Обращение к читателю и некое предисловие к излагаемому

 

С глухим тяжело разговаривать, ибо он не слышит то, что ты ему говоришь. С ним можно беседовать только посредством письма: напиши – и он услышит. А другие слышат только ушами, но глухи глазами. И если мы говорим что‑либо глухому, то наш язык становится тростью книжника скорописца.

Такими бывают разговоры о вере с нашими противниками, которые все время искажают Писание и. вступая в споры о вере, всегда спрашивают: ГДЕ ЭТО НАПИСАНО? Они не слышат слов, произнесенных устами Христа, Апостолов или святых Отцов, и не слышат преемственных Преданий Святой Церкви, то есть отвергают Предания, принимая только Ветхий и Новый Завет, вступая с нами в беседу о вере, взыскующе произносят: «Где это написано?» Например, они видя, что мы ограждаем себя знамением Святого Креста и спрашивают: «Где в Священном Писании сказано, что христианину должно ограждать себя крестным знамением? Они видят освящаемую воду и спрашивают: «Где написано в Библии, что должно освящать воду и окропляться ею?» Они видят. Что мы молимся к востоку. И спрашивают: «Где в Библии написано, что должно молиться к востоку?» Этими и многими подобными им вопросами они досаждают нам, укоряя Святое Православие. Что же ты, Церковь Святая, отвечаешь им? Спроси и ты их: «Поскольку вы, противники, опираетесь только на Священное Писание, скажите мне, где в Священном Писании говорится, что не должно ограждаться Святым Крестом, не должно освящать воду, не должно молиться на Восток?» И чтобы не заводить долгие разговоры с этим родом строптивым и многоречивым, спроси их, должно ли слушать святую Церковь или не должно? Должно ли слушать наставников спасения, святых Отцов, пастырей и вселенских учителей, или не должно? Если скажете, что не должно, то раскройте Священное Писание, в котором сказано: а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18:17.) И снова: Слушающий вас Меня слушает (Лк. 10:16). И снова: Поминайте, – говорит, – наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13:7) И снова: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны (Евр. 13:17).     

А если должно (и поистине должно) слушать и Святую Церковь, и наставников спасения нашего святых Отцов, пастырей и вселенских учителей, что ясно из Священного Писания, то зачем же клевещете на нас, нечестивые, когда мы ограждаем себя крестным знамением, освящаем воду, молимся на Восток и так далее? Святая Церковь, Невеста Христова, имеет полномочную власть устанавливать какие бы то ни было чиноправления, соответствующие благолепию святой веры. Богоносные Отцы, пастыри и учители вселенские от самих Апостолов преемственно получили эти узаконения и чиноправления через Предание, и в свою очередь передали их последующим поколениям, и нас научили этому. Поэтому, когда мы слушаем Святую Церковь и богодухновенных Отцов, мы тем самым слушаем Самого Христа, завещавшего слушать Святую Церковь и святых Отцов. Не так ли бывает и в мирской жизни, разве не самого царя мы слушаем, когда слушаем царского посланника, получившего от царя полномочную власть на управление делами и принятие законов? Но об этом подробнее узнаете, рачители благочестия, в настоящем Догмате.

Здесь же только вкратце отметим, что наша Православно‑Кафолическая Восточная Церковь с честью принимает, хранит и приветствует с любовью не только написанное Слово Божие, но и произнесенное Слово Божие, переданное из уст в уста. Ибо написанное царское слово и оно же, но произнесенное, равносильны. Повеление от кесаря Августа сделать перепись по всей земле (Лк. 2:1) имело одну и ту же силу, независимо от того, было ли оно написано или высказано. Гораздо в большей мере это относится к Слову Божию: и написанное, и переданное, оно имеет равную силу. Ибо Слово Божие обретает силу не от хартии, не от трости, не от чернил, не от уст, а от Бога, от Которого и исходит.

Итак, в этом Догмате мы хотим показать с Божией помощью, что кроме написанного Слова Божия для веры необходимо и Предание. Но вначале предстоит рассмотреть некие вводные положения.

Положение первое     

Что такое Предание?     

Преданием здесь называется некое учение, не записанное в Священном Писании, то есть в Библии, но преемственно и последовательно передающееся друг другу. Это учение бывает и записанным, но не в Библии, то есть не в Священном Писании, а в книгах святых Отцов, пастырей и учителей Святой Церкви. Например, крещение младенцев относится к Апостольскому Преданию, ибо в книгах Апостолов не написано о крещении младенцев, но о нем много написано в книгах святых Отцов.

Положение второе     

Какие существуют виды Предания?     

Предание делится на многие виды, среди которых наиболее важны Божественные, Апостольские и Церковные Предания.

Божественные Предания называются так потому, что они берут начало от Самого Христа, тайно учившего Своих Апостолов. Об этом учении явственно не сказано и, в частности, о нем не говорится в Священном Писании, если только не в самом общем виде в Деяниях Апостолов, где сказано: которым и явил Себя живым (Христос Апостолам), по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием (Деян. 1:3). Такова суть Предания о служении и совершении Святых Таинств, о том, как их должно совершать и освящать, о чем мало сказано в Священном Писании, и мы знаем о них только из Божественного Предания. Поэтому Апостол Павел говорит Коринфянам о Таинстве Евхаристии: Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал (1 Кор. 11:23).     

Предания называются Апостольскими, поскольку пришли от Апостолов, наставлявшихся Святым Духом. Таким является пост святой четыредесятницы и другие посты, о которых 69 Апостольское правило гласит: «Если кто из епископов, или пресвитеров, или диаконов, или иподиаконов, или чтецов, или певцов, в четыредесятницу, то есть в великий пост, не постится, а также в течение года, по средам и пятницам, да будет извержен, если только ему не препятствует в совершении постов телесная болезнь, ибо по немощи разрешается для укрепления сил вкушать масло и вино. Если же не постится мирской человек, да будет отлучен». Смотри Кормчую книгу, лист 19, на обороте. Апостольские предания от Божественных отделяет сам Апостол Павел, говоря: не я повелеваю, а Господь (1 Кор. 7:10), и ниже: Прочим же я говорю, а не Господь (1 Кор. 7:12).     

Церковные Предания представляют собой давние церковные обычаи, берущие начало от пастырей и учителей, часто же и от самого народа, и по общему согласию имеющие силу закона. Молиться к востоку, ограждать себя крестным знамением, освящать воду и тому подобное – все это относиться к Церковным Преданиям. О таковых Апостол Павел говорит: А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии (1 Кор. 11:16).     

Среди Церковных Преданий различают Соборные Предания, то есть хранимые всей Соборной Церковью, и таковы хранение Пасхи, Пентикостии и других главных праздников, а есть еще Частные и Поместные Предания, хранимые только Частной Церковью и одним народом. Так, в нашей Российской Церкви есть некоторые собственные праздники, такие как трех святителей, Петра, Алексия, Ионы, а также Филиппа, а также Сергия, и другие.

Положение третье     

По каким признакам можно распознать Апостольское Предание?     

Если хотите удостовериться в истинности Апостольского Предания, то руководствуйтесь такими правилами.

ПЕРВОЕ: Когда вся Соборная Церковь имеет нечто вроде догмата веры, не обнаруживаемого в Священном Писании. Знайте, что это Апостольское Предание. Но по какой причине? Потому, что Соборная Церковь не может заблуждаться, так как она столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15). И она имеет обетование Господне, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18). Ясно, что если вся Церковь во что‑то верует, то это Догмат веры, опирающийся на Апостолов и Пророков. Ибо ныне Святая Церковь не руководствуется новыми откровениями, а пребывает в тех. которые первоначально были переданы нам очевидцами и служителями Слова. И поэтому Апостол говорит, что Церковь утверждена на основании Апостолов и пророков (Еф. 2:20). Поэтому все, что принимается Божественной Церковью как член веры, получено от Апостолов и Пророков, либо записано, либо передано словами. Таковы Предание о количестве истинных книг Библии, о четырех Евангелиях, о Присносущном Девстве Богородицы, то есть прежде Рождества, в Рождестве и после Рождестве, о количестве Святых Таинств числом семь, и так далее.

ВТОРОЕ правило: Когда вся Соборная Церковь имеет и хранит нечто такое, что не может установить никто, кроме Бога, этого не найти в Священном Писании, но оно передано Самим Христом и Его Апостолами. Поскольку Соборная Церковь, как уже говорилось выше, не может заблуждаться в вере и чиноправлении, она имеет нечто такое, чего не мог бы установить никто, кроме Бога. Если этого нет в Священном Писании, знайте, что это нечто установлено Самим Богом и Его Апостолами. Так, мы относим к Преданиям крещение младенцев, которые приобщаются к вере крещением. По своему младенчеству они не могут верить сами по себе, а только верой других, а именно, своих восприемников.

ТРЕТЬЕ правило: Если нечто в Соборной Церкви хранилось во все прошедшие времена и продолжает храниться в неизменном виде сейчас, то мы говорим, что оно было передано Апостолами. Таково Предание о ежегодных четырех постах и о постах среды и пятницы, которые бывают каждую седмицу. Так было во все времена, начиная с Апостолов, так сохранила это Соборная Церковь и хранит поныне. Об этом имеется и соответствующее Апостольское правило 69, о котором уже сказано выше.

ЧЕТВЕРТОЕ правило: Когда все Церковные учители по общему согласию, единомыслию и соизволению не только на Вселенских Соборах, но и создавая наедине свои творения, учат чему‑либо, напоминающему Апостольское Предание, мы верим, что это действительно Апостольское Предание. Ибо если бы все учители Церкви, единодушные в некоем учении, могли заблуждаться, то к этому заблуждению была бы причастна вся Церковь, которая следует за своими учителями и должна следовать. Таково Апостольское Предание, утвержденное святыми Отцами на Седьмом Вселенском Соборе, состоявшемся в Никее, в последнем действии, о почитании честных икон. Таково Апостольское Предание о чине святого крещения, при котором перед погружением крещаемого происходит освящение воды, совершение заклинательных молитв, отрицание сатаны, ограждение знамением честного Креста, миропомазание и так далее. Обо всем этом ясно пишет Василий Великий в книге «О Святом Духе», в главе 27.

Переплыв это мелководье, поплывем дальше на глубину, на ловлю истины.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: