Часть I. Камень Православной Веры

 

Не все, что относится к вере, сказано в Священном Писании, но имеется много Преданий, одни из них Божественные, переданные Христом Апостолам, другие Апостольские, переданные Апостолами своим ученикам, и которые они передали нам или изустно или записав. Поэтому Предания так необходимы для веры: вера может передаваться одним Преданием, а без Преданий Священного Писания для веры недостаточно.

Так исповедует вся Святая Соборная Апостольская Кафолическая Восточная Церковь. Смотри книгу, которая называется «Ортодоксомология», то есть «Точное изложение Православной веры», издание Московское, в части первой, лист 4, 5, 6.

 

 

Глава 1. Прочность камня веры от трех веков, от Адама до Моисея, от Моисея до Христа, от Христа вплоть до нашего времени

 

ПЕРВЫЙ ВЕК от Адама до самого Моисея. Если примемся рассуждать, ясно увидим, что и тогда Церковь Божия существовала в Поднебесье. И в то время были угодники Божии, верующие в истинного Бога и почитающие Его верой, надеждой и любовью, угождающие Богу жертвами и различными добрыми делами. Такими были (как читаем в Книге Бытия) Адам, Авель, Сиф, Енох, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Мелхиседек и другие праведники. Но в то время не было Священного Писание, ранее Моисея. Ибо Моисей был первым среди тех, кто написал священные книги. Из этого ясно, что в то время наставлялись в вере только учением, передававшимся из уст в уста, и которое не было записано. Это ясно видно и из Книги Бытия, в которой Господь Бог говорит: ибо Я избрал его (Авраама) для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд (Быт. 18:19). Поскольку столько лет вера в истинного Бога поддерживалась одним Преданием, без Священного Писания, не ясно ли, что Предания очень важны для веры, раз они могли поддерживать ее в те времена, когда Священного Писания еще не было. Не об этом ли говорит и Апостол: вера от слышания (Рим. 10:17)? Рассуди, что от слышания, а не от чтения.

ВТОРОЙ ВЕК от Моисея до Самого Христа. Если примемся рассуждать, то ясно увидим, что хотя в то время уже появилось Священное Писание, однако Иудеи гораздо больше пользовались Преданиями, чем Священным Писанием, что можно ясно видеть по Священному же Писанию, в котором Господь говорит: чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте (Исх. 10:2). И снова: И объяви в день тот сыну твоему, говоря: это ради того, что Господь (Бог) сделал со мною, когда я вышел из Египта (Исх. 13:8) И снова: во Второзаконии, глава 32: спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе (Втор. 32:7). И снова: в Книге Судей Израилевых Гедеон говорит: где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши (Суд. 6:13)? И снова, в Книге Иова: Ибо спроси у прежних родов и вникни в наблюдения отцов их (Иов 8:8). И снова: Боже, ушами нашими слышали мы, и отцы наши возвестили нам деяние, какое соделал Ты (Пс. 43:1). И снова: заповедав отцам нашим передать его сыновьям своим, да познают потомки, сыновья, еще не рожденные, и возрастут они, и поведают также сынам своим (Пс. 77:5‑6). И снова: Не пренебрегай повестью мудрых и упражняйся в притчах их; ибо от них научишься ведению (Сир. 8:9‑10).      

Из всего этого, противники, можно видеть, что Отцы Ветхого Завета больше пользовались Преданиями, чем Писанием, и Сирах, один из последних писателей Ветхого Завета, это подтверждает.

Но какова причина того, что Иудеи больше придерживались Предания, чем Писания? Причина этого одна: вплоть до времен Ездры Писания не были собраны в одну книгу, чтобы ими легче пользоваться, но были рассеяны по различным летописям и хартиям, и часто по небрежности священников долго не находились, что можно видеть в Четвертой Книге Царств, где повествуется как о чем‑то новом о том, что во времена царя Иосии была найдена Книга Закона Господня в храме Господнем. Ездра же после Вавилонского плена собрал все тексты и объединил их в одной книге. Он добавил во Второзаконии последнюю главу о жизни Моисея и кое‑что еще в разных местах, о чем пишет Феодорит в предисловии к псалмам.

ТРЕТИЙ ВЕК, начиная от Христа. Если примемся рассуждать, то ясно увидим, что много лет Церковь Христова обходилась без Писания, а руководствовалась в наставлении в вере одним только изустным учением Апостолов или их восприемников. Если от Адама до самого Моисея Церковь Божия могла существовать без Писания, утверждаясь на одних только Преданиях, то почему бы не сказать этого и о Церкви Христовой, которая также могла много лет существовать на одних только Преданиях, без Писания? Это ясно и из Слов Христа, заповедавшего Апостолам не писать, а проповедовать, говоря: Итак, идите, научите все народы (Мф. 28:19).      

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: