Глава 5. Претыкание о камень их собственного суемудрия

 

Претыкание первое      

Если христиане обременены игом лощения, то где тогда христианская свобода, о которой часто говорит Апостол Павел: где дух Господень, там свобода (2 Кор. 3:17). И снова: Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков (1 Кор. 7:23). И снова: Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал. 5, 1) И снова: вы не под законом, но под благодатью (Рим. 6:14). И снова: закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых (1 Тим. 1:9). Исправление претыкающимся До каких пор вы, противники, не перестанете досаждать нам Евангельской свобо­дой и, как Адам листьями, покрывать ею свою наготу? Когда мы, опираясь на Священное Писание, говорим, что мы должны нести иго Христово, вы под предлогом Евангельской свободы отвергаете это и не приемлете постов, разрушаете Святые Таинства, отвергаете таинство исповедания грехов священнику, насмехаетесь над монашеством, добрые дела, необходимые для стяжания вечной жизни, называете бесполезными. Эти и другие уз­кие пути, ведущие в жизнь вечную, вы, прикрываясь Евангельской свободой, делаете для себя и других недоступными, под медовой сладостью пряча яд. Рассмотрим же вкратце, что такое христианская свобода, переданная нам Христом и Апостолами в Священном Писании. Истинная Евангельская свобода может быть понята двояко:

Во‑первых, это свобода от власти диавола и от греха, о чем говорит Сам Христос: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8:34). И ниже: Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8:36). И у Апостола Павла: Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности (...) Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конецжизнь вечная (Рим. 6:20‑22).      

Во‑вторых, Евангельская свобода – это свобода от тягот Иудейского ига в ветхо­заветных чинах и законах, таких как обрезание, принесение в жертву животных и многое другое. Об обрезании ясно говорит святой Апостол Петр: Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы (Деян. 15:10)? И святой Павел говорит: Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться, а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы пора­ботить нас (Гал. 2:3‑4). И снова: для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им (Гал. 4:9)? И снова: Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой поль­зы от Христа (Гал. 5:1) И снова: с переменою священства необходимо быть и перемене закона (Евр. 7:12) И ниже: Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда (Евр. 7:18‑19).      

К такому двоякому пониманию Евангельской свободы некоторые добавляют и третье, согласно которому христиане свободны от принуждения в выполнении нравс­твенного Закона, то есть Десятисловия. Обратите внимание, что здесь я имею в виду не свободу от Закона, а от принуждения к следованию Закону. Ибо Закон, то есть Десятисловие, мы, христиане, должны исполнять не вынужденно, а добровольно, не как рабы, но как свободные, не из страха наказания, а из любви к Богу. Именно об этом говорит Апостол Павел: закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых (1 Тим. 1:9). То есть, для праведника не положен принуждающий закон, а только направля­ющий, ибо праведник исполняет закон не вынужденно, и добровольно и из любви к Богу. И в другом месте он говорит: где дух Господень, там свобода (2 Кор. 3:17). И снова: Если же вы духом водитесь, то вы не под законом (Гал. 5:18). Итак, теперь вам, противники, ясно, что представляет собой Евангельская свобода. Знайте это и не досаждайте нам притворной Евангельской свободой.

Претыкание второе      

Если кто томит и изнуряет свою плоть постом, тот свою плоть ненавидит и ста­новится мучителем собственной плоти, часто становясь причиной собственной смерти. Но Апостол говорит: никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее (Еф. 5:29).      

Исправление претыкающимся      

Это слова плотоугодников, этот догмат ласковых к своему телу. Таким был когда‑то Адам, угождая Еве воздержанием в пище, и погубил себя и весь род. От этого недуга погибли и люди в пустыне, о которых написано во Второзаконии: И (ел Иаков, и) утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его (Втор. 32:15), а также в псалме 77: но была еще пища в устах у них, когда разразился гнев Божий над ними (Пс. 77:30). Если бы мы захотели подробно рассказать, скольких зол виновником было плотоугодие, можно было бы написать целую книгу. Но оставим это проповедникам, а здесь вкратце скажем, что те, кто всячески угождают своей плоти, на самом деле ненавидят ее. Приведем в пример родителей, которые, желая видеть сво­их детей благонравными, премудрыми и совершенными, наказывают и смиряют их и не разрешают им все, что угодно. Так же поступают и врачи, назначающие суровое лечение недуга. Всадник, позволяя коню устремляться, куда он хочет, и отпуская удила, тотчас собьется с пути и упадет в ров погибели. А разве виноградари не удаляют часть лозы и ствола, чтобы урожай стал лучше? Все это происходит не от ненависти, а от любви ро­дителей к своим детям и виноградарей к своему винограду. Так должно рассуждать и о плоти. Но к чему много слов, разве не Христос сказал: Любящий душу свою погубит ее (Ин. 12:25), то есть угождающий своей одушевленной плоти погибнет. И разве не Па­вел сказал: попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим. 13:14). И снова: Итак, умертвите земные члены ваши (Кол. 3:5). Но об этом уже говорилось в первой части Догмата.

СКАЖЕТЕ, противники, что посты сокращают продолжительность жизни. Но на самом деле как раз происходит обратное, ибо Антоний Великий, Иларион, Онуфрий, Евфимий и многие другие, держа строгий пост, жили очень долго, и пост способствовал не сокращению, а продлению жизни и укреплению здоровья. На слова Павла: Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее (Еф. 5:29).      

ОТВЕЧАЕМ: там говорится о женах: Так мужья должны любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненавис­ти к своей плоти, но питает и греет ее (Еф. 5:28‑29). Но если бы это говорилось и о своей плоти, мы бы ответили, что питать и греть свою плоть не противоречит соблюде­нию поста. Это делают и постники, которые греют и питают свою плоть в достаточной для поддержания жизни мере, а не угождая ей лаской по ее желанию.

Претыкание третье      

Пост есть не что иное, как только воздержание от избытка еды и питья, и поэтому его можно соблюдать и без церковных уставов.

Исправление претыкающимся      

Есть много отличий поста от воздержания.

ПЕРВОЕ. Пост выше воздержания: где пост, там и воздержание, но не наоборот, где воздержание, там пост.

ВТОРОЕ. Воздержание бывает ради здоровья, а пост ради покаяния, как пости­лись Ниневитяне в Книге Ионы (Иона 3), или чтобы угодить Богу, как постилась Проро­чица Анна, служа господу постом и молитвой (Лк. 2:37), или чтобы укротить страсти и плотские похоти, как постились и ныне постятся многие желающие угодить Богу угод­ники Божии.

ТРЕТЬЕ. Воздержание должно быть всегда, в отличие от поста, ибо и Христос, и Апостолы всегда воздерживались, но не всегда постились.

ЧЕТВЕРТОЕ. Воздержание предписывает врач и само человеческое естество, что­бы прогнать недуг; пост же завещает Святая Церковь.

ПЯТОЕ. Для воздержания важно количество и время, то есть следует есть мало и небыстро. Для поста же, кроме количества и времени, важно и качество пищи, то есть постная пища исключает мясо, молоко, сыр, рыбу, о чем было сказано выше.

Претыкание четвертое      

Пост – это воздержание от злых дел и совершение дел добрых. Так говорит Гос­подь в Книге Пророка Исаии: Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнетет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, ко­торый Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и так далее (Ис. 58:2‑7).      

Исправление претыкающимся Одно дело духовный пост, а другое телесный. Духовный пост означает удаление от зла и совершение добрых дел, и такой пост следует соблюдать всегда. Телесный пост означает удаление от пищи при соблюдении требований количества, качества и времени принятия пищи. Подробнее смотрите во второй части в претыкании втором.

Претыкание пятое      

Пост берет начало от язычников и от Иудеев. Поэтому все, кто соблюдает пост, язычествуют и иудействуют.

Исправление претыкающимся      

В первой части мы показали, откуда пост берет свое начало. Вернитесь к сказан­ному выше. Если же вы говорите, что язычники и Иудеи тоже постятся, пускай они будут судьями сами себе, так как язычники, озаряемые светом естественного ума, понимали, что пост необходим для обретения премудрости и укрощения страстей. Хотя они и за­блуждались, почитая постом ложных богов, но их заблуждение не состоит в том, что они считали пост важным для умилостивления Бога.

Здесь нам необходимо вспомнить слова Христа: Ниневитяне восстанут на суд (Мф. 12:41) и посрамят вас, как раскаявшиеся язычники и сурово постившиеся после проповеди Ионы. Вы же, противники, им не подражаете. Послушайте, что говорит Апос­тол Павел: язычники, не имеющие закона, по природе законное делают (Рим. 2:14). Что же вам ответить, когда, имея закон, вы совершаете противозаконное.

Об Иудеях ответим подобным же образом. Если люди Ветхого Завета постились, почитая и умилостивляя Бога постом, то тем более это следует делать нам, сынам Новой Благодати. Они были младенцами под руководством детоводителя, а мы – совершенные мужи. Поэтому нам должно превосходить их в добродетелях.

Поистине ужасно слышать, когда вы, противники, извергаете хулу на Самого Христа. Если, по‑вашему, пост берет начало в язычестве и все постящиеся язычествуют, то вы своим злословием порицаете и постившегося Христа.

Священное Писание ясно учит, что пост угоден Богу, как пишется о Назореях (Чис. 6), о Рехавитах (Иер. 25), об Анне, матери Самуила (1 Цар. 1), о другой Анне, служившей Господу молитвой и постом (Лк. 2), а также о многих других, о которых уже написано в первой части. Вы же, плотоугодники, противитесь Святому Духу, который говорит в Священном Писании.

И что остается сказать вам, оканчивая этот Догмат, как только привести слова Христа, увещевающие и нас, и вас: Подвизайтесь войти сквозь тесные врата (Лк. 13. 24); широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7:13).      

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: