Глава 3. Твердость камня веры от свидетельств богоносных Святых Отцов

 

Святой Дионисий Ареопагит, современник Апостолов, в книге «О Церковном священноначалии», описывая чин Святой Церкви для умерших, учит, что молитвы святых за других людей имеют свою цену и силу перед Богом не только после смерти, когда их святость и праведность очевидны, но и в этой жизни. И поэтому иерей, презрев по своему человеколюбию грехи, содеянные отошедшим из жизни, так как никто, как написано Пророками, не свободен от порока, смиренно молит благостыню Божию, чтобы преставившемуся были отпущены прегрешения, случившиеся по человеческой немощи, и чтобы он отошел в страну живых, на лоно Авраама, Исаака и Иакова, в место, где нет болезней, печали и вздохов».

Вы же, противники, обратите внимание на то, что молиться об умерших – это давний обычай.

Священномученик Киприан, Епископ Карфагенский, учитель Церкви, живший в начале третьего столетия, в своем Послании к Клиру и народу Фурнитанскому настойчиво увещевает, чтобы, умирая, никто не называл в своем завещании священника душеприказчиком и попечителем оставшегося имения» чтобы никто не связывал себя житейскими хлопотами. Приводя в пример древних Левитов, он говорит: «Посему‑то Епископы, наши предшественники, по благочестивом размышлении и со спасительной предусмотрительностью постановили, чтобы никто из братьев, умирая, не назначал священника опекуном или душеприказчиком, а если бы кто это сделал, то не должно быть ни приношения за него, ни совершаться торжественной жертвы об его упокоении».

Вы же, противники, обратите внимание на давность обычая приносить жертвы за умерших. Книга святого Киприана, самими вами же изданная в городе Базеле, стараниями вашего учителя, а нашего супостата Эразма Роттердамского. Текст, приведенный здесь, находится в Книге 1, в Послании 9, лист 35.

Василий Великий, столп благочестия, поминает усопших во многих составленных для Святой Церкви молитвах, а особенно в своей Литургии, на основе составленной Апостолом Иаковом, которую, как очень длинную, он сократил, что сделал впоследствии Златоуст уже по отношению к Литургии Василия. В своей Литургии святой Василий, после освящения Страшной Жертвы, творит такую молитву: «Молитвами всех святых Твоих посети нас, Боже, и помяни всех, прежде усопших, в надежде воскресения и вечной жизни». И ниже, молясь об упокоении и оставлении грехов душам рабов Божиих, поименно, говорит: «В светлом месте, где нет печали и вздохов, упокой их, Боже наш, и упокой в том месте, которое освещено светом Лица Твоего». Это же происходит и в Литургии Златоуста.

Святой Ефрем, современник Василия Великого, боговещанный учитель, на исходе жизни, наставляя, по своему обыкновению, учеников, в своем Завещании настойчиво умоляет их поминать его после своей смерти: «Ныне, – говорит, – хочу, братия мои, завещая, оставить вам поучение, чтобы вы укреплялись в вере и после моего исхода помолились обо мне». И ниже: «Придя ко мне, о, братия мои, отдайте мне последний долг и отпустите меня, поскольку я, ослабевая, ухожу. Поминайте же меня, убогого, в ваших святых благоприятных молитвах, и во всяком молении, ибо в суете и грехах оканчиваю я свою жизнь». И ниже, повелевая раздавать за себя милостыню, он говорит: «Мужи, живущие во Ефесе, принесите плоды своей правды, если каждый что‑либо запомнит обо мне, сохраните в вашей памяти, чтобы я, удостоившись такой чести, получил бесценный сосуд, наполненный вашими поминовениями, достойный итог вашего плодотворного произволения. Говорю вам, что остающиеся живыми нищие и сироты, вдовы и бедные, бездомные и нагие, и голодающие, и утомленные помогут спасению, поминая меня вместе с вами». И ниже, ясно говорит: «Молю вас, не погребайте меня с благовониями. Нет пользы от таких почестей, а только бесславие, ибо что значит каждение ароматами гнили и земному праху? Но наполните дымом каждения благовониями дом Господень, этим вы и мне поможете своими молитвами, и Богу отдадите подобающие Ему благоухания. Меня же, утомленного болезнью, погребите с рыданиями, и вместо благоухающих благовоний и ароматов помолитесь обо мне, поминая меня в них». И ниже: «Приблизьтесь же ко мне, братия, и, протянув руки, обнимите меня, ибо сильно оскудел мой дух, и творите обо мне псалмы и молитвы, подавайте ради малости моей приношения. А когда исполнится четыредесятница, сотворите мою память. Ибо мертвые получают благодеяние, когда поминаются живыми. Обратите внимание, что подобное происходит с растениями, созданными Богом: вначале гроздь на лозе незрела, когда же созреет, из нее сделают вино и наполнят им сосуды и принесут в дом. Подобное тому, что произойдет со мной, можно сказать и о посаженном луке: высаженный в поле, он прорастает зеленью, и так усохшее принесет в дом плод. Если это можно сказать о неодушевленных предметах, то тем более об усопших, которые чувствуют, когда за них подают приношения».

Эти и многие другие поучения о поминовении мертвых смотри в завещании святого Ефрема в его Книге, издание Московское, лист 489. Но приступим, наконец, к вселенскому учителю Златоусту.

Святой Иоанн Златоуст (помимо своей Литургии, где трижды в молитвах поминаются усопшие, как сказано выше) учит благочестивому благотворению усопшим во многих местах своих золотых Бесед и Нравоучений, и я вспомню здесь только некоторые из них.

В Беседе 41 на Первое Послание к Коринфянам, на главу 15, он говорит следующее: «Впрочем, если он умер грешником, то и в таком случае надобно радоваться, что прекратились грехи его и что он не приложил еще зла ко злу, и помогать ему, сколько возможно, не слезами, а молитвами, молениями, милостынями и приношениями. Все это установлено не напрасно; не напрасно мы совершаем при Божественных Таинствах поминовение об умерших и ходатайствуем за них, умоляя предлежащего Агнца, вземшего грехи мира, но для того, чтобы им было от того некоторое утешение; не напрасно предстоящий перед жертвенником, при совершении Страшных Таинств, взывает обо всех, во Христе усопших и память о них творящих. Если бы о них не совершались поминовения, то и не произносились бы эти слова. Наши действия – не сценические представления, – да не будет – они совершаются по устроению Духа. Будем же помогать им и совершать о них поминовение. Если детей Иова очищала жертва отца, то почему ты сомневаешься, что, когда и мы приносим жертву за умерших, им бывает некоторое утешение? Бог часто подает благодать одним за других. Это объяснил Павел, когда сказал: дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас (2 Кор. 1:11).

Не поленимся же помогать умершим приносить за них молитвы, потому что предстоит общее очищение вселенной. Потому мы и молимся тогда с дерзновением обо всей вселенной и именуем их вместе с мучениками, исповедниками и священниками. Мы все одно тело, хотя члены – одни других превосходнее. Так, отовсюду возможно снискивать им прощение, и от молитв, и от приносимых за них даров, и от призываемых вместе с ними.

Почему же ты скорбишь, почему плачешь, когда столько можешь снискать прощения умершему?»

Святой Златоуст также говорит в Беседе 3 на Послание к Филиппийцам, на главу 1: «Итак, будем оплакивать их, будем помогать им по силам, придумаем для них какое‑либо пособие, хотя небольшое, однако ж могущее помочь. Как и каким образом? Сами молясь, и других убеждая молиться за них, всегда подавая за них бедным. Это доставить некоторое облегчение. В самом дел, послушай, что говорит Бог: И защищу город сей ради Себя и ради Давида, раба Моего (4 Цар. 20:6). Если память только праведника была столько сильна, то как не сильны будут дела, творимые за усопшего? Не напрасно установили Апостолы, чтобы при совершении Страшных Тайн поминать усопших: они знали, что от этого много им выгоды, много пользы. Когда весь народ и священный лик стоит с воздеянием рук и когда предлежит Страшная Жертва, то как не умолим Бога, прося за них?»

Златоуст также в Беседе 21 на Деяния Апостолов, на главу 9, пространно поучает не плакать о смерти благонравного человека, если он перейдет из многомятежной жизни в покой вечный. «Но плакать, – говорит он, – должно об умершем грешнике». Он говорит: «О нем ли не будем плакать, скажи мне? Его ли не постараемся похитить от опасностей? Есть, подлинно есть возможность облегчить его наказание, если пожелаем. Так, если будем совершать за него частые молитвы; если будем подавать милостыню, – то, хотя он сам был и недостоин, Бог услышит нас. Если ради Павла Он спасал других, и ради других милует иных, то не сделает ли того же самого и ради нас?» И ниже: «Не о памятниках, не о надгробных украшениях будем заботиться. Ты собери вдовиц – вот наилучший памятник! Скажи (им) имя (покойного); пусть все творят за него молитвы и моления. Это преклонит на милость Бога, хотя и не он сам, а другой за него совершает милостыню. Это сообразно с человеколюбием Божиим. Стоящие вокруг и плачущие вдовицы могут спасти если не от настоящей, то от будущей смерти».

И ниже: «Много путей ко спасению даровал нам Бог; только бы сами мы не были нерадивыми. Но что, скажешь, если кто беден? Опять скажу, что о достоинстве милостыни судится не только потому, что дается, но и по усердию. Но давай только меньше того, сколько можешь, и исполнишь все». И ниже: «Не напрасно бывают приношения за умерших, не напрасно молитвы, не напрасно милостыни. Все это установил Дух, желая, чтобы мы приносили друг другу взаимную пользу. Смотри: тот получает пользу чрез тебя, а ты получаешь пользу ради него. Ты истратил имущество, решившись сделать доброе дело, – и ты для него стал виновником спасения, а он для тебя (виновником) милостыни. Не сомневайся, что это принесет добрый плод. Не напрасно диакон возглашает и об усопших во Христе, и о тех, кто совершает о них память. Не диакон изрекает эти слова, но Дух Святой». Златоуст заканчивает эту Беседу следующими словами: «Зная это, будем помнить, какие утешения мы можем доставить умершим, – вместо слез, вместо рыданий, вместо надгробных памятников милостыни, молитвы, приношения, – чтобы и им, и нам сподобиться обещанных благ».

Также святой Златоуст в книге «Маргарите», в Слове 11 о памяти усопшим, от лица умершего обращается к живым: «Будьте здоровы и молитесь обо мне, благотворя, ибо я отправляюсь в путь, по которому никогда не ходил», и так далее.

Из этих слов Златоречивого вселенского учителя, второго проповедника покаяния, совершенно ясно, даже если бы у нас и не было других доказательств, что можно полностью утвердиться в этом Православном Догмате. Согласно которому за умерших должно молиться, подавать милостыню и приносить бескровные жертвы. Однако чем больше свидетелей истины, тем она становится яснее.

Святой Иоанн Дамаскин написал об этом Догмате обширную Беседу, размеры которой не позволяют привести ее в этой книге полностью, однако, как из просторного сада, соберу букет из растущих там цветов.

1) Для утверждения этого Православного Догмата святой учитель приводит тексты Священного Писания, а именно, главу 12 из Второй Книги Маккавеев, о чем мы также говорили здесь в главе I. Это также подтверждается Апостольским учением, а также учением святых Отцов, таких как Дионисия Ареопагита, ученика Апостола Павла, и Григория Богослова, в Слове на погребение своего брата Кесария. Он также ссылается на Златоуста, который часто говорит об этом, а также на Григория Нисского. За этими достойными предводителями следует и сам святой Дамаскин.

2) Святой Дамаскин говорит: «Так и всегда милостью будет побеждаться осуждение даже до последнего воздаяния, когда не будет времени для помощи и человек останется только с одним бременем своим. Но теперь – время купли, время трудов, – и блажен тот, кто не ослабевает, не изнемогает упованием; наипаче блажен тот, кто подвизается и за себя, и за ближнего. Господу то особенно и приятно, чтобы каждый старался помогать ближнему. Милосердный того и хочет, чтобы каждый из нас благотворил другому и в жизни, и после смерти. Ибо не напрасно с Апостольских времен Святая Соборная Апостольская Церковь сохраняет предание о том, что должно поминать умершего в третий, в девятый и сороковой день, и в годовщину смерти».

3) Святой Дамаскин говорит: «А если говорится в Писании, что каждому воздастся по делам его, а также что человек посеет, то и пожнет, то это было сказано о втором пришествии Христа и о Страшном Суде и о кончине мира. Тогда уже не будет времени подать помощь, и напрасно будет всякое призывание. Когда пройдет время купли‑продажи, не будет ни корысти, ни стяжания. Где тогда найти нищих, богоугодные дела, псалмопение и приношение Бескровной Жертвы? Итак, до того, как это время наступит, постараемся помогать друг другу и позаботимся о то, чтобы воздавать долг дружеской любви Богу, любящему человеческие души, ибо это совершенная и подражающая Христу любовь.

4) Святой Дамаскин говорит: «Дивен Ты, Господи, и дивны дела Твои. Хвалим Твои несказанные милости, ибо Ты всегда готов оказать милосердие, и Ты Сам подал пример Своим рабам, чтобы помогать друг другу, и когда мы делаем приношения во славу Твою, Ты воздаешь нам бесконечными дарами».

5) Говорит там же: «Никто из вас, братия и отцы, да не усомнится в огромном значении воздаяния, которое приносится Богу от горячей веры. Как тот, кто помазует больного благоуханным миром, в первую очередь сам становится причастником этого благоуханного помазания, так и тот, кто заботится о спасении своего ближнего, прежде всего заботится о самом себе, а во вторую очередь благодетельствует своему ближнему. Не был бы праведным Господь, если бы забыл благое дело, как говорит Апостол».

6) Святой Дамаскин ссылается также на Афанасия Великого, который в своем Слове об усопших написал следующее: «Когда будет где‑либо лежать мертвый, то есть во Христе усопший, не поленись принести за него свечи, фимиам и елей, призывая Христа Бога. Это приятно Богу, Который воздаст тебе намного больше, чем ты приносишь. Елей и свечи заменяют всесожжение. Бескровная Жертва – это умилостивление Бога. За милостыней и подаяниям нищим и убогим последует богатейшее воздаяние. Тот, кто делает приношение за усопшего, пускай считает, что он поступает так, как если бы кто‑нибудь, имея больного ребенка, приносил в Храм Божий свечи, елей и фимиам с верой в его выздоровление, с мыслью о том, что это как бы сам этот ребенок делает это приношение своей рукой. Так бывает и при святом крещении, когда отрицания и обеты даются вместо крещаемых младенцев. Так и тот, кто делает приношение за усопшего во Христе, пускай думает и представляет своими умными очами, что свечи, елей, фимиам и прочее он приносит для умилостивления Бога вместо умершего. Делающий так не обманется в своем уповании на Божию благодать». Так возвестили своими святыми устами все богоглаоливые Апостолы, учители Церкви и служители Божественных Таинств, богодухновенные Отцы и научили нас, что Бескровные Жертвы, молитвы и псалмопения, милостыни и другие блаженные поминовения очень помогают усопшим. И этот благочестивый обычай утвердился Божией благодатью вплоть до нынешнего времени, от востока солнца до запада, от юга до севера, не без помощи Божией и славы Царя царствующих, и с каждым днем он укрепляется все более.

НО СКАЖЕТЕ: Если это так, то все будут спасены и никто не будет отвергнут.

О, если бы так и было! Этого одного Бог, источник всякой милости, жаждая, жаждет, ищет и желает. Об одном только Он радуется и веселится, что никто не будет лишен Его Небесных даров. Скажите мне, разве Он приготовил почести и венцы для Ангелов? Разве ради Ангелов Он сошел с Небес и воплотился от Непорочной Девы, и принял облик раба, вкусил страданий и смерти? Разве Он Ангелам сказал: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам (Мф. 25:34)? Кто, устраивая всенародный пир, не захочет, чтобы пришли все званные?

7) Святой Дамаскин говорит: «Желаю себе и всем моим друзьям, чтобы мы могли помочь себе сами, насколько это возможно, чтобы в нас не осталось ни капли греха. Но если я уйду из мира сего несовершенным, молю Тебя, Господи, Источник милосердия, преклони друзей моих и тех, кто любит меня, согрей их сердца и помышления, чтобы своими благими молитвами и угодными Тебе делами помогли мне и уничтожили после смерти мои пороки, если они пристанут ко мне по немощи человеческой. При этом молюсь Тебе, Боже, Владыка и всех просимых нами благ щедрейший Податель, чтобы, когда Ты придешь, не явилось бы никакое прегрешение, большое или малое, во мне и во всех, кто верует в Тебя».

8) Святой Дамаскин приводит слова Златоуста, который говорит следующее: «Если в этой жизни ты не все сделал для спасения твоей души, то на пороге смерти возложи этот долг на твоих родных, чтобы оказали тебе помощь, когда ты умрешь, добрыми делами, то есть милостынями и Бескровными Жертвами, которыми умилостивляется Бог. Все это очень приятно Богу».

9) Снова святой Дамаскин приводит слова Златоуста, который говорит так: «Запиши в своем завещании, вместе с твоими сыновьями и родственниками, сонаследника Христа, и на хартии твоей, как и имя Судии, запиши память убогих, за которых я поручаюсь. Однако это не значит, что я стану препятствовать тебе раздавать милостыню, когда ты жив, а откладывать это до смерти, что было бы безумием и противоречило закону Божию. Я скажу совсем другое, а именно, что вести благочестивую жизнь, любить Христа, всячески очищать себя добрыми делами, быть непричастным всякой скверны и повиноваться светлым заповедям Господним, это важное дело и приятное Богу, чтобы, когда придет смертный час, каждый мог сказать Господу с надеждой: Готово сердце мое. Боже, готово сердце мое (Пс. 107:2), и выйти навстречу Ангелам. Но поскольку, как говорит Господь, мало кто спасается, и даже не просто утверждает это Божия Премудрость, но как бы говоря с удивлением: «Почему так мало спасающихся?» Поэтому мы, зная, что не многие спасаются в этом первом чине, надеемся на второй чин, утверждаясь на Апостольских и Отеческих преданиях. Мы делаем это для того, чтобы усопшие по милости Божией получили помощь, чтобы умножилась любовь и утвердилась надежда на воскресение, чтобы верой укрепилась молитва к Богу, чтобы как можно больше людей приходили в Храмы Божии для благотворения и раздавали милостыню нищим».

10) Святой Дамаскин говорит: «Но кто‑либо скажет о странниках и нищих, не имеющих родственников, которые после позаботились бы о них, и не могущих оставить части на совершение Литургии и милостыни: «Что же должны делать эти? Неужели за то, что они бедны и не имеют таких, которые попеклись бы о них, они лишатся спасения? Неужели Бог будет столь неправосуден, что имеющему даст, а неимущему не даст ничего?» Да умолкнет всякий, делающий такое несправедливое заключение. Правосуден Владыка или, лучше и правильнее сказать, Он‑тοи есть Сама Правда, Мудрость, Благость, Сила. Посему, как праведный, Он воздаст неимущему с избытком; как премудрый, Он восполнит скудость ума; как всемогущий, Он сокрушит крепкого и укрепит бессильного; будучи благ, Он спасет создание рук Своих, исключая только тех, которые явно принадлежат к числу отверженных, поправших правую веру. Все это творится праведным Божиим Правосудием, восполняющим скудость милостью, благостью и щедротами. И если кто окажется совсем неимущим, то и в его оскудении проявится истинное правосудие Божие».

Я бы, по скудоумию своему, добавил бы еще, что Святая Церковь и тем благодетельствует, кто, умирая, не имеет тех, кто бы позаботился о нем после смерти, ибо и за них молит Бога, и на Литургиях, говоря: «Помяни, Господи, всех усопших в надежде воскресения, вечной жизни», и на вселенских панихидах, и на ектениях, когда говорится: «Помяни, Господи, Православных, покоящихся здесь и повсюду». Но не дерзаю добавлять что‑либо свое к Беседе святого Дамаскина, чтобы не подумали, что я ставлю свечу при свете яркого солнца.

11) Святой Дамаскин говорит: «Но поскольку некоторые впадают в противоположность, ссылаясь на вселенского светильника Василия Великого, который говорит: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает (Гал. 6:7). Мертвого, – говорит Господь, – к жертвеннику не приноси Мне, а приноси живую жертву. Вряд ли ты можешь питать остатками свой трапезы честных собеседников, царских особ, поскольку в приносимых излишках и остатках не ничего хорошего. Если до сих пор не дерзал делать это, то как не стыдишься, умирая, приносить остатки своему благодетелю»,

ОТВЕЧАЮ, что Василий Великий и говорит, и учит хорошо и правильно. Но посмотри внимательно, к кому он обращает эту беседу: к лихоимцам и ворам, к злопамятным, к немилосердным и далеким от благотворения, о чем свидетельствует сам святой Василий этими словами: «Каменному сердцу говорим это: если ты в жизни сей работал сластолюбию, плотоугодию и удобствам и не желал видеть нищих, какую плату за твои дела получишь после смерти?» И снова: «Дом ближнего для меня неприкосновенен, лихоимец же не знает предела и пожирает все наподобие огня или наподобие быстро устремляющегося водного потока, сметающего все преграды». Отсюда ясно, о ком говорит Василий Великий, а именно, о жестокосердых и не склонных к благотворению нищим, но, более того, пожирающих у убогих все, что у них есть, как показывает эта Беседа святого мужа.

12) Оканчивая свою Беседу, святой Дамаскин говорит: «Приложим же все усилия, чтобы в страшный и ужасный день второго пришествия Господня ближние не укорили нас в небрежении о них, – особенно тех из нас, которым они вверили попечение об их имуществе и оставили его. И да не подумает кто‑либо, что на том страшном собрании мы не узнаем друг друга: как деяния всех тогда будут открыты, так и лица будут всем знакомы, пока совершится последнее разлучение всех. Но откуда, – скажешь, – я узнаю это? Послушай Владыку Христа, Который ясно говорит о Лазаре: «Богатый поднял глаза, увидел нищего Лазаря на лоне Авраамовом, а также узнал и самого Авраама» (Лк. 16). И не говори мне, что сказанное о Лазаре всего лишь притча, ибо Христос Бог часто являл в виде притчи то, что в действительности было, есть или будет».

Это краткое изложение обширной Беседы, которую написал святой Дамаскин, в завершение своих четырех книг о Православной вере, желающий может прочесть там и получить полное удовольствие от первоисточника.

Святой Кирилл, Патриарх Иерусалимский, в Мистагогическом Катехизисе, раздел 5, говорит следующее: «Мы молимся на Литургии о наших усопших, веря, что души получают большую пользу, когда за них приносится на жертвенник эта Святая и Страшная Жертва. Но поскольку многие сомневаются в пользе поминовения усопших и молитвы на Литургии за душу, отошедшую в грехах, отвечу на это следующим образом. Если бы некий царь разгневался на кого‑либо и отослал его в изгнание, то родные и близкие изгнанника, приготовив некий очень дорогой венец, принесли царю за этого изгнанника, и вряд ли бы он не получил от этого какой‑нибудь пользы. Так и мы, молясь об усопших, готовим не венец, но приношение, превосходящее всякую цену, то есть приносим в жертву Христа, взявшего на Себя грехи мира, чтобы получить милость и себе, и усопшим у Царя царствующих.

Святой Епифаний, Епископ Кипрский, в 75 Слове о ереси учит так: «Нет ничего полезнее для усопших, как поминать в молитвах их имена. Ибо те, кто остались и живы, верят, что ушедшие и усопшие не превратились в ничто, но у Бога живы. И как Святая Церковь учит молиться с верой и упованием о путешествующей братии, и молитвы эти для них полезны, так следует рассуждать и об ушедших из мира сего».

Святой Иоанн Милостивый, Патриарх Александрийский (как пишется в его житии) был очень милостив не только к здоровым, но и к больным, которым часто сам служил и посещал умирающих, помогая им своими молитвами на исходе их. Он часто сам совершал за умерших Божественную Литургию и говорил, что Божественная Литургия, совершаемая за умерших, очень помогает душам. Он рассказывал историю, происшедшую в давние времена в Кипре: «В Персии был некий пленник родом с Кипра, о котором его родителям, живущим на Кипре, было сказано, что он умер. Они оплакивали его, как умершего, и поминали его трижды в год, принося в Церковь на Божественную Службу дары за его душу. Через четыре года их сыну удалось освободиться из плена и вернуться домой. Увидев его, родители удивились, думая, что он восстал из мертвых. Радуясь его освобождению, они рассказали ему, что поминали его трижды в год. Сын спросил, в какие дни они поминали его. Они сказали, что в день Богоявления, Пасхи и Пентикостии. Услышав это, он вспомнил, что в эти дни к нему в темницу приходил некий муж со свечой, и оковы спадали с его ног, и он был свободен. В другие же дни он снова становился узником, содержащимся в оковах».

Святой Авва Макарий имел большое усердие к молитве за умерших. Одиноко идя по пустыне, он нашел высохший человеческий череп, лежащий на земле. Святой старец хотел узнать, приносят ли пользу умершим его молитвы, усердно помолился Богу об этом и сказал черепу: «Скажи мне, кто ты?» И отвечал череп: «Я был главным жрецом идолов, находившихся на этом месте; ты же авва Макарий, исполненный Духа Божия. Когда ты милосердно молишься о тех, кто пребывает в муках, мы ощущаем некую отраду».

Об этом пишет святой Дамаскин в своем Слове об усопших, а также Руфин, создатель жития святого Макария, и Палладий в Истории Лавсиадской. Смотри в житии святого Макария, 19 января.

Тебе не покажется это невероятным, если вспомнишь о всемогуществе Божием, когда Он сделал так, чтобы из камня и из сухой челюсти истекла вода, чтобы заговорил Валаамов осел; и почему тогда Он не может наделить череп духом речи?

Афанасий Великий в вопросе 34, к Антиоху, вопрошает: «Получают ли души преставившихся пользу от молитв живых?» И отвечает, что получают большую пользу.

Святой Григорий Назианзин в Слове на погребении своего брата Кесария, в конце, говорит: «Предадим Богу души, и свои, и души тех, которые ушли раньше нас, молясь за них».

И там же сам святой учитель молится о душе своего преставившегося брата Кесария.

Святой Феофилакт в толковании на главу 12 Евангелия от Луки говорит: «Скажу, что приношения и милостыни за умерших приносят немало добра тем, кто умер в тяжелых грехах».

Святой Амвросий в Книге 2, в Послании 8 к Фаустину о преставлении своей сестры говорит, что о ней должно не так плакать, как молиться. Подобное этому святой учитель говорит в своих Беседах о смерти царя Феодосия, царя Валентиниана и смерти Сатира. Во всех этих Беседах он обещает молиться о душах преставившихся и приносить Бескровные Жертвы.

Евсевий в Книге 4 о житии Константина Великого говорит, что он (Константин) очень хотел, чтобы его похоронили в специально выстроенном храме, чтобы быть причастником многих молитв.

Феодорит в Книге 5 по истории, в главе 26, пишет о том, как царь Феодосий, припадая к мощам святого Иоанна Златоуста, молился о душах своих уже умерших родителей, царя Аркадия и Евдокии.

Глава 4      

Твердость камня веры от доказательства, основанного на Священном Писании      

Доказательство первое      

Члены одного тела, оживающего под одной главой, взаимно заботятся друг о друге и, когда надо, помогают.

Поэтому и в пословице говорится, что рука руку омывает, и нога ногу подкрепляет. Об этом говорит и Апостол Павел: дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены: славится ли один член, с ним радуются все члены (1 Кор. 12:25‑26).      

Поскольку и мы, как живые, так и во Христе преставившиеся, члены одного церковного тела, прилепимся же ко Христу, Который есть глава этого тела, как учит Апостол Павел, говоря: Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело (1 Кор. 12:12‑13). А также говорит в другом месте: Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены (Рим. 12:4‑5). Что же из этого следует? А то и следует, что мы, живые, должны заботиться о преставившихся, как члены заботятся о других членах того же тела, соединяясь и сообщаясь под одной главой.

И не говорите мне, что усопшие во Христе после смерти уже не члены Церковного Тела, под главой Христом, этого никто не говорил, ибо смерть по плоти не отделяет от Христа, а только смерть по душе, то есть осуждение на вечные муки. Усопшие же во Христе, хотя и отошли от нас по своему естеству, однако соединены с Богом и с нами верой, надеждой и любовью.

Доказательство второе      

Есть четыре образа того, как верующие, будучи членами Тела Христова и имея между собой взаимное соединение и общение, могут иметь о себе заботу.

А) ОБРАЗ: Когда живые заботятся о живых. Так, святой Павел заботился о Коринфянах, молился о Колоссянах и во всем изнурял всего себя: Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы и я не воспламенялся? (2 Кор. 11:29).      

Б) ОБРАЗ: Когда умершие заботятся об умерших. Так, Авраам принял Лазаря на лоно свое (Лк. 16:23). Так, умерший Елисей воскресил другого умершего (4 Цар. 13).

В) ОБРАЗ: Когда умершие заботятся о живых. Так, видели Иеремию и Ионию, когда они молились об Израильтянах (2 Мак. 15).

Г) ОБРАЗ: Когда живые заботятся об умерших. Так, Иуда Маккавей всячески заботился о том, чтобы за грехи умерших приносилась жертва Богу (2 Мак. 12).

Все это показал на Себе Сам Христос, Бог наш, все четыре образа.

ПЕРВОЕ: Когда Он был жив, он заботился о живых, не только о Своих Апостолах, но и о других, отпуская грехи, исцеляя больных, очищая прокаженных, прогоняя бесов, о чем ясно говорится в Евангелии.

ВТОРОЕ: Когда Он умер, то принес много пользы мертвым, когда сошел в преисподнюю, принес утешение умершим и освободил их от уз (1 Пет. 3:19; Деян. 2). И когда открылись гробы, многие тела усопших святых воскресли (Мф. 27:52).      

ТРЕТЬЕ: Будучи живым, Он сделал много полезного для мертвых, так как воскресил девицу (Мф. 9) и юношу (Лк. 7), а также четверодневного Лазаря (Ин. 11). Смотри также Евр. 7:25.

ЧЕТВЕРТОЕ: Будучи мертвым, он принес огромную пользу живым, когда Своей смертью он даровал нам жизнь, и поныне Он для нас ходатай к Богу Отцу (1 Ин. 2:1).

Что же из этого следует? А то и следует, что мы должны этот четырехчленный образ благодеяния ближнему насколько возможно хранить и по силе нашей следовать за Христом (1 Пет. 2:21). Ибо Христос пострадал за нас, оставив нам образ, чтобы мы следовали Его Стопам. Итак, если Христос, будучи живым, заботился не только о живых, но и о мертвых, и сделал для них много полезного, то и мы, насколько у нас хватает сил, должны так поступать и помогать по силе нашей не только живым, но и мертвым.

Доказательство третье      

Вся Православная Церковь, которую Апостол называет столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15, учит нас молиться за умерших. И может ли Святая Соборная Церковь в своем общем установлении и узаконении иметь нечто противоречащее Православной вере? Если может, то ложными будут Слова Христа: на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18). Но скорее солгут противники, чем Христос, более того, скажу, что скорее небо и земля прейдут (Мф. 24:35), чем Слова Христа.

А если в Святой Церкви установлено молиться за усопших, ясно, что это отражено в церковном чине и уставе.

ПЕРВОЕ: На всенощной, когда говорим: «Помяни, Господи, будучи благим, рабов Твоих, и, если они согрешили в жизни, прости». И снова: «Глубиной мудрости», и так далее. И снова: «Со святыми упокой, Христос, души рабов Твоих», а также в ектении, которую произносим в конце всенощной.

ВТОРОЕ: На утрене в великой ектении: «Помилуй нас, Боже».

ТРЕТЬЕ: На Литургии трижды, на проскомидии, на ектении после чтения Евангелия, а также после освящения честных даров.

ЧЕТВЕРТОЕ: На вечерне в великой ектении: «Помилуй нас, Боже».

ПЯТОЕ: На повечериях, и в кондаках за усопших, и на ектении, произносимой в конце.

ШЕСТОЕ: На вселенских и частных панихидах.

СЕДЬМОЕ: На третинах, десятинах, сороковинах, годовщинах.

ВОСЬМОЕ: На погребениях.

ДЕВЯТОЕ: В день Пентикостии, или в праздник сошествия Святого Духа, в коленопреклоненных молитвах.

Теперь положим на весы истины поминовение усопших и их забвение. Первое делает наша Православная Церковь, столь часто поминая умерших и молясь за них Богу.

Второе же есть мудрование противников, погребающее умерших в вечном забвении. И разве не видно, что первое – это дело христианского благочестия, второе же – жестокосердия и бесчеловечности. Первое происходит от Апостольского установления. Второе – от еретического любопрения. Послушайте, что говорит Златоуст к Филиппийцам в 3 Беседе: «Не напрасно было узаконено Апостолами поминать отошедших во время Страшного Таинства. От этого они получают очень многое, большую пользу».

Доказательство четвертое      

Исполнение закона Христова состоит в том, чтобы носить тяготы друг друга, как говорит Павел: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6:2). Но разве может быть большая потребность в исполнении этого закона, чем в случае смерти, когда душа, исшедшая из тела и обремененная тяжестью долгов, не может помочь сама себе и уплатить долги. Там затворяется дверь покаяния и связываются деятельные силы к благотворению, как было сказано выше. Осталась только одна надежда на нас, живых, которые понесли бы бремя нуждающегося друга молитвами, милостыней, и особенно Бескровными Жертвами, Если будем пренебрегать этим, какой ответ воздадим? Какую получим милость, не совершив милости? Послушайте, что говорит Христос: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и a субботу (Лк. 14:5)? Если вы так заботитесь о бессловесных, впавших в яму, то насколько больше должны творить благодеяния умершим! Стыд и срам заботиться о скоте, а братию презреть.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: