Глава 3. Претыкания о камень изречений некоторых боговещанных Святых Отцов

 

Претыкание первое      

Вселенский учитель святой Иоанн Златоуст в Беседе 46 на Евангелие от Матфея говорит следующим образом: «Итак, видишь ли, что жизнь может приносить больше пользы? Жизнью же называю не то, когда ты постишься, когда подстилаешь вретище и пепел, но то, когда ты пренебрегаешь богатством, как пренебрегать им должно, когда избыточествуешь в любви, даешь хлеб свой алчущему, сдерживаешь гнев, отвергаешь тщеславие, истребляешь в себе зависть. Такой урок преподан нам от Христа. Научи­тесь, – говорит Он, – от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11:29). Не говорит: «Я постился», – хотя бы мог упомянуть о сорокадневном посте; но, умалчивая об этом, указывает только, ибо Я кроток и смирен сердцем. И опять, посылая учеников, не сказал: поститесь; но, идя проповедовать, что приблизилось Царствие Небесное, – ешьте, что вам предложат (Лк. 10:8)».      

Исправление претыкающимся      

Не ясно ли и из этого, какие злокозненные сети вы сплетаете для нас, против­ники? Почему вы умалчиваете последующие слова Златоуста: «Говорю я это не в укор посту, да не будет того, но ему в похвалу. Скорблю, когда вы пренебрегаете им и не считаете, что он важен для вашего спасения». Стыдитесь же, противники, обманывать нас и возводить клевету на великого учителя, якобы отвергающего пост. Да онемеют уста лукавые, что с гордыней и презрением обвиняют праведника в беззаконии (Пс. 30:19)!      

Претыкание второе      

Святой Игнатий Богоносец в Послании к Герону говорит следующее: «В посте и молитве будь прилежен, но не чрезмерно, чтобы не принести себе вреда, и от вина и мяса не слишком воздерживайся, ибо в них нет скверны». И ниже: «Каждый, поступающий вопреки этому, если и верит, и постится, и пророчествует и творит чудеса, будет тебе вол­ком в овечьей шкуре, замышляя овцам погибель».

Исправление претыкающимся      

Святому учителю принадлежит и святое учение, но оно сокровенно для вас, про­тивники, и вы его извращенно толкуете. Святой Игнатий осуждает не тех, кто устра­няется от вина и мяса ради воздержания, но считая их некоей скверной, нечистыми по природе. Иначе не пощадил бы святой Игнатий и Апостола Иакова, который по свиде­тельству древнего историка Егесиппа во 2‑й книге Евсевия «История», в главе 22, всег­да воздерживался от вина и мяса, что было свойственно многим первым христианам, в особенности пустынножителям Антонию, Феодосию, Иллариону, Макарию, Симеону Столпнику и многим другим, похвалу которым написали святой Афанасий, Палладий, Феодорит и прочие. Память их, постом просиявших, Божественная Церковь постанови­ла праздновать в сырную субботу на утреннем каноне.

Претыкание третье      

Святые Отцы на Поместном Соборе в Гангре предали проклятию еретика Евста­фия еретика, отвергающего мясо, а вместе с ним и его учеников.

Исправление претыкающимся      

Ересь Евстафия больше всего понятна из правил самого Гангрского Собора, о котром написано в Кормчей книге, переведенной с греческого, лист 59, что на этом Святом Соборе святые Отцы, собравшиеся для решения разных вопросов, имеющих отношение к Церкви, рассмотрели в том числе вопрос о некоем Евстафии и обнару­жили у него и его сообщников немало беззаконий, после чего изложили ряд правил, чтобы и мы не впали в их месалианскую ересь, которая называется также молебниками. Они отвергают законный брак, гнушаются мясоядения, учат раба уклоняться от слу­жения господину и не служить ему с усердием. Они пренебрегают Церковью и соби­раются в особые собрания, и учат молиться в других домах. Они презирают Церковь и совершают службы без пресвитера и епископа. Короче говоря, они нарушают все цер­ковные правила и устанавливают свои законы. Более того, они клевещут на Церковь, к своей погибели. Святой Собор осудил их ересь и повелел извергнуть их из Церкви. И было сказано, что если кто отвергает законный брак, или осуждает того, кто есть мясо, кроме удавленины, мертвечины и идоложертвенного, или под предлогом благочестия учит раба презирать своего господина, уклоняться от служения и не с усердием слу­жить своему господину; или если кто‑либо о женатом пресвитере рассуждает, что он не достоин причащаться Приношения, когда таковой совершил Литургию; или если кто‑либо учит невозбранно пренебрегать домом Божиим и бывающими в нем собраниями; или если кто‑либо вне Церкви составляет особые собрания и, презирая Церковь, цер­ковное творить хочет, не имея с собой пресвитера по воле Епископа, считая, что такая молитва более надежна, или если кто‑либо хочет принимать или раздавать церковные плодоприношения вне Церкви без воли Епископа или того, кому поручены таковые, и хочет творить не по воле его; или если кто‑либо девствует или воздерживается, уда­ляясь от брака, как гнушающийся им, а не ради самой доброты и святыни девства, и если кто из девствующих ради Господа будет превозноситься над бракосочетавшими­ся; или если кто презирает творящих вечери любви по вере и созывающих братию в честь Господа и не хочет иметь общение в приглашениях, низким почитая творимое, или уничижает богатых, поступающих по правде и благотворящих; или если кто из му­жей, ради мнимого подвижничества, употребляет суровую верхнюю одежду и осуждает тех, кто носят обычную одежду; или если некая жена, ради мнимого подвижничества, переменит одеяние и, вместо обыкновенной женской одежды, облечется в мужскую; или если кто из жен, гнушаясь брака, уходит от своих мужей, или оставляет своих де­тей, не кормит их и пренебрегает их воспитанием; или остригает волосы, считая это благочестием; или если какие‑нибудь дети, под предлогом благочестия, оставят своих родителей, особенно верных, и не воздадут подобающей чести родителям; или если кто нарушает установленные для нас Святой Церковью посты, или если кто постится в вос­кресенье или в субботу, за исключением Великой Субботы, или если кто‑либо, придя в надменное расположение, гнушаясь, осуждает собрания в честь мучеников и соверша­емые в оных служения и памяти их, и если кто будет замечен в нарушении Церковных законов и превознесении себя при уничижении поступающих в соответствии с ними и вводя нечто новое по своему безумию, да будет проклят. «Ибо Церковь и девство, со смирением соединенное, чтим, и воздержание, с честностью и благочестием соблю­даемое, приемлем, и смиренное отшельничество от мирских дел одобряем, и брачное честное сожительство почитаем, и богатства с правдою и благотворением не уничижа­ем, и простоту и малоценность одежд, употребляемых только ради попечения о теле неизысканного, похваляем, а изнеженного в мягкой одежде хождения отвращаемся. И дома Божии почитаем, и собрания, бывающие в них, как святые и полезные приемлем, не заключая благочестия в домах, но почитая всякое место, созданное во имя Божие; и хождение в церковь Божию на пользу общую приемлем; и избыточествующие благо­творения братии, по преданиям, посредством Церкви нищим бывающие, ублажаем; и, скажем кратко, желаем, да бывает в Церкви все, принятое от Божественных Писаний и Апостольских Преданий». До этого места гласит Святой Гангрский Собор.

Из этого ясно каждому, что святые Отцы этого Гангрского Собора предали про­клятию еретика Евстафия и его учеников не за воздержание от мясной пищи, но за то, что они гнушались ею как некоей нечистотой и по своей природе скверной и мерзкой пищей.

Подобным образом этот еретик злословит и о законном браке. Поэтому святые Отцы этого Собора в первом правиле говорят следующее: «Если кто порицает брак и гнушается верной и благочестивой женой, совокупляющейся со своим мужем, или её порицает, якобы она не может войти в Царство Небесное, тот да будет под клятвой». А в правиле 2 говорится: «Если кто‑либо осуждает человека, с благоговением и верою вку­шающего мясо (кроме крови, идоложертвенного и удавленины), как не имеющего упова­ния по причине его вкушения – да будет под клятвой». Смотри Кормчую книгу, лист 57.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: