Сам Христос повелевает слушать Церковь, а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18:17‑18). Но что означают эти слова, что вы свяжете? Связывать означает следовать закону. Ибо написано: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их (Мф. 23:4). Здесь связывание означает законоположение. Ибо Христос обещал Апостолам и их восприемникам, чтобы они связали, то есть выполняли законы, установленные для верующих, обязанные выполнить их по совести, и они будут связаны на Небе, то есть важны и на Небе. Ибо заповедь Апостолов и их восприемников, а также и установление ими законов, есть заповедь Христа.
Как послал Меня Отец так и Я посылаю вас (Ин. 20:21). Поскольку Христос был послан Отцом не только для проповеди и установления Таинств, но и был наделен властью повеления, суждения и законодательства, то эту власть Он дал и Апостолам, и их восприемникам.
|
|
Слушающий вас Меня слушает, и отвергающий вас Меня отвергается (Лк. 10:16). Эти Слова Христос сказал Апостолам и их восприемникам, как учит Киприан в Книге 4, в Послании 9, а также Василий Великий в Монашеских Правилах, в главе 23.
Всякая душа да будет покорна высшим властям. Ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божьему установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение (Рим. 13:1‑2). И ниже: И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести (Рим. 13:5). Эти слова Павла могут быть отнесены не только к мирским властям, но и к церковным, ибо Апостол говорит о власти вообще, обо всякой власти: нет власти не от Бога, то есть всякая власть от Бога. О том, что должно следовать закону по совести, ясно из слов: противящийся власти противится Божьему установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение (Рим. 13:2). И снова: надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести (Рим. 13:5).
Чего вы хотите? С жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости (1 Кор. 4:21)? По толкованию святого Златоуста, жезл знаменует власть, наказывающую законопреступников, и своей правотой исправляющую противящихся истине. Ибо у Христа. Царя Сиона, то есть Своей Церкви, есть жезл железный, словами псалма: Пасти их будешь жезлом железным (Пс. 2:9). По словом железный имеется в виду непоколебимый, который не может сломаться, разрушиться. А в другом месте сказано: жезл правды (Пс. 44:7). Это знаменует власть правосудия и праведного наказания непокорных. Соучастниками Своего жезла Христос сделал Своих Апостолов и их восприемников, которые от Его имени управляют в Церкви и смиряют непокорных. И тем самым учители разрешают мнимое Евангельское противоречие, ибо в Евангелии от Матфея пишется: Не берите с собой ни золота, ни серебра (...) ни обуви, ни посоха (Мф. 10:9‑10). А противоположное этому написано в Евангелии от Марка: И заповедал им (Христос Апостолам) ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха (Мк. 6:8).
|
|
Но как можно разрешить это мнимое противоречие? Следующим образом. Матфей говорит о жезле вещественном, а Марк о жезле духовном, то есть о власти Апостольской, ради которой люди должны были давать Апостолам пищу. Подобно тому, как царю ради царского жезла приносится дань, так церковноначальникам ради Церковного жезла, или ради духовной власти, даются средства существования.
Поскольку у церковноначальников есть жезл, то есть власть, данную им Христом, для управления Его Церковью, из этого следует, что у них есть власть устанавливать законы и жезлом усмирять сопротивляющихся их выполнению. И если у них есть законодательная власть, кто дерзнет отнять у них власть установления святых постов в некое урочное время, по их благоволению и таинственному усмотрению.
Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам (1 Кор. 11:2).
Ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди (1 Фес. 4:2). И ниже: Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святого (1 Фес. 4:8).
Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним (2 Фес. 3:14).
Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны (Евр. 13:17). И выше: Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13:7). Остальное смотрите в Догмате о Преданиях.
Из всех этих изречений Священного Писания каждый может ясно увидеть, что Церковь Христова, то есть Вселенские и Поместные Соборы, пастыри и учители, Церковные столпы и светила, имеют полномочную власть устанавливать законы, чтобы их выполняли верующие, и обязывать к их соблюдению, в случае невыполнения наказывать и усмирять непокорных. И каждый, кто отвергает их, отвергает не людей, установивших законы, а Бога, наполнившего их Святым Духом, согласно словам Апостола, а точнее Словам Христа, Который сказал им: Слушающий вас Меня слушает, и отвергающий вас Меня отвергается (Лк. 10:16).