Глава 5. Твердость камня веры, утверждаемого на доказательствах из Священного Писания

 

Первое доказательство, от Ветхого Завета      

Известно, что помимо Священного Писания у Иудеев были и Предания, причем двух видов. Во‑первых, Предание фарисеев, которых в Евангелии часто обличает Христос и что мы ясно увидим позже во второй части, в претыкании седьмом. Во‑вторых, Предание Моисея, способствующее спасению и достойное похвалы. В свою очередь, их было три. Первое Предание относилось к книгам Священного Писания, в соответствии с которым все твердо верили, что книги Священного Писания истинны, имеют Божественное происхождение, вдохновлены Самим Богом. Но где написано, что эти книги Ветхого Завета истинны, имеют Божественное происхождение, вдохновлены Самим Богом? Нигде. Поэтому ясно, что Иудеи верили, что книги Священного Писания истинны, имеют Божественное происхождение, вдохновлены Самим Богом, только на основании одного Предания. Если бы и нашлось где‑нибудь Писание, в котором бы говорилось, что эти книги истинны, имеют Божественное происхождение, вдохновлены Самим Богом, то снова возник бы вопрос, на каком основании можно считать это Писание Словом Божиим и Свидетельством Самого Бога об истинности книг. Не существует другого ответа, помимо Предания и общего для всей синагоги учения о Предании и его содержании.

Второе Предание у Иудеев относилось к очищению от первородного греха младенцев женского пола. Иудеи верили, что человек рождается в прародительском грехе, и верили, что спасение невозможно, пока новорожденный не будет очищен от первородного греха. Но как совершается очищение для младенцев женского пола, в Священном Писании не сказано, и только из Предания можно узнать, что очищение происходит или в результате молитвы, или принесения жертвы, или каким‑либо иным образом. Иначе без очищения все младенцы женского пола, умирая, не получили бы спасения.

Третье Предание относилось к кровным жертвам, установленным Богом. Иудеи времен Ветхого Завета верили, что благодаря этим жертвам очищаются грехи. Но как именно они очищаются, силой ли приносимых жертв или силой смерти и страдания Христова, прообразом которых были эти жертвы? В первое верили еретики, во второе – верные. Но откуда у них была эта вера и твердое убеждение в очищении от грехов знаменательными жертвами? Не из Священного Писания, ибо нигде в Ветхом Завете не сказано о том, что кровные жертвы были прообразом страданий и смерти Христа. Так что эту веру Иудеи, особенно начальствующие книжники и учители, обязанные учить других, имели только из Предания.

Второе доказательство, от Нового Завета     

В Новой Благодати также многое является предметом веры на основании не Священного Писания, а только одного Предания.

А. Является ли все Священное Писание Ветхого и Нового Завета Словом Божиим или нет? Если нет, то напрасна наша вера, ибо вера (как считаете вы, противники) утверждается на одном только написанном Слове Божием. Если же вы считаете, что все Священное Писание Ветхого и Нового Завета целиком и без всяких изыманий является Словом Божиим, скажите мне, противники, откуда вы это взяли и где это написано? И если вы что‑либо ответите на это из Священного Писания, то по поводу вашего ответа вновь возникнет этот же вопрос. Если вы отвергнете Предание, таким вопросам не будет конца. Мы же, принимая Предание, с легкостью отвечаем, что все Священное Писание Ветхого и Нового Завета является Словом Божиим. Но почему? Потому, что так верит и учит вся Святая Апостольская Кафолическая Церковь.

Б. Является ли Священное Писание цельным и нетленным, особенно в тех предметах, которые относятся к нашему спасению? Если оно является цельным и нетленным, скажите мне, противники, где это написано? У нас быстрый ответ: в Предании Святой Апостольской Церкви, как уже сказано выше. Вы же, отвергая Предание, остаетесь без ответа.

В. Является ли Священное Писание истинным и неложным в предметах, относящихся к нашему спасению? Если нет, напрасна наша вера, если да, то скажите мне, противники, где это написано? Мы говорим, что так учат святые Отцы, Вселенские Соборы и вся Святая Кафолическая Церковь. А что сказать вам, отвергающим Предание и признающим одно только Священное Писание?

Есть еще многое другое, подобное этому.

А. Является ли Символ нашей веры, то есть Верую в одного Бога и так далее, истинным Апостольским и душеспасительным или нет? Если нет, то напрасна наша вера, если да, то где это написано? Мы прибегаем к Преданию, а вы укажите, где есть об этом в Писании, если сможете.

Б. Надо ли крестить новорожденных младенцев или нет? Если нет, то это будет ересь анабаптистов, у которых нет обычая крестить младенцев до тех пор, пока они не вырастут. Если надо, то где это написано? Мы придерживаемся Предания Святой Церкви, а что сказать вам, отвергающим Предание? Если скажете, что Апостолы часто крестили верующих всем их домом, как, например, сказано о сотнике Корнилии (Деян. 10:48), и снова – о темничном страже (Деян. 16:33), и снова – о Лидии (Деян. 16:14), и снова: Крестил я также Стефанов дом (1 Кор. 1:16), – говорит Апостол. Если тогда крестились все в доме, то, конечно, можно предположить, что крестились и младенцы, находившиеся в этом доме. Но этой информации недостаточно, чтобы отнести сказанное к крещению новорожденных младенцев. Ибо Святое Писание ничего не говорит о младенцах, так что, возможно, все, крестившиеся в доме, были взрослыми. Если же там находились и младенцы, возможно, их крещение было отложено до тех пор, пока они не станут взрослыми. Ибо в Писании не говорится о крещении младенцев. И если вы отвергаете Предание, то вы лишаетесь ответа. Поскольку же вы крестите младенцев, тем самым вы и придерживаетесь Предания.

В. Истинен ли и действителен образ крещения: крещается раб Божий, имярек, во имя Отца, аминь, и Сына аминь, и Святого Духа, аминь? Если неистинен, то напрасно наше крещение. Если истинен и действителен, то где об этом написано?

СКАЖЕТЕ: В Евангелии от Матфея написано: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19).      

ОТВЕЧАЮ: Я знаю, что в Писании есть приведенные вами слова, но там не написано о том, чему именно Христос научил Апостолов, как им должно крестить и что говорить при крещении, но это известно из Предания и обычая Святой Кафолической Церкви.

Г. Где в Священном Писании находятся заклинательные молитвы, которые читаются перед крещением от имени крещающегося? Где в Новозаветном Писании число семь Божественных Таинств? Нигде. Однако все это благочестиво принимается нами в качестве члена веры на основании одного только Предания Святой Апостольской Кафолической Церкви. Вы же, противники, называя только два Таинства, то есть Крещение и Вечерю Господню, ответьте, почему вы так считаете? Где написано, что есть только два Таинства Церкви Христовой? В Священном Писании вы этого не найдете. Так что и вы, и не желая этого, придерживаетесь Предания вашей новой церкви.

Третье доказательство      

Если вы, противники, основываетесь только на одном Священном Писании, отвергая правила и уставы Вселенских и Поместных Соборов, а также Предания святых Отцов, то как возможна определенность и спорах о вере и где им конец? Кто рассудит противоположные стороны, признает одну истинной, другую же ложной, и положит конец спорам? Известно, что уже немало времени вы ведете между собой споры и ссоры о крещении младенцев, об истинности присущия Христова в Евхаристии, о предопределении, о Лице Христа, о схождении Христа в ад. Споря об этих и других Догматах веры, вы приводите в доказательство Писание, но ссоритесь и клевещете друг на друга. Почему же вы до сих пор не установите непердвигаемую межу в Догматах веры с помощью Священного Писания? Причина здесь не иная, как нежелание иметь другого судью, помимо Священного Писания. Вы правильно делаете, что чтите Священное Писание. Но если у вас возникнуть сомнения и что‑то вам будет неясно, и вы, свободно рассуждая, разделитесь на две противоположные стороны, кто вас рассудит? Кто даст на ваш вопрос истинный и определенный ответ? У нас ради такого случая есть Вселенские и Поместные Соборы, учители, богодухновенные Отцы, которые согласуются между собой в Догматах и в толковании Священного Писания, короче говоря, у нас есть Святая Кафолическая Церковь, как всенародное судилище, к которому показывает путь Сам Христос: если же не послушает (противящийся), возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18:16‑17). Поэтому мы всячески придерживаемся истины Святого Судилища. На этом столпе и утверждении истины (1 Тим. 3:15) имеет основание наша вера. В ней мы ищем определенности толкования Священного Писания при спорах и сомнениях. На этом краеугольном камне мы беспечально почиваем в Догматах нашей веры. Этому учит нас и Апостол Павел, говоря: Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13:7). И снова: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны (Евр. 13:17). Вы же, отвергая все это и основываясь на одном только Священном Писании и привлекая его по своей воле и упорству для доказательства противоположных мнений, до сих пор не положили конца вашим спорам и не будете его иметь. Для того, чтобы сказанное стало яснее, приведем в качестве примера гражданский суд. У него есть три составляющие: 1. Судья. 2. Писаный закон, или правила, или статьи, или гражданские уставы, на которые опирается судья. 3. Обычай, проверенный временем. Ибо там, где правил недостаточно или они сомнительны, обычай набирает силу закона, поскольку часто бывают исключения из правил, к которым невозможно применить закон. Здесь я спрошу вас, кто на гражданском суде разрешает спор двух противоположных сторон: судья, писаный закон и правила или обычай?

Если вы, противники, правильно мыслите, то вы ответите, что спор разрешает судья на основании закона и правил или обычая. Закон, правила или обычаи сами по себе никого не судят, не укрощают споры, а только показывают судье путь к правосудию. Так следует говорить и о духовных спорах, относящихся к вере. Ибо и здесь в разрешении спора участвуют три стороны. А. Судья. Б. Писание Ветхого и Нового Завета. Г. Предания. И как в гражданских судах не писаный закон (как сказано выше), не правила, статьи или уставы, не обычай, проверенный временем, а судья, судя по закону и правилам или по обычаю, разрешает споры противоположных сторон, так и в духовных судах и спорах, относящихся к вере, имеет силу не Писание Ветхого и Нового Завета, не Предания, а судья, то есть Святая Кафолическая Церковь, утверждаемая Соборами и богоглаголивыми Отцами, учителями, согласующимися между собой в Догматах, наставляемая Священным Писанием в его истинном истолковании и Апостольским Преданием (там, где недостаточно Священного Писания) премирным присутствием Святого Духа утоляет, укрощает всякие споры, сомнения, ссоры, распри, раздоры и устанавливает непередвигаемую межу каким бы то ни было противоречиям. Из этого ясно, что вы, противники, придерживаетесь одного только Священного Писания и считаете его судьей. Поскольку вы отвергаете решения Вселенских и Поместных Соборов, а с ними вместе Апостольские и Церковные Предания, в спорах о вере судья их не может использовать. Поэтому вы и не можете внести определенность в ваши споры и ссоры, утолить и укротить их, что всякий может видеть на своем опыте, наблюдая ваши непрекращающиеся разногласия.

Четвертое доказательство      

В Священном Писании важно учитывать два момента: букву и разум, как и в человеке есть тело и душа. Именно о них (по толкованию неких учителей) Апостол говорит: буква убивает, а дух животворит (2 Кор. 3:6), как бы говоря: «Если придерживаетесь истинного разума Писания, которое подобно животворящему Духу, оно будет вам во спасение. Если же пренебрежете истинным и правильным разумом Писания и будете внимать только букве, обманетесь».

Священное Писание же ниже по букве, ни по разуму не может быть судьей в Догматах и Прениях, относящихся к вере. Хочу показать это по двум пунктам.

А. Священное Писание по своей букве не может быть судьей в спорах.

Буква убивает, как говорит Апостол, то есть приводит к претыканию и заблуждению. Ибо как может быть судьей, разрешающим споры, тот, кто способствует не исправлению, а заблуждению в вере?

Так когда‑то буква убила Иудеев, ибо все, написанное Моисеем и Пророками о Христе, они рассматривали по внешней букве, не внимая разуму, скрытому внутри. И об этом говорит Апостол: умы их ослеплены (2 Кор. 3:14). Вплоть до нынешних дней не снято это покрывало при чтении Ветхого Завета, то есть поныне Иудеи не понимают Моисея, которого всегда почитали, ибо не достигают внутреннего разума читаемого, удовлетворяясь только внешней буквой. Иначе говоря, они не познают Христа, который скрыт, как под покрывалом, в законе Моисея под жертвами и другими чиноправлениями, выступающими как прообразы Христа. Глядя на покрывало, они не ощущают скрытого под ним.

Буква убивает не только Иудеев, но и еретиков.

Так, манихеи, по внешней букве толкуя слова: Я и Отец – одно (Ин. 10:30), злословят, что Отец и Сын (если быть последовательным, то и Святой Дух) одно и то же, не только по существу, но и в лицах.

Так ариане, сбившись с пути истинного, хулили Христа, говоря, что Он не Бог, на основании этих слов, толкуемых по букве: Отец Мой более Меня (Ин. 14:28), невзирая на разум, согласно которому речь идет о Человеческой природе Христа.

Так и Македония убила буква этих слов Павла: Дух все испытует, и глубины Божии (1 Кор. 2:10). Он объяснил это так: «испытует» означает «сомневается», «сомневается» означает «не знает», но незнающий не Бог, а сам невежда Македоний. Ибо Святая Кафолическая Церковь толкует слова Павла так: все испытует, то есть все проницает, постигает. Так говорится и в седьмом псалме: Ты, Испытующий (...) сердца и души (Пс. 7:10), и у Пророка Иеремии, в главе 17: Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности (Иер. 17:10).      

Так и манихеи злословят, что Ветхий Завет противоречит Новому Завету, ибо Ветхий Завет говорит, что человек произошел от Бога (Быт. 1), а Новый – от диавола (Ин. 8:44). Ветхий Завет говорит, что Бог почил в день седьмый от всех дел своих (Быт. 2:2). Новый же говорит: Отец Мой доныне делает (Ин. 5:17). Но какова причина заблуждений? Убивающая буква. Если Святая Кафолическая Церковь по истинному разуму толкует, что человек произошел от Бога по естеству, от диавола же по злобе. Бог почил в день седьмый от всех дел своих по сотворению, а делает доныне по устроению, управлению и сохранению вселенной. Таковы и многие другие заблуждения и ереси от убивающей буквы. Из этого ясно, что когда Священное Писание читается по букве, оно не может выступать в качестве судьи в спорах о догматах веры и вносить определенность Но посмотрим, что бывает, когда Священное Писание толкуется по разуму.

Б. Если Священное Писание толкуется по разуму, то все равно само по себе оно не может быть судьей, разрешающим споры о вере.

Ибо часто истинный и свойственный Священному Писанию разум бывает скрытым, неявственным, неясным и неудобным для понимания, из‑за чего возникает много споров, разносогласий и раздоров. Всякие споры нуждаются в судье, который бы определил и установил истинный разум Священного Писания и отверг ложный. Но кто этот судья? Священное ли Писание? Но оно само причина несогласия, поэтому само по себе не может установить межу, особенно, когда бывает неявственным, неясным и неудобовразумительным, о чем говорит сам верховный апостол Петр, рассуждая о Послании Павла: как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания (2 Пет. 3:15‑16). Видите, противники, нечто неудобовразумительное в Писании на самом деле обладает премудростью. И если ясно Писание, то почему Христос в пути рассказывал и объяснял Луке и Клеопе непонятные для них места Писания (Лк. 24:27)? Если ясно Писание, то зачем говорит евнух, читая книгу Пророка Исаии: как могу разуметь (Книга Пророка Исаии), если кто не наставит меня (Деян. 8:31)?      

Как же и Апостолы, не понимая многое из сказанного Христом, просили: изъясни нам притчу о плевелах на поле (Мф. 13:36). И снова, обличает их Христос: Как не разумеете, что не о хлебе сказал я вам (Мф. 16:11)? И снова: Но они ничего из этого не поняли (Лк. 18:34). Если Писание так ясно и его легко понять, почему написано так много толкований и с таким тщанием? Что сказать с трудом поддающемуся толкованию Пророчества Иезекииля о видении четырех животных, о семидесяти седминах Пророка Даниила и о мерзости запустения, о которой и сам Христос говорит: читающий да разумеет (Мф. 24:15). Что сказать об Апокалипсисе, в котором сколько слов, столько тайн? И эти, и многие другие «неудобства» находятся в Священном Писании в значительном количестве. Поэтому Пророк Давид молит Бога о просвещении своего ума: Отверзи очи мои, и уразумею чудеса, явленные законом Твоим (Пс. 118:18) И снова: вразуми меня, да познаю закон Твой (Пс. 118:34). И снова: Сиянием лица Твоего озари раба Твоего и научи меня повелениям Твоим (Пс. 118:135)!      

Подкрепление первое      

В Священном Писании часто встречаются мнимые противоречия, вызывающие у читателя немало затруднений.

НАПРИМЕР.

1. Моисей повествует, что сыны Израилевы находились в Египте четыреста лет (Быт. 15). Это же говорит и Апостол Стефан (Деян. 7:6). Но, напротив: Апостол Павел говорит, что они находились в Египте четыреста тридцать лет (Гал. 3:17).

СНОВА:

2. Патриарх Иаков говорит: я видел Бога лицеем к лицу, и сохранилась душа моя (Быт. 32:30). Но, напротив, Богослов говорит: Бога не видел никто икогда (Ин. 1:18).      

СНОВА:

3. Господь Бог говорит: Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода (Втор. 5:9). Но, напротив, у Пророка Иезекииля написано: сын не умрет за беззаконие отца своего (Иез. 18:17).      

СНОВА:

4. Почитай отца твоего и мать твою (Исх. 20:12). Но, напротив: если кто (...) не возненавидит отца своего и матери (...) тот не может быть Моим учеником (Лк. 14:26).      

СНОВА:

5. Господа Бога твоего бойся, (...) и Его именем клянись (Втор. 6:13) Но, напротив: А Я говорю вам: не клянись вовсе (Мф. 5:34).      

СНОВА:

6. Господь говорит: жалею, что поставил Я Саула царем (1 Цар. 15:11) Но, напротив: Ибо дары и призвание Божие непреложны (Рим. 11:29).      

СНОВА:

7. В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей (3 Цар. 8:9). Но, напротив: обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета (Евр. 9:4).      

СНОВА:

8. Не воскреснут нечестивые на суд (Пс. 1:5). Но, напротив.· вострубит, и мертвые воскреснут нетленными (1 Кор. 15:52).      

СНОВА:

9. Однажды (...) изрек Бог (Пс. 61:12). Но, напротив: Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках (Евр. 1:1).     

СНОВА:

10. Всяк человек лжив (Пс. 115:2). Но. напротив: и в устах их нет лукавства (Откр. 14:5).      

СНОВА:

11. Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его (...) заготовляет летом хлеб свой (Притч. 6:6‑8). Но, напротив: Итак не заботьтесь о завтрашнем дне (Мф. 6:34).      

СНОВА:

12. Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои (Притч. 22:28). Но, напротив: не ходите по правилам отцов ваших, и не соблюдайте установлений их (Иез. 20:18).      

СНОВА:

13. Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему (Притч. 26:4). Но, напротив: Не отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах твоих (Притч. 26:5).      

СНОВА:

14. Бог не сотворил смерти (Прем. 1:13). Но, напротив: Доброе и худое, жизнь и смерть, бедность и богатство – от Господа (Сир. 11:14).      

СНОВА:

15. Ты всех милуешь, потому что все можешь (...) ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил (Прем. 11:24‑25). Но, напротив: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел (Рим. 9:13).      

СНОВА:

16. Начало гордости – удаление человека от Господа (Сир. 10:14). Но, напротив: корень всех зол есть сребролюбие (1 Тим. 6 10).      

СНОВА:

17. Делай добро смиренному, и не давай нечестивому: запирай от него хлеб и не давай ему (Сир. 12:5). Но, напротив: Всякому, просящему у тебя, давай (Лк. 6:30).      

СНОВА:

18. Ядущии меня еще будут алкать, и пьющии меня еще будут жаждать (Сир. 24:23) Но, напротив: а кто будет пить воду, которую Я дам ему, не будет жаждать вовек (Ин. 4:14).      

СНОВА:

19. Всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Деян. 2:21; Рим. 10:13; Ср.: Ин. 3). Но, напротив: Не всякий, говорящий мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное (Мф. 7:21).      

СНОВА:

20. Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена (Иона 3, 4) Но, напротив: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого (Иона 4, 11)?      

СНОВА:

21. даром получили, даром давайте (Мф. 10:9).  Но, напротив: ибо трудящийся достоин пропитания (Мф. 9:10).      

СНОВА:

22. Не берите с собою (...) ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха (Мф. 10:9‑10). Но, напротив: И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха (Мк. 6:8).      

СНОВА:

23. По прошествии дней шести, взял Иисус Петра. Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних (Мф. 17:1). Но, напротив: После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова (Лк. 9:28).      

СНОВА:

24. Если же согрешит против тебя брат твой. Пойди и обличи его между тобою и им одним (Мф. 18:15). Но, напротив: Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочий страх имели (1 Тим. 5:20).      

СНОВА:

25. Никто не благ, как только один Бог (Мф. 19:17). Но, напротив: Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе (Лк. 6:45).      

СНОВА:

26. Проповедуйте Евангелие всей твари (Мк. 16:15). Но, напротив: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 10:5‑6).      

СНОВА:

27. Но вы пребыли со Мною в напастях Моих (Лк. 22:28). Но, напротив: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада (Мф. 26:31).      

СНОВА:

28. Если Я свидетельствую о Себе Сам, то свидетельство Мое не есть истинно (Ин. 5:31). Но, напротив: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно (Ин. 8:14).      

СНОВА:

29. Впрочем, Я не от человека принимаю свидетельство (Ин. 5:34). Но, напротив: а также и ем будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною (Ин. 15:27).      

СНОВА:

30. Ядущий мою плоть и пиющий мою кровь имеет жизнь вечную (Ин. 6:54). Но, напротив: Дух животворит; плоть не пользует нимало (Ин. 6:63).      

СНОВА:

31. Сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин. 15:15). Но, напротив: Еще многое имею сказать вам (Ин. 16:12).      

СНОВА:

32. Мария Магдалина ходит ко гробу рано. Когда было еще темно (Ин. 20:1). Но, напротив: приходят ко гробу, при восходе солнца (Мф. 16:2).      

СНОВА:

33. Обрезание полезно, если исполняешь закон (Рим. 2:25). Но, напротив: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от греха (Тал. 5, 2).      

СНОВА:

34. Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона (Рим. 3:28). Но, напротив: вера без дел мертва (Иак. 2:20), и там же: Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? (Иак. 2:24).      

СНОВА:

35. Кто противостанет воле Его (Рим. 9:19)? Но, напротив: вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы (Деян. 7:51).      

СНОВА:

36. Кто познал ум Господень (1 Кор. 2:16)? Но, напротив: А мы имеем ум Христов (1 Кор. 2:16).      

СНОВА:

37. И если я раздам все имение мое (...) а не имею любви, нет мне в том никакой пользы (1 Кор. 13:3) Но, напротив: Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто (Лк. 11:41).      

СНОВА:

38. Людям ли я угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым (Гал. 1:10) Но, напротив: Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так как и я угождаю всем во всем (1 Кор. 10:32‑33).      

СНОВА:

    39. Носите бремена друг друга (Гал. 6:2) Но, напротив: каждый понесет свое бремя (Тал. 6, 5).      

СНОВА:

40. Господь (...) обитает в неприступном свете (1 Тим. 6:16). Но напротив: Приступите к Нему и просветитесь (Пс. 33:6).      

СНОВА:

41. Если говорим, что не имеем греха,обманываем самих себя, и истины нет в нас (1 Ин. 1:8) Но, напротив: Всякий, рожденный от Бога, не делает греха (1 Ин. 3:9).      

Эти и подобные им мнимые противоречия в Священном Писании принесли немало труда даже мужам с самым просвещенным умом, и святые Отцы давних времен, занимавшиеся толкованием и согласованием Писания, совершили немалый подвиг, и мы поныне неотступно придерживаемся их толкования, узаконенного Соборами и установленного Кафолической Церковью, а также передаваемого Преданиями. Вы же, противники, отвергая все это и придерживаясь одного только Священного Писания и ему одному внимая, как судье всех споров и несогласий, как вы можете разорвать цепи, связывающие ум противоречиями? Разве не должен судья разрешить спор явственно, ясно и безо всяких противоречий и сомнительных высказываний? Не таковых ли ищем и на гражданских судах, в делах временных и суетных? Так как же будем пребывать нерадивыми в деле вечного спасения и не проявим должной бдительности?

Подкрепление второе      

Слова Священного Писания часто необъятны и беспредельны, и могут толковаться по‑разному.

Пример первый      

Отче наш, сущий на небесах (Мф. 6:9)! Здесь может возникнуть сомнение: о чем говорится в Писании, о Боге, Который один по существу, или о Боге, Троическом в лицах?

ПРЕЖДЕ ВСЕГО: Если иметь в виду, что Бог наш Отец, Который создал нас, сберег и усыновил, то это свойства Святой Троицы, но по существу Он един.

Пример второй      

Христос есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле (...) все Им и для Него создано (...) И Он есть глава тела Церкви; он начаток, первенец из мертвых (Кол. 1:15‑18). Здесь возникает сомнение, имеется в виду Божественная или Человеческая природа Христа? Некоторые говорят, что первые слова относятся к Божественной природе, последние же – к Человеческой. Ибо Христос по Божеству есть образ Бога Отца, Который создал все. По Человечеству же Он Глава Церкви и Первенец из мертвых.

Пример третий      

Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: И да поклонятся Ему все Ангелы Божии (Евр. 1:6). Возникает вопрос, о каком пришествии Христовом говорится в Писание: о первом, совершившемся Его воплощением, или о втором, которое произойдет в день суда? Если обратим внимание на обстоятельства события, о котором идет речь, покажется, что имеется ввиду первое пришествие, а если примем во внимание слова также, когда вводит, то покажется, что это относится ко второму пришествию.

Пример четвертый      

Ибо невозможнооднажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием (Евр. 6:4‑6). Поистине страшные слова и очень трудные для понимания, на основании неправильного толкования которых выросла ересь новатиан, которые учили, что для отпадших нет покаяния. Наши же Православные учители эти слова толкуют по‑разному: одни говорят, что имеются в виду впавшие в неверие, другие считают, что речь идет о греховном обычае, в котором ожесточившиеся пребывают без покаяния, третьи говорят, что павшим после крещения уже нельзя подняться, пойдя по этому же пути крещения (ибо Таинство крещения совершается только один раз), а только идя иным путем то есть путем покаяния, подобно Персидским царям, которым возвратились в свою страну иным путем.

Пример пятый      

Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых (1 Кор. 15:29)? Здесь есть нечто неудобовразумительное, а именно, что значит креститься для мертвых? Это и многое другое, если не будет истолковано верно и искусно, может стать причиной извращения Писания и погибели.

Подкрепление третье      

В Священном Писании часто происходит внезапный переход от вещественного и буквального смысла к духовному и таинственному, от временного к вечному, от царей Израилевых к Царю Христу. Бывает же и наоборот. Так, в Книге Пророка Исаии, в главе седьмой, от истории о двух царях, намеревавшихся завоевать Иудею, Священное Писание внезапно переходит к тайне воплощения Христа, говоря: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил (Ис. 7, 14).  Это же находим у того же Исаии, когда от Вавилонского царя Писание нечаянно переходит к руке, простертой с Небес на все народы (Ис. 14). Об этом же читаем в псалме 71, когда происходит переход от Соломона ко Христу, в словах: И поклонятся Ему все цари земные (Пс. 71:11). И снова: прежде солнца пребывает имя Его (Пс. 71:17). Так же происходит в Евангелии от Иоанна, когда от вещественных хлебов происходит переход к хлебу Евхаристическому (Ин. 6) и в Евангелии от Луки – переход от погибших под упавшей башней Силоамской – к проповеди покаяния (Лк. 13:4). Это и подобное ему в Священном Писании, скрытое под таинственным покровом, нуждается в искусных и богодухновенных толкователях, которым дано ведать о тайнах Царствия Божия.

Подкрепление четвертое      

Немало туманного в Священном Писании и потому, что многие книги Библии пропали либо по нерадивости Иудеев, либо из‑за их частого переселения, либо же из‑за их гибели в битвах и разорения их царства.

1. Книга воинства Господнего (Чис. 10).

    2. Книга праведнаго Навина (Нав. 10).

3. Книга дел Соломоновых (3 Цар. 11).

4. Книга летописи Царей Израилевых (3 Цар. 14).

5. Книга прозорливца Самуила (1 Пар. 29).

6. Книга Нафана Пророка. Книга Ахии Силонита. Книга прозорливца Иоиля (2 Пар. 9).

7. Книга Царей Израилевых, записи Ииуя, сына Ананиева (2 Пар. 20).

8. Деяния царя Озии, записанные Пророком Исаией, сыном Аммоса (2 Пар. 26).

9. Книга записей царей Израилевых о делах царя Манассии (2 Пар. 33).

10. Плач Иеремии при погребении царя Иосии (2 Пар.: 35).

11. Книга Иеремии о разорении Иерусалима и о взятии в плен людей (Иер. 36).

12. Книга Иеремии о разорении Вавилона (Иер. 51).

13. Книга дней первосвященства Иоанна (1 Мак. 16).

14. Записи Пророка Иеремии (2 Мак. 2).

15. Книга Еноха (Иуд. 14).

Все эти книги пропали. Относительно Книги Еноха имеются сомнения, поскольку неизвестны писатели, которые создавали книги до Моисея. Вероятнее всего, Енох не писал, а поучал устно о пришествии Господнем на Страшный Суд. Из этого ясно, что Апостол Иуда в своем Послании вспомнил о давнем Предании. Если же и Апостол в Догмате веры пользуется Преданием, то что препятствует и нам делать это, утверждая член нашей веры и Писанием, и Преданием. Из всего, написанного в этом доказательстве, каждый может ясно видеть, что Священное Писание и по своей букве (поскольку буква убивает, по слову Апостола), и по своему смыслу (хотя и он часто бывает скрытым, неявным, неясным, неудоборазумительным, более того, состоящим из многих частей, может казаться противоречивым, что и показано выше), не может быть судьей, разрешающим сомнения и споры, и вносить определенность в Догматы веры. Одна только Святая Соборная Апостольская Церковь, благодаря Соборам и богодухновенным Отцам, мирно приходящим к согласию в Догматах веры, их истинному толкованию Священного Писания, и Преданиям Апостолов и силой Святого Духа, это Божественное дело управляет, устанавливает, определяет, совершает.

Пятое доказательство      

В Ветхом Завете споры разрешались на основании не Священного Писания, а на собрании жрецов, левитов и священников. Об этом ясно написано во Второзаконии, в главе 17: Если по какому делу затруднительным будет для тебя рассудить между кровью и кровью, и между судом и судом, (...) и побоями, будут несогласные мнения в воротах твоих, то встань и пойди на место, которое изберет Господь, Бог твой (чтобы призываемо там было имя Его), и приди к священникам левитам и к судье, который будет в те дни, и спроси их, и они скажут тебе, как рассудить; и поступи по слову, какое они скажут тебе на том месте, которое изберет Господь (Бог твой, чтобы призываемо там было имя Его), и постарайся исполнить все, нему они научат тебя; по закону, которому научат тебя, и по определению, какое они скажут тебе, поступи, и не уклоняйся ни направо, ни налево от того, что они скажут тебе А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи (который будет в те дни), тот должен умереть (Втор. 17:8‑12).      

Здесь важно знать, что в Ветхом Завете были два суда: меньший и больший. Меньший обычно совершался во всех городах, о чем и сообщает Второзаконие, где говорится: Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным; не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых (Втор. 16:18‑19). И снова во Второй Книге Паралипоменон, в главе 19: И жил Иосафат в Иерусалиме (...) И поставил судей на земле по всем укрепленным городам Иудеи (2 Пар. 19:4‑5). Больший суд обычно совершался в Иерусалиме, о чем написано также во Второй Книге Паралипоменон, в главе 19: И в Иерусалиме приставил Иоасафат некоторых из левитов и священников и глав поколений у Израиля – к суду Господню и к тяжбам (2 Пар. 19:8). Оба эти суда, меньший и больший, берут свое начало с времен Моисея.

О меньшем написано в Книге Исхода, в главе 18, что Моисею сказал его тесть Иодор: Итак, послушай слов моих; я дам тебе совет, и будет Бог с тобою: будь ты для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела Его); научай их уставам (Божиим) и законам (Его), указывай им путь (Его), по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать; ты же усмотри (себе) из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей праведных, ненавидящих корысть. И поставь (их) над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесяти начальниками (и письмоводителями); пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе а все малые дела судят сами: и будет тебе легче и они понесут с тобою бремя (...) И послушал Моисей слов тестя своего и сделал все что он говорил (ему) (Исх. 18:19‑24).     

О большем суде в Книге Чисел в главе 11 написано следующее: И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесять мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтобы они стали там с тобою; Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил (Чис. 11:16‑17). И ниже: Моисей вышел и сказал народу слова Господни, и собрал семьдесят мужей из старейшин народа и поставил их около скинии. И сошел Господь в облаке и говорил с ним, и взял от духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали (Чис. 11:24‑25). До сих пор тексты Священного Писания. Из этого ясно, как разрешались разные споры и решались дела, и если вопрос казался сложным, он решался на большем суде, где в первую очередь вносилась определенность в случае сомнений в вере, и по этому вопросу давалось верное и истинное толкование.

Это же ясно видно по тому, как разрешилось сомнение, относящееся к Мессии, ибо во времена царя Ирода, когда возник вопрос, где родится Царь Иудейский, его разрешил духовный суд в Иерусалиме, как написано в Евангелии: Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним И, собрав всех первосвященников и книжников    народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через Пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля (Мф. 2:3‑6).      

Здесь надо учитывать два момента. Во‑первых, Ирод и все Иудеи, сомневаясь в вопросе о Мессии, не дерзнули самостоятельно его решать, но передали это суду священников. Во‑вторых, это сомнение разрешили священники, а не Священное Писание, хотя и на основании священного Писания и правил, с ним согласующихся.

Шестое доказательство      

Мы уже видели, что в Ветхом Завете споры и сомнения в Догматах веры разрешались не Священным Писанием, а судом собора старцев, левитов и священников, и так же происходило в Новой Благодати.

ВО‑ПЕРВЫХ: У новых христиан возник спор о том, следует ли обратившимся ко Христу обрезываться и хранить Иудейский Закон Моисея. Христиане считали, что следует, но Павел и Варнава были против (Деян. 15:1). Как разрешился этот спор, Писанием ли? Нет. По согласию обеих сторон было решено обратиться к Апостолам и старейшинам Иерусалима, чтобы они разрешили спор на общем собрании и умиротворили народ. Апостолы и старейшины, которые тогда находились в Иерусалиме, призвав Святого Духа, постановили: Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете (Деян. 15:28‑29).      

Зде предстоит рассмотреть два момента. Во‑первых, этот спор об обрезании вполне могли разрешить и сами Павел и Варнава, так как оба они были апостолами, Пророками и учителями и оба были избраны Святым Духом на дело благовестия, оба они проповедовали Евангелие во многих местах (Деян. 13:1). Однако они не сделали этого, чтобы дать всем образец решения споров о вере, и чтобы в таких случаях всегда обращались к церковным старейшинам и Соборам, на которых выносилось бы соответствующее решение (Деян: 14, 25).

Во‑вторых, скажите, каким образом принималось решение об обрезании на том Апостольском соборе, на основании ли Писания? Писание можно привести в пользу и сторонников, и противников обрезания. В пользу сторонников обрезания будут такие слова из Книги Бытия, глава 17: обрезывайте крайнюю плоть вашу (Быт. 17:11). И ниже: Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей (в восьмой день), истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой (Быт. 17:14). Напротив. Писание свидетельствует в пользу противников обрезания, в Книге Второзакония, в главе 30: И обрежет Господь Бог твой сердце твое (во другом переводе написано: и обрежет Господь Бог твой сердце твое и сердце потомства твоего) (Втор. 30:6). Здесь Писание гласит, что обрезание в Новой Благодати становится не плотским Иудейским, а заменяется духовным обрезанием сердец. Об этом говорит и Пророк Иеремия в главе 4: Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего, мужи Иуды (Иер. 4:4). Эти тексты Писания, свидетельствующие в пользу как сторонников, так и противников обрезания, могли быть приведены на Апостольском Соборе, однако не приводились. И решение спора об обрезании было принято на основании не Писания, а исполнения воли Божией.

В Апостольские времена споры о разных Догматах веры происходили часто, в разные годы и в разных местах, и все они разрешались на Соборах. Приведем здесь кратко некоторые из них.

1. Существовал немалый спор о праздновании, о том, в какое время должно ее праздновать, с Иудеями 14 марта или в воскресный день. Этот спор разрешился на Никейском Соборе, и празднество Пасхи было установлено в воскресный день, хотя собор и не имел на этот счет точных указаний из Писания.

2. Еретик Новатий и его сторонники соблазнились учением святого Павла, ложно истолковав его, и стали учить, что согрешающим после крещения нельзя прощать грехи (Евр. 6:3). На Соборе был принят благочестивый Догмат, опровергающий это нечестие.

3. Еретик Савелий и его единомышленники учили, что в Божестве есть только одно Лицо, но выполняющее три действия: творение, искупление и соединение. Но это злочестие было проклято Александрийским Собором в 319 году от Рождества Христова.

Смотрите об этом в летописи Барония.

4. Еретик Павел Самосатен (более правильно было бы сказать, что сам сатана) учил, что Христос был простым человеком и не имел ничего более, чем мы. Это пагубное учение и богохульную ересь опроверг Антиохийский Собор в 266 году от Рождества Христова. Смотри летописи Евсевия, книгу 7, главу, 27, и Барониа, о событиях того года.

5. Павла Самосатена, или, выразимся еще сильнее, самого сатану, вывел из ада Арий, мало чем отличающийся от Самосатена, и также подверг злословию Слово Отчее, Христа, Бога нашего, отрицая, что Он предвечен и соприсносущен Отцу, а называя Его творением, говоря о Нем: «Было, когда не было». То есть было время, когда не было Слова Отчего.

Эту грубую ересь предал проклятию Первый Вселенский Собор, состоявшийся в Никее в 325 году от Рождества Христова. Смотри Сократа, книгу 1, главу 3.

6. Еретик Македоний и его единомышленники злословили, что Святой Дух не соприсносущен Отцу, Сыну и Святому Духу. Этих духоборцев предал проклятию Вселенский Собор, состоявшийся в Константинополе в 393 году от Рождества Христова.

7. Еретик Несторий со своими единомышленниками учил, что во Христе было два лица, как и два естества, Божие и Человеческое. Эту ересь проклял Вселенский Собор, состоявшийся в Ефесе в 454 году от Рождества Христова.

Но и до Ефесского Собора эту же ересь предал проклятию Кирилл на Александрийском Соборе, состоявшемся в 431 году от Рождества Христова. Святые Соборы твердо и однозначно определили, что во Христе два естества, но одно, Божественное, лицо. Об этом говорится в песнопении святого Дамаскина: «Не на два лица разделяемый, но по двум естествам неслитно познаваемый».

8. Еретики Евтихий и Диоскор учили, что во Христе единое и нераздельное и лицо, и естество, слиянные из Божественного и Человеческого естества. Эту ересь проклял Халкидонский Вселенский Собор в 454 году от Рождества Христова.

9. Еретики, называющиеся по‑гречески монофелитами, то есть единовольниками, учили, что во Христе одна воля, а не две.

Эту ересь предал проклятию Третий Вселенский Собор, состоявшийся в Константинополе 679 году от Рождества Христова.

10. Иконоборческую ересь пресек Второй Никейский Вселенский Собор, о чем уже достаточно сказано в Догмате о иконах, в части 1, в главе 2.

Эти и многие другие споры о Догматах веры всегда разрешались и завершались на Святых Соборах, либо Вселенских, либо Поместных.

Ясно ли вам, противники, кто был судьей и разрешителем всех споров относительно Догматов веры? Не Священное Писание, а Святые Соборы, наставляемые, вразумляемые и укрепляемые либо Священным Писанием, либо Апостольским Преданием, а прежде всего присутствием Святого Духа. Поэтому в уставах Догматов святые Отцы всегда во время Соборов использовали слова Первого Апостольского Собора, состоявшегося в Иерусалиме: Ибо угодно Святому Духу и нам (Деян. 15:28).      

Мы знаем, что и вы, противники, считаете еретиками Новата, Савелия, Ария, Македония, Нестория, Евтихия, Диоскора, монофелитов. Поскольку они были еретиками, то их обличение, осуждение и проклятие и праведное и истинное установление благочестивых Догматов было правильным и праведным.

Но каким образом была установлена эта непередвигаемая межа? Если разрешителем споров и судьей было Священное Писание, устанавливающее межу без Святой Церкви, то споры продолжались бы и по сей день, и никто из этих раскольников не был бы назван еретиком. Но сейчас, поскольку Святая Апостольская Кафолическая Церковь предала их проклятию, ясно, что именно Святая Апостольская Кафолическая Церковь этот судья и разрешитель всех разногласий, противоречий и сомнений. Это всенародное судилище, и если кто его не слушает, считается язычником и мытарем (Мф. 18:17). Это храм премудрости Божией (Прит. 9), семью столпами, то есть семью Вселенскими Соборами утвержден, который не одолеют и врата ада. Это твердь, крепящаяся на Камне Христе (Мф. 16:18). Ибо иного основания не может положить никто, кроме Лежащего, то есть Христа. Это столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15), о который разбиваются, изнемогают и исчезают все бури противников, дышащие демоническим ветром.

Из всех этих доказательств, столь широко развернувшихся, может быть следующее заключение. Вы, противники, не можете разрешить споры о вере и установить им межу на основании одного только Священного Писания, что мы и наблюдаем в ваших обновленческих церквях. Поскольку вы принимаете только Священное Писание, отвергая Апостольские Предания, Вселенские и Поместные Соборы, а также толкования Священного Писания святых богодухновенных Отцов, устанавливающие истину в Догматах веры, напрасна и вера ваша, и вашим спорам никогда не наступит конец.

Здесь противники воскликнут, говоря о том, что как могут быть Соборы судьями и разрешителями споров о вере, если и сами могут заблуждаться. И если Соборы решают, как правильно толковать Священное Писание, то Соборы будут иметь больше чести, чем Священное Писание, так как не Соборы будут подчиняться Писанию, а Писание Соборам.

Слыша эти восклицания противников и желая внести определенность в этот вопрос, порассуждаем, могут ли заблуждаться Соборы и подчиняются ли они Священному Писанию. Это и другое, относящееся к Соборам, кратко рассмотрим в следующей главе.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: