Разработка регламента отбора поставщиков

 

Важнейшим фактором эффективного формирования ассортимента в супермаркете «О Кей» является обеспечение своевременных поставок товаров. Несвоевременная их поставка приводит к неполной сформированности ассортимента, потерям выручки, оттоку покупателей.

Для обеспечения своевременности поставок товаров, их комплектности и качества предлагается следующий алгоритм работы с поставщиками.

Первым этапом работы с поставщиками является конкретный план составления базы данных поставщиков. Для супермаркета «О Кей» применимы следующие критерии выбора поставщиков:

¾ количество поставщиков – главная цель при определении количества поставщиков – их оптимизация. При этом необходимы постоянные связи с небольшим числом зарекомендовавших себя на рынке предприятий;

¾ состав поставщиков – зависит от необходимого ассортимента товаров;

¾ тип отношений – при работе с поставщиками должны присутствовать «оппортунистические» и партнерские отношения. Как правило, на ограниченный ряд партнерских отношений приходятся многочисленные «оппортунистические»;

¾ региональное распределение поставщиков – для супермаркета «О Кей» в Самаре рациональна географическая близость поставщиков (география основных поставщиков – г.Самара, г.Тольятти, г. Пенза, г.Ульяновск);

¾ риски, связанные с поставщиками. Всегда есть риск, что поставщик не произведет требуемую работу. И поскольку «выпадение» даже одного поставщика может иметь существенные негативные последствия для предприятия, целесообразно заранее изучить рынок на предмет рисков.

Второй этап – система оценки и выбора поставщиков, которая должна включать показатели, объективно отражающие работу с поставщиками товаров. Данная система разработана с использованием метода экспертных оценок путем анкетирования. Были привлечены 5 экспертов (3 – работники супермаркета «О Кей», 2 – независимые). Среди них:

1. главный товаровед супермаркета «О Кей»;

2. товаровед супермаркета «О Кей»;

3. начальник маркетингового отдела супермаркета «О Кей»;

4. главный товаровед супермаркета «Перекресток»;

5. главный товаровед супермаркета «Магнит».

Для отбора наиболее важных показателей в анкете были представлены четыре показателя и открытая строка:

1. оперативность поставок в случае неплановой заявки;

2. цена;

3. система оплаты;

4. качество товара;

5. другое (напишите, что именно)

Данные опроса представлены в таблице 33.

По данному опроса о наборе показателей оценки и выбора поставщиков эксперты выделили шесть необходимых показателей:

1. качество товара – отметили все эксперты;

2. цена – четыре из пяти;

3. оперативность поставок в случае неплановой заявки – четыре из пяти;

4. система оплаты;

5. экономические возможности поставщиков;

6. оценка качества делового сотрудничества.

 

Таблица 7 - Данные опроса по выбору системы оценки и выбора поставщиков товаров супермаркета «О Кей»

Показатели Главный товаровед супермаркета «О Кей» Товаровед супермаркета «О Кей» Начальник маркетингового отдела супермаркета «О Кей» Главный товаровед супермаркета «Перекресток» Главный товаровед супермаркета «Магнит»
Оперативность поставок * * *   *
Цена *   * * *
Система оплаты       * *
Качество товара * * * * *
Другое Экономические возможности поставщика     Оценка качества делового сотрудничества  

 


Следующим шагом является определение значимости показателей. Значимость показателей определена с использованием метода анкетирования. В анкете представлено шесть показателей и предложено проранжировать эти группы по степени значимости влияния на выбор поставщиков. Данные опроса представлены в таблице 32.

При обработке данных, полученных в результате экспертных оценок, необходимо определить: приоритет показателей; общую меру согласованности между экспертами.

Найдено среднее значение сумм рангов по формуле:

 

(1)

 

где m – количество экспертов, принявших участие в анкетировании (5);

n – количество показателей, принятых для оценки поставщиков (6).

 

 

Таблица 8 - Данные опроса по определению значимости показателей

Показатели

Эксперты

SR

SR-Rср

Кзн

1 2 3 4 5
Оперативность поставок 3 2 3 3 3 14 -3,5 0,173
Цена 1 3 2 1 2 9 -8,5 0,183
Система оплаты 5 6 5 4 4 24 6,5 0,154
Качество товара 2 1 1 2 1 7 -10,5 0,187
Экономические возможности поставщиков 4 5 6 6 5 26 8,5 0,151
Оценка качества делового сотрудничества 6 4 4 5 6 25 7,5 0,152
Итого           105   1

 

Для оценки и выбора поставщиков значимость показателей должна удовлетворять следующим требованиям: более значимый критерий должен иметь наибольшее значение; сумма коэффициентов значимости должна составлять 1.

Поэтому для удовлетворения требованиям Кзн пересчитывается по формуле:

 

(2)

 

Расчет коэффициентов значимости для каждого показателя представлен в таблице 9. В результате обработки полученных данных разработана следующая система оценки и выбора поставщиков товаров супермаркета «О Кей», представленная в таблице 10.

При сравнении нескольких поставщиков одной товарной группы заполняется таблица, в которой проставляется у каждого поставщика значение показателей. На основе полученных данных выбирается поставщик, набравший в сумме наибольшее количество баллов. Следующий за ним поставщик включается в резерв на случаи непредвиденного риска срыва поставки.

 

Таблица 9 - Расчет коэффициентов значимости при выборе поставщиков товаров супермаркета «О Кей»

Кзн Расчет Результат
Кзн(1) 0,173
Кзн(2) 0,183
Кзн(3) 0,154
Кзн(4) 0,187
Кзн(5) 0,51
Кзн(6) 0,152

 

Таблица 10 - Система оценки и выбора поставщиков товаров супермаркета «О кей»

Показатели Базовая оценка в баллах Коэффициент значимости Интервал значений показателя Расчет показателя
1 2 3 4 5
Качество товаров 5 0,187 0-1 1 – наличие сертификата качества, сертификатов выставок и конкурсов; 0 – отсутствие сертификата качества
Цена 5 0,183 0-1 1 – самая низкая цена; увеличение цена на 2 % - снижение показателя на 0,1 балл
Оперативность поставки в случае неплановой заявки 5 0,173 0-0,9 0,9 – срок поставки товаров менее 1 дня; 0,45 – срок поставки от 1 до 10 дней; 0 – срок поставки более 10 дней
Система оплаты 5 0,154 0-0,75 0,75 – отсрочка платежа на срок более 3 месяцев; 0,60 – отсрочка платежа на срок 1-3 месяц; 0,45 – отсрочка платежа на срок от 7 дней до 1 месяца; 0,30 – отсрочка платежа на срок до 7 дней; 0,15 – 50 % предоплата, 50 % - в течение 7 дней; 0 – 100 % предоплата
Оценка качества делового сотрудничества 5 0,152 0-0,75 0,75 – сотрудничество более 3 лет; 0,35 – сотрудничество до 3 лет 0 – не было контактов
Экономические возможности поставщика 5 0,151 0-0,75 0,75 – доля поставки в объеме продаж менее 15 %; 0,50 – доля поставки в объеме от 15 до 40 %; 0,25 – доля поставки в объеме от 40 до 60 %; 0 – доля поставки в объеме свыше 60 %

 

В целом процесс планирования товарного обеспечения супермаркета «О Кей», с точки зрения логистической технологии, представлено на рисунке 3.

 

 


Рис. 3 – Рекомендуемый процесс планирования поставки товаров в супермаркет «О Кей»

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: