Глава 2. Претыкание о камень творения неких Святых Отцов

 

Златоуст в Беседе 39 на Первое послание к Коринфянам, на главу 15. дает толкование на слова Павла: И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1 Кор. 15:19). «Что ты говоришь, Павел? Что значит, если мы в этой только жизни надеемся, если тело не воскреснет, тогда как душа остается и пребывает бессмертной? Так, хотя бы душа осталась и тысячу раз была бессмертна, – какова она и есть, – но без тела она не получит неизреченных благ, равно как и мучений. Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить (соответственно тому), что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5:10). Потому он и говорит: и если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Если не воскреснет тело, то и душа останется неувенчанной, – вне блаженства Небесного».

Исправление претыкающимся      

Златоуст не говорит здесь о том, что святая душа прежде воскресения тела вообще не получит Небесной славы, но говорит с приложением если, что если тело не восстанет из мертвых, душа не сможет полностью насладиться Небесными благами. Поскольку и душа, и тело работали Богу достойно и праведно, то и душа, и тело получат свою плату. Если же одна часть будет лишена платы, то ее не получит и другая. И наоборот, если тело в свое время восстанет и увенчается, из этого можно узнать, что ныне душа перед Богом живет и увенчивается. Смотрите толкование Феофилакта на эти же слова Павла, где мысль Златоуста выражена более ясно.

Претыкание второе      

Златоуст также говорит в Беседе 28, на 2 Послание к Евреям, на главу 11: «Но они ещё не получили этого (воздаяния), ещё ожидают (Отцы Ветхого Завета), скончавшись в таких скорбях. Уже прошло столько времени, как они остались победителями, и ещё не получили награды; а вы, находясь ещё в подвиге, сетуете? Подумайте, что значит и чего стоит Аврааму и Апостолу Павлу ожидать, котла ты достигнешь совершенства, чтобы тогда иметь возможность получить награду. Спаситель предсказал, что он не даст им награды, пока мы не придем, подобно тому, как чадолюбивый отец говорит благонравным и исполнившим своё дело детям, что не даст им есть, пока не придут их братья. А ты сетуешь, что ещё не получил награды? Что же делать Авелю, который прежде всех победил и остается неувенчанным? Что – Ною? Что – другим, жившим в те времена и ожидающим тебя и тех, которые будут после тебя?» И ниже: «Видишь ли попечение (о нас Божие)? И не сказал: “да не без нас будут увенчаны”, но: дабы они не без нас достигли совершенства; значит – тогда они и окажутся совершенными», и прочее, и прочее.

Исправление претыкающимся      

Златоуст здесь говорит не о блаженстве души, которое получает каждая на частном суде прежде воскресения, но говорит о блаженстве тела и об открытом воздаянии при позоре всего мира, которое будет для всего человека, и с душой, и с телом, в этот последний День праведного суда и возмездия. Именно это означает использованное Златоустом слово совершенства. Дабы они не без нас, – говорит, – достигли совершенства. Если тогда будет совершенство платы, то ныне плата есть, но не совершенная, то есть частичная, только душе.

Подобным образом отвечаю и на другие высказывания неких учителей, таких как Феофилакта, Феодорита и других, которые следуют за Златоустом, как за своим учителем и наставником.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: