христос говорит: Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую вам даст Сын Человеческий (Ин. 6:27). Вопрошающим же: Что нам делать, чтобы творить дела Божии?Иисус сказал (..): Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал (Ин. 6:28‑29).      

Исправление претыкающимся:      

ОТВЕЧАЮ: Поистине странно, что вы, противники, везде хвалитесь верой, как медь звенящая и как кимвал звучащий. Если же возьмем за меру веру вашу, то ничего в ней не найдем, только одну медь звенящую, которую вы считаете золотом, и слова, как одно, весьма чужды истины. Если бы вы имели истинную веру, то верили бы вместе с нами этим неложным Словам Христовым:

Сие есть Тело Мое, сия есть Кровь Моя.      

Но поскольку вы больше верите чувствам, чем Слову Божию, то как можете хвалиться истинностью веры?

Мы же не отметаем веру из причастия Божественных Тайн (Да не будем настолько безумны!), но, напротив, говорим, что в этом Таинстве особенно необходима вера, и с Божией помощью имеем ее, не на чувствах (как вы), но на Словах Божиих прочно утвержденную. И твердо исповедуем вместе со всей Кафолической Восточной Церковью, что не одной только верой, но и устами причащаемся в Евхаристии истинному и существенному Телу Христову, хотя и невидимому, ибо не только душа духовно, но и тело телесно приобщается Телу Христову в этом Таинстве, и естественно ядит под видами хлеба и вина утаенную Плоть и Кровь Христову, поскольку в этом Таинстве Господь благоизволил установить ядение и питие. Душа же одна без тела истинно ясти не может. Поэтому они оба, то есть и душа, и тело, причащаются этой бессмертной трапезы. Ибо Христос Бог наш хочет спасти всего человека, и не только душу, но и тело. Поэтому Он Телом Своим Божественным питает и наши тела, ради жизни вечной. Это ясно показано в свидетельствах святых Отцов, вселенских учителей, в первой части, в главе 6.

Разве не слышите, противники, что и Апостол говорит: Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? (1 Кор. 6:15). Как же могло бы быть это слово Апостольское истинным, если бы не были наши члены и тело наше питаемы Телом Христовым, чтобы мы соединились со Христом не только верой и любовью, но и самим естеством, смешением крови и приближением сродства, чтобы нам можно было сказать словами Апостола: мы члены Тела Его, от Плоти Его и от Костей Его (Еф. 5:29), мы часть Его, и входим в общество славы Его, и являемся сообщниками всех Его почестей.

Об этом достаточно сказано в первой части, особенно в главе 6.

Обо всем этом, свидетельствуя, что не одной только верой, но и телесными устами ядят в Евхаристии Тело Христово, явственно и ясно говорит Апостол Павел: Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе (1 Кор. 11:29).      

Об этом смотри в первой части, в главе 8, доказательство 10.

Из всего этого следует, что в Евхаристии не одной только верой, но и телесными устами ядим истинное и существенное Тело Христово.

А если вы в претыкании приводите Писание о тленной пище, то Писание скорее на нашей стороне, а не на вашей, противники. Ибо пища нетленная это Плоть Христа в Евхаристии. Поэтому, когда Он говорит: Старайтесь не о пище тленной (Ин. 6:27), это значит: «Будьте причастниками Моей Плоти, Которую вам даст Сын Человеческий». Об этой пище Он говорит и в другом месте: хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин. 6:51).      

Что же вводит вас в заблуждение, как тогда тех, кто спрашивал и говорил: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал (Ин. 6:28‑29). Эти ли слова из Писания вы насильно используете в своем мудровании?

Но каково неразумие извращать Слова Христа о вере, и вообще думать, что можно ясти Тело Христово одной только верой.

Разве вы не знаете, что для Христа Бога нашего обычно (и сейчас так происходит со многими духовными людьми) от беседы о вещественном и видимом переходить к духовной беседе о невещественном и невидимом. Так Христос, беседуя с Самарянкой, переходит от воды вещественной к воде духовной, говоря: Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек (Ин. 4:13‑14). Так было и тогда, когда Христу возвестили о Галилеянах, кровь которых Пилат смешал с кровью их жертвам. От этого события Христос тотчас переходит к духовным предметам и проповедует покаяние: Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян (...)? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете (Лк. 13:2‑3). Так сделал Иисус и здесь, поскольку до этой беседы Он насытил чудесно умноженными пятью хлебами и, отталкиваясь от этого события с вещественными хлебами, он переходит к беседе о невещественной пище и учит вере и благотворению: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной (Ин. 6:26‑27). И когда они спросили: Какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? (...) Отцы наши ели манну в пустыне (Ин. 6:30‑31). Это событие с манной Христос снова использует и обещает дать лучшую пищу, то есть существенную Плоть Свою в Евхаристии. Вы же, противники, говоря, что есть Тело Христово то же, что веровать во Христа, из чего исходите и из каких листьев сплетаете эту ложь? И поскольку весьма хвалитесь знанием Священного Писания, скажите, где написано, что ясти Плоть Христову и веровать во Христа одно и то же. Не прельщайтесь, мудрецы мира сего, и прочих не прельщайте. Это отдельные и очень разные вещи – веровать во Христа и ясти Плоть Христову. Ибо Христос обещал Апостолам, уже веровавшим в Него, дать ясти Свою Плоть: хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя. которую Я отдам за жизнь мира (Ин. 6:51). Апостолы веровали, когда еще не ели Плоти Христовой. Обещанное тогда благодеяние исполнилось на самой Тайной Вечери. И ныне веруют оглашенные (особенно это было характерно для Первенствующей Церкви), однако не ядят Плоти Христовой, и им запрещено даже смотреть на это страшное Таинство диаконом, возглашающим: Оглашенные, изыдите, те, кто оглашенные, изыдите. И что нового обещал Христос верующим Апостолам, уже имевшим тогда веру? В чем щедрость дать то, что уже имеют и могут иметь одной только верой без нового благодеяния?

Напрасно тогда и желание Христа, о котором Он говорит: Очень желал Я есть с вами сию пасху (Лк. 22:15). Напрасны и чаяния мужей, то есть Апостолов, уже горящих верой во Христа, если на этой последней Вечери Божественного Завета, не было никакого «прироста», никакой новой щедрости, изобилующей необычным благодеянием.

Что же еще сказать? Скажем, что тогда напрасна будет Святейшая Евхаристия, и нечестивый сможет сказать: «Что мне Евхаристия, если я ем верой? Что мне освящение и Таинственное благословение вина и хлеба, если и в мясе, и в рыбе, и во всякой пище точно также можно установить знаменование ядения и одной только верой есть Тело Христово, что я и могу сделать, если захочу?» Ваше нечестивое учение таким образом попирает все намерения Христа и значение, которое Он придавал этому Святейшему Таинству, и это учение имеет цель, достичь которой желает и сатана, – чтобы это величайшее Таинство, залог нашего спасения, разрушилось и упразднилось. О, Савлы, Савлы, что гоните и изгоняете Христа с места, на котором Он благоизволил пресуществовать, и хоть были бы Савлами, которые бы гнали, но и обращались в веру. Но вам больше подходит именоваться Иродами, поскольку в Вифлееме, то есть в Доме хлеба, вы ищете Христа, чтобы убить или по крайней мере изгнать Его оттуда.

Но вы говорите, что хотя это одно и то же – веровать во Христа и ясти Тело Христово, однако Евхаристия не напрасна, ибо этими видимыми знамениями пробуждается и умножается вера.

Слышим ваши слова, но пусты они и силы ваши тратятся напрасно. Если бы Евхаристия была установлена именно для этого, как вы говорите, чтобы пробуждать и умножать веру видимыми пустыми знамениями, то намного лучше и полезнее было бы пробуждать и умножать веру громогласным благовестием Слова Божия и иными яркими наставлениями, чем бездушными и пустыми явлениями. Вы, извращенные учители, учите, что ничем не отличается Евангельское Таинство от проповеди Слова Божия, и этим извращаете и уничижаете всю Христову премудрость и Его непостижимый Божественный совет установления Божественного Таинства.

Из вашего нечестивого учения следует, что из Таинств веры достаточно одного только крещения, а в Евхаристии хотя и дается для ядения Тело Христово, но одно ядомо одной только верою в Тело Христово (по вашим словам).

Но кто дерзнет сказать сие, зная, как велика потребность в этом Святейшем Таинстве, помимо крещения. Ибо к крещению приходят, будучи ранее неверующими, чтобы ожить, к Евхаристии же – чтобы сохранить жизнь и умножить растущее. Там в включаются в число воинов Христовых, здесь же привлекаются к царственному пиршеству. Там просвещаются, здесь же к любви Христовой присоединяются. Там совершается брак, здесь сочетается невеста с женихом, и верная невеста, благочестивая душа, принимается, вовнутрь святая святых, внутрь самой завесы, внутрь царского чертога. Там жизнь в вере, здесь же вещественное и существенное соединение.

Видите, мудрецы, как далеко отстоит Евхаристия от крещения. Видите, что в Евхаристиии совершаются новые благодеяния, которые невозможны только одной верой. Поэтому как без крещения невозможно возродиться, так без Евхаристии, способом, установленным на Тайной Вечери, совершенно невозможно ясти Тело Христово. Как не вера, но крещение, есть источник возрождения, так не вера, но Евхаристия есть Трапеза ядения Тела Христова, Самим Господом для этого установленная, чтобы на ней, а не вне ее, принималась эта Божественная пища. К тому же если никто своей верой не может создать для себя существенное Тело Христово, но это происходит только всемогуществом Божиим в Евхаристическом Таинстве, то как может кто ясти то, чего нет и не может быть только от одной веры.

Однако вы не перестаете восклицать и, насильно привлекая Священное Писание к своему извращенному учению, говорите нам, что в Писании сказано о духовной пище, возможной и без Евхаристии. Не Сам ли Христос говорит об этом: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его (Ин. 4:34)      

И снова: Кто жаждет, иди ко мне и пей (Ин. 7:37).      

И снова: кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек (Ин. 4:14.)      

И снова: приходящий ко Мне не будет алкать, и вербующий в Меня не будет жаждать никогда (Ин. 6:35).      

И снова: Блаженны алчущии и жаждущии правды (Мф: 5, 6).      

Из этих и подобных текстов Писания ясно, что духовная пища может быть и без Евхаристии. Поэтому и Тело Христово можно ясти и одной верой, без Евхаристии.

ОТВЕЧАЕМ ВОЗРАЖЕНИЕМ: Разве вы не читали в Писании о крещении, что Христос и страдание Свое называет крещением, обращаясь к сыновьям Зеведеевым: Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь (Мк. 10:38)? И снова: Крещением должен Я креститься; и как томлюсь, пока сие совершится (Лк. 12:50)!      

Также крещением называет Писание покаяние, когда говорится о том, что был Иоанн, крестивший в пустыне и проповедовавший крещение покаяния для прощения грехов (Мк. 1; Лк. 3; Деян. 13; Деян. 19).

Что скажете, противники, одно и то же ли страдание Христово и Его крещение в Иордане, одно и то же ли покаяние и крещение? И как вы ответите на этот наш вопрос, так и мы вам скажем об Евхаристической пище и о духовной пище вне Евхаристии.

Иначе (как я думаю) не сможете ответить, кроме того, что страдание Христово называется крещением не по свойству, но по уподоблению. Так и покаяние называется крещением не по свойству, но по уподоблению. Ибо есть некое подобие страдания и крещения – в погружении (в воду и в кровь), есть и некое подобие покаяния и крещения – в омовении (слезами и струями воды).

Таким же образом и мы скажем о предмете нашего разговора: духовная пища вне евхаристии называется пищей не по свойству, но по уподоблению, то есть поскольку благочестивая душа некиим Небесным даром и утешением Параклита, Святого Духа, наслаждается, как некоей сладчайшей пищей. Такой пищи и в небе не будет, по сказанному: обогащусь благами Твоими, когда явится мне слава Твоя (Пс. 16:15) И снова: Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием (Лк. 14:15)! И снова: Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем (Лк. 22:29‑30). И снова: Насытятся от изобилия дома Твоего, из потока блаженства напоишь их (Пс. 35:9)      

Но у нас здесь спор о Евхаристической пище, которая есть не уподобительная, а истинная пища, по неложному Слову Христову: Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие (Ин. 6:55)      

Если же вне истинного крещения, производимого водой и Духом, может быть иное крещение, но не по свойству, а по уподоблению, каким является крещение или покаяние, так и помимо истинной Евхаристической пищи под видом хлеба и вина может быть некая иная духовная пища, но не по свойству, а по уподоблению, как, например, благодать Божия, или некая добродетель, или дар Святого Духа, или небесная слава. И как то, что сказано о крещении, свидетельствует о различиях крещения и страдания, крещения и покаяния, хотя и при наличии некоего подобия, так следует говорить и об этих разновидностях пищи.

Скажу и более этого, что желание крещения, в некоторых случаях и при необходимости, вменяется вместо самого крещения, то есть если кто‑нибудь, пребывая некрещеным водой и Духом, страдает и умирает за Христа, или, и помимо страдания, если кто‑нибудь, умирая, и сильно желая креститься, не имеет крещающего или времени для крещения.

В таких случаях желание Евхаристии вменяется вместо самой Евхаристической пищи, то есть когда человек, умирая и горячо желая этой Божественной пищи, помимо других причин, не имеет возле себя священослужителя, причащающего Божиих Таин. Тогда Тайноположник Христос, венчающий и благие намерения, в случаях, когда без вины человека возникает безвыходная ситуация, наполняет его скудость Своими щедротами, и дарует умирающему благодеяние Евхаристии.

И о таковом можно сказать, что он ядит Тело Христово без Евхаристии, одним горячим желанием, верой и любовью.

О таких случаях некто из учителей сказал: «Что готовишь зубы и чрево? Веруешь, значит, съел». Этими словами он укрепляет умирающего, не имеющего, без вины своей, причастия, чтобы он не впал в отчаяние из‑за такого оскудения, но, напротив, имел упование на неизреченную щедрость Божию, благодаря которой сильное желание причастия вменяется в причастие. «Что, – говорит, – готовишь зубы и чрево (в таких случаях и по нужде), веруешь, значит, съел».

Но это бывает в исключительных случаях и по нужде, а не по чину, и не как обычное дело. То, что происходит по случаю и по нужде, не создает закон, а, напротив, бывает исключением из закона.

К тому же следует знать и то, что причащающийся одним желанием не ядит истинное Тело Христово, но только становится причастником плодов, приносимых Евхаристией. И он не может быть равным тому, кто достойно ядит в Евхаристии Тело Христово с благоговением и должным предуготовлением.

Ибо как тот, кто имеет и дерево, и плод от него, может быть равен имеющему один только плод без дерева? Как тот, кто имеет несметное сокровище, будет равен берущему только некоторую часть от сокровища?

Изо всего этого, сказанного по поводу данного претыкания, ясно увидишь, благочестивый, какой лжи исполнено учение наших противников, которые обманываются и обманывают, когда говорят, что ядят Тело Христово верой. Спроси их: «Что значит ясти верой?» и услышишь от них, что ясти верой означает у них не что иное, как только вспоминать о страдании Христовом. Поэтому, раздавая хлеб на вечери, их наставники говорят им: «Примите, ядите и помните, что за нас предано Тело Христово». Они ядят хлеб, а вспоминают о Теле Господнем. Это ли ядение Тела Божия? Истинно ли ест царскую пищу тот, кто о ней думает и вспоминает о ней, и верует, что она там есть? Как он может насытиться, если смотрит на пищу издалека? Вера как око души, которым видим удаленные или сокровенные предметы и веруем, что они существуют, когда Бог Своим неложным Словом говорит, что это они есть. Верим так, как если бы видели невидимое своими глазами, так, как Апостол говорит о Моисее: он, как бы видя Невидимого, был тверд (Евр. 11:27). Но поскольку зрением никто не бывает сыт, то надеяться верою он может, но истинно ясти верой не может, питаясь только надеждою, а не пищей. И когда в Писании говорится, что праведник будет жив от веры (Рим. 11:17), то речь идет о надежде и чаянии будущих благ, которые Бог обещал верующим, то есть когда праведник видит их своей верой и надеется получить их Божией благодатью и своим содействием, и так он утешается надеждой, зная, что Бог в обещаниях Своих верен и щедр.

Свойство веры состоит в том, чтобы веровать в то, что говорит Бог, что Он творит и что обещает. Когда Он говорит: Сие есть Тело Мое, верующий тотчас верит и твердо прилепляется соизволением. Но Тела Господня душа не создает себе верой и не может его истинно ясти, поскольку его нет. Вера нас приуготовляет к достойному принятию Тела Божия. Душа же телесными устами принимает в Евхаристии уже готовое и устроенное Божиим всемогуществом Тело Христово.

А если вы говорите, противники, что верой взлетаете в небо и там ядите Тело Христово, то эти ваши слова достойны смеха. Ибо спросим, как вы взлетаете, одним помыслом и воспоминанием или предметно? Если помыслом, то тогда в небе могут быть и Еллинские философы, и астрологи, помышляющие о небе. Если же предметно, то есть взлетаете туда телом или душой, то почему возвращаетесь оттуда, из страны радостей, в юдоль плача? О, прелестники, каково ваше взлетание в небо, таково и ядение Тела Господня, мечтательное, воображаемое, игровое, происходящее во сне, а не наяву, обманное, а не истинное.

Вы ГОВОРИТЕ, что и в наших Литургиях прежде освящения Даров говорится: Горе имеем сердца. И потому и мы взлетаем на небо.

ОТВЕЧАЕМ: Враги Святой Церкви не могут правильно понимать слова, произносимые в Церкви, и толковать их. Ибо когда иерей возглашает: Горе имеем сердца, этим возгласом он побуждает людей к вере, чтобы, пренебрегая тем, что говорят чувства, тотчас веровать, что вскоре произойдет предивное, хотя и невидимое, преложение хлеба и вина, в котором вскоре будет присущим Тело Господне, более того, Сам Господь, и этот Агнец, вземлющий грехи мира, будет положен на алтарь, то есть, на Трапезу, утаенный под видом хлеба и вина. Не показываем на Небо, но на Сотворившего Небо. Поэтому, когда иерей возглашает: Горе имеем сердца, верующие или клирос, за всех присутствующих, отвечают: Имамы ко Господу, то есть обращаются ко Господу, а не к Небу. Там Небо, где Господь, и где и земля бывает Небом, ради чудесного Владычнего присущия, как говорит Златоуст. Смотри часть 1, главу 6.

Претыкание и кальвиноиудейское КАК пятое:      

Как может Сей нам дать Плоть Свою ясти в Евхаристии, поскольку это Евхаристическое ядение, о котором говорите, совершается по Духу, а не по Плоти, и имеется в виду духовное ядение, а не плотяное. Послушаем, что Сам Христос говорит об этом: Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Ин. 6:63). Поскольку плоть не пользует нимало, то как может Сей нам дать Плоть Свою ясти? Здесь вы, противники, восклицаете, как победители. Но не торжествуйте победу прежде времени. Послушайте, что и мы вам скажем.

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ПЕРВЫХ, высказыванием противоречия: плоть не пользует нимало, ибо напрасно и бесполезно воплотился ради нас Христос, напрасно и бесполезно плотью пострадал, плотью был распят и умер. Напрасно и Апостол Павел восклицает: Мы проповедуем Христа распятого (1 Кор. 1:23). Что на скажете на это, противники? И как вы нам ответите, так и мы вам.

ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ВТОРЫХ: Плоть Христова в Евхаристии не пользует нимало, когда о ней думают по‑плотски. Так, Капернаумяне (к которым была обращена беседа Христа) думали, что Христос даст им ясти Свою Плоть вареную или печеную. Поэтому они и говорили: Какие странные слова! Кто может это слушать? (Ин. 6:60)? Однако не Слово Христово странно, но они странны (и вы с ними, противники), имея такое безумное мнение о Плоти Христовой. Поэтому Христос учит их, говоря: Дух животворит; плоть не пользует нимало (Ин. 6:63). Если бы Он сказал: «Не думайте, что Я хочу дать вам ясти Свою Плоть бесчеловечным образом, как это делают людоеды, едящие сырую и окровавленную плоть человека. Поэтому Я не дам вам такой Моей Плоти, Которую вам есть неполезно. Плоть, о которой имеются такие безумные мысли, не пользует нимало. Но Я обещаю дать ясти Плоть Мою, сокровенную в Таинстве, невидимую, не ощущаемую человеческими чувствами, но как бы одухотворенную, по подобию Духа, под видом хлеба и вина чудесно присущую. Поэтому Он говорит: Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Ин. 6:63). Дух, то есть речь идет о духовных явлениях, и именно они и происходят. Ибо Я дам ясти Мою Плоть не плотяным образом, окровавленную, резаную или терзаемую (как вы считаете), но духовным образом, как бы она была духом, невидимо и нераздельно присущую в Евхаристическом Таинстве. Поэтому слова, которые говорю Я вам, суть дух, то есть, дух животворит, а именно, дает жизнь, ибо приносит жизнь слушающему, верующему и ядущему Мою Плоть».

Но чтобы не возгордиться, говоря от своего имени, послушаем толкования Евангелия от Иоанна вселенского учителя святого Златоуста (в беседе 47, лист 347, на обороте): «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Это значит: что говорится обо Мне, тому должно внимать духовно; а кто внимает чувственно, тот ничего не приобретает и не получает никакой пользы. Сомневаться же в том, как Он сошел с неба, и думать, что Он – сын Иосифа, и спрашивать: Как Он может дать нам есть Плоть Свою? – было делом плотского слушания, между тем как все это следовало понимать таинственно и духовно.

Но откуда, скажешь, они могли понять, что такое значит есть плоть? Потому‑то им и следовало выждать удобного времени и расспросить, а не оставлять Его. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь, т.е. божественны и духовны, не заключают в себе ничего плотского, и не подлежат естественному порядку». И ниже: «Как же Он сказал: плоть не пользует нимало? Это Он сказал не о Своей Плоти, – отнюдь нет, – но о тех, которые Его слова понимают чувственно. Что же значит – понимать чувственно? Смотреть на предметы просто и не представлять ничего больше, – вот что значит понимать чувственно. Но не так должно судить о видимом, а надобно внутренними очами прозирать во все его тайны. Вот это значит понимать духовно».

До этого места Златоуст.

Об этом же богомудрствует и святой Феофилакт в толковании на Евангелие от Иоанна, на зачало 24 (18, лист 87, на обороте): «Посмотри, – говорит, – на их неразумие, им должно больше спрашивать и привыкать к тому, что есть невидимое, а они не думают о духовном, а только о видимом. Поскольку они слышали, что Господь назвал Плоть истинной пищей и Кровь Свою истинным питьем, они думают, что их заставляют стать людоедами и кровопийцами. Мы же понимаем эти слова духовно, мы не людоеды и не кровопийцы, но этой пищей мы освящаемся». И ниже: «Если же часто соблазняются те, кто плотски понимает сказанное Христом, скажите им, что должно понимать сказанное им духовно, и это полезно. Плоть же, если понимать по‑плотски, не пользует нимало, но, более того, становится причиной соблазна. Так соблазнились те, кто по‑плотски понял сказанные Христом слова. Приносят же пользу Слова, которые говорю Я вам, суть дух. Это Дух, не имеющий ничего плотского, и есть жизнь, иначе говоря, созидающий жизнь вечную».

Это сказано, противники, не нами, но самими учителями вселенскими, светилами и Церковными столпами, в толковании Слов Христа: Плоть не пользует нимало.      

ОТВЕЧАЕМ, В‑ТРЕТЬИХ: Плоть не пользует нимало, если человек думает о ней, что она существует только сама по себе и отдельно от Божества, и такая плоть обычного человека, так понимаемая, действительно не пользует нимало. Но Плоть Христова, поскольку сопряжена Божеству ипостасным соединением и обожествлена, приносит неизреченную пользу. Ибо эта Плоть была ценой нашего искупления, по слову Павла: примирил (Бог нас с Собою) в теле Плоти Его, смертью Его (Кол. 1:22). Но и Сам Христос говорит: Ядущий Мою Плоть (...) имеет жизнь венную (Ин. 6:54).   

Для утверждение в этой истине послушаем, что говорит святой Феофилакт в толковании на Евангелие от Иоанна, главу 5, зачало 24 (28, лист 86): «Давайте проникнемся величием Таинства причащения, ибо ядущй и пиющий Плоть Господню и Кровь пребывает в самом Господе, и Бог пребывает в нем. Это необычное соединение, выше человеческого понимания, пребывание в нас Бога и наше пребывание в Боге. Разве не замечате необычности услышанного? Не обычного Бога, то есть бесплотного, ядим, неохватного и нетленного, и не видим Его глазами, не чувствуем зубами, и тем более не обычную человеческую плоть, которая не пользует нимало, но поскольку Бог соединил Себе Плоть, неизреченным соединением, то это Плоть животворящая. Это не значит, что она преложилась в Божие естество, да не будет этого, но она подобна раскаленному железу, которое остается железом, но и показывает действие огня. Такова и Плоть Господня, пребывающая Плотью и обладающая животворящей силой, как Плоть Божия Слова».

Вы же, противники, подумайте над словами этого святого учителя, который дает такое важное и ясное сравнение: «Как железо не само собою жжет, но будучи соединенным с огнем, так и Плоть Христова, сама по себе, если считать ее плотью обычного человека, не пользует нимало. Но Плоть Христова, нераздельно соединенная с Богом Словом, не обычная, но обоженная. Поэтому Плоть Христа, благочестиво понимаемая, приносит неизреченную пользу».

ОТВЕЧАЕМ, В‑ЧЕТВЕРТЫХ: Часто слышим от вас, противников, о Евхаристическом духовном ядении. Тогда спросим вас, как вы ядите Тело Христово в этом Таинстве? Иногда Вы накрываете нас сетью сомнительных слов о том, что ядите Тело Христово одной верой. И на это мы ответили в предшествующем претыкании. Иногда же вы говорите, что ядите Тело Христово духовно. И это нам сейчас предстоит рассмотреть.

Ясти Тело Христово духовно можно понимать трояко:

А: Духовно, то есть невидимо.

Б: Духовно, то есть желанием.

В: Духовно, то есть одной душой, а не телом.

ПЕРВОЕ ПОНИМАНИЕ: Духовно ядим Тело Христово, то есть невидимо, поскольку не видим его в Евхаристии. Хотя и не видим его там, однако его присущие там есть, утаенное под видом хлеба и вина. Мы не видим ни Ангела, ни души, однако они поистине существуют, как, например, лекарство, на которое немощствующий не может ни смотреть, ни вкусить, и которое дается больному под видом другой пищи. В этот момент больной не видит лекарства, хотя и вкушает его, невидимо присутствующего в пище. Так следует благочестиво понимать духовную сторону Евхаристического Таинства. Если же противники говорят, что ясти Тело Христово духовно означает есть ясти помыслом и представлением, как бы во сне, то такое понимание духовности нечестиво, ложно и не соответствует действительности. Ибо кто сможет ясти пищу там, где ее нет на самом деле, только воображаемую, как и есть во сне, будучи алчущим, пить, будучи жаждущим, обретать сокровище, которым никогда не сможет обогатиться?

ВТОРОЕ ПОНИМАНИЕ: Духовно ясти Тело Христово означает ясти желанием. Но и такое ядение неистинно, как ранее было сказано. Можно иметь желание, испытывать голод, но при этом не иметь пищи. Бывает, что человек находится в дальнем путешествии и умирает в пути, а поблизости нет священнослужителя, хотя человек горячо желает приобщиться Святых Таин. Таковые ядят Тело Христово желанием, но не по существу, не истинно, только веру и надежду, но не пищу. Сердцевед Бог, когда невозможно доброе дело, приемлет и добрую волю, как было сказано по поводу предшествующего претыкания. Однако мы, за исключением таких случаев и по нужде, не удовлетворяемся таким ядением. Ибо воля одно, а дело другое. Никто не может насытить голод одним желанием есть, но, имея возможность реализовать благую волю, мы к желанию присоединяем и само ядение устами истинного Тела Христова в Евхаристии, о которой Господь не сказал: «Веруйте и уже тем самым ядите», но сказал верным и духовным: Примите, ядите, сие есть Тело Мое.      

ТРЕТЬЕ ПОНИМАНИЕ: Духовно ясти Тело Христово означает ясти душой, а не телом. Такое понимание ложно, ибо одна только душа не имеет ни уст, ни зубов, и не может ясти без тела. Она может мыслить, рассуждать, помнить, верить, истинно ясти же без тела не может, как и Ангел, который сказал о себе: «Вашим взорам представлялось, что я в вами ел и пил, но я не ел» (Тов. 12). Душа по своему чину и естеству духовна и равноангельска. Поскольку Христос Бог наш благоизволил установить в Евхаристии ядение и питие Своих Тела и Крови, ясно, что одна душа получить и истинно ясти эту пищу без тела не может. Поэтому при духовном или душевном ядении есть необходимость и в телесном.

Претыкание и кальвиноиудейское КАК шестое:      

Как может Сей нам дать Плоть Свою ясти в Евхаристии, если в Евхаристии присутствует хлеб, а не Плоть Его. Он Сам в видимое в Евхаристии называет хлебом. Читайте Евангелие от Иоанна, главу 6, где Христос самого Себя называет хлебом: Я есмь хлеб жизни (Ин. 6:35). И паки: Я есмь хлеб жизни (Ин. 6:48). И снова: ядущий хлеб сей будет жить вовек (Ин. 6:51). И снова: Сей‑    mo есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек (Ин. 6:58). Также питье в чаше Христос называет виноградным плодом: отныне не буду пить от плода сего виноградного (Мф. 26:29). Апостол Павел также говорит: Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова (1 Кор. 10:16)? И снова: всякий раз, когда вы едите хлеб сей (1 Кор. 11:26). И снова: Посему, кто будет есть хлеб сей (1 Кор. 11:27). И снова: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего (1 Кор. 11:28). Из этих текстов Писания ясно, что в Евхаристии хлеб, а не Плоть Христова.

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ПЕРВЫХ: Видимые предметы могут в Священном Писании называться по‑разному. Так, медный змей Моисей, вознесенный на дерево, хотя и был в действительности не змеем, но медным предметом, назван в Писании змеем, как имевшим облик змея. Так говорится в Писании и о херувимах, осеняющих ковчег, которые не были в действительности херувимами, но имели соответствующий облик. Также читаем и в Апостольских Деяниях: И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные (Деян. 2:3). Огненные языки названы так не потому, что они были истинными огненными языками, но потому, что имели их облик. Писание также называет тремя мужами явившуюся Аврааму Пресвятую Троицу. Ангел Рафаил также называется человеком и именуется Азарией по видимому внешнему облику, а не истинно.

Подобным образом и в Евхаристии говорится о хлебе не потому, что это хлеб по существу, но потому, что существо хлеба преложилось в существо Тела Христова, имеющего внешний вид хлеба, видимый для глаз.

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ВТОРЫХ: В Священном Писании предметы часто называется по имени своего начала. Так, первого человека Бог назвал прахом не потому, что он истинно и по свойствам прах, а как берущего начало из праха. Так и Авраам говорит о себе: я, прах и пепел (Быт. 18:27). Так Писание говорит и о жезле Моисея, превратившегося в змея: жезл Аронов поглотил их жезлы (Исх. 7:12). Как жезл может пожрать другие жезлы, не имея ни рта, ни зубов, ни пищевода? Писание называет жезлом змея не потому, что он был жезлом во время поедания, но как берущего начало в жезле и превратившегося из него в змея. Так жена Лота названа соляным столпом, поскольку раньше она была женой, а ныне это столп. Подобным образом и Евхаристия называется хлебом, не потому что в ней истинный и существенный хлеб, но потому, что произошло преложение существа хлеба в существо Тела Христова. Нечто подобно говорит Христос в Евангелии: Слепые прозревают, хромые ходят (Лк. 7:22). То есть те, кто раньше был слепыми и хромыми, ныне после чудесной перемены видят и ходят.

ОТВЕЧАЮ, В‑ТРЕТЬИХ: Хлебом часто в Писании называется всякая пища. Так, и манна называется хлебом (Ин. 6:31). Но часто и мы, зовя друг друга на пиршество, говорим: «Молю тебя, друже, вкусить у мене хлеба». Ибо всякую пищу можно назвать хлебом, поскольку хлеб – это пища для всех и наиболее необходимая.

Претыкание и кальвиноиудейское КАК седьмое:      

Как может Сей нам дать Плоть Свою ясти в Евхаристии, если Сам не велит верить тем, кто говорит: Вот, здесь Христос, или там, повелевая: если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте (Мф. 24:23). Поэтому всякому, кто говорит: «Вот, здесь Христос, в Евхаристии, на этом жертвеннике, или там, на том жертвеннике», не должно верить.

Исправление претыкающимся      

Не должно верить в первую очередь вам, противники, как сынам отца лжи, так как вы извращаете Священное Писание и приводите его тексты не полностью, и стараетесь всячески вашей ложью уловить неискусных. Посмотрите, благочестивые люди, и поймите, каково коварство этих обманщиков. В тексте, который они приводят, Христос говорит о лжехристах и лжепророках, какими они и являются: если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки (Мф. 24:23‑24). Они же эти слова, сказанные об антихристах, насильно прилагают ко Христу, присущему в Евхаристии. И как же верить этим обманщикам, антихристам и лжепророкам, не страшащимся в деле своего спасения.

Претыкание и кальвиноиудейское КАК восьмое:      

Как может Сей нам дать Плоть Свою ясти в Евхаристии, если Сам Он говорит: что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон (Мф. 15:17). Также Мк. 7:19.

Исправление претыкающимся      

Закрой уши и нос, сын святого благочестия: уши от нестерпимой хулы на Христа Бога нашего, нос же от смрадных уст этих бесстыдных афедроновых эпикурейцев. Если они не имеют страха Божия, то должно иметь хотя бы стыд и не осквернять столь великую святыню тем, что извергается вон, или, скорее, своими богохульными устами, намного отвратительнее всего, что извергается вон.

О, бисер дражайший, Христос, Спаситель мой, метаемый перед свиньями, кто не удивится Твоему долготерпению по отношению к этим неистовым бесстыдникам! И с такими свиньями, афедроновыми мудрецами, предстоит спорить! Нам, Православным, да будет известно, что эти Слова Христа относятся к пище естественной и вещественной, а не к сверхъестественной, Божественной и духовной. Этого будет достаточно для заграждения нечестивых смердящих уст. Остальное же услышите в следующей главе. Здесь же только спрошу афедроновых философов, каким образом Христос по Воскресении Своем ел и пил со Своими учениками (Деян. 10:41)? Вряд ли по воскресении Его прославленное Тело требовало пищи, и вряд ли эта пища была извергнута вон. Это может быть отнесено и к Ангелу, который ел


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: