Глава 2. Прочность камня веры от Священного Писания Нового Завета

 

Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова (Лк. 1:1‑2). Из этих слов ясно, что Предание имеет более давнее происхождение, чем Евангелие, поскольку Лука говорит о том, что Евангелие было составлено им на основании Преданий очевидцев и Апостолов.

Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28:19‑20). Обратите внимание на Слова Христа: научите все народы. И снова: уча их соблюдать все. Не к изустному ли учению относятся эти Слова Христа?

Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину (Ин. 16:12‑13). Смотрите, как осуществились Слова Христа. Когда Апостолы, исполнившись святого Духа, стали давать Церкви разные наставления, они постановили в Деяниях язычникам, обращающимся ко Христу, не обрезываться (Деян. 15). Это наставление они получили от Христа изустно, а не через Писание.

Также Апостол Павел говорит Титу: Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал (Тит 1:5) Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин. 21:25).... Которым (Апостолам) и явил Себя (Христос) живым, по страдании своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием Деян. 1:3). О чем говорил Христос после Своего Воскресения Своим ученикам, в Писании нигде не сказано, об этом известно только через изустное Предание, которое Апостолы возвестили верным, установив в соответствии с наставлениями Христа Таинства и остальное, относящееся к Бескровной Жертве.

Апостол Павел говорит: Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас (Деян. 20:31).      

Каково же было его учение или о чем оно было, это мы прочесть не можем. Ясно, что верные многое восприняли от Апостола через Предание. И снова, там же: Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). Но где в Евангелии найти эти слова Христа? Нигде. Ясно, что Апостолы многое восприняли от Христа через изустное учение, то есть Предание.

В послании Апостола Иуды читаем о том, как Архангел Михаил в разговоре с диаволом о теле Моисея, не посмел осудить и оскорбить, а сказал: да запретит тебе Господь (Иуд. 1:9). Но откуда Апостол Иуда взял эти слова? В Писании их нет. Ясно, что столкновение Ангела с диаволом было известно Апостолу из Предания.

Хвалю же вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам (1 Кор. 11:2). Этот бич для вас, противники.

Там же, стих 23: Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал.      

Там же, стих 34: Прочее устрою, когда приду. Нет сомнения, что Апостол сделал многое, но что именно, в Писании не сказано.

Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес. 2:15).      

В толковании на эти слова Павла святой Златоуст говорит: «Отсюду ясно, что не все было передано им посланием, но многое и помимо Писания, однако это было столь же важно для веры». Слышите ли это, противники? И как вы можете идти против такого рожна?

Когда Апостол учит, как должно молиться, то есть мужу с открытой головой, а жене с покрытой, он при этом добавляет: А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии (1 Кор. 11:16). Здесь явно дается понять, что образ совершения молитвы был дан не через Писание, а через Предание и Церковный обычай.

Но как призывать того, в Кого не уверовали? как веровать в того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? (Рим. 10:14). Здесь ясно видно, противники, что уверовать можно от одного проповедания, без Священного Писания. Поэтому немного ниже в стихе 17 Павел говорит: вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. 10:17) (то есть проповеданного, о чем и говорилось Павлом), поэтому и добавляет: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, идо пределов вселенной слова их (Рим. 10:18). Но вы, противники, глухи, не слышите этого, так хотя бы прочитайте и поумнейте.

Истина не требует большого количества доказательств, достаточно заповеди Христа Бога нашего, повелевшего слушать Святую Церковь и святых Отцов, учителей Церковных. А если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18:17). И снова: Слушающий вас Меня слушает (Ак. 10, 16). Так говорит и Сосуд Христов святой Павел, который говорит, что Церковь – столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15) и повелевает слушать наставников: Поминайте, – говорит, – наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13:7). И снова: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны (Евр. 13:17).      

 

 

Глава 2. Прочность камня веры от Вселенских Соборов

 

Первый Вселенский Никейский Собор на основании учения не записанного, но переданного, проклял есть арианскую ересь. Об этом пишет Феодорит в «Истории», в книге первой, в главе 8. Если же и имелись некоторые тексты, написанные против Ария, однако были тексты, составленные и Арием. Как можно понять, что написанное им неверно, а наша оценка его верна? Нет другого способа, как только прибегнуть к учению святых Отцов и истинному толкованию учителей, передаваемому начиная с Апостольских времен.

Второй Вселенский Никейский Собор в действии 6 в книге 4 гласит, что многое в Святой Церкви существует без ссылок на Писание, например, почитание святых икон передано нам с достоверностью с Апостольских времен многими писателями. Там же в действии 7, в конце, говорится: «Если кто пренебрежет Церковным Преданием, утвержденным Писанием или обычаем, да будет проклят». Седьмое правило Седьмого Собора гласит: «Да полагаются в Церквях святые мощи мучеников. Если же Церковь освящается без мощей, обычной молитвой, да извержется таковой как преступник Церковных Преданий». Смотри Кормчую книгу, лист 212, на обороте.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: