ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГЕРМАНИИ
Впервые в немецкоязычной литера туре понятие «школьная психология» появилось в 1910г., в статье В. Штерна «Сверхнормальный ребенок».
Несмотря на понимание необходимости психологической службы в системе образования, реальное ее развитие началось лишь в 70-е гг. прошлого века, после того как немецкий Бундесрат, Федеральная комиссия по планированию образовательной политики и Федеральная конференция министерств культуры и образования разработали перспективную Программу развития психологической службы в системе образования.
Целью образования, согласно федеральному закону, является прежде всего выявление индивидуальных возможностей и склонностей каждого ученика, чтобы обеспечить правильный выбор будущей профессии и жизненного пути.
В каждой из земель Германии действует свой закон об образовании, составленный на основе «рамочного» федерального закона. Система образования в целом представляет собой классическую трехступенчатую структуру, состоящую из начальной, средней и высшей школы.
|
|
Обучение в начальной школе (Grund-schule) начинается в шестилетнем возрасте и продолжается в течение четырех лет (в Берлине и Бранденбурге — шести лет).
|
Есть также отдельный тип школы — для детей с ограниченными возможностями (Fordernschulej). Сюда попадают дети, которые по разным причинам не справляются с программой средней школы.
Необходимо отметить, что в силу существующей в Германии культурной автономии федеральных земель их образовательные системы могут отличаться, так же как и система психологического сопровождения образования. Поскольку наибольшее развитие психологическая служба образования получила в Баварии, остановимся на ней более подробнее.
Баварский закон «об образовательных и воспитательных учреждениях содержит отдельную статью, касающуюся службы психологического консультирования. В статье 78 формулируются ее задачи:
|
|
1. Задачей каждой школы и каждого учителя является оказание помощи и консультирование учеников и их родителей с целью выбора образовательных возможностей, наиболее полно соответствующих склонностям и способностям каждого учащегося. Помощь школе в проведении подобного рода консультативной работы призваны оказывать педагоги-консультанты {Beratungsfehrkrafie) и школьные психологи (Schulpsychologetf).
2. Задачи, выходящие за рамки от дельной школы, выполняются государственными центрами психологического консультирования (staatliche, zentrale Schulberatungstelle).
3. Основные направления развития консультативной службы в образовании определяются соответствующим министерством.
|
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В США
Зарождение школьной психологии в США
Школьная психология в США формировалась на стыке детской психологии, клинической психологии и психологии специального обучения. В 1896 г. Л.Уитмер на базе первой в США психологической клиники в Университете Пенсильвании организовал специальные курсы для педагогов и психологов-экспертов, работавших с детьми, к которым неприменимы стандартные методы обучения. Позднее опыт Уитмера был ассимилирован при создании школьной психологической службы.
В течение следующих 50 лет школьная психология, как и другие прикладные сферы психологии, в США развивалась медленно. Критерии лицензирования, образовательные и профессиональные стандарты для школьных психологов были разработаны в 20-х гг. XX в., сначала в Нью-Йорке, а затем и в других штатах. По данным Валтера и Валлина (Walter, 1925; Wallin, 1914), до 1920 г. в США насчитывалось от 100 до 150 специалистов, практиковавших в области школьной психологии, и лишь несколько из них были квалифицированными психологами.
К 1950г. 10 университетов США предлагали специальные программы подготовки школьных психологов. Количество таких университетов (по данным Pagan, 1986) увеличилось до 30 к 1964 г., к 1965 г. их было уже 79, к 1972 г. – 153 и к 1984 г. – 211. За период с 1965 по 1984 г. количество школьных психологов возросло с 1000 до 7000 человек. Сейчас в США ежегодно около 2200 школьных психологов получают дипломы об окончании высшей школы.
Современное состояние школьной психологической службы в США
В настоящее время в США насчитывается 25 – 30 тыс. школьных психологов, которые работают во всех 50 штатах страны. Больше всего школьных психологов в густонаселенных штатах (Нью-Йорк, Огайо, Калифорния и др.). Как и в других странах, школьных психологов больше в городах, чем в сельской местности. Разрешение
|
на работу школьным психологам выдается либо образовательным органом штата, либо психологическим департаментом администрации штата.
Во всех штатах хорошо развита национальная инфраструктура поддержки школьной психологии. Интересы психологов защищает Американская психологическая ассоциация (далее – АРА); школьные психологи представлены в АРА отдельной секцией. Они имеют свою профессиональную организацию – это Национальная ассоциация школьных психологов (далее – NASP), насчитывающая 18 тыс. членов. Есть и другие национальные организации, работающие со школьными психологами.
|
|
Существуют признаваемые профессиональным сообществом школьных психологов ценности, принципы и нормы поведения. Отношения с работодателями, клиентами, педагогами, правовыми органами и обществом в целом (Oakland, 1986) регулируются с помощью нормативных документов, разработанных Американской психологической ассоциацией. Это, в частности, «Этические принципы психологов» (1981), «Психология как профессия» (1968), «Этические принципы при проведении исследований на людях» (1973), «Стандарты обучающего и психологического тестирования» (1985), «Условия приема на работу психологов» (1972). Секцией школьной психологии разработаны такие нормативные документы, как «Руководство по условиям работы школьных психологов», «Государственные правовые нормы поддержки школьной психологической службы», и некоторые другие. Комплект стандартов, принятых Американской психологической ассоциацией, обеспечивает контроль профессиональных, научных, образовательных и этических аспектов деятельности школьных психологов («Стандарты обеспечения школьной психологической службы», «Стандарты для подтверждения уровня профессионализма в школьной психологии», «Принципы профессиональной этики» и др.).