Организационно-технический раздел

 

Рабочий план счетов представляет собой полный перечень синтетических и ана­литических счетов, необходимых организации для ведения бухгалтерского учета. Он разрабатывается на основе Плана счетов и Инструкции по его применению и оформляется в виде отдельного приложения к учетной политике для целей бух­галтерского учета.

Инструкцией по применению Плана счетов организациям предоставлено право самостоятельно уточнять содержание отдельных субсчетов, исключать и объеди­нять их, а также вводить дополнительные субсчета в зависимости от осуществляе­мых видов деятельности, производственной структуры, сложности технологиче­ского процесса, количества и видов хозяйственных операций организации. При этом организации с незначительными объемами учетной работы (т. е. незначительным количеством счетов и бухгалтерских проводок) могут воспользоваться типовым Планом счетов, не внося в него существенных изменений в части применения суб­счетов и нетиповых проводок. Предприятия же, имеющие многопрофильный харак­тер деятельности, значительный объем учетных данных или разветвленную струк­турную сеть должны разрабатывать свой рабочий план счетов с учетом специфики своей финансово-хозяйственной деятельности. При этом в рабочем плане счетов указываются только те наименования и номера синтетических счетов и субсчетов, которые необходимы организации для учета хозяйственных операций.

Первичные документы и формы бухгалтерской отчетности. Все хозяйственные операции должны быть оформлены первичными учетными документами. Общие требования к оформлению документов установлены п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтер­ском учете. Организации при оформлении хозяйственных операций должны ис­пользовать унифицированные формы первичной учетной документации. В случае оформления операций, по которым не предусмотрены унифицированные формы, организация может самостоятельно разработать необходимый первичный доку­мент, соблюдая правила, установленные законодательством. Формы документов, разработанные организацией самостоятельно, утверждаются в качестве приложе­ния к учетной политике.

Кроме первичных учетных документов организация применяет формы бухгал­терской отчетности (утв. Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н). Организа­ция самостоятельно принимает решение о применении рекомендованных форм или разрабатывает собственные, закрепляя свой выбор в учетной политике.

Инвентаризация активов и обязательств. В учетной политике необходимо от­разить периодичность (сроки) проведения инвентаризаций, перечень имущества и обязательств, проверяемых в ходе инвентаризации в случаях, которые не уста­новлены п. 2 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете.

Методы оценки видов имущества и обязательств. Бухгалтерский учет иму­щества, обязательств и хозяйственных операций допускается вести в суммах, округ­ленных до целых рублей (п. 25 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ). При выборе варианта в рублях его необходимо отразить в учетной политике, при этом возникающие суммовые разницы отно­сятся у коммерческой организации на финансовые результаты.

Правила документооборота и технология обработки учетной информации. При большом штате бухгалтерии для распределения функций создается техноло­гия обработки учетной информации. Движение первичных документов в бухгал­терском учете регламентируется графиком документооборота, который также опре­деляет порядок представления документов в бухгалтерскую службу. Наличие графика документооборота позволяет рационально распределить должностные обязанности между работниками и своевременно составлять отчетность. Чаще все­го график документооборота оформляют в виде схемы или перечня работ по созда­нию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением и отдельными исполнителями. При этом в обязательном порядке указываются сро­ки выполнения работ.

Порядок контроля за хозяйственными операциями. Для обеспечения сохран­ности имущества, законности и целесообразности ведения финансово-хозяйствен­ной деятельности, а также достоверности учетных и отчетных данных в организа­ции должна быть налажена система внутрихозяйственного контроля. Внутренний контроль за осуществляемыми организацией хозяйственными операциями может осуществляться специально созданной в этих целях службой внутреннего контро­ля. При отсутствии специальной службы контрольные функции обычно переда­ются одному из работников или равномерно распределяются между несколькими (всеми) работниками. Положение о внутреннем (внутрихозяйственном) контро­ле может быть утверждено как в виде самостоятельного документа, так и в составе учетной политики в качестве ее приложения.

Методический раздел

 

Учетная политика для основных средств предусматривает вариантность учета в следующих случаях.

Порядок учета объектов основных средств стоимостью не более 20 000 руб. (в составе МПЗ в пределах установленного учетной политикой лимита или в об­щеустановленном порядке с начислением по ним амортизации) (п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).

Способ начисления амортизации (линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного исполь­зования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (ра­бот)) (п. 18 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).

Решение о переоценке основных средств. Организация может не чаще одного раза в год переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. В дальнейшем такие объекты должны переоцени­ваться регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (вос­становительной) стоимости (п. 15 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).

В учетной политике по нематериальным активам организация имеет право вы­бора в следующих случаях.

Способ начисления амортизации. Амортизация нематериальных активов про­изводится одним из следующих способов: линейный способ; способ уменьшаемо­го остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (ра­бот) (п. 15 ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»).

Способ погашения стоимости нематериальных активов. Амортизационные от­числения по нематериальным активам отражаются в бухгалтерском учете одним из способов: путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете либо путем уменьшения первоначальной стоимости объекта (п. 21 ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»).

В учетной политике для материально-производственных запасов могут быть предусмотрены варианты по следующим направлениям учета.

Выбор единицы учета материалов необходим для формирования достоверных данных, так как в случае неустановления единицы учета МПЗ у организации может быть нарушен порядок формирования фактической себестоимости отпущенных в производство ресурсов, что приведет к искажению отчетности. Единицей мате­риально-производственных запасов (в зависимости от характера МПЗ, порядка их приобретения и использования) может быть номенклатурный номер, партия, одно­родная группа т. п. (ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»).

Порядок учета материально-производственных запасов, поступающих в орга­низацию. Организация может учитывать поступающие МПЗ на счете 10 «Мате­риалы» по фактическим затратам или по учетным ценам. В этом случае использу­ется счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», который применяется при определении фактической себестоимости приобретенных МПЗ, а разница между фактическими затратами и учетными ценами списывается со счета 15 на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» (Инст­рукция по применению Плана счетов бухгалтерского учета).

Оценка МПЗ, отпускаемых в производство (или для иных целей)(по себестои­мости каждой единицы, по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО), по себестоимости последних по времени приобретения МПЗ (способ ЛИФО)) (п. 16 ПБУ 5/01 «Учет матери­ально-производственных запасов»).

Создание резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Создания резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов предусмотрена п. 25 ПБУ 5/01. Порядок создания резерва разъяснен в п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н. Резервирование приме­няется ко всем материально-производственным запасам (материалам (счет 10), то­варам (счет 41), готовой продукции (счет 43)), на которые в течение отчетного года рыночная цена снизилась или они морально устарели либо полностью или частично потеряли свои первоначальные качества. Для отражения резерва под снижение стоимости МПЗ используется счет 14 «Резервы под снижение стоимости материаль­ных ценностей».

Учет в торговле. Учет транспортно-заготовительныхрасходов (ТЗР) при при­обретении товаров. Такие расходы можно включать в себестоимость приобретен­ных товаров, тогда ТЗР будут списываться по мере реализации этих товаров либо их можно учитывать отдельно на счете 44 «Расходы на продажу». В этом случае сначала определяется сумма ТЗР, приходящаяся на остаток реализованных това­ров на складе на конец отчетного периода, потом рассчитывается сумма ТЗР, при­ходящаяся на реализованные товары. Полученная сумма списывается со счета 44 в дебет счета 90-2 за минусом суммы ТЗР, приходящейся на остаток товаров на складе (п. 13 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»).

Оценка приобретенных товаров в розничной торговле. Розничные торговые орга­низации могут учитывать товары по покупным ценам (на счете 41 «Товары») или по продажным ценам. В последнем случае разница между покупной и продажной сто­имостью отражается по кредиту счета 42 «Торговая наценка» и дебету счета 41 «То­вары» (п. 13 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»).

При учете затрат на производство и готовой продукции организации предо­ставлено право выбора по следующим направлениям.

Оценка незавершенного производства. На предприятиях массового и серийного производства незавершенное производство может отражаться по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, по прямым стать­ям затрат, по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов (п. 64 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Феде­рации, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н).

Способ {база) распределения косвенных расходов между объектами калькулирова­ния.

Для распределения косвенных расходов, связанных с производством несколь­ких видов продукции, может быть выбрана одна из следующих баз распределения: пропорционально заработной плате основного производственного персонала; про­порционально стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов, отпущенных на производство; пропорционально количеству отработанных машино-часов; пропор­ционально объему выпущенной продукции и т. д.

Порядок списания общехозяйственных расходов.Он зависит от того, каким спо­собом формируется себестоимость продукции: по полной производственной се­бестоимости, по сокращенной себестоимости (т. е. общехозяйственные расходы не распределяются на реализованную и нереализованную продукцию).

Если учет готовой продукции ведется по полной производственной себестои­мости, то по окончании месяца общехозяйственные расходы, накопленные на сче­те 26, списывают в дебет счетов производственных затрат 20 «Основное производ­ство», 23 «Вспомогательные производства» (если вспомогательные производства производили изделия и работы и оказывали услуги на сторону), 29 «Обслуживаю­щие производства и хозяйства» (если обслуживающие производства и хозяйства выполняли работы и оказывали услуги на сторону).

Если учет ведется по сокращенной себестоимости, общехозяйственные расхо­ды в полном объеме в конце месяца списывают непосредственно в дебет субсчета 90-2 «Себестоимость продаж» (п. 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации», Инст­рукция по применению Плана счетов бухгалтерского учета).

Способ признания коммерческих расходов. Производственные организации учи­тывают в составе коммерческих расходов затраты, связанные со сбытом продукции (затраты на рекламу, хранение и перевозку готовой продукции и др.). Коммерче­ские расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ и услуг, учитыва­ются на счете 44 «Расходы на продажу» и списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи». Коммерческие расходы могут признаваться в себесто­имости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (субсчет 90-2). При частичном списании коммерческие расходы распределяются между реализо­ванной и оставшейся продукцией (затраты списывают на себестоимость продук­ции в дебет счета 20) (п. 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Способ оценки готовой продукции (по фактической производственной себестои­мости, по нормативной (плановой) себестоимости с использованием счета 40 «Вы­пуск продукции (работ, услуг)» либо без использования счета 40) (п. 59 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, п. 203 Методи­ческих указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета).

Выбор учетной цены готовой продукции для аналитического учета и учета в местах хранения готовой продукции. В качестве учетных цен на готовую про­дукцию могут применяться: фактическая производственная себестоимость, нор­мативная себестоимость, договорные цены, другие виды цен (п. 204 Методиче­ских указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н).

Формирование резервов.

В случае принятия решения о создании резерва организации в учетной политике необходимо не только указать название резерва, но и раскрыть особенности его формирования (использования).

В целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки произ­водства или обращения отчетного периода организация в соответствии с п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ может создавать резервы на:

- предстоящую оплату отпусков работникам;

- выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

- выплату вознаграждений по итогам работы за год;

- ремонт основных средств;

- производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезон­ным характером производства;

- предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;

- предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи
в аренду по договору проката;

- гарантийные ремонт и обслуживание.

Кроме того, резервы могут создаваться и на другие цели, предусмотренные за­конодательством РФ и нормативными правовыми актами Минфина РФ.

В учетной политике в отношении полученных кредитов и займов необходимо отразить следующие варианты учета.

Порядок перевода долгосрочной задолженности в краткосрочную: можно осу­ществить перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную или учитывать заемные средства, срок погашения которых по договору займа или кредита пре­вышает 12 месяцев, до истечения указанного срока в составе долгосрочной задол­женности (п. 6 ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслужива­нию»).

Порядок списания дополнительных затрат по полученным займам и кредитам:.организация может либо отразить их в отчетном периоде, в котором были произ­ведены эти расходы, либо учесть как дебиторскую задолженность с последующим отнесением их в состав операционных расходов в течение срока погашения заем­ных обязательств (п. 20 ПБУ 15/01).

Порядок учета процентов или дисконта по причитающимся к оплате векселям, облигациям и иным выданным заемным обязательствам. В целях равномерного (ежемесячного) включения в состав расходов сумм причитающихся процентов или дисконта по выданным организацией векселям или облигациям организация впра­ве предварительно учитывать начисленные проценты (дисконт) в составе расходов будущих периодов либо относить суммы процентов или дисконта на операцион­ные расходы полностью в момент их начисления (п. 18 ПБУ 15/01).

Помимо вышеизложенного в учетной политике предприятия для бухгалтерско­го учета могут быть зафиксированы иные положения, которые организация счита­ет для себя наиболее важными.

К составлению учетной политики необходимо отнестись весьма серьезно, так как способы учета, закрепленные в этом документе, оказывают непосредственное влияние на финансовый результат хозяйственной деятельности, а законодатель­ство позволяет изменять учетную политику только с начала года.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: