Глава 1. Претыкание о камень Священного Писания

 

Претыкание первое      

Души святых прежде второго пришествия Христова еще не на небе, так говорят противники. Если спросите, где же они тогда, получите разные ответы:

1) Одни говорят, что в земном раю, по Слову Христа: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23:43).      

2) Другие говорят, что на лоне Авраамовом, по Слову Христа: Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово (Лк. 26:22)      

3) Третьи говорят, что в руке Божией, как сказано: «А души праведных в руке Божией» (Прем. 3:1).      

4) Четвертые говорят, что в жертвеннике или в некоей темнице под жертвенником, как сказано: я видел под жертвенником души убиенных за слово Божие (Откр. 6:19).      

5) Пятые говорят, что души святых спят, как сказано: задремали все и уснули (Мф: 25, 5).      

6) Шестые говорят, что души умирают вместе с телом и вместе с телом воскреснут. Так считают анабаптисты.

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ НА ПЕРВЫЙ в целом. Один и тот же предмет может иметь разные имена. Так (например), Церковь Христова называется Телом Христовым, Домом Божиим, Иерусалимом, Сионом, Градом Царя Великого, Столпом и Утверждением Истины, Матерью Правоверных, Жилищем Божиим, Кораблем, Неводом, и так далее. Так, Евхаристия называется бессмертной трапезой, духовной пищей, ангельским хлебом, манной небесной, непорочным агнцем, хлебом, укрепляющим сердце человека, и так далее. Так, Крещение называют возрождением, духовной баней, просвещением, вратами всех Тайн, ключом Царствия Небесного, и так далее.

Также должно говорить и о настоящем вопросе. Царство небесное имеет в Писании разные имена и называется то рай, то лоно Авраама, то рука Божия, то алтарь, то горний Иерусалим, матерь всем нам, место светлое, прохладное, спокойное, отечество и жилище Божиих избранников. Еще оно называется Небом и землей живых, как говорит Псалмопевец: Верю: увижу я блага Господня на земле живых (Пс. 26:13)! Поэтому, когда услышите или прочитаете какое‑либо название из вышеперечисленных, знайте, что говорится о Небе. Этому же учит и «Точное изложение Православной веры», в вопросе 77, на листе 96, издание Московское, где написано следующее; «Какое место специально определено для душ умирающих в благодати Божией? Ответ: Души людей, преходящие из мира сего, обретающиеся в благодати Божией покаянием своих грехов, получают место в руке Божией, поскольку так говорит Святое Писание: А души праведных в руке Божией, и мучение не прикоснется их (Прем. 3:1) Еще именуется это место раем, так как Христос Господь наш сказал на Кресте разбойнику: истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю (Ах. 23, 43).      

Зовется и лоном Авраамовым, как написано: Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (Лк. 16:22). И Царством Небесным, по слову Господа: Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф. 8, 11). Поэтому, если мы назовем это место одним из тех на· званий, которые мы перечислили выше, то это не будет ошибкой. Главное понимать, что души находятся в Божией благодати, и в Царствии Небесном, и (как поется в церковных песнях) на Небесах».

До этого места книга «Точное изложение Православной веры», получившая одобрение, как сказано в предисловии, Святейшими Патриархами, Иерусалимским Нектарием, Константинопольским Парфением, Александрийским Иоаникикием, Антиохийским Макарием, и снова Иерусалимским Паисием, и всем соборным священноначалием иерархов.

ОТВЕЧАЮ, во‑вторых, в частности, по поводу каждого из приведенных здесь текстов Писания.

НА ПЕРВЫЙ; Царство небесное есть рай. Смотрите об этом в первой части этой книги, в главе 1, доказательство 5. Об этом поется и в церковной песне: «Прехвальные мученики, вас не утаила земля, но приняло Небо, и отверзлись вам райские двери». Подумайте над тем, какие райские двери отверзлись им, когда их приняло Небо. Сделайте вывод о том, что святая церковь считает небо, райские двери и рай одним и тем же явлением.

НА ВТОРОЙ: Царство небесное есть лоно или недро Авраамово. Читайте толкование Феофилакта на главу 16 Евангелия от Луки, где он говорит следующее: «Недром Авраамовым называется ограждение благих, пристанище праведных, обретших вместо земных бурь Небесную тишину; недром моря обычно называются тихие места со спокойным течением». Смотри Феофилакта, лист 141, толкование Евангелия от Луки.

СПРОСИТЕ: Откуда такое название и почему мы молимся об умерших, чтобы они попали в недро Авраамово?

ОТВЕЧАЮ: Лоно, или недро Авраамово, называется так потому, что сыновья сладко почивают на лоне своих родителей. Все верные и святые – сыны Авраама, который явился первым и наиболее просиявшим в вере и святости, и ему было обещано благословение и блаженство, а в нем – всем верным, о чем написано в Книге Бытия, в главе 22: И благословятся (говорит Бог) в семени (Быт. 22, 18). Поэтому и Павел пишет к Галатам: Познайте же? что верующие суть сыны Авраама (Гал. 3:7). И ниже: Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники (Гал. 3:29).      

НА ТРЕТИЙ: Если вы, противники, говорите, что вместилищем святых душ является рука Божия, спрошу вас, а что есть рука Божия? Рука Божия есть не что иное, как всемогущество Божие, все сотворившее, все содержащее, все премудро устраивающее. Рука Божия та, что есть везде, и на Небе, и на земле, и в аду, и на море, и во всем мире, ибо так говорит Псалмопевец: В    руках Его пределы земли (Пс. 94, 4). Поскольку души праведных в руке Божией, а рука Божия, то есть всемогущество Божие, есть везде, и на Небе, и на земле, и в аду, и на море, скажите нам, будут ли везде и души праведных? Но не будет этого! Ибо мы веруем, что рука Божия, или всемогущество Божие, хотя и везде есть, как уже говорилось, но прежде всего на Небе. Ибо рука Божия и всемогущество Божие есть Сам Бог. Бог же, хотя и везде есть, но прежде всего на Небе, как сказано: небопрестол Мой, а земляподножие ног Моих (Ис. 66:1) Смотри также Деян. 7:4 9. И снова: не клянись (...) небом, потому что оно престол Божий (Мф. 5, 34). И снова: Го сподь на Небесах воздвиг Престол Свой (Пс. 102:19). Но и мы говорим: Отче наш, Который    на Небесах! Поэтому, если Бог на Небе, то и Его всемогущество нераздельно, и рука его, и души святых в руке его ка Небе.

НА ЧЕТВЕРТЫЙ: Если вы, противники, скажете, что место святых душ в жертвеннике или в некоем вместилище под жертвенником, то тем самым вы придерживаетесь нашего Православного Догмата. Этот жертвенник Иоанн видел на Небесах (читайте Апокалипсис и узнаете). Ибо на Небесах пребывали и ныне пребывают души убиенных за слово Божие (Откр. 6, 9). Но и последующие слова подтверждают сказанное нами. Ибо там написано: И даны были каждому из них (душам) одежды белые (Откр. 6:11). Что значит белая одежда для душ, если не слава Небесная? В дальнейшем им велено ждать и второй одежды, на прославление тел, когда во второе пришествие Христово каждая душа соединится со своим телом. Читаем об этом и в главе 7 Апокалипсиса, стих 9: взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть (...) стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих (Откр. 7:9).      

И ниже, стих 14: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежд и свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь (Откр. 7:14‑15).      

СПРОСИТЕ ЗДЕСЬ: Что означает быть душам убиенных под жертвенником?

ОТВЕЧАЮ: Под жертвенником понимайте Христа, поэтому когда Иоанн говорит: я видел под жертвенником души убиенных за слово Божие, то следует это понимать, как то, что он видел души убиенных за исповедание имени Христа. Другие говорят, что Христос есть жертвенник, а души святых мучеников, убиенных за слово Божие, под жертвенником, то есть под Христом, гораздо ниже Его, победившие благодаря помощи и защите Христа и отдающие Ему свои заслуги.

НА ПЯТЫЙ: вызывает только смех ваше утверждение о том, что души святых спят и будут спать вплоть до Судного Дня. Но человек спит целиком, а не только душой. Ибо что такое естественный сон, как не заключение внешних телесных чувств, как учит физиология. Но душа, вышедшая из тела, не имеет телесных чувств и не имеет тела, поэтому спать ей не свойственно и спать она не может. Но и из Писания ясно, что души не спят. Если же они спят, то как души праведных, в древности находившихся в преисподней, были охвачены огромным желанием вырваться оттуда (3 Ездр. 4)? Как пророчествовал Самуил после своего успения и предвозвестил царю Саулу его смерть (Сир. 46; 1 Цар. 28)? Как явились Моисей и Илия после Преображения Господня (Мф. 17)? Как Иоанн видел на Небесах сидящих старцев, облаченных в белые одежды (Откр. 4)? Как души убиенных просили отмщения у Бога, и даны были каждой из них белые одежды (Откр. 6)? И снова: много людей стояло пред престолом и пред Агнцем, облаченных в белую одежду, о которых сказано: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца (Откр. 7:14‑15).      

Из этого и других текстов Писания ясно, что души не спят. Мы знаем, что часто и душа впадает а греховный сон, то есть уныние и небрежение о своем спасении, о котором Псалмопевец говорит: Впала в дремоту душа моя от уныния (Пс. 218:39). Но такой сон душам святых не присущ, особенно после выхода из тела, когда уже невозможно ни грешить, ни делать добро. А если в Евангелии говорится: задремали все и уснули, то это сказано о людях, а не только о душах.

НА ШЕСТОЙ: Говорить и верить, что души умирают вместе с телом, – это саддукейская ересь, ров погибельный, врата, отверстые для всякого беззакония.

Это мнение, принадлежащее Епикурейцам и Саддукеям, посрамил Сам Христос, говоря: Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22:32). И снова говорится: А праведники живут вовеки (Прем. 5:15).      

Претыкание второе      

Господь рассказал притчу о работниках, среди которых одни пришли в виноградник раньше, а другие позже. Вечером же все работники получили равную плату. Хотя они и пришли в разное время, но плату получили одновременно, каждый по пенязю (Мф. 20). В этой притче вечер знаменует воскресение мертвых, пенязь – жизнь вечную. Этот пенязь, то есть жизнь вечную, получат все работники одновременно, то есть после воскресения. Если же души святых на Небе уже ныне, то они получили плату раньше вечера и не вместе с другими. Это противоречит Евангелию.

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ, что плату получат все вместе, одновременно, на Страшном Суде, но плату совершенную, относящуюся и к душе, и к телу, что и знаменует Христос этой Евангельской притчей.

Мы же здесь говорим о частичной плате, которую ныне получают души на Небе без тел прежде последнего Суда Божия.

К тому же следует знать, что всякая притча исполняется не во всем, а только в том, что соответствует цели рассказчика. Так (например), нож, хотя и предназначен для нарезания, но режет не всеми своими частями. Это же ясно видно и в притче о работниках, которые роптали на господина. Вряд ли в Небе будет ропот. Это ясно и из слов, произнесенных Господом: или глаз твой завистлив от того, что я добр (Мф. 20:15)? Вряд ли на Небе будет завистливый глаз. Притча истинна в том, что соответствует цели рассказчика. Остальные слова притчи нужны ради красоты изложения и целостности притчи. Но какова цель этой притчи? Ока состоит в том, чтобы показать: эти работники, одни трудившиеся целый день, другие меньше, все получили равную плату. Притча знаменует, что хотя Отцы Ветхого Завета трудились больше времени, чем отцы Нового Завета, однако все придут к одному и тому же Небесному блаженству. Или, по‑другому: обращающиеся в старости к Богу хотя и меньше трудятся, чем те, кто работает для Бога с юности, однако могут получить не меньшую плату, чем эти.

Претыкание третье      

Апостол говорит: И все сии (Отцы Ветхого Завета), свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бое предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства (Евр. 11, 3 9–40).

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ: Уже из самих Апостольских слов, дабы они не без нас достигли совершенства, каждый может узнать, что Апостол говорит о совершенной плате, подобающей и душе, и телу, и такую совершенную плату все получат в день праведного воздаяния. Мы же здесь говорим не о совершенной плате для души и тела, но о частичной, как говорилось выше.

К тому же, Апостол хотел этими словами дать понять, что Отцы Ветхого Завета, умирая, не получали обещанной вечной жизни до Отцов Нового Завета, но ждали пришествия Христова, чтобы получить его вместе с Отцами Нового Завета. Как бы говорится: ныне они уже получили обещанную вечную жизнь, но прежде пришествия Христа они ее не получали.

Не умолчу и о толкованиях многих других учителей, что это наименование, обещанное, знаменует воплощение Христа, что многократно обещал Бог ветхозаветным Отцам, Аврааму, Исааку, Иакову, Давиду. Поэтому Сам Христос говорит: многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели (Лк. 10:2 4).      

Претыкание четвертое      

В Послании 1 Иоанн говорит: Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется (Христос во втором пришествии), будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть (1 Ин. 3:2).      

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ: Еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, здесь это слово, откроется, не знаменует Христа, который желает явиться, но знаменует, что будем. Как бы говорится: «Еще не открылось, что будем. Когда же откроется, что будем – будем подобны Христу, то есть бессмертием, бесстрашием, будем восхищены на облака, будем пребывать со Христом, и наши тела прославятся. Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его (Фил. 3:21), по слову Павла, и тогда увидим Христа, каким Он есть, не только душевными, но и телесными очами». Этими словами Апостол Иоанн не намеревается показать, что души святых ныне, прежде второго пришествия Христова, не видели Бога, но только то, что до Судного Дня слава святых душ явлена еще не всему миру. Он как бы говорит: «Ныне еще не открылось, что будем. Когда же откроется, что будем, то будем подобны Христу в преображенной плоти нашего смирения».

Претыкание пятое      

В 2 Послании к Тимофею Павел говорит: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его (2 Тим. 4:7‑8). Здесь Павел говорит о будущем времени, даст, то есть на Страшном Суде. Он имеет это в виду, говоря: праведный Судия в день оный.      

Исправление претыкающимся      

Апостол здесь говорит о венце, или о явном мздовоздаянии, на глазах у всего мира, каким оно будет в день праведного воздаяния, когда всякий получит полную и совершенную плату, полагающуюся и душе, и телу.

У нас же речь идет о частном суде, который происходит тотчас после смерти, и о частной плате, которую получают только души прежде Страшного и всенародного Суда Божия.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: