Глава 3. Претыкания о камень мудрствования

 

Претыкание первое      

Суд и истязание добра и зла произойдет в Последний День, поэтому и воздаяние добрым и злым откладывается до этого Последнего Дня. Если же после смерти происходит частный суд с частным воздаянием, то, в чем необходимость второго пришествия Христова и этого Страшного Суда?

Исправление претыкающимся      

Страшный Суд, открытый и всемирный, не исключает частного суда, как и частный суд всемирного. На частном суде получает воздаяние только душа, а на Страшном – весь человек. Первый суд бывает не открыто, но наедине, втайне, второй же будет при позоре всего мира. Поэтому день Страшного Суда называется Днем Господним. Не потому, что другие дни не Господни, но потому, что «тот день действительно будет Днем Господним, то есть являющим пришествие Христа. И как у купцов принято отводить определенный день на получение долгов, который и называется днем воздаяния, не по тому, что это запрещается в другие дни, а потому, что этот день специально отведен для отдания долгов. Так должно рассуждать и в нашем вопросе. Последний день будет Днем Суда и Воздаяния не потому, что в другие дни Бог не судил и не воздавал, но потому, что этот день специально отведен для того, чтобы состоялся всенародный суд и совершенство воздаяния.

СКАЖЕТЕ: Этот последний суд кажется напрасным, поскольку то, что должно быть получено, уже произошло на частном суде. Какая разница, тайно или явно воздается должное?

ОТВЕЧАЮ: Страшный Суд не напрасен, хотя его и предваряет частный, по пяти причинам.

ПЕРВАЯ ПРИЧИНА.

Чтобы стали очевидными Божия правда и милосердие. Ибо Бог сотворил все ради славы Своей. Но поскольку некоторые ныне говорят о Боге неправду и часто видя в нынешней жизни злых в благополучии, а праведных в несчастье, этим соблазняются, обвиняют Бога в несправедливости и не верят в Его промысел. Поэтому Бог установил для Себя особый день, в который Он явственно покажет всему миру великую свою правду по отношению к нечестивым и великое милосердие к благочестивым. Вместе с тем Он покажет, что при великом милосердии к благим он не проявляет суровость или неправду к злым, а при великом гневе на злых он не проявляет лицемерия или неправедных милостей к благим.

ВТОРАЯ ПРИЧИНА.

Что должно прославиться Сыну Человеческому (Ин. 12 23). Должно Христу явиться для прославления в славе Своей, Ему, Который прежде был в бесчестии и который во время своего первого пришествия был судим, как виновный. Праведно будет прийти ему второй раз со славой, как Судия, чтобы исполнилось о Нем сказанное Исаией: предо Мною поклонится всякое колено (Ис. 45:23), о чем упоминает и Апостол, говоря: Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: живу Я говорит Господь, предо мною преклонится всякое колено (Рим. 14:10‑11).      

ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА.

Во славу благих, на посрамление нечестивых. Ибо Бог хочет, чтобы святые, в своих подвигах бывшие позором мира, Ангелов и людей, теперь были явлены миру. Ангелам и людям как победители. Поэтому Апостол Павел, говоря о суде, всегда называет эту причину, как, например, в Послании к Римлянам, глава 2, а также в 1 Послании к Коринфянам, глава 4, и в других местах.

ЧЕТВЕРТАЯ ПРИЧИНА.

Чтобы суду подвергся весь человек и получил причитающуюся ему плату. Ныне же происходит суд только над душами, и принимается только часть награды.

ПЯТАЯ ПРИЧИНА.

Что и благие, и злые дела еще не закончились, так, еретики и поныне, даже скончавшись, не престают творить зло, растлевая мысли благих своими книгами. С другой стороны, до сих пор Апостол Павел не перестает творить благо своим учением и образом, и это же можно сказать и о других.

Апостол говорит и это: Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии (1 Тим. 5:24).      

Поскольку и благие, и злые дела закончатся тогда, когда закончится сей мир, постольку решение будет явлено в самом конце.

Претыкание второе      

Душа и тело работают вместе и потому вместе получают плату. Если же душа награждается раньше, чем тело, такое воздаяние кажется несправедливым, обидным для тела. Например, если двое подвизаются в равной мере, несправедливо вознаграждать одного помимо другого. Или если двое крадут в равной мере, несправедливо наказывать одного помимо другого.

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ПЕРВЫХ: Не говорите о Боге неправду, когда услышите, что душа ублажается без тела. Ибо душа и тело не настолько раздвоены, как двое друзей, одному из которых обидно, если другой получает награду помимо его. Но душа и тело представляют собой целое, состоящее из двух частей. Это целое предпочитает ублажаться хотя бы одной своей составляющей, чем обеими лишаться блаженства. Поэтому тело не претерпевает никакой обиды, так как обидно может тому, кто не хочет, а не тому, кто хочет.

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ВТОРЫХ: Если бы душа и тело были не одно лицо, то телу не было бы обиды оттого, что увенчана только душа, ибо душа действует как начало всех дел. добрых и злых, тело же только некое орудие. Скажу более, что вся сила добрых и злых дел исходит от одной только души, поскольку выбор добра или отказ от зла происходит от произволения, или от воли, располагающейся в оной только душе.

ОТВЕЧАЮ, BO‑ТРЕТЬИХ: Если бы душа и тело действовали хотя и в равной мере, то для тела не было бы никакой обиды в том, что душа без тела ублажается прежде последнего суда. Ибо душа после разлуки с телом способна принять и вместить славу и венец. Тело же после разлуки с душой само по себе не способно ни принять, ни вместить славы Небесной.

Претыкание третье      

Душа Христа после разлучения с Телом не тотчас взошла на Небеса, но вначале спустилась в преисподнюю земли, а после Воскресения Тела поднялась на Небеса. Поэтому и души святых после разлучения с телом отправляются в преисподнюю и пребудут там до воскресения своих тел, после чего вместе со своими телами взойдут на Небеса. Ибо Смерть, Воскресение и Вознесение Христа – это образ наших смерти, воскресения и восшествия на Небо, иначе ученики и рабы были бы более своего Учителя и Господа.

Исправление претыкающимся      

Христос своей Смертью, Упокоением и Воскресением, а также Восшествием на Небеса дал нам образ для нашего тела. Ибо мы, во‑первых, умираем, после этого почиваем в гробу, потом воскреснем и. наконец, подражая Христу, взойдем на Небеса.

А если душа Христа спускалась в преисподнюю прежде, чем взошла на Небеса, то в этом Христос для нас не является образом. Ибо Христос спустился в преисподнюю не для того, чтобы показать нам путь в ад или приготовить нам там место, но чтобы находившиеся там души вывести из тьмы и освободить от смертных уз, и сокрушить и сломить запоры и преграды ада, чтобы туда не опускались души святых.

Претыкание четвертое      

Демоны еще не получили платы мучением и получат ее разве на Страшном Суде, и поэтому они восклицали Христу: пришел Ты сюда прежде времени мучить нас (Мф. 8:29). И снова: И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну (Лк. 8:31). Если же демоны еще не получили платы мучением, то и души святых – платы ублажением, но те и другие получат свою плату на Страшном Суде.

В этом рассуждении о муках демонов мнения Отцов разделились. Одни считают, что прежде Страшного Суда демоны не мучаются и обосновывают это приведенными выше словами Евангелия: пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. И снова: И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.      

Другие же, напротив, говорят, что демоны уже мучатся. Многие демоны еще не в бездне, но пребывают в воздушном мраке, озлобляя людей и доставляя им неприятности, из‑за чего Павел называет их князьями тьмы и поднебесными духами злобы (Еф. 6:12). Однако все демоны мучатся уже ныне, не только лишением славы Божией. но и через органы чувств. Если святые Ангелы, стоящие в правде, ублажаются уже ныне, прежде Страшного Суда, и всегда видят лице Отца (...) Небесного (Мф. 18:10), по Слову Христа, то почему ангелы, не стоящие в правде и враждующие с Богом, не подвергаются суду Божию?

Поэтому уже ныне, пребывая где угодно, они везде носят с собой свою геенну.

Эти разногласия Отцов можно сгладить и соединить следующим образом. Демоны мучаются и прежде Страшного Суда, но мучением не совершенным. После же Страшного Суда они получат полноту, или исполнение своих мук, когда будут заключены в бездне, которой сильно трепещут. Поэтому они и умоляли Христа, чтобы Он не повелел им идти в бездну.

СПРОСИТЕ: Почему же они трепещут бездны, если уже ныне мучаются?

ОТВЕЧАЮ: Думаю, что по таким причинам:

1) Что там получат всю полноту мук, им подобающих.

2) Что там уже не смогут приносить людям вред.

3) Что там не смогут иметь той чести, полагающейся одному Богу, которую они, тем не менее, получают ныне от язычников и Еллинов, от волхвов и чародеев.

4) Что тогда явится все их коварство и лукавство, их слабость и немощь, и такими их увидят все, не только мужи, но и жены, и дети, которым они делали зло.

5) Что они будут судимы не только Богом, но и людьми, по слову Павла: Разве не знаете, что будем судить Ангелов (1 Кор. 6:3)?      

Под конец добавлю следующее. Если бы и было так, чтобы демоны не мучились до Страшного Суда, то из этого не следовало бы, что души святых не ублажаются до последнего дня. Нельзя говорить, что если демоны еще не мучатся, то и души святых еще не ублажаются.

ОТВЕЧУ возражением. Ныне уже ублажаются святые Ангелы, значит, и души святых ныне уже ублажаются. Не лучше ли душам святых последовать в ублажении за Ангелами, чем за демонами в демонском мучении, пребывая в ожидании до Страшного Суда? Однако ублажение Ангелов и святых душ не отложилось и не отлагается, ибо наш милосердный Бог не так скор и непреклонен на отмщение и мучения, как на милости и ублажение.

Окончание      

Завершим этот Догмат словами священномученика Киприана, Епископа Карфагенского, учителя давних времен, жившего в начале третьего столетия от Рождества Христова. Он принял мученический венец за христианскую веру, побуждал к ней других, укреплял христиан, страждущих за Христа, надеждой на получение после своих страданий нетленного венца от Христа. Об этом он сказал во многих местах своих книг. В увещательном Слове к несущим мученический подвиг, в главе 12, он говорит следующее: «Кто соберет все с силы, чтобы из тьмы прийти к свету, будет другом Христа и тотчас со Христом возрадуется. Закрываются глаза в страданиях, но отверзается Небо. Угрожает антихрист, но защищает Христос. Приносится смерть, но наступает бессмертие. Убиенным за Христа, мир сей отнимается, но даруется Небо, угасает временная жизнь, но готовится вечная. Какое блаженство, с радостью уйти отсюда, из тесноты в пространство, из скорби в радость, закрыть поскорее глаза, которые видят людей и мир сей, и открыть их, чтобы видеть Бога, Христа и Ангелов, и поскорее оставить землю и перейти в Царство Небесное». И снова он говорит в Слове о смертности: «Какое же тут место печали? Кто при этом будет тревожиться и беспокоиться, как не тот, у кого недостает надежды и веры? Бояться смерти может только кто не хочет идти ко Христу; а не хотеть идти ко Христу свойственно только тому, кто не верит, что он начнет царствовать со Христом». И ниже: «Итак, если видеть Христа значит радоваться; если не может быть для нас радости без лицезрения Христова: то, какая же слепота ума, какое бессмыслие – любить тяготы, скорби и горести мирские и не спешить к радости, которой никто отнять от нас не может? Происходит же это, возлюбленнейшие братья, от недостатка веры – оттого, что никто не верит в истину обещанного Богом, Который есть истинен и Которого слово вечно и твердо для верующих. Если бы тебе человек знатный и важный обещал что‑нибудь, то ты, конечно, поверил бы его обещанию и не подумал бы, что будешь обманут тем, кого ты всегда знал стойким в своих словах и поступках. Теперь же с тобою говорит Сам Бог – и ты, вероломный, колеблешься недоверчивою мыслью? По исшествии из сего мира Бог обещает тебе бессмертие – а ты в этом сомневаешься? Это значит – вовсе не знать Бога; это значит оскорблять неверием Христа, Господа и Учителя верующих; это значит – находиться в Церкви, в доме веры, и не иметь веры! Между тем руководитель ко спасению и благу нашему, Христос, показывает всю пользу исшествия из века сего; ученикам, которые опечалены были вестью о скорой разлуке с Ним, Он сказал: Если бы вы любили Меня то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу (Ин. 14:28), научая тем и показывая, что мы должны более радоваться, чем скорбеть, когда лица, любимые нами, исходят из вeка сего. Памятуя о том, Апостол Павел так выражается в своем Послании: для меня жизнь – Христос, и смертьприобретение (Фил. 1:21), то есть он считает величайшим для себя приобретением – не быть уже удерживаему сетями мира, не быть подвержену никаким плотским грехам и порокам, избавиться от тяжких скорбей, освободиться от ядовитых челюстей диавольских и, по зову Христа, стремиться к радости вечного спасения». И ниже: Нужно помнить, что мы обязаны исполнять волю не свою, а Божию. О чем Господь и повелел нам молиться ежедневно. Сколь же безрассудно и нечестиво поступаем мы, когда, прося Бога, да будет воля Его, мы, в то время как Он зовет и требует к Себе, не повинуемся тотчас требованию Его воли! Мы упорствуем, сопротивляемся, и приводимся пред лице Господа подобно своенравным рабам, с сетованием и досадою оставляем этот мир по закону необходимости, а не добровольно, и при этом хотим еще получить небесные награды от Того, к Кому приходим по принуждению! Зачем же нам просить и молить: Да приидет Царство Небесное, когда нам приятен земной плен? Зачем, в часто повторяемых молитвах, мы просим о скором наступлении дня Царства, когда сильнее и пламеннее желаем работать здесь на земле диаволу, нежели царствовать на Небе со Христом?» И ниже: «Сколько раз я говорил вам, что не должно оплакивать отрешающихся от настоящего века по зову Господа, веря, что они не погибают, а только предшествуют нам: не должно надевать здесь траурных одежд, когда они уже облеклись там в белые ризы». И ниже: Если мы веруем во Христа, если, по вере в слова Его и обетования, не умрем во веки; то мы должны с радостным дерзновением идти ко Христу. Которым всегда будем жить и царствовать. Ведь чрез временную смерть мы переходим к бессмертию, и вечная жизнь не иначе может настать для нас, как по исшествии нашем отселе. Да это и не есть исшествие, а только переход, или переселение в вечность, по окончании временного пути. Кто же не поспешит перейти к лучшему? Кто не пожелает измениться и преобразиться по образу Христа и скорее достигнуть Небесной славы?» И ниже: «Желать как можно долее оставаться в мире свойственно только тому, кого увеселяет мир, кого лукавый и льстивый век влечет к себе обманчивыми прелестями земного наслаждения. Но христианина мир ненавидит: зачем же ты любишь того, кто тебя ненавидит, и не следуешь лучше за Христом, Который тебя искупил и любит?» И ниже: «Итак, братья, если веруем, не будем оплакивать кончины друзей наших, и, когда наступит день собственного нашего призыва, пойдем неукоснительно и благодушно на голос зовущего нас Господа. Так надлежит всегда поступать рабам Божиим: тем более так надлежит поступать теперь, когда уже разрушается мир, охваченный бурями неприязненных зол. Видя начало тяжких бедствий к зная, что наступят еще тягчайшие, будем почитать величайшим для себя благодянием скорейшее отшествие отселе. Если бы в доме твоем колебались стены от ветхости, тряслась кровля, весь дом, обветшалый и полусгнивший, угрожал близким разрушением, то не выселился бы ты из него сколь можно поспешнее? Сей мир уже колеблется и падает, свидетельствуя о своем разрушении не столько обветшанием, сколько приближающеюся своею кончиною: а ты не благодаришь Бога, желающего избавить тебя от таких бед? Надобно размышлять, братья, и часто думать о том, что мы отреклись от мира и находимся здесь временно, как гости и странники. Будем же благословлять день, который, разрешив от уз мира сего, возвращает нас в рай и в Царство Небесное. Кто, находясь на чужой стороне, не спешил бы возвратиться в отечество? Кто, плывя по морю, не желал бы пристать к берегу, к своим? А мы отечеством своим почитаем рай, там, где Отец, к которому мы обращаемся ежедневно: Отче наш, Который на Небе! Там наши родители, братья, родственники, друзья и знакомые, нас ожидает там великое множество любезных нам, кои, не страшась уже за свою безопасность, заботятся еще и о нашем спасении. Почему же мы не стремимся увидеть наше отечество и поцеловать наших родителей? Увидеть их, обнять – о, какая это радость для них – вместе и для нас! Какое там веселие в Царстве Небесном, где нет уже страха смерти, какое высочайшее и всегдашнее блаженство при вечной жизни! Там славный лик Апостолов, там сонмы радующихся Пророков, там бесчисленное множество мучеников, Там непрестанное веселие, радость и бесконечное торжество сохранивших заповеди Господни, победивших вожделения плоти, благотворителей, которые, снабжая щедрыми подаяниями нищих, свои временные земные сокровища перенесли в неиссякаемые небесные сокровищницы. к ним‑то поспешим, возлюбленнейшие братья, с пламенным желанием – быть скорее с ними, скорее получить вечные блага, придя к Господу нашему Иисусу Христу, Которому вместе с Отцом и Святым Духом слава, честь и поклонение во веки веков, аминь.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: