Первое пророчество
В 1 Книге Царств, в главе 2, написано: И поставлю Себе священника верного; он будет поступать по сердцу Моему и по душе Моей; и дом его сделаю твердым, и он будет ходить пред помазанником Моим во все дни (1 Цар. 2:35).
Толкователи Священного Писания, святые Отцы, относят эти слова к христианским священникам, которые приносят и будут приносить до самого конца мира Жертву Христову в Евхаристическом Таинстве. Поэтому в Священном Писании говорится: И поставлю (...) священника верного.
Когда здесь говорится о священнике верном, имеются в виду все священники, наследники Христа. В Священном Писании часто, когда имеются в виду многие, используется единственное число. Например, когда говорится: Человек! Как трава, дни его, как цветение полей (Пс. 102:15), имеется в виду, что все люди, как трава, дни их, как цветение полей. Так и в нашем случае Священное Писание обещает устроить дом твердый всему священству: и дом его сделаю твердым, то есть Церковь правоверных, в которую приходят священники Христовы и приносят Жертвы. Об этом доме твердом говорит и Сам Христос: на сем камне Я создам Церковь Мою (Мф. 16:18). Писание добавляет еще и то, что эти священники будут служить Господу вовеки, то есть будут приносить Жертву Тела и Крови Христа и совершать Таинство во все дни, вплоть до конца веков. Противники возражают, что это говорится в Писании не о священниках Нового Завета, а о Самуиле и Садоке, которые пришли после смерти Илия.
|
|
ОТВЕЧАЕМ: Отвержение священства Илия было образом отвержения священства Аарона, и поскольку после Илия священниками были поставлены Самуил и Садок, такое наследование было образом отвержения священства Аарона, вместо которого пришло христианское священство, и священники Бога Всевышнего стали приносить Жертву Тела и Крови Христовых. И поскольку совершенное исполнение Пророческих словес происходит не в образах, которые только предвосхищают будущее, а в действительности, это пророчество исполняется, как сама истина, на христианских священниках.
Второе пророчество
В Книге Пророка Исаии в главе 19 написано: В тот день жертвенник (то есть алтарь) Господу будет посреди земли Египетской (Ис. 19:19). И ниже: И Господь явит Себя в Египте; и Египтяне в тот день познают Господа и принесут жертвы и дары, и дадут обеты Господу, и исполнят (Ис. 19:21). До этого места Писание. Это пророчество, по толкованию святых Отцов, относится к Святейшей Жертве, совершаемой в Евхаристии, которую познают Египтяне, а в ней и Господа, ибо к Египтянам, то есть к народу неверующему и не знающему Бога, перейдет от Иудеев христианская вера, что и произошло в действительности. Поэтому, по толкованию святых Отцов, вместе с христианской верой, которая придет от Иудеев к язычникам, не знающим Бога, придет и христианская жертва. Египтянами Пророк здесь называет язычников, от которых произошли и мы, и в наших предках была когда‑то тьма, а ныне в нас свет о Господе.
|
|
Мы знаем, что противники, толкуя пророчество, считают, что в нем говорится о духовной жертве, то есть о молитвах, милостыне и других добродетелях. Но напрасно, ибо Пророк Исаия ясно говорит: В тот день жертвенник Господу будет посреди земли Египетской (то есть алтарь). А если будет алтарь, то будет и жертва на алтаре, а она обычно приносится в действительности, а не метафорически, в милостыне и иных добродетелях, о чем мы расскажем во второй части.
Третье пророчество
Также в Книге Пророка Исаии в главе 66 написано следующее: Из них (то есть из язычников) буду брать также в священники и левиты, говорит Господь (Ис. 66:21). Это пророчество святые Отцы также относят к христианским священникам, которые происходят из язычников.
Четвертое пророчество
В Книге Пророка Иеремии, в главе 33, написано: Ибо так говорит Господь: не прекратится у Давида муж, сидящий на престоле дома Израилева, и у священников‑левитов не будет недостатка в муже пред лицом Моим, во вся дни возносящем всесожжение и сожигающем приношения и совершающем жертвы (Иер. 33, 17–18).
Эти пророческие слова подобным же образом Церковные учители, святые Отцы, относят к нашим нынешним священникам, и поскольку в этом Пророческом высказывании говорится об обращении язычников ко Христу и перенесении истинной христианской веры от Иудеев к язычникам, ясно, что Пророком имеются в виду те священники, которые происходят из язычников.
Пятое пророчество:
В Книге Пророка Малахии в главе 1 написано: от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву (Мал. 1:11).
Здесь Пророк Малахия говорит о двоякой жертве, сравнивая жертву Ветхого Завета и Жертву Нового Завета, и предвозвещает, что в Новом Завете будет приносимая на всяком месте Чистая Жертва, превосходящая все Моисеевы жертвы. Желающие удостовериться могут прочесть всю первую главу Книги Пророка Малахии, где он говорит о жертвах Моисея от Лица Господа: Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб (Мал. 1:7). И ниже: И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это (Мал. 1:8)? А о жертве Нового Завета он говорит: на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву (Мал. 1:11). Здесь предстоит рассмотреть вопрос о том, что такое Чистая Жертва.
Мы с древними святыми Отцами говорим, что Чистая Жертва – это Тело и Кровь Христа, Бога нашего. Противники же наши называют чистой жертвой добрые дела, молитву, благодарение, милостыню и тому подобное.
Это мнение наших противников не соответствует истине по ряду причин.
ПЕРВАЯ причина. Сами противники говорят, что все наши добрые дела не чисты и приводят в свидетельство Пророка Исаию, который в главе 64 говорит: вся праведность наша – как запачканная одежда (Ис. 64:6). Поэтому противники и не требуют благих дел, необходимых для спасения, считая важной только веру. Но об этом скажем в Догмате об оправдании человека. Если же, по мнению противников, наши добрые дела не чисты, то как они могут быть жертвой, чистой для Бога?
ВТОРАЯ причина: Пророк Малахия нашу Жертву противопоставляет жертве Иудейской и говорит, что Иудеи часто приносили в жертву дурное и нечистое, в нашей же Жертве приносимое всегда чисто.
Таковым же не может быть ничего, кроме Тела и Крови Христовых, ибо все остальное, что мы приносим, часто бывает причастно пороку и несовершенству.
|
|
ТРЕТЬЯ причина. Пророк Малахия говорит не только о Чистой Жертве, но и о Новой Жертве, которая будет после жертв Моисея, то есть у христиан. Но добрые дела не новы и не следуют за жертвами Моисея, а также приличествуют не только христианам, поскольку существуют от начала мира, от Патриархов, Пророков и их восприемников. Поэтому добрые дела не являются Чистой Жертвой, о которой говорит Пророк Малахия, и иной Чистой Жертвы, помимо Крови и Тела Христовых в Евхаристии, противники назвать не могут.