Глава 2. Претыкания о камень соборных определений

 

Претыкание первое      

Рассудитель и разрешитель всех споров о вере должен быть неложным, непреткновенным и непреклонным в рассуждениях. Кто же это: Соборы или Священное Писа­ние? Соборы не могут быть им, так как это собрания людей. Всяк человек лжив (Пс. 115         , 2), как написано. Напротив, Священное Писание неложно, это Слово Божие, не подлежащее обману и лжи. Поэтому Соборы не могут быть рассудителями и определителями споров о вере, и выступать в таком качестве может только Священное Писание, или не­ложное Слово Божие, происходящее от истинного Бога. Так говорит и Павел: Бог верен, а всякий человек лжив (Рим. 3:4).      

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ПЕРВЫХ: Если людям не должно верить, поскольку всяк человек лжив, то нельзя верить ни Пророкам, ни Апостолам, ни Евангелистам и тем более ва­шим, противники, учителям, так как все они люди, а всяк человек лжив. И не говорите мне, что вы возвещаете не человеческие, а Божие Слова, ибо если люди лживы, то и ваше слово может быть лживым.

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ВТОРЫХ: Нам известно, что Священное Писание неложно, поскольку это Слово Божие. Но мы знаем и то, как часто оно бывает неясным, гада­тельным, тайным и не всегда понятным, что выше и показано (часть 1, глава 5, доказа­тельство 4).

Поэтому требуется иной судия и определитель, который бы явил смысл Писа­ния.

Таким судьей и определителем не может быть любой человек. Иначе сколько голов, столько судей, столько разных и противоположных мнений, из‑за чего спор не прекратится, а усилится. Ибо каждый считает, что он больше других понимает, в чем истина, что мы ясно видим в ваших, противники, обновленных церквях. Чтобы не было такого бесчинства, есть необходимость во всенародном судье и определителе. И такова Святая Соборная Апостольская Кафолическая Церковь, которая особенно авторитет­но выглядит на Соборах. Именно она обладает властью устанавливать межу, прояснять туманные места в Писании, гадательные – толковать, таинственные – открывать, неудобовразумительным – подавать свет разума и все сомнения, все споры разрешать, уто­лять и непередвигаемой межой ограждать от человеческого суемудрия. И ей должно, как матери чад, как наставнику учеников, во всем повиноваться и слушать ее так. как заповедает Христос: а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18:16‑17). И снова: Слушающий вас Меня слушает (Лк. 10:16). И снова: Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13:7). И снова: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны (Евр. 13:17).      

А если вы скажете, что Соборы совершаются людьми, а всяк человек лжив,

ОТВЕЧАЕМ: О людях можно рассуждать двояко:

ПЕРВОЕ: Поскольку они сыны Адама и наследники растленного грехом челвоеческого естества, они подвержены лжи и обману.

ВТОРОЕ: Поскольку их наставляет Святой Дух, обучая и направляя, то они не подвержены лжи и обману (Чис. 11). Таким был суд семидесяти старейшин в Ветхом За­вете (Втор. 17). Таким был суд священников и левитов. Таков суд у пророка Аггея, глава 2. Таков суд у Пророка Малахии, глава 2, где написано: Ибо уста священника должны храит ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа (Мал. 2 7). Короче говоря, такими были все Пророки, вещающие Святым Духом.

В Новой же Благодати такими были Апостолы, которым было сказано: пошлю вам от Отца, Дух истины (Ин. 15:26). И снова: Когда же приидет Он, Дух истины, то на­ставит вас на всякую истину (Ин. 16:13). Такой всегда была и есть Церковь Христова, седалище и престол правосудия, управляемая присущием и наставлением Святого Духа, которая никогда не заблуждалась и не может заблуждаться, ибо основана на камне. Ко­торый не одолеть вратам ада (Мф. 16:18). И она есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15). Холми поколеблются,а Милость Моя не отступит (Ис. 54:10). Сделаю основание твое из сапфиров; и сделаю окна твои из рубинов (...) и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, – ты обвинишь (Ис. 54:12‑17).      

Претыкание второе      

Как Соборы могут быть определителями истины, если сами не придерживаются истины? Те, кто собирается вместе, часто заблуждаются, что ясно из Священного Писа­ния, и из Ветхого, и из Нового Завета.

ПЕРВОЕ: В Книге Пророка Исаии Бог говорит: Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять (Ис. 56:10).      

ВТОРОЕ: В Книге Пророка Иеремии Бог говорит: от пророка до священникавсе действуют лживо (Иер. 8:10).      

ТРЕТЬЕ: И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего (Иер. 14:14).  

ЧЕТВЕРТОЕ: Того же Пророка Иеремию за Слово Божие весь Собор Пророков и священников осудил на смерть (Иер. 26).

ПЯТОЕ: В Книге Пророка Иезекииля Бог говорит: Заговор пророков ее среди нее – как лев рыкающий, терзающий добычу; съедают души, обирают имущество и драгоценности (...) священники ее нарушают закон Мой и оскверняют святыни Мои (Иез. 22 15‑26).      

ШЕСТОЕ: Собор архиереев, книжников и старейшин осудил Христа на смерть.

СЕДЬМОЕ: Апостол Петр говорит: Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, на­влекут на себя скорую погибель (2 Пет. 2:1). Это же говорит и Апостол Павел; Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадащие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою (Деян. 20:29‑30).      

ВОСЬМОЕ: Вселенские Соборы, после Никейского, во многом удалились от ис­тины.

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ПЕРВЫХ, В ОБЩЕМ: В Священном Писании нередко из‑за неко­торых злых людей осуждаются все, а иногда из‑за некоторых добрых все хвалятся. На­пример. Апостол говорит Филиппийцам: все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу (Фил. 2:21). Но раньше, в главе 1, говорилось о неких, которые с добрым распо­ложением проповедуют Христа (Фил. 1:15), значит, не все ищут своего.

К тому же приведенные изречения из Писания не говорят о Соборах священни­ков, а о пастырях и лжепророках, которые обманывали людей не собравшись, а в отде­льности. Мы же здесь говорим о Соборах.

Наконец, слова в Писании, относящиеся к священникам и Пророкам Ветхого За­вета, не могут быть применены для обличения священников Нового Завета, и, прежде всего, потому, что они собираются на Собор во имя Христа. Между Церковью Христо­вой и Иудейской синагогой большие различия. Нигде не прочесть о синагоге того, что Христос говорит о Своей Церкви: на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18). А также того, что о ней говорит Апостол: Церковь Бога живого, столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15).      

Отвечаю, во‑вторых, по каждому изречению в отдельности.

ПО ПЕРВОМУ. Не о Соборах пророчество Исаии, а о книжниках и фарисеях Апостольских времен, кого и Сам Христос называет слепыми вождями: они – слепые вожди слепых (Мф. 15:14). И снова: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете (Мф. 23:14). Их же, как нерадивых пастырей, пренебрегающих своим стадо и согрешающих, Пророк, обличая, называет немыми псами, которые не могут лаять.

ПО ВТОРОМУ. Писание говорит о лжепророках, поскольку в этом месте Про­рок Иеремия предупреждает о том, что Бог хочет жестоко наказать за тяжесть грехов и предать людей в плен. Некоторые лжепророки и священники, угождая народу, говорили противоположное и обманывали людей, возвещая им всяческое благополучие, Иеремию же называя лжецом.

ПО ТРЕТЬЕМУ. Это явно о вас, противники, ведь вы проповедуете, не будучи пос­ланными, уподобляясь древним лжепророкам.

ПО ЧЕТВЕРТОМУ. Пророк Иеремия был схвачен и предан на смерть народ­ным волнением, а не Соборным суждением. Ибо когда он говорит от лица Бога и по Его повелению: с домом сим Я сделаю то же, что с Силомом, и город сей пре­дам на проклятие всем народам земли (Иер. 26:6), тотчас следует: тогда схвати­ли его священники и пророки и весь народ, и сказали:    «ты должен умереть; зачем ты пророчествуешь именем Господа и говоришь: дом сей будет как Силом, и город сей опустеет» (Иер. 26:8‑9). Отсюда видно, что осуждение на смерть Пророка Ие­ремии было не законодательным судебным определением, а стихийным решением народа.

ПО ПЯТОМУ: Не о Соборах речь, а о тех, кто творит зло наедине.

ПО ШЕСТОМУ: Иудейская синагога и весь Собор архиереев и книжников в то время иссякли, и, подобно тому, как ночь уходит после восхода солнца, после прихода Благодати уходят Ветхий Завет и Сень законная. Поэтому неудивительно, что за их не­верие от них отступил Святой Дух и они отправились по пути заблуждения и погибели, и предали на смерть Христа.

ПО СЕДЬМОМУ: Самое подходящее к вам, противники, Апостольское пророчес­тво. Поистине странно, что в суете своих помышлений вы сами на себя бич подаете!

ПО ВОСЬМОМУ: Вселенские Соборы истинны, никогда не заблуждаются, на­правляемые присущием Святого Духа. Это же исповедуете и, вы противники почитая четыре первых Собора, как четыре Евангельские книги, хотя и не все вы так считаете, не имея духа согласия. Если Соборы заблуждались, они не были истинными и не достойны называться Соборами. Это сборища пошатнувшихся в вере против святой Церкви. Тако­выми были сборища ариан в Антиохии, Медиолане, Аримине, Ефесе и в других местах. Таковыми были соборища и македониан, и несториан. К таким сборищам можно доба­вить и происходившее в Константинополе по поводу святых икон.

Претыкание третье      

Не соборы должны решать возникающие споры о вере, а Священное Пи­сание. Что может этому препятствовать, спрашивают противники. И когда мы отвечаем, что Свя­щенное Писание туманно и неудобовразумительно, они, напротив, говорят, что Священ­ное Писание вовсе не туманно и неудобовразумительно, а ясно, открыто и для каждого, читающего с рассуждением, и каждому легко понять. Это же, говорят они, сказано и в следующих изречениях Священного Писания.

ПЕРВОЕ: Во Второзаконии пишется: заповедь сия, которую я заповедую тебе се­годня, не недоступна для тебя и не далека (Втор. 30:11).      

ВТОРОЕ: Заповедь Господня светла, просвещает очи (Пс. 18:9). И снова: Светильник стопам моим закон Твой, и свет его на путях моих (Пс. 118:105). И снова: Явленные в Писании слова Твои просвещают и вразумляют младенцев (Пс. 118:130).      

ТРЕТЬЕ – И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте (2 Пет. 1:19).      

ЧЕТВЕРТОЕ: Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для поги­бающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа (2 Кор. 4:3‑4).  

Из этих высказываний (говорят противники) ясно, что Священное Писание есть светло, откровенно и удобопостигаемо, и не нуждается в определениях Соборов, а само по себе достаточно для решения споров о вере.

Исправления претыкающимся      

ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ПЕРВЫХ, ВОЗРАЖЕНИЕМ и прежде, чем дадим толкование высказываниям, которые вы приводите, приведем противоположные им по смыслу, о которых говорилось и ранее.

1. Верховный Апостол Петр говорит, что есть в Посланиях Павла нечто неудобовразумительное что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, пре­вращают, как и прочие Писания (2 Пет. 3:16).      

2. Христос толкует Писание ученикам, идущим в Еммаус (Лк. 24:27). Но какова была необходимость толкования, если они бы Писание было ясным, откровенным и удобопостигаемым?

3. В Деяниях Апостольских евнух говорит: как могу разуметь (написанное Про­роками), если кто не наставит меня (Деян. 8:31)?      

4. Апостолы не понимали многого из того, что говорил Христос, об этом пи­шется: И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле (Мф. 13:36). И снова. Сам Христос обличает их, говоря: как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам (Мф. 16:11). И снова: Но они ничего из этого не поняли (Лк. 18:34).      

5. Что скажете, противники, о пророчестве Пророка Иезекииля?

И о четырех животных?

И о чудесной колеснице?

И о пророчестве Пророка Даниила? О его неудобопосгигаемых видениях?

И о семидесяти седминах?

И о мерзости запустения, о которой Сам Христос говорит: читающий да разуме­ет (Мф. 24:15).      

Что скажете об Апокалипсических глубинах, где сколько слов, столько тайн? И можно бесконечно говорить о скрытом смысле Священного Писания.

И если бы Писание было столь ясным, то какая была бы необходимость в таком множестве толкователей, богомудрых святых Отцов, Церковных светил, которые, мно­гими трудами раскрывая тайны Священного Писания и находя его истинный смысл, как сокровище, скрытое в поле, признают, как одними устами, что Слово Божие это огром­ная бездна.

Не буду требовать от вас многого, а призову в свидетели вас самих, столь недруж­ных между собой. Если так ясно и удобовразумительно Священное Писание, то отку­да между вами столько разногласий в толкованиях? Почему ваши обновленные церкви имеют столько различий в Догматах и разногласий в вере?

Возьмем, например, одни только эти слова Христа: сие есть Тело Мое (Мф. 26:26). Поистине ужасно слушать или читать ваши толкования, видя, как вы рассыпаетесь в своих разногласиях по многим и разным путям.

Настоящее:      

Сие есть Тело Мое.

Толкования:      

1. Здесь Тело Мое.

2. В этом хлебе Тело Мое.

3. Под этим хлебом Тело Мое.

4. С сим хлебом есть Тело Мое.

5. Это Тело Мое, то есть духовная пища.

6. Это знаменует Тело Мое.

7. Это Мое Человеческое естество.

8. Это Божественная сущность, или оживляющий Дух.

9. Это Моя смерть и Мое страдание.

10. Это Тело веры, или вера в Меня.

11. Это воспоминание о Моем Теле.

12. Это образное Тело, или образ Тела.

13. Это знамение христианского совокупления.

14. Это знамение, наставляющее вас в том, что Тело Христово, за вас преданное, оживляет вас.

15. Это знамение и символ, который свидетельствует для вас о том, что вы искуп­лены одним и тем же Телом.

16. Это явление и воспоминание Моих благодеяний.

17. Это тело Мое, которое даю вам ясти духом, как устами хлеб.

18. Это знамение благодати и Моего избавления, которое оставляю вам.

19. Это завет и воспоминание о Теле, за вас преданном.

20. Это духовное Мое Тело, или Церковь Святых, искупленная Моим Телом.

21. Эта таинство знаменует Мои страдания, смерть и причастие со всеми святы­ми.

22. Это Тело Мое, пребывающее на Небесах, и находящееся от хлеба и от вас, как Небо от земли.

23. Эта плоть есть течение жизни.

24. Этот хлеб есть средство, которым Христос делит нам Свое Тело.

25. Это Моя духовная сила и благодать.

26. Это запечатление, или утверждение воспринятой Моей благодати.

Оставляю прочие толкования или, более того, беснования неистовствующих, о которых только спрошу: откуда такие разногласия, если Священное Писание (как вы го­ворите) ясно, открыто и удобовразумительно, тогда и толкование его должно быть яс­ным. Откуда ссоры и споры между вами, противники? Почему ради ясности толкования не придерживаетесь общего решения?

ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ВТОРЫХ, толкую приведенные изречения.

НА ПЕРВОЕ: Если говорится о части чего‑либо, то это не является истиной для целого. Например, о руке говорится, что она осязает, но это не значит, что осязает все тело. Говорится о ноге, которая касается земли, но это не значит, что земли касается все тело. Говорится, что в некоем городе некоторые люди добры, но это не значит, что там добры все. Так, из частного не следует общее, по законам логики.

Так предстоит рассуждать и в данном случае. То, что говорится о части Священ­ного Писания, не является истиной по отношению ко всему Священному Писанию. Пос­кольку высказывание: заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека (Втор. 30:11) является частью Писания, слова об одной заповеди не могут быть истиной для всего Священного Писания. Следует различать и говорить по‑разному о заповеди Моисеева закона и о Священном Писании в целом. Заповедь Мо­исеева закона, включающая в себя десятисловие, чиноправление и судебные уставы, и ясна, и откровенна. Иное же говорить обо всем Священном Писании, что оно ясно и откровенно. Первое принимаем. Второе отвергаем.

НА ВТОРОЕ: На приведенные изречения из псалмов отвечаем: когда Давид гово­рит: Заповедь господня светла. И снова: Светильник стопам моим закон Твой. И снова: Явленные в Писании слова Твои просвещают, этот же Давид и произносит и следующие за сказанными слова: Отверзи очи мои, и уразумею чудеса, явленные законом Твоим (Пс. 118:18). И снова: Вразуми мя, да познаю закон Твой (Пс. 118:34). И снова: Сиянием лица твоего озари раба твоего и научи меня повелениям Твоим (Пс. 118:135)! Что же это зна­чит, вряд ли Давид противоречит себе, да не будет этого. Но следует знать, что Моисеев закон в некотором смысле и светел. А в другом смысле этот же закон не светел. Светел Моисеев закон по букве и по словам, ясно написанным, но этот же закон не светел по знаменованию и скрытому в словах смыслу. Когда закон совершенно ясен и по внутрен­нему, и по внешнему смыслу, тогда он просвещает очи и становится светильником для духовного шествия. Возьмем, например, эту заповедь: Не убий. Эта заповедь светла по букве и по словам, ясно написанным, ибо явственно запрещает убийство. Однако она не светла по знаменательности, сокровенной в словах, поскольку эта заповедь говорит не только об убийстве, по букве и ясным словам, но и о гневе, по скрытому смыслу, о кото­ром знает не каждый. Поэтому Христос толкует эту заповедь: Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам (то есть явственно, если прежде было сказано сокровенно), что всякий, гневающийся на брата своего на­прасно, подлежит суду (Мф. 5:21‑22). Если этот закон так понят, тогда он становится светильником, ибо по подобию светильника направляет человека в его делах, как уже говорилось.

Приведем и другой пример. Есть заповедь чиноправления о Пасхальном Агн­це: 8 десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семейс­твам (...) мужеского пола, однолетний (Исх. 12:3‑5), и так далее. Этот закон по букве и по ясным словам светел, но по тайному смыслу, содержащемуся в этих словах, он не светел, так как из этих слов нельзя ясно понять, что агнец является образом Христа, Который, как непорочный агнец, был заклан за нас. Когда заповедь становится полно­стью понятной в обоих смыслах, тогда она просвещает и вразумляет человека в бла­гочестии и усердии к Богу. Из вышесказанного легко толковать слова Давида. Когда он говорит: Отверзи очи мои, и уразумею чудеса, явленные законом Твоим, то смысл Моисеева закона определяется не по букве, не по внешним словам, но по внутреннему и таинственному испытанию. Ибо Пророк молит, чтобы у него открылись мысленные очи, желая понять чудеса таинств, страдания, смерть и Воскресение Христово. Это сокрыто в законе Моисея. Об этом также говорит Давид: Вразуми мя, да познаю за­кон Твой. И снова: Сиянием лица твоего озари раба твоего и научи меня повелениям Твоим.      

Когда же Давид говорит как бы противоположное: Светильник стопам моим за­кон Твой, и свет его на путях моих (Пс. 118:105), он говорит о законе Моисея, который полностью понят и познан. Тогда он становится светильником, направляющим нас, что­бы мы непреткновенно шествовали по стезям заповедей Господних, что ясно можно по­нять из последующих слов: Явленные в Писании слова Твои просвещают и вразумляют. Смотрите, ведь не говорится: «слова», но явленные (...) слова (...) просвещают и вразум­ляют. Из этого ясно, что закон Моисея, если он будет полностью понят и познан, станет нас просвещать и вразумлять в наших действиях. Из этого не следует, что все Священное Писание ясно, а лишь некая часть Священного Писания, открывающего тайны не без особого дара Святого Духа. И поэтому мы должны говорить вместе с Давидом: Отверзи очи мои, и уразумею. Вразуми мя, да познаю закон Твой, то есть «познаю тайны Христа Спасителя», которые, как в законе Моисея, скрыты в образах или, как говорит Апостол, укрыты покрывалом (2 Кор. 3:14).

НА ТРЕТЬЕ ОТВЕЧАЕМ: таким же образом, как говорили о части Писания и о Писании в целом. Так и Пророческое слово бывает светло, но только когда будет как следует понято и познано, что происходит после многотрудного исследования. Поэтому Христос и говорит: Исследуйте Писания (Ин. 5:39). Он не говорит: «читайте Писания», а исследуйте, как бы говоря: «не внешней буквой довольствуйтесь, а ищите внутренний и таинственный смысл, скрытый под покрывалом слов».

НА ЧЕТВЕРТОЕ ОТВЕЧАЕМ: Когда Апостол говорит: благовествование наше (...) закрыто для погибающих, знай, что он говорит это не о Евангелии, то есть записанном Благовестии, не о Священном Писании Нового Завета, но об уст­ной проповеди, которой проповедовалось пришествие Христово, Его страдание и Воскресение. Поэтому смысл этих слов Павла не в том, что Писание Нового Завета для неверных и погибающим скрыто, а для верных открыто, а в том, что верные, услышав проповедь Павла, поверили, что Христос пришел в мир сей, страдал, был погребен и воскрес. Неверные же из‑за слепоты своей мысли не веровали. Сокрытость Благовестия от неверных есть не что иное, как только нежелание неверных верить Апостольской проповеди. Об этом говорит и сам Павел: мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (1 Кор. 1:23). Здесь я спрошу: было ли сокрытым благовестие Павла, проповедовавшего о распятом Христе? Нет. Однако не все Иудеи и не все Еллины верили в это, хотя им и была ясна проповедь Павла. Поэтому вы, противники, заблуждаетесь, когда говорите, что верные веруют во Христа распятого, а неверные не веруют, ибо Священное Писание верным ясно, а неверным сокрыто. Но могут спросить о сокрытости и туманности Писаний.

ВОПРОС ПЕРВЫЙ: Какое Священное Писание ясное, а какое туманное?

ОТВЕЧАЕМ: Все Священное Писание можно разделить на четыре части.

В первой части находятся исторические книги, каковыми являются Книги Бытия, Исхода, Чисел, Второзакония, Иисуса Навина, Судей Израилевых, Царств, Паралипоме­нон, Ездры, Иудифи, Товии, Есфири, Маккавеов. Из Нового Завета: четыре Евангелия и Деяния Апостолов.

Во второй части находятся Книги Пророков, то есть Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и прочих двенадцать меньших пророков, то есть Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии. Из Нового Завета Апокалипсис.

В третьей части находятся Таинства веры, особенно о Пресвятой Троице, о воп­лощении Сына Божия, о предуставлении, об оправдании верой, о присущии Христовом в Евхаристии и так далее.

В четвертой части находятся заповеди и нравоучения о добродетелях и о пре­грешениях. В первом ряду и четвертом трудности понимания и туман не столь ве­лики, как во втором и третьем ряду, которые имеют сокровенный смысл и отлича­ются трудностями в понимании Пророчеств и Таинств веры. Их смысл свыше ума человеческого, и мы можем понять его разве гадая, как и говорит Апостол: Теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу (1 Кор. 13:12).      

ВОПРОС ВТОРОЙ: Почему Священное Писание туманно?

ОТВЕЧАЕМ: Есть разные причины, по которым в Писании есть туманность и неудобопостигаемая глубина. Есть причины внутренние, относящиеся к самому Священ­ному Писанию, о которых говорилось в первой части, в главе 5, в доказательстве 4. Дру­гие же причины внешние, особенно следующие три.

ПЕРВАЯ ПРИЧИНА: Бог, как для всякого создания, так и для Своей Святой Цер­кви, благоизволил установить чин, в соответствии с которым одним следует учить, а другим учиться. Этот чин не сохранился бы, если бы Священное Писание было ясно, от­кровенно и для каждого удобопроницательно и легко понимаемо. Послушайте, что гово­рит Апостол Павел: И Он поставил одних Апостолами, других Пророками, иных Еван­гелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова (то есть Церкви). (Еф. 4:11). И снова Он говорит, в другом мес­те: Все ли Апостолы? Все ли Пророки? Все ли учители? (...) Все ли истолкователи (1 Кор. 12:29‑30)? Как бы говоря, что не все, но одни учат и рассказывают, другие толкуют, тре­тьи учатся и слушают. Это Апостол объясняет, проводя аналогию с человеческим телом. Он говорит, что в человеческом теле много членов, но не все они действуют одинаково. Так и в Церкви, которая есть Тело Христово, много верных, но не все имеют одну и ту же благодать от Бога и не все одинаково действуют. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же духом; иному же вера, тем же духом; иному дары исцеле­ний, тем же духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков (1 Кор. 12 8‑10).      

И снова он говорит в другом месте: по мере веры, какую каждому Бог уделил (Рим. 12:3). Поэтому Апостол увещевает: по данном мне благодати, всякому из вас говорю; не думайте о себе более, нежели должно думать (Там же), как бы говоря, что глаза не делают то, что уши, уши – то, что глаза, мышцы – то, что ноги, ноги‑то, что речь. Это запреще­но для них по их естеству. Так и в Церкви или в собрании правоверных не каждый при­зван учить, не каждый – толковать Писание или творить чудеса. Иначе это бы значило думать о себе более, нежели должно думать. Но каждый должен делать то, что получил от Бога при делении даров.

Здесь да постыдится высокоумие, особенно безумие неких невежд, не понимаю­щих ни Писания, ни силы Божией, ни призвания к этому делу, но дерзающих исследовать глубины Священного Писания. Они, как пресмыкающиеся, ползающие по тине безумия, надменным духом гордости приписывают себе орлиный полет. О, жестокие времена! О, развращенность умов! Не ноги ли сегодня делают то, что должна делать голова, когда сапожники, не обинуясь, глубокоумно рассуждают о Священном Писании? Не руки ли сегодня делают то, что должен делать язык, когда мастера, бреющие бороду, используют свой язык, как оточенную бритву, и отсечением членов Христовых творят обман? Не врачи ли делают то, что обычно для убийц, когда, намереваясь исцелить человеческое тело, наносят жестокие и неисцелимые раны душам правоверных? Но почему так про­исходит? От вас, противники, это всегубительство перешло ко многим нашим. Ибо вы, сопротивляясь чину, установленному Богом, беспрепятственно допускаете, чтобы чело­век независимо от чина, а также женщины, поступали самовольно, читая и толкуя Свя­щенное Писание вопреки их званию и вопреки пользе. Все это мы видели и слышали, и. учитывая их умения, говорим, что ваши корчмари, мастера и женщины, надеясь только на свою мнимую мудрость (точнее, будучи горды и безумны), считают, как им кажется и как они хвастают, что они могут толковать Священное Писание, не нуждаясь в помощи даже самых богомудрых учителей. Разве так должно быть? Послушайте, что говорит Па­вел: Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны (1 Кор. 12:21). Этот же Апостол снова говорит: Жена да учится в безмолвии. Со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии (1 Тим. 2:11‑12). И снова: Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему на­учиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих (1 Кор. 14:34‑35). Но почему так должно быть? Для того, чтобы сохранился чин, установленный Богом в Церкви. Могут ли все быть учителями, могут ли все говорить? Отнюдь. Дарования разделены. Но до­вольно об этом.

ВТОРАЯ ПРИЧИНА сумрака в Священном Писании такова. Если бы Писание было откровенно, ясно и понятно каждому, то не только верными внутри Церкви, но и неверными, то есть пребывающими вне Церкви, было бы полностью познано и понято. Что же из этого следует? То, что честь, цена, преизящество и величие Священного Пи­сания были бы малопочитаемы низко оценены. Итак, здесь исполняются Слова Христа: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас (Мф. 7:6).      

ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА сокровенности Священного Писания такова. Если бы оно было откровенно, то не только у неверных, но и у христиан пребывало бы в пренебреже­нии и уничижении. Скажу более того: многим это был бы повод для гордости. Видя, что написанное о непостижимых таинствах легко понять, многие бы возгордились, уповая на естественную быстроту своего ума и намереваясь измерить своим умом пучину неве­домых тайн.

Ныне же происходит по‑другому, ибо читающий Священное Писание обнаружи­вает в нем облака и туман, в котором туманятся зеницы человеческого ума и любопыт­ства. Поэтому есть необходимость в обращении к Богу и в наставлении и предводитель­стве других, кто мог бы просветить их мысленные очи и раскрыть сокровенные тайны. Так сделал Давид: Отверзи очи мои, и уразумею чудеса, явленные законом Твоим (Пс. 118:18). И снова: Вразуми мя, да познаю закон Твой (Пс. 118:34). И снова: Сиянием лица твоего озари раба твоего и научи меня повелениям твоим (Пс. 118:135)!      

И ПРАВИЛЬНО СДЕЛАЛ, ибо смысл Священного Писания нельзя понять иначе, чем от Того, от Кого берет начало и само Священное Писание, то есть от Святого Духа, говорившего через Пророков, о чем говорит верховный Петр: никакого пророчества в Писании нельзя разрешить само собою (2 Пет. 1:20). И сами пророчества написаны не самовольно, но просвещением Святого Духа святых Божиих людей. Поэтому люди высо­коумные и гордые, чрезмерно надеющиеся на собственную гибельную мудрость, бывают лишены правильного понимания смысла Священного Писания, ибо Бог гордым проти­вится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6). Это именно то, о чем Христос говорит: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам (Мф. 11:25). Апостол же говорит: называя себя мудрыми, обезу­мели (Рим. 1:22).      

Окончание      

Заканчиваем уже этот Догмат о Преданиях. О, был бы это конец и нашего с вами безрезультатного спора!

Поистине странно, более того, смеха достойно вооружаться против Преданий, а самим при этом предании держаться, как это делаете вы, противники. Скажите мне, разве вы не крестите младенцев, как и мы? Но где вы найдете об этом в Писании, кроме Предания и Церковного установления? Разве вы не называете книги Священного Писа­ния Ветхого и Нового Завета Словом Божиим, Богом вдохновенным, как и мы? Но где об этом вы найдете в Писании? Если скажете, что святой Апостол Петр говорит: никакого пророчества в Писании нельзя разрешить само собою (2 Пет. 1:20). И сами пророчест­ва написаны не самовольно, но просвещением Святого Духа святых Божиих людей. Это важное свидетельство, но откуда вы знаете, что это слова святого Петра? Мы (если бы шли вашим путем) не поверили бы, что это слова святого Петра, пока бы вы не показали бы нам соответствующее место в Писании. И если бы вы показали, то мы бы не поверили до тех пор, пока вы бы не показали другое место в Писании, и так бесконечно – до тех пор, пока не примем определения из Преданий, согласно которому книги Священного Писания есть Слово Божие, поскольку так учит по общему согласию Божественная Цер­ковь.

И что это за игра – отметать Предания от веры, а от Преданий само Священное Писание, на котором держится вера. Не безумие ли это – жить во дворце и разрушать его основание? Скажите же нам, откуда вы знаете, что Евангелий только четыре, ни больше, ни меньше? Не от Предания ли и церковного устава? Если же от Писания, то покажите, где это написано в Священном Писании. Откуда вы знаете, что Евангелие от Матфея или от Марка не поддельные, а истинные Евангелия, написанные этими Евангелистами, Евангелие же от Петра и от Фомы, а также некоторые иные книги под славным Апос­тольским именем, ложные и святотатски похитившие Апостольскую честь? Откуда вы это знаете, где об это написано в Священном Писании? Или придерживайтесь Преданий, или, если вы их отвергаете, вместе с ними отмените и Священное Писание, которое в Преданиях получает свою крепость и силу.

Но чтобы долго не распространяться, скажите, противники, где в Священном Пи­сании вы находите повеление не праздновать субботу, однако вы не празднуете и вместо субботы почитаете воскресенье, откуда это у вас? Понятно, что не от Писания, которое по­велевает святить субботу, как это написано в Книге Исхода: Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай (...) а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела (...) ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них. А в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его (Исх. 20:8‑11). Если Писание повелевает святить субботы, откуда вы взяли повеление почитать вместо субботы воскресный день, восьмой, а не седьмой? Если вы отвергаете Предания и разрушаете церковные межи, то вы безответственные своевольники.

А если мы заговорили о субботе, то так же можем сказать и о празднике Пасхи. Разве не на четырнадцатый день марта месяца Священное Писание повелевает празд­новать и святить Пасху, в любой день, на который придется это число (Лев. 23)? Почему же тогда вы празднуете Пасху не с Иудеями, а вместе с нами в воскресный день? Поче­му придерживаетесь не Писания, а церковного устава? Как у вас получается ополчаться против Преданий и Преданий же держаться?

Что же сказать тогда о Евхаристии, разве не даете и вы своим вашу Евхаристию натощак? Но почему вы так делаете, от Писания ли? Но Писание говорит противополож­ное этому, а именно, что Христос давал своим ученикам Евхаристию после вечери или во время вечери. Читайте все Евангелия, и везде говорится именно это. Матфей говорит: И когда они ели, Иисус взял хлеб, и так далее (Мф. 26:26). Так же говорит и Марк (Мк. 14. 22), и Лука (Лк. 22:20), который говорит о чаше, принимаемой после Вечери. Подобное этому говорит и Павел. Иоанн же говорит, что Христос перед причастием и ноги умыл своим ученикам (1 Кор. 11:25). Если вы держитесь одного только Священного Писания, отвергая Предания и Церковные уставы, почему даете своим Евхаристию не после еды? Почему не умываете им ноги перед причастием? Жестокосердые и не обрезанные серд­цем и ушами, вы всегда противитесь Святому Духу.

Знаем и часто слышим от вас, как вы очень хвалите Первенствующую Церковь и называете ее чистой и непорочной Невестой Христовой, но тогда тем самым вам стыд и срам, противники, когда вы, желая вашу новую церковь устроить по образу Первенс­твующей Церкви, отскакиваете от нее на огромное расстояние. И чтобы не умножать споров о других Догматах, возьмем на мерило праведного суда едина предания. Ответь­те, противники, если любите истину, чем в первую очередь руководствуется в вере Пер­венствующая Церковь, Писанием или речью? Скажете, что тем и другим. Если это так, то примите и Писание, и Предание. Если же скажете, что одним только Апостольским Пи­санием, то это будет явная ложь, поскольку Господь посылал Своих учеников не писать, а проповедовать: Итак идите, научите все народы (Мф. 28:19). А спустя немало вре­мени после Вознесения Господня Апостолы написали Евангелия и свои Послания. Лука написал свое Евангелие на основании преданий очевидцев, как он сам и говорит: Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами со­бытиях, как передали нам то бывшие с самого очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего начала, по порядку описать (Лк. 1:1‑3). Деяния Апостолов были написаны через двадцать и более лет после Вознесения Господня, а некоторые Послания Апостолов и позже. Также Апокалипсис святого Иоан­на был написан не сразу после Вознесения, а уже во время царствования Домитиана. Из этого ясно, что Первенствующая Церковь руководствовалась в вере раньше речью, чем Писанием. И прежде, чем стало приниматься Священное Писание, вера Христова осно­вывалась на Преданиях, то есть на изустных учениях.

Также следует твердо знать, что Апостолы не все, чему учили своих учеников, по­местили в Писания. Если не верите, противники, прочтите, что говорит о Евхаристии Па­вел: Прочее устрою, когда приду (1 Кор. 11:34). Покажите, где написано о том, что именно устроил святой Павел после того, как произнес эти таинственные слова? Или покажите в Писании, что устроил Павел, или, отвергнув стыд и ложь, исповедайте истину, согласно которой не все Апостольские уставы и Предания изложены в Священном Писании.

Святой Павел также наставляет Фессалоникийцев, или Солунян, в твердости, го­воря: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес. 2:15). И снова говорит в другом месте: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам (1 Кор. 11:2). Знайте, противники, что святой Павел говорит здесь о себе, что он не все написал из того, чему учил новых христиан, но часть он написал, часть же устно передал для запоминания сво­им ученикам. Здесь есть два момента. Первый, что есть некие Апостольские Предания, которых нет в Священном Писании. Второй, что эти Предания равночестны самому Священному Писанию.

Если Апостол Павел оставил христианам предания, то почему не Петр и почему не Андрей и не другие Апостолы? Неужели скажете, что эта Первенствующая Церковь Христова была в таком пренебрежении, что допустила погибнуть такому сокровищу, и нам, наследникам, ничего не оставила?

В деле известном не буду приводить слишком много доказательств, а только при­ложу эти слова святого Иоанна: Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и всему миру не вместить бы написанных книг (Ин. 21:25). Как вы считаете, противники, возможно ли, чтобы из многого, что не написано в Еван­гелии, Апостолы, жившие вместе с Христом, не оставили ничего для запоминания вер­ным Божиим? Разве вы не слышите, что говорит святой Павел в Деяниях Апостолов, вспоминая слова Христа, которых нет в Евангелиях: надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели при­нимать» (Деян. 20:35) И разве вы, противники, не верите, что многие, подобные этим, слова Христа, были обращены к Апостолам и потом были переданы христианам? И раз­ве можно из‑за этого отнять у них честь и святость, если они не отражены в Писании? В этом не должно сомневаться, поскольку Апостолы толковали многие трудные и туман­ные места в Священном Писании, относящиеся к вере, и всегда передавались в Церкви друг другу, поверит, что наставники первых христиан, жившие во время святого Павла, не спрашивали его о неких трудных и туманных местах, встречающихся в его Посланиях. Что же лучше объяснит это, чем Предания, конечно, только если не предполагать, что святой Павел ленился давать такие важные комментарии.

Из этих весьма пространных и ясных доказательств ясно, что Церкви Христовой Предания очень нужны и что они не ослабляют Священное Писание, а, напротив, наби­рают крепость из Церковных Преданий и уставов.

Постыдитесь своего ответа, противники, если Предания, Церковные обычаи и свидетельства святых Отцов, ветхозаветных учителей колют вам глаза. Вы говорите, что не должны следовать тому, чего нет в Священном Писании. Этот ваш ответ неуместен, так как в Священном Писании Предания одобряются, а само Священное Писание по­лучает из Преданий свою оценку, величие и крепость. И вы храните многое, чего нет в Священном Писании.

Некоторые на наши доказательства и под напором истины отвечают, что Пре­дания, согласующиеся с Священным Писанием, могут сохраняться, а другие Писания, несогласующиеся, должны быть отвергнуты. Но кто вам дал власть одни Предания при­нимать, а другие отвергать? Предания, если они истинны, должны быть приняты пол­ностью или же полностью отвергнуты. Я говорю, что они истинны, и таковыми мы их и воспринимаем. Если же спросите, почему, то отвечу, что поскольку они вошли в обычай в Церкви Божией или ясными уставами, или общим согласием и одобряющим соизволе­нием святых Отцов, если они установились со времен Христа или Апостолов или древ­ней Церкви. И если Предания берут начало от Христа, то называются Божественными, если от Апостолов – Апостольскими, а если от Церкви, заблуждению не подлежащей. – Церковными Преданиями.

К тому же, если вы отводите место Преданиям, согласующимся с Священным Пи­санием, а несогласующиеся отвергаете, то почему отвергаете Предание о святой Четыредесятнице? Разве не согласуется со Священным Писанием сорокадневный пост? Разве Моисей и Илия в Ветхом Завете, а в Новой Благодати Сам Христос не постился сорок дней и не дал нам образец хранения сорокадневного поста? Так вы храните Предание, согласующееся со Священным Писанием! Напротив, вы храните некоторые Предания, которые не согласуются с Писанием, например, когда чтите день воскресный вместо субботы, не евших причащаете в Евхаристии, празднуете Пасху не с Иудеями в четыр­надцатый день марта, а в воскресенье. Получается, что вы отвергаете некоторые согла­сующиеся со Священным Писанием Предания и в то же время держитесь некоторых Преданий, не согласующихся со Священным Писанием, не ведая, какого вы духа.

Но скажите нам, противники, что вами движет, когда вы с таким негодованием ополчаетесь на Предания. Чем они причиняют вам огорчения и неприятности, если вы так яростно выступаете против них?

Если вы замолчите, сама истина возопиет: нет иной причины такой ненависти, кроме одной только новизны вашей веры. Когда вы смотрите на обычаи древней Церк­ви Божией, вам становится стыдно вами же придуманной новизны, и поскольку святая ветхость противоречит вашей новизне, то она всячески стремится разрушить ветхость, чтобы вы могли свободно заниматься установлению вашей новизны. И широко отворя­ете врата, разрушая святые посты, безженство и девство и иные трудные пути, прили­чествующие христианам, по которым шествует святая ветхость, наводя на новый путь, гладкий и просторный и плоти угодный, но гибельный. О, извращенный ум! Вряд ли вы можете ветхость Святой Церкви Христовой изгладить вашими суетными помышления­ми и новостями. Другие ветхости, берущие начало в ветхости мира сего, бывают близки к истлению и падению, но ветхость Церкви Христовой, берущая начало в Ветхом Завете, стоит на таком твердом камне, Самим Христом утверждаемом и подкрепляемом, что ее не одолеть вратам адовым.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: