Обращение к читателю и некое предисловие к излагаемому

 

Видя некогда запустение святого града Иерусалима, отроки Иудейские из Вавило­на сильно скорбели и с сокрушенной душой и смиренным духом возглашали: нет у нас в настоящее время (...) ни всесожжения, ни жертвы, ни приношения, ни фимиама, ни места, чтобы нам принести жертву Тебе (Дан. 3:38).     

Наши противники пытаются устроить подобную же мерзость запустения в Сионе, Святом Граде Бога живого, Церкви Христовой, когда хотят отнять у нее Литургию, прино­шение и Бескровную Жертву, которая ежедневно приносится Богу Отцу на жертвенниках. Они говорят: «Какова сегодня необходимость ежедневно приносимой в Церкви жертвы Христовой? Не достаточно ли единственной Кровной Жертвы, которую принес на крес­тный жертвенник Сам Христос, Бог наш, закланный, как Агнец, ралли спасения рода че­ловеческого? Жертва в Новой Благодати – не что иное как всякая добродетель, например, покаяние, страннолюбие, ибо написано: Жертва Богу дух сокрушенный (Пс. 50:19). И снова: Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу (Евр. 13:16). И снова: Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя его (Евр. 13:15). Всякая добродетель есть жертва, Литургия же или некая иная Бескровная Жертва – это вымысел умов человечес­ких». Так противники Святой Церкви извергают хульные речи, которые подобны мечу в их устах. Хотя они и не отвергают Евхаристию, однако называют ее таинством, а не жертвой. И поскольку у них нет Литургии, или Бескровной Жертвы, к тому же они еще и хулят ее, то вполне могут применить к своей обновленной церкви слова, приличествующие запусте­нию Иерусалима: нет у нас в настоящее время (...) ни всесожжения, ни жертвы, ни прино­шения, ни фимиама, ни места, чтобы нам принести жертву Тебе (Дан. 3:38).     

Но в нашей Православной Восточной Кафолической й Апостольской Церкви нет такого запустения. У нас есть Литургия, или Бескровная Жертва, переданная Самим Христом Апостолам, от Апостолов своим восприемникам, а от них друг другу на все пос­ледующие века, вплоть до второго пришествия Христова, в чем может твердо убедиться каждый, кто ознакомится с этим Догматом. Во второй части вы увидите, что добродетель, хотя и имеет сходство с жертвой, отличается от Бескровной Жертвы. Сейчас, перед тем, как приступить к предстоящему делу, рассмотрим некоторые предварительные сведения.

Положение первое     

Что такое жертва?     

Жертва – это приношение, которое осуществляется посредством внешнего дейс­твия, Самому Богу, во Славу Его и во исповедание Превысочайшего Владычествия Его, чтобы показать нашу зависимость и ничтожность по отношению к Нему, священником, то есть церковнослужителем, призванным на это дело Богом, по определенным прави­лам. Это приношение неких ощутимых предметов, пребывающее, а не скоропреходящее, имеющее некую тайну, прообразующее нечто в прошлом или в будущем, и, наконец, под­лежащее употреблению.

Толкование     

Во‑первых, говорится, что приношение осуществляется внешним действием, то есть видимым, что показывает отличие жертвы от внутренней молитвы или сокрушения сердца или усердия по отношению к Богу. Все перечисленное относится не к внешнимдействиям, а ко внутренним и невидимым, что жертве не свойственно и не присуще, что мы увидим в дальнейшем.

Во‑вторых, говорится: «во Славу Его и во исповедание Превысочайшего Владычествия Его, чтобы показать нашу и ничтожность по отношению к Нему». В этих словах содержится отличие жертвы от приношений земным владыкам или друзьям или кому‑либо другому.

В‑третьих, говорится, что жертва совершается священником, имеющим на это пра­во. Ибо эту жертву не может приносить никто, кроме священника или первосвященника.

В‑четверых, говорится: «Это приношение неких ощутимых предметов», то есть тех, которые можно ощутить, и такой жертва была и раньше, такова она и сейчас. В Вет­хом Завете жертвой были волы, овцы, козлы, птицы, земные плоды, елей, вода, и все это можно было ощутить.

В Новой Благодати это Тело и Кровь Христовы, или, более того, Сам Христос, сокровенный под видами хлеба и вина. Из этого ясно, что неощутимое и невидимое не может быть истинной жертвой.

В‑пятых, говорится: «Это приношение пребывающее, а не скоропреходящее». Речь идет об отличии жертвы от скоропреходящей молитвы, от освящения Церкви, жертвенника, воды, от приношения кадила, свечей и так далее. Все это быстро проходит. Не такова жертва.

В‑шестых, говорится: «Это приношение, имеющее некую тайну, прообразующее нечто в прошлом или в будущем», ибо ветхозаконные жертвы, то есть убиение животных, были прообразом будущих явлений, а именно, будущей смерти Христа. Жертва же Новой Благода­ти является прообразом прошлой смерти Христа, как сказано святым Павлом: Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он при­дет (1 Кор. 11:26). И Сам Христос говорит: сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19).     

В‑седьмых, говорится: «Это приношение, наконец, подлежащее употреблению». Ибо всякая жертва Ветхого и Нового Завета употреблялась и употребляется, что увиди­те сразу после изложенного здесь.

Положение второе     

Что относится к жертве?     

Из сказанного ранее можно ясно видеть, что относится к жертве.

Во‑первых, приносимое в жертву должно быть внешним и видимым (2 Пар. 31; Лев. 23; Чис. 6). Таковы в Ветхом Завете овны, овцы, козлы, волы, голуби, горлицы, во­робьи, елей, соль, хлеб, мука, вино, вода. Все это Господь повелел приносить в жертву, чтобы через внешнее и видимое приношение было явственно видно внутренне усердие к Богу, ибо приносят жертву не Ангелы, а люди, имеющие тело, людьми и за людей. Поэто­му внешнее и видимое приношение есть знамение внутреннего и невидимого. Таковыми были видимые приношения и жертвы Ветхого Завета, как уже говорилось.

Во‑вторых, жертва должна приноситься Самому Богу. Когда мы что‑либо даем или приносим людям, это не является настоящей жертвой, о которой здесь говорится. Поэтому милостыня, которую мы творим ближнему Бога ради, не может быть жертвой, так как дается в пользу человека, а не в честь Бога. Жертвой Богу может быть только то, что мы приносим Ему одному, так жертвой является поклон Латрии, который должно совершать одному Богу. Другие поклоны мы можем совершать и людям, но приносить людям жертвы (если только как идолопоклонники) никак не можем, ни святым людям, живущим на земле или на Небе, ни Ангелам, ни Самой Пренепорочной Матери Божией. а только одному Богу. Так обычно делают и язычники, не знающие истинного Бога, и они не приносят жертвы никому, кроме их мнимых богов. Поэтому и безумнейший Нерон, и Калигула, и Домитиан, Римские кесари, велели приносить себе жертвы, возомнив себя богами, и в их лице жертва приносилась диаволу.

В‑третьих: жертва должна приноситься во исповедание превысочайшего Владычествия Божия. чтобы показать нашу зависимость от Него. Убивать животных можно и для того, чтобы поесть, и употребить их для здоровья, но кто назовет это жертвой? На­стоящая жертва должна приноситься с таким намерением: «Я приношу эту жертву Тебе. Господу Богу моему, потому что я знаю, что Ты Господь и Бог мой. благодаря Которому я имею все, что имею, прими же от меня эту дань моего рабства и послушания, которую я должен Тебе, Господу и Творцу Моему».

В‑четвертых: истинная жертва должна приноситься священником, имеющим для этого полномочия, который от имени всех приносит жертву Богу, ибо Апостол говорит: Ибо всякий первосвященник (или священник), из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи. (...) И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон (Евр. 5, 1 –4). И поэтому в Ветхом Завете никому нельзя было приносить жертвы, кроме священников от колена Ааронова. Поэтому не является жертвой то, что мы сами кладем перед иконой или кадилом или свечой, или еще где‑либо, это дар и простое приношение.

В‑пятых: Чтобы можно было говорить о принесении жертвы, необходимо некое со­ответствующее видимое чиноуправление, совершаемое жрецом или молитвой, или пок­лонами, или воздеянием рук. возложением или неким служением и освящением. Такими действиями приносимый в жертву предмет отделяется от земного и мирского и стано­вится из земного и мирского посвященным Богу и приличествующим Ему. Так, в Ветхом Завете священник брал руками кровь животных или птиц, или муку, или хлеб, и возносил горе пред Господом Богом, и полагал на жертвеннике по некоему видимому и ощутимому чину. Если он не мог объять руками приносимое, например, тельца или нечто в этом роде, то возлагал на него свои руки, произнося некие слова, должные при освящении, и отделяя эту жертву от земного и мирского, и после этого приношение может называться святым.

В‑шестых: Настоящая жертва требует и того, чтобы употребить ее во Славу Бога и превратить в небытие. Так, в древности жившие по закону Моисея умерщвляли или сжигали животных или птиц. Кровь, вино или вода проливались на землю. Если при­носились мясо или хлеб, их употребляли в пищу и съедали, превращая их в небытие во Славу Господа Бога. И в этом состоит вся сущность жертвы. Поэтому золото, серебро, медь и драгоценные камни, принесенные для создания храма Божия. не были истинной и сущей жертвой, так как не превращались в небытие, но служили для употребления и украшения. Также и левиты, и сыны Ароновы, которых Моисей определил для службы Господу Богу, не были настоящей жертвой, так как их не убивали и не умерщвляли во Славу Господа Бога. Исаак, которого его отец Авраам хотел принести в жертву и убить для Господа Бога, вот он был истинной и сущей жертвой.

Причина же этого жертвенного убиения двояка.

Во‑первых. Господь Бог хотел этим жертвенным убиением прообразовать и пред возвестить самую главную и важную жертву, то есть Мессию, прежде всех веков установленного, Господа нашего Иисуса Христа, убитого на кресте, непорочную жертву и благоприятнейшую для Бога, которой должен был бы быть спасен весь мир, и ради вос­поминания о ней приносились все ветхозаветные жертвы.

Вторая причина убийства и превращения предмета в небытие ради Бога такова. Посредством жертвы мы исповедуем наше нижайшее по отношению к Богу рабство и воздаем ему честь, наивысшую, какая только может быть. Предмет, приносимый в жер­тву, не только должен быть каким‑либо образом использован, но, более того, в жертве Богу воздается вся жизнь и существо жертвы, все ее достоинство. Кроме того, убийство животных знаменовало спасение, надежду избежать гнева Божия и наказания за грехи, это делалось, как бы говоря: «Господи, Боже мой, я убью это животное, чтобы Ты меня не убил и был этим доволен, укротив Свой праведный гнев на этом животном». Так, не­которые решили даже своих сынов и дочерей принести Богу и убить их, чтобы спастись самим, как сделал царь Моавитский и многие другие, от прелести и научения диавола, о чем в Священном Писании есть много свидетельств (4 Цар. 3). Эти издевательства Господь Бог запретил, повелев заменить человеческую кровь кровью животных. Так Он поступил с Авраамом, когда вместо сына Исаака предложил ему для жертвенного уби­ения овна (Быт. 22). Это был прообраз нашего будущего избавления, которе совершил Христос.

Положение третье     

Какие существуют виды жертв?   

Богословы насчитывают три закона от создания мира: закон естества, Закон Моисея и Закон Благодати, или Евангелия. Закон естества начинается от Адама и длится до Моисея. Закон Моисея действует до Христа. От Христа начинается дейс­твие Закона Благодати, или Закон Евангельский. При всех этих законах приносились жертвы.

При законе естества читаем о жертвах Авеля, Ноя, Авраама, Мелхиседека, Иса­ака, Иакова, Иова.

Смотри Книгу Бытия и Книгу Иова.

При Законе Моисея приносились многие жертвы, различного рода, различным образом и временем, о которых много написано в Книге Левит и в других местах.

В Евангельском Законе жертва двояка, одна Кровная, другая Бескровная. Кровная Жертва была принесена на крестном жертвеннике, где Христос Себя Самого принес в непорочную жертву Богу Отцу, ради очищения наших грехов. Бескровная Жертва была впервые принесена также Христом на Тайной Вечере в Иерусалимской горнице, а ныне ежедневно приносится на жертвенниках под видом хлеба и вина и будет приноситься до самого второго пришествия Христа.

Эта Бескровная Жертва имеет четыре названия. Поскольку она приносится в свидетельство высочайшего Владычества Божия и в ознаменование нашего нижайше­го рабства, то называется Латрической Жертвой. Поскольку она приносится в озна­менование нашей благодарности за Его бесчисленные благодеяния для на нас. то назы­вается Евхаристической Жертвой. Если она совершается с молитвой и надеждой полу­чить от Бога некое благодеяние, то называется Умолительной Жертвой. Если, наконец, она приносится во оставление наших грехов, то называется Умилостивительной Жер­твой.

Положение четвертое, в котором говорится о сходстве и различии Бескровной И Кровной Жертв     

Если подумать о приносимом и приносящем, то между обеими Жертвами, Кров­ной и Бескровной, нет различий, ибо в обеих Жертвах один Приносящий, Христос, Бог наш, Иерей вовеки по чину Мелхиседекову. Земные же иереи только его служители и как бы одушевленные орудия, которыми действует Начальствующий. Приносимое также в обеих жертвах одно и то же, это Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Об этом говорится в Литургии Златоуста: «Ибо Ты и Приносящий, и Приносимый». А теперь скажем о различиях между двумя жертвами.

Во‑первых, Кровная Жертва была единственной, на Кресте, и не может быть по­вторена или многократно совершаема, ибо, по слову Апостола, Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть не имеет над ним власти (Рим. 6:9). Жертва же Бес­кровная существует вечно и приносится ежедневно, вплоть до окончания мира, по пове­лению Господню: сие творите в Мое воспоминание.     

Второе различие в том, что в единственной Кровной Жертве Христос поистине умер на Кресте, в Своем Собственном Лице. В Бескровной Жертве Он умирает ежеднев­но не истинной и естественной смертью, а только таинственной смертью, которая явля­ется как образ под видами хлеба и вина.

Третье различие: Крестная Жертва была единственной ради спасения всего мира, и в ней полная совершенная награда и искупление грехов всех людей, которые были, есть и будут, и иной жертвы для своего спасения мир не требует, ибо по слову Апостола: Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых (Евр. 10:14). Бескровная Жертва есть употребление первой, от которой она получает всю свою силу. Первая – как неисчерпаемый источник живой воды. Вторая же, как черпак, которым черпается этот душеспасительный источник. Первая – как сокровище, преисполнен­ное золота и серебра. Вторая – как то, что берется и употребляется из приготовленного золота на разные нужды. Она, как многоценное миро, или многоцелебное лекарство, приготовленное для разных струпьев и язв. Это применение драгоценного лекарства, в котором нуждается каждый.

Четвертое различие: Крестная Жертва уже совершилась в третий час и уже про­шла, и невидима для наших глаз, хотя ее действие продолжается. Бескровной Жертве должно быть видимой, ибо она приносится ежедневно в честь Господу Богу и ради раз­личных наших нужд, видимым священником на видимом жертвеннике, и тем самым мы возносим Богу хвалу и поддерживаем нашу веру, и извлекаем из нее пользу для души.

Пятое различие: Крестная Жертва имеет бесконечную силу заслуги искупления, а Бескровная Жертва имеет силу, соответствующую определенным человеческим нуждам. Там Христос умер истинно и естественно, в Своем Собственном Лице, принося Себя в жертву, здесь же Приносимый присутствует под видами хлеба и вина, без новой смерти Там Он принес Сам Себя непосредственно, здесь же – священниками, своими намест­никами, и их руками Свои Тело и Кровь приносит Богу. Так бывает и в мирской жизни: прошение посланника имеет большую цену, когда он действует от имени своего владыки своего, чем если бы он просил от себя самого. А когда владыка просит сам от себя, а не через посланника, это прошение имеет намного большую силу.

Положение пятое     

Может ли быть одно и то же Таинством и Жертвой, и чем они различаются

Святейшая Евхаристия не только одно из семи Таинств, но и обладает большим величием по сравнению с остальными Таинствами, поскольку это и Жертва, которую мы всегда приносим в честь Господа Бога и в благодарность за все Его благодеяния, а осо­бенно за наше избавление, и на нее мы возлагаем все наши утешения и надежды.

Различие же между Таинством и Жертвой трояко.

Во‑первых, в Таинстве под видимыми знамениями мы получаем от Бога, всех благ Подателя, невидимые Небесные дары для нашего оправдания и исправления. В Жертве же мы не получаем, а, напротив, отдаем и дарим Господу Богу дорогое для нас, желая показать нашу благодарность и воздать честь превысочайшему Божию Владычеству, и получити для себя благодать и милость.

Во‑вторых, в Святейшей Евхаристии, поскольку это Таинство, мы обретаем укрепление и питание духовной жизни. Поскольку мы приносим Жертву ради искупле­ния наших грехов, мы добиваемся для себя умилостивления Божия, ибо приносим те же Тело и Кровь Христовы, которые были на Кресте избавлением от грехов всему миру.

Третье различие Таинства от Жертвы состоит в том, что Таинство полезно только для принимающего и освящает его одного. Жертва же приносит пользу и всем другим, и отсутствующим, находящимся далеко, оказывая благодеяние не только живым, но и мертвым. Поэтому мы можем приносить Жертву не только сами за себя, но и за всю Церковь, и за ближних и любимых нами, помогая каждому в его нужде.

Все эти сведения, изложенные во введении, следует рассмотреть уже со всяким при­лежанием и внимательно изучить главный спор о Жертве Евангельского Закона, или Зако­на Благодати, который пришел в мир со Христом. Есть ли ныне истинные и действитель­ные Бескровные Жертвы, кроме той Кровной Жертвы, которая свершилась на кресте?

Наши противники, всегда побуждаемые духом противоречия, приемлют одну только Кровную Жертву, совершившуюся на Кресте, но Бескровной Жертве они не нахо­дят места. Хотя они и не отвергают Евхаристию, но считают ее Таинством, а не Жертвой, как уже сказано выше.

Что нам ответить, будет ясно из последующего.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: