Глава 5. Твердость установления о посте вообще от разносторонней пользы от Святого Поста

 

Во‑первых, ПОЛЬЗА от святого поста состоит в обуздании плоти и укрощении всякого бессловесного движения. Это весьма угодно Богу, желающему, чтобы мы рас­пяли нашу плоть со страстями и похотями. Об этом говорит Апостол Павел: усмиряю и порабощаю тело мое (1 Кор. 9:27). По толкованию святого Златоуста, Апостол говорит об усмирении тела постом. Это подтверждает Псалмопевец: А я, когда они преследовали меня, облекался в рубище и смирял постом душу мою (Пс. 34:13). И в другом месте: Коле­на мои ослабели от поста, и тело мое изнемогло без елея (Пс. 108:24).      

Подобно всаднику, несущемуся на необузданном коне, который мчится, не желая того, и, свернув с пути, падает в овраг и пропасть погибельную, у человека с необуз­данной плотью открыты врата всем беззакониям, и нет вожжей, чтобы, не свернув на путь лукавый, направить коня на путь правый. Святой пост обладает силой укрощения безудержных страстей, угашения пламени зависти, ярости и гнева, истребления горде­ливой надменности, исправления тщеславных мечтаний, утоления огня сладострастия, обуздания всех органов чувств, зрения, слуха, осязания, обоняния. Короче говоря, пост – преславный страстеубийца, укротитель похотей, победитель всякого беснования неис­товствующей плоти и преизрядный торжественник.

Во‑вторых, ПОЛЬЗА от святого поста состоит в том, что он настраивает душу на молитву и размышления о Небесном. Так, Моисей подготовил свою душу посредством поста, прежде чем дерзнул приступить к Богу и вступить с Ним в беседу, получив от Него богоначальные скрижали (Исх. 34). Так, Илия постился сорок дней, прежде чем удостоился увидеть Бога в веянии тихого ветра на горе Хорив (3 Цар. 19). Так, Даниил подготовил себя трехнедельным постом для познания и понимания Откровения Божия (Дан. 10).

Пост подобен лестнице, возводящей ум к Небу, это крылья, на которых душа взлетает к Богу, к горнему Богомыслию и Боговедению.

В‑третьих, ПОЛЬЗА святого поста в том, что это средство, чтобы служить Богу. В говение реализуется Богопочитание. Так, Пророчица Анна в постах и молитвах служи­ла Богу день и ночь (Лк. 2). Эта женщина соблюдала пост не по Божию повелению, а по своему произволению, почитая тем самым Бога и служа Ему. Об этом говорит и Апос­тол Павел: Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения Вашего (Рим. 12:1).      

Здесь Апостол говорит об укрощении плотских страстей, что лучше всего воз­можно посредством поста, и это усмирение плоти он называет словесным служением.

В‑четвертых, ПОЛЬЗА святого поста состоит в том, что он представляет собой искупление грехов и умилостивление Его праведного гнева. Так, сыны Израилевы, пос­тясь, умилостивили Бога и обрели преславную победу (1 Цар. 7).

Так, царь Ахав, нечестивец, убийца и разбойник, отобрал виноградник Навуфея, а его самого убил, однако, постясь, он получил послабление и отчасти укротил гнев Божий постом и усмирением плоти (3 Цар: 21).

Так поступили и Ниневитяне, утолившие гнев Божий всеобщим и строгим постом (Иона, 3). Так было и во времена Есфири (Есф. 4). Так было и во времена Иудифи, когда народ благодаря посту избежал неминуемой смерти (Иуд. 4). К посту призывает всех и пророк Иоиль в главе 2: Но и ныне еще говорит Господь: Обратитесь ко Мне всем серд­цем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши (Иоил. 2:12‑13).      

В‑пятых, ПОЛЬЗА святого поста состоит в том, что благодаря ему можно зарабо­тать и упросить Бога, чтобы Он подал какие‑либо блага, временные и вечные. Так, Анна жена Елканы, постом упросила у Бога сына Самуила (1 Цар. 1).

Поэтому святой Амвросий и говорит: «Чрево, бывшее праздным, наполнилось сыном». Так, Давид постился, чтобы упросить Бога оставить жизнь его больному сыну (2 Цар. 12). Так, Сарра избавилась от бесов благодаря посту (Тов. 3), что подтверждает истинность Слов Христа: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9:29). Но особенно убедительно показана польза святого поста для того, чтобы, потру­дившись, упросить Бога подать некие временные и вечные блага, в Словах Христа: А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тай­ное, воздаст тебе явно (Мф. 6:17‑18) Что же Он воздаст? Не что иное, как награду. Ибо здесь Христос противопоставляет нелицемерный пост лицемерному фарисейскому пос­ту, так как фарисеи, постясь, мрачнели в лице, желая прославиться за пост среди людей. Поэтому Христос говорит о них: Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою (Мф. 6:16), то есть похвалу от людей. А нелицемерный пост ожидает не такой на­грады, то есть не славы человеческой (ибо совершается втайне), а награды Небесной, чтобы исполнились Слова Христа: и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Поскольку за святой пост Христос обещает награду, то постящиеся могут своим нелице­мерным постом заработать себе и упросить Бога подать блага, временные и вечные. Все остальное, тоже относящееся к пользе от святого поста, можно отнести к какому‑либо из этих пяти аспектов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: