В ежедневно совершаемой Литургии приносится истинная и действительная Бескровная Жертва, или Святейшая Евхаристия (по общему мнению), или Тело и Кровь Христовы, освящаемые под видом хлеба и вина и приносимые Богу.
Так благочестиво исповедует вся Святая Соборная Апостольская Церковь.
Смотри «Точное изложение Православной веры», в первой части, в вопросе 107, издание Московское.
Глава 1
Твердость камня веры от прообразов в Ветхом Завете, священства и жертвы меахиседека
В Книге Бытия в главе 14 написано: и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, – и благословил его, и сказал: благословен Авраам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои (Быт. 14:18‑20). До этого места Писание. Здесь надо рассмотреть четыре пункта:
1. Мелхиседек, царь Салимский.
2. Вынес хлеб и вино.
3. Был священник Бога Всевышнего
4. Благословил его (Авраама).
Во всех этих четырех пунктах явственно изображается Христос, Бог наш. Ибо когда Мелхиседек, священник Бога Всевышнего, принес Господу Богу хлеб и вино, бескровную жертву в благодарение Богу, подавшему Аврааму победу, и благословил его. тем самым он выступил прообразом Первосвященника Христа и Его будущей Бескровной Жертвы, которой мы воздаем благодарение за победу над Крестом – Воскресение Христово. А жертва Мелхиседека, состоявшая в хлебе и вине, была явственным прообразом Бескровной Жертвы Христовой, которая у нас ныне приносится Богу ежедневно под видом хлеба и вина. Об этом очень явственно и ясно свидетельствует Священное Писание, в котором говорится о Христе, нашем Спасителе: Ты священник навеки по чину Мелхиседекову (Пс. 109:4)! Апостол Павел, обращаясь к Евреям, учит их этой истине, что яснее солнца. Послушайте, что он пишет в главе 7 Послания к Евреям: уподобляясь Сыну Божию, пребывает (Мелхиседек) священником навсегда (Евр. 7:3). И ниже: ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Евр. 7:21). Иисус стал поручителем лучшего Завета, так как много было священников, но после своей смерти они переставали быть ими. Он же, пребывая вечно, имеет непреходящее священство. Поэтому Он, будучи всегда живым, всегда может спасти приходящих через Него к Богу, чтобы ходатайствовать о них. В этом суть сказанного святым Павлом.
|
|
А в начале 7 главы он указывает на очевидное сходство Христа и Мелхиседека. говоря: во‑первых, по знаменованию имени царь правды, (Мелхиседек) а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни (Евр. 7:2‑3). Все это подходит Христу, Который и есть Царь Правды, Царь Мира, без отца и без матери, то есть без отца на земле, без матери прежде веков, без определенного начала и конца, пребывая во веки веков.
|
|
А в последующих восьмой и девятой главах Павел пространно рассказывает, что Господь наш Иисус Христос не был священником по чину Аарона, так как родился не в роду Левиином, священники которого одни имели право приносить жертву. Но Господь наш Иисус Христос родился в роду Иуды, из которого происходили цари, и был царем и вместе с тем священником не по чину Аарона, но по чину Мелхиседека.
Если хотите узнать, чем же отличалось священство Аарона от священства Мелхиседека, то как раз и отличалось тем, что Аарон приносил в жертву животных, проливавших кровь, а Мелхиседек приносил жертву без крови, то есть хлеб и вино.
Священство Аарона было временным и уже прекратилось. Священство же Христа вечное, пребывающее до самой кончины мира и утвержденное клятвой: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
Христос, Господь наш, был священником, принесшим на кресте Кровную Жертву Богу – Себя Самого – ради спасения всего мира. Однако эта Жертва была единственной, свершившейся в третий час, поэтому из‑за этой Кровной Жертвы Христос не может быть Священником вовеки, так как многократно или всегда умирать не может. По чину же Мелхиседека, принесшего в жертву хлеб и вино, он Священник вовеки, и эту Жертву приносит всегда, ежедневно, своими служителями, священниками, и будет приносити до самого конца мира, возобновляя Своей Бескровной Жертвой память о свершившейся кровной жертве и ее значении для верующих, ибо Он и Приносящий, и Приносимый, и Принимающий, и Раздаваемый, как говорится в Литургии Златоуста.
Это доказательство о Бескровной Жертве, приносимой под видом хлеба и вина, настолько ясно, что противники, подобно птицам ночным, не могут на него смотреть и потому всячески пытаются омрачить его: «Не будем возражать, – говорят они, – что Мелхиседек, царь Салимский, был священником Бога Всевышнего, и не будем спорить с тем, что Христос был Священником по чину Мелхиседекову, но скажем (говорят противники), что священство Мелхиседека и Христа не состояло в приношении хлеба и вина, потому что Мелхиседек принес хлеб и вино не как жертву Богу, а как обычную и простую пищу для подкрепления сил Авраама и его воинов, возвращавшихся с битвы». Этим облаком противники пытаются омрачить солнечное блистание истины, но напрасно, ибо нашим противникам
ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ПЕРВЫХ: Кого больше должно слушать – вас ли, недавно возникших лжеучителей, или древних святых Отцов, вселенских учителей, Церковных светил и столпов, которые все единомысленно и согласованно писали о том, что Мелхиседек принес хлеб и вино не как простую пищу для подкрепления Аврама, а как жертву в благодарение Богу, давшему Авраму победу, и что было прообразом Бескровной Жертвы Мессии Христа, причастниками которой были еще Авраам и его воины.
Но поскольку вы учение святых Отцов попираете ногами, как драгоценный бисер, прибегнем к другому средству и спросим следующее. Скажите нам, противники, в чем вы видите священство Мелхиседека, если оно, по‑вашему, не в приношении хлеба и вина? Известно, что священник не может называться таковым, если он не приносит истинную жертву. Если же Мелхиседек (как и вы исповедуете) был священником, то ему полагалось приносить истинную жертву. И если он был священником Бога Всевышнего, как говорится в Писании, то он приносил и жертву Всевышнему Богу. Скажите же, какую жертву Богу принес Мелхиседек, если не ту, о которой возвещает Книга Бытия, то есть хлеб и вино? Приношение тельцов, волов и других животных приписать Мелхиседеку вы не сможете, так как эти жертвы приличествуют священству Аарона. Священство же Мелхиседека, по свидетельству Священного Писания, отличается от священства Аарона. Различий между ними не было бы, если бы в обоих случаях приносилась Кровная Жертва.
|
|
Не покажете и не сможете показать, противники, где в Писании говорится о какой‑либо другой жертве, отличающейся от кровной жертвы, которую Мелхиседек приносил бы Богу, помимо хлеба и вина. Поэтому вам придется признать, что Мелхиседек принес святую жертву Богу именно тогда, когда он, встречая Авраама, принес хлеб и вино. Иначе или вам придется признать, что Мелхиседек не был истинным священником, что противоречит Писанию, где сказано: он был священник Бога Всевышнего, или у вас некое призрачное представление о священстве, исключающее жертвоприношение, а это противоречит его смыслу, поскольку священство, священник и жертва связаны между собой и не могут существовать друг без друга, более того, жертвоприношение Богу – это основание, на котором стоит весь священнический чин.
ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ВТОРЫХ: Когда в Писании говорится, что Мелхиседек принес хлеб и вино, тут же добавляется: он был священник Бога Всевышнего, как бы поясняя: «Мелхиседек потому принес хлеб и вино, что он был священником Бога Всевышнего». Из этого ясно, что это было не простое приношение хлеба и вина, не для еды Авраму, а в жертву Богу. Поскольку причиной этого приношения Писание называет необходимость жертвы, которую должен принести священник Бога Всевышнего. По этой же причине священнику приличествует приносить не простую пищу, а жертву. Даже здравый смысл подсказывает, что приношение Аврааму простой пищи не имеет ничего общего со священством. Простой пищей мог подкрепить Аврама любой простой человек, и незачем ему для этого было бы быть священником Бога Всевышнего. Вам, противники, следует понять из написанного, что по этой причине, то есть, поскольку в Писании говорится о священстве Мелхиседека, это приношение хлеба и вина было не простым приношением Аврааму для употребления в пищу, а приношением Богу в жертву. И разве есть смысл в словах: «Мелхиседек принес Авраму пищу, хлеб и вино, потому что он был священником Бога Всевышнего»? Если же сказать наоборот: «Мелхиседек принес Богу жертву, хлеб и вино, потому что он был священником Бога Всевышнего», то в этих словах, указывающих на соответствие такого приношения священническому чину, будет большой смысл.
|
|