Разработка производственной программы ресторана высшего класса «Волга» на 200 мест в гостинице «Волга»

 

Производственной программой различных типов предприятий общественного питания – доготовочных и работающих на сырье (столовые, рестораны, кафе и т. д.) – является дневное расчетное меню для реализации блюд в зале данного предприятия и для снабжения буфетов, магазинов кулинарии, отпуска обедов на дом и т. д.

Производственной программой заготовочных предприятий (фабрики полуфабрикатов и кулинарных изделий, специализированные цехи, предприятия полуфабрикатов и кулинарных изделий) является объем перерабатываемого сырья (мощность) в тоннах в сутки или в смену для комплексного снабжения сети предприятий - доготовочных и магазинов кулинарии полуфабрикатами, кулинарными и кондитерскими изделиями в ассортименте.

Разработку производственной программы предприятий общественного питания, работающих на сырье или полуфабрикатах различной степени готовности, начинают с составления графика загрузки торгового зала предприятия питания и определения количества посетителей по часам работы предприятия.

 

Определение количества потребителей

 

При определении количества потребителей по графику загрузки зала основными данными для составления графика являются: режим работы предприятия, продолжительность приема пищи одним потребителем и процент загрузки зала по часам его работы.

Режим работы предприятий общественного питания устанавливается с учетом типа, месторасположения и контингента потенциальных потребителей.

При определении режима работы проектируемого предприятия необходимо также учитывать режим работы других близ расположенных предприятий общественного питания. Особое внимание должно быть обращено на улучшение обслуживания населения в утренние часы до начала работы или учебы, а также вечером, когда целесообразно совмещать питание с отдыхом.

Предприятия общественного питания не должны иметь перерывов в торговле, однако, при продолжительности работы зала более 10 часов допускается устанавливать перерыв для уборки длительностью не более 1 часа и не ранее 16.00.

Продолжительность приема пищи одним посетителем зависит от типа предприятия и принятой формы обслуживания.

Оборачиваемость места в торговом зале предприятия за час работы находится как 60 минут определенное на продолжительность приема пищи одним потребителем.

Коэффициент загрузки зала в разные часы работы определяют на основе изучения пропускной способности залов действующих предприятий общественного питания, аналогичных проектируемому.

Необходимо, чтобы хотя бы в 1 час работы предприятия загрузка зала составляла 100 %, то есть единицу.

Количество посетителей за каждый час работы предприятия определяется по формуле (1).

                                                         Р · φ· χ

                                          N час = --------------             (1)

                                                            100

где N час - количество посетителей за каждый час работы предприятия, чел

  Р - количество мест в торговом зале предприятия, шт

  φ - оборачиваемость места в зале в данный час работы предприятия

  χ - процент загрузки торгового зала в данный час работы предприятия.

Общее количество посетителей определяется суммированием количества потребителей за каждый час работы предприятия общественного питания.

Кроме того, необходимо найти количество посетителей в обеденное время, то есть, в то время когда будут реализоваться первые блюда. Целесообразно это время выбирать кратным двум, так как срок реализации первых блюд – 2 часа.

Все данные для расчета количества посетителей в проектируемом предприятии общественного питания сводятся в таблицу 1

 

Таблица 1 График загрузки торгового зала ресторана «Волга»

Часы работы предприятия Оборачиваемость места за час Процент загрузки зала, % Количество посетителей, чел.
1 2 3 4
7-8 2 50 200
8-9 2 60 240
9-10 2 80 320
10-11

Перерыв

11-12 1,5 60 180
12-13 1,5 70 210
13-14 1,5 80 240
14-15 1 100 200
15-16 1 90 180
16-17 1 70 140
17-18

Перерыв

18-19 1 60 120
19-20 0,5 80 80
20-21 0,5 90 90
21-22 0,5 100 100
22-23 0,5 100 100
23-24 0,5 80 80
Итого - -  2480

Расчет количества реализуемых блюд

В предприятиях общественного питания со свободным выбором общее количество блюд, реализуемых в торговом зале, рассчитывается по формуле (2).          

n = N · m             (2)

где n - количество блюд данной ассортиментной группы, шт

  N - общее количество потребителей, чел

  m - коэффициент потребления данной ассортиментной группы

Коэффициент потребления блюд обозначает среднее количество блюд, потребляемое одним посетителем, и состоит из коэффициентов потребления отдельных видов обеденной продукции собственного производства (холодных и горячих закусок, первых блюд, вторых и сладких блюд).

На величину потребления блюд влияют тип предприятия, национальные особенности контингента питающихся, климатические условия, режим питания и др.

Коэффициент потребления блюд в каждом отдельном случае находят на основании отчетных данных аналогичного функционирующего предприятия общественного питания.

Примерные коэффициенты потребления блюд в предприятиях общественного питания различного типа приведены в таблице 2

Таблица 2. Примерные коэффициенты потребления блюд

Тип предприятия

Суммарный коэффициент потребления блюд

Коэффициенты потребления отдельных видов продукции

Холодных и горячих закусок Супов Вторых блюд Сладких блюд
1 2 3 4 5 6
Ресторан общедоступный 3,5 1,2 0,7 1,4 0,2
Ресторан при гостинице 3,0 0,9 0,6 1,2 0,3
Кафе с самообслуживанием 1,9 0,65 0,08 1 0,17
Кафе с обслуживанием официантами 2,1 0,8 0,1 1 0,2
Кафе молочное 1,9 0,5 0,1 1 0,3
Кафе кондитерское 0,7 0,2     0,5
Кафе молодежное с обслуживанием официантами 2,25 0,64 0,08 1 0,53
Кафе мороженое 1       1
Закусочная с самообслуживанием 1,75 0,53 0,15 1 0,07
Пирожковые, чебуречные 1,2 0,2 0,3 1 -
Сосисочные, пельменные 1,5 0,4 0,3 0,9 -
Шашлычная с обслуживанием официантами 1,8 0,6 0,2 1 -
Буфеты 1,5 0,75   0,6 0,15

 

Все данные по расчету количества блюд сводятся в таблицу 3

Таблица 3. Расчет количества блюд 

Наименование ассортиментных групп блюд Суммарный коэффициент потребления блюд Коэффициент потребления отдельных групп блюд Количество блюд, шт.
1 2 3 4
Холодные и горячие закуски

3

0,9 2232
Первые блюда 0,6 1488
Вторые блюда 1,2 2976
Сладкие блюда 0,3 744

Расчет количества реализуемых блюд в ассортименте.

 

Далее необходимо провести видовую разбивку рассчитанных блюд по ассортименту. Она производится в соответствии с процентным соотношением блюд в меню аналогичных действующих предприятий общественного питания.

В зависимости от конкретных условий работы предприятия, его класса, специализации процентное соотношение блюд в ассортименте может меняться. Некоторые группы блюд могут вообще не предусматриваться.

Для расчета количества наименований блюд в каждой ассортиментной группе необходимо руководствоваться «Ассортиментным минимумом для предприятий общественного питания». Отклонение от этого минимума можно производить только в большую сторону.  

Соотношение холодных и горячих закусок, рассчитанных в таблице 3, принимается как 90: 10, то есть 90 % от общего количества блюд составляют холодные закуски, а 10 % - горячие закуски.

Таблица 4. Расчет количества блюд в ассортименте     

Наименование групп блюд

Соотношение блюд, %

Количество блюд, шт.

Кол - во наименований блюд, шт.

Всего В том числе Всего В том числе Всего В том числе
1 2 3 4 5 6 7
Холодные блюда и закуски: - рыбные - мясные - салаты, винегреты, - кисло-молочная продукция, - бутерброды 100   20 20 50 5 5 2009   402 402 1005 100 100 15   3 4 5 1 2
Горячие закуски 100 100 223 223 3 3
Первые блюда: - прозрачные, - заправочные 100   20 80 1488   298 1190 4   1 3
Вторые горячие блюда: - рыбные блюда, - мясные, из птицы - овощные, - крупяные, мучные, - яичные, молочные 100   20 50 10 10 10 2976   597 1488 297 297 297 15   3 6 2 2 2
Сладкие: - холодные, - горячие 100   80 20 744   596 148 5   3 2

 

 


Расчет прочей продукции собственного производства и покупных товаров.

 

Для определения количества прочей продукции собственного производства и покупных товаров пользуются установленными нормами потребления на 1 посетителя.


Таблица 5.Примерные нормы потребления продуктов питания на 1 человека

Наименование продуктов

Ресторан

Общедоступный При вокзале
1 2 3
Горячие напитки, л: - Чай - Кофе - Какао 0,05 0,01 0,035 0,005 0,07 0,028 0,014 0,028
Холодные напитки, л: - Фруктовые воды - Минеральные воды - Натуральные соки 0,25 0,09 0,14 0,02 0,1 0,05 0,04 0,01
Коктейли, л. 0,03 0,03
Хлебобулочные изделий, г: - Ржаной хлеб - Пшеничный хлеб 150 50 100 150 60 90
Мучные кондитерские изделия, шт. 0,5 1
Конфеты, печенье, кг 0,02 0,02
Фрукты, кг 0,075 0,075
Вино-водочные изделия, л: - Коньяк, ликер - Водка - Вино - Шампанское 0,1 0,02 0,01 0,5 0,02 0,1 0,02 0,01 0,5 0,02
Пиво, л 0,05 0,05
Табачные изделия, шт. 0,1 0,1

При проектировании нормы потребления блюд на 1 посетителя могут корректироваться в соответствии с конкретным предприятием общественного питания, его класса, специализации, обслуживаемого контингента, национальных особенностей и так далее.

Таблица 6. Расчет прочей продукции собственного производства и покупных товаров.

Наименование продуктов Норма на 1 посетителя Количество посетителей, чел. Общее количество продуктов Выход 1 порции Количество порций, шт.
1 2 3 4 5 6
Горячие напитки, л: - Чай - Кофе - Какао   Хол. напитки: Фр.воды Мин.воды Соки   Кондит.изделия   0,01 0,035 0,005     0,09 0,14 0,02   0,5 2480   24,8 86,8 12,4     223,2 347,2 49,6   1240   0,2 0,1 0,2     0,2 0,2 0,2   1   124 868 62     1116 1736 248   1240
           

Общее количество продуктов = Норма на 1 посетителя * Количество посетителей

 

Количество порций = Общее количество продуктов / Выход 1 порции

 

При проектировании предприятий общественного питания общедоступной сети можно предусмотреть отпуск обедов на дом в объеме 5 – 10 % от количества блюд, реализуемых в торговых залах. Процентная разбивка общего количества блюд, отпускаемых на дом примерно следующая: супы – 45%, вторые блюда – 50%, сладкие блюда – 5%.

Производственную программу банкетного зала в ресторане разрабатывают исходя из ориентировочной стоимости банкета на 1-го человека при оборачиваемости места за вечер, равной 1.

Но так как стоимость блюд в различных типах предприятий питания отличается друг от друга, то желательно при разработке меню для банкета руководствоваться необходимым ассортиментом блюд, которые могут быть предложены на банкете. Так, на банкете целесообразно предусмотреть:

- холодные блюда и закуски – 3 – 7 наименований,

- горячие закуски – 1 наименование,

- вторые блюда – 1 – 2 наименования,

- сладкие блюда – 1 – 3 наименования,

- фрукты, конфеты, кондитерские изделия в ассортименте,

- горячие напитки – 1 – 2 наименования,

- холодные и алкогольные напитки в ассортименте,

 

В банкетное меню целесообразно включать блюда из основного меню предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: