Глава 3. Твердость установления от Святых Соборов

 

Отцы и святые Апостолы Первого Иерусалимского Собора при содействии Свя­того Духа создали устав для первых христиан, написав следующее: Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: возде­рживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, него себе не хотите (Деян. 15:28‑29).      

В этом новизна закона, установленного Апостолами, как считает Златоуст, ибо Христос не устанавливал такого закона и не давал заповеди не есть удавленины и крови. Итак, у Апостолов и их восприемников есть власть устанавливать законы.

А то, что этому Апостольскому закону должны были следовать верные по зову совести, ясно из следующих слов.

Во‑первых, из того, что этот закон назван бременем: угодно (...) не возлагать на вас никакого бремени более.      

Во‑вторых, из того, что закон назван необходимым.

В‑третьих, из того, что Павел и Сила, проходя же по городам, передавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами (Деян. 16:4).      

Но и 63 Апостольское правило также устанавливает эти запреты: «Если кто‑либо из Епископов, пресвитер, диакон или имеющий священнический чин съест мясо с кро­вью, то есть удавленину, нарушит закон, ибо в крови животного находится душа. Тот, кто ест удавленину, звероядину или мертвечину, да извержен будет из сана. Так полагалось и по закону Моисея. Если же это съест мирянин, да будет отлучен».

Кормчая книга, лист 18.

Не только на Апостольском Соборе, но и на других Вселенских и Поместных со­борах богоносные Отцы одно запрещали под угрозой анафемы, другое устанавливали и обязывали верующих соблюдать установленные ими законы, в противном случае нака­зывать кого извержением, кого отлучением, многих же анафемой.

Ясно, что Церковь Христова (то есть Соборы, Вселенские и Поместные, и все со­словие пастырей и Церковных учителей, восприемников Апостолов, единодушно благо­честиво исповедующих святую кафолическую веру) имеет власть устанавливать законы. Поэтому Церковь благочестиво и свято, этой же властью, данной ей Христом, установи­ла и святые посты, и обязала нас к их соблюдению по совести, то есть утвердив, что их несоблюдение является грехом.

Под конец добавлю следующее.

Светские начальники, то есть цари, вельможи и владыки, имеют власть устанав­ливать новые гражданские законы и обязывают их соблюдать своих подданных; сопро­тивляющихся же их законам подвергают суровому наказанию. Если такую власть имеют светские начальники, то почему должны быть лишены ее Церковные начальники, то есть пастыри и учители, воспреемники Апостолов? Если в светской жизни есть необходи­мость в законах управления людьми, чтобы они жили по разуму и подчиняли ему извра­щенные желания. Насколько же более необходимость в Церковных законах для духов­ного управления верующими, чтобы они жили не по плоти, а по духу» и привыкали свои страсти подчинять духу.

СКАЖЕТЕ: Христианам достаточно Евангельского закона, чтобы им руководс­твоваться и им направляться.

ОТВЕЧАЮ: Так говорят и подданные своим светским правителям: «нам доста­точно для руководства Евангельского закона, зачем нам еще и бремя гражданского за­кона». Но слышат они твердый ответ: «Гражданские законы не противоречат Евангель­скому закону».

ОТВЕЧАЮ, во‑вторых: Евангельский закон дан в общем, поэтому необходимы уточнения по его конкретному выполнению. Например, Евангельский закон повелевает причащаться Телу и Крови Христовых, но не говорит, каким образом и когда. Поэтому Церковные начальники установили, что каждый должен причаститься хотя бы раз в год перед Пасхой. Евангельский закон не говорит, как причащаться, приняв перед причас­тием пищу или нет. Во времена первых христиан ученики причащались после еды, беря пример с учеников Христа, которые причастились после Тайной Вечери, но впоследс­твии Церковные начальники постановили делать по‑другому. Это же следует сказать и о крещении.

Евангельский закон повелевает креститься, но не уточняет, каким образом и в какое время, в младенчестве или в зрелом возрасте. Поэтому Церковные начальники установили и образ крещения, и время.

Из этого ясно, что кроме Божественных и гражданских законов есть необходи­мость в Церковных. Всякий же закон обладает силой, обязывающей соблюдать его под угрозой наказания за грех, а грех есть не что иное как преступление закона.

 

 

Раздел третий.. О постах в отдельности, соблюдающихся четыре раза в год в Святой Православно‑Кафолической Восточной Церкви

 

До сих пор говорилось о посте вообще, и было показано, что он проис­ходит от заповеди Божией и утверждается Священным Писанием. Было по­казано и то, что Церковь Христова имеет полномочную власть устанавливать законы и посты по своему собственному благоизволению и усмотрению.

В данном разделе нам предстоит рассказать о постах в отдельности. Для этого необходимо раскрыть четыре установления, в соответствии с ко­торыми предстоит изложить этот вопрос.

Первое установление относится к Великому сорокадневному посту.

Второе установление – о трех остальных постах.

Третье установление – о качестве постной пищи.

Четвертое установление – о посте в среду и пятницу.

Установление первое. О сорокадневном посте. Святой сорокаднев­ный пост берет свое начало от святых Апостолов.

В 69 Апостольском правиле ясно говорится: «Если кто‑либо из Епис­копов, пресвитер, диакон, иподиакон, чтец, певец или имеющий священни­ческий чин не постится в течение сорока дней, то есть в Великий Пост, и в течение всего года по средам и пятницам, да будет извержен, если только ему не препятствует телесная болезнь, ибо немощному разрешается по силе вкушать растительное масло и вино. Если же не постится мирянин, да будет отлучен». Смотри Кормчую книгу, лист 19, на обороте.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: