Глава 4. Претыкания о пост Святой Четыредесятницы

 

Претыкание первое      

Пост Четыредесятницы берет начало от папы Римского Телесфора, который пер­вым установил Четыредесятницу. Каким образом постановление одного человека может обязывать совесть верующих, всей Соборной Церкви?

Исправление претыкающимся      

Вы, противники, далеко ушли от истины, говоря так, ибо святая Четыредесятница берет начало не от папы Римского Телесфора, а от Самого Законодателя ХРИСТА, постившегося сорок дней и ночей. В Ветхом Завете так поступали Моисей и Илия, а за Христом последовали Апостолы, установившие об это правило 69, как сказано в первой части этого Догмата. Святой Игнатий Богоносец, почти современник Апостолов, уве­щевает соблюдать пост святой Четыредесятницы ы своем послании к Филиппийцам. На последующих Святых Соборах, Вселенских и Поместных, святые Отцы только вспо­минают о святой Четыредесятнице, но не устанавливают ее, так как она уже была рань­ше установлена святыми Апостолами. Смотри правило 5 Никейского Первого Святого Вселенского Собора. Смотри правило 29 Шестого Вселенского Собора. И снова, прави­ло 52. И снова, правило 56. Смотри правило 18 Гангрского Поместного Собора. Смотри правило 44 Лаодикийского Поместного Собора. И снова, правило 48. И снова, правило 49. И снова, правило 51. Правилам Вселенских и Поместных Соборов следуют святые Отцы, просиявшие учением о сорокадневном посте и своим собственным пощением, и сами постившиеся, и учившие этому. Об этом писалось в первой части этого Догмата, в первом разделе, в главах 1, 2 и 3.

Претыкание второе      

Сорокадневный пост Христа не может быть примером и началом нашей Четыре­десятницы, потому что Христос постился не для того, чтобы дать нам пример пощения. Если бы Он хотел, чтобы мы следовали за ним в постах, он бы постился каждый год по сорок дней, как постимся сейчас мы.

Исправление претыкающимся      

Христос был искушаем диаволом и только поэтому постился сорок дней, подавая нам пример, как вооружаться постом против искушений. Поскольку мы должны бороть­ся с искусителем не один раз, а каждый год, то каждый год нам и должно соблюдать святую Четыредесятницу.

ВОЗРАЖАЮТ противники: Если наша Четыредесятница берет начало от Христовой Четыредесятницы, то, поскольку Он не ел сорок дней и ночей, то и мы должны так делать.

ОТВЕЧАЕМ: Последуем Христу, как сможем, как ученики за Учителем, как рабы за Владыкой, как люди за Богом, не на равных, ибо как могут быть равны тьма и Свет, создание и Создатель. Но будем поступать так. как можем, по немощи нашего естества.

ВОЗРАЖАЮТ противники: Моисей также постился сорок дней, но в Ветхом За­вете не была установлена Четыредесятница в подражание Моисею. Значит, не была она установлена в подражание и в Новом Завете.

ОТВЕЧАЕМ: Не может быть Моисей равен Христу, а синагога Церкви. После­дуем за более достойным, чем Моисей, за Христом, и Церкви, подражающей самому Господу, а не синагоге, подражающей рабу Господню. К тому же, в Писании не сказано, что Моисей дал себя в пример Евреям, в отличие от Христа, Который сказал: Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин. 13:15). И верховный Петр говорит: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2, 21). Апостол Павел также говорит: Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные. И живите в любви, как и Христос возлюбил нас (Еф. 5:1). И снова: Будьте подражателями мне, как я Христу (1 Кор. 11:1). И снова: с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Христа (Евр. 12:1‑2).      

ВОЗРАЖАЮТ противники: Христос говорит: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11:29), но не говорит: «Научитесь от меня, ибо Я постился сорок дней и ночей».

ОТВЕЧАЕМ: Если Он и не говорит на словом, то говорит делом и Своим при­мером. Часто больше пользы приносят не слова начальника, а его дела и доброде­тельный пример. Поэтому мы подражаем посту Христа, который Он Сам соблюдал, и подражаем Его кротости и смирению, о которых Он говорил. Объяснение дает святой Златоуст: «Ибо пост без смирения не приносит пользы, а смирение без поста может многое».

ВОЗРАЖАЮТ противники: Если наша Четыредесятница есть последование Хрис­ту, то почему мы не постимся в то самое время, когда постился Господь?

ОТВЕЧАЕМ: Святая Церковь повелевает поститься не с Господом, а после того, как постился Господь, следуя за ним. Господь постился от шестого января до четырнад­цатого февраля, а мы часто начинаем поститься, когда Христос уже закончил пост.

Претыкание третье      

В «Истории» Созомена в книге 1, в главе 11, противники обнаружили, что святой епископ Спиридон предложил некоему страннику есть мясо во время святой Четыредесятницы.

Исправление претыкающимся      

Что же вы молчите, противники, о том, что в том же житии написано о пос­тнической жизни святого Спиридона, у которого был обычай поститься по многу дней, ничего не вкушая? Поэтому у святого старца не было ничего, чтобы предло­жить сильно утомленному путешествием страннику, ни хлеба, ни иной пищи, кроме соленого мяса, которое может долго храниться, и страннолюбия ради и по крайней необходимости предложил ему пищу, какая была у него, помня из Писания, что по необходимости возможна и перемена закона, и что страннолюбие есть жертва, при­ятная Богу. К тому же вы умалчиваете и о том, что у Созомена написано, как святой старец перед тем, как предложить эту пищу страннику, усердно просил у Бога про­щения. Но зачем бы он стал просить прощения, если бы закон разрешал есть эту пищу в Четыредесятницу? Наконец, там написано и о том, что путник не хотел есть эту пищу, говоря, что он христианин. Поэтому не удивляйтесь, противники, когда мы говорим, что вы не христиане, так как в Четыредесятницу беспрепятственно еди­те мясо.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: