Глава 6. Твердость камня веры от истинных, неложных и заблуждению не подлежащих Соборных Уставов о Вере

 

Поскольку о Соборах написано много и по‑разному, и больше из любопытства, чем по необходимости, а из‑за обширности написанного читатель впадает в тоску, позвольте нам здесь, ради краткости, рассмотреть то, что насущно необходимо, и явить истину.

ВОПРОС ПЕРВЫЙ: Могут ли Соборы заблуждаться?

ОТВЕЧАЕМ: Вселенские Соборы, собранные во имя Господне в членах веры, заблуждению не подлежат. Этот наш ответ утверждается на следующих текстах Священного Писания.

1. Христос говорит: ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20).      

Если Христос есть среди двоих или троих, собранных в Его имя, то тем более Христос посреди пастырей стада Христова, собранных по всей вселенной на умножение славы Божией, для защиты Церкви Христовой, для собрания благочестия и на пользу душам, искупленным Кровью Христовой, и они обладают Божией премудростью, вразумляющей их и наставляющей к установлению истинной веры. Поэтому отметаются от среды все еретические сборища, которые собираются, чтобы ополчиться на Господа и на Христа Его, а не во имя Христово. Так, ариане явно выступили против Христа, македониане – против Святого Духа, соприсносущного Отцу и Сыну, иконоборцы – против Христа, прославляемого в Своей иконе, другие же еретики – против Христа в его членах, то есть на Святую Церковь, как и нынешние противники.

2. Дух истины (...) наставит вас на всякую истину (Ин. 16:13). Христос говорит это не только Апостолам, но и их восприемникам. Ибо в другом месте Он говорит: да пребудет с вами вовек. Духа истины (Ин. 14:16), то есть с Апостолами и их последователями.

3. Первый Апостольский Собор, состоявшийся в Иерусалиме, утверждается на этом основании: Ибо угодно Святому Духу и нам (Деян. 15:28). Если же этот Апостолький Собор, который был Собор всем Соборам, называет свои установления установлениями Святого Духа, то это могут сказать и другие истинные Соборы, собранные во имя Христа. И как этому Собору был присущ Святой Дух, наставлявший Апостолов к созданию, управлению и сохранению уставов Апостольской Церкви, так и другие Соборы испытывали в этом необходимость и имели те же намерения по отношению к возникающим в те времена различным ересям.

4. Святая Соборная Апостольская Церковь не подлежит заблуждению. Ибо Христос говорит: на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18). И снова: и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:20).      

И снова: Церковь Бога живого, столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15). Что же еще есть Соборы, если не Церкви? Поскольку на Вселенские Соборы собираются пастыри со всей вселенной, всякий пастырь выступает в своем лице как посланник своего словесного стада, всего царства. Если Церковь не подлежит заблуждениям, как показано выше, а Соборы представляют собой лицо всей Церкви, более того, и есть самая настоящая Церковь, ясно, что Соборы не подлежат заблуждению.

5. Писание завещает нам слушать пастырей Писания: Слушающий вас Меня слушает (Лк. 10:16). И снова: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны (Евр. 13:17). К тому же Священное Писание пастырями называет Епископов, чтобы овцы повиновались пастухам, выводящим их на благое пастбище (Деян. 20:28; Еф. 20:11). Их также называют учителями, чтобы их слушали ученики (1 Тим. 3:1; 2 Тим. 1). Если же Бог велит слушать наставников, пастырей и учителей, могут ли они прельстить нас своим учением или не могут? Если они могут прельстить, то как же тогда Бог велит их слушать? Кто же из заблуждающихся может быть осужден, если он по Божию велению слушает своего пастыря и учителя, заблуждающегося в своем поучении? Если они не могут прельстить, их учение истинно и душеполезно, а особенно это относится к тому времени, когда они собираются во имя Господне. В отдельности и наедине они могут заблуждаться, как часто и бывает у пастырей и учителей, пишущих наедине по‑разному и не согласующихся в некоторых вопросах. Но на Вселенских Соборах, где они собираются во имя Господне и едиными устами и единым сердцем устанавливают Догматы веры, заблуждаться в членах веры невозможно, иначе бы заблуждалась вся Церковь.

Поэтому Афанасий Великий в Послании к Африканским Епископам говорит: «Слово Господне благодаря Вселенскому, состоявшемуся в Никее, Собору, пребывает во веки». Василий Великий в Послании 28 «О вере» повелевает сомневающимся предлагать уставы Вселенского Никейского Собора. Кирилл в книге 1 «О Пресвятой Троице» называет Установления Никейского Вселенского Собора Божественным уставом и непререкаемым изречением. Амвросий в Послании 32 говорит: «Последую Деяниям Никейского Собора, с которым меня может разлучить ни смерть, ни меч».

И правильно, ибо если бы Вселенские Соборы заблуждались, Церковь не имела бы твердого и непреложного суда по разрешению разных споров, во соблюдение благочестия и единомыслия, подобающего Святой Церкви. И если бы такой суд заблуждался, можно было бы проклятые на Соборах ереси возобновить, и если Арий говорил, что Никейский Собор не прав, то это же сказал бы Македоний на Константинополском Соборе, Несторий на Ефесском Соборе, Евтихий на Халкидонском Соборе и так далее. Не были бы известны книги Священного Писания как Слово Божие, если бы сомнения относительно этого не были разрешены Вселенскими Соборами. И не имели бы самого Символа веры (Верую во единого Бога), составленного и принятого Вселенскими Соборами от Апостольских Преданий как надежного основания нашего спасения, против чего вы, противники, выступаете. Если же есть по этому поводу споры, то ответ вы получите здесь во второй части, в главе 2.

ВОПРОС ВТОРОЙ: Соборы или Священное Писание заслуживают больших почестей и уважения?

ОТВЕЧАЕМ: Не дождетесь, чтобы мы предпочли Соборы Священному Писанию, ибо Священное Писание есть Слово Божие, непосредственно данное Откровение от Бога и записанное так, как если бы его произнес Бог. Так говорит Апостол Петр: Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1:21). И снова: Все Писание богодухновенно (2 Тим. 3:16). Этим достоинством и преизяществом Священное Писание имеет преимущество перед Соборами, которые не имеют Откровений и непосредственно не записывают Слов Божиих, а только устанавливают истинность толкования записанного или переданного Слова Божия и тем самым, придя к единомыслию, вносят определенность и узаконивают ее в членах веры, не придавая Священному Писанию истину, а возвещая явно сокровенную в нем истину. Так, когда Соборы постановили, что Библия – это Слово Божие, они не сделали ее истинной и неложной, а только известили о ее истинности всему миру и всему миру показали, что она такова. Так, Никейский Собор не придал единосущия Слову Божию, а только показал, что оно есть, на основании Священного Писания и Преданий. Так и все Соборы открывают сокровенную в Писании истину и устанавливают непреложные определения. Поэтому мы и говорим, что Священное Писание выше Соборов, которые только дают толкования Священного Писания, раскрывая скрытый смысл, разрешая сомнения, объясняя трудно понимаемые места, рассматривая мнения обеих сторон и вынося определение в спорных вопросах.

Вышесказанному не противоречат слова святого Григория о том, что четыре первые Собора должно почитать, как четыре книги Евангелия (Книга 1 Послание 24). Святой учитель говорит об их равенстве не в достоинстве, а только в подобии, как говорится в Евангелии: Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:48). Здесь речь идет о подобии, а не о достоинстве. В таком смысле говорит и этот святой Отец, желая показать истинность Соборов, подобных Священному Писанию в истинности, хотя и не равных по достоинству.

ВОПРОС ТРЕТИЙ: В чем необходимость Соборов?

ОТВЕЧАЕМ: Соборы нужны для управления Святой Церковью, сохранения и утверждения благочестия и искоренения ересей. Если надобно придти соблазнам, по Слову Христа (Мф. 18:7), и если, по слову Павла, надлежит быть и разномыслиям (1 Кор. 11:19), то Церковь Христова нуждается в некоем праведном и истинном суде, благодаря которому прогоняются соблазны от среды, и хранится в целости благочестие, и значительно разрушаются ереси. Иначе Церковь бы многократно разделилась, а за многократными разделениями следует оскудение, по Слову Христа: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет (Мф. 12:25).      

ВОПРОС ЧЕТВЕРТЫЙ: Кого должно созывать на Собор и кто обладает на Соборе законодательной властью и силой?

ОТВЕЧАЕМ: На Соборах могут присутствовать многие, но с разными намерениями и в разном качестве. Присутствующих можно разделить на четыре группы.

1. Одни присутствуют, как судьи, принимающие постановления и разрешающие споры.

2. Другие присутствуют, чтобы рассматривать, анализировать и спорить.

3. Третьи присутствуют, оказывая услуги, например, писатели, охрана.

4. Четвертые присутствуют также для ограждения Собора от внутренних и внешних беспокойств.

Из этих четырех групп судьями, разрешающими спор и принимающие установления, являются одни только пастыри, то есть Епископы, Архиепископы, Митрополиты, Патриархи. По их произволению или согласно обычаю их сообщниками могут быть архимандриты, игумены и строители монастырей, а среди простых священников и церковного притча только искусных в Писании, тех, кто может помочь в спорах или в чем‑то другом.

Цари и вельможи присутствуют с намерением оградить Собор от всякого беспоокойства и волнений и в качестве свидетелей установлений и Соборных законов, чтобы в случае появления законопреступников, не подчиняющихся Собору, жестоко наказать их.

Наконец, миряне могут присутствовать только для оказания неких услуг. Однако среди всех них одни только пастыри (как уже говорилось) могут вносить определения, относящиеся к вере. Поскольку пастырям полагается пасти словесное стадо, они должны предлагать своим овцам не иное пастбище, как душеспасительное учение, ибо пасти и учить – это для пастырей одно и то же. Это ясно из Священного Писания, так, в Книге Пророка Иеремии Бог говорит: И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас со знанием и благоразумием (Иер. 3:15). Апостол обращается к Ефесянам: И Он (Христос) поставил (...) иных пастырями и учителями (Еф. 4:11). Обратите внимание, что в этих словах Апостол объединяет пастырей и учителей, показывая, что для пастырей естественно учить. Миряне же не являются пастырями, а также не является ими никто из церковного притча, кроме Епископов. Великий Павел говорит об этом в Деяниях Апостолов: Итак внимайте себе и всякому стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога (Деян. 20:28). Именно Епископу было сказано: паси овец Моих (Ин. 21:16). Из этого ясно, что на Соборах, собранных во имя Господне, именно пастыри имеют право разрешать споры и устанавливать Соборные законы, и предлагать это духовное пастбище своим словесным овцам.

Из этого ясно, что постановления всех Соборов, находящиеся в книгах, подписаны Епископами; везде стоят только подписи Епископов и только некоторые подписи клириков низшего чина, по изволению или повелению Епископов. Если же подписывались и цари, то по‑другому, если Епископы как судьи и определители церковных Догматов, то цари – как их соизволители и хранители.

Так же богомудрствуют и святые Отцы: Киприан, в Послании к Иулиану, Амвросий в Послании 32, Афанасий в «Послании к находящимся в одиночестве», и другие. Выражает согласие также царь Феодосий второй в «Послании к Ефесскому Собору», в книге этого Собора, в главе 32: «Не следует тем, кто не имеет чина святейшего Епископства, вмешиваться в церковные дела».

Царица Пульхерия в Послании к Игемону Вифинии повелевает клириков, монахов и мирян удалить с Собора. Смотри Послание в начале материалов Халкидонского собора.

На этом же Халкидонской Соборе когда святые Отцы послали материалы на подпись Архимандриту Халкидонскому Мартину, он отвечал: «Подписывать дело не мое, а одних только Епископов».

На этом же Соборе когда вошли единомышленники Диоскора, монахи и миряне, тотчас святые Отцы с негодованием возгласили: «Гоните их отсюда, здесь Собор Епископов».

И правильно сделали, так как главные церковные дела должны обсуждаться и решаться главными церковными лицами, каковыми и являются Епископы. Это же происходит в гражданских судах, где не каждый судит и выносит решение о споре противоположных сторон, а только те, кто этим должен заниматься.

Но послушаем возражения противников.

1. Говорят, что на самом Апостольском Соборе, состоявшемся в Иерусалиме, были не только Апостолы, но и старейшины, то есть священники и другие люди из народа. Ибо так пишется в Деяниях: Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела (Деян. 15:6). И ниже: Тогда Апостолы и пресвитеры со всею Церковью (Деян. 15:22).      

ОТВЕЧАЕМ: Действительно, судя по названию, на этом Соборе присутствовали Апостолы. Старейшины, или священники, привлекались для совета. Народ, хотя и не был приглашен, однако присутствовал, и его соучастие выражалось не в принятии решений, не в спорах, а лишь в слушании и принятии постановлений. Так происходило и на всех последующих Соборах этого уровня, и, начиная с Апостольских времен, на всех Соборах судьями и законодателями выступали только Епископы, хотя на многих присутствовали также клирики и миряне. Мы вспоминаем об Иерусалимском Соборе, так как он был образцом для всех последующих Соборов. Не следует отступать от образа собрания, данного Апостолами первых времен, и пренебрегать их Преданием.

Но истина является нам и из самих Деяний Апостолов, когда пишется о том, что на Соборе было много вопросов и споров, и на этом Соборе выступали все, и Апостолы, и старейшины, что можно понять из таких слов: По долгом рассуждении (Деян. 15:7). После обсуждения принимали решение уже одни только Апостолы, как извещает Писание, в котором там же говорится: Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла (Деян. 15:12). И ниже: После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братья, и так далее (Деян. 15:13). Также после принятия Апостолом Иаковом заключения и вынесения определения следуют слова: Тогда Апостолы и пресвитеры со всею Церковью (Деян. 15:22), и так далее. Поэтому говорить, что все, присутствовавшие на Соборе, разрешали споры, было бы ложью. А если в Писании и говорится, что на Соборе были Апостолы и пресвитеры со всею Церковью, это означает только всеобщее безропотное и беспрекословное соизволение, что и должно быть на всех Соборах.

2. ПРОТИВНИКИ ГОВОРЯТ: Вселенский Собор проходит от имени всей вселенской Церкви. Поэтому на нем должны быть люди разного чина, то есть Епископы, священники, цари, вельможи, клирики, миряне, и так далее.

ОТВЕЧАЕМ: Если они и были там, то не все имели право голоса, как уже сказано выше. К тому же, представлять всю Церковь имеют право только пастыри, ибо всякий пастырь присутствует от лица своей Церкви, как посланник в лице всего царства. Поэтому согласие всех Епископов есть согласие всей Церкви.

3. ПРОТИВНИКИ ГОВОРЯТ: Общее и всенародное дело управляется общими и всенародными силами. А дело веры как раз есть общее и всенародное, ибо веру следует иметь каждому. Поэтому должно приглашать на Собор всех людей, включая мирян.

ОТВЕЧАЕМ: Всенародное дело является общим для всех, но по‑разному, начальствующим – как учителям, остальным – как ученикам. Так и в полках победа принадлежит всему воинству, однако в функции военачальников входит организация и руководство полками, дело же остальных – воевать.

4. ПРОТИВНИКИ ГОВОРЯТ: Если человек, будь то мирянин, монах или кто‑либо еще, говорит истину и подкрепляет свои слова Священным Писанием, то его мнение следует предпочесть мнению Епископов, если они утверждают нечто, противоположное мнению всего Собора. Ибо мирянин или монах часто более искусны в Писании, чем Епископы.

ОТВЕЧАЕМ: Мирянин или монах или кто‑либо еще может до утверждения постановления и Соборного определения выступать на Соборах или в другом месте и подкреплять свои слова Священным Писанием, и его словам может быть отдано предпочтение. Но это происходит во время споров и рассмотрения их предмета, когда опытность в толковании Писания важнее власти тех или иных лиц. Когда вопрос тщательно рассмотрен и уже достаточно ясен, Собор определяет, в чем истина, и тогда уже закрывается дверь для каких бы то ни было противоречий, иначе Собор будет неистинным и неправедным. Так, Афанасий Великий противостоял арианским сборищам, как непоколебимый столп благочестия. И этому не противоречит то, что Епископы на Соборах должны быть и благонравными, и искусными в Писании. Но они имеют судебную власть не потому, что мудры, но как главные лица, то есть начальники, имеющие власть правосудия и чиноуправления в своих Церквях. Это же мы видим и в гражданском суде, где вельможи и судьи должны быть благими и в судах искусными, но это не значит, что если явится из народа человек, отличающийся благонравием и мудростью и превосходящий в этом остальных, то ему следует согнать вельможу или судью с его места и отобрать его.

5. ПРОТИВНИКИ ГОВОРЯТ: На Первом Соборе, состоявшемся в Никее, один монах Пафнутий выступил против всего Собора, желая отнять у всех священников и диаконов жен, и из этого ясно, что не одни Епископы имеют на Соборах законодательную власть.

ОТВЕЧАЕМ: Пафнутий говорил не о тех священниках и диаконах, которые имели жен, но о вдовствующих священниках, о том, что таким священникам и диаконам не должно жениться повторно. Более того, в третьем правиле этот великий Собор запрещает женщинам, кроме матери, сестры или тетки, находиться в доме духовных лиц. Смотри Кормчую книгу, лист 32. Пафнутий не противоречил Собору, но если бы и противоречил, выше уже говорилось, что на Соборах каждый может высказывать противоположные мнения, для лучшего освещения предмета, до того, как будет вынесено определение. Иначе происходит после того, как высказано окончательное решение Епископов, и тогда уже заграждаются уста для споров.

Из этих возражений противников ясно, что наши враги ни во что ставят Соборы или считают их имеющими очень малые полномочия, поскольку злословят, что и Соборы могут заблуждаться, и приписывают всем, кто на них присутствует, законодательную силу. Поэтому они по своей воле одни Соборные постановления принимают, остальные отвергают, и имеют свободу повиноваться Соборам или пренебрегать ими.

Мы же не будем столь дерзки. Если в Ветхом Завете не повинующиеся Собору священников предавались смерти (Втор. 17), то тем более не должно пренебрегать боговещанными святыми Отцами в Новой Благодати, поскольку сам Христос говорит: а если и церкви не послушает (Собор же проходит от лица всей Церкви), то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18:16‑17). И снова: Слушающий вас Меня слушает (Лк. 10:16). И снова: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны (Евр. 13:17)      

Смотрите, с какой тщательностью Апостолы Павел и Сила завещают хранить постановления Собора, состоявшегося в Иерусалиме: Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме (Деян. 16:4). Если по велению Апостолов хранились постановления Иерусалимского собора, то почему другие Соборы, подобные Иерусалимскому, не заслуживают такой же чести, силы и хранения, поскольку и Иерусалимский, и Никейский, и Константинопольский, и Ефесский, и Халкидонский, и другие Вселенские истинные Соборы совершались одним и тем же Святым Духом, недвижимым основанием своих правил всегда имея следующее: Ибо угодно Святому Духу и нам (Деян. 15:28)      

ВОПРОС ПЯТЫЙ: Кто имеет полномочную власть собирать Соборы и созывать на них?

ОТВЕЧАЕМ: Вселенские Соборы собирали благочестивые цари, однако по соизволению, поддержке и просьбе начальствующих духовных лиц и побуждаемые требованиями со стороны всей Церкви. Из этого ясно, что до благочестивого царя Константина не было и Вселенских Соборов, но с началом царствования христианского царя Константина стали проводиться и соборы. Прежде Константина Великого были разве что тайные Поместные Соборы из‑за гонений нечестивых царей.

Так, Первый Никейский Собор был созван Константином Великим. Смотри «Историю» Руфина, в книге 8, в главе 1.

Так, Константинопольский Собор был созван царем Феодосием Великим. Смотри «Историю» Феодорита, в книге 5, в главе 9.

Так, Ефесский Собор был собран царем Феодосием другим. Смотри «Историю» Евагрия, в книге 1, в главе 2.

Так, Халкидонский Собор был собран благочестивым царем Маркианом. Подобно им, так собирались благочестивыми царями и другие Вселенские Соборы, однако всегда по соизволению и содействию начальствующих церковных лиц.

Все это говорилось о Вселенских Соборах. Что здесь сказать о Поместных? Соборы бывают Частными или Поместными или Народными, как Карфагенский, Лаодикийский и другие, или Предельные или Епархиальные, и они собираются начальствующими духовными властями народа, или пределами, или руководящими епархиями, как Патриарх, Митрополит или Архиепископ. Так бывало издавна, иногда по согласованию и утверждению царя, иногда же и без согласия. Ибо в первые годы, когда нечестивые цари гнали и притесняли Церковь Христову, состоялось немало Поместных Соборов, однако ни один из них не проходил при царском согласии и оповещении, но из‑за этого Соборы не лишались своего достоинства и силы.

Все это о соборах написано здесь по случаю, поскольку противники признают одно только Священное Писание, Предание же отвергают и Соборы ценят очень мало, более того, ставят их в ничто. Поэтому мы решили здесь, в этом Догмате, представить некоторые положения о соборах и ясно показать, что вера, отвергающая Апостольские Предания, Соборы и Догматы богодухновенных Отцов, не может утверждаться на одном Священном Писании.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: