Глава 2. Твердость установления постов от Священного Писания Нового Завета

 

Сам Христос повелевает слушать Церковь, а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18:17‑18). Но что означают эти слова, что вы свяжете? Связывать означает следовать закону. Ибо написано: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их (Мф. 23:4). Здесь связывание оз­начает законоположение. Ибо Христос обещал Апостолам и их восприемникам, чтобы они связали, то есть выполняли законы, установленные для верующих, обязанные вы­полнить их по совести, и они будут связаны на Небе, то есть важны и на Небе. Ибо запо­ведь Апостолов и их восприемников, а также и установление ими законов, есть заповедь Христа.

Как послал Меня Отец так и Я посылаю вас (Ин. 20:21). Поскольку Христос был послан Отцом не только для проповеди и установления Таинств, но и был наделен властью повеления, суждения и законодательства, то эту власть Он дал и Апостолам, и их восприемникам.

Слушающий вас Меня слушает, и отвергающий вас Меня отвергается (Лк. 10:16). Эти Слова Христос сказал Апостолам и их восприемникам, как учит Киприан в Кни­ге 4, в Послании 9, а также Василий Великий в Монашеских Правилах, в главе 23.

Всякая душа да будет покорна высшим властям. Ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти проти­вится Божьему установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение (Рим. 13:1‑2). И ниже: И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести (Рим. 13:5). Эти слова Павла могут быть отнесены не только к мирским влас­тям, но и к церковным, ибо Апостол говорит о власти вообще, обо всякой власти: нет власти не от Бога, то есть всякая власть от Бога. О том, что должно следовать закону по совести, ясно из слов: противящийся власти противится Божьему установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение (Рим. 13:2). И снова: надобно повино­ваться не только из страха наказания, но и по совести (Рим. 13:5).      

Чего вы хотите? С жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости (1 Кор. 4:21)? По толкованию святого Златоуста, жезл знаменует власть, наказывающую зако­нопреступников, и своей правотой исправляющую противящихся истине. Ибо у Христа. Царя Сиона, то есть Своей Церкви, есть жезл железный, словами псалма: Пасти их бу­дешь жезлом железным (Пс. 2:9). По словом железный имеется в виду непоколебимый, который не может сломаться, разрушиться. А в другом месте сказано: жезл правды (Пс. 44:7). Это знаменует власть правосудия и праведного наказания непокорных. Соучаст­никами Своего жезла Христос сделал Своих Апостолов и их восприемников, которые от Его имени управляют в Церкви и смиряют непокорных. И тем самым учители разреша­ют мнимое Евангельское противоречие, ибо в Евангелии от Матфея пишется: Не берите с собой ни золота, ни серебра (...) ни обуви, ни посоха (Мф. 10:9‑10). А противоположное этому написано в Евангелии от Марка: И заповедал им (Христос Апостолам) ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха (Мк. 6:8).      

Но как можно разрешить это мнимое противоречие? Следующим образом. Мат­фей говорит о жезле вещественном, а Марк о жезле духовном, то есть о власти Апос­тольской, ради которой люди должны были давать Апостолам пищу. Подобно тому, как царю ради царского жезла приносится дань, так церковноначальникам ради Церковного жезла, или ради духовной власти, даются средства существования.

Поскольку у церковноначальников есть жезл, то есть власть, данную им Христом, для управления Его Церковью, из этого следует, что у них есть власть устанавливать законы и жезлом усмирять сопротивляющихся их выполнению. И если у них есть зако­нодательная власть, кто дерзнет отнять у них власть установления святых постов в некое урочное время, по их благоволению и таинственному усмотрению.

Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я пе­редал вам (1 Кор. 11:2).      

Ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди (1 Фес. 4:2). И ниже: Итак непокор­ный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святого (1 Фес. 4:8).      

Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замеча­нии и не сообщайтесь с ним (2 Фес. 3:14).      

Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны (Евр. 13:17). И выше: По­минайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13:7). Остальное смотрите в Догмате о Преданиях.

Из всех этих изречений Священного Писания каждый может ясно увидеть, что Церковь Христова, то есть Вселенские и Поместные Соборы, пастыри и учители, Цер­ковные столпы и светила, имеют полномочную власть устанавливать законы, чтобы их выполняли верующие, и обязывать к их соблюдению, в случае невыполнения наказывать и усмирять непокорных. И каждый, кто отвергает их, отвергает не людей, установивших законы, а Бога, наполнившего их Святым Духом, согласно словам Апостола, а точнее Словам Христа, Который сказал им: Слушающий вас Меня слушает, и отвергающий вас Меня отвергается (Лк. 10:16).      

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: