При подготовке к итоговой аттестации по геометрии учитель может использовать цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) как на различных этапах урока (проверка домашнего задания, организация фронтального опроса, подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, объяснение нового материала, усвоение новых знаний, закрепление новых знаний, промежуточный и итоговый контроль ЗУН, информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, и др.), так и для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося.
Использование цифровых образовательных ресурсов в обучении геометрии способствует не только повышению интереса у школьников к учебному предмету, но и развитию аналитических, проекционных и конструкторских способностей; развитию психических функций (логическое мышление, память, внимание, воображение, восприятие, др.); формированию коммуникативных навыков и готовности к самостоятельной научно-исследовательской работе.
|
|
1) Учебники геометрии, к которым разработаны наборы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), расширяющие учебники/УМК – это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Атанасян Л. С. и др. Геометрия, 7—9. — М.: Просвещение, 2004,
Шарыгин И.Ф. Геометрия, 7—9. — М.: Дрофа, 2004.
Смирнова И.М., Смирнов В.А., Геометрия, 7—9.— М.: Мнемозина, 2007.
Наборы ЦОР (расширяющие учебники/УМК) можно заказать и приобрести через сайты издательств («Просвещение» http://www.prosv.ru; «Мнемозина» http://www.mnemozina.ru; «Дрофа» http://www.drofa.ru), через Интернет-магазин ООО «Топ-Книга» http://top-kniga.ru или в книготорговой сети (ООО «Топ-Книга», «Стрелец и К»).
2) Информационные источники сложной структуры (ИИСС) – это цифровой образовательный ресурс, основанный на структурированных цифровых материалах (текстах, видеоизображениях, аудиозаписях, фотоизображениях, интерактивных моделях и т.п.) с соответствующим учебно-методическим сопровождением, поддерживающий деятельность учащихся и учителя по одной или нескольким темам (разделам) предметной области или обеспечивающий один или несколько видов учебной деятельности в рамках некоторой предметной области.
· «Геометрический планшет для построения на плоскости»
Булычев В., Емельянов Л. ооо «дос»
Этот ресурс предназначен для использования в рамках курса планиметрии 7—9-х классов основной школы и 10—11-х классов профильной школы, а также для проведения математических кружков и факультативов. Регулярное применение планшета призвано сделать изучение геометрии более осознанным и интересным, раскрыть творческие способности учащихся, помочь в нахождении закономерности в геометрических конструкциях, дать возможность не только экспериментально проверять геометрические факты и гипотезы, но и выдвигать собственные гипотезы на основании эксперимента. Этот ресурс включен в Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов, можно скачать с http://school-collection.edu.ru/.
|
|
· «Конструктивные геометрические задания»
Дубровский В., Егоров Ю., Ерганжиева Л.
ЗАО «1С акционерное общество»
Этот ресурс представляет собой подборку 200 задач с проверкой их решений и представлением авторских решений в нескольких вариантах, выполненных в виде интерактивных моделей. Ресурс можно эффективно использовать для подготовки к итоговой аттестации по геометрии. Этот ресурс включен в Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов, можно скачать с http://school-collection.edu.ru/.
· «Школьный математический словарь-справочник»
Дубровский В., Раббот Ж. ЗАО «1С акционерное общество»
Этот ресурс представляет собой гипертекстовую справочную систему, содержащую определения и разъяснения основных понятий школьного курса математики, описания их взаимосвязей, разбор основных методов и алгоритмов решения типовых задач и иллюстраций к ним. Словарные статьи, сгруппированные в алфавитном порядке, содержат и понятия, и конкретные примеры в виде графиков и моделей. Этот ресурс включен в Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов, можно скачать с http://school-collection.edu.ru/.
· «Дидактические игры на уроке математики»
Башмаков М., Дубровский В., Поздняков С.
ЗАО «1С акционерное общество»
Этот ресурс предназначен для введения дидактической игры как одного из основных средств решения учебных задач в преподавании математики в 5-6-х классах, алгебры и геометрии — в 7-9-х классах. Активное использование на уроке игровых ситуаций позволяет повысить мотивацию учебной работы, включить в работу недостаточно подготовленных учащихся, индивидуализировать процесс обучения, развивать коммуникативные способности и коммуникативные навыки. Этот ресурс включен в Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов, можно скачать с http://school-collection.edu.ru/.
· Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки геометрии 7 класс», «Уроки геометрии 8 класс», «Уроки геометрии 9 класс»
ОАО «Кирилл и Мефодий»
Этот ресурс предназначен для использования в рамках курса планиметрии 7—9-х классов основной школы, а также для проведения математических кружков и факультативов. Этот комплект позволяет осуществить
а) получение основополагающих знаний по изучаемому курсу;
б) дополнительные материалы – энциклопедические статьи;
в) отработку умений и навыков с помощью интерактивных тренажеров;
г) проверку знаний по отдельным частям темы, целиком по теме;
д) обучение самостоятельной работе с материалом;
е) выявление слабых мест в понимании предмета и стимулирование к более глубокому его изучению;
ж) подготовку к экзамену.
Продукцию ОАО «Кирилл и Мефодий» можно заказать и приобрести через Интернет-магазин ООО «Топ-Книга» http://top-kniga.ru или в книготорговой сети (ООО «Топ-Книга», «Стрелец и К»).
3) Инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК) – это полный набор средств обучения, необходимых для организации и проведения учебного процесса, который за счет активного использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий должен обеспечивать достижение образовательных результатов, необходимых для подготовки учащихся к жизни в информационном обществе, включая:
|
|
• фундаментальность общеобразовательной подготовки;
• способность учиться;
• коммуникабельность, умение работать в коллективе;
• способность самостоятельно мыслить и действовать;
• способность решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки.
· «Геометрия. 9 класс. Динамическая геометрия»
Вернер А., Никитин А., Поздняков С. и др.
ОАО «Издательство "Просвещение"»
По сравнению с классическими подходами к преподаванию геометрии в данном ИУМК ставится задача познакомить выпускников основной школы с более современными методами геометрии: векторным методом, методом координат и методом преобразований. При этом ключевой становится тема «Преобразования»: появление в школе компьютерной техники позволяет изучать эту тему на новом, динамическом уровне, невозможном ранее при статичных иллюстрациях в школьных учебниках и учебных пособиях. ИУМК предоставляет учителю и ученику возможность дифференцированного подхода к изучению геометрии: от опытной, наглядной геометрии до углубленного уровня путем рассмотрения более серьезных вопросов, касающихся тонкостей теории. В ИУМК реализовано три уровня сложности: общеобразовательный, расширенный и углубленный. Этот ресурс включен в Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов, можно скачать с http://school-collection.edu.ru/.
Далее приведены ссылки на ресурсы Интернет, полезные в работе учителя математики, позволяющие использовать материалы при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации:
1. Региональный информационно-образовательный портал Министерства образования Саратовской области http://edu.seun.ru/
2. Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования http://www.saripkro.ru/
3. Государственная (итоговая) аттестация учащихся 9-х классов в независимой форме http://saripkro.ru/Attest/project/p1.html
4. Страница кафедры математического образования ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» на CарВики http://wiki.saripkro.ru
|
|
5. Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru/
6. Федеральный институт педагогических измерений http://www.fipi.ru/
7. Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://www.ege.edu.ru/
8. Московский центр непрерывного математического образования
http://www.mccme.ru/
9. Сеть творческих учителей. Сообщество учителей математики
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl=com
10. Открытый класс. Сообщество «Мир математики» http://www.openclass.ru/node/2367
11. Газета "Математика" Издательского дома "Первое сентября" http://1september.ru/
12. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» («Первое сентября») http://festival.1september.ru/
13. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
14. Сайт УМК Смирновых по геометрии для 7-11 классов http://geometry2006.narod.ru/
15. Геометрия – электронный урок «Многоугольники» – http://www.geometry-exe.h17.ru/
16. Математика в Открытом колледже http://www.mathematics.ru/
17. Интернет-поддержка учителей математики http://www.math.ru/
18. AIlmath.ru — вся математика в одном месте http://www.allmath.ru/
19. Exponenta.ru: образовательный математический сайт http://www.exponenta.ru/
20. Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет-школа http://www.bymath.net/
21. Геометрический портал http://www.neive.by.ru/
22. Задачи по геометрии: информационно-поисковая система http://zadachi.mccme.ru/
23. Математические этюды http://www.etudes.ru/
24. Математические олимпиады и олимпиадные задачи http://www.zaba.ru/
25. Международный математический конкурс "Кенгуру" http://www.kenguru.sp.ru/
26. Методика преподавания математики http://methmath.chat.ru/
27. Московская математическая олимпиада школьников http://olympiads.mccme.ru/mmo/
28. Сайт элементарной математики Дмитрия Гущина http://www.mathnet.spb.ru/
29. Сайт Издательства «Просвещение» http://www.prosv.ru
30. Сайт Издательства «Мнемозина» http://www.mnemozina.ru
31. Сайт Издательства «Дрофа» http://www.drofa.ru
32. Сайт Издательства «Вентана-Граф» http://www.vgf.ru
33. Сайт Издательства «Интеллект-Центр» http://www.intellectcentere.ru
34. Интернет-магазин ООО «Топ-Книга» http://top-kniga.ru
Приложение 3