Глава 2. Прочность камня веры от Священного Писания Нового Завета

 

Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова (Лк. 1:1‑2). Из этих слов ясно, что Предание имеет более давнее происхождение, чем Евангелие, поскольку Лука говорит о том, что Евангелие было составлено им на основании Преданий очевидцев и Апостолов.

Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28:19‑20). Обратите внимание на Слова Христа: научите все народы. И снова: уча их соблюдать все. Не к изустному ли учению относятся эти Слова Христа?

Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину (Ин. 16:12‑13). Смотрите, как осуществились Слова Христа. Когда Апостолы, исполнившись святого Духа, стали давать Церкви разные наставления, они постановили в Деяниях язычникам, обращающимся ко Христу, не обрезываться (Деян. 15). Это наставление они получили от Христа изустно, а не через Писание.

Также Апостол Павел говорит Титу: Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал (Тит 1:5) Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин. 21:25).... Которым (Апостолам) и явил Себя (Христос) живым, по страдании своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием Деян. 1:3). О чем говорил Христос после Своего Воскресения Своим ученикам, в Писании нигде не сказано, об этом известно только через изустное Предание, которое Апостолы возвестили верным, установив в соответствии с наставлениями Христа Таинства и остальное, относящееся к Бескровной Жертве.

Апостол Павел говорит: Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас (Деян. 20:31).      

Каково же было его учение или о чем оно было, это мы прочесть не можем. Ясно, что верные многое восприняли от Апостола через Предание. И снова, там же: Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). Но где в Евангелии найти эти слова Христа? Нигде. Ясно, что Апостолы многое восприняли от Христа через изустное учение, то есть Предание.

В послании Апостола Иуды читаем о том, как Архангел Михаил в разговоре с диаволом о теле Моисея, не посмел осудить и оскорбить, а сказал: да запретит тебе Господь (Иуд. 1:9). Но откуда Апостол Иуда взял эти слова? В Писании их нет. Ясно, что столкновение Ангела с диаволом было известно Апостолу из Предания.

Хвалю же вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам (1 Кор. 11:2). Этот бич для вас, противники.

Там же, стих 23: Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал.      

Там же, стих 34: Прочее устрою, когда приду. Нет сомнения, что Апостол сделал многое, но что именно, в Писании не сказано.

Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес. 2:15).      

В толковании на эти слова Павла святой Златоуст говорит: «Отсюду ясно, что не все было передано им посланием, но многое и помимо Писания, однако это было столь же важно для веры». Слышите ли это, противники? И как вы можете идти против такого рожна?

Когда Апостол учит, как должно молиться, то есть мужу с открытой головой, а жене с покрытой, он при этом добавляет: А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии (1 Кор. 11:16). Здесь явно дается понять, что образ совершения молитвы был дан не через Писание, а через Предание и Церковный обычай.

Но как призывать того, в Кого не уверовали? как веровать в того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? (Рим. 10:14). Здесь ясно видно, противники, что уверовать можно от одного проповедания, без Священного Писания. Поэтому немного ниже в стихе 17 Павел говорит: вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. 10:17) (то есть проповеданного, о чем и говорилось Павлом), поэтому и добавляет: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, идо пределов вселенной слова их (Рим. 10:18). Но вы, противники, глухи, не слышите этого, так хотя бы прочитайте и поумнейте.

Истина не требует большого количества доказательств, достаточно заповеди Христа Бога нашего, повелевшего слушать Святую Церковь и святых Отцов, учителей Церковных. А если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18:17). И снова: Слушающий вас Меня слушает (Ак. 10, 16). Так говорит и Сосуд Христов святой Павел, который говорит, что Церковь – столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15) и повелевает слушать наставников: Поминайте, – говорит, – наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13:7). И снова: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны (Евр. 13:17).      

 

 

Глава 2. Прочность камня веры от Вселенских Соборов

 

Первый Вселенский Никейский Собор на основании учения не записанного, но переданного, проклял есть арианскую ересь. Об этом пишет Феодорит в «Истории», в книге первой, в главе 8. Если же и имелись некоторые тексты, написанные против Ария, однако были тексты, составленные и Арием. Как можно понять, что написанное им неверно, а наша оценка его верна? Нет другого способа, как только прибегнуть к учению святых Отцов и истинному толкованию учителей, передаваемому начиная с Апостольских времен.

Второй Вселенский Никейский Собор в действии 6 в книге 4 гласит, что многое в Святой Церкви существует без ссылок на Писание, например, почитание святых икон передано нам с достоверностью с Апостольских времен многими писателями. Там же в действии 7, в конце, говорится: «Если кто пренебрежет Церковным Преданием, утвержденным Писанием или обычаем, да будет проклят». Седьмое правило Седьмого Собора гласит: «Да полагаются в Церквях святые мощи мучеников. Если же Церковь освящается без мощей, обычной молитвой, да извержется таковой как преступник Церковных Преданий». Смотри Кормчую книгу, лист 212, на обороте.

 

 




double arrow
Сейчас читают про: