Претыкание первое
Если христиане обременены игом лощения, то где тогда христианская свобода, о которой часто говорит Апостол Павел: где дух Господень, там свобода (2 Кор. 3:17). И снова: Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков (1 Кор. 7:23). И снова: Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал. 5, 1) И снова: вы не под законом, но под благодатью (Рим. 6:14). И снова: закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых (1 Тим. 1:9). Исправление претыкающимся До каких пор вы, противники, не перестанете досаждать нам Евангельской свободой и, как Адам листьями, покрывать ею свою наготу? Когда мы, опираясь на Священное Писание, говорим, что мы должны нести иго Христово, вы под предлогом Евангельской свободы отвергаете это и не приемлете постов, разрушаете Святые Таинства, отвергаете таинство исповедания грехов священнику, насмехаетесь над монашеством, добрые дела, необходимые для стяжания вечной жизни, называете бесполезными. Эти и другие узкие пути, ведущие в жизнь вечную, вы, прикрываясь Евангельской свободой, делаете для себя и других недоступными, под медовой сладостью пряча яд. Рассмотрим же вкратце, что такое христианская свобода, переданная нам Христом и Апостолами в Священном Писании. Истинная Евангельская свобода может быть понята двояко:
|
|
Во‑первых, это свобода от власти диавола и от греха, о чем говорит Сам Христос: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8:34). И ниже: Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8:36). И у Апостола Павла: Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности (...) Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная (Рим. 6:20‑22).
Во‑вторых, Евангельская свобода – это свобода от тягот Иудейского ига в ветхозаветных чинах и законах, таких как обрезание, принесение в жертву животных и многое другое. Об обрезании ясно говорит святой Апостол Петр: Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы (Деян. 15:10)? И святой Павел говорит: Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться, а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас (Гал. 2:3‑4). И снова: для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им (Гал. 4:9)? И снова: Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа (Гал. 5:1) И снова: с переменою священства необходимо быть и перемене закона (Евр. 7:12) И ниже: Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда (Евр. 7:18‑19).
|
|
К такому двоякому пониманию Евангельской свободы некоторые добавляют и третье, согласно которому христиане свободны от принуждения в выполнении нравственного Закона, то есть Десятисловия. Обратите внимание, что здесь я имею в виду не свободу от Закона, а от принуждения к следованию Закону. Ибо Закон, то есть Десятисловие, мы, христиане, должны исполнять не вынужденно, а добровольно, не как рабы, но как свободные, не из страха наказания, а из любви к Богу. Именно об этом говорит Апостол Павел: закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых (1 Тим. 1:9). То есть, для праведника не положен принуждающий закон, а только направляющий, ибо праведник исполняет закон не вынужденно, и добровольно и из любви к Богу. И в другом месте он говорит: где дух Господень, там свобода (2 Кор. 3:17). И снова: Если же вы духом водитесь, то вы не под законом (Гал. 5:18). Итак, теперь вам, противники, ясно, что представляет собой Евангельская свобода. Знайте это и не досаждайте нам притворной Евангельской свободой.
Претыкание второе
Если кто томит и изнуряет свою плоть постом, тот свою плоть ненавидит и становится мучителем собственной плоти, часто становясь причиной собственной смерти. Но Апостол говорит: никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее (Еф. 5:29).
Исправление претыкающимся
Это слова плотоугодников, этот догмат ласковых к своему телу. Таким был когда‑то Адам, угождая Еве воздержанием в пище, и погубил себя и весь род. От этого недуга погибли и люди в пустыне, о которых написано во Второзаконии: И (ел Иаков, и) утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его (Втор. 32:15), а также в псалме 77: но была еще пища в устах у них, когда разразился гнев Божий над ними (Пс. 77:30). Если бы мы захотели подробно рассказать, скольких зол виновником было плотоугодие, можно было бы написать целую книгу. Но оставим это проповедникам, а здесь вкратце скажем, что те, кто всячески угождают своей плоти, на самом деле ненавидят ее. Приведем в пример родителей, которые, желая видеть своих детей благонравными, премудрыми и совершенными, наказывают и смиряют их и не разрешают им все, что угодно. Так же поступают и врачи, назначающие суровое лечение недуга. Всадник, позволяя коню устремляться, куда он хочет, и отпуская удила, тотчас собьется с пути и упадет в ров погибели. А разве виноградари не удаляют часть лозы и ствола, чтобы урожай стал лучше? Все это происходит не от ненависти, а от любви родителей к своим детям и виноградарей к своему винограду. Так должно рассуждать и о плоти. Но к чему много слов, разве не Христос сказал: Любящий душу свою погубит ее (Ин. 12:25), то есть угождающий своей одушевленной плоти погибнет. И разве не Павел сказал: попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим. 13:14). И снова: Итак, умертвите земные члены ваши (Кол. 3:5). Но об этом уже говорилось в первой части Догмата.
СКАЖЕТЕ, противники, что посты сокращают продолжительность жизни. Но на самом деле как раз происходит обратное, ибо Антоний Великий, Иларион, Онуфрий, Евфимий и многие другие, держа строгий пост, жили очень долго, и пост способствовал не сокращению, а продлению жизни и укреплению здоровья. На слова Павла: Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее (Еф. 5:29).
ОТВЕЧАЕМ: там говорится о женах: Так мужья должны любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее (Еф. 5:28‑29). Но если бы это говорилось и о своей плоти, мы бы ответили, что питать и греть свою плоть не противоречит соблюдению поста. Это делают и постники, которые греют и питают свою плоть в достаточной для поддержания жизни мере, а не угождая ей лаской по ее желанию.
|
|
Претыкание третье
Пост есть не что иное, как только воздержание от избытка еды и питья, и поэтому его можно соблюдать и без церковных уставов.
Исправление претыкающимся
Есть много отличий поста от воздержания.
ПЕРВОЕ. Пост выше воздержания: где пост, там и воздержание, но не наоборот, где воздержание, там пост.
ВТОРОЕ. Воздержание бывает ради здоровья, а пост ради покаяния, как постились Ниневитяне в Книге Ионы (Иона 3), или чтобы угодить Богу, как постилась Пророчица Анна, служа господу постом и молитвой (Лк. 2:37), или чтобы укротить страсти и плотские похоти, как постились и ныне постятся многие желающие угодить Богу угодники Божии.
ТРЕТЬЕ. Воздержание должно быть всегда, в отличие от поста, ибо и Христос, и Апостолы всегда воздерживались, но не всегда постились.
ЧЕТВЕРТОЕ. Воздержание предписывает врач и само человеческое естество, чтобы прогнать недуг; пост же завещает Святая Церковь.
ПЯТОЕ. Для воздержания важно количество и время, то есть следует есть мало и небыстро. Для поста же, кроме количества и времени, важно и качество пищи, то есть постная пища исключает мясо, молоко, сыр, рыбу, о чем было сказано выше.
Претыкание четвертое
Пост – это воздержание от злых дел и совершение дел добрых. Так говорит Господь в Книге Пророка Исаии: Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнетет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и так далее (Ис. 58:2‑7).
|
|
Исправление претыкающимся Одно дело духовный пост, а другое телесный. Духовный пост означает удаление от зла и совершение добрых дел, и такой пост следует соблюдать всегда. Телесный пост означает удаление от пищи при соблюдении требований количества, качества и времени принятия пищи. Подробнее смотрите во второй части в претыкании втором.
Претыкание пятое
Пост берет начало от язычников и от Иудеев. Поэтому все, кто соблюдает пост, язычествуют и иудействуют.
Исправление претыкающимся
В первой части мы показали, откуда пост берет свое начало. Вернитесь к сказанному выше. Если же вы говорите, что язычники и Иудеи тоже постятся, пускай они будут судьями сами себе, так как язычники, озаряемые светом естественного ума, понимали, что пост необходим для обретения премудрости и укрощения страстей. Хотя они и заблуждались, почитая постом ложных богов, но их заблуждение не состоит в том, что они считали пост важным для умилостивления Бога.
Здесь нам необходимо вспомнить слова Христа: Ниневитяне восстанут на суд (Мф. 12:41) и посрамят вас, как раскаявшиеся язычники и сурово постившиеся после проповеди Ионы. Вы же, противники, им не подражаете. Послушайте, что говорит Апостол Павел: язычники, не имеющие закона, по природе законное делают (Рим. 2:14). Что же вам ответить, когда, имея закон, вы совершаете противозаконное.
Об Иудеях ответим подобным же образом. Если люди Ветхого Завета постились, почитая и умилостивляя Бога постом, то тем более это следует делать нам, сынам Новой Благодати. Они были младенцами под руководством детоводителя, а мы – совершенные мужи. Поэтому нам должно превосходить их в добродетелях.
Поистине ужасно слышать, когда вы, противники, извергаете хулу на Самого Христа. Если, по‑вашему, пост берет начало в язычестве и все постящиеся язычествуют, то вы своим злословием порицаете и постившегося Христа.
Священное Писание ясно учит, что пост угоден Богу, как пишется о Назореях (Чис. 6), о Рехавитах (Иер. 25), об Анне, матери Самуила (1 Цар. 1), о другой Анне, служившей Господу молитвой и постом (Лк. 2), а также о многих других, о которых уже написано в первой части. Вы же, плотоугодники, противитесь Святому Духу, который говорит в Священном Писании.
И что остается сказать вам, оканчивая этот Догмат, как только привести слова Христа, увещевающие и нас, и вас: Подвизайтесь войти сквозь тесные врата (Лк. 13. 24); широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7:13).