Глава 5. О третинах, девятинах, сороковинах, годовщинах, а также о коливе, иначе говоря, кутье, о возлиянии елея на умершего, о кадиле и свечах при погребении

 

В Синаксари на вселенском поминовении умерших накануне Великого поста говорится следующее. Третины совершаются по той причине, что умерший человек на третий день изменяет облик. Девятины же совершаются, так как на девятый день после смерти погибает весь облик, и остается только сердце. Сороковины совершаются тогда, когда погибает и сердце. Так происходит и при зачатии. На третий день образуется сердце. На девятый день образуется плоть. На сороковой же день образуется весь облик. По этим причинам мы совершаем поминовение о душах. Так говорится в Синаксари. Но поскольку здесь упомянуты только вещественные причины, относящиеся к разложению вещества человеческого тела, перейдем к рассмотрению не только вещественных, но и духовных причин, раскрывая некую тайну.

О третинах      

Третины (по‑гречески триттата) совершаем для следующего.

ПЕРВОЕ: Как был крещен преставившийся во имя Отца и Сына и Святого Духа, Бога, единого в Троице, и эту веру, воспринятую в святом крещении, сохранил неизменной до самого конца жизни, и как в своей жизни он молился об отпущении своих грехов Богу, единому в Троице, так и по его отшествии это же совершает для него Святая Церковь третьедневным поминовением.

ВТОРОЕ: Третинами знаменуется, что преставившийся сохранил три богословские добродетели, на которых, как на основаниях, стоит все здание нашего спасения, то есть веру, надежду и любовь. Веру, поскольку преставившийся всю свою жизнь провел в Единой, Святой Соборной и Апостольской Церкви. Надежду, поскольку в своей жизни он все упование возлагал на Бога. Наконец, любовь, поскольку Бога и ближнего, Бога ради, он возлюбил, как самого себя. Поэтому мы молим Бога, чтобы преставившийся получил плату от Бога за свою веру без сомнений и твердую надежду, и Его Божественную любовь, как и было обещано: Любящих Меня, Я люблю (Прит. 8:17).      

ТРЕТЬЕ: Поскольку в каждом человеке есть эти три действия, дело, слово, помышление, а также раздражительная, вожделеющая и мыслящая части, и всем этим мы согрешаем, поэтому третьедневным поминанием молим святую Троицу, чтобы оставил преставившемуся прегрешения, совершенные этими тремя действиями, по неизреченным Своим милостям.

О девятинах      

Девятины (по‑гречески енната) Божественная Церковь установила совершать по преставившемуся с молитвами, раздачей милостыни и бескровными жертвам, молясь ко Господу Богу, чтобы душа усопшего молитвами и предстательством девяти Ангельских ликов вселилась в Небесные обители и удостоилась стать сообщницей Ангельского ликостояния.

О сороковинах      

Число сорок в Священном Писании особенно почитаемо. Сорок дней был всемирный потоп (Быт. 7). В Ветхом Завете говорится об умершем Иакове: и врачи набальзамировали Израиля. И исполнилось ему сорок дней (Быт. 50:2‑3), ибо так определялся в то время день погребения. Моисей, прежде, чем получить скрижали закона Божия, пребывал на горе пред Господом сорок дней (Исх. 24). Илия сорок дней шел к горе Божией Хориву (3 Цар. 19). Сорок дней очищается женщина после того, как родит (Лев. 12). Христос Бог наш постился сорок дней в пустыне (Мф. 4). Сорок дней Он пребывал со своими учениками после Воскресения, укрепляя их в вере в Свое Воскресение (Деян. 1:3). Сорок дней святого поста предлагает нам Святая Церковь, Матерь наша, для очищения от греха. Из этого ясно, что святое число сорок означает как бы духовную баню для очищения от грехов и предуготовление для принятия Божией благодати. Поэтому с давних времен Святая Церковь придерживается этого святого обычая и в сороковины (по‑гречески тессаракостии) возносит молитву и приносит за умершего бескровную жертву Богу, чтобы Он его сохранил и управил. И как Моисей после сорока дней поста получил закон от Бога, и как Илия через сорок дней пришел к горе Божией Хориву, и как Христос, пребывая сорок дней в молитве и посте, победил диавола, так и преставившийся, вооруженный Божией благодатью после сороковинных молитв Святой Церкви и приношений, победит врага и дойдет до Небесной Горы, где получают награду хранители Закона Божия.

О годовщинах      

Годичное поминовение (по‑гречески етисион мнемосинон) совершается по таким причинам:

ПЕРВАЯ: Что мы должны всячески исполнять предание святых Апостолов. Читай об этому Беседу святого Дамаскина об умерших 3 Беседу Златоуста на Послание к Филиппийцам.

ВТОРАЯ: Что мы проявляем обновление нашей любви к усопшему, как и нашей печали о его смерти. Поскольку с течением времени все предается забвению, Святая Церковь благочестиво и праведно установила спустя год и перед началом следующего обновлять нашу любовь к умершему, молясь о нем и подавая милостыню, совершая Бескровную Жертву, чтобы явственно показать, что истинная любовь не заканчивается после прекращения телесной жизни, но, по слову Апостола, Любовь никогда не перестает (1 Кор. 13:8). И снова: Друг любит во всякое время (Притч. 17:17).      

ТРЕТЬЯ: Мы ежегодно празднуем день рождения и именины, и не только свои, но и наших родителей и родственников. Так мы должны праздновать и преставление наших друзей, как второе, Небесное, рождение которое лучше и благополучнее, чем земное. И если ежегодно праздновать дни святых угодников Божиих есть дело благочестия, то ежегодно поминать усопших чтением псалмов и духовным песнопением, взывая к милосердию Божию, чтобы Он оказал милость душам преставившихся, не противоречит, а, напротив, укрепляет святое благочестие.

О коливе, иначе говоря, о кутье      

При святых Литургиях и молитвах, совершаемых при поминовении, мы приносим и коливо, то есть пшеницу, подслащенную медом. Но в чем смысл этого? Пшеница знаменует, что умерший воскреснет из гроба в общее воскресение, подобно тому, как пшеница, посеянная в землю, вначале истлевает и как бы умирает, а потом возрождается и приносит плод. Мы верим, что и для умершего наступит воскресение с духовным плодом. Поэтому Христос, укрепляя в вере в воскресение мертвых, сказал: Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин. 12:24). Мед, придающий пшенице сладость, знаменует для усопшего наслаждение вечными благами. Так, мы читаем в Евангелии о Христе, Который ел мед не перед смертью, а после нее, и после горести вкусившем сладость: подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними (Лк. 24:42‑43). Из этого мы должны понять, что за горечью смерти следует сладость вечной жизни.

О возлиянии елея на умершего      

Святой ДИОНИСИЙ Ареопагит, ученик святого Апостола Павла, в книге «О церковной иерархии», в главе 12, говорит: «После этого приступает Божественный священноначальник, творя святую молитву над умершим, после чего и сам настоятель дает умершему последнее целование, а также все присутствующие. После этого настоятель возливает на мертвого елей». Рассматривая смысл этого Таинства, святой учитель там же говорит: «Во время крещения помазание елея совершается первый раз после снятия одежды. После смерти преставившийся также помазуется елеем. И как тогда возлияние елея совершается для увещания в предстоящих подвигах, так ныне елей, возливаемый на мертвого, знаменует, что преставившийся подвизался в богоугодных подвигах до самой смерти». Здесь святой учитель прикровенно вспоминает древний обычай, бывший у борцов, которые перед предстоящим подвигом и борьбой снимали свою одежду и помазывались елеем, чтобы противнику стало труднее схватить его руками. Другие же учителя говорят, что обычай возлияния елея берет начало с Евангельского события, когда мудрые девы вышли с елеем встречать Христа, и знаменует милостыню и добрые дела, благодаря которым преставившийся также встретится со Христом. Другие же говорят, что преставившийся благодаря помазанию получит исцеление греховных язв, как Евангельский путник, израненный разбойником (образ греха), был помазан елеем, то есть получит милосердие Божие от Небесного Самарянина во исцеление.

О кадиле и свечах      

Кадило (как иногда говорится) знаменует благоухание молитв, совершаемых за умершего, по словам псалма: Да вознесется молитва моя, как фимиам, пред Тобою (Пс. 140:2)! Свечи же показывают, что умерший в Святой Кафолической вере и живший в соответствии с Законом Божиим, подобно всесожжению, знаменуемому свечой, ныне приносится Богу и, оставив эту темную жизнь, уходит к Небесному Свету. Поэтому мы располагаем умершего лицом к Востоку, где сияет свет солнца праведного и где день немеркнущий, который приходит после Запада, прообраза смерти. Послушаем, что говорит об этом святой Златоуст в книге «Маргарит», в 11 Слове о памяти усопших: «Разве не видишь, как мы обращаемся с умершими? Мы провожаем их пением и песнями, воздавая этим хвалу Владыке, и облачаем их в новую одежду, возвещая новую одежду после нетления. Мы возливаем миро и масло, как при крещении, и верим, что помазанные получат помощь. Мы идем за ними с фимиамом и свечами, чтобы показать, что они уходят из темного мира и отходят к истинному свету. И мы располагаем мертвого в его ковчеге лицом к востоку солнца, предвозвещая ему этим воскресение». До этого места Златоуст. «Маргарит», лист 442.

Подобное этому говорит и Дамаскин, ссылаясь на Великого Афанасия в Слове о усопших. Смотри свидетельство Дамаскина в первой части нашей книги, в главе 3, в пункте 6.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: