Важнейшим фактором эффективного формирования ассортимента в супермаркете «О Кей» является обеспечение своевременных поставок товаров. Несвоевременная их поставка приводит к неполной сформированности ассортимента, потерям выручки, оттоку покупателей.
Для обеспечения своевременности поставок товаров, их комплектности и качества предлагается следующий алгоритм работы с поставщиками.
Первым этапом работы с поставщиками является конкретный план составления базы данных поставщиков. Для супермаркета «О Кей» применимы следующие критерии выбора поставщиков:
¾ количество поставщиков – главная цель при определении количества поставщиков – их оптимизация. При этом необходимы постоянные связи с небольшим числом зарекомендовавших себя на рынке предприятий;
¾ состав поставщиков – зависит от необходимого ассортимента товаров;
¾ тип отношений – при работе с поставщиками должны присутствовать «оппортунистические» и партнерские отношения. Как правило, на ограниченный ряд партнерских отношений приходятся многочисленные «оппортунистические»;
|
|
¾ региональное распределение поставщиков – для супермаркета «О Кей» в Самаре рациональна географическая близость поставщиков (география основных поставщиков – г.Самара, г.Тольятти, г. Пенза, г.Ульяновск);
¾ риски, связанные с поставщиками. Всегда есть риск, что поставщик не произведет требуемую работу. И поскольку «выпадение» даже одного поставщика может иметь существенные негативные последствия для предприятия, целесообразно заранее изучить рынок на предмет рисков.
Второй этап – система оценки и выбора поставщиков, которая должна включать показатели, объективно отражающие работу с поставщиками товаров. Данная система разработана с использованием метода экспертных оценок путем анкетирования. Были привлечены 5 экспертов (3 – работники супермаркета «О Кей», 2 – независимые). Среди них:
1. главный товаровед супермаркета «О Кей»;
2. товаровед супермаркета «О Кей»;
3. начальник маркетингового отдела супермаркета «О Кей»;
4. главный товаровед супермаркета «Перекресток»;
5. главный товаровед супермаркета «Магнит».
Для отбора наиболее важных показателей в анкете были представлены четыре показателя и открытая строка:
1. оперативность поставок в случае неплановой заявки;
2. цена;
3. система оплаты;
4. качество товара;
5. другое (напишите, что именно)
Данные опроса представлены в таблице 33.
По данному опроса о наборе показателей оценки и выбора поставщиков эксперты выделили шесть необходимых показателей:
1. качество товара – отметили все эксперты;
|
|
2. цена – четыре из пяти;
3. оперативность поставок в случае неплановой заявки – четыре из пяти;
4. система оплаты;
5. экономические возможности поставщиков;
6. оценка качества делового сотрудничества.
Таблица 7 - Данные опроса по выбору системы оценки и выбора поставщиков товаров супермаркета «О Кей»
Показатели | Главный товаровед супермаркета «О Кей» | Товаровед супермаркета «О Кей» | Начальник маркетингового отдела супермаркета «О Кей» | Главный товаровед супермаркета «Перекресток» | Главный товаровед супермаркета «Магнит» |
Оперативность поставок | * | * | * | * | |
Цена | * | * | * | * | |
Система оплаты | * | * | |||
Качество товара | * | * | * | * | * |
Другое | Экономические возможности поставщика | Оценка качества делового сотрудничества |
Следующим шагом является определение значимости показателей. Значимость показателей определена с использованием метода анкетирования. В анкете представлено шесть показателей и предложено проранжировать эти группы по степени значимости влияния на выбор поставщиков. Данные опроса представлены в таблице 32.
При обработке данных, полученных в результате экспертных оценок, необходимо определить: приоритет показателей; общую меру согласованности между экспертами.
Найдено среднее значение сумм рангов по формуле:
(1)
где m – количество экспертов, принявших участие в анкетировании (5);
n – количество показателей, принятых для оценки поставщиков (6).
Таблица 8 - Данные опроса по определению значимости показателей
Показатели | Эксперты | SR | SR-Rср | Кзн | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Оперативность поставок | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 14 | -3,5 | 0,173 |
Цена | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 | 9 | -8,5 | 0,183 |
Система оплаты | 5 | 6 | 5 | 4 | 4 | 24 | 6,5 | 0,154 |
Качество товара | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 7 | -10,5 | 0,187 |
Экономические возможности поставщиков | 4 | 5 | 6 | 6 | 5 | 26 | 8,5 | 0,151 |
Оценка качества делового сотрудничества | 6 | 4 | 4 | 5 | 6 | 25 | 7,5 | 0,152 |
Итого | 105 | 1 |
Для оценки и выбора поставщиков значимость показателей должна удовлетворять следующим требованиям: более значимый критерий должен иметь наибольшее значение; сумма коэффициентов значимости должна составлять 1.
Поэтому для удовлетворения требованиям Кзн пересчитывается по формуле:
(2)
Расчет коэффициентов значимости для каждого показателя представлен в таблице 9. В результате обработки полученных данных разработана следующая система оценки и выбора поставщиков товаров супермаркета «О Кей», представленная в таблице 10.
При сравнении нескольких поставщиков одной товарной группы заполняется таблица, в которой проставляется у каждого поставщика значение показателей. На основе полученных данных выбирается поставщик, набравший в сумме наибольшее количество баллов. Следующий за ним поставщик включается в резерв на случаи непредвиденного риска срыва поставки.
Таблица 9 - Расчет коэффициентов значимости при выборе поставщиков товаров супермаркета «О Кей»
Кзн | Расчет | Результат |
Кзн(1) | 0,173 | |
Кзн(2) | 0,183 | |
Кзн(3) | 0,154 | |
Кзн(4) | 0,187 | |
Кзн(5) | 0,51 | |
Кзн(6) | 0,152 |
Таблица 10 - Система оценки и выбора поставщиков товаров супермаркета «О кей»
Показатели | Базовая оценка в баллах | Коэффициент значимости | Интервал значений показателя | Расчет показателя |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Качество товаров | 5 | 0,187 | 0-1 | 1 – наличие сертификата качества, сертификатов выставок и конкурсов; 0 – отсутствие сертификата качества |
Цена | 5 | 0,183 | 0-1 | 1 – самая низкая цена; увеличение цена на 2 % - снижение показателя на 0,1 балл |
Оперативность поставки в случае неплановой заявки | 5 | 0,173 | 0-0,9 | 0,9 – срок поставки товаров менее 1 дня; 0,45 – срок поставки от 1 до 10 дней; 0 – срок поставки более 10 дней |
Система оплаты | 5 | 0,154 | 0-0,75 | 0,75 – отсрочка платежа на срок более 3 месяцев; 0,60 – отсрочка платежа на срок 1-3 месяц; 0,45 – отсрочка платежа на срок от 7 дней до 1 месяца; 0,30 – отсрочка платежа на срок до 7 дней; 0,15 – 50 % предоплата, 50 % - в течение 7 дней; 0 – 100 % предоплата |
Оценка качества делового сотрудничества | 5 | 0,152 | 0-0,75 | 0,75 – сотрудничество более 3 лет; 0,35 – сотрудничество до 3 лет 0 – не было контактов |
Экономические возможности поставщика | 5 | 0,151 | 0-0,75 | 0,75 – доля поставки в объеме продаж менее 15 %; 0,50 – доля поставки в объеме от 15 до 40 %; 0,25 – доля поставки в объеме от 40 до 60 %; 0 – доля поставки в объеме свыше 60 % |
|
|
В целом процесс планирования товарного обеспечения супермаркета «О Кей», с точки зрения логистической технологии, представлено на рисунке 3.
Рис. 3 – Рекомендуемый процесс планирования поставки товаров в супермаркет «О Кей»