Глава 1. Претыкания о камень Священного Писания

 

Претыкание первое      

В псалме 126 говорится: ибо даст Господь возлюбленным своим сон. Вот оно, наследие Господне (Пс. 126:2) Толкование: сон – это смерть. Наследие Господне – это жизнь вечная. Ибо, когда умирают возлюбленные Господа, телом они получают от Бога сон, душой же наследуют жизнь вечную, как свое наследие во Иисусе Христе. Зачем же о них молиться? Зачем напрасно просить о благодеянии, если оно уже получено безо всякой просьбы?

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ, А. Это слово, возлюбленным, относится к святым угодникам Божиим, прожившим богоугодную жизнь и свято скончавшимся, то есть к явным святым. О таковых наша Православная Церковь не молится, но она молится о тех, кто покаялся перед смертью в своих грехах, но из‑за смерти не исполнил епитимию, или искупление.

ОТВЕЧАЮ, Б: Псалмопевец говорит воскресении мертвых, которое произойдет в последние времена, как бы говоря: после этого сна человеческих тел, который будет длиться до самого восстания из мертвых, избранники Божии получат уготованное им Богом наследие. Правильным будет следующее толкование слов псалма. Когда возлюбленные, или верные Божии, умирают, их тела лежат, как бы отягощенные сном, а впоследствии явится наследие Господне, то есть явятся все избранники в своих прославленных телах. Это и есть наследие Христово, которое они стяжали своей честной кровью и о котором во втором псалме говорится: Проси у Меня, и дам народы в наследие тебе (Пс. 2:8). И это ясно видно из последующих слов: Вот оно, наследие Господне, – сыновья, порожденные нами, награда наша (Пс. 126:3), то есть наследие Христа Бога нашего, которое явится тогда. Они будут сыновьями по благодати, которая будет наградой от Него за их труды и которую они стяжали своей кровью. Господь родил их по Духу и верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1:12). Детьми называет верных и Павел: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос (Гал. 4:19)! В своих посланиях Иоанн также часто называет верных детьми: Дети мои! еще пишу вам (1 Ин. 2:1). И снова там же: Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи (1 Ин. 2:12). И снова там же: Дети! Последнее время (1 Ин. 2:18). И снова: Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною (1 Ин. 3:18).      

Претыкание второе      

В Евангелии от Луки Христос говорит разбойнику: ныне же будешь со Мною в раю (Ак. 23, 43). Из этого ясно, что праведники, тотчас попадающие после смерти в рай, не нуждаются в церковных молитвах.

Исправление претыкающимся

Этот разбойник получил особенную и исключительную благодать Божию, милость, которую ему явил страдающий Христос как своему сострадальцу (хотя и находящемуся от Него на безмерно далеком расстоянии по своей личности и своим страданиям), и не только благоизволил отпустить его грехи, но и наказание, соответствующее грехам, за исключением одной только смерти, которая неизбежна для всех. Что же из этого следует? Вряд ли вы, противники, скажете, что все разбойники, подлежащие установленному гражданским судом наказанию, тотчас призываются в рай. Вряд ли все злодеи, истратившие свою жизнь на беззакония, покаявшись перед смертью, идут в рай, по примеру этого разбойника. О, если бы так было! Однако происшедшее единственный раз не может быть объявлено всеобщим законом.

Когда‑то давно заговорил Валаамова ослица (Чис. 22). Что же из этого? Вряд ли вы скажете, что все ослицы говорят.

Претыкание третье      

Апостол Павел говорит: Ибо знаем, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный (2 Кор. 5:1). И снова он говорит: имею желание разрешиться и быть со Христом (Флп. 1:23). И в Апокалипсисе написано: отныне блаженны мертвые, умирающие о Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними (Откр. 14:13). Разве не ясно из этих текстов Писания, что праведники, уходя из сей жизни, тотчас обретают вечное блаженство, вовсе не нуждаясь в церковных молитвах и Бескровных Жертвах?

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ А, В ЦЕЛОМ. Выше уже сказано о том, что мы имеем в виду в этом Догмате не таковых, а тех, кто умирает в покаянии, но недостаточно искупил свои грехи. Мы знаем, что праведники, жившие свято и безгрешно, преисполненные добрых дел (а именно о них и говорит Павел), уходя из сей жизни, не нуждаются в наших молитвах. Однако Церковь не запрещает молиться и о них, если у кого‑то возникнут сомнения в их святости, и эта молитва не будет напрасной, потому что она возвратится в сердце молящегося.

Но об этом будет сказано ниже.

ОТВЕЧАЮ Б, по поводу каждого из приведенных текстов Писания.

ПО ПОВОДУ ПЕРВОГО. По поводу разрушения земного дома, после чего тотчас обретается вечное жилище на Небесах. Но обратите внимание на последующие слова: Только бы (...) не оказаться нагими (2 Кор. 5:3). Учтите это добавление и измените свое мнение.

ПО ПОВОДУ ВТОРОГО. Имею желание разрешиться и быть со Христом. Эти слова означают не что иное, как желание Апостола Павла прийти ко Христу. Такое желание можем иметь и мы. И если окажется, что мы столь же святы и совершенны, как он, то после смерти нам будут не нужны церковные молитвы, как не нужны они Павлу. Однако в действительности часто происходит по‑другому, так как не все мы следуем за Апостолом, который сказал о себе: усмиряю и порабощаю тело мое (1 Кор. 9:27).      

ПО ПОВОДУ ТРЕТЬЕГО. Этот текст Писания противоречит вашим словам. Ибо вы говорите, что человек спасается только верой, а не также и делами. В данном же случае в Писании ясно говорится, что дела идут вслед за праведниками (но об этом у вас ни слова). По поводу слова отныне отмечу, что вся 14‑я глава Апокалипсиса посвящена последнему Страшному Суду, и это слово не относится к смерти кого‑либо одного, а к всеобщему Страшному Суду. Поэтому написанное должно понимать следующим образом: блаженны умирающие во Христе, отныне, то есть до Страшного Суда, о котором ныне говорится, успокоятся от трудов своих.

Другие учители относят эти слова к мужам совершенным и особенно к святым мученикам (поскольку именно их хочет своими этими утешить святой Иоанн). И таковые поистине умирают о Господе и не нуждаются в церковных молитвах. Однако первое толкование точнее, то есть согласно которому святой Иоанн говорит там о последнем Страшном Суде, на котором принявшие антихриста будут ввержены в вечные муки; те же, кто сопротивлялся ему и принял смерть за Христа, получат награду вечного блаженства. И если там говорится о первых: дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его (Откр. 14:11), то говорится и о вторых: блаженны мертвые, умирающие о Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними. Из этих слов ясно, что после Страшного Суда не будет молитв и разных благотворений за умерших, которые совершаются ныне и что добровольно делаем и мы сами, но это уже относится не к будущему, а к настоящему времени.

Претыкание четвертое      

В Евангелии написано: И пойдут сии (грешники) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25:46). Если это так, то ни праведники, ни грешники не нуждаются в молитвах о себе. Праведники – как уже получившие желаемое, а молитва за грешников напрасна, ибо от вечных мук нет ни искупления, ни избавления, и нет надежды на спасение.

Исправление претыкающимся      

В Писании говорится о времени Страшного Суда, на котором все узнают об окончательном решении, и одни пойдут в Царствие Небесное, а другие на вечные муки. Тогда прекратится и молитва за умерших, но это не относится к нынешнему времени, что уже говорилось выше.

Претыкание пятое      

Екклезиаст говорит: Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости (Еккл. 9:10). Из этих слов Екклезиаста можно понять, что в иной жизни никому никакую помощь получить уже невозможно.

Исправление претыкающимся      

Екклезиаст обращается с этими словами к тем, кто тратит свою жизнь на беззакония и наверняка пойдет в геенну, где поистине не получит никакой помощи. Другие же говорят, что Екклезиаст произносит это от лица нечестивых, которые не верят в воздаяние ни за добро, ни за зло.

Претыкание шестое      

И снова говорит Екклезиаст: если упадет дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадет (Еккл. 11:3). Из этих слов следует вывод о том. Что напрасны молитвы за умерших, так как дерево остается там, где упадет, то есть, умирая, человек падает либо туда, где добр, либо туда, где зло, и пребывает уже там вовеки, и напрасны молитвы о нем.

Исправление претыкающимся      

Екклезиаст говорит это о телесной смерти, падая от которой, человек не может подняться сам по себе, но, как состарившееся дерево, падает там, где пребывает, и там же подвергается гниению.

Если же мы хотим понять, как сказанное относится к душе, то следует помнить, что юг знаменует страну спасаемых, а север – гибнущих. И мы молимся о них, то есть об упавших на юг, на сторону спасения, но не достигших желанной цели. Итак, подобно тому, как упавшее дерево само по себе не перейдет с места на место, если его никто не подвинет, так и душа, имея намерение достичь желаемого пристанища, сама по себе сделать этого не может, а только с помощью наших молитв, милостыни и Бескровной Жертвы.

К тому же спрошу вас, противники: на какую сторону упали святые Отцы, умершие прежде пришествия Христова? Ответьте мне. Если под югом вы понимаете Небо, то как умершие прежде пришествия Христова могли взойти на Небо, которое отверзлось Крестом Христовым? И если север знаменует геенну, то как они оттуда освободились, если от геенны нет избавления? В зависимости от того, какой вы дадите ответ о святых Отцах, умерших прежде пришествия Христова, и мы ответим вам о душах, за которые молимся. Вы наверняка скажете, что их освободило от уз ада пришествие Христово. И мы тогда скажем, что тех, кто умирает ныне, освобождает молитва Святой Церкви, милостыня и особенно Бескровная Жертва.

Претыкание седьмое      

У Пророка Иезекииля написано: И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал (...) не припомнятся ему (Иез. 18:21‑22). Из этого следует, что раз Господь Бог пообещал не припоминать беззаконий того, кто до своей смерти покаялся и отвернулся от своих беззаконий, то молитва за него не нужна, а также какое‑либо иное благотворения, совершаемое за умершего.

Исправление претыкающимся      

Скажу вначале, что последствия греха можно понимать двояко.

А. Как вечное наказание.

В. Как временное наказание.

Кающемуся отпускается первое, и его грехи не припоминаются как подлежащие вечному наказанию. Именно об этом говорит Апостол: Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе (Рим. 8:1). Однако иногда кающемуся припоминаются грехи, за которые он подлежит наказанию временному. Так, хотя Давиду и был отпущен грех прелюбодеяния и убийства, но он не избежал временного наказания. Смотри об этом в первой части, в главе 1.

Претыкание восьмое      

В Евангелии от Марка Христос говорит: Кто будет веровать и креститься, спасен будет (Мк. 16:16). И снова. В Евангелии от Иоанна: Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден (Ин. 3:18). Если известно, что верующие спасутся, зачем молиться о них после их смерти?

Исправление претыкающимся Стара ваша песня о вере, которую вы считаете единственной причиной спасения. Мы же вместе с Апостолом Иаковом говорим, что вера без дел мертва (Иак. 2:20). Мы знаем, что корень спасения – это вера, но живая и действующая любовью (Гал. 5:6), по слову Павла. И снова говорит Апостол: Если имею (...) и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто (1 Кор. 13:2). Мы твердо верим, что вера спасает человека, но с таким добавлением: если не будет каких‑либо препятствий. Обычно говорится: «из этого семени вырастут колосья, если не оскудеет солнечное тепло, или земная влага, или если не будет засухи или наводнения, и так далее». Итак, истиной будут слова о том, что если кто имеет веру и крестится, тот будет спасен, если не будет каких‑либо препятствий ко спасению». Но поскольку к спасению бывает много препятствий, то Святая Церковь молится об умерших, чтобы они освободились от препятствий.

Претыкание девятое      

Во Втором Послании к Римлянам Апостол говорит: Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе (Рим. 8:1) Поскольку, находясь при смерти, кающийся пребывает во Христе Иисусе своим обращением к Богу и покаянием, то напрасно о нем молиться, как за осужденного.

Исправление претыкающимся      

Противно слышать от вас, противники, одно и то же. Разве вам уже не было сказано, что кающиеся (как должно) действительно пребывают во Христе Иисусе (Рим. 8:1), и не имеют осуждения на вечные муки, а подлежат только временному наказанию. Мы привели для вас много примеров, что же еще вам надо? Разве не убедителен для вас пример Давида, которому хотя и был отпущен грех и осуждение на вечные муки, но не отпустилось временное наказание.

К тому же (чтобы вы не докучали на в дальнейшем) следует знать, что эти слова Апостола Павла относятся к плотской похоти, и Апостол учит, что пребывающие во Христе Иисусе, в Его благодати, если и ощущают в себе похоть, однако этим не согрешают. Здесь Апостол обличает вашу ересь. Ибо вы говорите, что плотская похоть есть грех. Павел же, напротив, говорит, и вместе с ним вся Православная Церковь, что святые мужи, если и ощущают в себе плотскую похоть, но не вступают с ней в согласие, пребывают во Христе Иисусе по благодати, как друзья Божии.

Претыкание десятое      

Апостол Павел говорит: всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5:10). Если после смерти отпускаются грехи, то на суде мы не получим соответственно тому, что мы делали, живя в теле, ибо в теле был совершен грех, отпущенный после смерти, до судилища Христова.

Исправление претыкающимся Высказывание блаженного Павла истинно, ибо те, кому после смерти отпускаются грехи (и остается только временное наказание), не получают ничего иного помимо того, что ими было сделано при жизни в теле. И поскольку, пребывая еще в теле, они покаялись прежде смерти, этим покаянием они заслужили, чтобы получить после смерти помощь от Святой Церкви и освободиться от временного наказания. Поэтому ясно, что они получают все это соответственно тому, что они делали, живя в теле.

Подобно этому и Божии святые после ухода из сего мира если и не могут уже обрести какие‑либо заслуги, как для себя, так и для других (ибо там дверь для заслуг затворена), однако они могут упросить Господа, молясь ему о чем‑либо. Но почему? Потому, что живя свято в этой жизни, они заслужили, чтобы Господь услышал их и после этой жизни. То же, о чем мы здесь сказали, смотри у святого Дионисия Ареопагита в книге «О церковном священноначалии», в последней главе, в третьей части. Можно найти такие же рассуждения и в благочестивом учении других церковных учителей.

Таким же будет ответ и по поводу этих слов Павла: воздаст каждому по делам его (Рим. 2:6). И снова: каждый понесет свое бремя (Гал. 6:5). И снова: Что посеет человек, то и пожнет (Гал. 6:7), и так далее.     

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: