Глава 3. Претыкания о камень рассуждений противников

 

Претыкание первое      

Раз уж вы молитесь, говорят нам противники, за души преставившихся, вам следует уточнить, о каких душах вы молитесь, или о тех, которые в Небе, или о тех, которые в аду, или о каких‑либо других.

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЕМ: что молимся за всех. Поскольку мы не знаем, какие души пребывают в благодати, а какие во гневе Божием, не знаем, кто удостоился помилования, а кто отвержен, и постольку мы молимся обо всех. Особенно мы молимся о тех, кто покаялся в этой жизни, но не искупил грехи. Но о покаявшихся должно молиться также, и Святая Церковь молится обо всех. Она помогает и покаявшимся и искупившим, и не покаявшимся не приносит вреда, вызывая в них легкое мучительное томление или хотя бы, возвращаясь в сердце молящегося, приносит пользу ему самому. Говорю это о тех, в ком мы сомневаемся. Если же речь идет о явных святых, то Церковь приносит о них Богу славословие. О нечестивых же и явных грешниках, которые умерли, Православная Церковь никак не молится. И чтобы вы, противники, поверили в это, представим вам образы Самого Христа и святого первомученика Стефана. Христос молился за всех Своих мучителей, говоря: Отче! Прости им (Лк. 23:34). Если Христос, наверняка зная, кому Его молитва полезна, а кому нет, тем не менее молился за всех, то тем более должны молиться за всех мы, не знающие, кто помилован, а кто отвержен. Также молился за своих убийц и первомученик Стефан, говоря: Господи! не вмени им греха сего (Деян. 7:60). И его молитва одним принесла пользу, например, Савлу, другим не принесла, например, фарисеям, однако это не препятствовало страдальцу Христову молиться за всех, как поступает относительно умерших и Святая Церковь.

НАСТУПАЮТ противники, говоря, что вера исключает сомнение, она тверда и непоколебима. Что же это за вера у вас, если она повелевает вам молиться о тех, в ком вы сомневаетесь и не знаете, помилованы они или отвержены?

ОТВЕЧАЕМ: Одно дело верить, что должно молиться об умерших. Другое же – быть уверенным, что души умерших удостоились милости или гнева Божия. В первом случае мы имеем твердую веру. Во втором случае у нас бывают сомнения. Но ведь и вы, противники, молитесь о своих отсутствующих и путешествующих друзьях, или находящихся в мореплавании. Здесь я спрошу вас: знаете ли вы точно о них, здоровы они или больны, живы или мертвы, в благополучии или в беде? Точно вы этого знать не можете, так как это относится только к Божию Всеведению. А если вы пребываете о них в неведении и сомнении, то почему ваша вера учит вас молиться за них?

Претыкание второе      

Писание учит, что оправдание и отпущение грехов бывает даром, ибо так говорит Павел: все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати      

Его, искуплением во Христе Иисусе (Рим. 3:23). Если же от нас требуется искупление грехов, то тогда их оправдание и отпущение происходит не даром.

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ПЕРВЫХ, ВОЗРАЖЕНИЕМ: Если оправдание и отпущение грехов бывает даром, без нашего искупления, то почему Давид, получив отпущение грехов, претерпел временное наказание, ответьте, противники. Это же я спрошу и о Моисее, Аароне и об остальных, о которых говорилось выше (часть первая, глава первая).

ОТВЕЧАЮ ВО‑ВТОРЫХ: Оставление грехов происходит даром, поскольку грех подлежит наказанию вечными муками. Господь Бог даром дает кающемуся человеку оправдывающую его благодать, как другу Божию и наследнику жизни вечной. Но временное наказание не оставляется даром, что видно по Давиду, Моисею, Аарону и других. Отсюда ясен наш ответ по поводу высказывания святого Павла.

Претыкание третье      

Наш Спаситель Христос немало, точнее, в великой мере искупил грехи всего мира. Так говорит Апостол Павел: А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5:20). Если же преизобиловала благодать и Христос искупил грехи человечества, какова необходимость нашего искупления, как и церковного благотворения за умерших?

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ПЕРВЫХ, ВОЗРАЖЕНИЕМ: В псалме написано: если Господь не сохранит город, напрасно бодрствует стража (Пс. 126:1). Здесь я спрошу: полностью ли охраняет Господь город таковым хранением, что он сам собою отражает любые вражеские нападения, или не полностью, то есть требуется охрана еще и со стороны людей? Ответьте мне, противники. Если скажете, что полностью хранит, то зачем в городах стража и охрана? Если скажете, что совершенно не охраняет, то как не боитесь ложно истолковать Писание, в котором говорится: если Господь не сохранит город, напрасно бодрствует стража.      

Как помимо полного Божия хранения города требуется и человеческое хранение, так и помимо полного искупления Христом грехов всего мира требуется и наше искупление грехов.

ОТВЕЧАЮ ВОЗРАЖЕНИЕМ, ВО‑ВТОРЫХ: Если Христос полностью искупил грехи всего мира, то зачем было смирять временным наказанием за грехи Давида, Моисея, Аарона и других, скажите мне, противники. Почему мы претерпеваем столько бед и, наконец, умираем из‑за греха праотцев, в котором родились и от которого омылись святым крещением? И не говорите мне, что эти беды, которые мы претерпеваем, являются наказанием за грех праотцев, чтобы мы не сделали греха в будущем, а не за совершенный грех. Это явная ложь, ибо и младенцы после крещения, хотя и не совершили греха, однако страдают от разных болезней и умирают.

ОТВЕЧАЮ, В‑ТРЕТЬИХ, АНАЛОГИЕЙ: Мы знаем и познаем на собственном опыте, что лечебный пластырь или другое средство лечения хотя и имеют целительную силу, но не приносят пользы больному, пока их не приложат к язвам и ранам. Но сокровище, приготовленное для выкупа пленного, приносит ему пользу только если будет использовано в деле, необходимом для совершения выкупа. Так должно рассуждать и об искуплении Христовом. Искупление Христом грехов всего мира огромно, но это драгоценный пластырь, обладающий огромной целительной силой. Если его не приложить к твоим греховным язвам, ты не получишь от этого никакой пользы. Но как прилагается этот пластырь, то есть как искупление Христово приносит нам пользу? Его прикладыванием и употреблением этого неистощимого богатства. Образы прикладывания и употребления таковы: для исцеления от смертельного греха и избавления от вечного наказания человек зрелого возраста прилагает пластырь искупления Христова таинством крещения и покаяния, не без веры, надежды, страха Божия и сокрушения сердечного.

Младенцам этот пластырь прилагается одним только крещением. Аля избавления от временного наказания требуется наше собственное искупление, имеющее силу заслугами и искуплением Христа. Об этом же говорит Апостол, утверждая: наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться (Рим. 8:17). По вашему же, противники, мнению, Апостол должен был бы сказать: «наследники Божии, сонаследники же Христу, Который так сильно пострадал за нас и так глубоко искупил наши грехи, что наше страдание и искупление уже не требуется».

Претыкание четвертое      

Искупление Христа бесценно, и Христу было бы обидно, если бы Предвечный Отец, приняв от Него столь великое искупление, не захотел бы отпустить нам всего долга, но потребовал бы еще и нашего искупления.

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ПЕРВЫХ, ВОЗРАЖЕНИЕМ: как и в предыдущих ответах.

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ВТОРЫХ: Хотя искупление Христово имеет величайшую ценность, но если мы не воспользуемся им, как должно, и если не совершим этим драгоценнейшим сокровищем духовной купли, мы не получим никакой пользы, как не приносит пользы неуправляемое богатство. Мы знаем, как и Предвечный Отец, о великом искуплении Христа, но от этого драгоценного пластыря наши язвы не исцелятся, если мы не приложим его установленными Им способами.

Претыкание пятое      

Христос наш единственный Избавитель и Искупитель. И Ему одному принадлежит эта слава. Если мы также искупаем грехи, то тем самым мы разделяем славу Христову, ибо отчасти и мы сами будем нашими искупителями, и Христос не единственный наш Избавитель, а таковым является лишь частично.

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ПЕРВЫХ, ВОЗРАЖЕНИЕМ: Бог один хранитель города (Пс. 126). Господь Бог один творит чудеса (Пс. 71). Господь Бог один сокрушает врагов (Исх. 15). Требуется ли еще и наша охрана, участие в битве и подвиг? И как быть с тем, что творили чудеса и Апостолы, разделилась ли из‑за этого слава Божия? Что вы скажете на это, противники? И так, как скажете вы нам, ответим и мы вам.

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ВТОРЫХ: Разве вы не читали, противники, что говорится в Писании: искупи грехи твои правдою (Дан. 4:24). И снова: со страхом и трепетом совершайте свое спасение (Флп. 2:12). Здесь, как видите, спасение и избавление относится и к самому человеку. От этого не может быть обиды Христу Богу нашему, поскольку вся сила добрых дел и нашего искупления происходит от Крови Христовой, и если мы делаем что‑либо ради нашего спасения, то мы делаем это Его Духом, нам данным, или, более того, в нас действует сам Дух Христов. Разве это означает бесчестие, наносимое Христу? Но скажите мне, какое может быть нанесено бесчестие Богу, если Он не только Сам творит чудеса, но и дает Своему творению силу чудотворения? Не Бог ли просвещает мир, если и использует для этого солнце? Не Бог ли излечивает больного, если и дает для этого силу разным лекарствам? Нет никакого ущерба чести Божией, если Он использует в своих действиях свои творения. Более того, благодаря этому еще сильнее проявляется великая Божественная сила и слава, так как Бог не только действует Сам, но и дает силу творениям рук Своих.

Претыкание шестое      

Если к искуплению Христову приложить и наше, будет ли это одно искупление, имеющие две составляющие, или двойное? Если же двойное, то как может быть двойное искупление одного греха? Если же искупление одно, то как его называть, Христовым или нашим?

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ПЕРВЫХ, ВОЗРАЖЕНИЕМ: Если к хранению Богом города приложить и нашу охрану, это будет одна охрана или двойная? Ответьте нам, противники.

ОТВЕЧАЮ ВО‑ВТОРЫХ: Назовем ли мы искупление одним или двойным, в том не будет греха. Что будет, если я скажу, что есть одно искупление Христово, от которого мы получаем пользу посредством нашего искупления?

Что будет, если я скажу, что искупление двойное, и Христово, и наше, но наше искупление получает всю силу от искупления Христова, как (например) пенязь кинсонный, который мы используем для оплаты, получает цену от изображения лица, или имени, или знамения царя. Можно еще и так сказать, что есть только одно наше искупление. Но этим мы не прогоним Христа и не отвергнем его искупления, ибо Его искуплением мы имеем благодать нашего искупления, и без него наше искупление не имело бы никакой цены. Так и царские вельможи используют царскую власть, управляя церковными делами, но их труд не имел бы никакой цены, если бы не имел происхождения от царского величия и власти.

Претыкание седьмое      

Нет греха, нет и наказания. Когда нет корня, нет дерева, когда нет огня, нет тепла. Если это так, то как возможно наказание за отпущенный грех?

Исправление претыкающимся      

Как дерево может оставаться деревом и с отрубленным корнем, как может быть тепло и от погасшего огня, так и за прощенный грех может быть наказание, и об этом часто говорится в Писании. Более того, скажем, что Бог может наказывать человека, уже пребывающего в благодати Божией после прощения преступления. Так поступил со своим сыном Авессаломом Давид, сильно разгневавшись на него за убийство брата, после, благодаря посредничеству неких лиц, примирился с ним, но в наказание на два года запретил ему видеть свое лицо.

Претыкание восьмое      

Благотворение за умерших не является необходимостью. Ибо всякий грех и наказание уничтожается смертью. Для человека смерть – главное наказание, и он испытывает страх смерти. Подвергшись же ей, он уже не подлежит наказанию.

Исправление претыкающимся Смерть – это наказание за прародительский грех, поэтому она не минует никого, не только стариков, но и младенцев. Иное же наказание предстоит за грехи, сделанные по своей воле, тогда как смерть это наказание только за грех праотцов. К тому же, если бы смерть имела бы силу уничтожать грехи, то спаслись бы все люди, и верующие, и неверующие, так как всем предстоит умереть. Предстоит еще понять и то, что если бы Бог одним и тем же наказанием, то есть естественной смертью, уничтожал грехи большие и малые, многие и немногие, то поступал бы не по правде. И кто бы мог подумать, чтобы Бог не имел промышления и праведного устроения в делах человеческих, если бы смирял неравных грешников равным наказанием.

СКАЖЕТЕ: что те, кто умирает с верой, получают отпущение грехов и искупление. ОТВЕЧАЮ: Так иногда бывает, и кое‑где об этом говорится в Священном Писании, а также в Предании, и вы этому придаете слишком большое значение. К том уже часто бывают случаи внезапной смерти или такой болезни, которая своей тяжестью отнимает ум и препятствует мыслям о Боге и вере. Наконец, если вера умирающих уничтожает грехи и заменяет искупление, почему бы не сказать этого и о вере живых, но, как мы знаем, от них кроме веры требуется покаяние.

Претыкание девятое      

Если что‑либо не по вере, то это грех, ибо Апостол говорит: все, что не по вере, грех (Рим. 14:23). Но молитва за умерших совершается не по вере, ибо вера не приемлет сомнения, но всегда тверда и ясна. Молящиеся же за умерших пребывают в сомнении и не знают, на коком он пути, спасения или погибели. Там, где есть сомнение, там нет веры, а все, что не по вере, грех, по слову Павла.

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ПЕРВЫХ, ВОЗРАЖЕНИЕМ: Все. что не по вере, грех. Ваша, противники, молитва о путешествующих не по вере, поскольку все, что по вере, происходит вне сомнений.

Ваша же молитва о путешествующих сопровождается сомнением, так как вы точно не знаете об их состоянии, живы ли, здоровы ли, благополучны ли они. Поэтому ваша молитва о путешествующих есть грех. Что скажете на это?

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ВТОРЫХ: Златоуст толкует слова Павла и говорит, что вместо веры следует понимать здесь совесть. Если кто верит, что совершаемое им запрещено, то это так и есть, ибо все, что мы делаем, хотя бы и было добром, но если мы верим, что это зло и совесть нас обличает в этом, то это грех.

Если же верим, что это не зло, и совесть нас в этом не обличает, то, если бы это и было зло само по себе, то это не грех. Ибо совесть для человека естественный закон, с помощью которого он управляет свои дела. Послушаем святого Златоуста, который в Беседе 26 на Послание к Римлянам говорит о словах Павла: Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом (Рим. 14:23). Давая их толкование, Златоуст говорит следующее: «Хочешь ли показать мне, что ты совершенен, не показывай этого мне, но достаточно твоей совести». Веру же здесь он разъясняет по‑другому, чем в догматических вопросах, и соотносит ее с переживанием вины. И ниже: «Если и все тебя осуждают, а ты себя нет, и совесть тебя не тревожит, то блажен ты».

ОТВЕЧАЮ, В‑ТРЕТЬИХ: Выше уже было сказано, что наша вера тверда и вне сомнений относительно того, что за умерших должно молиться. Точное знание о состоянии умершего к вере не относится. Ибо вера утверждается на Откровении и Слове Божием. И в первом случае мы имеем Откровение и Слово Божие, как показано в 1 части, в главе 1, а во втором не имеем. Итак, в первом случае мы верим, а во втором испытываем сомнение.

Претыкание десятое      

Где находятся души, о которых вы молитесь, – спрашивают нас противники, – на Небе или в аду, или есть некое третье место, где они пребывают до тех пор, пока не освободятся вашими молитвами? Если они на Небе, то зачем о них молиться? Если они а аду, то напрасна ваша молитва, так как от ада нет избавления. Если они в третьем месте, то скажите нам, где оно и как называется.

Исправление претыкающимся      

На это претыкание, происходящее от любопытства, дадим развернутый ответ.

ОТВЕЧАЮ, А: Когда вы, противники, молитесь о путешествующих, знаете ли вы, где они находятся, в каком месте, и чем они занимаются? Вы не можете знать об этом точно. Почему же тогда вы молитесь о них? Причина здесь не иная, как та, что молящемуся нет необходимости точно знать, где находится и в каком состоянии тот, о ком он молится. Если молящийся пребывает в неведении и сомнении, он не перестает из‑за этого молиться и, более того, молится еще прилежнее.

ОТВЕЧАЮ, Б: Уже говорилось о том, что молитва о душах не бывает напрасной, независимо от того, находятся ли они на небе или в аду. Если бы молитва и не приносила пользы этим душам (как часто и бывает), однако она не напрасна, так как приносит пользу тому, кто молится, как сказано в псалме: молитва моя в сердце мое возвращалась (Пс. 34:13). Нечто подобное говорит и Христос: входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится (Мф. 10:12‑13).      

ОТВЕЧАЮ, В: На вопрос о том, где находятся души, о которых совершается молитва, есть ответ, состоящий из трех частей: одна часть – это ответ Римской церкви, который мы отвергаем, и два ответа нашей Православной Восточной Церкви.

ОТВЕТ католической церкви      

Католики учат, что души, о которых совершается молитва, страдают в чистилищном огне, который считается жесточе всех мучений, но имеет конец.

В этом учении они ссылаются на слова святого Павла: Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор. 3:11‑15). На этих словах Павла католики основывают свое учение о чистилищном огне.     

Святая Восточная Церковь не принимает это учение и отвергает существование временного чистилищного огня, как отвергла она и ересь Оригена, утверждавшего, что когда‑нибудь адскому огню придет конец.

Слова Павла сам спасется, но так, как бы из огня святой Златоуст относит не к душеполезному спасению, а к душепагубному: спасется, то есть будет гореть в огне и, не сгорая, пребудет в нем вечно.

Послушаем Златоуста, что он говорит об этом в 9 Беседе на 1 Послание к Коринфянам: «Кто при правой вере ведет худую жизнь, того вера не защитит от наказания, когда дело будет гореть. Сгорит, значит – не перенесет силы огня. Если бы кто с золотым оружием переходил огненную реку, то перешел бы ее со славою; а если напротив кто станет переходит ее с сеном, тот не только не будет иметь успеха, но и погубит самого себя: так бывает и с делами. Говоря это. Апостол разумеет не действительное сожжение людей, но желает внушить сильнейший страх и показать, что живущий порочно находится в опасности. Потому и говорит: потерпит урон: вот первое наказание. Сам спасется, но так, как бы из огня: вот и другое. Эти слова означают следующее: он сам не погибнет так, как дела, не обратится в ничто, но останется в огне. Это Апостол и называет спасением; потому не просто сказал: спасется, а прибавил: как бы из огня. Так и мы обыкновенно говорим: в огне сохраняются – о таких вещах, которые не сгорают и не вдруг обращаются в пепел. Потому, слыша об огне, не думай, что сожигаемые обратятся в ничто».

До сих пор святой Златоуст. Отсюда ясно, что спасаться в огне, согласно толкованию Златоуста, означает пребывать целым и невредимым в вечном огне.

И чтобы никто не говорил, что это слово, спасение, означает пребывание в добре и получение желаемого, а не вечные мучения, Златоуст там же добавляет к сказанному: «Не удивляйся и тому, что Апостол называет такое мучение спасением; он нередко о предметах неприятных употребляет хорошие выражения, а о предметах приятных – нехорошие. Например, слово плен обозначает дурной предмет; но Павел употребляет его по отношению к хорошему, говоря: пленяем всякое помышление в послушание Христу (2 Кор. 10:5). Также, говоря о худом, употребляет хорошее выражение в следующих словах: грех царствовал (Рим. 5:21); между тем, слово царствование скорее хорошо звучит. Так и здесь, сказав: спасется, он выражает не что иное, как продолжение наказания, и как бы так говорит: сам же будет мучиться непрестанно». Здесь заканчивается толкование Златоуста на представления католиков об очистительном огне.

С этим согласуется сказанное Григорием Назианзином в томе 1, в Слове 40: «Знаю огонь очистительный, который низвести на землю (Лк. 12:49) пришел Христос, и Сам, применительно, именуемый огнем (Евр. 12:29). Он истребляет вещество и злые навыки, почему Христос и хочет, чтобы он скорее возгорелся (Лк. 12:49), ибо желает ускорить благодеяние, когда и угли дает нам в помощь (Ис. 47:14‑15). И снова там же святой Григорий говорит: «Знаю огонь и не очистительный, но карательный, или Содомский, который на всех нечестивых прольет Господь, присоединив серу и палящий ветер (Пс. 10:6), или уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25:41), или тот, который идет перед Господом и попаляет вокруг врагов Его (Пс. 96:3).  Есть еще и этих ужаснее огонь, который действует заодно с червем неусыпающим, не угасим, но увековечен для злых».

До сих пор Назианзин.

Из этого ясно, что святые Отцы не признавали чистилищного огня, уготованного душам, исшедшим из тела. Поэтому и мы, вместе с Восточной Православной Церковью, отойдем подальше от его неистовства.

Отвергнув учение католиков о чистилищном огне, нам, Православным, предстоит ответить на вопрос о том, где находятся души, о которых молится Святая Церковь. На этот вопрос может быть двоякий ответ.

Первый ответ      

Души, исшедшие из тел людей, покаявшихся перед смертью, но не принесших достойных плодов покаяния, то есть не исполнивших за свои грехи епитимии, или искупления, удерживаются на мытарствах до тех пор, пока не освободятся оттуда благотворением святой Церкви, то есть молитвами, милостыней и особенно Бескровными Жертвами.

                   

         Свидетельства о мытарствах      

Первое свидетельство      

Принадлежит святому Кириллу, Архиепископу Александрийскому, который в Слове об исходе души, начинающемся так: «Боюсь смерти, потому что она горька», говорит: «Душа, поддерживаемая и возвышаемая Ангелами, проходя воздушные пространства, на пути своем встречает мытарства, – как бы отдельные группы духов, которые наблюдают над восхождением душ, задерживают их и препятствуют восходящим. Каждое мытарство, как особое отделение духов, представляет душе свои особенные грехи. Первое мытарство – духов оговоров и чревного неистовства. На нем духи представляют грехи, в которых душа согрешила словом, каковы: ложь, клевета, заклятия, клятвопреступления, празднословие, злословие, пустословие, кощунства, ругательства. К ним присоединяются и грехи чревобесия: блудодеяние, пьянство, безмерный смех, нечистые и непристойные целования, блудные песни. Вопреки им святые Ангелы, которые некогда наставляли и руководили душу в добре, обнаруживают то, что она говорила доброго устами и языком: указывают на молитвы, благодарения, пение псалмов и духовных песней, чтение Писания, словом – выставляют все то, что мы устами и языком принесли в благоугождение Богу.

Второе мытарство предъявляет грехи, совершенные посредством зрения, то есть все, что связано с любопытством, необузданностью, непристойностью во взгляде, и с духами лести. Третье мытарство относится к грехам, совершенным посредством слуха. Четвертое мытарство связано с греховным услаждением через обоняние, то есть обонянием благовоний, духов, мастей, употребляемых блудницами. Пятое мытарство относится к тому, что сделано лукавого и непотребного осязанием рук. Прочие мытарства – мытарство злобы, зависти и ревности, тщеславия и гордости, раздражительности и гнева, вспыльчивости и гнева, блуда, прелюбодеяния и рукоблудия, а также убийства и чародейства и прочих богомерзких и скверных действий, о которых на сей раз не говорим подробно, потому что расскажем в другое время в правильном порядке, так как всякая душевная страсть и всякий грех имеет своих представителей и истязателей».

До этого места святой Кирилл о мытарствах (издание Московское).

Второе свидетельство

В молитве после 4‑й кафизмы есть такие слова: «Господи мой, Господи, Ты один Благ и Милостив, даруй мне слезы умиления, чтобы ими я мог умолить Тебя очиститься мне прежде конца от всякого греха, ибо разлучась с телом, я должен буду пройти через страшные и грозные места и встретиться с множеством мрачных и бесчеловечных демонов, и неоткуда будет ждать помощи в спасении или избавлении».

Третье свидетельство

Святой Златоуст в книге «Маргарите» в Слове 11 о памяти усопших на листе 444, на обороте (издание Московское), говорит следующее: «После смерти нам нужно много

молитв, много помощи и много добрых дел. Мы будем тогда очень нуждаться в заступничестве Ангелов и их помощи в воздушном пути. Когда мы отправляемся в другую страну или город, нам требуется проводник. Насколько же больше нам потребуется помощников и проводников, чтобы препроводить нас по воздуху мимо невидимого начальства, властей и миродержцев, которые огласят наши грехи, записанные в книге, преследуя нас; взимая долги. Хорошо тогда иметь спутником милостыню и покаяние, чтобы беспрепятственно пройти в Небесные врата и спастись там». И снова, в том же Слове, в конце, от лица умерших младенцев он обращается к оставшихся живыми родителям: «Святые Ангелы с миром разлучили нас с телом, и мы, имея хороших проводников, благополучно миновали воздушные власти и начальство, и они не обнаружили в нас духов лукавых, которых надеялись увидеть. Увидев тело без скверны, они были посрамлены, увидев чистую душу без злобы, они устыдились, увидев чистый и непорочный, без скверны, язык, они умолкли. Мы прошли этот путь им в посрамление, мы прошли сквозь них и мимо их. Порвались их сети, и были мы спасены (Пс. 123:7). Благословен Господь, Который не дал нас на растерзание врагам нашим (Пс. 123:6)!» До сих пор Златоуст.     

Четвертое свидетельство      

В октоихе, в гласе 4, во вторник, в каноне на повечерии, в песне 8, в стихе 4, святой Дамаскин поет: «В час моей кончины избавь меня, Богородица Дева, от руки бесовской, от осуждения, от ответа, от страшного испытания, от мытарств горьких и злого князя, и вечного огня».

Пятое свидетельство      

В большой Минее от 26 марта в житии святого Василия Нового описывается блаженная кончина святой Феодоры и ее переход через мытарства, причем именно таким образом, как это описал святой Кирилл, слова которого мы привели в первом свидетельстве. Это можно найти в разных местах в житиях и других святых. Таковы эти и многие другие свидетельства о мытарствах.

Второй ответ неких на вопрос, где находятся души, о которых мы молимся      

Некоторые Православные учители отвергают наличие третьего места (мытарства, чистилищный огонь) и говорят, что есть только два места для душ, то есть Небо и ад. Эти слова они подтверждают, опираясь на Священное Писание. Где часто упоминаются только два места, то есть Небо и ад: первое уготовано праведным, второе – грешным. О каком‑либо третьем месте в священном Писании не говорится.

Можно возразить им, что если третьего места нет, а есть только эти два, то куда уходят те, кто покаялся, но не исполнил полностью епитимию? Туда ли, где находятся святые? Но это невозможно, нелепо, нехорошо, так как там не должно быть никакой скверны. Или они уходят туда, где находятся не раскаявшиеся и отчаявшиеся? Но и это было бы нехорошо. Как покаявшиеся могут быть равны непокаявшимся? Кроме того, если покаявшиеся нисходят в ад, то как они могут освободиться от него с помощью церковных молитв, ведь от ада нет избавления.

На это они отвечают следующим образом. Как в мирских тюрьмах, иначе говоря, в темницах, находятся и сужденные на смерть, и надеющиеся на освобождение, в ожидании выкупа их долгов милостью боголюбцев, так и в аду, который по‑гречески звучит как адис, то есть темница, или место, где нет света и ничего не видно, между находящимися там имеется большое неравенство. Они делятся как бы по степеням в зависимости от того, каковы их грехи. И некоторые из них, как неверные и грешные, всю жизнь истратившие в грехах и не покаявшиеся перед смертью, пребывают там в отчаянии, не имея надежды на избавление. Именно о них сказано: от ада нет избавления. Некоторые, хотя и находятся в аду, однако отличаются своим положением от первых. Это те, кто полностью покаялся, с сокрушением сердца исповедал грехи, но не успел исполнить епитимию, полагающуюся за их грехи, и потому они также сошли в ад, но благодаря покаянию пребывают не в отчаянии, а в надежде на избавление. Они не могут возместить свои долги, поскольку там нет ни покаяния, ни искупления, и потому Святая Церковь помогает им молитвами за них, милостыней и Бескровной Жертвой. Таково учение некоторых Православных.

Если же спросить их, о ком из усопших совершаются молитвы, милостыня и литургия Святой Церкви, они ответят, что благотворение Святой Церкви совершается и за одного из них (как поминовение именно этого человека), и за всех вместе (что происходит на вселенских панихидах), так как Церковь не знает, кто из них пребывает в муках, а кто нет, это ведает один только Бог. Покаявшимся церковное искупление за них приносит им пользу. Если же они не покаялись, обычная церковная молитва не приносит им вреда, но вызывает легкое мучительное томление.

Если же спросить их о мытарствах, то они их отвергают и говорят только одно, а именно, что в Священном Писании, то есть в Библии, о третьем месте и о мытарствах душ нигде не сказано. Если же сослаться на свидетельства о мытарствах и вышеприведенные предания святых Отцов, они ответят, что святые Отцы говорили так, используя приемы риторического красноречия, то есть метафоры, аллегории, а также другие формы ораторского искусства, что было естественно для речей проповедников Слова Божия, всячески заботившихся о пользе для слушателей и вселявших в их сердца страх Божий.

Из этих двух ответов выбери себе, наш читатель, какой захочешь. Мне кажется, что первый ближе к истине. Если о некоторых вещах и не говорится в Священном Писании, то они содержатся в Преданиях наших учителей Церкви, святых Отцов, поскольку наша Православная Церковь утверждается не только на Священном Писании, но и благочестиво придерживается Преданий святых Отцов.

Под конец добавлю, что молиться за умерших есть дело веры и благочестия, а интересоваться, где находятся души умерших, это от чрезмерного любопытства. Ведь и сами противники не знают, где находятся их путешествующие друзья, пребывающие в мореплавании, однако же молятся за них.

Окончание      

Агиомнисия, или блаженное поминовение усопших, приносит пользу не только мертвым, но и живым, и, если правильно рассудить, ничто не поколеблет нашей уверенности в истинности этого благочестивого и свойственного Православной вере Догмата. Помимо того, что должно всячески повиноваться установлениям Святой Кафолической Церкви, помимо других доказательств, основанных или на Священном Писании, или на законоположениях Вселенских Соборов и свидетельствах богоносных Отцов, помимо всего этого, расскажу, как много пользы приносят наши молитвы об умерших. Хотите узнать, какова эта польза?

А. Какой мерой мерим, такой нам и отмерится. Если мы позаботимся о помощи усопшим, то такая любовь к ближнему, не прекращающаяся даже смертью, не будет забыта у Бога. Когда придет наш последний день и нам самим потребуется помощь, тогда Бог направит сердца других, чтобы они сделали для нас то, что и мы делали для усопших. И за чашу студеной воды молитв, проливаемых за ближнего, мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше (Лк. 6:38), по неложному Слову Христа. Об этом говорится и в другом месте Писания: благословен он от Господа за то, что не лишил милости своей ни живых, ни мертвых (Руфь 1:8).

Да сотворит Господь с вами милосердие, как и вы творите умершим.

Б. Помазывающий другого благоуханным миром заблагоухает, прежде всего сам. Так и молящийся об умершем прежде, чем принести ему пользу, приносит пользу самому себе, возводя свой ум и сердце к Богу (ибо молитва – это некое восхождение к Богу ума и сердца) и пробуждая в себе веру, надежду, и любовь. Особенно это относится к тому, кто с должным благоговением приносит за умершего страшную жертву, удостаиваясь всяческих благ, о чем знает каждый, имеющий соответствующий опыт.

В. Молящийся получает пользу не только от Бога, Подателя всяких благ, но и от того, о ком возносится молитва. Если бы (например) царь за прегрешения посадил некоего вельможу в темницу и тебе бы стало это известно, и ты бы стал смиренно молить о нем царя, то узник, освободись и, выйдя из темницы, воздаст сторицей тому, кто позаботился о его освобождении. Скажи мне, разве не стал бы ты всячески стараться освободить этого вельможу? Думаю, что ты бы не поленился помочь ему, имея надежду на воздаяние от освободившегося. Так и мы, оказывая милость умершим, получим от них, когда они освободятся, взаимную молитву к Богу о нас. Молитесь, говорит Апостол, друг за друга, и носите бремена друг друга (Гал. 6. 2).

Г. Польза еще и в том, что, поминая мертвых, мы помним о собственной смерти и от того, о ком совершаем поминовение, как бы слышим обращенные к нам слова Иисуса, сына Сирахова: мне вчера, а тебе сегодня (Сир. 38:22).

И что может быть полезнее человеку, живущему на этом свете, чем помнить о смерти! Такая философия важней всех премудростей для исправления человеческой жизни. Птицы, летающие в воздухе, и рыбы, плавающие в воде, чем направляют свой полет и плавание? Концом, то есть хвостом. Смерть и последнее время нашей жизни напоминают конечную часть тела рыбы или птицы, то есть как бы хвост, облегчающий исправление нашей жизни. Но так поступают и кормчие, и капитаны корабля. Для управления кораблем они садятся не на передней и не на средней части корабля, а на последней. Так и люди, плывя многомятежным морем мира сего, пренебрегают последней частью корабля, то есть забывают о последнем предсмертном времени, плывут с трудом и жестоко погибают. Поэтому нас увещевает Святой Дух, говоря: помни о конце твоем, и вовек не согрешишь (Сир. 7:39). Но кому легче помнить о смерти, если не тем, кто творит поминовение по умершим?

Д. Память об умерших открывает глаза на суету мира сего. Христос брением отверз глаза слепому (Ин. 9:6). Преставившийся, о котором творим поминовение, разве не то же брение, из которого он был создан и в которое обратился? В брение превращается все, по Слову Божию: прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3:19). Возьми это брение и приложи, как многоценный пластырь, к душевным твоим очам, и тотчас увидишь, что все в мире сем суета сует и всяческая суета.

Е. Поминание умерших есть дверь, ведущая к покаянию, зеркало, в котором каждый может увидеть свои пороки. Есть пробуждение от леностного сна. Есть пробуждение на творение милостыни и другие добрые дела. Есть обуздание кичения, смирение гордости, укрощение гнева, угашение плотского беснования, утоление ненасытного сребролюбия и, попросту говоря, удила, узда, предел и преграда всякого беззакония. Такова огромная польза от поминовения мертвых.

Но чтобы не досаждать вам слишком долгими рассуждениями, предлагаю вам прочесть Слово о памяти усопших Златоуста, помещенное в книге «Маргарит». Пускай всякий прочтет со вниманием, молю, эту златую Беседу, и если кто в моих словах обнаружит горечь, пускай подсластит их из этого медового источника.

 

Догмат о преданиях

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: