Обращение к читателю и некое предисловие к излагаемому

 

Когда древние Израильтяне шли из Египта в Землю обетованную, в пути им пришлось много потрудиться. Прежде, чем вселиться в пределы, кипящие медом и мо­локом, им было нужно ополчаться на своих врагов, вооружаться, готовиться к битве, подвизаться, одолеть своих врагов и победить многих язычников, Амалика, Валака, Хананея, Аморрея, Хитфея, Ферезея, Гергесея, Иевея, Евисея и других своих врагов. Все это было прообразом нашего нынешнего положения, ибо нам невозможно прийти из Египта мира сего в Землю обетованную Небесную, если прежде не ополчимся на своих невидимых врагов и победим их силой Божией благодати. Для этих подвигов у нас есть непобедимый Вождь, Начальник и Наставник Иисус Христос, Который Своим подви­гом и страданиями стяжал славу небесную и имя более всякого имени. Не так ли надле­жало пострадать Христу и войти в славу Свою (Лк. 24:26)? И в другом месте говорит­ся: уничижил Себя Самого, приняв образ раба, (...) смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени (Флп. 2:7‑9). За Вождем Христом следует Небесное Воинство, Ангелы Божии, ко­торые получили венец вечного блаженства после того, как вступили в битву со змеем и, победив его, ниспровергли с Небес на землю (Откр. 12:7). За Ангелами следуют Божии святые, и это тоже Ангелы, во плоти, совершившие доблестные подвиги: иные же заму­чены были (...) другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были по­ биваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр. 11:35‑38) Все это они терпели и делали из любви к Богу, ожидая Небесной награды и нетленного венца неувядаемой славы. Нельзя войти иначе в Царство Небесное, кроме тесного и прискорбного пути, тесными и узкими вратами, открывающимися в жизнь вечную, и нельзя обрести вечный покой без трудов, чтобы получить возмездие. Четыр­надцать лет Иаков был слугой ради прекрасной Рахили. Сколько же трудов надо пред­принять не ради тленной красоты, а ради неувядаемой славы Небесной! Если хотите получить венец, непричастный тлению, необходимо подвизаться и победить с помощью Всемогущего.

Послушайте, что говорит Избранный Сосуд: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды (2 Тим. 4:7).     

Но и Сам Христос говорит: Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его (Откр. 3:21). Это общеизвестно, и в Священном Писании ясно, как солнечными лучами, начертано, что мы далее и уви­дим.

Однако противники, как обычно, подобны рыбам, стремящимся плыть против речного течения, и выступают против этого Православного Догмата, говоря, что, напро­тив, для спасения добрые дела не нужны, ибо спасение и жизнь вечная даются по благо­дати, а не за совершенные дела. Причиной спасения является только одна вера в Хрис­та. Добрые дела и соблюдение Божиих заповедей отнюдь не имеют такой цены, чтобы благодаря им кто‑либо смог получить жизнь вечную. Сам Христос говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй (Мк. 5:36). И снова. Он обращается к кровоточивой: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя (Мф. 9:22). И снова Он говорит очистившемуся прокаженному: встань, иди; вера твоя спасла тебя (Лк. 17:19). И снова – грешнице: вера твоя спасла тебя, иди с миром (Лк. 7:50).     

Из этих и других текстов Священного Писания, комментарии к которым будут даны здесь во второй части, противники делают вывод, что спасает только вера, а доб­рые дела не играют в спасении никакой роли. Это еретическое учение открывает врата всякому беззаконию. Но кто посмеет хоть одним пальцем коснуться доброго дела, даже подумать, что добрые дела не имеют значения для спасения! Тот, кто имеет твер­дое мнение о том, что спасает одна только вера, легко может впасть в беззаконие.

Обо всем этом нам предстоит в этом Догмате вступить в спор с противниками, и прежде, чем мы к нему приступим, рассмотрим некоторые исходные положения.

Положение первое     

Поскольку Священное Писание очень часто призывает всех к совершению добрых дел и побуждает к доброделанию с помощью Божиих заповедей, унывающих ободряет, а злодеев устрашает вечными муками, наши враги не могут идти против этого рожна, и поэтому они отвергают добрые дела не полностью. Они только учат и говорят, что доб­рые дела не нужны для спасения, ибо спасение и жизнь вечная даются даром, за одну только веру в Христа, в то время как к вере должны прилагаться и дела. Ибо если бы вера была без дел, она была бы мертва, она не была бы истинной, не имея добрых плодов, по­добно тому, как огонь не был бы огнем, если бы не имел силы согревать. Поэтому кроме одной только веры необходимы и добрые дела, чтобы эта вера была истинной, это плод веры, а не причина спасения.

Такова суть учения наших противников.

Положение второе     

Жизнь вечная имеет разные названия.

1. Называется даром Божиим. Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная (Рим. 6:23).     

2. Называется милостью Божией и щедротами. Благослови, душа моя, Господа, (...) венчающего тебя милостью и щедротами (Пс. 102:1‑4).     

3. Называется наследием или достоянием. Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25:34).     

4. Жизнь вечная называется мздовоздаянием, или наградой, или возмездием, или воздаянием. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика награда ваша на небесах (Мф. 5:12).     

П оложение третье     

Младенцы, умирающие после святого крещения, получают жизнь вечную, как на­следие и достояние, безо всяких добрых дел и трудов.

Но какова причина этого? Причина состоит в том, что каждый сын, рожденный, приемный или усыновленный, получает по наследству отеческие блага. Поэтому мла­денцы, принявшие в святом крещении усыновление и тотчас после крещения умираю­щие, получают жизнь вечную, как сыновнее наследие и достояние, безо всяких добрых дел и собственных трудов.

Положение четвертое     

Не только младенцы, но и взрослые в полном разуме, если им придется принять святое крещение, будучи взрослыми, и умереть тотчас после святого крещения, и та­ковые получают жизнь вечную одним только наследием, или достоянием, безо всяких своих дел и заслуг, за одно лишь упование, воспринятое в святом крещении.

Положение пятое     

Верующие, достигшие возраста совершенного, служившие Богу в праведности и истине до самой смерти и умирающие в усыновлении Божием, получают жизнь веч­ную двояко: и как наследие, и как награду. Первое они получают по силе усыновления, второе – по силе своих заслуг и добрых дел и знают, что в воздаяние от Господа полу­чите наследие (Кол. 3:24). Здесь Апостол соединяет и наследие, и воздаяние. Но и Сам Христос таким же образом обрел славу Небесную, и по силе естественного Сыновства, и по силе заслуг: Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою (Лк. 24:27)?     

Предварительно все это вкратце рассмотрев, приступаем с Божией помощью к самому делу и, как обычно, делим весь Догмат на две части. В первой части положим камень Православной веры, во второй – камень претыкания и соблазна.

 

 

Часть I. Камень Православно‑­Кафолической Веры

 

Человеку, имеющему здравый ум, боголюбивому и праведному, доб­рые дела необходимы для спасения, и без них одна вера не приводит к веч­ному спасению.

Так исповедует и благочестиво учит вся Православно‑Кафолическая Восточная Церковь. Смотрите Синодальное «Исповедание Православной веры», во второй части, в вопросе 63. И снова, в третьей части, в вопросе 39.

Обратите внимание на эти слова. Во‑первых, сказано, что ЧЕЛОВЕ­КУ, ИМЕЮЩЕМУ ЗДРАВЫЙ УМ, ДОБРЫЕ ДЕЛА НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ СПАСЕНИЯ. Ибо к младенцам это не относится, и если они умирают тот­час после крещения, то получают жизнь вечную одним лишь усыновлением по благодати, а не по своим добрым делам, как сказано выше в положении третьем.

Во‑вторых, сказано, что ЧЕЛОВЕКУ, ПРАВЕДНОМУ И БОГОЛЮБИ­ВОМУ, ДОБРЫЕ ДЕЛА НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ СПАСЕНИЯ. Ибо грешный и не кающийся человек – это враг Божий, и если его дела и кажутся добрыми, то они не угодны Богу и не имеют силы спасения. Богу ненавистны как он сам, так и его дела, по слову псалма: возненавидел Ты всех, делающих безза­кония (Пс. 5:6). И снова: И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел (Быт. 4:4‑5).     

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: