Глава 6. Твердость установления о посте вообще от свидетельств боговещанных Святых Отцов, восхваляющих Святой Пост

 

Поскольку я пишу о Догмате о святом посте как раз во время святой Четыредесятницы, позвольте нам ради душевной пользы, а также в учебных целях и для духовного утеше­ния постящихся обратиться к вселенскому учителю святому Златоусту, который распрости­рает свое златое слово в 57 Беседе на Евангелие от Матфея: «Смотри, какие блага происхо­дят от этих двух добродетелей. Тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот лю­бит подавать и милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный свой дух. Потому‑то и Апостолы всегда почти постились. Кто молится с постом, тот имеет два крыла, легче самого ветра. Таковой не дремлет, не говорит много, не зевает и не расслабевает на молитве, как то со многими бывает, но он быстрее огня и выше земли; потому‑то таковой особенно является врагом и ратоборцем против демонов, так как нет сильнее человека, ис­кренно молящегося. Если жена могла преклонить жестокого начальника, который ни Бога не боялся, ни людей не стыдился, – то тем более может преклонить Бога тот, кто непрестан­но предстоит пред Ним, укрощает чрево и отвергает утехи. Если слабо у тебя тело, чтобы поститься беспрестанно, то оно не слабо для молитвы и для пренебрежения удовольствия­ми чрева. Если ты не можешь поститься, то по крайней мере, можешь не роскошествовать, – а и это не маловажно и не далеко от пощения, и может укротить неистовство дьявола. Подлинно, ничто так не любезно демону, как роскошь и пьянство – источник и мать всех зол. Этим путем дьявол ввергнул некогда Израильтян в идолопоклонство, этим возжег со­домлян на беззаконные похоти. Вот в чем, – говорит Писание, – было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности (Иез. 16:49). Тем же путем он и многих других погубил и предал геенне. В самом деле, какого зла не производит рос­кошь? Она делает людей свиньями, и хуже свиней. Свинья валяется в грязи и питается ка­лом, а сластолюбивый человек приготовляет себе стол отвратительнейший, придумывая непозволенные связи и беззаконную любовь. Такой нимало не различается от бесноватого: он так же бесстыдствует и неистовствует. О бесноватом мы, по крайней мере, жалеем, а это­го отвращаемся и ненавидим. А почему? Потому что он произвольно неистовствует, и обра­щает и рот свой, и глаза, и ноздри, и все вообще в проводники смрада и нечистоты. Если же заглянуть внутрь такого человека, то увидим, что душа в нем застыла и оцепенела, как бы среди зимы и мороза, и уже не может подать никакой помощи ладье, по причине чрезмерной непогоды. Стыдно мне говорить, как много страждут от сластолюбия и мужчины, и женщи­ны. Это я оставляю на их совесть, которая точнее знает все. Что отвратительнее пьяной женщины, качающейся туда и сюда? Чем немощнее сосуд, тем жесточе крушение. Свободная ли то будет жена, или раба, – свободная бесчестит себя среди рабов, а раба то же делает сре­ди рабов, и таким образом делают то, что дары Божии хулятся несмысленными. Я слышу, как многие, когда встречаются такие случаи, говорят: будь проклято вино! О, глупость; о, безу­мие! Другие грешат, а ты порицаешь дар Божий. Что за сумасбродство? Ужели вино, – о, че­ловек, – причиною такого зла? Нет, – не вино, а невоздержание тех, которые злоупотребля­ют вином. Итак, лучше скажи: исчезни пьянство, погибни роскошь! А если скажешь: пропади вино, то можешь вслед затем сказать: пропади железо, – потому что есть человекоубийцы; пропади ночь, – потому что есть воры; пропади свет, – потому что есть клеветники; да по­гибнут жены, – потому что есть блудницы. Таким образом ты все наконец захочешь истре­бить. Но ты не поступай так, – это сатанинский дух. Не презирай вина, но презирай пьянс­тво. Когда пьяный придет в чувство, опиши ему все его безобразие. Скажи ему: вино дано для увеселения, а не для того, чтобы безобразить себя; дано для того, чтобы быть веселым, а не для того, чтобы быть посмешищем; дано для укрепления здоровья, а не для расстройства; для уврачевания немощей телесных, а не для ослабления духа. Бог тебя почтил этим даром: для чего же ты неумеренным употреблением этого дара бесчестишь себя? Послушай, что говорит Апостол Павел: употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1 Тим. 5:23). Если этот святой, даже одержимый болезнью и частыми недугами, не употреблял вина, доколе не повелел ему учитель, то какого же достойны будем осуждения мы, когда и здоровые упиваемся? Ему сказано: употребляй немного вина, ради желудка тво­его; а из вас каждому упивающемуся скажет апостол: употребляй меньше вина, потому что от пьянства рождается блудодеяние, сквернословие, и прочие дурные похоти. Если же не хотите воздерживаться от пьянства по этой причине, то воздерживайтесь хоть потому, что оно возбуждает гнусные похоти. Вино дано для веселья, – сказано: И вино веселит сердце человека (Пс. 103:15); а вы и это доброе его свойство порочите. В самом деле, что за радость – быть не в себе, мучиться множеством болезней, видеть все кружащимся, все во мраке, и подобно находящимся в горячке, иметь нужду в том, чтобы кто‑нибудь намазал голову еле­ем?» И ниже: «Пьянствующие хуже бессловесных. В самом деле, скоты не требуют ничего более того, что им нужно; а предающиеся пьянству становятся бессмысленнее и их, престу­пая границы умеренности. И подлинно, не гораздо ли лучше таких людей осел? Не гораздо ли лучше пес? Каждое из этих животных, как и все вообще животные, едят ли, пьют ли, зна­ют пределы довольства и не простираются далее потребного. И хотя бы тысячи человек принуждали их, никогда не дадут себе дойти до неумеренности. Итак, вы хуже бессловесных и в этом отношении, и не только в глазах здоровых людей, но и в собственных ваших глазах. И что вы сами о себе думаете хуже, чем о свиньях и ослах, это видно из того, что этих живот­ных вы не заставляете есть сверх меры. Почему ж это так, спросят? Ты скажешь: чтобы не нанести им вреда; а о себе ты и этой предусмотрительности не употребляешь. Следователь­но, ты думаешь о себе хуже, нежели о скотах и, всегда обуреваемый, не заботишься о себе. Ты страдаешь от пьянства, не только в тот день, когда пьян, но и после того дня. Подобно, как и по прошествии горячки, остаются еще следы пагубного влияния ее, так и у тебя, и по про­шествии хмеля, и в душе и в теле свирепствует буря. Бедное тело лежит расслаблено, как корабль, разбитый бурею, а того беднее душа, потому что и в расслабленном теле воздымает бурю и возжигает похоть. Когда же, по видимому, приходит в здравый смысл, тогда‑то осо­бенно безумствует, воображая вино, бутылки, стаканы, чаши. Как при укрощении волнения после бури остаются следы разрушительного действия ее, так и здесь. Как там товары, так здесь почти все доброе выбрасывается. Целомудрие ли стяжал кто‑либо, стыдливость ли, пристойность ли, кротость ли, смирение ли, – все это пьянство повергает в море нечестия.

А что еще после этого делает пьянство, того нельзя ни с чем и сравнить. Там, по выгружении, корабль делается легче; а здесь, напротив, новое отягощение: вместо богатства корабль на­гружается песком, соленою водою и всякою дрянью, отчего корабль и с пловцами, и с корм­чим тотчас погибает. Итак, чтобы не потерпеть нам того же, устранимся от этой бури. Не­льзя пьянице видеть Царствия Небесного. Не обманывайтесь, – говорит Апостол: (...) ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6:9‑10). И что я говорю: Царствия Небесного? Пьяный не видит и настоящих предметов; пьянство дни превращает для нас в ночи, свет в тьму; пьяный, смотря во все глаза, не видит и того, что у него под ногами. И не это только зло рождается от пьянства, но и потом пьяницы подверга­ются другой, жесточайшей казни: безумному унынию, неистовству, расслаблению, насмеш­кам, поношениям. Какого же помилования ждать тем, которые убивают себя такими бедс­твиями? Совершенно никакого. Итак потщимся избегнуть этого недуга, чтобы получить нам и настоящие и будущие блага, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Хрис­та, Которому слава и держава со Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь».

Подобное этому о святом посте говорит Златой учитель и в Беседе 55 на Еванге­лие от Матфея, но оставляю это краткости ради.

Также вселенский учитель говорит о святом посте в Послании к Римлянам, на главу 8, в Беседе 13, начиная следующим образом: «Итак, не позволяй телу жить ныне, чтобы оно жило тогда; заставь его умереть, чтобы оно не умирало впоследствии. Если оно останется живым, оно не будет жить, а если умрет, будет тогда жить. Тоже совер­шилось и в крещении: сперва человек распят и погребен, а потом воскрес. Тоже было и с Господним Телом: и оно было распято и погребено, а потом воскресло. Итак, станем и мы делать это, будем непрестанно умерщвлять тело в делах его. Я говорю это не о сущ­ности тела, – да не будет, – а о склонностях к порочным делам».

Также святой Златоуст пишет в Первом Слове о посте: «Постись, если согрешил, постись, чтобы не согрешить, постись, чтобы получить, постись, чтобы не потерять то, что получил».

Также Златоуст говорит в Беседе Первой на Книгу Бытия: «Общий всем нам Гос­подь, как чадолюбивый Отец, любящий нас, Своих сынов, изобрел для нас это лекарс­тво, пост».

Святой Афанасий пишет в Книге о девстве: «Видишь ли, что делает пост? Лечит болезни, иссушает мокроты, прогоняет бесов, удаляет злые помыслы, очищает сердце». И ниже: «Если кто одержим злым духом, да будет ему известно о таком лекарстве, как сказал о нем Господь: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста».      

Василий Великий в Слове 1 о посте говорит: «Благодаря посту можно избавиться от будущих зол и насладиться будущими благами». И снова: «Впадая в недуг греха, уврачуемся покаянием, которое не бывает полным без поста, с постом же оправдаемся перед Богом».

И снова: «Первородный грех произошел посредством принятия в пищу запретно­го плода и нарушением заповеди. Человек может оправдаться перед Богом тем же спосо­бом, что и огорчил Его. И как ядение погубило человека, так неядение сохранит его».

Кирилл Иерусалимский в Катехизисе, глава 3, пишет: «Змея избавляется от ста­рости, сбрасывая кожу, то есть тесным путем, и обновляется телом. Так и ты войди тес­ными вратами и узким путем, умерщвляя свое тело постам, прогони свою погибель, из­бавься от ветхого человека и его поступков».

Святой Амвросий в толковании на псалом 118 говорит: «Завещан пост, но голод побуждает повседневно принимать пищу. А ты воздерживайся и не уклоняйся от поста, соблюдая Небесные заповеди».

Священномученник Киприан в Слове к падшим говорит: «Утолить гнев постара­емся, как завещал сам Господь, постом, слезами и рыданием». И ниже: «Даниил, желая угодить Богу постом, томил себя во вретище и пепле».

Святой Епифаний в кратком поучении в конце своих творений пишет: «Поститься не означает оказывать некое благодеяние Пострадавшему за нас, а означает исповедание страдания Господня, которое Он за нас претерпел за наши грехи ради нашего спасения. Такой наш пост приятен Богу».

Так говорили эти и многие другие святые Отцы, Церковные светила и столпы, ко­торые и сами просияли постом. И нам показали этот путь спасения. Но краткости ради не стану приводить здесь их пространные беседы о святом посте.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: