Глава 1. Претыкания о камень Священного Писания

 

Претыкание первое      

В Книге Второзакония, в главе 4, пишется: не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того (Втор. 4:2). Из этой заповеди ясно, что к Священному Писанию ничего не следует добавлять, поэтому должно отвергнуть Предания и все чело­веческие установления. В этом ваше, противники, претыкание.

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ПЕРВЫХ: Спрошу вас, противники, эта заповедь относится к одним только Иудеям или обязывает и христиан? Если одних только Иудеев, то зачем приводите ее для христиан? Если же обязывает и христиан, то почему ее не соблюдае­те? Почему закон Моисея не соблюдаете? Почему не обрезываетесь, не субботствуете, тельцов, волов и козлов в жертву Богу не приносите? Почему, оставив Закон Моисея, придерживаетесь Нового Завета? Почему верите в Евангельские заповеди о Пречистой Троице, о Крещении, о Евхаристии? Все они отменяют заповеди, которыми вы соблаз­няетесь, не зная ни Писания, ни силы Божией. И не самого ли Христа, Его Апостолов и Пророков вы обличаете, ибо и они оставили прежние заповеди. О немысленные Галаты! Кто прельстил вас не покоряться истине (Гал. 3:1)?      

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ВТОРЫХ: Эта заповедь была произнесена, а не написана, о чем говорят слова: не прибавляйте к тому, что я заповедую вам (Втор. 4:2). Заповедую, – говорит, – а не пишу. Поэтому ваше свидетельство в нашу, а не в вашу пользу, противни­ки. Ибо мы принимаем не только Писания, но и устно переданные Слова Божии, так как царское слово написанное и царское слово произнесенное имеют равные достоинство и силу.

ОТВЕЧАЮ, В‑ТРЕТЬИХ: Если правильно понять смысл приводимого вами, про­тивники, изречения, увидим, что ваше мнение неистинно. Этими Словами Бог выражает желание, чтобы данные Им заповеди оставались в целости и сохранности в том виде, как Он заповедал, и не искажались ложным толкованием или изъятием чего‑либо из того, что повелено, или прибавлением недолжного. В этой заповеди Бог не говорит: «Не при­держивайтесь ничего другого, кроме того, что Я заповедал вам», но говорит: «Старай­тесь исполнять все слова закона сего и сии постановления в том виде, как Я заповедал, и ничего не изменяйте добавлением, отнятием или умалением, но оставьте в целости и сохранности в том виде, как повелел Я, и никак иначе». В Писании говорится об этом и другими словами: чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево (Втор. 17:20). (И снова: Втор.: 28. И снова: Нав. 1.) Покажем пример сказанного: в книге Левит, глава 12, говорится о следующей заповеди Моисея: если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она не чиста будет семь дней (...) в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть (Лев. 12:2‑3). К этой заповеди не следовало ничего добавлять или отни­мать, то есть, обрезывать младенца до того, как пройдет восемь дней иди после восьми дней, или считать, что мать пребывает в нечистоте больше или меньше семи дней. Так же следует рассуждать и о других заповедях.

Наконец, добавлю и это: в заповеди, о которой вы говорите, есть два рога: первый – не добавлять, второй – не отнимать. Что же вы наставляете на нас первый рог, а сами пребываете с неизлечимой раной, нанесенной вторым рогом?

Претыкание второе      

В книге Второзакония в главе 12, в конце, написано: Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того (Втор. 12:32). Из этого противники также делают вывод, что должно отвергать все предания и заповеди, данные людьми, так как следует делать только то, что заповедал Бог.

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ПЕРВЫХ: То же, что было сказано в ответ на первое претыкание, в первом и втором ответах. Это подходит и для ответа на данное претыкание.

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ВТОРЫХ: Если все человеческие заповеди ничто, то что же мы скажем о Рахавитах, которые тщательно хранили заповедь своего отца Ионадава о всег­дашнем воздержании от вина (Иер. 25)? Что скажем об Апостолах, которые на Иеруса­лимском Соборе заповедали не обрезываться и удаляться от крови и удавленины (Деян. 15:29)? Где и каким Пророком было предвозвещено, что во времена Мессии кровь и удавленина будут под запрещением? Что скажем об Апостоле Павле, который свои запо­веди отделяет от Божиих и говорит: Прочим же я говорю, а не Господь (1 Кор. 7:12)? Что скажем о мирской жизни, в которой хранятся многие человеческие заповеди о соблю­дении мира и правды? Что же сказать об остальном, и не вы ли, противники, на ваших сборищах и собраниях сплетаете церковные правила и уставы и хотите, чтобы все их хранили?

ОТВЕЧАЮ, В‑ТРЕТЬИХ: Смысл этого изречения, указанного в претыкании, не таков, как это хотят представить противники, а совсем иной. Ибо если в первом свиде­тельстве, представленном в претыкании, говорится о сохранении заповедей Моисея в целом, то во втором свидетельстве говорится о заповедях в частности, а именно, о запо­веди чиноуправления, то есть о заповеди жертвоприношения. Посмотрим, что говорит­ся в Писании выше указанных слов: Когда Господь, Бог твой, истребит от лица твоего народы, к которым ты идешь, чтобы взять их во владение, и ты, взяв их, поселишься в земле их; тогда берегись, чтобы ты не попал в сеть, последуя им, от лица твоего, го­воря: «как служили народы сии богам своим, так буду и я делать»; не делай так Господу, Богу твоему, ибо все, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим: они и сыновей своих и дочерей своих сожигают на огне богам своим. Все, что я за­поведую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того (Втор. 12:29‑32).      

ТОЛКОВАНИЕ. Когда придешь в земли Палестины, куда ты направляешься, и за­хочешь принести Господу Богу твоему жертву, будь осторожен, чтобы не пойти за языч­никами, которые своим ложным богам приносят своих сыновей и дочерей, сожигая их в огне. Но ты принеси в жертву только то, что Я тебе заповедаю, из скота: овец, козлов, волов, телят; из птиц: голубей, ворон, горлиц; из земных плодов: хлеб, муку, соль, ладан, сноп зеленых колосьев и пшеницу; из жидкостей: кровь, вино, елей, воду. Все это вы­полни в точности, ничего не добавляя (что‑либо из языческих жертв) и не убавляя (от заповеданного тебе жертвоприношения).

Какой вывод вы, противники, сделаете из этого? Не противоречите ли вы сами себе? Иудеи должны были приносить в жертву то, что определено Богом. Поэтому хрис­тиане не должны хранить человеческие или гражданские или церковные заповеди. О, какая «строгая» логика! Она вызывает только смех и отвращение.

Претыкание третье      

Апостол Павел обращается к Галатам: Но если бы даже и мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал. 1:8). И снова: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема (Гал. 1:9). Из этого ясно (как говорят противники), что кроме Благовестия, или Евангелия, не следует ничего принимать, в том числе и Предании.

И справление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ПЕРВЫХ, ВОЗРАЖЕНИЕМ: Да будет анафема тому (по слову Апостола), кто благовестит более, нежели Апостол Павел? Но вы, противники, благовествуете более, нежели Апостол Павел, поскольку Апостол Павел повелел держать Предания: Итак, братия, стойте и держите предания (2 Фес. 2:15) Вы же учите отвергать Предания. Поэтому вы благовествуете (точнее будет сказать, зловествуете) более, чем Апостол. Что же из этого следует? Только анафема таким благовестникам.

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ВТОРЫХ: Вас, противники, обличают сами слова Апостола. Ибо здесь Апостол говорит не о слове написанном, а о слове переданном и устно благовествованном. Когда он говорит: Но если бы даже и мы или ангел с неба стал благовество­вать вам не то, что мы благовествовали вам, он не говорит: «что мы писали вам», а говорит: что мы благовествовали вам. Из этого ясно, что вас эти стрелы поражают, а нам же только в помощь, ибо вы держитесь одного только написанного Слова Божия, а мы и написанного, и устно благовествованного, или переданного.

ОТВЕЧАЮ, В‑ТРЕТЬИХ: Этими словами Апостол не запрещает нового учения или новых заповедей, согласующихся с его учением, так и сам он после этого много пи­сал и учил. Также и Апостол Иоанн спустя много времени после этого написал свои Апокалипсис и Евангелие. Но Павел запрещает новое учение и новые заповеди, противо­речащие его учению. Это можно ясно видеть по самому намерению Павла, изложенном в том Послании. Он учил Галатов, что человек оправдается не соблюдением закона Мои­сея, то есть обрезания, субботствования, жертвоприношения и прочих чиноуправлений, но верой во Христа.

Смотри об этом в Послании к Галатам, глава 2, стих 17.

Но были учения, которые развращали Галатов, наставляя их, напротив, в том, что им не спастись верой во Христа, если не при этом они не сохранят и закон Мои­сея.

Смотри об этом в Послании к Галатам (Гал. 1:6; Гал. 3:1). И снова: Гал. 4:9. И снова: Гал. 5:1. Желая отогнать от Галатов таких лжеапостолов с их извращенным учением, Па­вел говорит им: Но если бы даже и мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал. 1:8) как бы говоря: «Примите от Меня учение, по которому человек оправдается верой во Христа, а не хранением закона Моисея. Если кто вас будет учить иначе, анафема да будет».

Что же из этого следует? То и следует, что должно хранить Предания, а не отвергать. Ибо Предания не противоречат тому, как Павел благовествовал Галатам об оправдании человека, но согласуются с его учением, скажу больше, с его истинным благовестием к Солунянам, когда он говорит: держите предания, которым вы научены (2 Фес. 2:15).      

Претыкание четвертое      

Во Втором Послании к Тимофею Апостол говорит: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправлению, для наставления в праведности (2 Тим. 3:16). Из этих слов Павла противники делают вывод, что поскольку Писание бо­годухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправлению, для наставления и наказания, то Предания напрасны, излишни и не нужны.

Исправление претыкающимся      

Если у кого‑либо есть некая полезная вещь, отвергает ли он из‑за этого другую полезную вещь? И кто скажет: «Мне полезна одежда, значит, мне не полезна пища», или: «Если мне полезна пища, то не полезно питье». Такая непоследовательность мысли мо­жет быть только у безумного. Такая же непоследовательность отличает и ваши, против­ники, комментарии на Апостольские высказывания. Апостол говорит: Все Писание (...) полезно для научения, для обличения, для исправлению, для наставления в праведности. Вы же как бы последовательно говорите, что Предания не полезны. И как согласовать одно с другим? Если бы то, что вы говорите, соответствовало истине, то случилось бы много нелепостей, подобных этим. Например, Павел говорит: благочестие на все полез­но (1 Тим. 4:8). Следовательно, все остальные добродетели не полезны. Снова: Милосты­ня полезна для спасения (Лк. 11:41; Тов. 4:7‑11). Следовательно, не полезна для спасения молитва. Истинно ли это высказывание? Это столь же непоследовательное добавление к словам Апостола.

Претыкание пятое      

Иоанн Богослов говорит в Апокалипсисе: И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того на­ложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни (Откр. 22:18‑19). Поскольку Иоанн, говоря это, столь грозен, не веля прикладывать или отнимать, то кто дерзнет добавлять Предания к Священному Писанию.

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ: Эти слова не направлены против Предания, и они не запрещают к Апокалипсическому Пророчеству прилагать другие учения, не противоречащие бла­гочестию. Если бы они запрещались, то напрасными и бесполезными были бы проро­чества Исаии, Иеремии и других Пророков Ветхого Завета. Также напрасными и бес­полезными были бы Евангелие, Послания, Символ веры и так далее. Слова Апостола не запрещают все это, а запрещают изменения, извращающие Апокалипсис добавлени­ями или изъятиями: добавлениями, не относящимися к сути книги, и изъятиями час­ти текста. Такие извращения Священного Писания нам, Божией благодатью, всецело чужды.

Претыкание шестое      

Иоанн в своем Евангелии говорит: Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, сын Божий. И, веруя, имели жизнь во имя Его (Ин. 20:30). Из этих Евангельских слов противники делают следующий вывод: если мы можем получить жизнь вечную на основании того, что написано, чего же нам искать еще. В чем необходи­мость Преданий? Написанного достаточно для спасения.

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ПЕРВЫХ: Первые слова моего ответа о вас, противники. Когда мы воздаем честь нерукотворному образу, который Сам наш Спаситель изобразил при­ложением убруса к Пречистому Своему Лицу, вы возмущаетесь и говорите: «Где об этом написано в Евангелии?» В Евангельских словах, которые вы для нас привели, содержится и ответ для вас: Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о кото­рых не писано в книге сей.      

Если есть много чудес Христа, которые не описаны в Евангелии, то среди многих есть и это чудо о нерукотворенном образе. Если об этом чуде в Евангелии и не гово­рится в отдельности и ясно, то там сказано об этом в общем и сокровенно, то есть, в этих словах: Много сотворил Иисус пред учениками, и так далее. Так обнаруживается в Священном Писании корень всех Преданий, нами благочестиво сохраняемых. И по отношению к Священному Писанию Предания являются деревом, выросшим из семени. Хочешь знать, что это за семя? В Евангелии сказано об этом. Сам Христос говорит: Слу­шающий вас Меня слушает (Ах. 10, 16). И говорит снова: а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18:16‑17). И снова: держите предания, которым вы научены, или словом, или посланием нашим (2 Фес. 2:15).      

Это и другое в Священном Писании как бы семена Преданий, крепящихся на этом прочном основании.

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ВТОРЫХ: Ваше свидетельство не против нас, напротив, ваше ухищрение вас же, противники, и обличает, так как в приведенных вами словах Иоанн говорит о чудесах Христа, которые отражены в Евангелии не полностью, а лишь частич­но. Вы же, по своему обыкновению, написанное о чудесах переносите на все Догматы веры, толкуя, что Иоанном как бы сказано: «Написанного в этой книге достаточно для спасения и наследия жизни вечной, поэтому Предания должны быть отвергнуты». Но не о Догматах, а о чудесах слова Иоанна, и когда он говорит: Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь (Ин. 20:29), то эти слова знаменуют не то, что для нашего спасения достаточно одних только чудес, а то, что чудеса Христа – важный элемент наследия жизни вечной, хотя их и не достаточно самих по себе.

ОТВЕЧАЮ, В‑ТРЕТЬИХ: Иоанн говорит в этом свидетельстве только о том, что написал он сам, а не обо всех книгах Священного Писания, только о написанном в своей книге: Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не пи­сано в книге сей (Ин. 20:30). Если для спасения достаточно того, что написано Иоанном в его книге, то не только Предания, а и все другие книги Священного Писания излишни, напрасны, не нужны и будут отвергнуты.

Претыкание седьмое Сам Христос осуждает Предания и говорит: тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим (Мф. 15:9). И снова: вы устранили заповедь Божию преданием вашим (Мф. 15:6). Следуют Христу и Апостолы, осуждающие Предания. Апостол Петр говорит: искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов (1 Петр 1:18). Так рассуждает и Апостол Павел: Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому (Кол. 2 8). И снова: я жестоко гнал Церковь Божию (...) будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий (Гал. 1:13‑14).      

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ: Христос и Апостолы говорят не о Моисеевых Преданиях, а о фари­сейских. Стоит знать, что у Иудеев были два Предания, Моисеево и фарисейское. О Мо­исеевом мы говорили в первой части книги, в главе 5, в доказательстве первом. Фарисей­ские же предания, которые часто обличал Христос, таковы.

1. Мыть руки перед едой (Мф. 15:2).

2. Часто мыть руки между приемами пищи (Мк. 7:3).

3. Пришедшим с торга не есть прежде омовения рук (Мк. 7:4).

4. С грешниками не есть (Мф. 9:11).

5. Остерегаться прикосновений грешников (Лк. 7:39).

6. Алчущим не срывать колосьев и не есть их в субботу (Мф. 12:1).

7. Приносить Богу десятину со всякой, и малой вещи (Мф. 23:23).

8. В субботу немощных не исцелять (Лк. 6:7).

9. Не считать грехом, если кто поклянется храмом или жертвенником, и считать грехом, если кто клянется золотом храма или даром, то есть приношением на жертвен­ник (Мф. 23:16).

10. Вместо заботы о своих родителях достаточно принести некий дар Богу (Мф. 15:5).

Таковы фарисейские предания, насколько известно из Евангелия. И хотя некото­рые из них содержат в себе нечто благое, некоторые ни благого, ни злого, Христос обли­чал всех их по таким причинам:

ПЕРВАЯ ПРИЧИНА: Храня предания, фарисеи делали это из тщеславия, создавая о себе мнение святости, тогда как по сути они были законопреступниками. Это говорит о них Сам Христос: все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди (Мф. 23:5). Поэтому Он называет их лицемерами, окрашенными гробами (Мф. 23:27).

ВТОРАЯ ПРИЧИНА: Храня предания, фарисеи обогащались, особенно долго мо­лясь с коварными намерениями. Горе вам, – говорит Господь, – книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь (Мф. 23:14). И снова: остерегайтесь книжников (...) сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся (Мк. 12 38‑40). Поедать же домы вдов есть не что иное как отбирать их имущество. Ибо вдовы приходили к фарисеям, как к святым людям (ведь они сами себе приписывали святость), и платили за их молитвы.

ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА: По извращенному своему обычаю они хранили некие менее важные предания, пренебрегая более важными, как говорилось выше, отдавали десяти­ну даже с малого, оставляя справедливость, милость и веру, и в этом смысл слов: оцежи­вающие комара, а верблюда поглощающие (Мф. 23:24)!      

Таково фарисейское предание, которое осуждает Христос. В этом и состоят при­чины, по которым Христос осуждает фарисейское предание. Иначе же следует говорить о Предании, которое Иудеи получили от Моисея и Пророков. Как уже говорилось выше, оно было душеспасительным и достойным похвалы. Если Предание Моисея не подлежит обличению Христа, то тем более это относится к Преданию Новой Благодати.

Претыкание восьмое      

Сам Христос посылает не к Преданиям, не к Отцам, не к Соборам, а к Священ­ному Писанию, и говорит: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную (Ин. 5:39). Поэтому бесполезны Предания и находимые в спорах определения Соборов, а также учение Отцов, а важно только Священное Писание.

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ: Прочтите предваряющие слова в той же главе, начиная со стиха 32, и поймете истину. Христос обличал Иудеев за неверие и, желая показать им, что он Сын Божий, не просто ссылается на Священное Писание, а приводит четыре свидетельства этого.

ПЕРВОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО, ИОАННА

Вы, – говорит, – посылали к Иоанну, и он засвидетелствовал об истине (Ин. 5:33). Свидетелство же Иоанна было не чем иным, как этим: вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира (Ин. 1:29); также смотри Ин. 1:36. И снова: И видел я и засвиде­тельствовал, что Сей есть Сын Божий (Ин. 1:34).      

ВТОРОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО, ЧУДЕС

Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне со­вершить, самые дела сии. Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня (Ин. 5:36).      

ТРЕТЬЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО, БОГА ОТЦА

И пославший Меня Отец Сам засвидетелствовал о Мне (Ин. 5:37), то есть коогда с небес был глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволил (Мф. 3:17), Его слушайте (Лк. 9:35).      

ЧЕТВЕРТОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО

В Ветхом Завете написано: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин. 5:39).      

Из всего этого ясно, что текст Писания, который вы, противники, хотите ис­пользовать, чтобы опровергнуть нас, в действительности опровергает ваше мнение, так как вы обычно в качестве свидетельства приводите только Писание. Но Христос поступал не так, как вы, и в свидетельства принимал не только Писание: во‑первых, свидетельство Иоанна, затем свидетельство чудес, а также свидетельство Бога Отца, и, наконец, свидетельство Писания, в чем и мы следуем за Христом. Ибо в спорах о вере, которые происходят у нас с вами, противники, мы прибегаем не только к Священному Писанию, но и к богодухновенным Отцам, и к нашей матери Церкви, и к чудесам, кото­рые часто происходят ради укрепления нашей веры. Вы же. Желая быть мудрее Христа, не хотите в споре слышать ни о чем, кроме Священного Писания, в чем напоминаете Иудеев, которые спорили со Христом и пренебрегали другими свидетельствами, по­мимо Священного Писания, но не понимая его ни тогда, ни сейчас, как сказал Апостол Павел: Но умы их ослеплены, ибо то же самое покрывало доныне останется неснятым при чтении Ветхого Завета (2 Кор. 3:14). И ниже: покрывало лежит на сердце их (2 Кор. 3:15).      

Претыкание девятое      

В Деяниях Апостольских: они приняли слово со всем усердием, (мужи, живущие в Верии) ежедневно разбирая Писания, точно ли это так (Деян. 17:11). Здесь противники восклицают: «Для Вериан правилом веры было Священное Писание. Поэтому и для нас должно быть правилом веры Писание, а не Предания, Отцы и Соборы».

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ: Из самого приведенного свидетельства ясно, что Вериане вначале уверовали и приняли слово со всем усердием, а потом только разбирали Писание. Их вера возникла у них от благовестия Павла, а от Священного Писания она укрепилась. Ибо Павел в Селуне, а потом в Верии проповедовал Христа, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Ии­сус, Которого я проповедую вам (Деян. 17:3). Из этого следует, что суть этого изречения, в котором говорится о том, что Вериане, приняв слово со всем усердием, стали разбирать Писания, такова: Вериане, услышав от Павла нечто из Ветхозаветного Писания, узнав о смерти и воскресении Христа, хотели понять, как согласуется сказанное Павлом с Писа­нием. Они разбирали Писание не потому, что имели сомнение в смерти и воскресении Христовом, в этом они были убеждены силой благовестия и чудес (1 Фес. 1:5), но ради укрепления веры, обнаруживая, что проповеданное Павлом много лет назад предвидели и предвозвестили Пророки.

Что скажете на это, противники? Какой вывод вы сделаете? Есть ли логика в ваших словах: «Вериане разбирали Писания, следовательно, споры о вере разрешаются одним только Писанием». Или: «Вериане разбирали написанное Слово, поэтому напрасно Сло­во переданное, устно благовествуемое Павлом». В чем здесь логика, как одно вытекает из другого? Это все равно, если бы кто‑нибудь сказал: «Павел был Апостолом. Поэтому он не был делателем палаток» (Деян. 18:3).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: