Существует более 200 различных программ подготовки школьных психологов на уровне магистра, специалиста и доктора. В
|
В законе и в «Основных направлениях» определяются основные структурно-функциональные единицы или звенья службы психологического консультирования: это педагоги-консультанты, школьные психологи (школьные консультанты — Schulberatungskrttfte) и государственные центры психологического консультирования (здесь работают так называемые государственные консультанты — staatliche Beratungskrufte).
|
|
|
В школах нередко работают также педагоги, специализирующиеся по работе с той или иной конкретной проблематикой. В их задачи может входить, например, консультирование по вопросам профилактики вредных привычек (сбор и распространение просветительской информации; координация профилактических мероприятий в рамках школы; поддержание контактов со службами по оказанию социальной и медицинской помощи), кураторская работа со старшеклассниками (выбор курсов и предметов; подготовка к экзаменам), проведение отдельных видов тренингов и т.п.
|
|
В рекомендациях баварского министерства основные направления деятельности школьных консультантов, работающих как непосредственно в школах, так и в региональных центрах, определены следующим образом:
1. Консультирование по вопросам выбора образовательного пути.
2. Психолого-педагогическое консультирование.
3. Системная работа со школой.
4. Работа в сети консультативных служб.
Нормативные документы министерства культуры и образования Баварии регламентируют основные направления деятельности всех психолого-педагогических кадров, работающих в образовательных учреждениях и в центрах, причем для специалистов каждого звена в рамках соответствующего направления выделяется свой аспект работы, и, следовательно, свои цели и задачи, определяемые их квалификацией и полномочиями.
Рассмотрим несколько подробнее, каким образом проводится подобное консультирование. На каждый случай, предполагающий консультирование, разрабатываются специальные рекомендации. Подготовкой таких рекомендаций, где достаточно подробно описывается ход консультирования, занимаются государственные консультанты. В консультативной встрече принимают участие родители, педагог-консультант и учителя; в приведенном выше примере это будут учитель из начальной школы (откуда переходит ребенок) и учитель из реальной школы (куда переходит ребенок). Педагог-консультант проводит анализ ситуации, где рассматривается
|
отличие от системы образования, принятой в Европе, в США нет программ по школьной психологии для студентов колледжей и университетов ниже уровня магистра. Подготовка по специальности «школьная психология» на уровне магистра предполагает 1–2-годичную программу, включающую 10–15 курсов; на уровне специалиста – 3-го-дичную программу (не менее 20 курсов) и 1 год интернатуры под супервизорством. Подготовка на уровне доктора обычно включает 4–5-летнюю программу: 25–35 курсов в течение 2–3 лет, год интернатуры под супервизорством и диссертационная работа.
Профессия школьного психолога предполагает владение 16 областями деятельности. К ним относятся управление классом, организация класса и социальная структура, межличностная коммуникация и консультирование, основные учебные навыки, главные жизненные навыки, эмоциональные/социальные навыки, работа с родителями, системное развитие и планирование, индивидуальное развитие, индивидуальные различия в развитии и обучении, отношения в школьном сообществе, обучение, правовые и этические аспекты профессии, тестирование, особенности мультикультурной ситуации, исследовательская и научная деятельность.
Есть две точки зрения на подготовку школьных психологов. Первая –признает наиболее эффективной модель ученого-практика. Вторая -ставит менее амбициозные цели и видит в школьных психологах хороших пользователей литературы.
Существуют различные представления и о том, к какой сфере следует относить школьную психологию: к образованию или к психологии. Психологи, работающие в школе, как правило, идентифицируют себя с коллегами в сфере образования, но при этом отмечают, что технология их работы и литература взяты в основном из психологии. Кроме того, практика деятельности школьных психологов имеет многие правовые и финансовые аспекты, которые выходят за рамки как образования, так и психологии.