Расчет приводного вала и расчет подшипников для него

 

Диаметр выходного конца вала, исходя из расчета на кручение:

 

dпр = =  = 83,4 мм

 

Принимаем: выходной диаметр Ø90 мм, под подшипники – Ø100 мм, под тяговую звездочку – Ø110 мм.

 

Усилие от муфты: FM = 250  = 250  = 15968 H

Ft = F4 = 40000 H, Fr = 46000 H, p = 100 мм, s = 200 мм, t = 200 мм.

 

 

Реакции от усилий в зацеплении:

 

RLx(s + t) – Fts = 0; RLx = Fts / (s + t) = 40000 · 0,2 / 0,4 = 20000 H

RKx = Ft – RLx = 40000 – 20000 = 20000 H

My = RKxs = 20000 · 0,2 = 4000 H · м

RLy = Frs / (s + t) = 46000 · 0,2 / 0,4 = 23000 H

RKy = Fr – RLy = 46000 – 23000 = 23000 H

Mx = RKys = 23000 · 0,2 = 4600 H · м

 

Реакции от усилия муфты:

 

FM(s + t + p) – RLFм(s + t) = 0;

RLFм = FM(s + t + p) / (s + t) = 15968 · 0,5 / 0,4 = 19960 H

RKFм = RLFм - FM = 19960 – 15968 = 3992 H

RL =  =  = 30480 H

RK =  =  = 30480 H

 

Для расчета подшипников:

 

RL' = RL + RLFм = 30480 + 19960 = 50440 H

RK' = RK + RKFм = 30480 + 3992 = 34472 H

 

Опасное сечение I – I. Концентрация напряжений в сечении I – I вызвана напрессовкой внутреннего кольца подшипника на вал с натягом.

 

Материал вала – сталь 40Х, НВ = 240, σв = 780 МПа, σт = 540 МПа, τт = 290 МПа,

 

σ-1 = 360 МПа, τ-1 = 200 МПа, ψτ = 0,09, [2].

 

Расчет вала в сечении I - I на сопротивление усталости.

 

σа = σu = МLFм / 0,1d43 = 1597 · 103 / 0,1 · 1003 = 16 МПа

τа = τк /2 = Твых / 2 · 0,2d43 = 4080 · 103 / 0,4 · 1003 = 10,2 МПа

 

Кσ / К = 3,8 [2];   Кτ / К = 2,2 [2];

K = K = 1 [2];     KV = 1 [2].    

 

KσД = (Кσ / К + 1 / К – 1) · 1 / KV = (3,8 + 1 – 1) · 1 = 3,8

KτД = (Кτ / К + 1 / К – 1) · 1 / KV = (2,2 + 1 – 1) · 1 = 2,2

σ-1Д = σ-1 / KσД = 360 / 3,8 = 94,7 МПа

τ-1Д = τ -1 / KτД = 200 / 2,2 = 91 МПа

 

Sσ = σ-1Д / σа = 94,7 / 16 = 5,9;     Sτ = τ -1Д / τ а = 91 / 10,2 = 8,9

S = Sσ Sτ /  = 5,9 · 8,9 /  = 4,9 > [S] = 2,5

 

Прочность вала обеспечена.

 

Выбор типа подшипника.

Осевые нагрузки отсутствуют, поэтому берем радиальные шарикоподшипники №320, С = 174 кН, С0 = 132 кН, d×D×B = 100×215×47

 

QA = RA' Kδ KT = 50440 · 1,3 · 1 = 65572 H

 

Ресурс подшипника:

 

Lh = a23(C / QA)m (106 / 60n4) = 0,8 · (174 / 65,572)3 · (106 / 60 · 4,68) = 2,7 · 104 ч

2,7 · 104 ч > [t] = 2,5 · 104 ч

 

Подшипник подходит.

 

Смазка

 

Смазка зубчатых зацеплений осуществляется окунанием одного из зубчатых колес в масло на полную высоту зуба.

Вязкость масла по [2]:

 

V1 = 0,37 м/с – V40° = 33 мм2

V2 = 0,12 м/с – V40° = 35 мм2

V40°ср = 34 мм2

По [2] принимаем масло индустриальное И-Г-А-32, у которого

V40°C = 29-35 мм2/с. Подшипники смазываются тем же маслом, что и зацепления за счет разбрызгивания масла и образования масляного тумана.

 

Проверка прочности шпоночных соединений

 

Напряжение смятия:

 

σсм = 2М / d(l – b)(h – t1) < [σ]см = 120 МПа

 

Быстроходный вал Ø34 мм, шпонка 10 × 8 × 40, t1 = 5 мм.

 

σсм = 2 · 173,9 · 103 / 34 · (40 – 10)(8 – 5) = 113 МПа < [σ]см

 

Промежуточный вал Ø70 мм, шпонка 20 × 12 × 100, t1 = 7,5 мм.

 

σсм = 2 · 958,1 · 103 / 70 · (100 – 20)(12 – 7,5) = 76 МПа < [σ]см

 

Тихоходный вал Ø90 мм, шпонка 24 × 14 × 100, t1 = 9 мм.

 

σсм = 2 · 4080 · 103 / 90 · (100 – 24)(14 – 9) = 118,3 МПа < [σ]см

 

Тихоходный вал Ø110 мм, шпонка 28 × 16 × 100, t1 = 10 мм.

 

σсм = 2 · 4080 · 103 / 110 · (100 – 28)(16 – 10) = 106 МПа < [σ]см

 

Приводной вал Ø90 мм, шпонка 24 × 14 × 100, t1 = 9 мм.

 

σсм = 2 · 4080 · 103 / 90 · (100 – 24)(14 – 9) = 118,3 МПа < [σ]см


 

Приводной вал Ø110 мм, шпонка 28 × 16 × 100, t1 = 10 мм.

 

σсм = 2 · 4080 · 103 / 110 · (100 – 28)(16 – 10) = 106 МПа < [σ]см

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: