Диаметр выходного конца вала, исходя из расчета на кручение:
dпр = = = 83,4 мм
Принимаем: выходной диаметр Ø90 мм, под подшипники – Ø100 мм, под тяговую звездочку – Ø110 мм.
Усилие от муфты: FM = 250 = 250 = 15968 H
Ft = F4 = 40000 H, Fr = 46000 H, p = 100 мм, s = 200 мм, t = 200 мм.
Реакции от усилий в зацеплении:
RLx(s + t) – Fts = 0; RLx = Fts / (s + t) = 40000 · 0,2 / 0,4 = 20000 H
RKx = Ft – RLx = 40000 – 20000 = 20000 H
My = RKxs = 20000 · 0,2 = 4000 H · м
RLy = Frs / (s + t) = 46000 · 0,2 / 0,4 = 23000 H
RKy = Fr – RLy = 46000 – 23000 = 23000 H
Mx = RKys = 23000 · 0,2 = 4600 H · м
Реакции от усилия муфты:
FM(s + t + p) – RLFм(s + t) = 0;
RLFм = FM(s + t + p) / (s + t) = 15968 · 0,5 / 0,4 = 19960 H
RKFм = RLFм - FM = 19960 – 15968 = 3992 H
RL = = = 30480 H
RK = = = 30480 H
Для расчета подшипников:
RL' = RL + RLFм = 30480 + 19960 = 50440 H
RK' = RK + RKFм = 30480 + 3992 = 34472 H
Опасное сечение I – I. Концентрация напряжений в сечении I – I вызвана напрессовкой внутреннего кольца подшипника на вал с натягом.
Материал вала – сталь 40Х, НВ = 240, σв = 780 МПа, σт = 540 МПа, τт = 290 МПа,
σ-1 = 360 МПа, τ-1 = 200 МПа, ψτ = 0,09, [2].
Расчет вала в сечении I - I на сопротивление усталости.
|
|
σа = σu = МLFм / 0,1d43 = 1597 · 103 / 0,1 · 1003 = 16 МПа
τа = τк /2 = Твых / 2 · 0,2d43 = 4080 · 103 / 0,4 · 1003 = 10,2 МПа
Кσ / Кdσ = 3,8 [2]; Кτ / Кdτ = 2,2 [2];
KFσ = KFτ = 1 [2]; KV = 1 [2].
KσД = (Кσ / Кdσ + 1 / КFσ – 1) · 1 / KV = (3,8 + 1 – 1) · 1 = 3,8
KτД = (Кτ / Кdτ + 1 / КFτ – 1) · 1 / KV = (2,2 + 1 – 1) · 1 = 2,2
σ-1Д = σ-1 / KσД = 360 / 3,8 = 94,7 МПа
τ-1Д = τ -1 / KτД = 200 / 2,2 = 91 МПа
Sσ = σ-1Д / σа = 94,7 / 16 = 5,9; Sτ = τ -1Д / τ а = 91 / 10,2 = 8,9
S = Sσ Sτ / = 5,9 · 8,9 / = 4,9 > [S] = 2,5
Прочность вала обеспечена.
Выбор типа подшипника.
Осевые нагрузки отсутствуют, поэтому берем радиальные шарикоподшипники №320, С = 174 кН, С0 = 132 кН, d×D×B = 100×215×47
QA = RA' Kδ KT = 50440 · 1,3 · 1 = 65572 H
Ресурс подшипника:
Lh = a23(C / QA)m (106 / 60n4) = 0,8 · (174 / 65,572)3 · (106 / 60 · 4,68) = 2,7 · 104 ч
2,7 · 104 ч > [t] = 2,5 · 104 ч
Подшипник подходит.
Смазка
Смазка зубчатых зацеплений осуществляется окунанием одного из зубчатых колес в масло на полную высоту зуба.
Вязкость масла по [2]:
V1 = 0,37 м/с – V40° = 33 мм2/с
V2 = 0,12 м/с – V40° = 35 мм2/с
V40°ср = 34 мм2/с
По [2] принимаем масло индустриальное И-Г-А-32, у которого
V40°C = 29-35 мм2/с. Подшипники смазываются тем же маслом, что и зацепления за счет разбрызгивания масла и образования масляного тумана.
Проверка прочности шпоночных соединений
Напряжение смятия:
σсм = 2М / d(l – b)(h – t1) < [σ]см = 120 МПа
Быстроходный вал Ø34 мм, шпонка 10 × 8 × 40, t1 = 5 мм.
σсм = 2 · 173,9 · 103 / 34 · (40 – 10)(8 – 5) = 113 МПа < [σ]см
Промежуточный вал Ø70 мм, шпонка 20 × 12 × 100, t1 = 7,5 мм.
σсм = 2 · 958,1 · 103 / 70 · (100 – 20)(12 – 7,5) = 76 МПа < [σ]см
|
|
Тихоходный вал Ø90 мм, шпонка 24 × 14 × 100, t1 = 9 мм.
σсм = 2 · 4080 · 103 / 90 · (100 – 24)(14 – 9) = 118,3 МПа < [σ]см
Тихоходный вал Ø110 мм, шпонка 28 × 16 × 100, t1 = 10 мм.
σсм = 2 · 4080 · 103 / 110 · (100 – 28)(16 – 10) = 106 МПа < [σ]см
Приводной вал Ø90 мм, шпонка 24 × 14 × 100, t1 = 9 мм.
σсм = 2 · 4080 · 103 / 90 · (100 – 24)(14 – 9) = 118,3 МПа < [σ]см
Приводной вал Ø110 мм, шпонка 28 × 16 × 100, t1 = 10 мм.
σсм = 2 · 4080 · 103 / 110 · (100 – 28)(16 – 10) = 106 МПа < [σ]см