Глава 3. Причины установления Святой Четыредесятницы

 

ПЕРВАЯ ПРИЧИНА, по которой установлена святая Четыредесятница, состоит в следующем. Соблюдая этот пост, мы тем самым следуем примеру Христа, Который есть Глава наша, постившемуся ради нас сорок дней.

В то же время мы делаем это в воспоминание о безвинном страдании Христа, рас­пятого за нас, Его великого праведного страдания, и распинаем свои страсти и похоти. Хотя Христос и не дал на словах заповеди поститься по Его примеру сорокадневным постом, зато подал нам пример. Ибо в другом месте Он говорит: Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин. 13:15). Верховный Петр также говорит: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2:21). И Апостол Павел также говорит: Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас (Еф. 5:1‑2). И снова: Будьте подражателя­ми мне, как я Христу (1 Кор. 11:1). С этими словами согласуются и свидетельства святых отцов, изложенные в предшествующей главе.

ВТОРАЯ ПРИЧИНА. Чтобы все христиане соблюдали Великий пост, как общее и всенародное прибежище покаяния. Покаяние необходимо всегда, но особенно в то время, когда воспоминаем Христа, страдавшего за ниши грехи. Время покаяния благо­приятно для поста по той же причине, по которой Христос принял страдания; и за что умер Христос, за то должны и мы умерщвлять свою плоть.

ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА. Чтобы каждый христианин святым постом предочистил и приуготовил себя к достойному вкушению Пасхи, то есть к надлежащему приобще­нию Тела и Крови Христовых, лишение которых во время Пасхи – дело не христиан­ское.

ЧЕТВЕРТАЯ ПРИЧИНА. Чтобы исполнились слова Христа: когда отнимется у них Жених, (...) тогда будут поститься (Лк. 5:35). Но что означает отнятие Жениха? Страдание и смерть Христа. Хотя жених Христос был отнят и по Вознесении Господнем, это принесло не столько скорби, как Его смерть. Поэтому исполнение слов Христа отно­сится в наибольшей мере ко времени воспоминания о ней.

ПЯТАЯ ПРИЧИНА. Сорокадневный пост есть десятина года, десятая часть его, приносящаяся в жертву Богу, о чем богомудрствуют Василий Великий, авва Дорофей, преподобный Кассиан Римлянин, блаженный Симеон Фессалонитский в вопросе 52 и другие.

Установление второе. Обо всех четырех постах, которые ежегодно совершаются в Святой Православно‑Кафолической Восточной Церкви.      

Церковь Христова, Матерь наша, прекрасно и свято установила для нас, чад сво­их, четыре поста, чтобы мы их неизменно соблюдали каждый год.

ПЕРВАЯ ПРИЧИНА. В Книге пророка Захарии в главе 8 написано: И было слово Господа Саваофа (Зах. 8:1). Так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир (Зах. 8:19). Если люди Ветхого Завета ежегодно соблюдали четырехкратный пост в течение разных четырех месяцев, то тем более нам, людям, получившим совершенный Закон, приличествует эта доброде­тель, дабы не говорили, что их добродетели выше наших.

И чтобы никто не сказал, что Апостол Павел в Послании к Галатам запрещает христианам подражать Иудеям, следует знать, что в нашем христианском законе со­вершенно отсутствуют чиноотправления Иудеев, то есть обрезание, жертвы от скотов и птиц, новомесячия, субботы и тому подобное. Все это Апостол запрещает. Но посты, милостыни, молитвы имеют другое назначение. Способствуя исправлению нравов, по­каянию и благочестивой жизни. К тому же наши четырехкратные посты соблюдаются не одинаковым образом с Иудеями и не в одно и то же время, и не по той же причи­не, что у них. Наконец, если христианам отвергнуть все, что было заповедано Иудеям, придется отвергнуть и десять заповедей, которые были даны на скрижалях пророку Моисею.

ВТОРАЯ ПРИЧИНА. Второе основание. Церковь Христова имеет власть устанав­ливать законы о постах и о других необходимых благоучреждениях, и мы должны пови­новаться ее законам, о чем подробно было сказано выше в разделе втором.

ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА. Есть четыре времени года: весна, лето, осень и зима. По­этому Церковь Христова, по различию этих четырех времен, благоизволила властью, данною ей от Бога, установить различные четыре поста, чтобы мы, соблюдая их, бла­годарили Бога, удостоившего нас пройти часть своего земного пути, и просили Бога о помощи на будущее время. Таким образом, в Великий Пост мы благодарим Бога за то, что Он дал нам пройти зиму, и просим Его, чтобы Он благоволил нам благополучно и беспрепятственно пройти и поприще весны.

В пост, называемый Петров, мы благодарим Бога за то, что Он дал нам пережить весну, и молим Его о том, чтобы Он благополучно устроил для нас и летнее время.

В пост, называемый Успенским, мы благодарим Бога за то, что приблизились к концу лета, и просим, чтобы Он сподобил нас провести мирную и безмятежную осень.

В пост, называемый Филиппов, благодарим Бога за то, что Он удостоил нас про­жить осень, и просим, чтобы Он дал благополучно провести и зиму.

Такой круг времени, знамение блаженной вечности, составляет колесницу Божию, и те, кто постится в эти четырехкратные посты, устраивают себе колесницу, чтобы, подобно Илии, взойти на небо. А чтобы не нарушить этот устав Церкви, прислушайся к гласу грома в колесе, то есть правилу 18 Святого Собора, состоявшегося в Гангре: «Если кто из воздерживающихся, за исключением телесной необходимости, возгордится и на­рушит установленные и соблюдаемые Церковью общие для всех посты по собственному усмотрению, да будет проклят». Смотри Кормчую книгу, лист 59. Этот Святой Собор был первым после известного Первого Никейского Собора.

ЧЕТВЕРТАЯ ПРИЧИНА. Все эти четырехкратные посты определены Православ­ною Церковью с некоторым таинственным предзнаменованием.

Сорокадневный пост был установлен как для подражания Иисусу Христу, пос­тившемуся 40 дней, так и по другим причинам, о которых говорилось выше.

Пост по окончании Пентикостии (Пятидесятницы), называемый в народе Пет­ровым, установлен как для выражения благодарности Богу за ниспослание Утешителя, подобно тому, как постившиеся Апостолы восприняли благодать Святого Духа (Деян. 13), так и для того, чтобы исполнились слова Христа: когда отнимется у них Жених, (...) тогда будут поститься (Лк. 5:35). Ибо в Вознесении Господнем Жених Святой Церкви Христос Спаситель и был отнят от нас. Пост этот установлен и потому, чтобы воздать должное почтение и благодарность святым Апостолам, основателям Святой Церкви и просветителям всего мира и начальникам нашего спасения.

Этот пост продолжается до праздника святых первоверховных Апостолов Петра и Павла и праздника всех святых двенадцати Апостолов на следующий день.

Успенский пост, который бывает в августе, в народе называется Спасовским. Он установлен по причине двух знаменательных праздников: славного Преображения Хрис­та Бога нашего и бессмертного Успения Пречистой Его Матери. Значение этого поста состоит в том, что посредством него мы надеемся на духовное преображение по образу Преображения Господня и, постясь, надеемся и на будущее преображение при всеобщем воскресении мертвых, когда Господь уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его (Флп. 3:21). Приличествует предварять постом и день Успения Пречистой Богородицы, ибо Она, всегда постясь, особенно строго постилась, по­лучив извещение о близком Своем исходе из земной жизни в Небесную. Поэтому должно почитать Матерь Божию постом и подражать Ей по мере сил, чтобы и нам, молитвами Ее, в конце нашей жизни сподобиться успения не в смерть, а в Жизнь Вечную. Этот пост ус­тановлен еще и ради того, чтобы мы принесли достойно поблагодарили Божию благость за плоды земные и древесные, которыми Бог, насыщающий все живое, обогащает нас.

Пост перед Рождеством Христовым, в народе называемый Филипповым, потому что начинается со дня празднования памяти Апостола Филиппа, установлен весьма за­конно и благопотребно как для того, чтобы достойно встретить Христа, Который хочет придти в мир через Свое Рождество, и о чем поет Святая Церковь: “Христос с Небес, срящите», т. е. встречайте Его духовным сретением с горящими светильниками доброде­телей и лощении, – так и для того, чтобы предстать пред Ним непостыдным во Второе пришествие Его, когда мы, оставшиеся в живых, (...) восхищены будем на облаках в сре­тение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фес. 4:17). Так богомудрствуют святые отцы, преподобные Савва Освященный и Иоанн Дамаскин в своих типиках, блаженный Симеон Фессалонитский в своих ответах и многие другие.

Все это неизменно установила премудро наставляемая Богом по данной ей от Христа власти Церковь Христова, Матерь наша. И если кто ее не послушает, то да будет он (...), как язычник и мытарь (Мф. 18:17) по неложному слову Христа.

Установление третье. О качестве пищи, необходимой для постящихся.      

Противники Святой Церкви говорят, что пост вообще состоит только в умерен­ном употреблении пищи.

Можно, говорят они, соблюдать пост и употребляя в пищу мясо, масло, сыр, молоко и яйца, только не до сытости, а с воздержанием. Из этого ясно, что пост наших противни­ков основывается на одном только количестве пищи, а не на ее качестве, то есть на уме­ренном ее употреблении, а не на воздержании от некоторых вкусных яств, таких как мясо, масло, сыр, яйца, молоко. Наша же Православно‑Кафолическая Восточная Церковь всецело сохраняет все три составные части поста: время, количество и качество. Время – чтобы не быстро употреблять пищу; количество – чтобы есть немного; качество – чтобы употреб­лять не всякую пищу, особенно же воздерживаться от мяса, масла, сыра, молока, яиц.

О времени и количестве уже было сказано в начале этого Догмата в предисловии к нему, в ведении втором.

Нам предстоит сказать здесь о качестве. Святая Церковь установила следующее определение. Тем, которые благочестиво постятся, по уставу Святой Церкви, всячески должно соблюдать и качество, то есть воздерживаться от некоторой пищи, не как от скверной (да не будет этого), но как посту неприличествующих и запрещенных Церко­вью. К таковым относятся мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, иногда и рыба, в зависимости от того, каков тот или иной святой пост.

ЗДЕСЬ ПРОТИВНИКИ ВОЗРАЖАЮТ, ГОВОРЯ: На каком основании вы упот­ребляете в пост одну пищу, а от другой воздерживаетесь?

ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ПЕРВЫХ: Для чего Господь Бог повелел Адаму вкушать плоды от всякого древа, а от других воздержаться? О, если бы Адам соблюл этот пост, мы бы сейчас не имели потребности в нынешних наших постах! Еще спросим, для чего Господь Бог запретил народу Израильскому употреблять в пищу квасной хлеб, а повелел есть пресный (опресноки)? Он сказал: семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества (сынов) Израиле­вых, пришлец ли то. или природный житель земли той. Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте пресный хлеб (Исх. 12:19‑20).      

ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ВТОРЫХ: Послушайте, что пророк Даниил говорит о себе: В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои (Дан. 10:2‑3). И три отрока, бывшие с Даниилом в плену, предпочли употреблять пищу из земных семян, нежели питаться мясом с царского стола (Дан. 1). Эти и многие другие свидетельства взяты из Ветхого Завета, но гораздо больше их в Новом Завете.

ОТВЕЧАЕМ, В‑ТРЕТЬИХ: Послушайте, что говорит Апостол Павел в Послании к Римлянам: Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает (Рим. 14:21). В Евангелии сказано, что Сам Христос и Апостолы употребляли в пищу рыбу, но не сказано, что они вкушали мясную пищу, кроме законного агнца. Никто не найдет в Евангелии указания на то, что Христос, присутствуя на многих трапезах, например, на браке в Кане Галилейской, в доме Симона прокаженного, в доме Закхея, в доме Марфы и Марии, вкушал бы мясную пищу. Ибо Христос не ради мясоедения посещал пиры, но для того, чтобы вкушающим вещес­твенную пищу предоставить за трапезой духовную пищу Божественного Своего учения. Если же Он и вкушал тогда пищу, то, как образец и Учитель всяких добродетелей, вполне мог воздерживаться от мяса и других вкусных снедей. И что сказать об Иоанне Крести­теле, вся жизнь которого состояла из одного поста? Что скажем об Апостолах? Григорий Назианзин пишет о верховном Апостоле Петре в Слове о любви к бедным. Климент Алек­сандрийский в книге 2 «Педагог» пишет, что святой Евангелист Матфей питался одними только семенами. Апостол Иаков всегда воздерживался от мяса и вина, как свидетель­ствует об этом Евсевий в книге 2 своей «Истории», в главе 22. Апостол Тимофей всегда воздерживался от вина, что видно из Послания к нему Апостола Павла: пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1 Тим. 5, 23).      

Что еще сказать о первых христианах, живших близ Александрии, которых настав­лял святой Марк? По его совету они принимали пищу только один раз в день, вечером, а от мяса и вина воздерживались всегда. Об этом пишут Евсевий в книге 2 «Истории», в главе 17, и святой Епифаний в книге «Против ересей», когда говорит о назорейской ереси под номером 29.

Также святой Епифаний пишет в кратком поучении в конце книги «Против ересей» о том, что много было таких христиан, которые добровольно всегда воздерживались от мяса, а в седмицу перед Пасхой вкушали только смоквы, и притом в очень малом количестве.

Святой Кирилл Иерусалимский в Слове 4 Катехизиса свидетельствует о том, что для многих христиан было обычным воздержание от мясной пищи.

О добровольном строгом посте первых христиан пишут и святые Василий Вели­кий в Слове 1 о посте и Иоанн Златоуст в Беседе 6 на Книгу Бытия, блаженные Августин в книге 1 «О церковных обычаях» и Иероним Стридонский в книге 5 на Иовиниана, Феодорит Киррский и многие другие. Если же обратимся к в житиям святых пустынно­жителей: преподобных Антония, Илариона, очень многих, то стыд и срам вам, против­ники, если вы отвергаете святые посты, отворяя себе чревоугодием пространные врата ко всякому беззаконию.

ОТВЕЧАЕМ, В‑ЧЕТВЕРТЫХ: Если вы, противники, спрашиваете нас, почему мы воздерживаемся от мясной пищи в святые посты, то мы, не входя в долгие споры, отвеча­ем, что Церковь Христова, обладающая она полномочной властью устанавливать разные законы, имеет полное право утверждать различие пищи, употребляемой в разное время, что она и делает, повелевая православным христианам некоторую пищу вкушать, а от другой воздерживаться. А что Церковь имеет такую власть, то об этом довольно много говорилось ранее, в разделе втором и в Догмате о Преданиях. Но и сами вы рассудите, не то же ли делают и врачи, когда предписывают больным учитывать качество пищи, из ко­торой одна полезна, а другая вредна. Если мы слушаем тех, кто врачует тело, то тем более должны слушать Церковь Христову, которая врачует душу. Притом, врачи не имеют пра­ва законодательства, а Святая Церковь имеет это преимущество, как уже говорилось. Не покоряться Церкви – значит быть язычником и мытарем. Поистине удивительно, что мы повинуемся врачам, лечащим смертное тело, но пренебрегаем врачами, заботящимися о бессмертной душе, чем уничтожаем заповедь Христа, сказавшего: Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается (Лк. 10:16).      

Если вы хотите знать, с каким намерением Церковь Христова установила посты, то все учители Церкви едины в свидетельстве, говоря, что это намерение укротить плот­ские страсти и покорить их духу. Это и есть то, о чем говорит Апостол Павел: усмиряю и порабощаю тело мое (1 Кор. 9:27). Хотя Апостол Павел и другими способами умерщвлял свое тело, в проповедях, трудах, заботе и управлении Святой Церковью, но наиболее он укрощал его постом. Поэтому он и говорит: Лаже доныне терпим голод и жажду, и наго­ту и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками (1 Кор. 4:11) Приводя и нас на этот путь, он говорит: умертвите земные члены ваши (Кол. 3:5.) И в другом месте говорит: подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4:16).      

Церковь Христова не установила закона или правила, предписывающего, каким должно быть количество постной пищи, потому что таковое определение не может быть в одинаковой мере приемлемым для каждого человека, для трудящегося и не трудящего­ся, крепкого и немощного, путешествующего и остающегося дома, старого и молодого. Поэтому она установила для всех единое предписание, чтобы мы соблюдали благоразумие и приличие в различии снедей, из коих одни разрешается употреблять в пищу, а дру­гие запрещаются. Особенно запрещается вкушать пищу, утучняющую и услаждающую наше тело, особенно, по общему мнению, мясо скота и птиц.

СПРОСИТЕ: Почему Церковь устанавливает запрет не на излишество мясной пищи, но просто запрещает употреблять мясо в пост?

ОТВЕЧАЕМ: Потому, что излишество в любой пище запрещает закон естества и За­кон Божий. Закон естества возбраняет избыточное употребление пищи, ибо это противно нашему естеству, обременительно для него и становится причиной многих болезней. Закон Божий запрещает неумеренное употребление пищи, о чем говорит Сам Христос: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались обьядением и пьянством (Лк. 21:34). Поэто­му нет необходимости устанавливать новый закон относительно излишнего употребления пищи. Святая Церковь не благоволила определить количества снедей в силу различных пот­ребностей человеческого организма, а установила одно качество для обуздания плотских страстей, и ради других причин запретила употребление мяса в урочное для поста время.

Установление четвертое. О посте в среду и пятницу      

Согласно Апостольскому Преданию, должно поститься в среду и пятницу. Об этом гласит 69 Апостольское правило: «Если Епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец во святую Четыредесятницу, то есть в Великий пост, и в продолжение всего года по средам и пятницам не постится, да будет извержен, если только не препятствует ему телесная болезнь: немощному разрешается, по мере сил, вкушать масло и вино. Если же мирянин не постится, да отлучится». Смотри Кормчую книгу, лист 19, на обороте.

Это же подтверждают и святые Отцы. Священномученик Петр Александрийский в 14 правиле покаяния говорит: «Мы должны поститься в среду и пятницу. В среду – по причине составленного совета о предании Господа на страдания, а в пятницу – потому что в сей день Он пострадал за нас». Смотри Кормчую книгу, лист 262.

Святитель Феофилакт Болгарский, Архиепископ, приводит слова из Евангелия от Марка: Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали перво­священники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить (Мк. 14:1) и дает словам этим следующее толкование: «В среду составили совет, поэтому и мы постимся по сре­дам». Смотри толкование Феофилакта, лист 69, издание Московское.

Священномученик Игнатий Богоносец в своем 5 Послании к Филиппийцам гово­рит: «Не пренебрегайте постами в среду и пятницу, отдавайте излишек бедным».

Об этом говорят и святой Епифаний Кипрский в Слове 75 против ересей и Кли­мент Александрийский в 7 книге «Строматы».

ВОПРОС: Когда Святая Церковь Христова установила святые посты?

Для ответа на подобные вопросы святыми Отцами установлено следующее пра­вило. Если в Святой Церкви есть некий твердый и неизменный устав, время установле­ния которого мы не знаем и не можем найти его в книгах, это неложное знамение того, что таковой устав происходит от самих святых Апостолов.

В соответствии с этим правилом святых Отцов можно сказать и о постах: пос­кольку мы не находим в книгах сведений о времени их начала и установления, но соблю­даем их твердо и неизменно со всей Святой Церковью, то наверняка святые посты берут начало от самих Апостолов и их времен.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: